Галицких

Елена Олеговна

— учитель Вятской гуманитарной гимназии, кандидат педагогических наук

 

АЛЕКСАНДР ГРИН. УРОКИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ

VII КЛАСС

 

Творчество Александра Грина — не только оригинальная и жизнеутверждающая страница литературы XX века, но и живой источник интереса юных читателей к художественному слову, вдохновленному фантазией, морем и солнцем, любовью и верой в то, что чудеса можно творить своими руками.

Неповторимое обаяние рассказов Грина, с точки зрения К.Паустовского, тревожит и заставляет страстно желать исполнения мечты, до каких бы сказочных высот она ни поднималась.

Эпиграфом, задающим сверхзадачу урокам в VIII классе по биографии и произведениям Грина, станет совет Грина желающим научиться писать: «Тренируйте воображение и лелейте мечты». Цель уроков — создать условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений Грина, для пробуждения «дара воображения», для рождения вопросов о смысле жизни и роли мечты в становлении человека и писателя. Поэтому уроки обращены к духовному опыту детства, и я стремлюсь «открыть» в читателях «желание разнообразной жизни, полной риска, смелости и “чувства высокого”, свойственного исследователям, мореплавателям, путешественникам» (К.Паустовский) — дополним: и подросткам.

                                

                                      В.А. Кашин. Портрет А. Грина

 

1-й урок. «Улыбка Александра Грина».

Первый урок режиссируется как мастерская, в которой путем самостоятельных «открытий» каждый участник включает свое воображение в атмосферу творческой деятельности класса и создает с помощью фантазии свой «образ» писателя и представление о его жизни, характере, писательском труде.

Биография Александра Грина открывается путем «наведения» внимания школьников на портреты и фотографии писателя, создающие эмоциональный настрой, мотивацию встречи, знакомства с человеком, личностного отношения к нему.

Первый ассоциативный ряд создается путем игры со словом, поиском созвучных и смысловых ассоциаций вокруг такой запоминающейся и необычной фамилии Грин. Учитель записывает на доске все предложения детей: «горы, море, ветер, бригантина, гром, романтика, гитара, иной мир, с ним в путь, Герой Родом из необыкновенного мира, мечтатель, Гринландия, остров».

Воображению помогут несколько фраз, написанных на доске. Из каждой цитаты школьники выбирают слово, словосочетание, деталь характера, своеобразие облика, которые «зацепили» их воображение, выделились из ряда, стали впечатлением от портрета, личности.

— «Александра Грина отличал “дар могучего воображения”, чистота чувств и застенчивая улыбка» (К.Паустовский. «Жизнь Александра Грина»);

— «Я любил шум леса, запах мха и травы, пестроту цветов, волнующую охотника заросль болот, треск крыльев дикой птицы, выстрелы, стелющийся пороховой дым; любил искать и неожиданно находить» (А.Грин. «Автобиографическая повесть»);

— «Мир идет под уклон. Человечество катится в пропасть. Как честный пират заявляю, что я никогда не перестану сражаться за свое право дышать свежими морскими ветрами» (А.Грин);

— «У меня осталось впечатление, что Грин никогда не смеялся. Он усмехался, улыбался, но смех был ему как-то не к лицу. При этом он обладал замечательным чувством юмора, любил и ценил остроумие, с удовольствием принимал хорошую шутку и сам любил иронически сострить» (Э.Арнольди);

— «Всю жизнь Грин будет протестовать против всего, что хоть в незначительной степени ущемляет человеческое достоинство. Об этом, в сущности, все его книги» (В.Сандлер).

Следующий шаг — читаю стихотворение Б.Чичибабина «Памяти Грина» и предлагаю записать понравившуюся строку, слово, четверостишие, а затем прочитать его соседу по парте, постараться запомнить наизусть.

Первое впечатление от портретов Грина (З.Филиппов. «Александр Грин», 1969; В.Авдеев. «Портрет Грина». 1980), от его фотографий, как первое впечатление от знакомства с новым человеком, рождает поток ассоциаций, воспоминаний, вопросов, которые ученики оформляют в виде зарисовки «Воображаемый портрет А.Грина». Вот несколько вариантов работ:

«Я представляю себе человека на портрете грустным, ранимым, интересным, наивным творцом своей судьбы. Его морщины — следы испытаний, трудно отвести глаза от этого печального лица, мне кажется, он хорошо знает людей, много повидал и мог бы быть капитаном корабля или матросом» (Мария Г.).

