Читайте в № 4 "Литературы в школе"

КРУПИНА Надежда Леонидовна —

кандидат педагогических наук, главный редактор журнала «Литература в школе»

litervsh@mail.ru

 

БЛАГОСЛОВЕННЫЕ И КРЫМ, И СЕВАСТОПОЛЬ, ВЫ С НАМИ НАВСЕГДА

ОБ ИТОГАХ ПРОЕКТА «ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА (ПРЕДМЕТ “ЛИТЕРАТУРА”): РОССИЯ — КРЫМ — СЕВАСТОПОЛЬ»

    19 сентября 2015 года в г. Евпатории на базе гимназии им. И. Сельвинского (зелёный зал Детского театрального комплекса «Золотой ключик») прошла конференция учителей Крыма и Севастополя «2015 год — год литературы в РФ: Россия — Крым — Севастополь в едином образовательном пространстве», подводящая итоги Проекта, осуществлённого журналом «Литература в школе» на средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации и на основании конкурса, проведённого обществом «Знание» России.

    На конференцию были приглашены министр образования, науки и молодёжи Республики Крым Н.Г. Гончарова, ректор Крымского республиканского Института постдипломного педагогического образования, председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» по Республике Крым А.Н. Рудяков), учителя литературы Крыма и Севастополя. Всем авторам журнала «Литература в школе» № 6 / 2015. Спецвыпуск: Крым и Севастополь» были разосланы благодарственные пригласительные письма.

    На встрече присутствовали методисты Симферопольского городского методического центра, методисты г. Евпатории, преподаватели литературы школ и гимназий городов Симферополя, Севастополя, Евпатории, Саки, Бахчисарая и районов этих городов.

    Организацию мероприятия взяли на себя активная группа учителей г. Евпатории: С.А. Васильева (СОШ «Интеграл»), Т.Г. Соловей (гимназия им. И. Сельвинского), Л.А. Сиренко (СОШ № 11), А.П. Перлак (гимназия № 8) — и главный редактор журнала Н.Л. Крупина. Гимназия им. Сельвинского посодействовала тому, чтобы для проведения конференции был выделен уютный зал детского театра «Золотой ключик», осуществила её техническое обеспечение, подготовила яркий, содержательный концерт учащихся гимназии. Прекрасный детский хор (руководитель — учитель музыки М.Ю. Пермякова), естественное, как дыхание, художественное чтение школьниками средних и старших классов стихов о Крыме произвели на всех присутствующих неизгладимое впечатление.

    Открыла конференцию Н.Л. Крупина. Она подчеркнула, что учителя Крыма и Севастополя, находясь в составе Украины, словно первая волна русской эмиграции, делали всё от них зависящее, чтобы сохранять и передать своим воспитанникам любовь к русской культуре и литературе, вызвать интерес детей к русской классике, традициям нашего народа, нашей общей истории, сохранить память о них, за что им низкий поклон от России.

    «Казалось, нелегко восстановить разрушаемое более двадцати лет единое образовательное пространство России и Крыма, Севастополя, входивших в состав Украины. Но Россия сделала для этого всё, в том числе и выделив средства на претворение в жизнь такого социально значимого для успешной деятельности преподавателей литературы Крыма и Севастополя Проекта. Именно им судить, насколько он удался. Конференция призвана подвести итог нашим совместным усилиям».

    Н.Л. Крупина отметила, что 2015 год, в котором осуществлялся Проект, особенно важный в культурной жизни России: он объявлен Президентом Годом литературы в РФ, что говорит о понимании государством роли литературы в жизни общества, о стремлении вернуть ей утраченное за почти два десятилетия влияние на читателей, возвратить детей, подростков и юношество к чтению, сделать его потребностью и одним из любимых занятий, как это было во времена СССР. Падение интереса к книге, классике и, как следствие, слабое владение устной и письменной речью, неумение ясно выразить мысль, чувство, проанализировать произведение и дать ему оценку, написать сочинение, аргументируя свои наблюдения и выводы, поставило перед словесниками нелёгкую цель — справиться с этой проблемой. Журнал объявил в начале 2014 / 2015 года конкурс «Как слово наше отзовётся», подвигая учителей России рассказать о путях приобщения школьников к чтению. Нашим читателям, благодаря этому конкурсу, представлено немало учительских находок на этом пути, очень интересных уроков, обращённых к классике и современной литературе и вызывающих большой отклик юных читателей.

