Анализ стихотворения «Юбилейное» Маяковского

Стихотворение «Юбилейное» Маяковского, написанное в 1924 году, действительно посвящено юбилею – но не его собственному, как можно было бы предположить, а пушкинскому – 125 лет со дня рождения великого русского поэта А. С. Пушкина.

Анализ стихотворения Юбилейное

Сочинение и краткий анализ «Юбилейное» покажет отношение футуриста к классической поэзии. Полный анализ можно использовать на уроке литературы в 8–9 классах, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.

Краткий анализ произведения

В 1912 году был издан манифест футуристов, который назывался «Пощечина общественному мнению». Его суть заключалась в том, что нынешняя классическая литература должна была стать “пылью времени”, а авторы должны найти новые идеи для реализации себя в творчестве, ведь старые никуда не годятся.

Маяковский также стал причастен к данному манифесту, подписав его. Но накануне 125-летия Александра Пушкина Владимир пишет стихотворение “Юбилейное”, где переосмысливает свои взгляды к русской поэзии того времени, говоря о том, что все же она не так плоха, как он говорил ранее.

  • История создания – стихотворение написано в 1924 году, накануне празднования 125-летия со дня рождения Пушкина.
  • Тема стихотворения – поэзия, которая помогает человеку выразить чувства и рассказать о прекрасном.
  • Композиция – одночастная: поэт говорит с другим поэтом.
  • Жанр – лирическое стихотворение.
  • Стихотворный размер – акцентный стих.
  • Эпитеты – “болтая свободно и раскованно”, “легкомысленная головенка”, “чёрная меланхолишка”.
  • Метафоры – “в щенка смиренном львенке”, “шкурой ревности медведь лежит когтист”, “жабры рифм топырит учащенно”, “поэтический песок”.
  • Сравнение – “будто бы вода”, “будто бы весна”.

В стихотворении объяснена роль поэзии в обществе, а все поэты условно разделены на тех, кто “в жизни был мастак “балалаечников”. Ключевой фразой стихотворения являются слова: “Я люблю вас, но живого, а не мумию”, в которой выражено истинное отношение поэта к А. С. Пушкину.

Анализ стихотворения «Юбилейное»

Поводом для создания стихотворения «Юбилейное» (1924) явилась 125‑я годовщина со дня рождения А.С. Пушкина. Произведение написано в форме разговора, беседы-исповеди.

К этой особой жанровой поэтической форме — «разговора», «беседы», «послания», «письма», «размышления», — существенно обновленной по сравнению с предшественниками — поэт стал обращаться особенно часто во второй половине 1920‑х годов.

Манера разговора с классиком в «Юбилейном» — не задиристая, но и не юбилейно- восхваляющая. Тон беседы вежливый, уважительный, искренний и непринужденный, иногда шутливый, с заметной долей самоиронии.

Время действия в стихотворении — ночь («В небе вон / луна / такая молодая…»), традиционная пора различных превращений и приключений. Это позволяет поэту реализовать фантастический сюжет встречи с живым Пушкиным.

Но Маяковский не совершает классического путешествия во времена своего собеседника, а наоборот, Пушкин перемещен им из XIX в XX век. Круг вопросов, по которым поэтам «при жизни» «сговориться б надо», достаточно широк, что рождает своего рода полисюжетность стихотворения.

Один из таких мотивов — мотив любви. Поэт заявляет, что он теперь свободен от любви и от плакатов. Шкурой ревности медведь лежит когтист. Лежащая «медвежья шкура» — это символ закончившейся, умершей любви.

Любви, которая в поэме «Про это» (1923) олицетворялась страдающим, ревнующим, живым медведем. Теперь это лишь мертвая шкура. Теперь все это в прошлом. Применительно к Пушкину при обсуждении любовной темы возникают имена и литературных героев — Онегина, Татьяны, Ольги, — и реальных «охотников до наших жен»: «Сукин сын Дантес! / Великосветский шкода…».

Другая сюжетная линия связана с разговором о славе, вечности, этическом бессмертии, о памятнике, монументе как олицетворении этого бессмертия:

Я люблю вас, но живого, а не мумию… 

Заложил бы динамиту — ну-ка, дрызнь! 

Ненавижу всяческую мертвечину!

Важнейшим видом преодоления смерти становится, по Маяковскому, книга. Книга, как одно из перевоплощений ее создателя, поэта-человека, во всей его духовной и физии- ческой «материальности». Книга обозначает жизнь поэта «после смерти».

В пространстве и времени библиотеки: 

После смерти нам стоять почти что рядом: 

вы на Пе, а я на эМ…

Установив рамки нового алфавита и поэтическую иерархию, начинающуюся именем Пушкина, Маяковский проводит шутливый смотр русской поэзии. При этом им оригинально обыгрываются говорящие за себя фамилии классиков и современников. Так рождаются остроты и каламбуры.