«Каким я вижу этого человека? ”Упрямец и молчун”, мечтательный философ, с “сиротской грустью” в глазах и “застенчивой улыбкой”, но мудрец, писатель и странник» (Артур Г.).

«За его плечами большой жизненный путь. Глаза старца на молодом лице. В его глазах плещется море, живет доброта, грустит одиночество, отражается упорство, расцветает мечта» (Илья Д).

«Мечтатель — глубина мыслей.

Мыслитель — необыкновенная доброта сердца.

Романтик — особое мировоззрение.

Добрый сказочник» (Марина Б.).

«Мне кажется, что за его спокойными глазами, умиротворенной позой, уверенностью сильного человека скрывается глубокое чувство собственного достоинства, бурное воображение, стремительность мысли, яркость чувств. Он имеет сосредоточенный и отрешенный вид, но внутри живет, дышит, растет свой мир, свой дар, свой дом» (Павел Ч.).

«Улыбка Александра Грина “застенчивая”, мудрая, мечтательная, задумчивая, грустная, открытая, сдержанная, печальная, светлая...» — школьники выстраивают вслед за К.Паустовским ряд определений.

Уже из этих примеров видно разнообразие работ, включение детского воображения, стремление понять душевный мир писателя, который «много пережил, увидел в людях и может нам об этом рассказать на страницах своих книг» (Александра К.).

Ребята зачитывают свои варианты «портретов» писателя и объединяются в группы по четыре человека по близости воплощения темы «портрета». Активность мышления участников мастерской обеспечивается следующим заданием: «На какие вопросы нам нужно ответить, чтобы сравнить, сопоставить наши воображаемые варианты с реальной биографией Александра Грина, «человека светлой мечты»?

Ученики формулируют вопросы, мастер записывает их на доске:

— Где и как прошло раннее детство Александра Грина?

— Кто были его родители, друзья, учителя?

— Почему у него такая фамилия?

— Почему он стал писателем?

— О чем он писал, какие книги сделали его знаменитым?

— Какой смысл мы вкладываем в понятие «романтик»?

— Какие люди и события повлияли на его жизнь?

— Когда и как он написал свое первое произведение?

— Каким был его характер?

— Было ли в его жизни море и какую роль сыграло?

— Какова его история любви?

— С какими местами, городами, странами связана его жизнь?

— Кто оказал влияние на Грина как писателя и человека?

— Какая мечта определила его судьбу?

— В чем его своеобразие как писателя?

— Что можно прочитать о его жизни?

— Как можно бы назвать его биографию?

— Почему поэт в трудные минуты жизни советует «перечитать» Грина?

— Почему его называли «человеком светлой мечты»?

Каждой группе выдается пакет материалов, в которых ученики могут найти ответы на свой информационный запрос. Это «Автобиография» и главы из «Автобиографической повести» Грина, статья Паустовского «Жизнь Александра Грина», статья Марка Кабакова «Необходимый Грин», хронологическая таблица жизни и творчества Грина, воспоминания современников, высказывания писателей о личности и творчестве Грина (См. приложение к уроку № 1). Целесообразно в некоторых вопросах обращение к литературоведческим и толковым словарям, например: романтик — человек мечтающий, изображающий яркие, героические, возвышенные стороны жизни, пересоздающий действительность в соответствии со своими идеалами. Беллетрист — писатель, работающий в области художественной прозы. Феерия — волшебное, сказочное зрелище.

Ученики читают, находят ответы на поставленные вопросы, обмениваются информацией, обсуждают ее в группах и заполняют таблицу в тетрадях:

— Новое в моих знаниях о жизни Грина.

— Совпадение предположений с реальными фактами.

 

                Дом-музей А. Грина. Старый Крым

 

— Новые вопросы.

Каждая группа готовит выступление, используя материалы первой колонки таблицы. После выступления первой группы последующие выступления дополняют, уточняют, расширяют знания о жизни Грина (факты, фамилии, даты, афоризмы). Новые вопросы записываются на доске. Предлагаю совершить воображаемую (с помощью слайдов и путеводителей или реальную экскурсию в дом-музей Александра Грина в Вятке (Кирове) и Феодосии, Старом Крыму, чтобы найти ответы на новые вопросы.

Гимназисты Вятской гуманитарной гимназии воспользовались прекрасной возможностью и провели уроки творческого воображения в доме-музее А.Грина, совершив экскурсию по музею. Сотрудникам музея удалось воссоздать мир романтики произведений Грина, раскрыть за деталями быта мечту о жизни творческой, полной событий и впечатлений. А я рассказала о своих воспоминаниях об удивительной экскурсии по музею Грина в Феодосии и Старом Крыму.

