КОРЧМА Наталья Васильевна

учитель гимназии №148 им. Сервантеса, г.Санкт-Петербург

 

 

«Я ХОЧУ ЧИТАТЬ…»

ВОЗРОДИМ ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ

 

Аннотация. Читателю предлагается системный опыт работы по привитию школьникам вкуса к чтению. Главный путь реализации идеи – проект «Семейное чтение». Благодаря этому проекту, происходит одновременное развитие читательского вкуса и читательских умений членов семьи, людей разных поколений, которые, обмениваясь своими мыслями о прочитанном, обогащают друг друга.

Ключевые слова: чтение, семья, диалог, школа, творчество, писатели, книга, радость чтения.

 

Дорогим учителям! Тем, кто вопреки всему не растерял умение слышать, тем, кто в перерывах между внеклассным мероприятиями и заполнением бумажек ещё способен преподавать, тем, для кого «педагогика» — это не название давно забытого предмета, сданного в вузе, а жизнь

А.В.  Жвалевский, Е.Б.  Пастернак. «Я хочу в школу!»

 

Вслед за А.  Жвалевским и Е.  Пастернак, белорусскими писателями, обратившимися к учителям с такими словами в новой книге своей «Я хочу в школу!», обращаюсь к вам, дорогие коллеги. Никому, кроме вас, не дано измерить, сколько души, сил, здоровья, знаний, времени, сердца, любви вкладываете вы в свои уроки. У каждого из вас свой уникальный опыт, который вряд ли кто-то ещё может повторить, ведь дети у всех разные: в данных конкретных обстоятельствах, в то или иное время, в определённом настроении находящиеся. Представляю свой опыт не потому, что считаю его стоящим тиражирования, но просто и только по настоянию администрации моей гимназии. Учитель всегда отличался дисциплиной. А я — среднестатистический российский законопослушный учитель, проработавший в школе без малого 40 лет. Сегодня я не хочу в школу. Я хочу читать!

Будучи учителем русского языка и литературы, всегда мечтала о том, чтобы дети уходили за порог школы читателями, чтобы они хотели читать. Достигнуть сегодня этой цели очень трудно, иногда кажется, что почти невозможно. В одну из таких минут отчаяния родилась идея проекта «Круг семейного чтения». Он существует в гимназии шестой год. Реализация любого проекта позволяет найти ответ на какой-то вопрос, возникший в образовательном процессе, решить возникшие проблемы. Инициаторов проекта, учителей и родителей, волновало, что современные дети мало читают. Кино, телевидение, компьютер вытесняют чтение. Уже выросло поколение нечитающих родителей, и мы вплотную подошли к тому краю, за которым «рвётся связь времён», связь поколений. Поэтому изначально целью проекта было развитие устойчивого интереса детей к чтению, возрождение традиции семейного чтения. В процессе работы к этой цели добавилась ещё одна — развитие коммуникативных способностей, способностей к общению и сотрудничеству между детьми, между детьми и взрослыми. Особенно это актуально сейчас, когда всем нам не хватает умения согласованно действовать и учитывать позицию другого.

Поводом для возникновения проекта семейного чтения послужил объявленный 9 октября 2007 года Всероссийский урок чтения. Было решено эту единичную акцию, направленную на решение проблемы детского чтения, сделать ежегодной традицией в гимназии. Так идея создания проекта «Круг семейного чтения» обрела форму.

Участниками проекта стали учащиеся, учителя начальных классов, русского языка и литературы, классные руководители, хранитель школьного музея «Старая квартира» Н.Н.  Мясникова, родители, бабушки и дедушки учащихся. Проект реализуется через разные формы деятельности: посещение детских библиотек; встречи с писателями и издателями; конкурсы иллюстраций и поделок; ведение постоянной рубрики «Круг чтения» в школьном журнале «Созвездие Сервантеса»; сайты классов, где обсуждаются планы, согласуются предстоящие действия, публикуются списки литературы для семейного чтения; издание классного журнала «Звёздочка»; уроки семейного чтения. О двух последних формах деятельности расскажу поподробнее.

В уроках семейного чтения участвуют дети. Родители, бабушки и дедушки. Местом их проведения выбран школьный музей «Старая квартира». Атмосфера послевоенной коммуналки способствует особому восприятию читаемого произведения, и дискуссия между участниками обсуждения становится более живой и интересной. При выборе книг предпочтение отдаётся тем произведениям, которые затрагивают проблемы человеческих отношений, интересны взрослым и детям.

