Анализ стихотворения «Шестое чувство» Гумилёва

Обладавший, как и многие талантливые поэты, даром предвидения, Николай Гумилёв посвятил этой способности стихотворение, которое назвал «Шестое чувство».

Анализ Шестое чувство Гумилёва

Сочинение и анализ «Шестое чувство» по плану покажет ученикам 11 класса, какие мысли поэт вложил в произведение и какие средства помогли ему реализовать художественный замысел. На уроке литературы этот разбор может быть использован в качестве основного или дополнительного материала.

Текст стихотворения «Шестое чувство»

Николай Гумилёв

Шестое чувство

Прекрасно в нас влюбленное вино

И добрый хлеб, что в печь для нас садится,

И женщина, которою дано,

Сперва измучившись, нам насладиться.

 

Но что нам делать с розовой зарей

Над холодеющими небесами,

Где тишина и неземной покой,

Что делать нам с бессмертными стихами?

 

Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.

Мгновение бежит неудержимо,

И мы ломаем руки, но опять

Осуждены идти всё мимо, мимо.

 

Как мальчик, игры позабыв свои,

Следит порой за девичьим купаньем

И, ничего не зная о любви,

Все ж мучится таинственным желаньем;

 

Как некогда в разросшихся хвощах

Ревела от сознания бессилья

Тварь скользкая, почуя на плечах

Еще не появившиеся крылья;

 

Так век за веком — скоро ли, Господь? —

Под скальпелем природы и искусства

Кричит наш дух, изнемогает плоть,

Рождая орган для шестого чувства.

1920 г.

Краткий анализ произведения

Николай Гумилев — великий русский поэт Серебряного века, который начал писать стихи еще с ранних лет. Достигнув совершеннолетия, поэту удалось издать свою первую книгу стихотворений.

  • История создания – написано стихотворение в 1920 году, а впервые напечатано уже в следующем, 1921‑м. Оно вошло в сборник “Огненный столп”.
  • Тема стихотворения – особенное чувство, которое необходимо просто человеку, а также художнику (автору, творцу) для постижения мира и выражения его красоты.
  • Композиция – это шестистрофное стихотворение по смыслу разделяется на три части, которые связаны общей идеей.
  • Жанр – философская элегия.
  • Стихотворный размер – пятистопный ямб; рифмовка перекрёстная..
  • Эпитеты – “влюблённое вино”, “добрый хлеб”, “розовая заря”, “холодеющие небеса”, “неземной покой”, “бессмертные стихи”, “таинственное желание”, “скользкая тварь”.
  • Метафоры – “под скальпелем природы и искусства”, “кричит дух, изнемогает плоть”, “мгновение бежит неудержимо”.
  • Сравнение – “как мальчик, следит”.

Писатель уподобляет уникальное дарование ангельским крыльям. Николай Степанович приходит к мысли, что ведет свое происхождение от богов. Дар предвидения зависит от чистоты души: светлая душа дает человеку возможность видеть то, что скрыто завесой судьбы.

Анализ стихотворения «Шестое чувство»

Н.С. Гумилёв в стихотворении «Шестое чувство», по-моему мнению, хотел указать на онтологическую невозможность восприятия человеком всей полноты окружающего мира. В произведении используются перекрестная рифма; мужская чередуется с женской.

Для более четкого понимания разберем его по строфам.

«Прекрасно в нас влюбленное вино, 

И добрый хлеб, что в печь для нас садится»

Здесь автор рисует образы насущных, но оттого не менее привлекательных, продуктов, подчеркивая их расположенность, предназначенность человеку через олицетворение – «Влюбленное вино», «Добрый хлеб что в печь для нас садится».

Этот прием, как мне кажется, используется для усиления антитезы между понятными для нас, а оттого и благосклонными, вещами и совершенно неясными, о которых речь пойдет во второй строфе.

«И женщина, которою дано,

 Сперва измучившись, нам насладиться.»

Здесь Гумилёв ставит доступную нам женщину в один ряд с вином и хлебом. Принципиально важно, на мой взгляд, что чтобы насладиться женщиной, изначально следует ей «Измучиться».

В этом и заключается отличие наслаждения ею от наслаждения вином или хлебом, так как последние изначально создавались людьми для человека, а женщина создавалась людьми, но не для человека, потому изначально представляется нам загадочной и неясной.

