Анализ стиха «Вот уж вечер. Роса» Есенина

Стихотворение «Вот уж вечер. Роса» Есенин написал в подростковом возрасте – в 15 лет, но оно уже в полной мере демонстрирует его талант.

Анализ Вот уж вечер Роса Есенина

Сочинение, а также краткий и полный анализ «Вот уж вечер. Роса» можно использовать на уроке литературы в 8–9 классах, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.

Текст стихотворения «Вот уж вечер. Роса»

Сергей Есенин

Вот уж вечер. Роса

Вот уж вечер. Роса

Блестит на крапиве.

Я стою у дороги,

Прислонившись к иве.

 

От луны свет большой

Прямо на нашу крышу.

Где-то песнь соловья

Вдалеке я слышу.

 

Хорошо и тепло,

Как зимой у печки.

И березы стоят,

Как большие свечки.

 

И вдали за рекой,

Видно, за опушкой,

Сонный сторож стучит

Мертвой колотушкой.

1910 г.

Краткий анализ произведения

Стихотворение «Вот уж вечер. Роса…» является прекрасным примером пейзажной лирики, мастером которой являлся великий поэт. Тонко чувствуя природу, ее живое дыхание, он великолепно передавал свое видение на бумаге.

  • История создания – стихотворение написано в 1910 году, когда Есенину было 15 лет. Он считал его пробой пера, но всё же опубликовал, уже будучи зрелым поэтом.
  • Тема – тема родной природы.
  • Композиция – одночастная, это небольшая зарисовка, передающая ощущение лирического героя от наступившего вечера.
  • Жанр – лирическое стихотворение.
  • Стихотворный размер – двуударный дольник.
  • Эпитеты – “свет большой”, “большие свечки”, “сонный сторож”, “мёртвая колотушка”.
  • Сравнение – “как зимой у печки”, “как большие свечки“.

При прочтении чувствуется легкость и подъем. Образы живые и яркие. Художники отмечают, что стихи Есенина легко переносятся на холст. Пейзажи, при прочтении, рождаются как бы сами собой.

Анализ стиха «Вот уж вечер. Роса»

Благодаря одному из ранних стихотворений юного Сергея Есенина под названием «Вот уж вечер. Роса…», читатель узнает об истинном поэтическом мире будущего всемирно известного поэта. В нем раскрылись и глубина мыслей, и особое трепетное отношение к родным местам, природе, среди которой он рос.

Текст написан в 1810 году. Несмотря на столь ранний возраст создания произведения, становится понятно, насколько глубок его внутренний мир, который помог создать деревенский пейзаж и показать собственное восприятие окружающего мира деревни Константиновка, где и было оно написано.

Жанр, направление и размер. Каждая строка стиха представляет букет искренних чувств автора, их движение, связанное с любовью к родному краю. Пейзаж деревни вызывает в его душе бурю положительных эмоций. Все это говорит о том, что перед читателем представлено лирическое стихотворение.

Таким образом, несмотря на раннюю дату создания стихотворения, текст наполнен мудрость, зрелостью, свойственной не ученику, а талантливому мастеру слова. Поэтому можно смело говорить о реалистичности в изображении природы края, отношения Есенина к Новокрестьянской поэзии, в которой главное место уделялось любви к деревенской Руси.

Необыкновенное нежное звучание словам придает использование двуударных дольников, которые демонстрируют неравномерное звучание. В нем сохраняется четкость, однако заметно неравное количество безударных интервалов.

Образы и символы. Не случайно неоднократно звучала мысль о том, что после прочтения стихотворения можно нарисовать сюжет на полотне. С большой душевностью юный поэт передал свою любовь в нескольких строфах, подчеркнув, что образ родного дома занимает главное место в его жизни.

Упоминание о печи символизирует вечную память о родных местах, тепле и уюте. Береза рассматривается как символ принадлежности ко всему русскому. Благодаря этим составляющим складывается общая великолепная деревенская картина, без которой Есенин не представлял себя.

