«Пилигримы» Анализ стихотворения Иосифа Бродского

«Пилигримы» анализ стихотворения Бродского по плану и кратко. Иосиф Бродский – художественный мир поэта. Полный анализ стихотворения «Пилигримы» по плану.

«Пилигримы» анализ стихотворения Бродского

Полный текст стихотворения И. Бродский «Пилигримы»

«Мои мечты и чувства в сотый раз

Идут к тебе дорогой пилигримов»

В. Шекспир

Мимо ристалищ, капищ,

мимо храмов и баров,

мимо шикарных кладбищ,

мимо больших базаров,

мира и горя мимо,

мимо Мекки и Рима,

синим солнцем палимы,

идут по земле пилигримы.

Увечны они, горбаты,

голодны, полуодеты,

глаза их полны заката,

сердца их полны рассвета.

За ними поют пустыни,

вспыхивают зарницы,

звезды горят над ними,

и хрипло кричат им птицы:

что мир останется прежним,

да, останется прежним,

ослепительно снежным,

и сомнительно нежным,

мир останется лживым,

мир останется вечным,

может быть, постижимым,

но все-таки бесконечным.

И, значит, не будет толка

от веры в себя да в Бога.

…И, значит, остались только

иллюзия и дорога.

И быть над землей закатам,

и быть над землей рассветам.

Удобрить ее солдатам.

Одобрить ее поэтам.

Краткий анализ стиха И. Бродский «Пилигримы»

Вариант 1

В 1958 году Иосиф Бродский ещё неизвестен никому, как поэт, но уже в 18-летним возрасте сквозь написанные строки пробивается незаурядный талант и виден выбор пути. Стихотворение «Пилигримы» — это работа не отрока, но зрелого мужа, который имеет свои ценности и свой взгляд на мир. Чётко просматривается стиль, есть над чем подумать и после прочтения строк, ведь они оставляют в душе глубокий след.

Пилигримы можно назвать пророческим стихотворением, ведь судьба Бродского – это путь пилигрима. Гонения в СССР, высылка к чёрту на куличики и запрет на печать вынуждают поэта уехать из страны.

Сложно сказать о любви или неприязни автора строк к Родине, скорее всего, лауреат Нобелевской премии был космополитом, вместе с тем он любил не родину в целом, а некоторые её места, например, Питер в целом и Васильевский остров в частности.

Смысл строк заключается в желании поэта передать бесконечность мира и его вечную порочность:

мир останется лживым,

мир останется вечным.

Увидеть это нельзя, сидя на месте в обрамлении роз и ладана, понять истину мира можно только в пути, когда всё вокруг меняется и предоставляет возможность для сравнения. Пилигрим видел и знает суть бара и кладбища, ему ведомо понимание ристалища и базара, поэтому только он может сказать, как выглядит мир.

Глаза пилигрима полны заката, потому что он видит постижимость мира и его пороки, но сердце странника наполнено рассветом, ведь он нашёл свой путь и не нуждается в подсказках.

глаза их полны заката,

сердца их полны рассвета.

Обычному человеку кажется, что мир изменчив и меняется у него на глазах – создаются семьи, рождаются дети, строятся храмы и т д, но это всё прошлое, ничего нового на земле не происходит. Нежность его сомнительна, так как может в секунду стать грубостью, а ложь идёт рука об руку с человеком тысячелетия.

Все это бесконечно, оно может изменить на миг, но снова возвращается к старому. Отсюда нет смысла в вере в Бога и себя, так как по существу в мире ничего изменить нельзя. Это поняли пилигримы, поэтому они находятся в вечном пути, не пытаются что-то изменить, а просто созерцают мир и передают слепым его настоящие краски и оттенки (не это ли истинный путь поэта?).

…И, значит, остались только

иллюзия и дорога.

Иллюзией живёт большинство – это их право, дорогу выбрали единицы – это их выбор. Последние видят, что единственный смысл войны – это удобрение земли телами солдат, так как завоёванные страны снова будут переходить из рук в руки, распадаться и вновь восставать из пепла, пытаясь стать империями. Счастье рождения ребёнка перейдет в скорбь от потери родителей и так по кругу.

