ЛИТЕРАТУРА НЕ ДОЛЖНА СТАЛКИВАТЬ ЧЕЛОВЕКА В ЯМУ, ОНА ДОЖНА ПОДНИМАТЬ

 

КРУГЛЫЙ СТОЛ В ЯПГУ ИМ. УШИНСКОГО «ЖИВА ЛИ ВЕЧНО ЖИВАЯ КЛАССИКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ И СОЗВУЧНА ЛИ ЕЙ СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА?»

 

В рамках проекта «Изучение классики и современной литературы на уроке и во внеклассной работе» в Ярославском государственном педагогическом университете им. Ушинского прошёл круглый стол «Жив ли “вечно живая классика” в современной школе и созвучна ли ей современная литература?», организаторами которого стали факультет русской филологии и культуры ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» и научно-методический журнал «Литература в школе». Круглый стол собрал более 50 участников из преподавателей факультета русской литературы и культуры ЯГПУ им. К.Д, Ушинского и учителей литературы городов Ярославля, Углича, Рыбинска, Переяславля, Переяславля-Залесского, Мышкина, Тутаева, Ярославской обл.

 

 

 

 

 

Программа круглого столавключала разнообразные вопросы изучения классики и современной литературы в школе XXI века, в их связи и автономно, обсуждение содержания программ по литературе и осмысление частых дискуссий последнего времени, столкнувших два взгляда на содержание предмета «Литература» в современной школе: одна сторона защищала классику как основу его содержания и была за современную литературу, которая бы занимала в программе 1/3; другая говорила о необходимости отказаться от классики из-за недоступности её проблематики и языка современным  школьникам, о сведении классики к минимуму для более глубокого её постижения (до 5—7 произведений в старшей школе), о замене классики произведениями современных российских и зарубежных авторов, литературой, созданной специально для детей и т. д.

 

К круглому столу было подготовлено 12 докладов и выступлений. Открыла круглый стол главный редактор научно-методического журнала «Литература в школе» Н.Л. Крупина. Во вступительном слове она сказала, что мы привыкли к клише «вечно живая», данному такому огромному явлению, как классика. Но над «вечно живой» классикой в наше время нависла угроза лишить её жизни в школе XXI века. И сторонников свести к минимуму её присутствие в современных программах много. Хотелось бы верить, что этого всё-таки не произойдёт, и не только дети элиты будут допущены к классике, а она останется, как это было на протяжении веков, основой нравственного, патриотического, эстетического воспитания для нынешних и будущих поколений детей России. Для словесников нашего времени сейчас большая проблема нечтения школьников. И главной составляющей её становится безразличие к классике, нежелание знать, постигать её.

 

 

 

Классика в современной школе может быть не только живой, то есть интересной и привлекательной, но и мёртвой для совершенно безразличных и равнодушных к ней подростков и юношества. От чего это зависит? Конечно, от культуры семьи, в которой растёт человек, а школе — в полной мере от учителя, не способного или умеющего увлечь, показать, что классика, созданная века назад, и о нас, нынешних, потому что человек в глубинной сути своей не меняется: он думает или не думает о своём предназначении, ищет смысл жизни или прожигает её, не подвергая анализу поступки и мысли; он хочет быть любимым и любящим или только любимым, больше всех любимым, порой единственно любимым; он ясно различает добро и зло, потому что у него чёткие представления о них, или они размыты и у него нет компаса, каким является совесть человеческая; он связывает себя с родной землёй, родиной, народом или становится перекати-полем, иваном, не помнящим родства. Классика ненавязчиво учит человека быть Человеком. Учит размышлять, чувствовать, расти духовно и нравственно.

 

 

И современная литература, развивающаяся в традициях классики, несёт в себе её родниковые воды, омывающие наши души, раны, дающая силы жить достойно, приносить добро пользу и радость, строить жизнь осмысленно и давая отчёт в том, что мы оставляем на земле.

 

 

 

Но жизнь показывает, что мы пренебрежительны к своему совсем недавнему прошлому, легко забываем имена тех, кто в литературе нравственные ещё два десятка лет назад определял наше мировоззрение, отношение к жизни, наши и гражданские ориентиры эстетические вкусы: это талантливейшая плеяда писателей, участников Великой Отечественной войны (Астафьев, Бондарев, Бакланов, Богомолов, Воробьёв, Курочкин, Кондратьев, Носов и др.), это писатели, пренебрежительно названные деревенщиками, а по сути выразившие в слове сыновнюю любовь к родной земле, небу над ней, дому, семье, отечеству (Абрамов, Солоухин, Белов, Лихоносов, Куранов, Распутин, Казаков). Вспомним ещё почти забытых Шаламова, Шукшина, Добровского, Шергина, Писахова. Давайте ещё благодарно вспомним Чингиза Айтматова, Нодара Думбадзе, Василя Быкова, Бориса Укачина, Расула Гамзатова, Кайсына Кулиева и ещё многих, многих, чьё творчество окрыляло, растило не одно поколение в СССР.

 

Вся ли современная литература созвучна классике, идёт на свет этого надёжного маяка? Во многих лауреатах престижных премий литературовед, писатель И.П. Золотусский, написавший блестящую статью» Прощай, двадцатый век», увидел отсутствие духовного запаса и талант, заблудившийся во тьме свободы. Отсюда пляска детей на могилах, отрицание опыта дедов и отцов, признаки распада и отравление духовной пищи.

 

Критик приводит в подтверждение цитату из декларации Ерофеева «Поминки по советской литературе»: ««...новая русская литература выпорхнула из клети. Острота переживания свободы заложена в сущности её существования…

 

Новая русская литература засомневалась во всём без исключения: в любви, детях, вере, церкви, культуре, красоте, благородстве, материнстве, народной мудрости…

 

Новая литература колеблется между “чёрным” отчаянием и вполне циничным равнодушием.

 

 

                            

 

В литературе, некогда пахнувшей полевыми цветами и сеном, возникают новые запахи — это вонь. Все смердит: смерть, секс, старость, плохая пища, быт. Начинается особый драйв: быстро растёт количество убийств, изнасилований, совращений, абортов, пыток. Отменяется вера в разум, увеличивается роль несчастных случаев, случая вообще. Писатели теряют интерес к профессиональной жизни героев, которые остаются без определённых занятий и связной биографии. Многие герои либо безумны, либо умственно неполноценны. На место психологической прозы приходит психопатологическая».

 

 

«…Мне жаль этих детей — всё же они наши дети, — с горечью заключает И. Золотусский. — Но мне жаль и читателя. Грязь способна прилипать к одежде, от грязи зарождаются воспаления и инфекции, и, умножая грязь, мы умножаем болезни. Литература ужасно заразительна. Она в состоянии во стократ увеличивать то, что берёт из жизни. Мат на улице, мат на заборах, теперь мат в романах и повестях — это гибель языка, это гибель почитания предков. Мне скажут: такова жизнь. Но литература не должна сталкивать человека в яму. Поэт не могильщик, он поэт».

 

Так что мы сегодня несём в школу, какие идеалы, как помогает нам русская и зарубежная классика формировать идеалы, без которых жизнь человеческая лишается красоты, полёта, мечты? Как классика помогает растущему человеку познать себя, окружающий мир, в который он пришёл, наше время?

 

 

 

Что мы предлагаем школьникам из современной литературы? Чувствуем ли  при  этом ответственность за то, что сеем в детские души?

 

Возможно, мы не ответим на все эти злободневные и острые вопросы сегодняшнего дня, но думаю, что они волнуют всех участников круглого стола.

 

«Литература в кризисе» — так назвал своё выступление зав. кафедрой журналистики и издательского дела, доктор педагогических наук, профессор член Литературной академии Национальной премии «Большая книга» Е.А.ЕРМОЛИН. В современном литературном процессе он видит признаки кризиса 1) в умирании большой повествовательной формы, которая не несёт сегодня значительное содержание, большую идею, значительного и интересного героя: «мир и человек сегодня не держат романного замаха»; 2) писатель всё чаще отступает в прошлое, где всё более или менее утряслось и сложилось; 3) проза движется в сторону вымышленного дневника, репортажа, путевого, портретного очерка, трактата или их комбинаций; 4) кризис лирического высказывания: а авторском высказывании (и в прозе, и в поэзии) много вялости, инерционности, скромен масштаб лирического героя / автора. Профессор привёл примеры, подтверждающие, с его точки зрения, кризисные явления в современной литературы и назвал авторов, чьи произведения, пытаются противостоять этому процессу, среди которых многие лауреаты Национальной премии «Большая книга».