Работа с биографическим материалом завершается важным моментом выбора заголовка (темы) мастерской, каждая группа предлагает свой вариант и комментирует свой выбор: «Страницы биографии Александра Грина», «Человек, уставший от безрадостного существования», «Дон Кихот нашего времени», «Человек светлой мечты», «Человек и писатель Александр Грин».

Интеллектуальным открытием каждого, моментом соединения старого знания с новым — осмысленным, пережитым, выстроенным — является самостоятельное заключение, обобщение, итог, вывод: первая строка — название темы; вторая — описание темы в двух словах-признаках, прилагательных; третья строка — описание действия в рамках этой темы тремя словами; четвертая строка — это фраза из четырех слов, показывает отношение к теме; последняя строка — синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение. Все зачитывают свои итоги. Вот несколько вариантов:

 

Александр Грин,

Любящий жизнь и ищущий ее смысл,

Путешествует, переживает, сочиняет,

Он — «рыцарь светлой мечты»,

Романтик.

 

Александр Грин

Мечтающий, мужественный,

искал, любил, писал,

«последний сказочник XX века»,

«честный пират».

 

Александр Грин,

упорный, отважный,

мечтал, странствовал, писал,

создал романтический мир Гринландии,

«Беллетрист».

 

Мастерская заканчивается заданием: выразить свое отношение к своей работе в мастерской и определить ее перспективы, свои мечты, заканчивая фразу «Я сегодня...» (Из высказываний участников мастерской: «Размышлял, задавал вопросы и искал на них ответы, радовался и удивлялся, воображал, мечтал побывать в Старом Крыму и положить цветы на могилу Грина, посмотрел на Вятку глазами мальчика Саши Гриневского, хорошо бы стать писателем и написать свою “Автобиографическую повесть”»; «жаль, что нет книги о Грине в серии “Жизнь замечательных людей”»; «очень понравилась экскурсия по музею, экскурсовод сама похожа на Ассоль»; «захотела перечитать “Алые паруса”, посмотрю фильм “Алые паруса”, куплю для себя книгу рассказов Грина»; «подумаю и постараюсь записать свои мечты»; «мне было очень интересно писать “портрет” Грина, а затем увидеть, в чем я ошиблась»; «я сегодня поняла, как неисчерпаема биография каждого писателя, потому что в нее входят и биографии героев его книг; как много я успела узнать и пережить за два урока...»)

Дома учащимся предлагается прочитать «Автобиографическую повесть» Грина или другие его произведения (по самостоятельному выбору) и записать в читательский дневник наиболее понравившиеся мысли (строки). Рекомендую восьмиклассникам приобрести книги Грина в свою домашнюю библиотеку, произнося фразу А.Грина из рассказа «Приключения Гинча»: «Я люблю книги, люблю держать их в руках, прочитывая заглавия, которые иногда звучат, как заклинания, упрек и шепот на ухо».

2-й урок. Свет «зеленой лампы» Александра Грина.

Этот урок является логическим продолжением первого и открывает широкие возможности для художественно-педагогического творчества учителя и учащихся. Путь урока — напряженный и стремительный поиск единства формы и содержания: от ассоциативного воображения читателя через литературное творчество к пониманию замысла автора. Построим урок в жанре рассказа, сохраним его композицию в методическом решении урока, его этапах — экспозиции, завязке, развитии действия, кульминации, развязке.

Экспозицией будет служить необходимая актуализация знаний по теории литературы, обращение к жанру рассказа как небольшому произведению прозаического характера, в котором нарисовано одно, реже — несколько событий с малым количеством действующих лиц.

— Что нужно продумать, увидеть, вообразить, чтобы сочинить рассказ? (Ученики выдвигают свои гипотезы, свои суждения по этому вопросу.)

— Замысел, тема, основная мысль, сюжет, композиция, действующие лица и способы их описания, своеобразие стиля как способы «завораживания» читателей должны возникнуть в нашем воображении.

— Попытаемся воспользоваться своими творческими возможностями. В произведениях Грина особую, символическую, часто смысловую значимость имеет цвет («Алые паруса», «Золотая цепь», «Блистающий мир»). Составим ассоциативный ряд к заголовку рассказа «Зеленая лампа», написанному на доске: свет, уют, семья, доброта, зеленая трава, литературное общество, свет в ночи, огонек, книга, чтение, учение, маяк, море, огонь, вечер, ночь, писание, сочинительство, игра (Л.Толстой играл в зеленую палочку).

