Анализ стиха «О, я хочу безумно жить» Блока

Стихотворение «О, я хочу безумно жить…» А. Блок считал одним и лучших своих творений. Вопреки безрадостной действительности, окружавшей поэта на момент написания произведения, оно передаёт радостное, светлое, жизнеутверждающее настроение.

Анализ О я хочу безумно жить Блока

Сочинение и анализ «О, я хочу безумно жить» можно использовать на уроке литературы в 5–6 классах, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.

Текст стихотворения «О, я хочу безумно жить»

Александр Александрович Блок

О, я хочу безумно жить

О, я хочу безумно жить:

Всё сущее – увековечить,

Безличное – вочеловечить,

Несбывшееся – воплотить!

 

Пусть душит жизни сон тяжелый,

Пусть задыхаюсь в этом сне,-

Быть может, юноша весёлый

В грядущем скажет обо мне:

 

Простим угрюмство – разве это

Сокрытый двигатель его?

Он весь – дитя добра и света,

Он весь – свободы торжество!

1914 г.

Краткий анализ произведения

Произведением «О, я хочу безумно жить…» Блок открывает свой стихотворный цикл «Ямбы» (1914 г.). Он написал его в самый последний момент в приливе вдохновения и считал достойным выражением своих философских взглядов.

  • История создания – произведение было написано в 1914 г. для сборника «Ямбы».
  • Тема стихотворения – любовь к жизни, поэт и поэтическое творчество.
  • Композиция – стихотворение написано в форме монолога лирического героя, который по смыслу можно разделить на две части: откровение лирического героя о желании жить и надежда на то, что он сможет оставить после себя хороший светлый след.
  • Жанр – элегия.
  • Стихотворный размер – написан четырёхстопным ямбом, в первой строфе используется кольцевая рифмовка АВВА, во второй и третьей – перекрёстная.
  • Метафоры – «всё сущее – увековечить», «пусть душит жизни сон», «дитя добра и света», «он весь – свободы торжество».
  • Эпитеты – «сон тяжёлый», «юноша весёлый».

Таким образом, в стихотворении «О, я хочу безумно жить…» А. А. Блок показал лирического субъекта, любящего жизнь.

Анализ стихотворения «О, я хочу безумно жить»

Стихотворение стало первым в сборнике Блока “Ямбы”, который сам автор считал наиболее удачным среди всех своих поэтических сборников. Все произведения в этом цикле посвящены философским размышлениям о смысле жизни и роли поэтов в обществе того времени, о переживаниях творческих людей.

Главная тема

Стоит обратить внимание на то, что если большинство его поэтов-предшественников считали главной целью поэта донести до массового читателя важные философские мысли с поучающим подтекстом, Блок видел свое предназначение в более простых вещах.

Поскольку поэт был напрочь лишен тщеславия, он не задавался философскими вопросами о том, как воспринимают в своем внутреннем мире читатели его строчки.

Нужно понимать, что в то время поэт мог бы покорить сердца сотен прекрасных дам, поскольку его современницы восхищались его коллегами, засыпая с портретами известных поэтов под подушками. Однако Блок к этому не стремился, и старался просто выражать свои личные переживания и чувства в стихотворной форме.

В данном произведении основная суть в выражении мечты поэта, которая заключается в возможности воплотить “несбывшееся”. Он подчеркивает при этом тяжесть эмоций, которые испытывает от жизни словно бы в двух мирах: реальном и воображаемом.

При этом автор рассказывает читателям, что в том, воображаемом, мире он испытывает настоящее счастье, а вот в повседневности его давит некая тяжесть.

Структура стихотворения

В произведении всего 3 строфы с использованием кольцевой рифмы. Первые строчки как раз посвящаются описанию мечты поэта, в уже во втором четверостишии автор рисует свои ощущения, испытываемые от столкновения поэта тонкой душевной организации с реалиями обычного мира.

В заключение Блок делится своими мыслями и ощущениями, которые приходят к нему в его вымышленном мире фантазий.

