Анализ стиха «Это утро, радость эта» А. Фета

Пейзажная лирика преобладает в творчестве А. Фета. Картины природы, изображённые в его стихотворениях, восхищают простотой. Доказательством этой особенности является стихотворение «Это утро, радость эта», проанализированное в статье.

Анализ Это утро, радость эта

Предлагаем ознакомится с анализом стихотворения «Это утро, радость эта» по плану и сочинениями по этому произведению, чтобы дать школьникам представление об этом произведении. Его изучают в 5–7 классах.

Текст стихотворения «Это утро, радость эта»

А. А. Фет

Это утро, радость эта

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

                Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

                Этот говор вод,

Эти ивы и березы,

Эти капли – эти слезы,

                Этот пух – не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

                Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

                Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

                Это всё – весна.

1881 г.

Краткий анализ произведения

Лирический герой призывает не выходить из комнаты, отказаться от Солнца в пользу сигарет

  • История создания – произведение было написано в 1881 г. (поздний период творчества), когда поэт пребывал в загородном имении.
  • Тема стихотворения – весеннее пробуждение природы.
  • Композиция – Стихотворение невозможно поделить на части по смыслу, так как автор просто перечисляет всё, что видит вокруг. В нём всего одно предложение, что придаёт мысли целостность. Формально стихотворение состоит из трёх шестистопных строф.
  • Жанр – лирическое стихотворение.
  • Стихотворный размер – четырёхстопный хорей, рифмовка парная и кольцевая.
  • Метафоры – «мощь и дня и света», «говор вод», «эти капли – эти слёзы».
  • Эпитеты – «вздох ночной».

Подробный анализ стихотворения

История создания

Анализируемое стихотворение относится к позднему периоду творчества А. Фета. Поэт написал его в 1881 г., когда уже был в отставке и жил в имении за городом. В его зрелом творчестве преобладают философские мотивы, что связано с потерей возлюбленной Марии Лазич.

Фет расстался с девушкой ещё в молодости, а через некоторое время после расставания узнал, что она погибла. Воспоминания терзали его душу и оставляли след в лирике.

«Это утро, радость эта» кажется неожиданным коротким всплеском радости. В произведении мы видим гамму чувств, которые пробудила в душе лирического героя весна.

Тема

В произведении развивается традиционный для мировой литературы мотив весны. В центре авторского внимания пейзаж. Картины природы панорамные, А Фет охватывает своим взором всё: стаи птиц, мошек, слёзы деревьев.

В лаконичном тексте он описывает целые сутки. Начинается рассказ описанием утреннего и дневного света, а заканчивается изображением ночной поры. В каждом времени суток поэт замечает только самое важное.

Пейзажные зарисовки богаты не только зрительными образами, но и звуками: «этот зык и свист», «эта дробь и эти трели». Цветовую гамму автор не отображает, но читатель и без его помощи может представить цвета окружающей природы.

Может показаться, что лирический герой практически не заметен за пейзажами. Повествование безличное (нет глаголов 1 лица), что ещё больше помогает скрыть героя. Но надо помнить, что это восторженное видение примет весны именно лирического героя.

Например, герой замечает капли на деревьях и сравнивает их со слезами, так как для Фета только слёзы могут передать настоящий накал чувств, искреннее проявление эмоций. Лирический герой не разучился слышать природу и радоваться вместе с ней приходу весны.

В контексте темы развивается идея о том, что весна может разбудить прекрасное в любом человеческом сердце. Кроме того, автор в который раз утверждает красоту природы.

Композиция

Композиция стихотворения несложная. Оно не делится на части по смыслу, автор рассказывает обо всём, что видит вокруг. Кажется, что он нанизывает свои самые значительные впечатления, формируя из них панорамную картину природы.

В качестве основы для сюжета используются временные рамки: от утра до вечера. Особенность стихотворения в том, что автор не употребляет ни одного глагола. Такой приём придаёт событиям статичность, способствует созданию яркой картины, соответствующей внутреннему состоянию лирического «Я» и автора.

В произведении всего одно предложение, что придаёт мысли целостность. Формально оно состоит из трёх шестистопных строф.

Стихотворный размер – четырёхстопный хорей. А. Фет использует два вида рифмовки: парную ААВВ и кольцевую.

Жанр

Жанр стихотворения – лирическое стихотворение. Мы видим мысли и чувства, переполняющие душу лирического героя с приходом весны. Оживающая природа подталкивает к раздумьям о вечности природы, о единстве человека и природы.

Средства выразительности

В стихотворении не очень много средств выразительности. Автор перечисляет всё, что видит вокруг, не пытаясь приукрашивать образы, поскольку они и так прекрасны. Некоторые элементы пейзажа вызывают у него ассоциации, которые и передаются при помощи художественных средств.

В тексте есть метафоры– «мощь и дня и света», «говор вод», «эти капли – эти слёзы» и эпитет – «вздох ночной». Также одной большой метафорой можно назвать все строки, которые посредством пейзажных образов описывают весну.

Особенность анализируемого стихотворения – повторение местоимения «это» в разных формах. Такой приём называется анафорой. Инструментом для передачи настроения служит также аллитерация, например, согласного «с»: «эта мощь и дня и света, этот синий свод».

Главная мысль произведения заключается в том, что невероятно богатая красота природы оказывает прямое воздействие на душу человека. Даже стареющий поэт, испытавший множество бед и лишений в жизни, с наступлением весны чувствует прилив вдохновения и новых сил.