Темы и настроение. Стоя на одном месте, автор с удовольствием описывает все те детали окружающего его пейзажа, которые созерцает.

Это доставляет ему необыкновенное удовольствие, о чем говорит особое нежное отношение и к капельке росы, которая не остается без внимания, и привычному всем растению в виде крапивы, но также дорогому сердцу. Размах того, чем восхищается автор стихотворения, велик.

Он берет начало от обыденных явлений природы (роса) и достигает невидимых, но уловимых ухом деталей («песнь соловья»). Настроение наблюдателя проникнуто любовью к природе, родным местам, преданностью им, о чем говорит полное авторское удовлетворение.

Идея. Полное погружение в мир природы, прошлое говорит о том, что для автора человек и природа – единое целое, которая остается в сердцах людей навечно.

Среди средств художественной выразительности использованы сравнения берез со свечками, ощущение тепла и уюта с присутствием рядом затопленной печи. «Мертвая колотушка», «свет большой» — стали яркими эпитетами произведения.

Подробный анализ стихотворения

История создания

Сергей Есенин начал писать стихи довольно рано, но всегда считал их просто пробами пера. Став признанным поэтом, он практически не публиковал то, что было создано им в юношеские годы. Стихотворение “Вот уж вечер. Роса…” стало одним из немногих исключений.

Оно было написано в 1910 году, когда автору было пятнадцать лет. Но уже в столь раннем произведении прослеживаются черты, характерные для зрелой есенинской лирики: глубина мысли и конкретика образов.

Это произведение написано в Константинове, но поэт описывает не просто свою малую родину, а деревню вообще. При этом он романтизирует и идеализирует эту деревню; это показывает, что с самых ранних лет Есенин мог видеть прекрасное в самых обыденных вещах, в реалиях крестьянского быта.

Формально считаясь представителем новокрестьянских поэтов, он смотрит на мир как крестьянин, но его видение более глубокое и поэтичное.

Тема

Стихотворение посвящено родной природе, с которой Есенин сливается душой. Отсутствие динамичного сюжета и ярких эпитетов не мешает ему показывать её во всей красе: в этом произведении природа прекрасна по-своему: она живая и потому близкая.

Композиция

Композиционно это произведение очень простое: оно состоит из четырёх строф, которые описывают чувства, испытываемые лирическим героем при созерцании деревенского пейзажа.

  1. В первой строфе Есенин пишет о времени и месте действия, а также указывает на то, что лирический герой настроен спокойно и созерцательно: он прислонился к иве и наслаждается окружающим пейзажем.
  2. Вторая строфа описывает окружающий его мир – он видит луну, которая освещает крышу дома, и слышит пение соловья. Следует особо выделить, что пение это слышится где-то вдалеке. Таким образом поэт показывает, что лирический герой думает о большом мире – он ещё не видел его, но этот мир очень манит.
  3. Третья строфа наполнена сравнениями: Есенин говорит о тепле (что также указывает на время года, поскольку в средней полосе России по вечерам тепло только летом), сравнивая свои ощущения с теми, которые он испытывает, сидя зимой у растопленной печи. Особенно показательна вторая часть этой строфы, в которой явно прослеживаются народно-фольклорные мотивы: Есенин, который не был особенно религиозным человеком, сравнивает березы со свечами.
  4. Четвёртая строфа завершает произведение, и в ней поэт использует такой действенный приём как противопоставление. Если до сих пор всё, что он описывал, было живым, благодаря чему лирический герой не ощущал одиночества, то мёртвая колотушка сторожа является полной противоположностью природе. Этот образ использован в стихотворении для того, чтобы подчеркнуть мысль автора.

Использовав такой стихотворный размер, как двуударный дольник, Есенин подчеркнул народные мотивы написанного. Поэт просто описывает окружающий его пейзаж, передавая свои эмоции, так что форма идеально соответствует содержанию.

Жанр

Это лирическое стихотворение, в котором Есенин описывает мысли и чувства героя, связанные с родной природой. Как известно, поэт считал, что природа – это единственное, что есть совершенного в мире. На примере этого произведения можно понять, что это мнение сформировалось у него в достаточно раннем возрасте.