Иосиф Александрович уже в 18 лет понимает, что путь иллюзий не его дорога и выбирает роль пилигрима, который будет лишь созерцать и передавать увиденное рабам фантазий и надежд. Пророчество сбылось, через несколько лет о Бродском начнут говорить, как о великом поэте, вскоре его творчество вызовет гримасу недовольства у власти и начнутся гонения. Они и подтолкнут поэта к странствию, читай, к эмиграции в США.

Не став своим для большинства в СССР, Бродский останется навеки чужим и в Америке. У пилигрима нет дома, а любовь в дороге не нужна, она только мешает оставаться безучастным и всевидящим. Любовь и Родина станут камнем преткновения в пути, они закроют глаза пеленой, а слепой странник – это не выбор Бродского.

Примечательно, что свой путь поэт увидел уже в 18 лет, когда его сверстники только начинали видеть на 5 см дальше кончиков пальцев вытянутой руки. Я бы сказал, что от стихотворения «Пилигримы» и начинается путь Бродского как человека и поэта. Этими строками он открыл дверь в будущее, увидел свою дорогу и смело по ней пошёл.

Вариант 2

Судьба подготовила И. Бродскому много испытаний, одно из главных – давление с боку властей. Все это отразилось на творчестве поэта. Стихотворение «Пилигримы» было написано в 1958 г., когда поэту было всего 18 лет. Несмотря на то, что произведение относится к раннему периоду творчества, в нем отчетливо слышатся нотки сопротивления режиму. Некоторые исследователи, считают этот стих кратким озарением, которое проявилось постоянными темами в более поздней лирике И. Бродского.

Тема стихотворение «Пилигримы» – вечное странствование паломников. Автор показывает, что противоречивость мира (лживость и сомнительная нежность) бесконечны, он утверждает силу пилигримов, которые своими молитвами спасают людей.

Со сборным образом пилигримов И. Бродский знакомит не сразу. Сначала он акцентирует на местах, которые минуют странники. На своем пути они видят многое, для того, чтобы охватить всю панораму «путешествий» автор выделяет несколько строк, использует прием контраста (Храмы и бары, кладбища и базары). Поэт подчеркивает, что странники шли «мимо Мекки и Рима». Эти строки выражают его мысль о том, что все достижения цивилизации – всего лишь пыль под ногами пилигримов.

Для описания пилигримов И. Бродский выбирает тактику «от внешнего к внутреннему». Он показывает их внешние недостатки (горбаты, увечны), которые в следующих строчках блекнут пред внутренней красотой: «сердца их полны рассвета».

Описанию странников автор предается недолго: очень скоро он возвращается к отображению их путей. Однако теперь локус принимает философско-моральное звучание. Все – пустыня, зарницы, птицы – кричат о лживости мира и сомнительной нежности мира, которые будут вечно. Странники же не останавливаются, слыша такое пророчество, хоть начинают сомневаться, что Бог поможет.

В ситуации безысходности, остается лишь одно – иллюзия (символ веры в счастье, которое когда-то озарит человечество) и вечный путь странников. Образ пилигримов можно толковать как метафору, скрывающую поэтов: они тоже «проповедуют» истину в своих произведениях, не смотря на обстоятельства.

Произведение «Пилигримы» богато на оригинальные художественные средства. Особое внимание привлекает метафора, отличающаяся не только красотой, но и афористичностью: «глаза их полны заката // сердца их полны рассвета». Донести идею помогают эпитеты («шикарные» кладбища, «синее» солнце, «увечны», «горбаты»). На последних строках автор делает акцент, используя для этого паронимы «удобрить» // «одобрить».

Стихотворение не поделено на куплеты. Такой прием позволяет подчеркнуть мотив вечного странствования, непрерывности. Кроме того, такое строение передает настроение автора, не прерывая его взволнованный монолог. В стихотворении использовано перекрестную и параллельную рифму, стихотворный размер – хорей с пиррихием.

Идея произведения вскоре отразилась и в жизни И. Бродского. После эмиграции он не нашел себя на Западе, но и на родине не чувствовал себя дома. Поэт остался вечным пилигримом.

Это интересно: 1828–1910 — годы жизни Толстого — легенды русской исторической прозы.