    2015 год — это и год 70-летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. В майском номере журнал собрал многочисленные письма словесников об их участии 9мая в движении «Бессмертный полк». Напомнил об этом великом событии нашего единения видеофильм «Память. Бессмертный полк» (автор Т.Г. Соловей), взволновавший всех участников конференции «Всё меньше остаётся участников и свидетелей войны, — продолжила Крупина. — По сути художественная литература, созданная воевавшими писателями, делается постепенно одним из немногих источников наших знаний о войне, вызывает огромный эмоциональный отклик и переживания, формирует представления молодого поколения о нашей истории, подвиге народа, даёт образец служения Отечеству, образцы выполнения долга, образцы дружбы, верности, мужества, стойкости. К сожалению, современные школьники плохо знают произведения о Великой Отечественной войне таких писателей, как М. Шолохов, Ю. Бондарев, В. Астафьев, В. Богомолов, Г. Бакланов, В. Быков, В. Кондратьев, Е. Носов, К. Воробьёв, Курочкин, Э. Казакевич, В. Некрасов и др. Мы не должны этого допустить. Малая часть этих имён вернулась в школу, благодаря юбилею Победы. Но это не должна быть одноразовая акция. Постоянное обращение к высоко художественным книгам о войне — наш учительский долг».

    Проект «Восстановление общего образовательного пространства Россия-Крым-Севастополь» позволил, кроме распространения журнала «Литература в школе» с приложением «Уроки литературы» в 600 школах Крыма и Севастополя в течение 9 месяцев текущего года, подготовить и издать специальный номер, посвящённый Крымской тематике и опыту лучших учителей Крыма и Севастополя (№ 6 / 2015).

    Пришедший подписчикам во все регионы России, этот тот номер своим содержанием, литературоведческой и методической направленностью привлёк к себе внимание читателей именно возможностью в Год литературы в РФ показать наиболее существенную часть культуры, литературы данного региона, специфику работы словесников с классикой и современной литературой, особенности литературного краеведения.

    Как справился журнал со всеми названными проблемами, помог ли учителям в подготовке и проведении уроков на высоком литературоведческом и методическом уровне, насколько успешно знакомил с интересной и глубокой интерпретацией классики, рассказывающей не только о своём времени, но и обращённой к нам, нынешним; с результатами ЕГЭ, с методикой обучения написанию сочинения, современными технологиями, с современной литературой, думаю, мы услышим от выступающих на нашей конференции.

    Методист КРИППО М.В.  Декусарова (Симферополь) подчеркнула огромную значимость Проекта, позволившего в реальности восстановить общее образовательное пространство Россия-Крым-Севастополь. Учителя-словесники Крыма и Севастополя были отстранены от образовательной системы России более 20 лет. Получая в 2015 году научно-методический журнал «Литература в школе» с освещением актуальных проблем преподавания литературы в школе, глубокими, аналитическими литературоведческими и методическими статьями и приложение «Уроки литературы», знакомящее учителей с малоизвестными произведениями классической, современной и зарубежной литературы, с яркими уроками и дающее преподавателям литературы богатейший материал для внеклассной работы (вечера, литературно-музыкальные композиции, литературные гостиные, сценарии спектаклей для школьного театра и т. п.), словесники Крыма и Севастополя получили реальную возможность узнать о состоянии литературного образования в России, его новых тенденциях, новых технологиях и путях решения наиболее сложных проблем преподавания литературы в современной школе.

    С.А.  Васильева, О.И.  Егорова (СОШ «Интеграл», г. Евпатория) назвали своё выступление  на конференции «Журнал “Литература в школе” — верный друг и спутник словесников»; «Учителя хорошо знают, как “затирается” читателями (в том числе и самими словесниками), казалось бы, хорошо знакомые произведения, как не хватает времени за отчётами и бумагами перечитать заново классику, находить новые её смыслы, следить за новинками современной литературы. Ведущие литературоведы России (В.  Непомнящий, Ю.  Манн, Н.  Скатов, И.  Золотусский, В.  Коровин, Г.  Красухин, А.  Ужанков, В.  Агеносов, Ю.  Дворяшин, В.  Кошелев, А.  Черников, В.  Троицкий и многие другие ведущие научные сотрудники ИМЛИ, ИРЛИ, доктора филологических наук, профессора филфаков российских университетов и педуниверситетов) публикуют на страницах журнала интереснейшие литературоведческие исследования, по-новому открывающие произведения классической литературы, их актуальность и в наше время. Нередко в их статьях мы находим ключ к осмыслению и анализу произведения на уроке; в сопоставлении разных точек зрения на одно произведение ученики учатся выражать свою точку зрения, находить в тексте аргументы, подтверждающие её. В данном случае литературоведческая статья становится полезной не только учителю, но и образцом, и учебным материалом для учеников.

