Сочинение о стихе «Мне осталась одна забава» С. Есенина

«Мне осталась одна забава» не только одно из лучших стихотворений, оно и часть автобиографии Сергея Есенина. Автор хочет, чтобы читатель увидел мир, в котором он оказался во времена крушений крестьянских утопий и влияния имажинистской среды.

Сочинение Мне осталась одна забава

Сочинения и анализ «Мне осталась одна забава» можно использовать на уроке русской литературы, чтобы дать школьникам представление об этом произведении. Своим стихотворением автор дает возможность читателю остаться самим собой. Тема стихотворения — жизнь поэта в страшном мире.

Текст стихотворения «Мне осталась одна забава»

Сергей Есенин

Мне осталась одна забава

Мне осталась одна забава:

Пальцы в рот – и веселый свист.

Прокатилась дурная слава,

Что похабник я и скандалист.

 

Ах! какая смешная потеря!

Много в жизни смешных потерь.

Стыдно мне, что я в бога верил.

Горько мне, что не верю теперь.

 

Золотые, далекие дали!

Все сжигает житейская мреть.

И похабничал я и скандалил

Для того, чтобы ярче гореть.

 

Дар поэта – ласкать и карябать,

Роковая на нем печать.

Розу белую с черною жабой

Я хотел на земле повенчать.

 

Пусть не сладились, пусть не сбылись

Эти помыслы розовых дней.

Но коль черти в душе гнездились –

Значит, ангелы жили в ней.

 

Вот за это веселие мути,

Отправляясь с ней в край иной,

Я хочу при последней минуте

Попросить тех, кто будет со мной,-

 

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,

За неверие в благодать

Положили меня в русской рубашке

Под иконами умирать.

1923 г.

Анализ стихотворения «Мне осталась одна забава»

Стихотворение написано в 1923 году, незадолго до гибели поэта. Многие исследователи видят в этом произведении признаки исповеди, как будто поэт подводит итоги своей жизни, кается, но не перед богом, в которого он уже не верит:

«Стыдно мне, что я в бога верил. Горько мне, что не верю теперь», в чем с горечью и признается, а перед людьми:

«Я хочу при последней минуте

 Попросить тех, кто будет со мной…». 

Все стихотворение построено на различных противоречиях, которые, как бы иллюстрируют жизнь поэта.

Лирический герой и автор в данном произведении идентичны. Уже в первой строфе автор говорит, о том, что репутация его настолько испорчена, что назад пути нет, ничего не исправить, а потому ему «…осталась одна забава: Пальцы в рот — и веселый свист».

Но, в то же время, вторая строфа говорит нам о том, что потеря доброго имени в глазах окружающего его на тот момент общества, всего лишь «смешная потеря». Свои молодые годы наивной и чистой веры, поэт вспоминает с некоторым стыдом, однако сожалеет о том, что не в состоянии больше верить так же искренне, как раньше:

«Стыдно мне, что я в бога верил.

Горько мне, что не верю теперь» 

Следующие строфы, как будто, призваны оправдать поэта, ибо «роковая на нем печать» и путь его кардинально отличается от пути простого обывателя. Автор прямым текстом говорит, что «похабничал я и скандалил / Для того, чтобы ярче гореть».

Тонко чувствующим поэтическим натурам необходимы, как яркие положительные эмоции, так и разрушительно- гибельные страсти, потому что «дар поэта – ласкать и карябать» абсолютно разнополярен. Поэт хочет сотворить невозможное, соединить в творчестве прекрасное и безобразное:

«Розу белую с черною жабой

Я хотел на земле повенчать». 

И пусть это все были пустые мечты, которым не суждено было сбыться, но мечтать о таком могла лишь по-настоящему творческая и дуалистичная личность, в душе которой есть место и ангелам и чертям, мало того, существование одного обязательно подразумевает наличие другого:

 «Но коль черти в душе гнездились –

Значит, ангелы жили в ней». 

Финальные строфы стихотворения так же противоречивы, как и все произведение. Лирический герой просит, чтобы за грехи и неверие его положили умирать под иконами, просьба, казалось бы, абсурдная, но, в рамках есенинской лирики, подобное пожелание вполне аргументированно и правомерно.

Основным художественным средством здесь является антитеза. Как мы уже рассмотрели выше, все произведение построено на противопоставлениях. Стихотворение написано трехстопным анапестом, рифма перекрестная. При написании данного стихотворения поэт использовал разные стили речи.

Основой является литературная речь, но в нее вплетены слова, принадлежащие к речи разговорной, например, такие слова и выражения, как «похабник», «прокатилась <…> слава», «карябать» и слова устаревшей лексики, например: «мреть», «сладились».

Подобным смешением речевых стилей поэт лишний раз подчеркнул свое стремление к обретению гармонии путем сочетания несочетаемых, на первый взгляд, явлений.

Общее настроение стихотворение можно охарактеризовать как мрачно-депрессивное. Лирический герой полон разочарования в жизни, не видит в будущем никаких перспектив и даже готов отправиться «в край иной», сказав последнее слово и высказав последнюю просьбу.