Стихотворение «Пилигримы»  – анализ по плану

Вариант 1

Стихотворение «Пилигримы» было написано Иосифом Бродским – замечательным русским поэтом современности, вынужденным в 1972 году покинуть свое Отечество, в 1958 году, т.е. когда ему было все 18 лет. Таким образом, данное стихотворение относится к его раннему творчеству.

Необходимо отметить, что И. Бродский, начавший писать стихи с 15-ти лет, на начальном периоде своего творчества испытал влияние английской поэзии. Даже позже, когда поэзия Бродского была впервые переведена на английский язык, ее часто сравнивали с поэзией английских поэтов с характерным сочетанием проникновенной лирики и философских размышлений, барочным синтаксисом, метафоричностью, метафизической образностью, иронической интонацией и изобретательной рифмой.

Но тем не менее, несмотря на то, что Бродский испытал влияние многих поэтов, от Катулла до У.Х. Одена, его творчество оставалось самобытным. Его излюбленные формы – элегия, послание, сонет – традиционны, но он свободно обращается с ними.

То же самое можно сказать и о стихотворении «Пилигримы». Да, пожалуй, юный поэт позаимствовал у английских поэтов-классиков тему, но его стиль даже тогда, в его ранние годы, был самобытным, ни на кого не похожим.

О том, что тема взята Бродским из английской поэзии, говорит данный поэтом эпиграф в начале стихотворения – шекспировские строки «Мои мечты и чувства в сотый раз идут к тебе дорогой пилигримов». Но заметим: [

link_webnavoz]Шекспир[/link_webnavoz] написал эти строки по совсем другому поводу – он так обращался к своей возлюбленной, имея в виду, что его мечты и чувства будут такие же долгие, как и дорога пилигримов. т.е. выражение «дорога пилигримов» у Шекспира имеет, скорее всего, метафорический оттенок.

Бродский же, действительно, поведал нам о дороге пилигримов. пилигрим у него – ключевое слово, в отличие от Шекспира. Но прежде чем провести анализ данного стихотворения, поясним, что же такое пилигрим, какое значение у этого слова. Пилигрим – это путешественник, скиталец. В русском языке часто в качестве синонима слова пилигрим употребляют странник, имея в виду человека, который странствует, путешествует. Значит, речь в стихотворении пойдет о странствующих людях.

Таким образом, можно сказать, что, тема стихотворения – путешествие пилигримов (странников). Но если вдуматься в строки, то мы заметим, что не о простом странничестве здесь идет речь. Бродский – поэт, творчество которого может быть приближено к символистам, а значит все, о чем бы он ни писал, носит отпечаток таинственности, загадочности. Бродский говорит здесь не о простом путешествии, а о путешествии во времени. Его пилигримы идут не из страны в страну, не из города в город, а из века в век. И его пилигримы – это не просто странствующие люди, а изгнанники.

Образ изгнанника в поэзии Бродского доминирует всегда. И изгнанник у него – фигура политическая, и он всегда обречен на поиски дома во времени и в истории. И скитания изгнанника Бродский отождествляет со скитаниями души в потусторонних мирах, со странствием души во времени и даже сквозь время.

Таким образом, тема странничества у Бродского расширяется, приобретая вселенский масштаб. А идея, которую Бродский проносит через все стихотворение – бесполезность этого странничества и невозможность изменить мир, как бы этого ни хотелось.

Сюжет стихотворения складывается из маршрута путешествия пилигримов (их дороги) и философского осмысления мира, по которому они странствуют.

Композиция данного стихотворения линейная – стихотворные события последовательны: вначале – описание дороги пилигримов, т.е. география маршрута, потом – описание героев, следом – лирические построения, и наконец, философское осмысление и выводы автора.

Итак, композиционно стихотворение делится на три части.

В первой части описывается дорога пилигримов – дорога во времени, дорога в истории. В этом описании Бродский дает путь развития цивилизации. Проследим и мы за ним этот путь.

Вначале пилигримы проходят ристалищ и капищ. Мы словно переносимся в древний Рим, в котором ристалища (так назывались стадионы, в которых проходили гимнастические, конные и другие состязания) соседствовали с капищами (так назывались языческие храмы). Следом путь их идет мимо храмов (т.е. христианских храмов, которые появились в I в. н.э.) и баров (поэт переносится в современный мир, т.к. бары появились в XIX веке), мимо роскошных кладбищ (тоже появившихся во времена, близкие к современной цивилизации) и больших базаров (которые всегда славились на Востоке, как в древности, так и в наше время).

