Н.С. Гумилев «Капитаны» Анализ стихотворения

«Капитаны» анализ стихотворения Гумилева по плану и кратко. Н. Гумилев с детства грезил о дальних краях. Повзрослев, он осуществил свою мечту, мотивы же путешествий появились в его творчестве задолго до того, как поэт побывал в экзотических странах.

«Капитаны» анализ стихотворения Гумилева

Стихотворению о мореплавателях посвящена эта статья. Изучают его в 5 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Капитаны» по плану.

Отрывок стихотворения Н. С. Гумилев «Капитаны»

На полярных морях и на южных,

По изгибам зеленых зыбей,

Меж базальтовых скал и жемчужных

Шелестят паруса кораблей.

Быстрокрылых ведут капитаны,

Открыватели новых земель,

Для кого не страшны ураганы,

Кто отведал мальстремы и мель,

Чья не пылью затерянных хартий, —

Солью моря пропитана грудь,

Кто иглой на разорванной карте

Отмечает свой дерзостный путь.

Краткий анализ стиха «Капитаны» Гумилев Н. С.

Вариант 1

Произведение является циклом стихотворений раннего творчества поэта, раскрывающим тематику романтических путешествий по морю, описывающих морскую жизнь и приключения.

Жанровое направление стихотворения представляется в форме элегии, выполненной в композиционной структуре, состоящей из четырех частей, каждая их которых описывает определенные жизненные аспекты мореплавателей в виде отдельного стиха, исполнена в определенном стихотворном размере и состоит из катренов.

Повествование в стихотворениях ведется от имени лирического героя, стремящегося покинуть обыденную жизнь с ее домашним уютом и проблемами.

Первая часть имеет размера стиха в виде трехстопного анапеста, во второй представлен четырехстопный амфибрахий, в третьей части используется трехстопный хорей, а четвертая часть отличается пятистопным ямбом. При этом во всех частях применяется перекрестная рифмовка в виде неполной и полной, сочетающая мужскую и женскую рифмы.

Среди средств художественной выразительности выделяются формы многочисленных эпитетов («дерзостный путь»), сравнений, («как смерть, бледны его товарищи») метафор («безумствует море», «солью моря пропитана грудь»), позволяющих автору создать поэтические образы отважных и смелых моряков.

В соответствии с авторским замыслом в первом стихотворении цикла изображается собирательный образ морского волка, отличающегося смелостью и силой духа в борьбе с морской стихией. Вторая часть стихотворного цикла описывает историю известных морских первооткрывателей и написано в форме романтического гимна.

Третье стихотворение имеет образ пиратского романа и повествует о приключениях моряков на суше, а четвертая представляет собой легенду о Летучем голландце, корабле, бороздящем просторы океана десятки лет, при этом в качестве капитана судна выступает призрак капитана, имеющего окровавленную руку.

Стихотворный цикл поэта демонстрирует романтический настрой автора, мечтающего о далеких, неизведанных странах и морских просторах, стремящегося ощутить радость приключений, открытий и испробовать на вкус чувство хмельной победы.

Вариант 2

Став молодым человеком Николай Гумилев проникся духом романтизма и поиска приключений. Он много путешествовал, когда выдалась такая возможность, а ранее создал цикл под названием Капитаны, который был посвящен приключениям и путешествиям в дальние страны. Молодой поэт хотел убежать от действительности, он стремился в дальние страны для того чтобы ощутить свободу и независимость от всего остального мира, от обыденности.

Цикл «Капитаны» написан в 1909 году и включает в себя четыре произведения, которые объединены общей темой. Первая часть рассказывает о радостях путешествий (в частности морских) воспевает образ «открывателей новых земель», с которыми и сам отправляется в приключения в собственных мыслях и описывает различные особенности существования покорителей морей. Он говорит о шторме, корабельном бунте и множестве других особенностей, которые так привлекают.

«Разве трусам даны эти руки, этот острый, уверенный взгляд?» — такой вопрос задает поэт, когда говорит о покорителях морей. Гумилев ассматривает людей, которые ведут борьбу с невероятно превосходящей по всем параметрам стихией.

Тут вспоминаются самые разнообразные произведения романтизма. Если брать русскую культуру, то перед нами, конечно, возникают картины Айвазовского, которые рассматривают часто человека как ничтожное создание перед лицом моря. Безусловно, люди моря осознают этот факт, но если они выходят против такого соперника и даже оказываются непобежденными, то явно не являются трусами и явно представляют собой нечто большее, чем простой человек.

Если вспоминать мировую культуру, то возникает образ таких произведений как Труженики моря Гюго. Автор там тоже описывает отвагу и доблесть людей, которые противопоставляют себя стихиям.

Во второй части поэт рассматривает отважных первооткрывателей, которые вершили исследовали «страны, куда не ступала людская нога» и различных пиратов, которые тоже в какой-то степени были отважными.

Третья часть рассматривает радость родного порта. Моряки с удовольствием погружаются в «зов дурмана», но также ожидают и «рупор капитана», который может снова призвать к отплытию.

Итоговым стихотворением является рассказ о различных легендах наподобие Летучего Голландца, которые тоже являются частью приключений искателей свободы и отважных людей.

Стихотворение «Капитаны» – анализ по плану

Вариант 1

История создания

Анализируемое стихотворение относится к раннему периоду творчества Н. Гумилева. Его поэт создал, когда гостил у своего друга Максимиана Волошинав 1909 г. Очевидцы вспоминали, что цикл был написан за несколько вечеров. Видимо, так сильно вдохновила Николая Степановича морская природа Коктебеля.

