Ф. И. Тютчев «Она сидела на полу» Анализ стихотворения

«Она сидела на полу» анализ стихотворения Тютчева по плану и кратко. Любовную лирику Ф. Тютчева следует читать в контексте биографии поэта, интимные стихотворения – ключик к его душе и самым сокровенным переживаниям.

«Она сидела на полу» анализ

Стихотворение, о котором пойдет речь в статье, изучают в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Она сидела на полу» по плану.

Полный текст стихотворения «Она сидела на полу» Ф. И. Тютчев

Она сидела на полу

И груду писем разбирала,

И, как остывшую золу,

Брала их в руки и бросала.

Брала знакомые листы

И чудно так на них глядела,

Как души смотрят с высоты

На ими брошенное тело…

О, сколько жизни было тут,

Невозвратимо пережитой!

О, сколько горестных минут,

Любви и радости убитой!..

Стоял я молча в стороне

И пасть готов был на колени,-

И страшно грустно стало мне,

Как от присущей милой тени.

Краткий анализ Ф. И. Тютчев «Она сидела на полу»

Вариант 1

Это стихотворение все насквозь пропитано грустью и тоской по ушедшим чувствам. И, даже не зная истории его создания, читатель оказывается затронут глубиной любовной лирики Тютчева и понимает его смысл.

А между тем, посвящено оно было жене Тютчева. Поэт уже в зрелом возрасте и будучи женат, влюбился в другую девушку. И связь их длилась довольно долго. О ней узнала его жена. И хоть она смогла простить измену мужу и жить с ним дальше, пережито это было очень болезненно.

Однажды, Тютчев застал ее за тем занятием, которое и описывает позже в своем стихотворении. Она перебирала их старую переписку. Были там и стихи, посвященные только ей одной.

Чувство тоски и сожаления, а так же беспомощности в сложившейся ситуации переполнили тогда поэта и нашли свое отражение в этих строках. С какой грустью он, незримый в произведении, смотрит со стороны на то, как некогда единственная его любимая женщина разбирала эту бумажную груду.

И сравнение писем с остывшей золой перекликается и с остывшими чувствами автора. Хотя он и продолжал на протяжении всей оставшейся жизни любить обоих женщин, но к жене чувства были все же уже не те. Смотря с грустью на эту сцену, поэту хочется броситься на колени и все вернуть. Но осознание того, что это уже не исправишь, превращает все эти порывы в тень. Как и себя он представляет в этом произведении тенью, наблюдающей за происходящим. Все ушло, остались лишь воспоминания, запечатленные на этих старых пожелтевших листах.

Вариант 2

Стихотворение «Она сидела на полу» написано Тютчевым в 1858 г. В нем описана реальная трагедия в жизни поэта. Героиня произведения – вторая жена Тютчева Эрнестина Дернберг. Она узнала об измене мужа с молодой Е. Денисьевой, которой он посвятил стих “О, как убийственно мы любим”. В порыве гнева женщина сожгла большую часть старых писем поэта, посвященных ей когда-то.

Жанр произведения – любовная лирика, проникнутая романтизмом.

Чтобы понять смысл стихотворения, надо знать его предысторию. На первый взгляд не происходит ничего особенного: женщина перебирает старые письма, в которых содержатся дорогие воспоминания о пережитых чувствах. Хотя уже ощущается некоторая загадочность происходящего.

С учетом реальных событий становится понятно, насколько важными и драгоценными являлись эти бумаги до измены Тютчева. Его брак с Эрнестиной был действительно долгое время счастливым и безмятежным. Творческая натура поэта не выдержала искушения перед новым романом. Он сам виноват в своем несчастии. Жена же была просто поражена этим. Она простила мужа только ради детей.

Сам Тютчев разрывался между новой любовью и своей семьей. Он с болью смотрит на старые письма. В них содержится целая жизнь, которая уже никогда не вернется. Поэт понимает, что своим поступком совершил настоящее убийство, пусть не в физическом, но в нравственном смысле. Мотив смерти упоминается в стихотворении дважды: «брошенное тело», «любви и радости убитой».

Раскаяние поэта велико, он готов встать на колени перед женщиной, которую когда-то боготворил. Но возврата назад уже нет. В финале лирический герой употребляет несколько неуклюжее, но сильное выражение – «страшно грустно». Оно ярко отражает его состояние.

