Печать

О памятнике Ахматовой в Петербурге

Памятник Ахматовой

18 декабря 2006 года, в год сорокалетия со дня смерти Анны Ахматовой, в Петербурге, на набережной Робеспьера, напротив здания печально известной бывшей тюрьмы «Кресты» (ныне следственного изолятора), был открыт памятник поэтессе, ставшей своеобразным символом Серебряного века. Место для этого памятника указала она сама в поэме «Реквием»:

 

А если когда-нибудь в этой стране

Воздвигнуть задумают памятник мне,

Согласье на это даю торжество,

Но только с условьем — не ставить его

Ни около моря, где я родилась

(Последняя с морем разорвана связь),

Ни в царском саду у заветного пня,

Где тень безутешная ищет меня,

А здесь, где стояла я триста часов

И где для меня не открыли засов.

Затем, что и в смерти блаженной боюсь

Забыть громыхание чёрных марусь,

Забыть, как постылая хлопала дверь

И выла старуха, как раненый зверь.

И пусть с неподвижных и бронзовых век

Как слёзы струится подтаявший снег,

И голубь тюремный пусть гулит вдали,

И тихо идут по Неве корабли.

 

 

Завещание Ахматовой исполнено… Памятник и тюрьму разделяет Нева… Здесь в годы сталинских репрессий томился сын Анны Андреевны — Лев Гумилёв, и она часами простаивала в огромных очередях, чтобы повидаться с ним или передать посылку.

Трёхметровая бронзовая фигура поэтессы, установленная на постаменте из тёмно-красного гранита, застыла в лёгком движении медленного шага. Она будто удаляется от страшного места, и всё же оборачивается, чтобы ещё раз взглянуть на него…

Создатели памятника — архитектор Владимир Реппо и скульптор Галина Додонова рассказали, что идею памятника (фигура уходящей Анны Ахматовой) подсказало им стихотворение «Лотова жена» (1924):

 

 

Лотова жена

 

И праведник шёл за посланником Бога,

Огромный и светлый, по чёрной горе.

Но громко жене говорила тревога:

Не поздно, ты можешь ещё посмотреть

На красные башни родного Содома,

На площадь, где пела, на двор, где пряла,

На окна пустые высокого дома,

Где милому мужу детей родила.

Взглянула — и, скованы смертною болью,

Глаза её больше смотреть не могли;

И сделалось тело прозрачною солью,

И быстрые ноги к земле приросли.

 

Кто женщину эту оплакивать будет?

Не меньшей ли мнится она из утрат?

Лишь сердце моё никогда не забудет

Отдавшую жизнь за единственный взгляд.

 

Г.Додонова объясняет: «…Внутреннее, скрытое от посторонних глаз страдание я пыталась выразить в её хрупкой и тонкой фигуре, в напряжённом повороте головы». Страдание и в самом деле легко прочитывается в жесте руки, в повороте головы, в сжатых губах, но это страдание сдержанное, благородное в своей силе и мужестве…

Памятник ждал своего появления 9 лет. В первом конкурсе его проектов, проведённом в 1997 году, приняли участие все желающие. Через год состоялся второй тур, где участвовали только профессионалы, и здесь победителем был признан проект В.Реппо и Г.Додоновой. Но понадобилось ещё 7 лет, чтобы вышло постановление городских властей о возведении памятника, и ещё год, чтоб найти спонсора.

За это время на месте будущего памятника устроили подземную парковку, и его пришлось возводить на её крыше, для чего понадобилось вбивать сваи.

Путь посмертной славы поэтессы оказался непростым, созвучным её горестному «Реквиему»…