Существует мнение, что «Капитаны» – коллективное творение нескольких поэтов, гостивших у Волошина. Эта версия была опровергнута А. Толстым. Он вспоминал, как несколько вечеров подряд Гумилев работал над стихами. Он даже запирался в комнате, чтобы ему не мешали. После напряженного творческого процесса Николай Степанович прочитал стихотворения друзьям.

Тема

В стихотворении автор раскрыл тему морских путешествий, характерную для литературы эпохи романтизма. В центре произведения образ моряка. Он сборный и многоликий, в каждом произведении цикла открывается его определенная грань.

В первой части создается обобщенный образ капитана. Это смелый, сильный человек, который всегда готов бросить вызов морской стихии и отметить на карте «дерзостный путь».

Лирический герой восхищается опытным мореплавателем, который не боится мели и ураганов. Капитан – настоящий лидер, который быстро справляется с бунтом на борту. Стоит ему вытащить пистолет, как его команда прекращает бунтовать и начинает слаженно работать, штурмуя безумствующее море.

Вторую часть Н. Гумилев посвятил всем путешественникам и первооткрывателям. В ней он перечисляет имена наиболее известных мореплавателей. Он не забывает ни об одном поколении смельчаков, упоминая даже о людях «на первом плоту». Поэт уверен, что этим людям опостыли родные края, поэтому они и отправились на поиски приключений.

О пребывании моряков на суше автор рассказывает в третьем произведении цикла. Создано оно в духе пиратских романов. Причалив к берегу, моряки спешат в таверны, где за бутылкой сидра рассказывают о том, что видели в далеких краях. Гулянья продолжаются «от заката до утра». Моряки, привыкшие к свободе, не прочь порезвиться и за пределами таверн. Они затевают драки, продают знатным иностранкам обезьянок и играть в карты. Веселье прекращается, как только покорители морей слышат рупор капитана.

Четвертая часть основана на легенде о Корабле Летучего Голландца. Согласно преданью, он сотни лет бороздит морские просторы. За штурвалом корабля-призрака капитан с окровавленной рукой, а члены его команды бледны, «как смерть». Автор уверен, что таинственный указывает путь, ведущий к краю моря.

Композиция

«Капитаны» – цикл, состоящий из четырех стихотворений, каждое из которых посвящено определенному аспекту жизни моряков. По смыслу цикл делится на четыре части. Каждая часть состоит из катренов.

Жанр

Жанр стихотворения – элегия, ведь лирический герой утопает в грезах о капитанах. Произведения цикла отличаются с точки зрения стихотворного размера: первое написано трехстопным анапестом, второе – четырехстопным амфибрахием, третье – трехстопным хореем, четвертое – пятистопным ямбом. В тексте используется перекрестная рифмовка АВАВ.

Это интересно: Краткое содержание рассказа «Злоумышленник» А. П. Чехова.

Вариант 2

Цикл «Капитаны» состоит из четырёх стихотворений. Гумилёв создавал его в 1909 г. в доме Волошина в Коктебеле и сразу же прочитал гостившим там поэтам. На создание цикла ушло несколько вечеров.

В момент написания стихотворений Гумилёв ещё не был ни в одном из своих знаменитых восточных путешествий. В образах капитанов Гумилёв изобразил идеал, к которому стремился: жизнь, полную приключений и опасностей, достойную смерть храбреца. Всем этим Гумилёв насладился сполна. Один из свидетелей расстрела 35-летнего Гумилёва в 1921 г. вспоминал, что он вёл себя очень спокойно и достойно, не проявлял признаков страха или паники.

Литературное направление и жанр

В 1909 г. об акмеизме как направлении ещё не было заявлено. Можно трактовать цикл «Капитаны» как символический. Об этом свидетельствует традиционный портрет капитана из первой части и характерное для символистов описание невзгод, случающихся на море, как жизненных трудностей. Тогда образ смелого капитана становится символом человека, который избирает полную приключений жизнь и достойную смерть, а не жалкое прозябание и смерть от старости в собственной постели.

Но о том, что Гумилёв уже в 1909 г. воспринимал образы как земные, жизненные, то есть, по сути, акмеистические, свидетельствует сама его жизнь, в которой он не символически, а реально пережил все тяготы изображённого им капитана. Наиболее близки к акмеистическим подробности жизни матросов в третьем стихотворении цикла.

Тема, основная мысль и композиция

«Капитаны» — это цикл из четырёх стихотворений. Первое стихотворение описывает идеальный образ капитана – смелого, дерзкого, внимательного, романтичного открывателя новых земель. Лирический герой описывает привлекательные стороны профессии, избегая упоминания о тяготах плаванья. Даже бунт на корабле, буря или нападение пиратов описаны как красивые события.

Второе стихотворение цикла начинается перечислением знаменитых мореплавателей. Гумилёв начинает с полководцев и первооткрывателей 14–18 вв., потом упоминает античных колонизаторов. Наконец, мифологического Улисса и сказочного Синдбада-Морехода. Предметом внимания лирического героя становятся неизвестные люди разных эпох: пираты, искатели веры и первые поплывшие на плоту люди.