 

Если Е.А.Ермолин остановился на современном литературном процессе, каким он ему видится, то И.Ю.ЛУЧЕНЕЦКАЯ-БУРДИНА, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой русской литературы ЯГПУ, в своём докладе «Современные подходы к прочтению русской классики в школе» обозначила пути к тому, чтобы сделать классические произведения интересными для юношества, на примере романа-эпопеи «Война и мир» Л.Н..Толстого. Традиционно изучение романа строится не столько на анализе текста, сколько на пересказе общеизвестных истин о «мысли народной, о пути героев Толстого к народу, о дубе князя Андрея. Более продуктивно, считает докладчик, анализ текста, его интерпретация, ведущие к осмыслению концепции романа. Учащимся важно показать иерархический принцип организации материала, организующую идею Толстого. В основе её антитеза: мир — война, небо — земля, Запад — Восток. Они составляют художественное единство. Предложив интерпретацию системы образов романа и нравственных проблем, поднимаемых писателем, учёный итожит: обращение к «Войне и миру» — начало пути формирования духовно-нравственной личности и национального самосознания.

 

 

 

 

 

Интересным в практическом плане стало вступление «Русская классика в зеркале Серебряного века» доктора филологических наук, доцента кафедры русской литературы Е.М.БОЛДЫРЕВОЙ. Она показала пути изучения поэзии Серебряного века в его связи с традициями классики, систему аналитических и творческих заданий, цель которой увидеть в творчестве поэтов рубежа веков (Белый, Брюсов, Мережковский, Анненский, Ходасевич и др.) присутствие ярко выраженного пушкинского, лермонтовского, некрасовского начал, а также познакомить школьников с философскими и литературоведческими работами поэтов Серебряного века, посвящёнными классической литературе.

 

Не меньший интерес у участников круглого стола вызвало выступление кандидата филологических наук, доцента кафедры русской литературы, учителя литературы сош № 3 г. Ярославля Н.В.ЛУКЬЯНЧИКОВОЙ «Диалог классики в процессе подготовки к итоговому сочинению по литературе». Отрицательно оценивая предложение президента АПН исключить из школьной программы «Войну и мир», учёный и учитель С 25 летним стажем в одном лице, Лукьянчикова справедливо сказала: «Понял школьник Толстого или Тургенева, правильно или нет? — вообще не должны, на наш взгляд, ставится. Эти книги нужно читать (был пусть даже во фрагментах, как делают многие ребята), потому что в таких романах, как «Война и мир», всё важно, что бы ни открыл ученик». Участникам круглого стола были показана конкретная методическая работа по организации диалога школьников с классикой на уроках-антологиях, на которых ученики вместе с учителем составляют «сборники» тематически связанных между собой произведений разных авторов разных эпох. Урок-антология помогает увидеть, как традиции русской классической литературы трансформируются в произведениях литературы современной.

 

 

 

     Иначе организует диалог современных читателей-старшеклассников с классикой кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы ЯГПУ, педагог дополнительного образования городской программы для старшеклассников «Открытие» Н.Ю.БУКАРЕВА. Главный пафос её сообщения «Изучение современной литературы как способ повышения интереса старшеклассников к классике» сводился к тому, что одна из сложностей, с которой сталкиваются сегодня учителя-словесники, — довольно скептическое отношение учеников подросткового возраста к проблемам, которые поднимает русская классическая литература, и к типам героев, которые для писателей XIX века были актуальными. Старшеклассники готовы признать, что классика поднимает нравственные проблемы, решает «проклятые» вопросы, но согласиться с тем, что они важны для современного человека, как правило, не хотят, а если и делают это, то во многом с целью не вызвать конфликт с учителем. Решение этой проблемы Н.Ю.Букарева находит в собственной практике работы со школьниками и на разных путях. Один из них — изучение современного литературного процесса. Опыт методиста показывает, что подростки с удовольствием читают произведения писателей, поэтов, драматургов наших дней; их интерес поддерживается тем, что этих авторов школьники видят на телевизионном экране, они могут открыть их сайт в Интернете, обсудить их творчество в блогах (которые зачастую ведут сами авторы). Она убеждена, что рассмотрение современной литературы должно быть обязательной составляющей школьного курса, хотя в полной мере осознаёт, что для учителя старших классов на первом месте стоит задача изучения программных классических произведений, однако, наверное, гораздо важнее для педагога в данном случае добиться интереса к произведениям XIX века, чем просто пройти этот материал. Именно с этой целью прочтение современных авторов организуется не в конце 11 класса, как это предполагается большинством школьных программ (нельзя справедливости ради не отметить, что мало кто из педагогов успевает дойти до этого материала в выпускном классе), а в контексте изучения классического произведения, завершая или, реже, предваряя его рассмотрение. В этом случае у словесника появляется реальная возможность показать старшекласснику, что проблемы, которые были подняты писателями XIX века, не потеряли своей актуальности и сегодня, что русская литература во все времена сосредоточена на гуманистической концепции мира и человека. Важна ещё и прагматическая цель данной работы, всегда важной для педагога, —подготовка старшеклассников к ЕГЭ по литературе, два задания в котором связаны с написанием сопоставительных ответов на поставленный вопрос. Сравнение текстов разных эпох, которое обязательно будет при изучении произведений современного литературного процесса, может быть востребовано выпускниками при написании экзаменационной работы.

 

 

 

Присутствующие учителя могли воспользоваться предложенными литературными параллелями: «Умом Россию не понять…» Тютчева и Кибирова; «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…» Блока и «И вечный бой…» Бродского; «Дама с собачкой» Чехова и «Дама с собакой!» Петрушевской; Образ Сони в «Преступлении и наказании» Достоевского сравнивается с образами героинь в рассказе Т. Толстой «Соня» или сравниваются героини рассказа Т.Толстой «Соня» и Улицкой «Сонечка». Положительные отзывы учителей-словесников получила система вопросов и заданий для учащихся, помогающих учеников сравнивать и находить параллети между произведениями разных эпох.

 

     А.С.БОКАРЕВ, кандидат педагогических наук, старший преподаватель ЯГПУ, в докладе «Рецепция классической традиции в современной русской поэзии как объект изучения на уроках литературы в школе» обратился к проблеме актуализации «вечно живой» классики при изучении современной русской поэзии на уроках литературы в старших классах. На примере анализа стихотворений С. Гринберга и Б. Рыжего он продемонстрировал образовательные возможности интертекстуальности и семантического ореола метра как основополагающих механизмов культурной памяти.

 

     Учитель литературы лицея № 2 г. Рыбинска Н.А.КОСИЛОВА в сообщении «Пути повышения интереса к чтению и изучению русской классики в основной школе» отметила причины трудности восприятия школьниками русской классики (отсутствие потребности в чтении, падение читательской культуры, «приоритет визуальности» в противовес познания через слово, стремление к скорочтению и добывание только информации и др.) и показала методические решения этой проблемы на уроках. Все отметили точное наблюдение педагога: если дети не будут читать классику в школе, они никогда уже к ней не обратятся: Начитавшись «Гарри Поттера», вряд ли возьмут в руки серьёзную книгу и будут вести диалог с автором. На конкретных примерах учитель показала важность предварительного историко-культурного комментария, организации работы со словарями, энциклопедиями, словарями, проектной деятельности, самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

 

 

 

     Продолжая поднятую тему, кандидат педагогических наук, ст. преподаватель кафедры русской литературы ЯГПУ, учитель литературы ГОБУ «Новая школа» А.А.ФЕДОТОВА в своём выступлении «Изучение творчества Лескова: индивидуальная проектная деятельность школьников» раскрыла основные проблемы восприятия прозы Лескова современные школьниками, показала образовательно-воспитательная значимость  творчества писателя, представила тематику индивидуальных учебных проектов с целью системного изучения его произведений в школе.

 

    Инновационный путь изучения классики продемонстрировала М.А.ЛЬВОВА, кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы МОУ гимназии имени А.Л.  Кекина г. Ростова Ярославской области, обозначив его в названии своего доклада «Коучинговый подход в процессе изучения классической литературы».