    Мы благодарим всех, стараниями кого стало возможно осуществить такой важный и необходимый для словесников Крыма и Севастополя проект».

    А.С.  Бурдина, методист отдела русской филологии КРИППО (г. Симферополь) в своём слове «Результаты и перспективы сотрудничества крымских учителей–словесников с журналом “Литература в школе”» подчеркнула: « Если даже только перечислить темы и проблемы, освещённые в методических разделах журналов, полученных за время осуществления проекта: Год литературы в РФ, актуальные проблемы преподавания литературы (проект Концепции школьного филологического образования; формирование метапредметных компетенций в процессе литературного образования, развитие коммуникативных компетенций школьников; итоговый экзамен по литературе в контексте новой образовательной ситуации, эффективные приёмы оценивания в; контексте новой образовательной программы; проблемное обучение; групповая работа на уроке; проектная деятельность и др.), проблемы чтения и пути её решения (чтение в школьном литературном образовании; диалог с писателем на уроке; публичные уроки чтения), изучение теоретико-литературных понятий, проблемы школьного сочинения, методический словарь и т. д. — прибавить к этому многочисленные уроки творческих, ищущих учителей России, опытных и молодых, видно, что при внимательном чтении каждого номера, анализе и классификации прочитанного журнал становится педагогическим университетом, в котором учитель литературы учится постоянно, с интересом и пользой для себя и своих учеников. Нам всем есть за что поблагодарить журнал и тех, кто выделил средства на осуществление столь значимого для нас Проекта».

    Методист Г.В.  Чередниченко (г. Евпатория) поблагодарила журнал не только за возможность знакомиться с богатейшим опытом словесников России, но и за открытость его для словесников Крыма и Севастополя, многие из которых стали авторами журнала в 2014 и 2015 годах, а некоторые и его лауреатами.

    С.П  Кургуз (СОШ № 6 г. Севастополя) сказала о кропотливой работе редакторов журнала с авторами, когда объясняется каждая правка, предлагаются её варианты, ставятся вопросы к тексту статьи, помогающие точнее выразить мысль, привести примеры, пояснить тот или иной используемый на уроке методический приём.

    Её поддержала учитель-методист СГМЦ И.Л.  Челышева (Симферополь), которая как автор крымского номера 2015 года сказала об объективности и тактичности редакторских писем, в которых не было прямых замечаний, но были тонкие и глубокие размышления о статье; в них предлагались пути улучшения и углубления материала, более точная формулировка поставленного перед учащимися вопроса, тактичное обозначение повторов и употребления общих слов, просьба (а иногда и предложение) конкретнее выразить идею урока и так же конкретно и обоснованно пояснять его логику и выбранные приёмы работы. «Хочу сказать, что работа с редактором при подготовке статьи к печати стала отличной учёбой для словесника, — заключила методист. — Не говорю уже о том богатейшем опыте, которым делятся с нами наши коллеги и который мы приобретаем, читая “Литературу в школе” и “Уроки литературы”».

    Л.А.  Сиренко (СОШ № 11, г.Евпатория) выразила своё отношение к проекту по созданию единого образовательного пространства уже в названии своего выступления: «“Журнал Литература в школе” как образовательно-методический ориентир». Она сказала: «Так устроена жизнь, что проблемы становятся очевидными и понятными лишь после того, как столкнёшься с ними непосредственно на практике. Пиетет по отношению к журналу “Литература в школе” я испытывала всегда. Но понимание его роли в современном преподавании литературы пришло во время прохождения аттестации, которую в этом году учителя Крыма впервые проходили в условиях российской образовательной системы. Я не буду говорить о трудностях прохождения аттестации, связанных с оформлением портфолио, не в этом суть: любой отчёт, любое подведение итогов работы требует напряжения сил, но имеет и положительную сторону, так как даёт возможность увидеть результаты своего труда. Но при составлении портфолио я обратила внимание на некоторые критерии оценки деятельности учителя, с которыми не могу согласиться.