А теперь прочитаем первую часть рассказа Грина «Зеленая лампа», дополним наш ряд ассоциациями Грина: тайна, «сигнал для людей», надежда.

На какой эмоциональной ноте, чувстве, интонации обрывает повествование автор? — спрашиваю и предлагаю закончить рассказ с помощью собственного воображения (не переворачивая 279-й страницы учебной хрестоматии для VIII класса под редакцией Г.И.  Беленького).

Развитие действия урока осуществляется путем написания учениками в течение 10—15 минут своих индивидуальных продолжений (развязок рассказа), которые зачитываются и обсуждаются с точки зрения логики развития характеров, воплощения идеи, интонации.

Сочиняя развязки, школьники столкнулись с необходимостью понять характеры героев, определить идею как основную мысль рассказа, так как концовка «истории» завершает движение авторского замысла.

Первый путь воображения школьников — показать, что свою судьбу герой должен строить сам, преодолевая трудности, а не пассивно ждать удачи, не превращаться в «игрушку» другого человека. В концовках «авторов» Джон Ив отказывается от условий игры или погружается в свои размышления, занимается чтением, находит дело в жизни.

«Джон Ив провел уже неделю, ожидая чего-то особенного, он все сидел у окна. В его глазах светилось предчувствие счастья, но иногда блеск гас, и он задумывался над тем, зачем он здесь сидит. Ему становилось жаль тех своих надежд, когда он верил, что не деньги, а свобода для него лучшее лекарство от одиночества и других недугов» (Елена С.).

Наиболее интересной школьникам показалась такая развязка Ксении Н.: «Вот уже прошло 9 лет. Стильтон уже и забыл про свою злую шутку, даже не вспоминал, кому он ежемесячно присылает деньги. Это вошло в его привычку. Он старел, понимая, что у него нет ни жены, ни детей, ни близких. Он был одинок. И глаза его все чаще бросали на мир пустой разочарованный взгляд.

А в той комнате каждый вечер при свете зеленой лампы молодой человек читал. Его одиночество скрашивали перо и бумага. Он стал писателем. Однажды Реймер прочитал его книгу, вспомнил Джона Ива и стал его другом».

Второе направление творческого воображения детей — это желание исправить Стильтона, изменить его решение, повлиять на его отношение к другому человеку как средству, вещи, игрушке. «В это время в автомобиле Реймер убеждал Стильтона, что не по-человечески делать из людей заложников пари. Прошла ночь, и ранним утром Джон Ив услышал звонок в дверь. Перед ним стоял сам Стильтон» (Мария К.). «Но однажды Стильтон остался дома один и вдруг задумался над тем, что он сделал...» (Мария Р.).

При обсуждении было отмечено, что «читатели-авторы» не сопоставили заданность характера Стильтона с нелогичностью сюжетной развязки — исправить такого человека могут только критические, экстремальные обстоятельства, именно такие и создает Грин для своего героя во второй части рассказа.

Третье направление детской фантазии ясно находится под влиянием времени — дети «предлагают» Джону Иву скопить деньги за долгие годы и открыть свой ресторан «Зеленая лампа» для всех отчаявшихся в ночи, или лавочку, гостиницу, магазинчик, то есть видят его состоятельным человеком.

Исключением явилась развязка, которую предложила девочка, — случай меняет героев местами: сейчас лампу зажигает Стильтон, а Джон Ив ходит смотреть на ее свет и переводит деньги. Сопоставление такой развязки с сюжетом Грина помогло школьникам увидеть глубину замысла автора, который не принял морали «зуб за зуб» и показал всю силу гуманизма Джона Ива, протянувшего руку помощи Стильтону в трудную, роковую минуту.

Кульминацией урока становится «момент истины» — чтение мною второй части рассказа, в которой Джон Ив не только сохраняет свое достоинство и исполняет свою мечту — становится врачом, но и помогает Стильтону, поступая великодушно. В классе возникают напряженное внимание, удивление, восхищение, вызванные неожиданной развязкой, фантазией автора, сменой настроения, несовпадение гипотетических сюжетов с идеей автора.

Формулирую итоговый проблемный вопрос:

— Почему Грин назвал свой рассказ «Зеленая лампа»? Какую роль она сыграла в жизни героя?