 

Само понятие классики как своеобразной «литературной вершины», подчеркнула она, включает в себя представление о значительности произведения и непреходящем к нему интересе нескольких поколений читателей. Однако вопрос, как сделать писателя-классика «вечным спутником человечества» (Д.С.  Мережковский), отнюдь не праздный и по-прежнему открытый. Тяготеющий к общепринятым стандартам («как все»), привыкающий к массовой культуре и литературе, прагматичный и сориентированный на материальные ценности жизни, современный молодой читатель зачастую не хочет считаться с духовным наследием предков, не испытывает к нему пиетет. Может быть, одной из причин такого отношения к классике является бытующий и в учительской среде предрассудок: подобная литература настолько высока, что «перечитывать», переосмысливать и тем более по-другому преподавать её в школе не стоит. Между тем «каждая эпоха по-своему переакцентирует произведения ближайшего прошлого» (М.М. Бахтин). И в этом процессе «перечитывания» классики современный подросток может и должен принимать участие, а современный учитель может и должен ему помогать. При этом позиция последнего в образовательном процессе значительно изменяется.

 

    Стало уже привычным говорить о смене социальной роли учителя: вместо наставника — координатор, тьютор и… коуч. По определению Международной Федерации Kоучинга, коуч — это процесс, при котором отношения между субъектами общения устанавливаются исключительно на принципах партнёрства и который стимулирует мышление, творчество клиентов, вдохновляет их на максимальное раскрытие своего личностного и профессионального потенциала.

 

    За годы обучения в школе учащиеся 10 классов уже познакомились с произведениями классиков и получили, пусть даже минимальный, опыт анализа и интерпретации художественного текста.

 

    Используя инструмент «Колесо жизненного баланса (успеха, развития)» (как вариант круг, поделённый на столько областей, сколько авторов мы собираемся по программе изучить в этом полугодии или классе) в процессе индивидуальных или групповых коуч-сессий (встреч со старшеклассниками), учитель с учеником выясняют, как ребёнок будет планировать и регулировать свою познавательную деятельность.

 

    Области жизни, важные для подростка в это время, оказываются связанными с… русской классикой: от А.С.Пушкина до И.С.Тургенева, от Н.А.Некрасова до А.П.Чехова. Учитель предлагает своим «чемпионам» (так в коучинге называют тех, с кем работает коуч) разделить каждый сектор от центра к краю на десять делений и определить степень своей подготовленности по каждой из тем на данный момент. Каждый сам определяет, каким ему видится на шкале удовлетворённости максимум (что хочется «узнать» у классика, «решить» с ним, чего добиться в результате изучения темы) и «точка отсчёта» (что знает сейчас, в данный момент, ученик об изучаемом авторе и произведении). И каждый сам волен выбрать ключевую область, с которой надо начать движение — изучение классической литературы — и путь своего индивидуального саморазвития.

 

    Кому-то самым первым, лёгким шагом для изменения своего нынешнего образовательного уровня и решения «внутренних проблем» кажется изучение пушкинских творений, кто-то выбирает сразу «Войну и мир» Л.Н.  Толстого.

 

    Русская классика, призывающая к любви и милосердию, и учителя литературы должна учить видеть в ученике только хорошее и обращаться с ним, как с полноценным, умным, сильным, способным, умелым и талантливым. Это, конечно, не означает, что нужно поддерживать излишнюю самонадеянность старшеклассника («…я это уже читал, мне это неинтересно, я это знаю…»). Доказать, что понимания, а значит, личностного роста не будет, если «человек уверен, что ему всё и так известно» (Г.  Гадамер), можно, если вместе с ребятами, используя технику «Формата конечного результата», определить критерии и показатели степени усвоения той или иной темы по шкале от «1» до «10»: например, от минимального «понимаю тематику и могу пересказать прочитанные тексты» до «хорошо владею изученным материалом, могу проводить интертекстуальные связи». Проанализировав, что уже прочитано и какие аналитические (и творческие) навыки получены, каждый учащийся самостоятельно определяет, насколько он близок к конечному результату по «Шкале удовлетворённости» (1__2__3__4__5__6__7__8__9__10).

 

    Эта техника не только позволяет осознать свой уровень знаний и умений, но и помогает наметить план для самоподготовки и самосовершенствования. При помощи «открытых вопросов» учитель-коуч стимулирует этот процесс: что необходимо, чтобы приблизиться к цели? Какими будет «шажки» по этой воображаемой линии твоего личностного роста? Что и кто может помочь делать эти шаги? Где найти информацию, чтобы восполнить существующие пробелы? Когда учащийся находит на «шкале удовлетворённости» точку, в которой хотел бы оказаться через определённый промежуток времени, он уже мысленно оказывается в этой точке и «наше прочтение и понимание» себя в изучаемой литературе, по существу, начинается.

 

   Казалось бы, доклад кандидата педагогических наук, доцента, декана факультета русской литературы и культуры, учителя литератур СОШ № 3 г. Ярославля С.Ю.РОДОНОВОЙ«Восприятиепроблематики русской классической литературы иностранцами, изучающими русский язык» носит сугубо узкий характер, но, обсуждая это выступление, учителя литературы отметили, что наши ученики во многом походят на американских студентов: наши учащиеся, как и зарубежные, нередко нуждаются в культурологических, исторических прочих комментариях. По представлениям американских студентов личность русского человека «эмоционально нестабильная, сильная, но недисциплинированная, нуждающаяся в подчинении властному авторитету». Для них непонятно, что важными для русской культуры ценностями являются терпение, смирение, труд души ц русских ценится выше труда физического. Открытием для них становится факт, что самая распространённая фамилия в России не Иванов, как принято думать, а Смирнов. Для русских очень актуальны такие понятия, как закон, справедливость, правда, истина, а понятия закон и справедливость не совпадают. Не менее важны понятия правда, истина, ложь; воля, свобода.

 

     Работая над образом Пьера Безухова, студенты отрывают новый для себя процесс духовного совершенствования героя, вникают в его состояние в плену, на Бородинском поле: «В плену Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворён для счастья, что счастье в нём самом…» Для американских студентов, как и для многих нынешних школьников, категории терпения, смирения, страдания являются абстрактными. Докладчик завершил своё выступление словами: «Современные российские школьники почти так же далеки от того языка, которыми написаны произведения Толстого, Достоевского, Горького, как и американцы. Возможно поэтому тоже возникает проблема отсутствия интереса к чтению. Очевидно, стоит пересмотреть сами принципы работы с русской классикой на уроках в школе».

 

 

 

     Все выступления и доклады были выслушаны с большим вниманием и интересом и вызвали заинтересованный отклик и живую дискуссию у открытого микрофона, у которого выступило 7 участников круглого стола.

 

     Так в одном из выступлений у свободного микрофона была выражена благодарность Е.А.Ермолину за анализ современного литературного процесса и за знакомство аудитории с большим числом новых имён в современном литературном процессе, которые, по мнению члена жюри премии «Большая книга», выходят из кризиса литературы и нередко становятся лауреатами этой премии. Но те, кто знаком со статьёй И.П.Золоиусского «Прощай, двадцатый век», запомнили своё ощущение от цитат из произведений авторов, победителей премии: во-первых, их невозможно читать вслух; нельзя представить, что их можно принести в класс; ты испытываешь стыд, как будто прикоснулся к чему-то нечистому.

 

 — Среди интересных имён, которые привлекли учёного и критика, было названо имя Серёжи Павловского, — откликнулась у свободного микрофона на выступление Ермилина одна из участниц круглого стола. Именно так называет себя этот молодой и достаточно успешный автор. Но Евгений Анатольевич не сказал, что Серёжа — любитель нецензурной лексики. И здесь показательны циничные рассуждения этого писателя во время интервью с ним.

 

«— Когда читаешь твои рассказы, кажется, что ты пишешь именно о себе. При этом раскрываются самые интимные стороны жизни. Как реагируют на твоё творчество близкие?

 

— Мама вообще не переваривает ненормативную лексику, поэтому читала всего несколько моих текстов, которые относительно без мата. Папа не прочитал ни одного моего произведения, потому что я ему их просто не давал. Жена кое-что осилила, но в целом не любит читать художественную прозу, поэтому ей тоже все равно.

 

А почему ты в своей прозе не можешь обойтись без ненормативной лексики?