Идут пилигримы мимо Мекки и Рима. Мекка и Рим – символы двух важнейших мировых цивилизаций: исламской и христианской, и дорога пилигримов проходит через две эти цивилизации. обратим внимание на еще одну строчку первой части стихотворения – мира и горя мимо. это означает, что весь человеческий мир был и есть наполнен горем. Эти первые строки о мире дальше будут расшифрованы Бродским, и мы увидим его неприятие этого мира.

Вторая часть стихотворения – описание пилигримов.

Увечны они, горбаты.

Голодны, полуодеты.

Эти две строки реалистичны. Перед нами – живые люди, странники. И вид у них странников, и одежда странников. Но далее следуют строки, которые заставляют нас задуматься: а живые ли люди перед нами? Кто они. Эти странники? А может это какой-нибудь мифический образ?

Глаза их полны заката.

Сердца их полны рассвета.

Бродский, который много учился у символистов – а особенно ему были близки французские символисты (Бодлер, Рембо) и некоторые английские символисты – очень часто использует язык символа в своих произведениях. Этот язык помогает ему построить внутренний мир героев, о которых идет речь. Строчка глаза полны заката говорит о том, что глаза их скоро закроются, т.к. наступит неизбежный конец.

Но сердца их полны рассвета, а значит душа у них чистая, готова каждого принять к себе. Здесь слово сердце – синоним слову душа, а рассвет – словам чистота и любовь (в самом высшем значении этого слова). Поэт словно хочет сказать: да, они умрут, но останется их душа, которая бессмертна. И далее начинается странствие этой души, о котором и повествует поэт в третьей части.

Но обратим внимание на четыре последние строчки второй части (она состоит из восьми строк). Кстати, можно эти четыре строки обособить, и выделить как отдельную часть стихотворения (тогда у «Пилигримов» будет не три, а четыре части). Эти четыре строки содержат в себе лирическое отступление – описание природы. Поэт здесь создает метафорические образы, которые придают стихотворению романтический оттенок.

За ними поют пустыни,

вспыхивают зарницы,

звезды дрожат над ними,

и хрипло кричат им птицы…

Вначале поют пустыни, потому что жизнь несмотря ни на что прекрасна. Потом вспыхивают зарницы, чтобы осветить пилигримам пути. Звезда – этот образ звучит в поэзии Бродского от 1960‑х годов до последних лет. Его метафорическая функция – слезы лирического героя. Да, его пилигримы плачут, когда проходят мимо горя этого мира.

Их в этом отношении поддерживают птицы, которые хрипло кричат (задумаемся: птицы не нежно поют, а хрипло кричат!), словно предвещая беду. И эта беда заключается в следующем: мир останется прежним. И что это за ним – поэт уточняет в последней, третьей, части:

Да. Остается прежним.

Ослепительно снежным.

И сомнительно нежным.

Мир остается лживым.

Мир остается вечным.

Может быть, постижимым,

но все-таки бесконечным.

Каков же мир у Бродского? Ослепительно снежный мир у него – сомнительно нежный. Поэт не верит в добро – это становится ясным сразу. Если бы он сказал: нежный мир, то тогда бы его мир был бы двойственен, в нем бы существовало как добро, так и зло. Но мир у него сомнительно нежный. Поэт не верит в искренность, в любовь, он вообще сомневается в существовании нежности. Он верит только в ложь, которая окутывает мир как паутина. И ложь эта вечна, как вечен и бесконечен этот мир.

Но далее мысли поэта вообще звучат против логики. Попытаемся это объяснить. Дело в том, что пилигрим – это странник, который всегда шел по земле с именем Бога на устах. У Бродского же пилигримы не верят в Бога, а точнее – они разочаровываются в Его существовании. «Раз мир полон горя и лжи, значит нет и Бога. Ведь если бы Он был, Он бы не допустил этого» — примерно такова позиция поэта. И поэтому он пишет:

И, значит, не будет толка

от веры в себя, да в Бога,

и, значит, остались только

Иллюзия и Дорога.