На уроках семейного чтения дети и взрослые работают в небольших группах, где есть представители разных поколений. Каждое занятие начинается с песни, которая служит своеобразным эпиграфом к теме урока. Участники урока вместе читают книгу, обсуждают её, выполняют задание, работая с текстом. Затем происходит смена состава групп, образуются три группы, символизирующие три поколения читателей. И начинается самое интересное действо: обсуждаются три взгляда на одни и те же проблемы. Иногда эти взгляды совпадают, иногда нет, но обсуждение никого не оставляет равнодушным. И всегда находится что-то общее, объединяющее разные поколения. Заканчиваются занятия рекомендациями для семейного чтения. По прошествии времени интересуемся, прочитали ли эти книги дети и их семьи. И радует то, что с каждым уроком всё больше становится семей, которые читают, обсуждают книги вместе. Ведь совместное чтение, интерпретация прочитанного, возникающий при этом обмен мнениями, эмоциями — старая добрая семейная традиция.

Другая форма деятельности издание классного журнала «Звёздочка». Возник он по инициативе детей в связи с тем, что школьный журнал «Созвездие Сервантеса» не мог публиковать работы всех желающих. Родители поддержали детей, и вот уже шестой год выпускается этот журнал, в котором дети являются дежурными (выпускающими) редакторами, корреспондентами, художниками-оформителями, а родители выполняют функции главного редактора, издателей и печатников. В журнале дети и родители делятся впечатлениями о прочитанных книгах, публикуют сочинения на разные темы. На сегодняшний день уже вышло 23 номера журнала, тиражом 27—35 экземпляров каждый. С каждым номером возрастает интерес к этому печатному изданию, увеличивается число корреспондентов среди детей и взрослых.

В последнем номере «Звёздочки» опубликован, например, такой список книг для семейного чтения с нескучными аннотациями:

Ф.  Буше. Книга, которая учит любить книги даже тех, кто не любит читать / Француаза Буше; ил. авт.; пер. с фр. Д.Соколовой. — М. : Клевер-Медиа- Групп, 2012. — 112 с.: ил.

«Давно я так не радовался, а то и просто не хохотал от советов по «искусству чтения» — книг на эту тему у нас нынче издаётся немало, и это само по себе замечательно, но книга Франсуазы Буше подкупает таким удивительным простодушием, таким юмором и в то же время такой точностью, что и вправду хочется её посоветовать всем: и детям, и взрослым». (М.  Яснов). Но главное — после этой книги больше никогда не скажешь, что читают только «ботаники» и зубрилы. Ведь чтение — это так здорово!

С.  Моргенштерн. Письма о любви от 0 до 10. — М.: Детская литература. — 2005

В течение десяти лет жизнь мальчика Эрнеста протекала по одному и тому же сценарию, пока в ней не появилась Виктория. Вместе с ней в жизни Эрнеста появились телефон и телевизор, кинотеатр и супермаркет, любимое блюдо и воскресные прогулки. Семья Виктории подарила Эрнесту радость жизни, а слова «друг» и «брат» обрели реальное значение. А еще в жизни мальчика появились отец и пять родных сестёр.

Ремез  А., Колотова  Н. Стражи белых ночей. — СПб: «Детское время», 2011.

«В самую короткую белую ночь, раз в сто лет, в Летнем саду встречаются Стражи города (ожившие скульптуры животных, исчезнувшие со своих постаментов и всполошившие этим весь город), чтобы остановить злую Химеру, решившую стереть город на Неве с лица земли…»

В составлении подобных рекомендательных списков участвуют и дети, и родители, и учитель. Но главным человеком, как, впрочем, в целом душой нашего проекта является Елена Геннадьевна Федяхина, мама одной из шестиклассниц, тонкий читатель, замечательная мама, старший библиограф театральной библиотеки Санкт-Петербурга, «человек, знающий о книгах все и даже больше». Списки всякий раз разные, продиктованы конкретными задачами. Иногда они объединены одной темой, например, «Новый год. Рождество». В представленный выше список вошли книги на разные темы: первая — приглашает читать даже тех, кто не любит это делать; вторая адресована тем, у кого есть трудности в отношении с миром людей; третья — тем, кто любит Петербург и хочет открывать его для себя снова и снова.