 

— Могу. Но делаю это крайне редко. Обсценная лексика естественно присуща современной речи. А так как я пишу о простых людях, которые разговаривают матом и используют его для связки слов в предложениях, глупо его избегать. Тогда персонажи получатся ненастоящими. В конце концов, не я изобрел лексический моветон. И если кому-то не нравится читать прозу с матом, пусть не читают, их никто не заставляет.

 

— Твои аудиокниги я, например, слушать не смогла, там сплошь…

 

— Да-да, почти вся моя аудиопроза состоит из контркультурных и маргинальных текстов, эдакая панк-литература — сплошной мат, сортирный юмор и извращения. Но, несмотря на весь натурализм и абсурд записей, даже ими получается привлекать новых читателей».

 

Не согласилась с этим мнением следующая выступающая у открытого микрофона:

 

— Евгений Аналольевич давал оценку этому писателю, может быть, не такую., какую вы ожидали. Он писал: «Сергей Павловский — рассказчик, который просто так уболтает любого. Возможно, следует учесть, что слов при этом он не выбирает, а берёт те, которые приходят в голову, те, что валяются на углу рядом с мусоркой. Эти уличный мусор и личный вздор в прозе Павловского обретают сугубо авторскую пластику и в сумме дают некомплиментарный срез нашей не всегда героической эпохи. Я бы не спешил сказать, что ему ничего не свято. Но вот уж в ханжестве его точно не уличить. Читать тексты Павловского мне было весело и грустно; но прочитать их, пожалуй, стоило».

 

 — И это высказывание получило возражение: «Хотелось бы задать критику и литературоведу Ермолину вопрос: кому стоило — учителям, юношеству? Всегда ли мы осознаём ответственность за что, что делаем, особенно в подростковой и молодёжной среде?»

 

    Хотя выступление Бокарёва было ярким и профессиональным, выступающие у свободного микрофона отметили, что предложенные им стихи сложны для средней школы и скорее предназначены для студентов филфака. Они требуют серьёзного комментария, знания поэзии предшественников, обращения к словарям и вряд ли могут быть самостоятельно проанализированы учащимися школы. Примером обращения к классике с точки зрения интертекстуальности послужило стихотворение Семёна Гринберга (род. 1938) «Вообще, вы будете смеяться...», интересное для выступавшего в первую очередь своей богатой генеалогией:

 

Вообще, вы будете смеяться,

 

Но демон был и у меня.

 

Он походил на тунеядца,

 

Веселый, пальчиком маня,

 

Он, что ни день, давал советы,

 

Такого типа, например:

 

Любите живопись, поэты!”

 

И звал синицу — зензивер.

 

 И говорил не “есть”, а “кушать”,

 

“Облéгчить”, а не “облегчи́ть”

 

И мог зашедшего послушать,

 

Что называют, залечить.

 

Он толковал об Ювенале,

 

А то про женщину в песках

 

И на качающемся стуле

 

Сидел в сандалях и носках.

 

    Отмечая профессионализм и эрудициюдокладчика, выступающие всё-таки задавали ему вопросы:
— Да, эти строки с вкроплениями из классики (Пушкин, Заболоцкий, Хлебников) говорят о начитанности и эрудиции поэта. Замечательно, если такую же эрудицию и знания проявят наши ученики, определив авторов используемых поэтом цитат. Но скажите откровенно: вам понравились эти стихи? Они вас тронули? Они вызвали ваше ответное чувство? Задели сердце?

 

    Очень сложным было названо задание сопоставить гринберговского демона с заглавными персонажами произведений А. С. Пушкина и А. А. Блока («Демон»), М. Ю. Лермонтова («Мой демон»), а также Б. Л. Пастернака («Памяти демона»). Оно, по мнению обсуждавших, предназначено для учащихся спецшкол гуманитарного профиля.

 

    В выступлении Н.Ю.Букаревой вызвало острое обсуждение трактовка ею стихотворения Кибирова как отклик на стихотворение Тютчева «Умом Россию не понять…»:

 

Умом Россию не понять —

 

равно как Францию, Испанию,

 

Нигерию, Камбоджу, Данию,

 

Урарту, Карфаген, Британию,

 

Рим, Австро-Венгрию, Албанию —

 

у всех особенная стать.

 

В Россию можно только верить?

 

Нет, верить можно только в Бога.

 

Всё остальное — безнадёга.

 

Какой мерою ни мерить —

 

нам всё равно досталось много:

 

 

 

в России можно просто жить.

 

Царю с Отечеством служить.

 

Выступавшие заметили:

 

 — Учитель предлагает ученикам сопоставить отношение авторов к России и спрашивает: можно ли утверждать, что отношение Т.  Кибирова к России иронично? С какой целью он меняет утвердительную конструкцию («В Россию можно только верить») на вопросительную?

 

    В ходе анализа школьники отмечают, что ирония современного поэта звучит вовсе не по отношению к России, а к гениальной фразе Тютчева («Умом Россию не понять»), которую превратили в шаблон из-за многократного повторения. Но не воспитываем ли мы таким образом нигилистов? Ирония к гениальной фразе гениального поэта? Но можно ли назвать поэтической удачей стихотворение самого Кибирова? Учитель утверждает, что «стихотворение Кибиров строит на дословном повторении тютчевских строк с их последующим ироничным переосмыслением, у него иное отношение к Родине: живя в ней, надо ценить то, что тебе дала твоя страна». Последняя строчка стихотворения Кибирова, по мнению учителя, звучит даже торжественно, иронии в ней нет, на первый взгляд нелогично появление лексики, не связанной с современностью, но этим приёмом автор утверждает идею высокой преданности человека любой эпохи своему государству, гражданского служения ему. Думается, что это большая натяжка.

 

 

 

    В поддержку этого мнения было высказано и ещё одно предложение:

 

— Можно было бы познакомить выпускников и с другим откликом на тютчевское стихотворение поэта Г.Красникова:

 

                                                         Умом Россию не понять?

 

 

 

Пусть лукавец нас перелукавит,

 

Пусть грозит нам августейший перст —

 

Русский ум на всём вопрос поставит,

 

Вечный и тяжёлый, словно крест.

 

 

 

Потому отмерила непросто

 

Путь нам наша русская верста,

 

Та, что — от вопроса до вопроса,

 

Та, что — от креста и до креста.

 

 

 

    Как видим, здесь совсем иная интерпретация тютчевского стихотворения. Интересно было бы спросить, какое понравилось ребятам больше и почему.

 

    Своё отношение к тем, кто позволяет иронию по отношению к гениальным поэтам, Г.Красников выразил в другом стихотворении:

 

Тютчев

 

Пока пасут народы

 

и развлекают впрок,

 

последний час природы

 

он видел, как пророк…

 

Ни деревца, ни суши,

 

кругом, как звёздный рой,

 

мятущиеся души

 

над бездной мировой…

 

Тебе же всё — потеха

 

И повод для острот,

 

Пьянеет демон смеха

 

От слёз и катастроф.

 

И всё-таки впервые

 

Язык попридержи,

 

в минуты роковые

 

над пропастью — во ржи…

 

    Большие споры вызвало выступление М.А.Львовой, предложившей коучинговый подход к изучению классики. Некоторые выступавшие отметили увлечение педагогов-словесников зарубежными технологиями. Так в «Уроках литературы» (№ 9 / 2016)была опубликована статья Т.В.Ахматовой «Стратегия “Cooperative learning” как основа реализации компетентностного подхода в преподавании литературы». Автор характеризует используемые приёмы работы, не давая труда перевести их на русский язык и чётко объяснить их смысл (приём Pros-N-Cons — задания на формирования умение аргументировать собственную точку зрения; приём All hands on Deck. Ученики получают 4 карточки, в каждой из которых представлен один из аспектов обсуждаемой темы. Член команды делает запись по теме в своей карте и передаёт её следующему ученику. Таким образом, появляются 4 пункта по указанному аспекту; приём Cubing, когда дети учатся характеризовать литературного героя; приём Corners («углы») помогает организовать деятельность учащихся по следующему алгоритму. Каждому члену команды присваивается номер от 1 до 4. Те же номера присваиваются углам класса. Объединяясь в группы в углу в соответствии с номером, ученики должны обсудить один из аспектов темы, а затем вернуться в группу и представить то, чему они научились. С целью выявления первоначального восприятия текста художественного произведения рекомендуются структуры Mix Pair-Share (образование новой пары) или Mix-Freeze-Group (образование новой группы). Ученики двигаются по классу, по сигналу учителя образуют пару или объединяются в группу, учитель ставит вопрос и даёт время для обсуждения. Этот приём позволяет также создать новые команды с целью формирования коммуникативных и социальных навыков. Например, объединившись в новые группы.)