Стихотворение четко делится на две части. В первой описана страдающая женщина. Во второй – сам лирический герой и его ощущения и размышления. Размер. Четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

Тютчев употребляет яркие эпитеты для усиления трагизма произведения: «остывшую», «брошенное», «горестных». Удачно используются романтические сравнения: «как остывшую золу», «как души».

Многоточия подчеркивают отсутствие выхода, безнадежность ситуации. Третья строфа представляет собой крик души поэта, что особо выделено восклицаниями. Несколько строк начинаются с союза «и», что придает произведению тревожный сбивчивый характер.

Основная мысль произведения – мучительная тоска поэта. Он не считает себя виновным, скорее, жертвой всепоглощающей страсти. Тем не менее, он помнит о прежних счастливых днях, о чувствах, которые когда-то испытывал. Тютчев знает, что жена по-прежнему любит его, а он не может ответить ей тем же. Для него любовь уже превратилась в «остывшую золу».

Обладая тонким художественным вкусом, поэт смог умело передать чувства людей, которых покинула любовь. Это великое чувство никогда не исчезает без следа. Если любовь проходит, то она до конца жизни будет приносить печаль и сожаление о безвозвратно прошедшем счастливом времени.

Вариант 3

Это стихотворение Тютчева для 10 класса написано в 1858 году; обращено, предположительно, ко второй жене Тютчева Эрнестине Фёдоровне. После первого же прочтения чувствуется грустное настроение, пронизывающее произведение. Как и во всей любовной лирике Тютчева, любовь здесь предстает не как поверхностное увлечение, а как глубокое чувство, способное как подарить человеку величайшее счастье, так и погубить его.

В первой строфе мы видим перед собой женщину. Она молча сидит на полу, но ей и не нужно говорить. Все её внутреннее переживания понятны читателю из её движений. «Она сидела на полу», — и сидит она не от усталости, а от чувств, которые переполняют ее в данный момент; сейчас она просто не может стоять.

Она берет в руки письма и «бросает» их, «как остывшую золу». Дело в том, что жизнь её кажется ей такой же «остывшей»; огонь погас, а письма эти напоминают ей об этом огне. Потому она не может держать их в руках.

Вторая строфа продолжает мысль, подразумевавшуюся автором в первой. Тютчев вновь использует сравнение в качестве средства выразительности. Женщина смотрит на письма, «как души смотрят с высоты на ими брошенное тело». Эти письма олицетворяют часть её жизни. Эта часть умерла, её невозможно вернуть, и поэтому она может лишь смотреть на них, вспоминая все, что в них написано.

В третьей строфе видна вся трагичность ситуации лирических героев, которая у Ф. Тютчева всегда не отделима от любви. Здесь проскальзывает и сожаление («невозвратимо-пережитой») о том, что эту любовь ждет столь несчастный финал, и понимание, что другого исхода просто быть не может. Любовь и радость «убиты», а умершие не воскрешают.

В четвертой строфе герой тоже молчит, но это другая сторона, другой участник этой любви. Он готов «пасть на колени», повиниться, но эта готовность лишь у него внутри, ведь сердцем он понимает, что любовь эта погибла и возвратить её невозможно. «Присущая милая тень», — автор использует перифразу, чтобы вновь вспомнить о той любви, которую он испытывал, которая всегда будет для него светлым воспоминанием; но которая прошла.

В стихотворении любовь предстаёт как нечто фатальное. Это сила, способная поднять нас от земли, но в то же время и обронить беспощадно на землю. Это трагедия, исход которой предрешен, что, однако, не мешает ей быть величайшем чувством в человеческой жизни.

Ф. И. Тютчев «Она сидела на полу» анализ стихотворения по плану

Вариант 1

История создания

История создания произведения связана с любовью поэта к молоденькой девушке Елене Денисьевой. Познакомились они в 1849 году. Елена на 23 года была младше Тютчева, но возраст не стал помехой для развития сильных чувств. Елена узнала, что ждет ребенка. Скрывать отношения уже не получалось. Пара терпела осуждения общества, но любовь между Тютчевым и Денисьевой не угасла на протяжение 14 лет – до смерти Елены.