Подробный анализ стихотворения

История написания

«Мне осталась одна забава…» – знаменитое стихотворение Есенина, которое было написано незадолго до трагической гибели поэта. Опубликовано произведение в 1924‑м году в журнале «Гостиница для путешествующих в прекрасном».

В то время Сергея Есенина волновали философские вопросы бытия, он перешёл к осмыслению жизни, стремился провести своеобразный анализ своего пути на земле. Поэт размышляет о том, каким он предстаёт перед людьми, решает поделиться с читателями безрадостными мыслями.

Тема

Основной темой стихотворения стало место поэта в жизни, обществе, его взаимоотношения с окружающим миром, людьми. В произведении Есенин говорит о самом себе, однако поднятая им проблема актуальна для многих поэтов, творческих людей, которые постоянно вступают в противоречия с миром и самими собой, ищут себя и не могут достичь желанной гармонии.

Лирический герой

В образе лирического героя произведения предстаёт сам Сергей Есенин. Он явно рассказывает читателям о себе, своей жизни, мироощущении и взгляде на окружающую действительность.

Можно смело сказать, что образ автора и образ лирического героя в данном произведении едины. Произведение представляет собой яркий пример стихотворения в лирическом направлении, когда автор делится мыслями и чувствами с читателями.

Сюжет и идея произведения

В стихотворении просматривается сюжет. Лирический герой рассказывает о своей жизни, говорит о своём месте в мире в данный момент, возвращается в прошлое и обращается в будущее. Есенин отмечает, что о нём «прокатилась дурная слава», с горечью говорит о том, как сейчас воспринимают его окружающие люди, у которых он не нашёл понимания.

В то же время герой отмечает, что статус в обществе не играет для него большой роли: «Ах! какая смешная потеря!» Поэт моментально переходит от сплетен и рассказов о себе в обществе к своим мыслям о глобальном и всеобъемлющем – месте веры в своей жизни.

До сих пор исследователи спорят, что мог иметь в виду поэт, говоря о стыде за то, что он раньше не верил в бога, о горечи из-за неверия в данный момент. Можно предположить, что Сергей Есенин делится с читателями самыми сокровенными мыслями о боге в таких простых сроках.

Он пишет очень кратко, ёмко, удивительно искренне, хотя и не надеется на понимание, но в глубине души верит, что такие строки должны найти у кого-то отклик. Возможно, у тех, кого мучают схожие вопросы.

Поэту стыдно, что он верил в бога раньше. Очевидно, пройдя непростой жизненный путь, Есенин приходит к выводу, что веру нужно выстрадать. Она не должна приходить как чудо, подарок, быть поверхностной.

Он верил раньше, потому что был слишком наивен и молод, совсем не знал жизнь и воспринимал её как божий дар. Чем сильнее верит в бога такой неподготовленный к различным превратностям судьбы человек, чем больше он надеется на гармонию, высшую справедливость, тем сильнее будет его разочарование в дальнейшем.

Есенин сам пришёл от веры к неверию, о чём и пишет в стихотворении. Он видел мир, людей, многократно оказывался разочарованным и обманутым. В итоге жизнь привела его к неверию.

Поэт говорит об отсутствии веры с горечью, поскольку именно сейчас ему хотелось бы открыть для себя чудо, поверить в бога и найти в религии ответы на многие вопросы. Сейчас поэт хочет, но не в силах верить, потому что у него уже нет на это душевных сил.

Затем Есенин легко переходит к своему призванию, пути на земле. Он чётко обозначает предназначение поэта: «ласкать и карябать», воздействовать на чувства, эмоции читателей. Поэт говорит, что стремился к гармонии, хотел соединить несоединимое, но ему это не удалось.

Есенин отмечает, что и в его душе жили ангелы, признаётся, что много было в его жизни и «веселия мути» и просит наградить его за грехи только смертью под иконами, в простой русской рубашке.

Композиция, тропы

Написано стихотворение преимущественно анапестом, рифма перекрёстная. Чаще всего используются образы и символы: «золотые дали», «ярче гореть», «ласкать и карябать», «розу белую с чёрною жабой <…> повенчать», «розовые дни».

Есть и парадокс, когда поэт говорит о чертях и ангелах как двух сторонах одного целого, венчании белой розы и чёрной жабы. Есенин отмечает едва уловимую гармонию противоположного, многогранность своей души.

Осмысление своего места в мире, мысли о роли поэта, его предназначении и тоска по чему-то близкому, но недостижимому стали характерными для позднего творчества Есенина.

Мое восприятие

Стихотворение привлекло меня самой темой. «Мне осталась одна забава», — говорит автор. И я с интересом искала на сразу же возникший вопрос «почему». Оно приоткрыло мне сложный внутренний мир поэта, такого выдержанного и мужественного. Мысли автора показались мне ясными и открытыми, хотя многие стихи И. Бродского мне кажутся трудными для понимания.

Значение стихотворения в творчестве поэта

Стихотворение, написанное на Родине, не принявшей поэта, отразило жизнь страны, и особенности творчества поэта в то время. Бродский трезво и холодно рассказал, как обессмысливается мир и что чувствует человек в таком мире.