 

    Только что освободившись по приказу нового министра образования и науки РФ от термина услуги в отношении к работе педагога, мы по коучинговой технологии называем ученика клиентом, то есть снова сравниваем себя с портными и сапожниками, соглашаясь оказывать услуги, а не выполняя своё призвание: учить и воспитывать детей.

 

    Дискуссия в целом была очень интересной, насыщенной и имела позитивный результат: это был обмен мнениями, определение позиций, целей и стратегии обучения.

 

 

    Все участники круглого стола поблагодарили преподавателей ЯГПУ и учителей, выступивших на круглом столе и у свободного микрофона, отметили высокий профессиональный уровень докладов и выступлений, их практическую ценность для словесников, убедительность за счёт конкретных и очень показательных примеров, методическую насыщенность круглого стола и его открытую и доброжелательную атмосферу. С одной стороны, круглый стол дал его участникам много новых литературоведческих и методических идей. С другой — показал, что даже при несовпадении точек зрения его участники были терпимы к иным, чем у них мнениях, выслушивали оппонентов и высказывали свои позиции тактично и уважительно по отношению к коллегам.

 

    Декан факультета русской литературы и культуры С.Ю.Родонова, подводя итог работы, сказала, что круглый стол был очень плодотворным, богат идеями и методическими находками. Все участники сошлись во мнении, что классика должна остаться основой курса литературы в школе, но школа должна знакомить школьников и с современной литературой, лучшими её образцами, произведениями, поднимающими волнующие подростков и юношество проблемы современности. Важно показать детям, как воплощаются и развиваются в произведениях наших дней традиции классики, что волнует писателей в нашей действительности и какими средствами воплощают они свои идеи.

 

     В заключение главный редактор «Литературы в школе» Н.Л.Крупина заверила, что лучшие выступления и доклады на круглом столе будут опубликованы на страницах журнала  (№ 6 / 2017), выразила надежду, что читатели подчерпнут много интересного, познавательного и инновационного в статьях выступавших на Ярославском круглом столе и по достоинству оценят их практическую значимость..

 

 

 

    Аналитический отчёт о круглом столе в Ярославле будет опубликован в № 5 / 2017 «Литературы в школе».

 

    На сайте ЯГПУ помещён тот же аналитический отчёт о проведённом круглом столе. Журнал получил благодарственное письмо от ректора ЯПГУ за организацию круглого стола. В свою очередь журнал направил на имя ректора письмо, в котором выразил благодарность университету и факультету русской литературы и культуры за высокий профессиональный уровень круглого стола, активное участие в нём научных кадров факультета и привлечение творчески работающих учителей-словесников Ярославской области.

 

    Выступавшим на круглом столе и подготовившим на их основе статьи для журнала «Литература в школе» были вручены дипломы.

 

    Всем участникам круглого стола были подарены (безвозмездно)журналы «Литература в школе» с приложением «Уроки литературы».

 

Аналитический обзор материалов круглого стола в Ярославле будет опубликован в журнале «Литература в школе» (№ 5 / 2017), а выступления в № 6.

 

 

 

Главный редактор журнала «Литература в школе» Н.Л. Крупина

 

 

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ И ЧИТАТЕЛИ!

 

 

 

    АНО «Просветительский центр в сфере образования, культуры и литературы “Надежда”» и научно-методический журнал «Литература в школе» (изд. с 1914 года) с декабря 2016 года по октябрь 2017 года осуществляют проект «Изучение классики и современной литературы на уроке и во внеклассной работе». При его реализации используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».

 

В проекте участвуют словесники Калуга и Калужской области, Ярославля и Ярославской области, Белгорода и Белгородской области, Крыма и Севастополя.

 

    Мы будем освещать ход проекта на страницах журнала «Литература в школе» и приложения «Уроки литературы», на сайте журнала.

 

    Сегодня мы знакомим посетителей сайта нашего издания с ходом проведения Фестиваля современной отечественной поэзии и круглого стола «Современная отечественная поэзия в школе: открытие новых имён, методика преподавания», завершившего 14 декабря 2016 года Фестиваль современной российской поэзии в Калуге. На круглом столе выступили учителя, победители конкурса методических работ, посвящённых знакомству с творчеством поэтов — наших современников, школьники-поэты и победители конкурса чтецов для учащихся VXI классов.

 

    Фестиваль и круглый стол привлекли большое число учителей литературы, других предметов, вместе со словесниками проводящими интересные и глубокие интегрированные уроки, привлекая поэзию. Настоящим праздником поэзии стало выступление очень способных учащихся Калуги, пишущих стихи, и победителей регионального этапа конкурса чтецов из Калуги и многих районов Калужской области.

 

    Большое впечатление оставили у участников круглого стола учащиеся школы № 25 г. Калуги, с увлечением рассказавшие собравшимся об осуществлении в их школе проекта по созданию рукописной книги «Сказание о святом Тихоне Калужском» по мотивам повести писателя В.Крупина «Тихоновское стояние». Проект, руководителями которого стали иерей Евгений Холявко, учитель М.И.Хашиашвили, библиотекарь М.В.Кан, захватил и объединил всю школу: от 1-го до выпускного класса, родителей, учителей. Рождённую в увлекательном и кропотливом труде книгу, как и сам творческий и высоко духовный процесс её создания, можно без преувеличения назвать высокой поэзией, столь красив её язык, духовно-нравственное содержание и эстетическое воплощение.

 

 

    Праздник, каким стали фестиваль поэзии и круглый стол в Калуге, отличился большим познавательным, практическим и эстетическим потенциалом и подарил много идей всем творчески работающим преподавателям литературы.

 

 

 

 

 

 

 

ФИЛИППОВА Елена Викторовна

 

руководитель методического объединения учителей русского языка и литературы Спас-Дёменского района Калужской области, учитель МКОУ «Спас-Деменская средняя общеобразовательная школа № 1»,

 

ПРОСКУРНИНА Наталья Юрьевна —

 

методист ГАОУ ДПО «Калужский государственный институт развития образования», г. Калуга

 

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

 

 

 

 

 

«ПОЭЗИЯ ДЕЛАЕТ ЗЕМЛЮ КРАСИВОЙ»

 

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПОЭЗИИ В КАЛУГЕ

 

 

 

 

 

 

Фестиваль современной отечественной поэзии в Калуге сталрезультатом совместной деятельности учителей-словесников и учителей других специальностей, привлекающих литературу, и поэзию в частности, к изучению своих предметов. Открытие фестиваля состоялось в сентябре, а подведение итогов — 14 декабря 2016 года. Его организаторы — АНО «Просветительский центр в сфере образования, культуры и литературы “Надежда”», ГАОУ ДПО «Калужский государственный институт развития образования», редакция научно-методического журнала «Литература в школе» и Калужское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка (АССУЛ)».

 

 

В работе фестиваля приняла активное участие Надежда Леонидовна Крупина, главный редактор журнала «Литература в школе», кандидат педагогических наук, почётный работник общего образования РФ.

 

 

 

 

Между этими датами в рамках фестиваля состоялся очень насыщенный, полезный и вызвавший большой интерес участников круглый стол, посвящённый острой проблеме чтения и приобщения подростков и юношества к поэзии. Но о нём чуть дальше.