Средства выразительности

Для есенинской лирики раннего периода характерна простота в изложении мысли. На заре формирования своего творческого метода поэт использовал не так много выразительных средств, но каждое из них было уместно. Так, в стихотворении “Вот уже вечер. Роса…” употреблены следующие тропы:

  • Эпитеты – “свет большой”, “большие свечки”, “сонный сторож”, “мёртвая колотушка”.
  • Сравнения – “как зимой у печки”, “как большие свечки“.

С их помощью Есенин описывает тихий летний вечер и приятные чувства, которые охватили лирического героя.

Сочинение о стихе «Вот уж вечер. Роса»

Есенин был непревзойденным мастером

Сергей Есенин начал писать стихи очень рано, и в этом его поддерживала бабушка по материнской линии. Поэтому неудивительно, что в 15 лет он уже превратился в настоящего поэта, тонко чувствующего красоту окружающего мира и умевшего передать ее словами.

Простые пейзажные зарисовки, наполненные нежностью и душевным теплом, были найдены среди бумаг Есенина уже после его трагической гибели. Часть стихов поэт пытался опубликовать еще при жизни, но мало кто из редакторов литературных журналов в ту пору хотел связываться с подростком.

Между тем, именно к этому периоду творчества Есенина относится стихотворение «Вот уж вечер. Роса…». написанное в 1910 году. Написано оно было в Константиново за несколько лет до того, как Есенин перебрался в Москву.

Он не мечтал о славе и успехе, просто передавал словами то, что видит и чувствует. В итоге самый обычный вечер в селе вошел в историю русской литературы как образец великолепной пейзажной лирики, простой и лишенной напыщенности.

Автор рассказывает о том, что он стоит возле проселочной дороги, «прислонившись к иве» и наблюдает за тем, как на листьях крапивы появляются первые капельки росы, а свет от взошедшей луны падает на крышу дома.

«Где-то песнь соловья вдалеке я слышу». — отмечает поэт, и эта фраза словно бы вдыхает жизнь в умиротворенную картину, нарисованную им так искусно и легко. Есенин сравнивает березы с большими свечками и отмечает, что в этот летний вечер ему тепло и уютно, словно бы он находится на сельской печи.

Мир погрузился в сладкие грезы, и даже ветер не нарушает этой гармонии, которую под силу создать лишь природе. Продолжая вслушиваться в ночные звуки, поэт слышит, как где-то за рекой «сонный сторож стучит мертвой колотушкой». отпугивая непрошеных гостей.

От этой простой картины сельской жизни веет спокойствием и безмятежностью, однако поэт еще не подозревает, что очень скоро будет мечтать о том, чтобы вернуть прошлое. Оно будет ускользать от Есенина с поразительной скоростью, стирая в памяти любимые образы и воспоминания.

Лишь немногочисленные стихи, написанные в подростковом возрасте, станут своеобразным связующим звеном между юным поэтом и знаменитым Есениным, «певцом села», пьяницей и дебоширом.

Однако мало кто догадывался о том, что в душе этот человек до самой смерти оставался беззащитным подростком, который умел видеть прекрасное в солнечном закате и каплях росы на листьях жгучей крапивы.

Читайте также: Анализ стихотворения «О красном вечере задумалась дорога» С. Есенина.

Лишь немногочисленные стихи, написанные в подростковом возрасте, станут своеобразным связующим звеном между юным поэтом и знаменитым Есениным, «певцом села», пьяницей и дебоширом.

Однако мало кто догадывался о том, что в душе этот человек до самой смерти оставался беззащитным подростком, который умел видеть прекрасное в солнечном закате и каплях росы на листьях жгучей крапивы.

Итоговая таблица рейтинга
Краткий анализ произведения
96
Подробный анализ стихотворения
37
Анализ стиха «Вот уж вечер. Роса»
1
Сочинение о стихе «Вот уж вечер. Роса»
0
Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

четыре × три =