В рассуждениях детей «зеленая лампа» постепенно становится не просто деталью сюжета, знаком, интригующим моментом развития действия, а комментируется как символ веры в возможности человека, в его стремление к исполнению мечты, как символ надежды, преодоления, как символ света, добра. И главное, что отмечают юные читатели — побеждает в рассказе великодушие, прощение, благородство чувств и мыслей, поднятое до простоты и ясности поступка, реальной помощи человеку. Прочитаешь «зеленую лампу» Грина, «и ляжет на душу добро» (Б.Ахмадуллина).

Символ «зеленой лампы» как материальное явление, представляющее в наглядно-образной форме некоторое иное содержание, становится особой духовной ценностью, в которой есть экспрессия, метафорический смысл особого понимания. Символ предполагает вызов эмоций, ситуацию вчувствования, сопереживания, сопричастности. Зеленая лампа словно проливает свет, высвечивает, делает видимыми и открытыми «наиболее глубинные стороны» (А.Ф. Лосев) характеров героев: способность идти к своей мечте у Джона Ива, у Стильтона — эгоизм и презрение к людям, пресыщенность жизнью и ее удовольствиями.

«Зеленая лампа» открывает героям новые, истинные ценности жизни. Многозначность, многоликость символа будит воображение читателя, оставляет ему пространство для фантазии, размышления, рефлексии. «Свет в душе, свет солнца, свет во мраке ночи, свет маяка, свет свечи, свет знаний, свет надежды, свет улыбки Александра Грина» — такой ассоциативный ряд выстраивают читатели.

Развязка урока — его этап, когда каждому ученику предлагается коротко ответить на вопрос:

— Что вас удивило, взволновало, запомнилось?

Из стенограммы урока:

Меня удивило:

— необыкновенное воображение автора;

— великодушие Ива, его слова: «Позвоните мне, быть может я дам вам работу...»;

— «зигзаг удачи», разворот судьбы;

— прием контраста, противопоставления, на котором построен рассказ;

— афористичность языка.

Меня взволновала:

— жестокость человека, который может сделать из «живого человека игрушку»;

— способность человека преодолеть трудности и раскрыть свои способности;

— биография автора, которая помогла мне понять смысл рассказа, умение автора «вселить» в читателя надежду;

— встреча врача Джона Ива и Стильтона. Я оценил доброту и уважение Джона Ива по отношение к Стильтону.

Мне запомнились строки:

— «...когда вам будет скучно, приходите сюда и улыбайтесь»;

— «Если желание сильно, то исполнение не замедлит»;

— «фраза Стильтона: «Простите меня»;

— «...а спускаясь по темной лестнице, зажигайте хотя бы спичку», так как здесь скрыт тайный смысл, его идея — это вопрос: сколько же нужно света человеку для счастья?

— «лампа, озаряющая темноту ночи»;

— «наобещать такую кучу благодати», я подумал о цене подарков судьбы;

— «он хоть имеет надежду».

Каждый в классе заканчивает фразу: «Автор ходом повествования приводит нас к мысли, что человек не игрушка судьбы, а творец ее, если у него есть...»

— руки и голова на плечах, он должен сам построить свою жизнь и сделать ее счастливой;

— цель в жизни, в которую он верит;

— высокая самооценка, человек не должен сомневаться в себе;

— воля, желание непременно изменить судьбу и стать счастливым;

— терпение, желание, мужество, чистое сердце и душа;

— желание и воля чего-нибудь добиться;

— ум, цель, старание;

— чувство собственного достоинства и трудолюбие.

Послесловие урока — творческое задание, которое выдается на карточке каждому ученику: «Если вы “внезапно ощутите тоску по блеску ветра, по солоноватому запаху морской воды, по Лиссу, по его жарким переулкам, опаляющим глаза женщин, шершавому желтому камню с остатками белых ракушек, розовому дыму облаков, стремительно взлетающему в синеву небосвода”, то откройте книгу рассказов Александра Грина и... пусть “страстное желание” беззаботно погрузиться в вольную приморскую жизнь вдохновит вас на чтение».

Прочитайте три отрывка и попробуйте определить, какой из них принадлежит перу Грина, обоснуйте свое предположение.

1. «Море было подернуто рябью, легкий Эвр раздувал паруса. Я позавидовал морякам, бороздящим моря в любое время года, и подумал, что, вероятно, какой-нибудь недобрый бог послал этот корабль, чтобы испытать меня. Каждый раз при виде моря сердце мое переполняется желанием, я закрываю глаза и вижу себя на палубе, соленый ветер ласкает мне лицо, воображение рисует долгие ночи под звездным небом, когда спокойное море и теплый воздух манят ко сну. Только тому, кто много плавал и по тихим, и по бурным водам, знакома радость, которой море наполняет душу мореплавателей».