Элеонора Тютчева тяжело переживала измену мужа. Эмоции захлестывали женщину, во время такого душевного надрыва она уничтожила письма, некогда написанные мужем. В них были и любовные стихотворения, которые навсегда развеялись с пеплом. Картину уничтожения писем как-то увидел Тютчев. Она навсегда осталась в его памяти.

В 1858 году было написано анализированное стихотворение. Та, кому посвящено произведение, оказалась женщиной, обладавшей редким умением прощать. После смерти Денисьевой Тютчев вернулся в семью, Элеонора приняла любимого мужчину.

Тема

Поэт раскрывает тему несчастливой любви. Сцена, описанная в анализируемом произведении, не нова для русской литературы, особенность ее в том, что она выхвачена из жизни. Внимание автора обращено не столько на события, сколько на эмоции и чувства героев.

В центре стихотворения два образа – женщина, которая сжигает письма и ее возлюбленный, наблюдающий эту печальную картину. Возлюбленный является лирическим героем.

Вначале произведения рассказывается о женщине, которая перебирала письма. Героиня смотрела на них необычно, понимая, что возможности возвратить былое нет. Мы пока не знаем, кем были написаны строки, занавес этой тайны автор приоткрывает в четвертом катрене.

В ней читатель узнает, что женщина держала в руках любовные послания. Переписка, видимо, велась достаточно долгое время, о чем свидетельствуют строки: «О сколько жизни было тут, невозвратимо пережитой».

Наконец, в последнем четверостишии появляется образ возлюбленного. Эти строки написаны от первого лица, так автор показывает, кто наблюдал за горьким расставанием с любовью. Мужчина признается, что не осмеливался подойти к близкому человеку, попытаться успокоить, хоть и «пасть готов был на колени». В тот момент он чувствовал лишь страшную грусть.

Композиция

Анализируемое произведение – монолог-воспоминания лирического героя, который стал свидетелем того, как его любимая сжигала письма. Разбор стихотворения по смыслу позволяет поделить его на несколько частей: описание женщины, с письмами, рассказ о письмах, воспроизведение чувств, испытуемых лирическим героем. Формально стихотворение состоит из четырех катренов.

Жанр

Жанр стихотворения – элегия, так как лирический герой с грустью рассказывает о пережитом. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Ф. Тютчев использовал перекрестную АВАВ рифмовку.

Средства выразительности

Поэт не перенасыщает произведение средствами выразительности, поэтому их можно найти не в каждом стихе. Тем не менее, тропы помогают раскрыть тему, показать чувства и эмоции героев.

В тексте есть метафоры – «любви и радости убитой», «души смотрят с высоты на ими брошенное тело»; эпитеты – «знакомые листы», «горестные минуты»; сравнения – «как остывшую золу, брала их в руки», «так на них глядела, как души смотрят с высоты на ими брошенное тело», «страшно грустно стало мне, как от присущей милой тени».

Эмоции лирического героя подчеркиваются при помощи интонации. В третьей строфе, где его захлестывает волна воспоминаний, автор использует риторические восклицания.

Вариант 2

Стихотворение «Она сидела на полу» Тютчев написал в 1858 г. Оно было напечатано в том же году в журнале «Русская беседа» во втором томе.

Предполагается, что стихотворение посвящено второй жене Тютчева Эрнестине. Отношения Тютчева с женщинами были запутанными. Первая его жена Элеонора умерла при трагических обстоятельствах, но вскоре Тютчев женился на Эрнестине.

Он был знаком с Эрнестиной задолго до смерти первой жены. Но на втором десятке лет счастливого брака с Эрнестиной ситуация повторилась. В 1849 г. Тютчев полюбил Елену Денисьеву, которая была почти в два раза младше его. С этих пор долгих 14 лет, до смерти Денисьевой, Тютчев разрывался между двумя женщинами. Эрнестина была мудра и сохранила брак. Но она должна была испытывать отчаяние. Именно таково состояние героини стихотворения «Она сидела на полу».