Лирический герой находит общие черты характера их всех: дерзкие, отвергающие традиции и привычное течение жизни. Лирический герой пытается понять мысли этих людей и, перевоплотившись в них, оказывается в мире романтических грёз.

Если в первом стихотворении описан идеальный человек-путешественник, то во втором — идеальный мир, к которому путешественник стремится. Это мир волшебных сказок, первозданной природы.

Третье стихотворение посвящено совсем не капитанам, которые упоминаются только в самом конце, а простым матросам, их жизни в порту. Это стихотворение контрастирует с романтическим миром второго. Только в начале третьего стихотворения нарисована привлекательная картина жизни матросов в порту. В следующих строфах лирический герой открывает всю неприкрашенную жизнь матроса: попойки, грязь, обман, карточные игры. Только в плаванье, под предводительством капитана, прекращается эта чудовищная жизнь и начинается истинная.

В четвёртом стихотворении лирический герой озвучивает легенду о Летучем Голландце, корабле-призраке, обращая самое пристальное внимание на его капитана, который, хотя и наказан за убийство вечным скитанием, не перестаёт быть капитаном, отвечающим за судьбу корабля.

Тематика цикла – судьба капитанов и вообще всех первооткрывателей, романтика в их жизни.

Основная мысль: восхищение судьбой и подвигом капитанов, желание повторить их судьбу, сделать открытия и испытать необыкновенные приключения. А в символическом смысле – яркая, нетривиальная жизнь как идеал.

Весь цикл объединяет, кроме темы и идеи, романтический пафос.

Тропы и образы

Все четыре стихотворения цикла соединяет образ лирического героя. Он восхищается капитаном из первого стихотворения, мечтает о неоткрытых землях вместе с первооткрывателями из второго, наблюдает за жизнью в порту простых матросов в третьем и с ужасом следит за появившимся на горизонте Летучим Голландцем в четвёртом.

Капитан из первого стихотворения – собирательный образ, поэтому множественное число сменяется единственным. Гумилёв описывает франта в красивой и, наверное, не очень удобной на корабле одежде: высокие ботфорты с клочьями пены, которые становятся украшением, подобным золотым кружевам на розоватых брабантских манжетах. Обязательные атрибуты капитана – трость и пистолет, которым он грозит мятежникам.

Во внешности капитана Гумилёв обращает внимание на острый уверенный взгляд (эпитеты) и руки, потому что они связаны с деятельностью капитана, полной опасностей: борьба с пиратами, охота за китами, умение ориентироваться на море в ночи многозвездной (эпитет).

Важными качествами капитанов для лирического героя становится бесстрашие (не страшны ураганы), опытность (изведали мальстремы и мель), деятельная, а не созерцательная жизнь, что отражено в противопоставлении, содержащем метафору (грудь пропитана солью моря, а не пылью затерянных хартий).

Капитан в стихотворении изображён как неотъемлемая часть корабля. Он окружён привычными вещами, всходит на трепещущий мостик (метафорический эпитет), который не просто дрожит и качается от непогоды, а как будто боится, в отличие от капитана. Корабли в стихотворении – послушное орудие в руках капитана, они награждены эпитетом быстрокрылые.

Основной противник капитана – само море. На фоне его могущества изображены корабль и капитан. Волны описаны с помощью метафоры (изгибы зелёных зыбей), базальтовые и жемчужные скалы, между которыми плавают корабли, напоминают о древнегреческих Сцилле и Харибде. Море безумствует и хлещет, как живое (олицетворение), в небеса поднимаются гребни волн (метафора и гипербола), но капитан, в отличие от своего мостика, не трепещет (метафора).

Во втором стихотворении Гумилёв развивает тему моря как божества. Капитаны называются паладинами (рыцарями), а море — зелёным храмом. Седые валы восхваляют победы капитанов (олицетворение).

Лирический герой находит много общего у себя со знаменитыми капитанами, что даёт ему возможность погрузиться в их грёзы. Воображение рисует сказочный мир, в котором живут карлики и великаны. Идеальную природу Гумилёв изображает с помощью эпитетов: солнечные рощи, прозрачная вода, душистые смолы, червонного золота пчёлы. Использует он сравнения (розы краснее, чем пурпур царей), олицетворения (узорные листья лепечут). Во втором стихотворении цикла отражается тоска лирического героя по тем временам, когда мир ещё был «не открыт до конца».

В третьем стихотворении цикла Гумилёв создаёт образ отдыхающих в порту матросов, в основном с помощью эпитетов. Жизнь в порту связана с немногими приятными вещами, создаваемыми эпитетами (весёлые матросы, знакомый порт, рассказы болтливого деда, песни темнокожих мулаток, сладкий запах блюд) и множеством неприятных (заплёванные таверны, неверные колоды, завитые шулера, затоптанный пол, пьяных слов бессвязный лёт). Избавлением от такой жизни становится рупор капитана, которому матросы внимают с радостью.

Образы четвёртого стихотворения проникнуты поэтикой смерти и умирания: иные области, томимые мучительной луной (эпитеты и метафора), непрекращаемый танец волн (эпитет), капитан скользит над бездною (метафора), окровавленная, но железная рука (эпитет), товарищи бледны, как смерть, подобны трупам (сравнение). Другая группа тропов связана с образом бравых моряков: ватага буйная и воинственная, страшные таинственные истории, смелые пенители моря (эпитеты).