Однако, расположив её к себе, измучавшись, человек перестает воспринимать всю её загадочность и недоступность, а полученное наслаждение вполне обоснованно сравнивает с наслаждением от хлеба или вина.

Это, как я считаю, одна из самых интересных мыслей стихотворения.

«Но что нам делать с розовой зарей, 

Над холодеющими небесами, 

Где тишина и неземной покой, 

Что делать нам с бессмертными стихами?»

Здесь прослеживается явная антитеза между ясными аспектами окружающего мира: хлебом, вином, доступной женщиной и таинственными: зарей, небесами и стихами. Сущность таких явлений для человека непонятна, он, как и автор, будто обращается к небу, говоря

«Что делать нам со всем этим?». 

«Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать. 

Мгновение бежит неудержимо, 

И мы ломаем руки, но опять, 

Осуждены идти всё мимо, мимо.»

Здесь Гумилёв подходит к главной теме: человеку нечем воспринимать вещи, суть которых ему неясна. Наблюдая за розовой зарей, человек не может уловить всей полноты данного мгновения. А оно просто проходит, оставляя его наедине с осознанием своей ничтожности.

«Как мальчик, игры позабыв свои, 

Следит порой за девичьим купаньем 

И, ничего не зная о любви, 

Все ж мучится таинственным желаньем;»

Здесь Гумилёв очень точно сравнивает представления человека о неясных ему явлениях с представлениями маленького мальчика любви. Он, конечно, может попытаться вообразить себе, что это такое, но представления его будут глупы и наивны.

«Как некогда в разросшихся хвощах, 

Ревела от сознания бессилья, 

Тварь скользкая, почуя на плечах, 

Еще не появившиеся крылья;»

Здесь автор второй раз подряд подбирает точное сравнение: в своем бессилии перед прекрасным человек подобен гусенице. Он лелеет надежду на осмысление высоких материй, словно гусеница надежду на появление у нее крыльев.

Из этого же образа мы понимаем, что Гумилёв считает вопросом времени способность осмысления природы прекрасного, ровно, как и вопрос времени превращение гусеницы в бабочку.

«Так век за веком — скоро ли, Господь? – 

Под скальпелем природы и искусства 

Кричит наш дух, изнемогает плоть,

Рождая орган для шестого чувства.»

Кульминация стихотворения подтверждает изложенную мной в комментариях к прошлой строфе мысль и открывает перед нами еще одну важную деталь.

Природа прекрасного есть Бог, который наблюдает за человеком, как лечащий врач за больным, и ведёт диалог по средствам природы и искусства. Человек же постоянно движется к осознанию божественного – «Рождая орган для шестого чувства».

Подробный анализ стихотворения

История создания

Стихотворение “Шестое чувство” написано Гумилёвым в 1920 году, за год до его расстрела большевиками. Но в нём нет никакой мистики и пророчеств, оно содержит размышления о том, что же такое это особенное, шестое, чувство, которым необходимо обладать человеку, и какова его природа.

Напечатано произведение в последнем прижизненном сборнике Гумилёва “Огненный столп” (1921).

Тема

Как и всякого творческого человека, Николая Степановича всегда волновала тема восприятия прекрасного. В этом стихотворении он высказывает мысль о том, что у человека развита некая способность, которая помогает ему видеть, осознавать красоту мира. И хотя люди не всегда понимают его природу, отрицать существование такого чувства глупо и бессмысленно.

Композиция

Трёхчастная композиция этого стихотворения отличается классической структурой: зачин, основная идея и вывод. В первой части (первая строфа) поэт говорит о том, что человеку легко оценить простые и понятные вещи – добрый хлеб, хорошее вино, красоту женщины.

Вторая часть раскрывает смысл стихотворения: автор рассуждает о том, что есть вещи, которые невозможно познать при помощи привычных пяти чувств. Это прелесть мира, быстротечность времени. Он сравнивает ощущения от них с чувствами ребёнка, который смотрит на купающихся обнажённых девушек и испытывает желание, не понимая его природы.

Гумилёв рисует метафорический образ рождённого ползать доисторического существа, которое чувствует прорастание пока несуществующих крыльев. Это начало длительного процесса одухотворения.