    Так, в разделе 1 “Владение современными образовательными технологиями и методиками, эффективность их применения” оцениваются 10 баллами конспекты не менее 5 уроков / занятий или презентации не менее 5 уроков / занятий (CD или распечатка на бумажном носителе), подтверждающие обоснованное и эффективное использование педагогом современных образовательных технологий.

    В разделе 2 “Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта” публикации личных методических разработок и статей в зависимости от уровня (районного / городского, республиканского или всероссийского) оцениваются от 15 до 35 баллов, независимо от количества, а самое главное: публикации в печатных изданиях приравниваются к интернетным. Что же получается? Я отправляю деньги на указанный в Интернете счёт и за разработку любого урока через несколько минут приходит сертификат о публикации. 35 баллов заработаны за несколько минут! Содержание отправленного материала не рецензируется: можно взять кем-то разработанный урок, выдать за свой, отправить наскоро написанный. Главное — заплатить. А теперь сравните: не менее 5 разработок оценивается 10 баллами! А ведь порой на разработку урока уходят месяцы!

    И вот вы решили отправить статью о вашем уроке в журнал «Литература в школе». Здесь она будет тщательнейшим образом прочитана и опубликована лишь в том случае, если соответствует высоким требованиям научно-методического журнала, в редакцию которого входят авторы учебников и методических пособий, учёные, методисты, писатели, творчески работающие учителя. Здесь не пройдёт плагиат, примитив. И если ваша публикация состоялась в «Литературе в школе», этим можно гордиться. То есть журнал — это наш образовательно-методический эталон, ориентир. Не можем мы ориентироваться на Интернет, хотя пользоваться его информацией очень удобно, немало там достойного материала, но делать это нужно осторожно, так как много неточностей, не всегда есть ссылки на первоисточники, без чего не может быть научной публикации.  И наоборот, если пользуешься материалами журнала, то в их достоверности можно не сомневаться.

    Особенно важно привлечь к чтению журнала молодых учителей, для которых Интернет — истина в последней инстанции. Приобретать же опыт надо на основе высоких стандартов и стремиться к точности, научности, достоверности.

    Преподавая русский язык и литературу на Украине, мы и не догадывались, насколько далеки от культурного пространства России, сейчас это особенно ощущается. Поэтому помощь журнала “Литература в школе” в этом направлении просто неоценима.

    Хочется верить, что с завершением проекта не прервётся наше творческое содружество, а сотрудничество станет более тесным и плодотворным».

    На многочисленных встречах редакции с читателями многих городов и областей России словесниками всегда отмечаются глубокие, статьи Т.Г.  Соловей (гимназия им. И.Сельвинского, г. Евпатория). С большим интересом слушали участники евпаторийской конференции её сообщение «“Журнал Литература в школе” — лоцман в море словесности»: «Современному учителю, — начала она, — можно прижизненный памятник поставить за его самоотверженный труд в непростых условиях, где требований максимум, а отдачи и благодарности минимум. Он часто подвижник, бессеребреник, ему не хватает денег на книги, подписку газет и журналов, на посещение театров. И вот здесь нам приходит на помощь журнал “Литература в школе” — надёжный и опытный лоцман в море словесности. Он уверенно и точно проведёт сквозь все рифы и мели современной литературы и приведёт в нужный пункт назначения.

    В журнале можно не только узнать о новинках литературы, но и прочесть некоторые из них, познакомиться с методическими разработками уроков, посвящённых им. Публикации небольших произведений позволяют ксерокопировать их и использовать в работе в качестве раздаточного материала.

    Думаю, что не погрешу против истины, если скажу, что большинство учителей Крыма мало знакомы с творчеством таких писателей и поэтов, как Юрий Буйда, Вячеслав Дёгтев, Сергей Малицкий, Борис Екимов, Владимир Крупин, Константин Воробьёв, Владимир Костров, Анатолий Гребнев, Владимир Силкин и других. «Литература в школе» чаще рассказывает о тех, кто продолжает гуманистические традиции русской классической литературы. Благодаря журналу, я открыла для себя и своих учеников прекрасных русских поэтов нашего времени: Николая Рачкова, Светлану Сырневу, Николая Дмитриева… А вот найти их книги на прилавках магазинов оказалось почти невозможным. А ведь этим поэтам есть что сказать и передать юным. Спасибо, что есть журнал, который становится связующей нитью между поэтами и школой.