«Стражи белых ночей» стали предметом обсуждения на уроке из серии «Круг семейного чтения» весной 2013 года, после которого мы отправимся в очередное путешествие-приключение, путешествие-игру («квест», как модно теперь это называть) по городу вслед за стражами белых ночей. А началась эта традиция путешествий (с лёгкой руки всё той же Елены Геннадьевны) ещё в начальной школе, когда дети прочитали вместе и родителями книгу А.  Бобринского «Эрмиты. Петербургская сказка), а затем познакомились с художниками, иллюстрировавшими её, — О.  Попугаевой и Д.  Непомнящим.

Следующей остановкой на пути постижения родного города была книга белорусских писателей, упомянутых в начале этой статьи, А.  Жвалевского и Е.  Пастернак «Правдивая история Деда Мороза». Совершенно петербургская книга о столетней истории празднования Нового года в нашем городе (с 1912 по 2012 год). Урок по ней с участием родителей, дедушек и бабушек (трёх поколений читателей) состоялся 27 января 2012 года, в день, памятный для всех ленинградцев — 27 января 1944 года была снята блокада Ленинграда. Назывался он так: «Новогодние традиции в Петербурге, или «Очень страшный 1942 год». Почётными гостями урока были члены семей шестиклассников, пережившие блокаду. Проходил урок в школьном музее «Старая квартира, Ленинградская коммуналка». Начинался с традиционного музыкального эпиграфа — песни «Ведь мы же с тобой ленинградцы». Затем со словом о памятной дате обратилась к участникам встречи хранитель музея. Вслед за ней повели свой рассказ о новогодних ёлках в блокадном Ленинграде бабушки шестиклассников, которым в те суровые дни было столько же лет, сколько их внукам сейчас. В ходе рассказов своих они постоянно соотносили пережитое с событиями, описанными в книге «Правдивая история Деда Мороза», которая гармонично сочетает исторические факты, реальность со сказочным вымыслом.

Далее в разговор вступили дети-читатели, разбившиеся на четыре группы: «Хранители традиций», «Бытописатели», «Сказочники» (литературоведы), «Краеведы». Они представили результаты своих читательских исследований: одни рассказывали о новогодних петербургских традициях; другие «рисовали» картинки жизни города, рассказывая о петербургском трамвае, граммофоне, ёлочных украшениях (даже украсили ёлку самодельными игрушками из ваты, картона и папье-маше); третьи исследовали художественный мир книги, обращаясь к жанру её (правдива история или сказка?), к сюжету, системе образов, в круг которых входят как реальные персонажи, так и вымышленные: Дед Мороз и Снегурочка, их волшебные помощники охли и птерки; четвёртые провели заочную экскурсию по маршруту литературных героев, используя интерактивную карту, созданную на основе книги. В начале урока все его участники работали в пяти тематических группах (5-я группа — бабушки, выступившие в роли историков). Родители распределялись по четырем детским группам. В конце урока состав групп изменился: это были уже 3 группы читателей разного возраста: дети, родители, бабушки и дедушки. Они отвечали на три одинаковых вопроса:

Какие открытия помогла вам сделать книга «Правдивая история Деда Мороза?»

За что вы благодарны её авторам?

Чем она стала для вас?

Домашнее задание, обязательное для всех было таким: 1) написать сочинение в жанре письма авторам книги на тему «Что открыла мне книга “Правдивая история Деда Мороза”»; 2) прочитать книгу в будущем своим детям и внукам, а сейчас — близким и друзьям.

Вот одно из таких сочинений:

«Здравствуйте, уважаемые Андрей и Евгения!

Ваша “не совсем сказка” под названием “Правдивая история Деда Мороза” попала ко мне и моим одноклассникам  в виде подарка на Новый год.

Как только я открыла эту огромную квадратную книгу, я замерла от восторга! В подарочном издании книги было огромное количество тайников, инструкций и иллюстраций. Особенно красива была картина из первой главы, когда в Косом переулке наших героев закружило снежинками. Также мне понравились птёрки и охли, придуманные Вами.

Я искренне благодарю Вас за то, что Вы предоставили нам возможность погрузиться в атмосферу столетия с 1912 года  по 2012 год.  Спасибо Вам за то, что Вы написали эту книгу! Спасибо за описание новогодних традиций!  Эта книга стала для меня маленьким приключением, путеводителем в прошлое и будущее.

До свидания! Будьте так любезны, ответьте на моё письмо, пожалуйста!»

 

Два других задания были для желающих, по выбору: 1) совершить прогулку по маршруту литературных героев А.  Жвалевского и Е.  Пастернак; 2) выполнить учебно-исследовательский проект «Новогодние традиции Петербурга».