И поэтому кажется, что поэт сам мыслит себя пилигримом, который разочаровался во всем, не верит не только в Бога, но и в себя. И остается ему как страннику идти тою же дорогой, какою идут его герои – дорогою призрачной, напоминающей мечту, иллюзию.

И быть над землей закатам,

и быть над землей рассветам.

Можно заметить, что эти строки звучат логическим повтором строк первой части:

Глаза их полны заката.

Сердца их полны рассвета

Но смысл эти последних строк другой: мир цикличен, а значит жизнь продолжается: одни будут умирать (И быть над землей закатам), другие рождаться (и быть над землей рассветам). Так ведь было всегда – одни поколения сменяют другие, и в этом заключена бесконечность мира.

Последние две строки, которыми Бродский заканчивает стихотворение, стоят отдельно, через пробел. Таким образом, стихотворение немного напоминает (по построению) шекспировский сонет, который всегда заканчивается двустишием.

Но у Бродского последние две строчки логически и тематически соединены с последней частью

И быть над землей закатам,

и быть над землей рассветам.

Удобрить ее солдатам.

Одобрить ее поэтам

Земля Бродского покрыта убитыми солдатами. Почему? Да потому что мир жесток, несправедлив, в мире льется кровь, брат идет на брата. Вот поэтому и удобряют землю солдаты. Так было всегда: и в древние времена, когда пилигримы начинали свое странствие, и сейчас. Ведь мир не изменился, он по-прежнему лжив и полон иллюзий. Но несмотря на это поэты одобряют этот мир, потому что искусство также вечно и также бесконечно, как и мир.

Кто же лирический ерой стихотворения? С одной стороны, кажется, что это странники, пилигримы (ведь речь идет именно о них). Т.е. лирических героев здесь несколько. Но с другой стороны (и есть основания так говорить), это сам автор, поэт, который причисляет себя к этим странникам (а может, среди этих странников находятся такие же поэты – гонимые, потерявшие веру и в себя, и в Бога?).

Лирический герой Бродского отчужден от людей. Он одинок и один в этом жестоком и несправедливом мире. Как отмечает А. Ранчин, «лирический герой Бродского – сирота, отщепенец… Если герой Бродского не один, то он и другой – это не двое, а два одиночества. Два существа, одиноких в мире и отчужденных друг от друга…» (6, 24). Этот исследователь творчества Бродского прав. Ведь его пилигримы хоть и идут вместе, синим солнцем палимы, но они разъединены, мысли и чувства их отделены друг от друга, они одиноки, хоть и идут рядом.

В ранней поэзии Бродского, к какой причислено и стихотворение «Пилигримы», одиночество героя имеет романтический ореол. Лирический герой у Бродского – это очень «часто поэт, служитель высшей истины, расплачивающийся за нее; хранитель Слова и поэтического Огня; изгнанник, подобный лермонтовскому поэту, символизирующему поэта отверженного…» (5, 30).

В заключение скажем, что стихотворение «Пилигримы», написанное в начале его поэтического пути, не смогло не повлиять на его дальнейшую поэзию. В поэзии Бродского 1970 – 1990‑х годов (эмигрантского периода) мотив одиночества сохраняется. Сохраняется и мотив изгнанничества, хотя в дальнейшем герой поэта видит в себе скорее не страдальца за Слово, а жертву обстоятельств.

Но кажется и другое: стихотворение «Пилигримы» является своего рода пророчеством того изгнаннического пути, который уготовила поэту судьба. Иосиф Бродский, лишившись Родины не по своей воле, всю свою жизнь (несмотря на относительно материальное благополучие) оставался за границей пилигримом, странником, которому остались только Иллюзия и Дорога.

Это интересно: Даниэль Дефо – отец «Робинзона Крузо» и «Короля Пиратов».

Вариант 2

Пилигримы – одно из первых стихотворений Бродского, которое определило его судьбу как неугодного властям человека. Безусловно, неодобрение со стороны властей зачастую может рассматриваться как своеобразный комплимент и в ситуации с Бродским, нужно полагать, дело именно таким.

Вероятно, поэт умел отыскать такие душевные струны, которые могли создать сокровенную мелодию, способную звучать по всей стране, намного лучше и звонче чем репродуктор в концлагере, радио на заводе и телевизор в доме приличного советского гражданина.