Литературное направление и жанр

Стихотворение относится к жанру интимной лирики. Оно написано в лучших традициях романтизма. Лирический герой и героиня стихотворения описаны в момент наивысшего напряжения чувств, они одиноки и готовы к действию, но отказываются от него как от бесполезного. Накал страстей ещё усиливается, не находя разрядки.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из четырёх катренов. Первый, второй и четвёртый – жанровая сценка, описание разбирающей груду писем женщины (первые две строфы) и наблюдающего за этим лирического героя (последняя строфа). В третьей строфе лирический герой обращается к содержанию разбираемых писем, которое ему известно, потому что он сам писал их.

Тема стихотворения – конфликт между когда-то близкими людьми, угасшие чувства. Основная мысль: любовь, даже угасшая, не оставляет человека никогда, живая в его сердце как грусть, сожаление, боль, которые останутся с ним навечно.

Тропы и образы

Образ героини лишён каких бы то ни было подробностей. У неё нет ни внешности, ни имени, заменённого местоимением она. И всё же образ женщины очень конкретен. Через внешность (позу и действия) Тютчев передаёт её внутренний мир.

Начало стихотворения должно было шокировать читателя 19 в. Это наша современница может сидеть в джинсах на полу и рыться в бумагах. Если дворянка в 19 в. сидит на полу, это значит, что в её жизни случилось что-то вопиющее, что у неё просто подкосились ноги или она не в себе.

Отношение героини к письмам как к остывшей золе (сравнение) означает, что они были для неё бесполезными и бессмысленными. Но героиня всё-таки берёт их в руки. Очевидно, она выбрасывает только письма, принадлежащие лирическому герою.

Описав смятение в душе героини, Тютчев обращается к единственной в стихотворении её характеристике – взгляду, который называется чудным, то есть странным (хотя в оригинальном слове чудно глядела ударение на у, очевидно, для ритма).

В сравнении второй строфы вся суть состояния героини, вся гамма её чувств. Её взгляд сравнивается со взглядом душ на оставленное тело. Это и сожаление, и облегчение, и освобождение, и шаг к новому, и несомненное окончание земной жизни. Письма для героини мертвы, как мертвы отношения с человеком, их написавшим. Недаром же Тютчев использует эпитет знакомые листы, как будто говорит о людях. С другой стороны, листы знакомы не только героине. Лирический герой узнаёт в них свои письма.

В третьей строфе как раз появляется мотив убитой любви и радости. Эта строфа отличатся от трёх других по эмоциональному накалу. Внешне всё по-прежнему остаётся спокойным, но из сердца лирического героя вырываются восклицания, подчёркнутые междометием о. Жизнь прошлого, оставшуюся в письмах, Тютчев характеризует как невозвратимо пережитую, а минуты называет горестными (эпитеты).

Мотив смерти остаётся и в четвёртой строфе. Лирическому герою «страшно грустно». Слово страшно – более сильное наречие, чем очень. Грусть была настолько сильна, как будто он ощутил присутствии милой тени (эпитет), то есть вспомнил об умершей. Эта покойница и есть любовь. Причастие присущая – старославянизм, означающий находящаяся здесь же. Сегодня мы бы сказали присутствующая.

Лирический герой, в отличие от героини, не теряет головы. Он молча стоит в стороне и раскаивается в чём-то, готов пасть на колени, но не падает. То ли он чувствует бесполезность такого поступка, то ли не признаёт до конца свою вину. Но мужская фигура, возвышающаяся над в изнеможении сидящей на полу женской – символ неразрешимости конфликта между влюблёнными.

Стихотворение «Она сидела на полу» совершенно не нуждается в контексте биографии Тютчева, оно понятно любому независимо от того, знаком ли он с жизнью поэта. Но всё-таки стихотворение автобиографично. Эрнестина знала о Денисьевой и смогла жить с этим знанием. Кроме того, Тютчев действительно написал ей «груду писем» (эпитет), многие из которых она уничтожила, так что некоторые стихотворения, ей посвящённые, оказались безвозвратно утерянными.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Рифмовка перекрёстная, мужская и женская рифмы чередуются.

Вариант 3

Написанное Тютчевым в конце пятидесятых годов XIX столетия стихотворение «Она сидела на полу» по праву считается одним из наиболее волнующих и запоминающихся произведений в любовной лирике поэта. По мнению литературных знатоков, оно посвящалось его второй жене Эрнестине, которая поддерживала поэта в самые непростые моменты его жизни, и прощала ему все обиды и измены.