Урок не закончился со звонком 27 января 2012 года, он странным образом «пророс» в сегодняшний день: сочинения, написанные ребятами, оказались очень интересными, живыми, не похожими одно на другое, и мы решили отправить эти письма писателям. В результате дети переписываются с А.  Жвалевским и Е.  Пастернак до сих пор и даже пригласили их в гости.

Эта встреча подарила школьником незабываемый опыт общения, умения обмениваться своими читательскими впечатлениями.

Приводим одну из работ школьницы, в которой рассказывается о встрече с писателями.

                                                  

                                                Мои писатели

                                                        

                                                         Читатель - человек, читающий книги для себя.

                                                           В.  Даль. «Толковый словарь русского языка»

 

Осмелюсь добавить к словам В.И.  Даля, что читатель — это ещё и человек, читающий книги о себе, так как в каждой хочется почувствовать себя героем этой истории, через себя пропустить мысли, чувства, переживания действующих лиц. Повести Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак стали для меня книгами, в которых я узнаю себя. Первое знакомство с этими замечательными авторами произошло накануне Нового 2012-го года, когда нам подарили «Правдивую историю Деда Мороза». Я не удержалась и начала её читать прямо на празднике. Хорошо, что впереди были зимние каникулы и у меня было время найти и прочесть другие их книги. В каждой из них я видела себя: с друзьями искала иглу смерти кощеихи Поляндры, пыталась разгадать тайну мифологических героев, путешествовала во времени, училась дружить, стояла перед сложным выбором дружбы и предательства, гуляла по заснеженному Петербургу с Дедом Морозом и Снегурочкой... И мне так понравилось, что в реальной жизни мы с Лаурой написали работу об истории ёлки, Рождества и Нового года, а назвали мы её «Правдивая история Рождества и Нового года». Было необычно отправить письмо писателям, но ещё удивительней — получить от них ответ! В одном из писем мы пригласили Андрея Валентиновича и Евгению Борисовну в гости. Писатели живут в Белоруссии, но они всё-таки приехали к нам в школу. Мы очень ждали их.

И вот 14 ноября школа встретила писателей! Настоящих писателей! Все представляли их серьёзными, важными, молчаливыми, но открылась дверь, и мы увидели молодых, улыбающихся нам людей. Они были немного смущены нашим бурным восторгом. А я сразу почувствовала, что к нам в гости пришли друзья.

Встреча началась в актовом зале, где уже ждали нетерпеливые читатели 5—6-ых классов. Писатели планировали начать с презентации своих книг, но на них обрушился шквал вопросов. Всем хотелось лично поговорить с писателями, и они каждому радостно отвечали, даже если один и тот же вопрос повторялся несколько раз. Мы много узнали о создании книг, о том, откуда берутся идеи, о планах на будущее. Сорок пять минут пролетели незаметно.

Потом у нашего класса был урок семейного чтения: вместе с Андреем Валентиновичем и Евгенией Борисовной, с нашими родителями и 8 «Б» в любимой «Старой квартире» мы обсуждали книгу «Время всегда хорошее». Интересно было спросить у самих писателей, правильно ли мы поняли их авторский замысел, узнать, как разные поколения читателей относятся к одним и тем же проблемам. Все вместе мы вспомнили строчки А. Кушнера «Времена не выбирают, в них живут и умирают».

Но и это ещё не всё: мы провели для Андрея и Евгении экскурсию по маршрутам героев книги «Правдивая история Деда Мороза». Экскурсоводы очень волновались, но всё прошло здорово!

Читая книги Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак, я чувствовала, что эти люди мне близки, но после нашей встречи они стали мне ещё родней. И теперь я точно знаю, что они — мои писатели!

П. Чирухина

 

 Прогулка по маршруту героев сначала превратилась в приключенческую игру под названием «СПБ — КВЕСТ», которую опубликовали в 23-м номере «Звёздочки», а потом мы сыграли в эту игру, путешествия по городу». Учебно-исследовательская работа получила диплом первой степени на «Сервантесовских чтениях» в апреле 2012 года. А 14 ноября 2012 года мы встретились с А.  Жвалевским и Е.  Пастернак, которые приехали по приглашению детей к нам в гимназию.

Так и живём. Но в школу я больше не хочу. Я хочу читать! И продолжаю мечтать о том, чтобы мои ученики тоже хотели читать всегда.