Для подчеркивания эмоций используются слова “сон тяжелый”, “в грядущем скажет”, “юноша веселый”. Блок пишет о том, каким видит себя в реальном мире со стороны — угрюмым и замкнутым человеком с большими трудностями в общении с окружающими. В то же время, он представляет читателям и свое видение собственного образа внутри.

Также он говорит о том, что его внутренний образ полон свободы и ощущения независимости, и именно это он хочет передать читателям. Тут нет высокопарных эпитетов и сложных словооборотов о том, как важна роль поэта в обществе. Стихотворение простое, понятное и легко читается, имеет равномерный ритм и единую структуру в каждой строфе.

Вывод

Читателю вполне понятна мысль, которую выражает поэт, и для современных людей отсутствие сложных художественных приемов очень кстати, поскольку сегодня не в моде устаревшие сложные конструкции в стихах.

Большинство творческих людей способны разделить с автором его переживания, прочувствовав их, поскольку за прошедшие годы мало что изменилось в этом плане и все так же люди с творческой душой ощущают себя чужими в обыденной повседневности.

Подробный анализ стихотворения

История создания

В 1914 г. А. Блок готовился к изданию поэтического сборника «Ямбы», в котором преобладали философские мотивы. Поэт задумался над тем, какое же произведение разместить на первой странице. Так 5 февраля 1914 г. из-под его пера появилось это стихотворение, которое стало своеобразным эпиграфом.

На создание шедевра он потратил всего час. Мотив жизнелюбия объясняется общественной ситуацией: поэт понимал, что назревает война, которая унесёт много жизней, но душа героя стремится к свободе и свету.

Произведение было написано Блоком в 34-летнем возрасте, что объясняет глубину и зрелость его раздумий над вечными проблемами.

Тема

В лаконичном произведении А. Блок раскрывает две темы – любви к жизни и роли поэта в обществе. Эти темы тесно переплетаются, дополняют друг друга. В центре стихотворения лирический герой, который эмоционально выплёскивает всё, что накопилось в его душе.

Уже первый стих – откровение героя о его «безумной» любви к жизни. Он хочет сделать то, что может не каждый человек: увековечить сущее, вочеловечить то, что безлично, воплотить мечты. Тяготы жизни не пугают его, а держаться на плаву помогает надежда. Стихи обращены к потомкам.

Герой надеется на то, что некий читатель в будущем помянет его добрым словом. А. Блок понимал, что его стихотворения не жизнерадостные, а скорее мрачные. Его лирический герой надеется, что потомки поймут: угрюмство – лишь оболочка, суть же его личности и творчества светлая и добрая.

Мы понимаем, что под образом лирического героя скрывается сам поэт, который увековечивает истинные ценности в слове. В последней строфе А. Блок показывает, каким должен быть настоящий поэт: «дитя добра и света», «свободы торжество».

В контексте традиционных для литературы тем реализуется идея о том, что человек, не только поэт, должен любить жизнь и жить так, чтобы оставить после себя хороший след.

Композиция

Композиция произведения проста. Оно написано в форме монолога лирического героя, который по смыслу можно разделить на две части: откровение лирического героя о желании жить и надежда на то, что он сможет оставить после себя добрую память.

Можно поделить текст и несколько по-другому: слова, которые лирический герой говорит от собственного имени, и фразы, сказанные лирическим «Я» от имени «юноши весёлого».

Формально стихотворение состоит из трёх строф. Второе четверостишие является связующим звеном между первым и третьим.

Жанр

Жанр произведения – элегия, так как в нём преобладают философские размышления, кроме того заметна грусть героя: он понимает, что жизнь не вечна. Написаны строки произведения четырёхстопным ямбом. Автор использует два вида рифмовки: в первой строфе – кольцевую АВВА, во втором и третьем – перекрёстную АВАВ.

Средства выразительности

Чтобы раскрыть тему и донести до читателя идею, А. Блок использует средства выразительности. Они выражают эмоции лирического героя, создают впечатление об этом образе.