    Нынешние старшеклассники почти не верят в любовь, считают, что она бывает только в кино или книжках. А почитайте с ними рассказы Владимира Крупина “Песок в корабельных часах”, “Женская дружба” (Уроки литературы — 2011. — №11), ”Полонез Огинского” (Уроки литературы. — 2012. — № 11), и вы увидите, как оттают холодные глаза юных скептиков. Писатель умеет рассказать о первой любви так, что невольно проникаешься её чистотой, будто тёплый, тихий дождик тебя умывает и дарит чувство свежести и веру в счастье…

    Редакция всегда старается выбрать для печати то, что будет близко и понятно школьникам, что может вызвать их на разговор, заставить размышлять. На страницах “Уроков литературы” (2013. — № 1) опубликован рассказ современного писателя Юрия Буйды  “Химич”, который интересен для ученика и учителя в контексте изучения творчества Чехова и его хрестоматийного рассказа “Человек в футляре”. Среда, в которой происходит действие произведения, та же, что у Чехова, — учительская… Рассказы разделяет ровно 100 лет. Что изменилось или не изменилось за прошедший век? Ушли или остались проблемы? Есть, о чём подумать, поспорить. В рассказе Буйды значительно более, чем у Чехова, акцентирован мотив любви, что особенно интересно и близко старшеклассникам. Здесь же читаем об уроке по этому рассказу. Можно оттолкнуться от него, а можно пойти и своим путём… Ещё один рассказ Буйды “Сон самурая” из этого же номера, короткий, но ёмкий, вызвал бурное обсуждение. Проблемы жестокосердия и любви, духовности и бездуховности поставлены в нём очень остро.

    Интересную перекличку с классикой можно найти в стихах из цикла ”Стихи, посвящённые Пушкину”: современной поэтессы Светланы Сырневой (Уроки литературы. — 2006. № 10): “Капитанская дочка”, “Медный всадник”, “Моцарт и Сальери”. Преломлённые сквозь призму современности пушкинские сюжеты и герои обретают новые смыслы и грани и подталкивают учителя и школьников к размышлениям.

    Почти каждый год журнал печатает замечательные по силе воздействия рассказы Бориса Екимова. Рассказ ”Ночь исцеления” (Уроках литературы. — 2005. — № 8), заставляет задуматься о своих близких, об отношении к ним, показывающий, какой след оставила война в жизни одной семьи. И в помощь ему здесь же даны две разработки уроков по этому рассказу. И опять же это не обязательно истина в последней инстанции — можно найти и свою тропу. Так, кстати, называется одна из рубрик журнала. Кому-то, возможно, понравится урок по рассказу Екимова “Фетисыч”. Не прогадает учитель, который возьмёт и его на вооружение…

    Трогает учеников рассказ В.  Астафьева “Тоска по вальсу” (Уроки литературы. — 2014. — № 3).В рассказе друга Астафьева, фронтовика К. Воробьёва ”Уха без соли” (Уроки литературы. — 2008. — № 4) тоже звучит эхо войны, это эхо ещё и заставляет нас спросить себя: а какие мы? Способны ли прощать? Можем ли забыть страшное? Почему так часто говорят о «загадочной славянской (русской) душе»? Где критерии предательства, добра и зла? Старшеклассникам есть о чём подумать, поспорить. Им всегда интересны произведения со множеством смыслов, с открытыми финалами, которые не ставят точку, а оставляют много ходов.

    К таким произведениям можно отнести и рассказы Сергея Малицкого. Надежда Леонидовна наткнулась в Интернете на сказку-притчу этого писателя “Три сестры”. Привлекло знакомое название. Прочитала, задумалась — переслала мне его почитать. И я прочитала, восхитилась слогом, принесла в школу детям: давайте вместе разберёмся, что к чему. Прочитали вместе, стали обсуждать, спорить, гадать — старшеклассники понесли сказку домой, подключились родители, тоже откликнулись, стали думать. Вот какая выстроилась крепкая и объединяющая поколения цепочка. И интерес к писателю остался. Я нашла его рассказ “Танька-дурочка”, дети — “Прогул”, которые тоже вызвали большой отклик. По “Таньке-дурочке” провела урок в 8-м классе. Он оказался очень созвучен “Алым парусам” Грина. Вот так и возникли потом две методические статьи.