Стихотворение написано в 1958 году, оттепель только грядет, но к этому времени Бродский поездил в геологические экспедиции. Поэт проникся духом свободы и поиска истины.

Для того чтобы понять данное стихотворение, следует сначала разобраться в смысле названия. Кем являются пилигримы? Так называют религиозных паломников, которые ранее совершали без преувеличения героические переходы, для того чтобы достигнуть определенной святыни.

Бродский в свою очередь трактует термин в самом глобальном смысле, он говорит не про последователей определенной религии, но просто про тот род людей, которые всегда пребывают в поиске истины, всегда искренне стремятся к высшим субстанциям и честному пониманию себя и мира, непрестанно служат высшим идеалам и человечеству. Дело, нужно сказать, неблагодарное и поэт резюмирует именно этим.

И, значит, не будет толка

от веры в себя да в Бога.

… И, значит, остались только

иллюзия и дорога.

Назвать такие выводы просто пессимистичными, означает даже как-то улучшить подлинное положение дел, ведь такие строчки о судьбе вечных искателей и отдающих себя ради истины людях являются невероятно трагичными, обреченными, они просто ужасающе точны и безжалостны, наполнены как бы тотальным трауром.

Тем не менее, Бродский даже не пытается предлагать какого-то решения. Он просто холодно и спокойно констатирует факт об этом мире, который останется лживым, но при этом останется и вечным, а тем кто несет хотя бы какую-то надежду на истину он не предложит ничего кроме забвения, голода и холода.

При этом между строк читается спокойное стоическое отношение к действительности, Бродский указывает в заключительных строках:

И быть над землёй закатам,

и быть над землёй рассветам.

Тем самым он говорит: так было всегда, да и будет всегда. Однако, именно понимание и стоицизм, которые не указываются прямо, но подразумеваются, и являются ответом.

Это интересно: Гайдар Аркадий — значимая фигура в литературе, советский писатель, автор детских книг, киносценарист, участвовал Гражданской и Великой Отечественной войнах.

Анализ стихотворения Иосифа Бродского «Пилигримы»

Вариант 1

И. Бродский – один из самых оригинальных и самобытных советских поэтов, насильственно высланный за границу. Его жизнь в Советском Союзе была мучительной, наполненной непониманием окружающих и преследованием властей. Причем свой индивидуальный протест поэт заявлял уже в самом раннем возрасте.

Даже критически относящиеся к его творчеству люди уважают его непоколебимость в отстаивании своих убеждений. Очень характерно выглядит стихотворение «Пилигримы», написанное Бродским в возрасте 18 лет (1958 г.).

Произведение совершенно не укладывалось в рамки советской идеологии. Особенно настораживало то, что оно было написано очень молодым человеком. В СССР было принято воспевать героев эпохи, которые, не щадя жизни приближают человечество к счастливому будущему. Молодые люди были обязаны стремиться к подвигу, к служению высшей идее, под которой подразумевалось строительство коммунизма.

Произведение Бродского ни к чему не призывает. Его главные герои – пилигримы, то есть простые странники, которые не приносят никакой пользы. Они несут в себе пессимизм и разочарование в мире.

Советская идеология вообще признавала символизм, как упадочное течение. Пилигримы у Бродского – не какие-то реальные люди, это символ странничества. Они медленно бредут по своим неведомым дорогам вне времени и пространства «Мимо ристалищ, капищ, мимо храмов и баров…», «мимо Мекки и Рима».

Автор подчеркивает, что достижения человечества, главные центры величия и культуры – просто пыль под ногами вечных скитальцев. Бесконечное странствие сделало их нищими и оборванными, они воплощают в себе все страдания и горести мира. На их пути рождаются и повергаются в прах империи, но ничто не способно их остановить.

Важная мысль автора – вечное странствие убедило пилигримов, что мир не меняется. Все происходящие в нем великие события имеют значение только для непосредственных участников. Пилигримы видят мир со стороны и отмечают его главные не меняющиеся качества – лживость и вечность. Это приводит их к познанию того, что нет никакого смысла ни в вере в самого себя, ни в Бога. Остаются лишь две неизменных составляющих мира: человеческая иллюзия, как вера в счастливое будущее, и дорога вечных странников.