Выдающийся поэт, уже находясь в довольно зрелом возрасте (47 лет), полюбил девицу дворянского происхождения Елену Денисьеву, которая по возрасту годилась ему в дочери (ей было 24 года), это яркое чувство и невозможность быть с любимым человеком (он так и не решился расстаться с женой) он пронес через всю жизнь. Ф. И. Тютчев на протяжении 14 лет разрывался между чувствами к жене и нежданной поздней любви к Денисьевой, пережил их обеих и пронес через годы чувство благодарности к ним, трепетного поклонения, нежности и искреннего восхищения.

Главная тема стихотворения

Стихотворение «Она сидела на полу», состоящее из четырех строф, наполнено трагизмом и не лишено глубокого философского смысла. Первая строфа показывает нам сидящую на полу женщину, перебирающую груду писем, некогда бывшие для неё были очень важными и ценными. Теперь судя по жестам, которые нам описывает автор («брала их в руки и бросала»), они стали для неё просто бесполезной грудой бумаги подобно «остывшей золе», некогда горевшей и пылающей, ныне обугленной и холодной.

Во второй строфе стихотворения пред глазами читателей разворачивается картина самой настоящей человеческой трагедии. Поза женщины, сидящей на полу, её глаза полные тоски о прошедшем, все это подчеркивает глубину отчаяния лирической героини, её полную беззащитность и тоску.

Тягость воспоминаний, которые вызывают у неё только боль и страдание, переданы автором глаголами в прошедшем времени (сидела, глядела, бросала, разбирала). Поставленное в конце строфы многоточие показывает, что мысль не закончена и женская душа мучается и страдает от воспоминаний о прошлой жизни, некогда счастливой и беззаботной, которая не вернется.

Третья строфа пронизана воспоминаниями о прошлой жизни, чувствами и эмоциями о тех счастливых днях, женщина перебирает в памяти пережитые моменты счастья и осознает, что в настоящем ничего не сохранилось, чувства убиты и сломлены, к прошлому нет возврата.

Четвертая строфа показывает нам человека, который становится свидетелей данной трагической картины и, судя по всему, он и есть главный виновник страданий этой женщины. Сейчас он осознает, сколько боли и горя он причинил этому родному для себя человеку, искренне раскаивается и готов молить о прощении на коленях. И в тот же момент он понимает, что эти жесты совершенно ни к чему, их чувства полны обреченности и прошлое никогда не вернется.

Сам он уже стал для героини не конкретным мужчиной, а неким бестелесным фантомом, «милой тенью», и это вызывает у поэта чувство легкой грусти и печали, как будто одну из главных станиц его жизненной книги перевернули и к ней никогда уже не будет возврата.

Структурный анализ стихотворения

Для усиления общей экспрессии и передачи минорного настроения стихотворения автором применяются разнообразные лексические и синтаксические повторы. Душевный раздрай главной героини передан развернутым метафорическим сравнением «глядела, как души смотрят с высоты на ими брошенное тело», оно как нельзя лучше подчеркивает необратимость разрыва и невозможность вернуться в прошлое.

Именно вследствие весьма непростых взаимоотношений поэта с женщинами, любовная поэзия Тютчева пропитана чувством трагизма и печали, она описывает важные моменты в жизни людей, вынужденных принимать судьбоносные решения, имеющие влияние на всю их будущую жизнь. Любовь для него — глубокое и сильное чувство, которое способно как наделить человека крыльями и поднять его над землей, так и погрузить в бездны горя и отчаяния. Поэт считал, что любовь практически всегда трагедия, её итог уже предрешен заранее, и тем не менее, это не мешает быть чувству любви самым сильным и желанным для каждого человека, живущего на этой земле.

Можно с твердой уверенностью сказать, что любой человек, прочитавший это стихотворение, поймет его по-своему. Для одних — это шедевр, для других просто стихи, но однозначно то, что никого данное произведение не оставит равнодушным, оно навсегда останется в его душе и сердце.