    Путь от замысла к уроку, от урока к статье довольно долог. Конспект — это ещё не статья. Конспект — всего лишь план урока, который намечает основные его вехи и цели. Но строя его, мы не можем точно знать, как пойдёт дело, какие подводные камни окажутся на нашем пути, что мы, возможно, недодумали. Иногда кажется, что выверили всё до мелочей, а на деле оказывается иначе. Не раз ловила себя на рождении новой идеи или мысли прямо во время урока, и подсказывали её дети. Главное — после проведения урока ничего не забыть, все новые мысли и нюансы анализа сразу же записать, а уж потом начинать выверять всё с учётом проведённого опыта. Не сделаешь сразу — половину, наверняка, забудешь. Затем можно приниматься за описание урока, и вот здесь начинается главная школа — глубинное осмысление задуманного и сделанного: зачем, почему, как. Отвечая на эти вопросы для себя, выстраиваешь систему, понятную не только тебе, но и другим. Ведь если берёшься описывать, значит, рассчитываешь, что твой опыт вызовет интерес у других и пригодится им в педагогической практике. Каждый вопрос и ответ на него надо отточить до предельной ясности и прозрачности формулировок, проверить все факты, даты и цитаты по надёжным источникам, выстроить на фундаменте конспекта стройное, гармоничное и красивое “здание” урока, чтобы понятен и обоснован был каждый переход и поворот мысли, чтобы ружьё обязательно выстрелило, а не осталось красивой декорацией. Учиться этой логике, выразительности и лёгкости слога можно у замечательных учёных-литературоведов, с которыми мы регулярно встречаемся на страницах «Литературы в школе». Это и И.  Золотусский, и Н.Н.  Скатов, и Ю.  Манн, и В.А.  Чалмаев, и В.  Воропаев, и В.А.  Кошелев, и Ю.  Лебедев, и В.  Непомнящий. У журнала есть свой круг учёных-авторов, которые не заведут учителя, а следом за ним и ученика в дебри наукообразия, а просто доступно, ярко и образно расскажут о произведении или писателе, поделятся своей интерпретацией прочитанного, помогут найти ключ к анализу. И в этом направлении журнал — тоже наш лоцман: в его портфеле лучшее литературоведение России. Так можно сказать о любом направлении работы “Литературы в школе”. Для словесника он главный помощник и советчик. Он помогает нам не терять крылья, верить, что наше слово, несущее зёрна “разумного, доброго, вечного”, сумеет прорасти в душах тех, кого мы учим, что труд наш, хоть и тяжек, но не напрасен, что мы — хранители бесценных сокровищ русского народа, в которых и есть его главная сила, а потому миссия наша самая важная в обществе.

    Поскольку журнал — периодическое издание и порой трудно спустя годы найти то, что было напечатано раньше, мне кажется было бы целесообразным открыть на сайте журнала раздел, где бы помещались небольшие произведения, опубликованные в разные годы в журнале, чтобы учитель мог познакомиться с ними, скачать, использовать в своей работе».

    Кроме выступления, Л.А.  Сиренко подготовила рассказ о только вышедшей, насыщенной интересными фактами книге «Евпатория литературная», а Т.Г.  Соловей — специально для показа словесникам Крыма видеофильм «Волшебный край» о литературном Крыме, получивший высокую оценку всех участников конференции и рекомендованный ею для распространения как учебный фильм (найти его можно на сайте журнала).

    Конференция завершилась презентацией крымского номера. На его страницах глазами Ивана Бунина и К.Г Паустовского читатели видят А.П.  Чехова. И этот уникальный материал просится на урок о Чехове, мечтавшем о том, чтобы в человеке было «всё прекрасно»…

    Читатели номера знакомятся с произведениями для подростков, созданными в Крыму А.  Куприным, К.  Чуковским, А.  Гайдаром, Юзом Алешковским, современной писательницей Тамарой Михеевой.