 

Проведению круглого стола предшествовал региональный этап конкурса методических разработок по изучению лирики в школе и во внеклассной работе (было представлено около 40 работ) и конкурса чтецов среди учащихся 5—11 классов «Не будет гражданин достойный к Отчизне холоден душой…» (Н.А.Некрасов). В финале выступили 23 школьника из Калуги, Людинова, Барятинского, Дзержинского, Думиничского, Жуковского, Износковского, Козельского, Куйбышевского, Медынского, Мещовского, Спас-Дёменского, Сухиничского и Хвастовичского районов. Юные чтецы, победители муниципального этапа, проникновенно, порой пронзительно читали лирические произведения современных отечественных поэтов и тех, кого уже нет среди нас, но чьё творчество остаётся, как считают ребята, злободневным и сегодня (Р.Рождественский. Э.Асадов, В.Тушнова и др.). Многие выбрали стихи калужских поэтов. Презентации с видами красивейших уголков Калужской области, подготовленные к конкурсу, и соответствующая стихам музыка помогали детям глубже выразить силу слова, увидеть и почувствовать красоту родного края, неповторимость его природы. Конкурс показал хорошую подготовку участников, владение речью, голосом, неплохой эстетический вкус. Зрители с интересом слушали финалистов конкурса, поощряли их аплодисментами. Радостно, что стихи читают не только в больших городах, но и в провинции. Радостно, что дети обращаются не только к стихам известных поэтов, но и поэтов калужской земли. Радостно, что читают взволнованно, искренне, находят точную интонацию и стараются донести каждое поэтическое слово. Среди исполнителей было немало мальчиков и юношей (и это замечательно!), которые не уступали по мастерству традиционно сильным девочкам-чтецам. Спасибо школьникам и их учителям за открытие новых имён, возможность прикоснуться к поэтическому искусству!

 

 

 

 

 

Со слов благодарности юным любителям поэзии и их учителям начал своё выступление о конкурсе член жюри, писатель-краевед, член Союза писателей России Юрий Васильевич Холопов. Юрий Васильевич отметил искреннее, казалось бы безыскусное, но очень выразительное чтение конкурсантов и дал им полезные профессиональные советы: участникам и их наставникам нужно ответственнее относиться к выбору стихотворений; развивать вкус прекрасного, кропотливо искать, находить и предлагать слушателям подлинно художественные произведения; отказаться от излишней жестикуляции, подражая эстрадным исполнителям; находить точную интонацию, соответствующую выраженному поэтом чувству. Председатель жюри конкурса чтецов, учитель МБОУ «СОШ № 18» г. Калуги Юлия Владимировна Реутова, ещё раз напомнила конкурсантам и педагогам, готовивших детей, о критериях оценивания конкурса чтецов. Жюри оценивало:

 

— высокий нравственный потенциал, эстетическое совершенство, гражданскую позицию авторов выбранных лирических произведений;

 

— значимость выбранных произведений современной отечественной поэзии для развития познавательного интереса учащихся, их эстетического вкуса, культуры, эстетических и нравственных представлений;

 

— личностное участие учащихся в отборе стихотворения для конкурса, способность аргументировать свой выбор; интерес к современной отечественной поэзии;

 

— уровень исполнения: способность передать чувства и мысли, выраженные в стихотворении, точность интонации, чёткость и правильность речи, уместность мимики и жестов, артистизм;

 

— качество подачи материала, его оформление.

 

Ю.В.Реутова подвела предварительные итоги конкурса, отметила наиболее понравившиеся выступления. Школьникам вручили сертификаты участников, все участники сфотографировались на память.

 

 

 

Региональный круглый стол «Современная отечественная поэзия в школе: открытие новых имён, методика преподавания» провела Наталья ЮрьевнаПроскурнина, кандидат педагогических наук, методист отдела развития общего образования Калужского государственного института развития образования. В своём выступлении «Поэзия делает землю красивой» Н.Л.Крупина выразила обеспокоенность тем, что современные дети мало читают, почти не знают стихов, имён современных поэтов. А ведь предшествующие поколения школьников вели не только личные, но и читательские дневники, у многих были тетради с любимыми стихотворениями. Можно ли прожить без стихов? Наверное да. Но это будет обеднённая, лишённая красок жизнь. Особенно трудно представить без стихов юность, когда более всего выразить твои чувства, стремления, мечты, порывы способно именно поэтическое слово. В живом разговоре, практически в мастер-классе, данном Крупиной, учителя искали ответы на вопросы, зачем пишутся стихи, зачем их читают; что находят в них те, кто любит поэзию, как помочь детям полюбить стихи. Слушая прочитанные наизусть стихи наших современников, словесники думали, как выразил поэт свою любовь, не используя слова «люблю»; что и как передал автор в маленьком стихотворении «Подснежник»:

 

 

 

 

 

 

Апрель для зимы горек,

 

Вода проталины вымыла.

 

Поляна ладошку-пригорок

 

Из варежки снежной вынула.

 

 

 

Листок одеяльцем стелет.

 

Но разве сладишь с ребёнком?

 

На тоненькой ниточке-стебле

 

Мотает своей головёнкой.

 

 

 

Расправила хрупкие плечи

 

Его двухнедельная участь.

 

Я старше его и крепче,

 

Но мне бы его живучесть…

 

 

 

 

 

Н.Л.Крупина подчеркнула, что от учителя очень много зависит: от его чуткости к слову и к ребёнку, от умения так прочитать и так рассказать о любимом стихотворении, даже одной строке, так учить детей читать стихи с карандашом, самим открывая их смысл и красоту, чтобы им хотелось их выучить и продекламировать. Рассказывая о вдохновенном последнем уроке учебного года талантливого педагога из Крыма Т.Г.Соловей «Моё любимое произведение этого учебного года» и о том, как ярко и талантливо демонстрируют оставшееся в памяти произведение и отдельные ученики, и пары и группы учащихся (инсценирование, художественное чтение, постановочные фильмы, мульфильмы, буктрейлеры и др.), Крупина предложила: «Почему бы нам не устраивать такие красивые праздники, посвящённые любимому стихотворению? Можно было бы в случае удачи показать свой урок (да и урок ли уже это?) в параллельном классе, родителям, своим преподавателям, подарить слушателям и зрителям долгую радость».

 

Ссылаясь на интереснейший мастер-класс, проведённый для молодых педагогов — победителей конкурса учителей-словесников Союзного государства России и Белоруссии Р.А.Дощинским, Крупина рассказала о том, как на его уроке по лирике были успешно использованы деятельностные технологии и как был организован творческий поиск учащихся на каждом его этапе: мотивационном (завершающемся формулировкой учебной проблемы и планированием учебной деятельности), предтекстовом (прогнозируется содержание работы с текстом, высказывается читательская догадка) поисковом (нахождение в тексте определённых данных, получение самого общего представления об изучаемом материале, обращение к литературоведческим терминам), ключевом этапе — этапе изучающего (медленного) чтения (работа с карандашом, пометками, нахождение разнообразных приёмов, используемых поэтом для определённых целей, выразительное чтение как итог работы); на этапе рефлексии (см.: Литература в школе. — 2017. — № 1). «Будем учиться, пока учим, у наших опытных и молодых талантливых коллег, — заключила Надежда Леонидовна. — Будем стесняться не чего-то не знать, а нежелания знать и учиться».

 

 

 

Н.Л.Крупина говорила о поэзии доступно, ярко, убедительно, много цитировала наизусть, чувствовалось, что всё сказанное её волнует. Для большинства наших выпускников, убеждала она, школа и уроки литературы на всю жизнь станут университетом культуры, полученные в нём знания, пережитые на уроках литературы чувства, впечатления во многом могут определить их судьбу, то, какими родителями, гражданами они будут. В заключение Надежда Леонидовна назвала имена современных поэтов, достойных быть представленными в школе (В.Костров, Г.Горбовский, Н.Рачков, С.Куняев, К.Скворцов, Н. Зиновьев, В.Артёмов, Г.Иванов, Г.Красников, А.Гребнев, В.Силкин, Е.Семичев, В.Онищенко, В.Скиф, А.Ребров, И.Тюленев, Е.Чепурных, О.Фокина, Н.Матвеева, ССырнева, Н.Мирошниченко, Д.Кан, В.Ефимовская, И.Кабыш и многие др.), и пожелала, чтобы в творческой деятельности учителей было больше радости и открытий.

 

Приветствовали участников круглого стола и читали свои стихи юные поэты, члены студии «Вдохновение» МБОУ «Лицей № 9 им. К.Э.Циолковского» г. Калуги, и Наталья ПавловнаХвостикова, учитель русского языка и литературы МКОУ «Паликская СОШ № 1» Думиничского района, член Калужской областной организации «Российский союз профессиональных литераторов».

 

С большим вниманием слушали участники круглого стола слово Н.Ю.Проскурниной «Современная русская поэзия о Великой Отечественной войне». Она сосредоточила внимание словесников на творчестве тех поэтов, которые родились в годы войны, детьми пережили все её невзгоды, рано повзрослели, и тех, которые пришли в мир уже в послевоенное время, но не могут не писать об этой самой страшной войне человечества.