Сочинение о стихотворении Мне осталась одна забава

Последние годы жизни Есенина были очень тяжелыми. Поэт испытывал трудности в личной жизни, нарастал его конфликт с советской властью. Пристрастие к алкоголю становилось зависимостью, от которой он уже был вынужден лечиться.

Периоды просвета перемежались с тяжелой депрессией. Парадоксально, но в это время он создает прекрасные стихотворения. Одним из них является «Мне осталась одна забава…» (1923 г.).

Есенин сразу же заявляет о своей славе похабника и скандалиста. Его буйное поведение в пьяном виде было известно всей Москве. «Веселый свист» — типичное поведение для поэта, находящегося уже в достаточно зрелом возрасте. Но Есенину уже абсолютно все равно.

Он перешел ту грань, за которой еще можно остановиться. Испытав множество страданий и неудач, поэт потерял надежду на лучшее будущее. Сравнивая свою дурную славу со «смешной потерей», он утверждает, что терял в жизни и гораздо больше.

Единственное, что волнует Есенина, это стыд за прошлую веру в Бога. При этом он испытывает горечь от того, что стал неверующим. В этом противоречивом заявлении заложен глубокий философский смысл.

Чистая и светлая душа поэта, столкнувшись со всей грязью и мерзостью мира, не смогла дать достойного отпора. Есенин поступил по принципу: «С волками жить – по-волчьи выть». Но, опустившись на самое дно, поэт понял, что потерял что-то очень важное, помогающее в жизни.

Есенин утверждает, что его безумные выходки были направлены на то, «чтобы ярче гореть».

Настоящий поэт должен быть виден всему миру. Его творчество обязано зажигать сердца людей. Только так можно пробиться через человеческое равнодушие. Чтобы тонко чувствовать окружающий мир, душа поэта должна быть полна противоречий. Вместе с чертями там непременно присутствуют ангелы.

Есенин использует очень яркие образы для описания своего высшего призвания – венчания «розы белой с черною жабой». Он считает, что не смог соединить вместе эти абсолютно противоположные образы, но стремился к этому.

Известны заявления поэта о полной переоценке своих убеждений. Он стал автором целого ряда произведений, в которых отрицает патриархальность и религию и выступает сторонником атеизма и технического прогресса.

Но в последних строках стихотворения «Мне осталась одна забава» становится видно то, что Есенин прятал глубоко в душе, бережно хранил от чужого вмешательства. Последнее желание «хулигана» — умереть «в русской рубашке под иконами». В этом поэт видит искупление всех своих грехов.

Эссе о стихотворении Есенина

Сергей Александрович Есенин — личность весьма неординарная и хорошо известная во всем мире не только в поэтических кругах, но и среди читателей самого разного возраста и склада ума.

Интересно, что свою ошеломляющую популярность поэт получил при жизни, что, конечно, очень справедливо — поэт вдохновлялся, зная, что его признают, и создавал вещи настолько великие, что они живут в сердцах миллионов и на сегодняшний день.

Но, как и любой творческий человек, Сергей Александрович прошел свой, непростой и местами тернистый путь, который, очевидно, и повлиял на всё его творчество.

Что же такое происходило в жизни Есенина, что до сих пор его строки пронизывают до самого сердца? Как поэт начал свой путь и чем он закончился? Для того чтобы ответить на все эти вопросы, необходимо обратить внимание на факты из биографии поэта.

Одно из самых популярных стихотворений Сергея Есенина «Мне осталась одна забава» полностью пронизано душевными терзаниями поэта. Именно здесь он рассказывает о своих жизненных неудачах, именно здесь показано, как он падал и поднимался.

Интересно, что в данном стихотворении поэт оправдывает свое постоянное пьянство – он просто хотел «гореть», выделяться из толпы и запомниться всем окружающим.

Произведение пронизано и безграничной любовью к собственной стране, к ее культуре и жизни, но параллельно поэт говорит о том, что больше ни во что не верит – полное разочарование, тоска и грусть.

Тем не менее несмотря на все, что происходило в его жизни, несмотря на все гуляния и бунтарства, поэт заявляет, что после своей смерти хочет остаться верным своей стране – умирать в русской рубашке в окружении близких.

Сложно сказать, что именно творилось в душе поэта в момент написания произведения. Очевидно одно – уже в то время он предчувствовал свою скорую погибель.

Более того, год написания произведения совпал со сложнейшим периодом жизни поэта, в котором были и репрессии, и преследования, и непонимание властей, предательство влиятельных покровителей и бунтарство против общепринятой морали.

Читайте также: Анализ поэмы «Анна Снегина» С. Есенина.

Таким образом, стихотворение «Мне осталась одна забава» философское, оно написано на тонкой душевной волне и заставляет задуматься о жизни, о своем предназначении в этом таком сложном и противоречивом мире.

Итоговая таблица рейтинга
Подробный анализ стихотворения
37
Анализ стихотворения «Мне осталась одна забава»
1
Сочинение о стихотворении Мне осталась одна забава
0
Эссе о стихотворении Есенина
-1
Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

два × пять =