Капитан с ликом Каина — своеобразный антигерой. Он переступил моральную черту, поэтому, хотя ему присущи все черты капитана, притягательные для лирического героя, его дорога ужасна. Этот образ в конце цикла – предостережение, окончательная точка в формировании идеала лирического героя. Образ Каина возникает как образ преступника-изгнанника, обречённого на вечные скитания.

Во всех четырёх стихотворениях большое значение имеет цвет. Это и зелёный цвет океана, и розовые с золотом кружева капитана, свет звёзд и маяков, седые валы, червонного золота пчёлы, красные розы, темнокожие мулатки, свет луны и огней святого Эльма, окровавленная рука капитана и бледность его товарищей. Эта антитеза, как и антитезы других стихотворений (полярные моря и южные, базальтовые скалы и жемчужные, мальстремы и мель, великаны и карлики) создаёт картину мира, наполненного противоположностями.

Размер и рифмовка

Первое стихотворение написано трёхстопным анапестом, второе – четырёхстопным амфибрахием, третье – четырёхстопным хореем со множеством пиррихиев, четвёртое – четырёхстопным ямбом. Рифмовка всех стихотворений перекрёстная.

В первых трёх женская рифма чередуется с мужской, в последнем – дактилическая с женской. Это необычное сочетание с ямбом, у которого каждая нечётная строка оказывается безударной в последнем слоге, приближает силлабо-тонический метр к дольнику. В целом ритмическая организация цикла передаёт динамику, полную деятельности жизнь капитанов.

Вариант 3

Прежде чем начать анализ стихотворения Гумилева “Капитаны”, отметим, что это одно из наиболее значительных творений Николая Степановича. В нем в полной мере отражена натура поэта. Николай Гумилев был тонким романтиком, который грезил о путешествиях. Неизведанные просторы и связанные с ними тайны всегда манили Н. С. Гумилева. Анализ стихотворения “Капитаны” логично было бы начать с истории создания этого цикла.

История создания цикла

Мечту о дальних странах автору удалось воплотить в жизнь уже после появления на свет этого произведения. Николай Степанович (портрет его представлен выше) совершил исследовательское путешествие. Однако при создании цикла, в 1909 году, он все еще был исполнен мечтаний. Следует полагать, что еще одним фактором, натолкнувшим Николая Гумилева на создание «Капитанов», является то, что он в это время находился в Коктебеле, приморском городе, расположенном на побережье Крыма. В этом городе жил еще один русский поэт, Максимилиан Волошин, в гости к которому и отправился Гумилев.

Существует версия, согласно которой произведение было создано совместно с целой группой поэтов, обсуждавших каждую строчку. Тем не менее, согласно воспоминаниям, оставленным Алексеем Толстым, Николай Гумилев запирался в комнате несколько дней подряд, работая над «Капитанами», а уже затем представил на суд друзей свои стихи. По всей видимости, романтическое настроение, морской воздух, давние мечты – все это вдохновило Гумилева на создание интересующего нас цикла.

Композиция

В цикл включил 4 произведения Гумилев Н. Анализ стихотворения “Капитаны” позволяет заметить, что они связаны общей темой и идеей свободы. Произведения объединяются образами и романтическим пафосом. Как показывает анализ стихотворения Гумилева “Капитаны”, каждое из них является определенной частью целого, посвященной отдельной теме. Последовательно охарактеризуем каждое из них.

Первое стихотворение цикла

В цикле первое стихотворение включает всего 4 строфы. Автор достигает четкого ритма при помощи перекрестной рифмы, неполной (трости/мостик) и полной (жемчужных/южных). Размер этого стихотворения – анапест. Общая идея доносится до читателя с помощью последовательной композиции. А состоит она в том, что отважным капитанам не страшны невзгоды, ведь их жизнь посвящена морским приключениям. Автор создает с помощью характерной лексики и эпитетов собирательный образ этих капитанов.

Собирательный образ покорителей моря

Первое произведение интересующего нас цикла стало визитной карточкой такого автора, как Н. С. Гумилев. Стихотворение “Капитаны” интересно тем, что воображение Николая Степановича создало романтический образ покорителей морских просторов. Это живописная, яркая проекция авторских представлений об идеале человека, его современника. Николая Степановича влечет далекая звезда, ее призывное мерцание.

Его манит линия отступающего горизонта. Лирический герой стремится сбежать от будней цивилизации и домашнего уюта. Свежий, первозданный мир обещает радость открытий, приключения и хмельной вкус победы.

Анализ стихотворения Гумилева “Капитаны” (первой части) позволяет выявить следующее: лирический герой произведения пришел в мир не для того, чтобы быть мечтательным созерцателем. Он жаждет быть волевым участником жизни, которая творится на его глазах. Действительность для него состоит из моментов преодоления, борьбы, преследования, сменяющих друг друга.

Фон первого стихотворения

Гумилев захвачен поэтизацией этого волевого импульса. Он даже не замечает, как множественное число в пределах сложного предложения («ведут капитаны») меняется на единственное («кто… вспоминает… или… рвет»). Можно заметить, что у этого стихотворения общий «морской» фон. Автор создает его условно-романтическими размашистыми контрастами («мальстремы – мель», «базальтовые – жемчужные», «полярные – южные»). «Изысканные» предметные подробности подаются крупным планом. Это, например, «клочья пены» с ботфорт или «золото» с манжет.