Преобладают в тексте метафоры: «всё сущее – увековечить», «пусть душит жизни сон», «дитя добра и света», «он весь – свободы торжество».

Эпитетов очень мало, но они помогают придать мыслям завершённость и оттенки чувств: «сон тяжелый», «юноша веселый».

Так как монолог очень эмоциональный, важную роль в передаче настроения играет интонация. В первой и последней строфах используются восклицательные предложения. В третьей есть риторический вопрос. Вторая строфа отличается спокойной интонацией, придаёт сказанному задумчивость.

Смысл и настроение некоторых строк подчёркивается с помощью аллитерации. Например, в словах о тяготах жизни автор использует шипящие и свистящие согласные «ш», «ж», «з», «с»: «пусть душит жизни сон тяжёлый».

Сочинение о стихе О, я хочу безумно жить

В 1914 году А. Блок уже преодолел тяжелый период в своем творчестве, когда в нем господствовали мрак и безысходность. Он вновь раскрыл свою душу миру, которая испытывает только радостные и светлые чувства.

Стихотворение несет очень мощный жизнеутверждающий заряд. Блок чувствует невероятный прилив творческих сил и стремится в максимальной степени реализовать его. Он считает, что ему теперь подвластно все, он способен «несбывшееся – воплотить».

Обстановка в России и во всем мире никак не соответствовала настроению поэта. Международные противоречия грозили неизбежной войной. Общество было расколото и искало выход в различных политических и культурных течениях. Блока это совершенно не смущает. Он признает «жизни сон тяжелый», но идет ему наперекор и устремляется в мечтах в будущее.

Современное ему поколение не способно разделить его радость, но «юноша веселый», родившийся в более счастливое время, по достоинству оценит его заслуги. Он увидит под угрюмой маской «дитя добра и света».

Блок создает свой особый воображаемый мир, в котором находит отдых и спасение от окружающей безрадостной действительности. Это помогает ему не сломаться под ударами судьбы и дальше нести свет добра и справедливости.

В принципе, ему безразлично, как отнесутся к его творчеству современники. Он выполняет свой поэтический долг. Блок, в отличие от многих поэтов и писателей, не стремится к какой-то конкретной цели. Он служит отвлеченной идее красоты.

Стих «О, я хочу безумно жить…» показывает, что Блок так и не избавился от склонности к символизму. Реальная жизнь становилась все более жестокой, но это никак не сказывалось на поэте. Он лишь сооружал воображаемые преграды между собой и действительностью, хотел полностью раствориться в несуществующем мире.

Блок просто не желал признавать проблемы. Такая иллюзорная жизнь должна была рано или поздно обернуться жестоким ударом. Возможно, поэт считал, что его фантастический мир волшебным образом окажет влияние на реальность и все мировое зло исчезнет само по себе.

Его постигло тяжкое разочарование в виде Первой мировой войны и революции в России. Реальная жизнь дала о себе знать и сама оказала влияние на дальнейшее творчество и судьбу поэта.

Читайте также: Анализ стихотворения «Фабрика» А. А. Блока.

Цикл «Ямбы» содержит 12 стихотворений, каждое из которых пропитано отчаянием и болью. Первым стихотворением цикла является «О, я хочу безумно жить…», которое значительно отличается по настроению от остальных стихов сборника.

В 1914 году была закончена работа над циклом «Ямбы», стихотворения которого имеют ярко-выраженное философское звучание. Перед автором стал вопрос: какое произведение будет на первой странице? И, практически, за час, 5 февраля 1914 года было создано стихотворение «О, я хочу безумно жить…», в котором затронута тема «Поэт и общество».

Итоговая таблица рейтинга
Краткий анализ произведения
96
Подробный анализ стихотворения
37
Анализ стихотворения «О, я хочу безумно жить»
2
Сочинение о стихе О, я хочу безумно жить
1
Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

восемнадцать − 16 =