2. Я был в Севастополе мальчиком... но с тех пор не мог забыть этот город. Часто мне даже снился — залитый отблесками морской воды, маленький, живописный, пахнущий водорослями и пароходным дымом».

3. «Войдя в порт, я, кажется мне, различаю на горизонте, за мысом, берега стран, куда направлены бугшприты кораблей, ждущих своего часа: гул, крики, песня, демонический вопль сирены — все полно страсти и обещания. А над гаванью — в стране стран, в пустынях и лесах сердца, в небесах мыслей — сверкает несбывшееся— таинственный и чудный олень вечной охоты».

Проверка задания вызывает явный познавательный интерес и осуществляется сначала в парах, каждый излагает соседу по парте свою точку зрения, а затем собираются все доводы и возражения. Читали обращают внимание на особую образность языка Грина (третий фрагмент), взволнованность интонации, яркость метафор, отсутствие точных географических названий. Но в текстах есть и общее — увлеченность морем, умение смотреть и видеть, творческое воображение.

Обсуждение стимулирует самостоятельное чтение произведений Грина и завершается домашним заданием: прочитать дома с карандашом феерию Грина «Алые паруса» и принести книгу на урок.

3-й урок. «Алые паруса» Александра Грина.

Феерию «Алые паруса» Грина можно с уверенностью отнести к «современной классике», потому что это произведение победно прошло, как корабль Грэя «Секрет» под алыми парусами, все рифы литературной критики, все идеологические мели, все повороты литературных течений, все штормы событий века и сохранило любовь и интерес читателей, не разочаровав их в ожиданиях и надеждах. На рубеже нового века старый секрет этой книги открывается в яркости и романтической силе Мечты, в неисчерпаемости одной из самых ярких метафор прожитого века и «остается нам навсегда в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь».

Вместе с «Алыми парусами» приходит в класс «улыбка, веселье, прощение и... вовремя сказанное, нужное слово». Феерия вызывает ответное чувство сорадования и желание «творить так называемые чудеса своими руками». Именно сейчас, в сложный период перелома эпох, в ситуации поиска идеалов, целей и ценностей, Грин вселяет уверенность в необходимость мечты в жизни человека.

Обращение к чтению Грина в VIII классе или его перечитыванию в контексте литературы XX века в выпускном классе возможно в глубокой душевной потребности в искренней, взволнованной, жизнерадостной прозе, которая не разрушает веру в человека, а поддерживает в нем чувство собственного достоинства, пробуждает стремление к счастью, к любви, к действию, к осмыслению ценностей жизни. Эта книга бросает «зерно пламенного растения — чуда» в душу юного человека и помогает ему не гнуться под ветрами событий.

Главное на этом уроке — выяснение читательского восприятия школьников (эмоций, воображения, содержания и формы) после прочтения «Алых парусов» через вопросы анкеты:

Эта книга вызывает у меня...

Что называет чудесами автор и почему?

Сравните Каперну с другими городами известных вам произведений.

Как Грэй сумел воплотить мечту в действительность?

Почему Грин назвал свое произведение феерией?

Почему мечта Ассоль исполнилась?

Какую строчку вы выписали (бы) и запомнили (бы) после прочтения книги?

Какое впечатление произвел на вас фильм «Алые паруса»?

Какие вопросы у вас возникли и что бы вы хотели обсудить на уроке?

После выяснения восприятия героев феерии, из поступков, характеров, главного конфликта становится ясно, что отношение к прочитанному совсем не однозначно. Одни слишком прямолинейно отвергают мечтательность Ассоль, другие активно считают деньги Грэя, третьи утверждают, что время сказок прошло, завтра — за экономикой и деловыми отношениями, где нет места «мечтам о счастье под алыми парусами», четвертые убежденно доказывают необходимость мечты в жизни человека и умения ждать журавля в небе, а не синицу в руке. Но все единогласны в одном — «впечатляет, вдохновляет, завораживает, удивляет».

Постараемся как можно активнее привлечь школьников к созданию урока, к выбору вопросов для обсуждения. В этом случае урок может помочь читателям осмыслить свои впечатления, построить размышления, увидеть художественные «секреты» автора, а не только запомнить выводы и точку зрения учителя. Современные читатели выбирают для обсуждения тему любви и встречи, проблемы выбора ценностей жизни, проблему жизнетворчества, понимания «нехитрой истины. Она в том, чтобы делать так как называемые чудеса своими руками». Конфликт мещанского мира Каперны и мечты Ассоль восьмиклассникам кажется очевидным и ясным, с их точки зрения, не стоит посвящать ему отдельный урок.