Можно сказать, что «Капитаны» построены как описание в стихах живописного полотна. Сильный человек, вознесенный над толпой статистов и стихией, находится в центре композиции. Морской фон создан автором с использованием стандартных приемов маринистики («гребни волн», «клочья пены», «ураганы», «скалы»).

Внешний облик капитана

Во внешнем облике самого капитана, однако, больше нарочитого дендизма, аксессуаров театральности, чем непосредственных примет этой рискованной профессии. Например, в нем нельзя найти малейшего намека на тяготы быта, столь актуальные на корабле. Как живописное украшение нами воспринимается даже метонимия Гумилева «соль моря», которая находится в одном ряду с «высокими ботфортами», модной «тростью» и декоративными «кружевами».

Вторая часть цикла

Следующая, вторая часть цикла, состоит также из 4‑х строф, которые объединены одной идеей. Гумилев в этой части произведения знакомит нас с конкретными личностями. Он представляет читателям известных капитанов: пиратов, путешественников, первооткрывателей. Это люди, которые не представляют своей жизни без корабля и моря. Николай Степанович приводит также имена конкретных исторических личностей.

Что касается стихотворного размера, то это также анапест. Имеется полная перекрестная рифма, а также последовательная композиция. Лирический герой произведения сравнивает себя с великими капитанами. Он представляет, что чувствовали эти люди, и надеется, что однажды у него тоже будет возможность пережить нечто подобное.

Третье стихотворение из цикла “Капитаны”

Переходим к описанию третьей части цикла, который создал Гумилев (“Капитаны”). Анализ стихотворения показывает, что оно также состоит из 4‑х строф, объединенных автором в последовательную композицию. Гумилев в этой части говорит о капитанах не просто как о морских странниках. Несмотря на то что они преданы морю всей душой, их порой тянет на сушу, домой.

Третье стихотворение посвящено встрече с родиной. Суша дарит морякам то, чего они были лишены во время странствий. Это игра в кости и карты, пивные, женщины, попытки узнать судьбу у гадалки… Однако «зов дурмана» через некоторое время смолкает. Каждый моряк вновь вспоминает о своем настоящем предназначении.

И вновь для него важнее всего становится «рупор капитана», зовущий к отплытию. Таким образом, в третьем стихотворении суша сравнивается автором с морем. И на ней можно найти множество развлечений, однако душа капитана все-таки неизменно просится в море.

Заключительная часть

В последней, четвертой части, рассказывает о легендах, бытующих среди моряков, Гумилев (“Капитаны”). Анализ стихотворения завершает общий разбор цикла, представленный в статье. Автор рассказывает о том, как легенды и истории привлекают моряков и вдохновляют на подвиги. Как и предыдущие, заключительная часть состоит из 4‑х строф. Они связаны между собой по смыслу и объединены полной перекрестной рифмой.

Летучий Голландец

Финальное стихотворение интересующего нас цикла посвящено морским загадкам и легендам. Одной из них является история об известном корабле-призраке Летучем Голландце. Это символ смерти. Он предвещает кончину каждому, кто увидит в море этого призрака. Автор не дает ответ на вопрос о том, откуда появился этот корабль. Он не поясняет и то, какие цели преследует Летучий Голландец.

Очевидно лишь одно – легенда об этом корабле является, пожалуй, самой жуткой для каждого моряка. Однако это делает ее еще более привлекательной. Николай Степанович, однако, все-таки дает собственную трактовку этому мифу. Он отмечает, что Летучий Голландец указывает людям путь к краю мира. Он ведет туда, где «легла ужасная дорога» «капитана с ликом Каина». Это путь лишь в одну сторону.

Однако тот, кто рискнет до конца пойти по нему, узнает тайны мироздания. Цена за это тайное знание – жизнь, как считает Николай Гумилев (“Капитаны”). Анализ стихотворения выявляет убеждение автора в том, что в жизни каждого из этих отважных героев когда-то наступает момент, когда ему хочется встретить Летучего Голландца на бескрайних морских просторах. Очень эффектный финал.

Не зря школьникам задают проводить анализ стихотворения “Капитаны” Гумилева по плану. Это произведение очень важно для понимания особенностей творчества поэта. Кроме того, оно само по себе весьма интересно, особенно юным читателям, многих из которых, так же, как и автора, привлекают далекие страны и отважные герои.

Стихотворение “КАПИТАНЫ” своего рода визитная карточка поэта. На первом плане в нем — созданный воображением поэта собирательный образ капитанов, соеденивших в себя романтику странствий. Их влечет линия отступающего горизонта и призывное мерцание далекой звезды — прочь от домашнего уюта и будней цивилизации. Мир открывается ему, будто первому человеку, первозданной свежестью, он обещает череду приключений, радость открытий и пьянящий вкус побед.

Герой Гумилева охвачен жаждой открытий, для него «как будто не все пересчитаны звезды». Он пришел в этот мир не мечтательным созерцателем, но волевым участником творящейся на его глазах жизни. Потому действительность состоит для него из сменяющих друг друга моментов преследования, борьбы, преодоления. Характерно, что в центральной четвертой и пятой строфах стихотворения образ «капитана» предстает в момент противоборства — сначала с разъяренной морской стихией («трепещущий мостик». «клочья пены»). а потом с матросской командой («бунт на борту»).

Автор так захвачен поэтизацией волевого импульса, что не замечает, как грамматическое множественное число («ведут капитаны» ) в пределах одного сложного предложения меняется на единственное число («кто. отмечает. вспоминает. или. рвет»). В этой синтаксической несогласованности проявляется присущее раннему Гумилеву колебание между «общим» и «крупным» планами изображения.