И в последней части – это завершающая строфа – говорится о том, что человек подобен такой твари: он в муках рождает орган, который поможет ему не только пользоваться простыми, бытовыми предметами, а воспринимать и создавать прекрасное. Таков основной смысл концовки.

Жанр

Поэт создал отточенный образец философской лирики, основанный на античных диалогах Платона о природе прекрасного. По жанру это элегия. Стихотворение написано пятистопным ямбом. Использованные автором пиррихии облачают сложную по своей природе мысль в относительно простую, приближенную к разговорной форму.

Средства выразительности

Следуя заветам акмеизма, чтобы точнее передать основную мысль, Гумилёв наполнил стихотворение тропами, которые метафорически соотносят сложные философские понятия с простыми предметами и вещами.

  • Эпитеты – “влюблённое вино”, “добрый хлеб”, “розовая заря”, “холодеющие небеса”, “неземной покой”, “бессмертные стихи”, “таинственное желание”, “скользкая тварь”.
  • Метафоры – “под скальпелем природы и искусства”, “кричит дух, изнемогает плоть”, “мгновение бежит неудержимо”.
  • Сравнение – “как мальчик, следит”.

Сочинение о стихотворении Шестое чувство

Талантливый поэт обладал уникальным даром предвидения. В одном из своих произведений ему удалось очень точно описать свою смерть и убийцу. Николай не знал конкретного дня, но чувствовал, что это произойдет в скором времени.

Своему дару Гумилев и посвятил знаменитое стихотворение «Шестое чувство». Поэт написал его в 1920 году. Произведение не содержит каких-нибудь таинственных пророчеств. В нем автор пытается для себя понять, что такое шестое чувство.

В произведении поэт рассматривает разные стороны жизни человека, при этом подчеркивает, что прежде всего люди стремятся обзавестись материальными благами, которые можно потратить на другие радости жизни.

Намного сложнее обстоит дело с духовными ценностями, ведь с ними ничего нельзя сделать. В своем стихотворении Гумилев приходит к мысли, что уметь наслаждаться прекрасным и довольствоваться им — это великое умение, способствующее развитию пяти главных чувств. Но также это наделяет даром предвидения.

Гумилев сравнивает свой дар с крыльями ангела, так как уверен, что у него божественное происхождение. Чем чище и светлее у человека душа, тем ему проще разглядеть то, что скрывает судьба. Также поэт отмечает, что этот дар может появиться и у человека, у которого нет высоких моральных качеств.

Автор считает, что процесс обретения дара занимает много времени, к тому же он болезненный. В произведении процесс сравнивается с операцией, благодаря которой человек начинает видеть будущее. Но для автора этот дар весьма обременительный, из-за него страдает душа и тело.

Согласно воспоминаниям близких и знакомых, поэт очень сильно страдал от дара предвидения. Зная о событиях, которые произойдут, Николай не мог на них повлиять. К тому же известно о его трагической любви к Анне Ахматовой.

Возлюбленную поэт считал порождением темных сил. Свою жену он называл колдуньей. Из-за этого пытался покончить жизнь самоубийством, чтобы это все прекратилось. Поэт знал, что не сможет жить без любимой женщины, но в то же время он был уверен в том, что если она станет его супругой, то его жизнь будет ужасной.

Гумилев знал и желал своей смерти, так как был уверен, что долго не проживет. Именно шестое чувство подсказало ему это. Его расстреляли из-за любви через год, после написания стихотворения.

Читайте также: Анализ стихотворения «Заблудившийся трамвай» Н. Гумилева.

Гумилев – настоящий творческий человек. Творчество толкало поэта задумываться над вопросами восприятия красоты. Николай Степанович задавался вопросом о природе прекрасного. Поэт приходит к выводу, что люди обладают специальным чувством, воспринимающим красоту.

И это тоже шестое чувство. Проблема состоит в том, что человек не всегда способен осознать сущность этого дара. Неспособность людей воспринимать шестое чувство делает его глупым и бессмысленным.

Итоговая таблица рейтинга
Подробный анализ стихотворения
37
Анализ стихотворения «Шестое чувство» Гумилёва
0
Анализ стихотворения «Шестое чувство»
0
Сочинение о стихотворении Шестое чувство
0
Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

20 − 14 =