 

 

 

 

А затем разговор о поэзии продолжили за круглым столом участники областного конкурса методических разработок учителей: Ольга Алексеевна Вдовина, Ирина Викторовна Свирская (г. Людиново. МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6». «Песни-притчи Вячеслава Бутусова», интегрированный урок: литература — информатика); Ольга Сергеевна Дмитриенко (г. Сухиничи. МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2». «Изображение космических явлений в современной поэзии как способ раскрытия духовного мира лирического героя», интегрированный урок с учителем астрономии Матюшиной Натальей Валерьевной); Татьяна Рафаиловна Федина (МКОУ «Серпейская средняя общеобразовательная школа» Мещовского района. «“Поэзия — смысл моего существования”. Урок-открытие в 11 классе по творчеству Ю.М.Кублановского»); Валентина Викторовна Кулюкина (г. Козельск. МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3». Буктрейлер «Неиссякаемый источник вдохновенья. Литературные гнезда России» ученицы 10 кл. Большовой Екатерины); Лилия Андреевна Кулешова (г. Мосальск. МКОУ «Мосальская средняя общеобразовательная школа № 2». Буктрейлер по творчеству мосальской поэтессы Г.Н.Гуляевой «Каждый пишет, как он дышит...»); Ирина Михайловна Кулачкова (г. Калуга. МБОУ «Лицей № 9 имени К.Э.Циолковского». «Есенинские мотивы в лирике Станислава Куняева»), Елена Алексеевна Павлова (г. Калуга. МБОУ «Лицей № 48». «Новые имена. Поэт-гражданин — Дмитрий Коржов»; Елена Николаевна Юдова (г. Сухиничи. МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» им. Героя Советского Союза В.С.Знаменского. «Мнимая простота поэзии Ольги Седаковой. Анализ стихотворения»), Ольга Дмитриевна Майорова (г. Киров. МКОУ «Кировский лицей». «Строки, опалённые войной», литературная гостиная, посвящённая творчеству поэтов-земляков, писавших о Великой Отечественной войне). С неподдельным вниманием и интересом прослушали присутствующие сообщения о проведённых в школе уроках и мероприятиях по изучению современной поэзии, просмотрели буктрейлеры о книгах и поэтах-современниках.

 

 

 

С заключительным словом выступили Н.Ю.Проскурнина, поблагодарившая учителей и школьников за работу и за их активное и плодотворное участие в проведении Фестиваля современной поэзии. Главный редактор «Литературы в школе» подарила на память и для работы каждому участнику круглого стола номер журнала со словами: «У нас всех сегодня большой, радостный день, настоящий праздник высокой поэзии и талантливой методики. Порадовали ребята, проникновенно читающие лирику; порадовали учителя, очень интересные, у каждого “лица необщее выраженье”. Поразил полный зал, затихший, внемлющий выступающим, всё чутко улавливающий. Думаю, что Фестиваль современной поэзии и наш круглый стол сделали всё для того, чтобы наши ученики могли не только убеждённо сказать: “Поэзия делает землю красивой”, — но и найти, как это сделали мы с вами сегодня, множество убедительных подтверждений этому».

 

Окончательные итоги регионального фестиваля были подведены 14 декабря 2016 года.Многие его участники были награждены дипломами, желающие прочитали любимые стихи, выступили учащиеся — победители регионального конкурса чтецов.

 

Думаю, что выражу общее мнение, сказав, что Фестиваль современной поэзии в Калуге, встреча с главным редактором журнала «Литература в школе» стали событием в жизни словесников Калуги и Калужской области, получились интересными и полезными и показали конкретные пути привития подросткам и юношеству любви к чтению, поэзии и формы приобщения наших учеников к высокому поэтическому слову. Фестиваль оставил неизгладимое впечатление в наших сердцах. Огромное спасибо ГАОУ ДПО Калужской области «КГИРО» и Калужскому региональному отделению Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка», Н.Ю.Проскурниной за организацию фестиваля, редакции журнала «Литература в школе» и Н.Л.Крупиной за вклад в его проведение на высоком профессиональном уровне и за решение уже в первых номерах журнала опубликовать часть выступлений словесников Калуги и Калужской области на круглом столе «Современная отечественная поэзия в школе: открытие новых имён, методика преподавания».

 

 

 

 

 

«ПОЭЗИЮ ЛЮБЯТ КРАСИВЫЕ ЛЮДИ…»

Круглый стол «Современная отечественная поэзия в школе: открытие имён. Методика работы с поэтическим текстом на уроке и во внеклассной работе», прошедший 14 декабря 2016 года, стал заключительным этапом регионального Фестиваля отечественной поэзии, проводимого в Калуге журналом «Литература в школе», Калужским государственным институтом развития образования (КГИРО) и Калужским региональным отделением АССУЛ.

Проведению круглого стола предшествовали:

— конкурс чтецов для учащихся V—XI классов, привлёкший учащихся к отечественной поэзии наших дней, к поэтам — нашим современникам, связанным с Калугой и Калужским регионом;

— конкурс методических разработок по изучению поэзии в школе и во внеклассных мероприятиях, в которых участвовали не только учителя литературы, но и педагоги других предметов, обращающиеся к поэзии на интегрированных уроках совместно с преподавателями литературы.

Участниками регионального конкурса чтецов, открывавшего круглый стол, стали 23 школьника из г.из Калуги, г. Людинова, Барятинского, Дзержинского, Думиничского, Жуковского, Износковского, Козельского, Куйбышевского, Медынского, Мещовского, Спас-Дёменского, Сухиничского и Хвастовичского районов.

На конкурс методических разработок было подано 36 работ, созданных 60 учителями.

Участниками круглого стола стали 55 учителей г. Калуги, г. Людинова, Барятинского, Боровского, Думиничского, Жуковского, Износковского, Кировского, Козельского, Людиновского, Малоярославецкого, Мещовского, Мосальского, Перемышьского, Спас-Деменского, Сухиничского, Ферзиковского, Хвастовичского районов Калужской области и 35 школьников г. Калуги и Калужской обл.

Круглый стол подвёл итоги этих конкурсов и предоставил возможность победителям конкурса чтецов современной поэзии для учащихся 5—11 классов.

 Конкурс показал, что школьники вместе со своими учителями выбирают стихи известных в нашей стране поэтов Р.Рождественского, А.Вознесенского, Р.Казаковой, Евгения Евтушенко, написанные в ушедшем ХХ веке, поэтому назвать их современными можно с определённой долей условности.

Среди современных поэтов России учителя литературы выбирали для уроков и внеклассных мероприятий С. Куняева, Д. Быкова, Е. Рейна, Д. Пригова, Т. Кибирова, И.Кабыш, В.Степанцова, И.Иртеньева, Д.Быкова, Д.Веденникова, В.Полозкова, Л.Рубинштейн, Д.Пригова, М.Щербакова, Е.Шаровой —Е.Ренар, Л. Котовской, С.Пугач, Б.Окуджавы, И.Левинзон. Имена многих талантливых современных поэтов, продолжающих и развивающих традиции классической литературы, практически представлены очень ограниченно. Большая часть конкурсантов-финалистов выбрали стихи современных поэтов, родившихся и живущих в Калуге и на Калужскойземле: «Ветераны» Г.Кутковой, «Яблони зовут» С.Евстигнеева, «Разнотравье лугов, разноцветье полей…» Л.Серёгиной, «В Калуге звездопад» В.Васильева, «Я вернулся» В.Троицкого, «Русская душа» Н.Парфёнова, «Родина» В.Волкова», «Калуга» М.Синчихина. «Ветеран» Ю.Мятлевского и мн. других). С одной стороны, это радует, так как ребят привлекают стихи о родных городах и местах, о родной природе, о замечательных людях отеческой земли, об исторических событиях, связанных с родным краем, нравственные проблемы, поднятые местными поэтами. С другой стороны, огорчает выбор порой слабых, маловыразительных произведений, бедных по языку и выраженным мыслям и чувствам.

Вынуждены отметить недостаточный эстетический вкус не только отдельных подростков и юношества, но и их наставников, так как каждый участник конкурса был сопровождаем своим учителем и представлен вместе с ним.