С одной стороны, общий «морской» фон стихотворения создается размашистыми условно-романтическими контрастами («полярные — южные». «базальтовые — жемчужные». «мальстремы — мель»). С другой, — крупным планом подаются «изысканные» предметные подробности («клочья пены с высоких ботфорт». «золото. с розоватых брабантских манжет»).

«Капитаны» построены как поэтическое описание живописного полотна (какой вам представляется эта картина?). Морской фон прописан при помощи стандартных приемов художественной маринистики («скалы». «ураганы». «клочья пены». «гребни волн»). В центре живописной композиции — вознесенный над стихией и толпой статистов-матросов сильный человек, будто сошедший со страниц прозы Р. Киплинга (Гумилев увлекался творчеством этого английского писателя).

Однако во внешнем облике капитана больше аксессуаров театральности, нарочитого дендизма, чем конкретных примет рискованной профессии. В нем — никакого намека на тяготы корабельного быта, даже метонимия «соль моря». попадая в один ряд с модной «тростью». эффектными «высокими ботфортами» и декоративными «кружевами». воспринимается как живописное украшение.

Декоративным целям служат в стихотворении и лексическая экзотика («мальстремы». «фелуки»). и акустические эффекты. В звуковом составе стиха ощутимы попеременно накатывающиеся волны аллитераций на «з» («изгибы зеленых зыбей»). «р» («на разорванной карте. дерзостный»). «б» («бунт на борту обнаружив»).

На фоне символистской образности ранние стихотворения Гумилева выглядят более конкретными и сочными. Они выстроены по законам риторической ясности и композиционного равновесия (ясность и равновесие — еще два важных стилевых принципа акмеизма).

Анализ стихотворения Н. С. Гумилева «Капитаны»

Вариант 1

Николай Гумилев в душе был романтиком и мечтал о дальних странах. Ему удалось осуществить задуманное и побывать в нескольких научных экспедициях. Особенно полубиллся детям и взрослым стихотворение “Жираф” Гумилева. Но за несколько лет до путешествий он создал небольшой цикл стихов под названием «Капитаны», в котором явно прослеживаются нотки ностальгии. Начитавшись книг о жизни моряков, молодой поэт готов был сбежать от серой реальности на край света ради того, чтобы только почувствовать на губах привкус соли и испытать ни с чем не сравнимое чувство свободы.

Цикл «Капитаны» был создан летом 1909 года, когда Николай Гумилев гостил в Коктебеле у Максимилиана Волошина. Существует версия, что он был написан совместно с группой поэтов, которые обсуждали каждую строчку. Однако, по воспоминаниям Алексея Толстого, поэт несколько дней подряд запирался в своей комнате, работая над «Капитанами», а уж после представил стихи на суд своих друзей.

Цикл состоит из четырех произведений, которые объединены общей идеей романтики и путешествий. В первом из стихотворений Гумилев восхищается тем, как «меж базальтовых скал и жемчужных шелестят паруса кораблей». Образ «открывателей новых земель» настолько мил поэту, что он мысленно путешествует с ними и в собственных фантазиях переживает все те испытания, которые проходят его герои.

Прокладывание пути на карте, подавление корабельного бунта, встречи с пиратами и школа выживания во время шторма – все эти составляющие морской жизни вдохновляют автора и заставляют его мечтать о подвигах. Мужество людей, которые каждый день ведут борьбу с морской стихией, не может оставить Гумилева равнодушным. «Разве трусам даны эти руки, этот острый, уверенный взгляд?», — вопрошает поэт.

Второе стихотворение цикла – гимн первооткрывателям и пиратам, которые не представляют себе спокойную жизнь на суше. Их влечет опасность и необходимость постоянно рисковать ради достижения собственных целей. «Как странно, как сладко входить в ваши грёзы, заветные ваши шептать имена», — отмечает автор. Ему кажется, что «в мире, как прежде, есть страны, куда не ступала людская нога». И именно себя Гумилев видит в качестве того человека, который когда-нибудь совершит новое открытие и побывает там, где «розы краснее, чем пурпур царей».

Однако, как бы не манили моряков новые страны, они рано или поздно возвращаются в родной порт, переполненные новыми впечатлениями. И именно встрече с родиной посвящено третье стихотворение цикла «Капитаны». Суша дарит им то, чего они были лишены в своих странствиях. Женщины, пивные, игра в карты и кости, попытки узнать свою судьбу у гадалки… Но когда «смолкает зов дурмана», каждый моряк вспоминает о своем истинном предназначении. И тогда для него нет ничего важнее, чем «рупор капитана», который вновь зовет к отплытию.

Финальное стихотворение цикла посвящено морским легендам и загадкам, одной из которых является история о Летучем Голландце – корабле-призраке. Он является символом смерти и предвещает ее каждому, кто столкнется с этим призраком в море. У автора нет ответа на вопрос, откуда взялся этот корабль и какие цели он преследует. Но очевидно одно – легенда о Летучем Голландце является самой жуткой, и от этого еще более привлекательной в глазах каждого истинного моряка.