    Болью в сердце отзываются в каждом пронзительные рассказы Ивана Шмелёва из книги «Солнце мёртвых». В проникновенном художественном слове писателя отражены события в Крыму, пережитые им вместе со своим народом в начале 1930-х годов и напоминающие современную трагедию Донецка и Луганска.

    Главный редактор высоко оценила представленные в этом номере статьи словесников Крыма и Севастополя, показала, как проявляется в каждой автор как методист и воспитатель. Традиционно пристальное внимание словесники Крыма и Севастополя уделяют формированию умения учащихся анализировать классику, они учат понимать и объяснять роль художественной детали, много времени отводят словарной работе, развитию устной и письменной речи, литературному краеведению, развитию эмоциональной сферы детей, становлению их мировоззрения, эстетического вкуса и нравственных представлений.

    Светлану Петровну Кургуз отличает свой учительский почерк. И представленный в этом номере урок по Тургеневу выверен ею с такой тщательностью, что её ученики, благодаря интересным и точно выраженным заданиям и вопросам увлечённо открывают духовный мир простых и одновременно неповторимых тургеневских героев, простых русских людей, на которых и держится мир. Светлана Петровна поставила задачу показать коллегам урок, требующий от детей творческого анализа произведения, и блестяще справилась с этой задачей.

    Тургеневу посвятила свой урок и учитель-методист Светлана Анатольевна Васильева. Ей важно было уже на первом уроке по творчеству Ивана Сергеевича ввести учащихся в творческую мастерскую писателя, раскрыть особенности его поэтического мира, вызвать интерес к его произведениям. Её урок ёмкий: он вместил познавательную и эмоциональную заочную экскурсию по Спассому-Лутовинову, подготовленную детьми, работу с понятием «рассказ», доказательства детей, что «Бирюк» именно рассказ; их размышления о том, зачем автор ввёл в действие повествователя-рассказчика, наблюдения над пейзажем, убедившие в том, что писатель — тонкий наблюдатель природы: он передаёт оттенки цвета, звуков, запахов поля, леса, ночи. И вся эта большая работа ради того, чтобы постичь трагический образ главного героя рассказа «Бирюк», психологизм рассказа Тургенева.

    Учитель-методист Татьяна Григорьевна Соловей каждый урок создаёт как произведение искусства, в котором гармонично сочетаются трепетное слово подлинной литературы и другие виды искусства:  живопись, музыка, кино. Вот и урок анализа вступления к пушкинскому «Медному всаднику» демонстрирует талант учителя передать в своём вступительном слове самое важное, вызвать ученический отклик и желание познавать то, о чём звучал увлекательный рассказ педагога. Татьяна Григорьевна кропотливо учит читать произведения искусства, находить неповторимый вкус слова, мелодии, детали портрета или пейзажа и делает эту работу интересной для детей. Благодаря работе на уроке, учащиеся оценили незаурядную и сложную личность Петра, в своём воображении оказывались в блокадном Ленинграде и без назидания учились любить родную литературу и Родину.

    Татьяна Евгеньевна Домаскина, учитель средней школы № 1 г. Евпатории, прислала в журнал урок по пушкинской «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях», насыщенный и в образовательном, и в воспитательном плане. Сколько загадок сказки надо было разгадать, и как старались дети найти следы фольклорной сказки в пушкинской, их сходство и различие, ответить на вопрос появившегося в классе «Александра Сергеевича», почему он назвал так свою сказку, а не, например, «О спящей царевне и королевиче Елисее», о роли героев сказки в судьбе царевны. Внимание к портрету, мимике, жестам, поступкам, нравственной сути пушкинских героев помогло ребятам вывести для себя главную мысль сказки: старайся делать людям добро; зависть и злоба сами себя наказывают — и сказать своё слово о Пушкине: «В сказках Пушкина всегда / Побеждает доброта, / Осуждает автор зло, / Хитрость, жадность, колдовство. / Пушкин сказки нам писал / И всем строго завещал: / Быть красивыми душой, / Покорять всех добротой, / Трудолюбием своим, / Не завидовать другим.

    Ирина Леонидовна Челышева, учитель-методист Симферопольского городского методического центра (СГМЦ), рассказала об организации литературно-краеведческой работы в школе и её формах: это и составление перечня литературных памятников, и разработка содержания экскурсий, и исследовательская работа, связанная с творчеством и пребыванием в Крыму и Севастополе многих писателей.

