Печать

Забыт ли "Колумб Замоскворечья"?

Автор: Соловей Татьяна Григорьевна.

 

СОЛОВЕЙ Татьяна Григорьевна —

учитель-методист гимназии им. И.  Сельвинского, г. Евпатория, Республика Крым

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 Памятник Островскому

         С некоторых пор уроки, посвящённые творчеству А.Н.  Островского, я начинаю с рассказа о том, как искала в Москве дом-музей драматурга. Когда направлялась туда, не думала, что поиски окажутся столь сложными: адрес известен: Малая Ордынка, д.9/12, станция метро «Третьяковская» — ничего мудрёного. Тем более на выходе из метро, над эскалатором висела огромная надпись «Дом-музей Островского». Но всё получилось неожиданно сложным и непредсказуемым. Стоило мне выйти из метро и поинтересоваться у прохожих, в какую сторону пойти, чтобы выйти к дому Островского, как оказалось, что никто этого не знает, мало того, никто не знал даже, кто такой Островский. Только однажды кто-то переспросил: «Это тот, который “Как закалялась сталь написал?”» Битых двадцать минут я крутилась у станции метро, переспросила, наверно, человек двадцать разных возрастов, мужчин и женщин — и всё безрезультатно. Тогда я решила искать наугад. И так вышло, что сначала прошла всю Большую Ордынку, и там тоже тщетны были мои расспросы о музее. Даже милиционеры ничего вразумительного не могли мне сказать… Пришлось вернуться к исходному пункту и пойти по параллельной улице, которая, на счастье, оказалась той самой, а дом Островского в двух шагах от станции метро…

 

Меня поразил факт, что в Москве — родном городе драматурга, в самом центре которого стоит знаменитый памятник ему, никто о писателе ничего сказать не может… До чего же мы дожили!

А ведь жизнь великого русского драматурга Александра Николаевича Островского (1823–1886) тесно связана с Москвой. Здесь он родился, учился, жил, работал. В Малом театре в 1853 году впервые увидела свет рампы его комедия «Не в свои сани не садись». Это была первая пьеса писателя, которая из-за препятствий, чинимых цензурой, с большим трудом попала на театральные подмостки. С этого момента почти все пьесы Островского шли в исполнении артистов Малого театра, а сам театр до сих пор называет себя «домом Островского».

А.Н.  Островский — автор известных пьес «Гроза», «Снегурочка», «Бесприданница», «Свои люди — сочтёмся », «Доходное место», «Женитьба Бальзаминова», «Волки и овцы» и других.

За 40 лет литературных трудов Александром Николаевичем было написано более 40 пьес, которые стали основой репертуара многих русских театров. Его произведения относят к лучшим образцам психологической драматургии. Они создают яркие и неповторимые характеры. Благодаря этому, Островского именовали «Колумбом Замоскворечья», то есть человеком, который открыл перед читателями мир российских провинций. Работы драматурга подвергались многочисленным нападкам некоторых литературных критиков, но, несмотря на их негативные отзывы, пьесы Островского ставились во многих театрах России и имели успех.

Идея поставить памятник Александру Островскому возникла у Общества русских писателей и оперных композиторов (основателем которого он был) ещё в 1880-е годы. Правительство организовало сбор средств, который завершился к 1918 году. Было собрано более 50 тысяч рублей, но возведение монумента пришлось отложить из-за революции.

12 апреля 1923 года ознаменовалось значительным событием в культурной жизни нашей страны. В этот день Москва отмечала 100-летие со дня рождения великого русского драматурга Александра Николаевича Островского (он родился 31 марта 1823 года по старому стилю).

Утром, в 11 часов дня, у здания Малого театра в торжественной обстановке состоялась закладка памятника А.Н.  Островскому. Место для памятника было выбрано не случайно — пьесы Островского не сходили со сцены Малого театра. В официальной церемонии приняли участие не только вся труппа Малого театра, но также и делегации московских театров, представители художественной интеллигенции, высших учебных заведений и общественность столицы. Торжественный митинг открыл А.В.  Луначарский — народный комиссар просвещения РСФСР.

В тот же год был объявлен конкурс на проект памятника. Автором проекта, вызвавшего единодушное одобрение у членов комиссии, оказался известный скульптор Н.А.  Андреев. Скульптору помогал его родной брат. Вместе они изучили сотни фотографий и художественных произведений Островского.

В 1925 году из Финляндии поступил в Москву необходимый для памятника материал. В 1928 году работа, наконец, была завершена. Оставалось только выполнить отливку в бронзе. Этот процесс тоже несколько затянулся, поэтому торжественное открытие было отложено до весны 1929 года.

27 мая 1929 года состоялось долгожданное открытие памятника А.Н.  Островскому, на которое прибыли даже члены правительства. Конечно же, собрался весь цвет московской творческой интеллигенции. Сам Андреев в этот момент тяжело болел воспалением лёгких и на открытии не был. Заболевший скульптор получал поздравления дома, в частности, знаменитый журналист и писатель В.  Гиляровский писал ему: «Островский великолепен».

Драматург изображён сидящим в кресле в состоянии глубокой задумчивости. В руках он держит маленькую записную книжку и карандаш (очевидно, скульптор хотел запечатлеть драматурга в момент творческого процесса). Памятник А.Н.  Островскому, безусловно, удался, и без его уютно расположившейся в кресле фигуры теперь уже трудно представить Театральную площадь.

И так же трудно представить, что имя писателя неизвестно многим нашим современникам, даже москвичам… Неужто мы теперь Макары, не помнящие родства?!.