Правда, Гумилев все же дает свою трактовку подобному мифу, отмечая, что корабль-призрак указывает каждому дорогу к краю мира. Туда, «где капитана с ликом Каина легла ужасная дорога». Она ведет лишь в одну сторону, но тот, кто рискнет пойти по ней до конца, сможет узнать тайны мироздания, хотя и заплатит за это собственной жизнью. И поэт убежден, что у каждого капитана в жизни наступает такой момент, когда он мечтает встретить на бескрайних просторах Летучего Голландца.

Вариант 2

Николай Гумилев – великий поэт 20 века. Его творчество – это не только лирические произведения, но и литературоведческие материалы – именно он установил правила русского акмеизма, популярного течения в рамках русского модернизма. Он призывал авторов не говорить образно и вычурно, выступал за простой и понятный любому читателю язык, стремился показать близость автора и слушателя.

«Капитаны» — цикл из 4 стихотворений, написанный Гумилевым летом 1909 года. Опубликовать его целиком поэту удалось спустя год. К сожалению, автор своей перепиской с другом, проживавшем в это самое время также в Коктебеле, не оставляет нам возможности хотя бы додумать красивую и интересную историю создания цикла. Все прозаически просто.

Всю жизнь Николая Гумилева манили путешествия, автор пытался найти идеальное место на земле. В попытке поиска рая он объездил полмира, но так и не смог найти уголок земли, хотя бы отдалённо напоминающий негу. В 1909 году он уже был достаточно известен своими литературными пробами, но к тому времени он еще не совершил свои знаменитые восточные путешествия, поэтому цикл – это некое любительское представление обывателя о капитанах и путешествиях, о их тяжелом ремесле, профессиональных легендах и мифах.

«Капитаны» — это сочетание торжественных, патриотических и лирических стихотворений. Если говорить условно, можно отнести цикл к жанру элегии. Стоит отметить, что в 1909 году еще не были провозглашены принципы акмеизма, поэтому смело можно приписать данное творение к произведениям символизма. Символизм в тексте проявляется в том, что образ храброго капитана сравнивается с полных красок жизнью.

Говоря о стихотворном размере, стоит сразу сказать, что данная характеристика лирического произведения различна в каждом стихотворении цикла, постоянной остается только рифмовка, на протяжении всего текста сохраняется перекрестная рифма (АВАВ).

Первое стихотворение написано анапестом, это служит для передачи вне сценической информации, некой предыстории.

Второе стихотворение написано с использованием амфибрахия. Как отмечал известный литературовед Бахтин – именно амфибрахий наиболее подходящий размер для гимнов и торжественных речей.

Третья часть цикла написана хореем, размером наиболее лиричным и подходящим для описания встречи с Родиной.

Заключительное стихотворение написано с использованием ямба. Не по всех частях цикла можно легко определить размер, потому что Гумилев нередко использует пиррихии.

Система образов и символов в «Капитанах» весьма интересна. Этому способствует относительно большой объем произведения. Все четыре стихотворения соединены центральным образом – лирическим героем – храбрым капитаном, образ которого раскрывается все больше и больше. Капитан – главная часть увлекательного путешествия, он является неким гарантом того, что корабль достигнет своей цели и откроет новые земли.

Главный соперник капитана – море, стихия и всемогущая природа. Интересно заметить, что море у Гумилева нетрадиционное, не голубое с белой пеной. Автор на протяжении всего стихотворения сравнивает море с землей, с ее изгибами зыбей и зелеными валами.

Весьма интересен образ Каина – своеобразного антигероя, портрет которого служит усилением образа «настоящего» капитана. Каин – преступник, которому суждено вечно скитаться по миру в поиске пристанища, а «настоящий капитан» точно найдет негу.

Тема в каждом стихотворении цикла своя. В первом стихотворении перед нами открывается картина природы и ее покорения человеком, поиск новых земель. Здесь же нам представлен образ идеального капитана – храброго, внимательного и слегка романтичного. В данной части ремесло моряка намеренно идеализированно: опускаются некоторые трудности этого дела, даже стычки в команде описываются сродни красивым событиям.

В следующей части Гумилев мастерски рисует портреты знаменитых мореплавателей, заслуги которых остаются в веках. Здесь лирический герой пытается примерить на себя образ каждого введенного автором героя, проследить общие черты характера. В данной части в добавление к идеальному капитану рисуется не менее идеальный окружающий мир.

В третьей части «Капитанов» описывает не столько капитанская жизнь, сколько матросская. Стоит отметить, что авторская позиция тут видна отчетлива: он рисует нам картину ужасного мира матросов, которые ждут момента отплытия корабля. На суше они грязные и пьяные, не имеющие смысла в жизни. И только благодаря уму капитанов, только их нахождению на корабле, в мире свободной природы моряки способны быть счастливыми.

В заключительной части цикла описывается легенда о Летучем Голландце, вводится антигерой, но и тут лирический герой не может не указать на благородство капитанов. Хоть Каин и обречен на вечные скитания, он не лишен чувства ответственности перед командой и кораблем.

Смысл стихотворения состоит в том, что приключения – необходимость. Автор рисует нам картину идеальной жизни капитанов, которая наполнена постоянной новизной и свежестью, встрясками и передрягами, доблестью и мужеством, отвагой и смелостью. Их судьба полна красок и эмоций, это и есть идеал.

Гумилев призывает всех быть открытыми порыву и желанию постоянного движения, нельзя довольствоваться долго тем, что имеешь, нужно постоянно идти дальше за новыми приключениями. Главная мысль произведения была жизненной идеологией самого автора.