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Она сидела на полу»

Вариант 1

Любовная лирика Федора Тютчева является одной из самых ярких и волнующих страниц творчества поэта. Стихи, посвященные избранницам, наполнены чувственностью, эмоциональностью и нередко трагизмом. Все дело в том, что в 47 лет Тютчев, будучи уважаемым и высокопоставленным государственным чиновником, счастливым семьянином и достаточно известным поэтом, влюбился в 24-летнюю воспитанницу Смольного института благородных девиц Елену Денисьеву.

Их тайный роман протекал бурно и безмятежно до тех пор, пока не выяснилось, что потомственная дворянка, отданная на попечение своей петербургской тетки, ждет от поэта ребенка. Грандиозный скандал, разразившийся в обществе, не мог остаться тайно для супруги поэта, Элеоноре Тютчевой, которая очень болезненно переживала измену супруга.

В порыве отчаяния она даже уничтожила значительную часть переписки с поэтом, в которой содержалось множество посвященных ей стихов, оказавшихся безвозвратно утерянными. Именно этому грустному событию Тютчев посвятил свое стихотворение «Она сидела на полу…», созданное в 1858 году.

Если не знать предыстории его написания, то создается впечатление очень идиллической и немного грустной картины, когда таинственная незнакомка, усевшись на пол, перебирает старые письма и «как остывшую золу», берет их в руки, а потом снова бросает. Автор обращается к героине своего произведения в третьем лице и в прошедшем времени, отмечая, что она смотрит на пожелтевшие от времени страницы писем, которые хранят в себе радости и горести, как-то отстраненно, «как души смотря с высоты на ими брошенное тело».

И при этом словно бы не замечает виновника своих страданий, который стоит в стороне и чувствует себя явно лишним в этой странной компании женщины и писем, некогда таких дорогих, а сейчас потерявших всю свою ценность. Автор отмечает, что в этот момент он «пасть готов был на колени», но понимал, что исправить уже ничего невозможно, и хрупкие листы, являющиеся вещественным доказательством некогда пылкой любви, равно как и само чувство, обречены на гибель.

Да и автор уже не является для героини своего произведения осязаемым человеком из плоти и крови, постепенно превращаясь в «милую тень», мираж, фантом. Осознание этого вызывает у Тютчева глубокую грусть, словно бы еще одна страница его непростой жизни оказывается перевернутой и рассыпается пеплом, как старые письма.

Несмотря на всю пикантность и двусмысленность ситуации поэт не нашел в себе сил расстаться с женой, но при этом и от своих чувств к Елене Денисьевой отказаться не сумел. В таком любовном треугольнике поэт прожил 14 лет, до самой смерти Денисьевой, которую нежно называл Лелечкой. Она скончалась от чахотки, подарив Тютчеву троих детей, двоим из которых также суждено было умереть. Все эти годы поэт заботился о своей второй семье и продолжал любить обоих женщин.

Денисьеву за незаурядный ум, смелость, красоту и ту жертву, которую она принесла во имя их странного союза, стоившего ей репутации и наследства. Супругу – за понимание и умение прощать. Примечательно, что именно с согласия Элеоноры Тютчевой дети поэта, рожденные вне брака, получили его фамилию. И после смерти Денисьевой именно супруга стала для поэта главной утешительницей, разделив с ним его душевную боль.

Стоит также отметить, что поэт пережил обеих своих возлюбленных. Но даже после их смерти продолжал посвящать свои женщинам стихи, трогательные, нежные, наполненные искренним восхищением и любовью, а также благодарностью за то, что они скрасили жизнь автора, привнеся в нее немного радости, света и тепла.

Вариант 2

Стихотворение «Она сидела на полу…» (1858 г.) посвящено личной трагедии в жизни Тютчева. Он был женат вторым браком, имел детей, когда познакомился с Е. Денисьевой, подругой своих дочерей. Поэт не мог противостоять внезапно вспыхнувшей страсти. Увлечение переросло в серьезный роман.

Некоторое время Тютчеву удавалось скрывать его, но после рождения у Денисьевой ребенка этот роман привел к скандалу. Жена поэта Эрнестина была поражена изменой мужа. В порыве ревности она сожгла большую часть писем, которые Тютчев когда-то написал ей. Этому эпизоду и посвящено стихотворение.