Оформляю доску «надутыми ветром» бумажными алыми парусами, предлагаю собрать вокруг них все возможные ассоциации — «цвет глубокой радости, символ любви, паруса мечты, романтика, ожидание, творчество, осуществленное чудо, метафора надежды, торжество счастья», «здесь нет ничего таинственного», это гармония моря и любви, это «прелесть духовного отражения», символ победы, веры. «Разбрасывая веселье, он (корабль) пылал, как вино, роза, кровь, уста, алый бархат и пунцовый огонь. Корабль шел прямо к Ассоль».

Затем каждый выбирает себе карточку с «судьбой» — группу для коллективной работы и обсуждения ее результатов. Задания на карточках могут корректироваться в ходе поиска:

1. «Мир Каперны. До и после».

2. «Очарование Ассоль, каждая черточка которой выразительно «легка и чиста, как полет ласточки».

3. «Странная летящая душа и дух действия капитана Артура Грэя».

4. «Секреты романтизма Грина».

5. Встреча Ассоль и Грэя как реальная, осуществимая мечта, в которой “тесно сплетены судьба, воля и свойство характеров” (поиск совпадений и взимосвязей мечты и действительности)».

6. «Язык фильма “Алые паруса” и впечатления зрителей» (Образы героев, роль монтажа, крупные планы, музыка, пейзаж, динамика фильма, позиция режиссера).

В каждой группе читатели работают как «золотоискатели», отыскивая и выписывая яркие художественные детали, раскрывающие тему их выступления. Из «хаоса» выбранных деталей выстраиваются рассуждения, комментарии, выводы. Затем каждая группа их обсуждает, коротко оформляет в виде записей, рисунка, таблицы и озвучивает, защищает свои заключения и литературные выводы. Познавательный и читательский опыт восьмиклассников позволяет им быстро и качественно справиться с этим видом работы без помощи учителя.

Самое сложное задание — анализ стиля Грина как писателя — романтика XX века. Здесь важно суметь распределить «роли» в группе, то есть разделить исследование на небольшие задания для каждого в группе, посильные по объему и сложности:

1). Какие слова-образы включает автор в описания алых парусов? Какую роль играют они в произведении? («Парус. Атрибут Фортуны, как в античности, так и в эпоху ренессанса, поскольку она непостоянна, как ветер; также Венеры, рожденной из моря. Драпировка, вздымающаяся над головой морской нимфы наподобие паруса». (Джеймс Холл. Словарь сюжетов и символов в искусстве. — М., 1996. — С. 421).

2). Какое средство художественной выразительности особенно точно и ярко использует Грин? Что придает оно повествованию? Прокомментируйте свои наблюдения над эпитетами, сравнениями, метафорами. Помочь учащимся и учителю могут обобщения Н.Д.  Арутюновой: «Метафору роднят с поэтическим дискурсом следующие черты: слияние в ней образа и смысла; контраст с тривиальной таксономией объектов; категориальный сдвиг; актуализация «случайных связей»; несводимость к буквальной перефразе; синтетичность, диффузность значения; допущение разных интерпретаций; отсутствие или необязательность мотивации; апелляция к воображению, а не знанию; выбор кратчайшего пути к сущности объекта».

3). Как раскрывается замысел автора в истории создания этой феерии? (Первоначальные наброски относятся к лету 1916 года. Но рукопись была не завершена. Во время гражданской войны он начал писать новую повесть под названием «Красные паруса». И закончил ее в Петрограде в начале декабря 1920 года. 8 мая 1922 года в газете «Вечерний телеграф» была напечатана глава «Грэй», а отдельным изданием книга вышла в 1923 году. Анализ зарождения замысла и его воплощения сделан Н.А.  Кобзевым.

4). Проследите своеобразие сюжета.

Но главное на этапе самостоятельной работы не анализ, а синтез — гармония формы и содержания, стремление сохранить эмоциональную взволнованность авторского голоса. В качестве дополнительного материала группа получает отрывки из критических статей гриноведов.