Результаты конкурса говорят о необходимости усилить работу на курсах повышения квалификации с преподавателями литературы по анализу поэтического текста, знакомить словесников с достойными представителями современной поэзии, с журнальными и книжными новинками современной поэзии.

Встаёт вопрос о необходимости на страницах научно-методического журнала «Литература в школе» шире представлять современный литературный процесс (литературоведение) и талантливые уроки учителей по современной поэзии (методика), показывать, с каким богатым и разнообразным материалом по современной поэзией знакомит учителя его профессиональный журнал и как многообразны формы приобщения школьников к чтению стихов.

Выступление «Поэзия делает землю красивой" Н.Л.Крупиной, главного редактора журнала «Литература в школе»,» открыло круглый стол и задало тон состоявшемуся на нём разговору. Нас не может не беспокоить, сказала она, то, что современные дети мало читают, не знают и не могут прочесть наизусть стихи классиков и современных поэтов и не видят в этом ничего плохого. Может ли словесник смириться с тем, что детство и юность обходятся без стихов? И как же привлечь ребят к чтению, поэзии? На мастер-классе, данном Крупиной, учителя искали ответы на вопросы, зачем пишутся стихи, зачем их читают; что находят в них те, кто любит поэзию. Участники круглого стола познакомились с богатым и интересным опытом творческих учителей, авторов журнала «Литература в школе», по изучению поэзии. В выступлении Крупиной был представлен и урок Р.А.Дощинского по лирике для молодых педагогов — победителей конкурса учителей-словесников Союзного государства России и Белоруссии, на котором были успешно использованы деятельностные технологии на каждом его этапе (см.: Литература в школе. — 2017. — № 1).

Большая ответственность лежит на учителе, знакомящего подростков и юношество с новыми для них, современными, внепрограммными стихами. Словесник порой предлагает старшеклассникам произведения, осмеивающие Родину, выражающие пренебрежение к народу, нелюбовь к Отчизне. Но в методических пособиях такие стихи подаются как образец патриотизма и высокой гражданственности.

Вот пример:

Ну была бы ты что ли, поменьше,

Не такой вот вселенской квашней,

не такой вот лоханью безбрежной,

беспредел бы умерила свой

чтоб я мог пожалеть тебя, чтобы

дал я отповедь клеветникам,

грудью встал, прикрывая стыдобу,

неприглядный родительский срам!

 Но настолько ты, тётка, громадна,

так ты, баба, раскинулась вширь,

так просторы твои неоглядны,

так нагляденродимый пустырь,

так вольготномеж трёх океанов

развалилась ты, матушка-пьянь,

что жалеть тебя глупо и странно,

а любить... да люблю я, отстань.

Найдут ли наши ученики в этом стихотворении то чувство Родины, которое выразили Лермонтов, Блок, Симонов, Исаковский? Да и кому слышится любовь в словах о России, названной вселенской квашней, лоханью безбрежной,тёткой, бабой, чтораскинулась вширь,матушкой-пьянью?

Это не значит, что мы не будем знакомить наших усеников с ироничными стихами, что мы против того, чтобы показывать наши недостатки, но, как очень верно сказал И.Золотусский, давайте сначала научим любить Родину, и это чувство поможет растущему человеку не стать нигилистом, циником, переживать со своей страной её падения и неудачи, боль и радость.

Для большинства наших выпускников, убеждала Н.Л.Крупина, уроки литературы в школе должны стать университетом культуры; полученные знания, пережитые на уроках литературы чувства, впечатления во многом определяют их судьбу, то, какими родителями, гражданами они будут. Среди имён современных поэтов, достойных быть представленными в школе были названы В.Костров, Г.Горбовский, Н.Рачков, С.Куняев, К.Скворцов, Н. Зиновьев, В.Артёмов, Г.Иванов, Г.Красников, А.Гребнев, В.Силкин, Е.Семичев, В.Онищенко, В.Скиф, А.Ребров, И.Тюленев, Е.Чепурных, О.Фокина, Н.Матвеева, С. Сырнева, Н.Мирошниченко, Д.Кан, В.Ефимовская, И.Кабыш и многие другие.

На круглом столе «Современная отечественная поэзия в школе: открытие имён. Методика работы с поэтическим текстом на уроке и во внеклассной работе» было сделано 10докладов и сообщений учителей, среди которых 9 — это дипломанты конкурса методических разработок. В них представлены классная и внеклассная работа по изучению творчества известных поэтов,уроки,открывающие новые для читателей-школьников имена, интегрированные уроки, литературные гостиные, поэтические экскурсии, проектная работа, создание буктрейлеров, открытие имён поэтов Калуги и Калужской земли.

В круг интересов авторов методических разработок вошли стихи о Великой Отечественной войне (5 преподавателей), о художественных поисках и традициях, нравственных исканиях современной поэзии (10), творчество поэтов-современников, связанных с Калужским краем (35).

Последнее особенно радует потому, что, как показал проект Большовой Екатерины, ученицы МКОУ «СОШ № 3» г. Козельска Козельского района Калужской области (научный руководитель В.В.Кулюкина, учитель русского языка и литературы) «Неиссякаемый источник вдохновенья. Литературные гнезда России. Козельск и Березичи в литературном краеведении. Творчество Виктора Троицкого».), которая провела в школе опрос и анкетирование среди старшеклассников, на вопрос: «Знаете ли вы современных писателей-козельчан и читали ли вы их произведения?» — 50% опрошенных ответили, что не знают и никогда не читали; 35 % ответили, что знают и могут перечислитьписателей г. Козельска; 15 % знают о козельских писателях, но не могут назвать их имён.

Конкурс методических работ об изучении в школе современной поэзии показал, что словесники Калуги и Калужской области в нынешнем учебном году благодаря Фестивалю современной поэзии и подготовке к круглому столу уделили знакомству своих учеников с писателями-земляками самое пристальное внимание и показали многообразные формы урочной и внеурочной работы по данному направлению ( урок — открытие поэтического имени, урок анализа поэтического текста, урок-экскурсия, проектная деятельность, поэтический дневник, литературная гостиная, устный журнал, создание буктрейлоеров и т. д.) Часть из представленных на конкурс работ были рекомендованы к печати.

На круглом столом успешно выступили юные поэты из лицея № 9 им. КЭ.Циолковского, ЧОУ «Православная гимназия в г. Калуге» и учащихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» г. Калуги о воплощении уникального проекта по созданию рукописной книги «Сказание о святом Тихоне Калужском» (по мотивам книги писателя В.Н. Крупина «Тихоновское стояние»), представляющего собою огромный вдохновенный труд обучающихся с 1-го по выпускной класс, их родителей и учителей.

Выступавшие на круглом столе учителя были награждены дипломами.

 Дипломы получили и победители конкурса чтецов, юные поэты Калуги и создатели проекта – школа № 25.

 

Всем участникам круглого стола (взрослым и школьникам) были подарены экземпляры журнала «Литература в школе» с приложением «Уроки литературы» за 2016 год.

Литературоведческий и методический уровень представленных на круглом столе работ позволил распространить опыт Калуги и Калужской области по изучению поэзии в школе и внеурочной деятельности через публикацию статей участников круглого стола в журнале «Литература в школе (№ 1/2017 — Н.Ю Проскурнина) и в приложении «Уроки литературы» (№ 3/2017 — юные поэты Калуги, И.М.Кулачкова — Есенинские

Мотивы в лирике С.Куняева; Т.Ф.Федина — «Поэзия — смысл моего существования». Юрий Михайлович Кублановский. Урок–открытие нового поэтического имени. XI класс;

О.А.Вдовина,И.В.Свирская — Песни-притчи Вячеслава Бутусов). Подробный аналитический обзор проведённого Фестиваля и круглого стола будет опубликован в журнале «Уроки литературы» (№ 2/2017 — Е.Н.Филиппова, Н.Ю.Проскурнина

«Поэзия делает землю красивой». Региональный Фестиваль современной отечественной поэзии в Калуге).

Все запланированные и успешно проведённые мероприятия в рамках Фестиваля современной поэзии и круглого стола способствовали повышению уровня профессиональной подготовки учителей-словесников, вызвали большую заинтересованность и получили высокую оценку участвовавших в нём педагогов за практическую направленность, духовно-нравственное и эстетическое содержание.

                                                                                        Редакция журнала