Автор изображает сидящую на полу женщину, которая перебирает «груду писем». Эти письма когда-то имели для нее огромное значение. Они были написаны страстно влюбленным в нее человеком. Его измена превратила письма в «остывшую золу». Она символизирует давно сгоревшие чувства. В стихотворении не сказано прямо о сожжении бумаг, но это вытекает из самого текста. Предательство мужа убило остатки любви и в самой Эрнестине, поэтому ее взгляд на письма Тютчев сравнивает со взглядом души на «брошенное тело».

В свое время Эрнестина произвела на Тютчева огромное впечатление. Он был невероятно счастлив, женившись на ней. Долгое время женщина была для него источником вдохновения. Поэт очень уважал Эрнестину и был благодарен ей за прожитые вместе годы. В письмах к жене была заключена целая жизнь, наполненная любовью и радостью. Тютчеву было бесконечно жаль свою жену, но в то же время он ничего не мог поделать со своим сердцем, которое полюбило другую.

В последней строфе появляется сам лирический герой, который наблюдает за убитой горем женщиной. Он не знает, что можно сказать или сделать в такой безвыходной ситуации. Все нежные и полные любви слова на его глазах превращаются в прах, а извинения бесполезны. Тютчев также испытывает страдания, но понимает, что убитую любовь уже не вернуть. От жалости к жене автор готов встать перед ней на колени, но это ничего не изменит. Сожжение любовных писем можно сравнить с убийством человека, которого, как и прошедшую любовь, невозможно воскресить.

Эрнестину так и не простила Тютчеву измену, но ради детей согласилась не разрывать брак. Поэт еще долгое время жил двойной жизнью, о чем было прекрасно известно в обществе.

Вариант 3

В русской поэзии есть немало произведений, в которых изображены чувства человека в переломные моменты жизни. Многие из таких стихотворений принадлежат перу Ф. И. Тютчева.

Стихотворение «Она сидела на полу» состоит из четырех строф. 1‑я и 4‑я, связанные с образами героини и лирического героя, являются обрамляющими; в них отражены поведение и переживания героев изображаемого события.

Лирический сюжет таков: женщина, сидящая на полу, разбирает старые письма. Мужчина, стоящий в стороне, наблюдает и сопереживает ей, разделяя ее страдания. Важную композиционную роль играет в стихотворении мотив смерти, сквозной во всех четырех строфах.

В 1‑й и 2‑й строфах наибольшее внимание уделено героине. Ее поза (она сидела на полу) говорит о беззащитности, страдании. Поведение героини изображается с помощью глаголов «сидела, разбирала, брала, глядела». Все они несовершенного вида и употреблены в прошедшем времени, что придает картине характер воспоминания, а действиям героини — длительность, протяженность во времени. Это подчеркивает тягостность воспоминания для лирического героя.

Автор использует повторы, лексические и синтаксические. как средства усиления смысла. Душевное состояние женщины передается с помощью развернутого метафорического сравнения: «… глядела. как души смотрят с высоты на ими брошенное тело». Сравнение подчеркивает необратимость разрыва, невозможность возвращения к прошлому.

Многоточие в конце 2‑й строфы означает паузу, некое умолчание, незаконченность мысли. Переход к 3‑й строфе — внезапный, резкий эмоциональный всплеск. Кульминационный характер строфы и ее особое значение подчеркивается многоточием. Речь идет о том, что заключено в той «груде писем: это целая жизнь, это любовь и радость, которые теперь в прошлом, убиты.

Слова «сколько жизни» в первом стихе и «убитой» в последнем образуют смысловое кольцо, усиливающее ощущение трагизма переживания.

Возникает смысловая связь между переживаниями женщины и лирического героя. Его отстраненность очевидна, но также очевидно его сопереживание. Однако прошлого не вернуть. Лирический герой, возможно, чувствует свою вину в том, что произошло, и даже раскаивается в этом, но не в силах ничего изменить.

Толстой отметил это стихотворение буквами «Т. Ч.» (Тютчев. Чувство.). Великий писатель считал, по-видимому, что поэт сумел передать в этом стихотворении те чувства, которые трудно выразить словами. В жизни человека бывают минуты, когда он одновременно испытывает целую гамму чувств. Тютчев запечатлел в стихах один из таких моментов.

Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

5 × 5 =