Вот точка зрения Н.П.  Кобзева (Новелла Александра Грина 20-х годов. — Симферополь, 1996), она поможет юным исследователям увидеть главное и сделать обобщения. «С появлением Ассоль на страницах произведения заметно меняется стиль повествования. Он как бы обретает лиричность, задушевность, особого рода теплоту. Информативность описания сменяется нарастающей картинностью. Все получает смысловую весомость: и деталь, и ситуация, и диалог. Фраза становится сложнее, наполняется заметной экспрессией, в нее стройно вступают стилистические тропы, сообщая ей и особое дыхание, и музыкальность и цвет. Раздвигается ассоциативно-образное мышление художника. Особой поэтичностью отличается уже первый портрет Ассоль (в феерии их шесть). Это импрессивный портрет, ибо передается в заметном эмоциональном восприятии Эгля. Описание преисполнено беспредельного лиризма и нежности: «каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, к полет ласточки»; а имя ее «так однотонно, музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины». Грин, воссоздавая этот портрет, как бы сознательно указывает на свою манеру описания наружности героев. «Тут только он уяснил себе, что в лице девочки было так пристально отмечено его впечатлением». Понятие «импрессион», что переводится с французского на русский как впечатление и определяет основное свойство гриновского портретирования. Не случайно впечатление от созерцания внешности Ассоль и отрыло Эглю главное в ее духовном содержании. «Невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы...» Открыло и подтолкнуло к мифотворчеству, настроило на создание романтической сказки о морской дали, где однажды сверкнет под солнцем алый парус, о принце, который увидит во сне Ассоль и приедет за ней, чтобы «навсегда увезти в свое царство», «в блистательную страну, где восходит солнце». Так были брошены семена крупной мечты на благодатную почву души Ассоль. Сказка оказалась пророческим предсказанием.

В этом моменте необходимо еще раз обратить внимание на то, как у Грина романтическое и реалистическое тесно сближаются и переплетаются. Для писателя эти явления в атмосфере человеческого бытия нерасторжимы, взаимопроникающи и взаимообусловлены. Одно является продолжением другого и наоборот. Одно не существует без другого. И в этом нет ничего удивительного. Так Грин настойчиво и последовательно готовит сознание читателя к тому, что чудесное не есть случайное, а вполне закономерное явление в реальной человеческой жизни».

Автор убеждает читателя, что если труд будет одухотворен мечтой — он станет творчеством. Говорящая символика цвета перерастает в метафору XX века — «алые паруса». Метафора — это «дар гения», соединение гениального озарения и расчета, интуиции и конструкции. Сила метафоры — в способности ломать способ восприятия мира, показывать смысл, соединять ясность мысли с полнотой образа. «Алые паруса» держат читателя в напряжении, соединяют переживание автора с чувством читателя, «вымысел адресуется к глубоко укорененным потенциальным возможностям реальности». «Объяснить метафору — это значит перечислить значения, в рамках которых образ видится как смысл». Но на уроке это объяснение неисчерпаемо, интуитивно, оно соединяет образ и ощущение, оставляет пространство для фантазии, недоговоренности. Иначе разрушается сама интонация завораживающего, вдохновляющего чуда, парадоксального сочетания «алых парусов» (не белых: «они ясно и неопровержимо пылали с невинностью факта, опровергающего все законы бытия и здравого смысла»).

Грин силой своего воображения придумал «живую метафору», которая вырвалась из контекста феерии и стала жизнью, произошла трансформация образа в символ. «Алые паруса» как символ мечты и веры в ее исполнение стали знаком XX века, который так страстно стремился к счастью, мечте, лучшему в человеке. Радостно, светло, трепетно и празднично любовь превращает мечту в реальность, чудо встречи, исполненной надежды, заслуженного счастья. Оказывается, сказки, стихи, мечты, герои, прекрасные судьбы рождаются из самой жизни, сложной, полной труда, преодоления, терпения, незаслуженных обид, испытаний.

«Пурпурный дым» — возмездие, победа и надежда на возможность преодолеть бездуховность в людях, смыть серый цвет с Каперны, открыть в каждом росток доброты, освободить душевную жизнь человека от зависти, злобы, жестокости. «Ведь идеал Грина столь же романтичен, сколько и реалистичен: «сплавить в одно целое все сокровища жизни, сохранив неприкосновенным тончайший узор каждого отдельного счастья».

Завершаем урок мыслью К.Паустовского, которая возвращает внимание к началу урока и подчеркивает его сверхзадачу — воображение, мечта, надежда помогают человеку стать творцом своей судьбы и сквозь горести и скорби, потери и поражения нести свет надежды и веру в человека: «Грин писал почти все свои вещи в оправдание мечты. Мы должны быть благодарны ему за это. Мы знаем, что будущее, к которому мы стремимся, родилось из непобедимого человеческого свойства — умения мечтать и любить».

                                  

                            Вход в музей А.Грина в Феодосии.

 

                         «Уроки литературы», № 1 – 2001 год