В поздний период творчества Фетом все чаще овладевали мысли о неудачно сложившейся жизни и скорой смерти, отразившиеся во многих произведениях. Стихотворение “Это утро, радость эта…”, напротив, проникнуто огромным оптимизмом и жизнеутверждающей верой автора.

Сочинение о стихотворении Это утро, радость эта

А. Фет по праву считается одним из лучших представителей пейзажной лирики. Его стихотворения, посвященные красоте природы, относятся к классическим. При этом часто поэт выступал новатором, смело переступающим существующие в его время литературные каноны. К числу таких необычных произведений принадлежит стихотворение «Это утро, радость эта…» (1881 г.).

Новаторство Фета проявляется во всем. В первую очередь критики упрекали его за беспредметность. Стихотворение посвящено весне, но это становится понятным лишь в самом финале. Многочисленные природные предметы и явления, звуки, человеческие ощущения перечисляются в кажущемся беспорядке, создавая невероятное нагромождение.

Они не имеют видимой связи между собой и лишь в последней строке становятся на свои места и обретают логическую структуру. В произведении нет сюжета, о лирическом герое можно только догадываться по незначительным упоминаниям («радость эта», «ночь без сна»).

В стихотворении многократно повторяется местоимение «эти» («это», «этот»). Такое однообразие несколько утомляет, но получает блестящее завершение в последней фразе: «это все – весна». Еще одним фетовским приемом является полное отсутствие глаголов.

Ощущение динамики создается быстрой сменой разнообразных существительных, мелькающих как в калейдоскопе. Прилагательных – два, да и то они использованы по необходимости.

Наконец, заслуживает внимания сама структура стихотворения. Оно представляет собой одно длинное предложение. Фет использует нетрадиционные шестистишия, причем на каждой третьей строке делает особый упор, подводя промежуточные итоги.

В целом в произведении можно отметить нарастание эмоционального напряжения. Оно начинается с нейтральных умиротворяющих образов («утро», «синий свод»). Постепенно они сменяются существительными, намекающими на движение («капли», «мошки», «зык и свист»).

В финальной строфе появляются томительные человеческие ощущения («ночь без сна», «жар постели»). Они впрямую подводят читателя к предчувствию любви, которое связано с весной.

Очень эффектна авторская концовка. Торжественное утверждение весны достойно завершает стихотворение и сразу же наполняет его особым смыслом. Фет написал его, находясь уже в достаточно преклонном возрасте. Но даже в старости он оставался неисправимым романтиком, который до конца жизни верил в конечное торжество любви и весны.

Сравнение стихов Фета и Тютчева

Стихотворения Ф. И. Тютчева «Не то, что мните вы, природа…» и А. А. Фета «Это утро, радость эта…» (ЕГЭ по литературе).

Стихотворения Ф. И. Тютчева «Не то, что мните вы, природа…» и А. А. Фета «Это утро, радость эта…» — это прекрасное воспевание природы. Они сходятся в суждение о матери природе и чувственно ощущают её мощь, и красоту.

Рассмотрим стихотворение Ф. И. Тютчева «Не то, что мните вы, природа…». Стихотворение было написано в 1836 г., в том же году его опубликовали в журнале «Современник».

Это второй период творчества писателя (20–40‑е годы) определявшийся по использованием форм европейского романтизма и русской лирики. Его поэзия в этот период становится более оригинальной.

Главный образом является лирический герой, который заявляет о защите предмета своего обожания — природы. Мы наблюдаем жанр стихотворения — элегия. Ритм произведения слегка замедленный и гармоничный.

Стих отличается философской и созерцательной натурой. Не последнюю роль играет также интонация (сложные предложения и часто в конце их ставятся восклицательные знаки). Стихотворный размер — четырёхстопный ямб.

Теперь приступим к А. А. Фету и рассмотрим стихотворение «Это утро, радость эта…». Оно было написано в 1881 г. заключительный этап поэтического творчества поэта. В произведении раскрывается мотив весны. В центре внимания нам демонстрируют прекрасный пейзаж. Поэт охватывает своим взглядом все: стаи птиц, мошек, слезы деревьев.

Очень емко и кратко написано стихотворение, но при этом мы наблюдаем за описанием целых суток. Начинается с описания утреннего и дневного света, а заканчивается изображением ночной поры. В каждом времени суток поэт подмечает только восхитительные моменты.

В произведении нет сюжета, о лирическом герое можно только догадываться по незначительным высказыванием («радость эта», «ночь без сна»). Жанр стихотворения — элегия. Невзирая на то, что в основе стихотворения пейзаж, ощущается философские нотки.

Оживающая природа подталкивает к размышлениям о вечности природы, о целостности человека и природы. В строках преобладает грустное настроение.

Стихотворный размер — четырёхстопный хорей. Художественна выразительность представляет из себя: метафоры — «мощь и дня и света», «говор вод», «эти капли — эти слёзы»; эпитеты — «вздох ночной». Эти поэты и их творение имеют большую ценность в литературе.

Мы, конечно, не можем отрицать, что они прекрасно описывают и одушевляют натуру, которая окружает нас. Эти стихотворения демонстрируют нам вдохновенное созерцание природы.

Читайте также: Анализ стихотворения «Осень» А. Фета.

В стихотворении «Это утро, радость эта» Фет старается описывать окружающий нас мир как что-то неповторимое и красивое явление. В сознании поэта красота мира присутствует везде, только нужно её разглядеть, чем он и занимается, и старается делать это для читателя, перенося все своё восхищение красотой природы на листы.

Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

пять − 4 =