«Капитаны» наполнены высоко образными средствами художественной выразительности, особенно эпитетами и метафорами.

«Меж базальтовых скал и жемчужных» — красивый эпитет, подчеркивающий драгоценность тех мест, через которые проплывает судно капитана.

«Быстрокрылые» — легкое сравнение парусов корабля с крыльями птицы.

«Дерзостный путь» — образный эпитет, который наиболее точно раскрывает характер капитанов – непримиримый и смелый.

Также для уточнения образа капитанов Гумилев вводит эпитет «острый и уверенный взгляд». Самой образной метафорой является сравнение капитанов с «паладинами зеленого храма», где под храмом подразумевается море.

Полный текст стихотворения «Капитаны» Гумилев Н.С.

      I

На полярных морях и на южных,

По изгибам зеленых зыбей,

Меж базальтовых скал и жемчужных

Шелестят паруса кораблей.

Быстрокрылых ведут капитаны,

Открыватели новых земель,

Для кого не страшны ураганы,

Кто отведал мальстремы и мель,

Чья не пылью затерянных хартий, —

Солью моря пропитана грудь,

Кто иглой на разорванной карте

Отмечает свой дерзостный путь.

И, взойдя на трепещущий мостик,

Вспоминает покинутый порт,

Отряхая ударами трости

Клочья пены с высоких ботфорт,

Или, бунт на борту обнаружив,

Из-за пояса рвет пистолет,

Так что сыпется золото с кружев,

С розоватых брабантских манжет.

Пусть безумствует море и хлещет,

Гребни волн поднялись в небеса, —

Ни один пред грозой не трепещет,

Ни один не свернет паруса.

Разве трусам даны эти руки,

Этот острый, уверенный взгляд,

Что умеет на вражьи фелуки

Неожиданно бросить фрегат,

Меткой пулей, острогой железной

Настигать исполинских китов

И приметить в ночи многозвездной

Охранительный свет маяков?

              II

Вы все, паладины Зеленого Храма,

Над пасмурным морем следившие румб,

Гонзальво и Кук, Лаперуз и де Гама,

Мечтатель и царь, генуэзец Колумб!

Ганнон Карфагенянин, князь Сенегамбий,

Синдбад-Мореход и могучий Улисс,

О ваших победах гремят в дифирамбе

Седые валы, набегая на мыс!

А вы, королевские псы, флибустьеры,

Хранившие золото в темном порту,

Скитальцы арабы, искатели веры

И первые люди на первом плоту!

И все, кто дерзает, кто хочет, кто ищет,

Кому опостылели страны отцов,

Кто дерзко хохочет, насмешливо свищет,

Внимая заветам седых мудрецов!

Как странно, как сладко входить в ваши грезы,

Заветные ваши шептать имена,

И вдруг догадаться, какие наркозы

Когда-то рождала для вас глубина!

И кажется — в мире, как прежде, есть страны,

Куда не ступала людская нога,

Где в солнечных рощах живут великаны

И светят в прозрачной воде жемчуга.

С деревьев стекают душистые смолы,

Узорные листья лепечут: “Скорей,

Здесь реют червонного золота пчелы,

Здесь розы краснее, чем пурпур царей!”

И карлики с птицами спорят за гнезда,

И нежен у девушек профиль лица…

Как будто не все пересчитаны звезды,

Как будто наш мир не открыт до конца!

                III

Только глянет сквозь утесы

Королевский старый форт,

Как веселые матросы

Поспешат в знакомый порт.

Там, хватив в таверне сидру,

Речь ведет болтливый дед,

Что сразить морскую гидру

Может черный арбалет.

Темнокожие мулатки

И гадают, и поют,

И несется запах сладкий

От готовящихся блюд.

А в заплеванных тавернах

От заката до утра

Мечут ряд колод неверных

Завитые шулера.

Хорошо по докам порта

И слоняться, и лежать,

И с солдатами из форта

Ночью драки затевать.

Иль у знатных иностранок

Дерзко выклянчить два су,

Продавать им обезьянок

С медным обручем в носу.

А потом бледнеть от злости,

Амулет зажать в полу,

Всё проигрывая в кости

На затоптанном полу.

Но смолкает зов дурмана,

Пьяных слов бессвязный лет,

Только рупор капитана

Их к отплытью призовет.

Но в мире есть иные области,

Луной мучительной томимы.

Для высшей силы, высшей доблести

Они навек недостижимы.

Там волны с блесками и всплесками

Непрекращаемого танца,

И там летит скачками резкими

Корабль Летучего Голландца.

Ни риф, ни мель ему не встретятся,

Но, знак печали и несчастий,

Огни святого Эльма светятся,

Усеяв борт его и снасти.

Сам капитан, скользя над бездною,

За шляпу держится рукою,

Окровавленной, но железною.

В штурвал вцепляется — другою.

Как смерть, бледны его товарищи,

У всех одна и та же дума.

Так смотрят трупы на пожарище,

Невыразимо и угрюмо.

И если в час прозрачный, утренний

Пловцы в морях его встречали,

Их вечно мучил голос внутренний

Слепым предвестием печали.

Ватаге буйной и воинственной

Так много сложено историй,

Но всех страшней и всех таинственней

Для смелых пенителей моря —

О том, что где-то есть окраина —

Туда, за тропик Козерога!—

Где капитана с ликом Каина

Легла ужасная дорога.

Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

девятнадцать + 15 =