Последние строки еще больше подчеркивают пессимизм автора. Солдаты, воюющие за высшие цели, служат всего лишь удобрением для земли, а поэты, воспевающие эти идеалы, просто одобряют эти бессмысленные жертвы.

Стихотворение «Пилигримы» является пророческим предсказанием Бродского о своей судьбе. Он покинул свою страну, но и на Западе не чувствовал себя как дома. У Бродского отсутствовало чувство Родины, он всегда ощущал себя вечным странником.

Читайте также: Анализ стихотворения «Тучки небесные» М. Ю. Лермонтова.

Вариант 2

Жизнь Иосифа Бродского была полна трагических моментов. Родившись в интеллигентной семье, он попал под негласную разнарядку об ущемлении прав евреев, поэтому не смог стать моряком, как того хотел. Свой трудовой путь 16-летний Бродский начал учеником мастера на ленинградском заводе, после было увлечение геологией и длительные экспедиции в различные уголки Советского Союза.

Возможно, романтика путешествий и пробудила в молодом человеке тягу к поэзии. Но стихи Бродского были весьма нетипичными и нестандартными. В них отсутствовал, как тогда выражались, идеологический стержень. Именно по этой причине юный поэт сперва попал в зону внимания сотрудников КГБ, а после и вовсе был выслан из страны.

Действительно, стихи Бродского не вписывались в общее представление о построении счастливого коммунистического общества. Многим героям его произведений попросту не было места в стране, где восторжествовала революция. В частности, одним из первых стихотворений, которое насторожило власть имущих, стало произведение под названием «Пилигримы», написанной в 1958 году.

Скитальцев, которые лишь то и делают, что «идут по земле», в СССР по определению быть просто не могло. Ведь они очень сильно напоминают юродивых – людей, которых на России испокон веков не только уважали, но и боялись, считая прозорливыми. Однако в век победы материализма над религией о подобных людях не принято было говорить вслух и, уж тем более, посвящать им стихи. Да и как главными героями произведения могут быть люди, которые «горбаты, голодны, полуодеты», и при этом подпадающие под категорию тунеядцев?

Духовный смысл произведений юного Бродского был полностью скрыт от многих его соотечественников, которым сложно было понять, что представляют собой люди, если «глаза их полны заката, сердца их полны рассвета». Тем более, непостижимы для них были строки о том, что за собой пилигримы оставляют мир, который бесконечно долго будет «ослепительно снежным». Между тем, речь идет от тех самых старцах-странниках, которые своими молитвами спасали не только Россию.

И не важно, какую именно религию они исповедовали, ведь им удавалось сохранять хрупкое равновесие Вселенной, которая готова было взорваться новыми войнами и катаклизмами. Конечно, Бродский знал о том, что даже спустя 100 лет в мире ничего не изменится, на земле по-прежнему будут гибнуть люди, и их смертям будет найдено оправдание.

«Удобрить ее солдатам, одобрить ее поэтам», — так отзывается о будущем поэт. Однако он знает, что все могло быть гораздо хуже, если бы не было пилигримов – этих вечных странников с душами младенцев и мудростью стариков.

Естественно, что с подобными взглядами, которые не вписывались в идеологию советского общества, Иосиф Бродский был попросту обречен на аутсайдерство. Ведь своими стихами он не только подрывал устои социалистического строя, но и вносил смуту в умы и сердца людей, которые интуитивно чувствовали внутреннюю силу его произведений. Поэтому неудивительно, что сам Бродский сравнивает себя с пилигримами.

Он словно бы предчувствует, что его жизнь также будет полна скитаний по чужим странам, и ему выпадет весьма непростая доля – нести крест поэта, которого никто не хочет считать пророком в собственном отечестве.

Бродский не пытается постичь этот мир, хотя для 18-летнего юноши подобное стихотворение можно воспринимать, как некое духовное прозрение. Но между строк улавливается некая обреченность, так как начинающий поэт знает – ему, как и всеми покинутым непонятым и непризнанным пилигримам, «остались только иллюзия и дорога».

Это интересно: Краткое содержание повести «Понедельник начинается в субботу» читать братьев Стругацких.

Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

восемнадцать − одиннадцать =