    Ольга Ивановна Егорова (СОШ № 40 г. Симферополя) рассказала о судьбе и творчестве известной крымской писательницы Е.  Криштоф, её книге о Крыме, судьбах связанных с ним людей и таким образом показала учителям Крыма богатый книжный источник воспитания любви к малой родине.

    Галина Юрьевна Семёнова (СОШ № 12 г. Симферополя) показала разнообразные формы работы на уроках, на которых используется краеведческий материал.

    Н.Л.  Крупина поблагодарила всех авторов за глубокие статьи о ярких, запоминающихся уроках, которыми, выразила она уверенность, будут вдохновлены многие читатели журнала. «А от вдохновения — один шаг до воплощения уже на своих уроках находок коллег из Крыма и Севастополя».

    Всем участникам встречи был подарен крымский номер (№ 6) и номера «Литературы в школе» и приложения «Уроки литературы» за 2014 и 2015 годы для использования в своей работе и для передачи коллегам, не сумевших приехать на конференцию. Авторы номера — учителя Крыма и Севастополя — были награждены памятными дипломами журнала

    Выступавшие после презентации журнала учителя выразили благодарность журналу за профессионально осуществлённый проект, оказавший им большую помощь в работе, расширивший и углубивший литературоведческие знания, обогативший современными знаниями по методике и дидактике. Было подчёркнуто, что публикации на страницах приложения произведений современных русских и зарубежных авторов и статьи об уроках по этим произведениям обогатили представления учителей и школьников о современном литературном процессе и привлекли внимание к заметным явлениям современной литературы, вызывающим большой интерес учащихся. Знакомство с опытом российских учителей показал возможности и эффективность современных технологий, используемых на уроках литературы. Дорога для учителей Крыма и Севастополя и возможность показать на страницах журнала свои успехи и достижения. Выступавшие и присутствующие на конференции пришли к единому выводу: признать успешно осуществлённым проект «Восстановление единого образовательного пространства (предмет “Литература”) Россия — Крым — Севастополь». Они выразили надежду на то, что творческая дружба журнала со словесниками Крыма и Севастополя не ограничится столь удачным Проектом, а будет укрепляться и выражать себя в самых разнообразных формах дальнейшего сотрудничества.

    Редакция журнала получила благодарственные письма за осуществлённый Проект от начальника управления образования администрации города Симферополя Г.И.  Сухиной и директора МБУ ДПО ИМЦ А.А.  Пулиной, а также начальника управления образования администрации города Евпатории В.И.  Жеребец. Слова благодарности прислали на электронный адрес журнала учителя-крымчане, словесники Севастополя и наши читатели из городов и сёл России.

    «Рада сказать, — завершала конференцию Н.Л.  Крупина, — что вышедшие два номера «Литературы в школе» (Крым, Севастополь 2014 и 2015 годов), созданные благодаря Проекту, стали высоким профессиональным образцом для словесников и других регионов России и воодушевили их на создание «своих» номеров (Ульяновск и Ульяновская область — № 7 / 2015, Киров и Кировская область — № 9 / 2015). Ориентируясь на ваш пример, они показали своеобразие литературы этих российских городов и областей, ставшей гордостью всей нашей России, отразили интереснейший опыт лучших своих педагогов, открыв нам много нового, например, такое совершенно уникальное явление в современном литературном образовании, как проведение в Кирове и Кировской области публичных уроков литературы. В этих же номерах показана специфика преподавания литературы, отражающего региональный компонент, новаторская совместная работа школ, музеев, библиотек и театров по воспитанию квалифицированных читателей, разнообразная внеклассная работу по предмету, конкретные пути решения проблемы чтения (нечтения) в представленных на страницах журнала областях России.

   Спасибо, дорогие словесники Крыма и Севастополя, за преданное служение делу своей жизни, осуществление своего призвания, за укрепление рядов российских учителей-подвижников в наше непростое время. Напомню стихи В.  Фёдорова, написанные давно, но обращенные ко всем, от кого зависит будущее нашей Родины: “Всё испытав, мы знаем сами, / Что в дни психических атак / Сердца, не занятые нами, / Немедленно займёт наш враг, / Займёт, сводя всё те же счёты, / Займёт, засядет, нас разя… / Сердца! Да это же высоты, / которых отдавать нельзя!”»