Державин осмысливается как законодатель эстетической власти и одновременно державный, государственный поэт. Некрасов — как опровержение собственной фамилии («он и в карты, / он и в стих, / и так / неплох на вид…»).

Надсон же отправляется «на Ща», по-видимому, потому, что навевает «сон» (такое олицетворение фамилии Надсона — с ударением на втором слоге — реализовано позднее, в пьесе «Клоп»: «…на сон не читайте Надсона и Жарова»).

Прямое отождествление фамилии и содержания, как ни то ни се, «морковный кофе», представлено поэтом Безыменским. В целом Маяковский жалуется Пушкину, что «чересчур / страна моя / поэтами нища», а от многих поэтов-современников «от зевоты / скулы / разворачивает аж!..».

Еще одна линия беседы — это определение места и участия живого классика Пушкина в поэтической жизни XX века. Ясно, что писать стилем и стихом Пушкина со всеми его особенностями в XX веке уже нельзя («Вам теперь / пришлось бы / бросить ямб картавый…»). Представляются устаревшими и многие пушкинские темы («…битвы революций / посерьезнее «Полтавы», / и любовь / пограндиознее / онегинской любви…»).

Но для Маяковского несомненна и современность классика, актуальность его творческого наследия («Были б живы — / стали бы / по Лефу соредактор…»; «Вы б смогли — / у вас / хороший слог…»). В конечном счете в художественном мире «Юбилейного» торжествует жизнь. Жизнь заявляет о себе самим фактом «существования» поэзии, которая неподвластна смерти.

С уходом Пушкина поэтическое слово не исчезло, поэзия не остановилась. Тайна же встречи Маяковского с живым Пушкиным рассеивается под воздействием дневного света: Ну, пора: рассвет лучища выкалил. Как бы милиционер разыскивать не стал. На Тверском бульваре очень к вам привыкли. Ну, давайте, подсажу на пьедестал.

Фабула стихотворения завершается событием, противоположным завязке сюжета. Вначале Пушкину помогали сойти с пьедестала («Я тащу вас… Стиснул? Больно? Извините, дорогой…»), что означало возвращение классика в жизнь без «хрестоматийного глянца».

В финале Пушкин «подсаживается» на пьедестал, но это пьедестал не «мумии», а живого классика.

Подробный анализ стихотворения

История создания

В 1912 году, подписывая манифест футуристов, Маяковский писал ”Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с Парохода Современности”.

Однако спустя 12 лет, в 1924 году, он говорит уже совсем по-другому. Накануне столетнего с четвертью века юбилея “солнца русской поэзии” он пишет “Юбилейное”. И хотя в этом произведении он ставит себя на равных с Александром Сергеевичем, по сравнению с содержанием манифеста это выглядит как пиетет.

Тема

Основная тема стихотворения – поэзия, её суть и смысл. Конечно, с собратом-поэтом Владимир Владимирович обсуждает не только её – он делится чувствами, говорит о своей жизни, показывает на прекрасную луну. Он исповедуется тому, кто наверняка понял бы его чувства.

Композиция

Маяковский создает композиционно цельный монолог: перескакивая с темы на тему, он всё же ведёт беседу с Пушкиным вокруг одной главной мысли о необходимости классической поэзии, которая помогает выражать чувства.

Он расставляет все акценты в своём отношении к поэту XIX века, он говорит о своём искреннем сожалении: как жаль, что они не могут по-настоящему побродить под луной и проговорить до утра обо всём на свете.

А так им приходится расставаться: Владимир Владимирович подсаживает Александра Сергеевича на пьедестал и завершает свой монолог рассуждением о вечности: он считает, что они двое точно останутся в народной памяти и перечисляет ещё нескольких поэтов, которые, по его мнению, этого достойны.

При этом завершается произведение жизнеутверждающей манифестно-плакатной фразой о том, что Маяковский ненавидит вечность и обожает жизнь.

Жанр

“Юбилейное” написано в жанре лирического стихотворения. Вступая в разговор с Пушкиным, он изливает ему душу, откровенно рассказывая о своих переживаниях, высказывая своё мнение о литературных веяниях и творчестве вообще.

Стихотворение написано акцентным стихом: стихосложение, основанное на (примерном) равенстве числа ударений в строке.

Средства выразительности

Поскольку Владимир Владимирович обращается к классической поэзии, в “Юбилейном” используются в основном классические тропы. Это такие средства выразительности, как:

  • Эпитеты – “болтая свободно и раскованно”, “легкомысленная головенка”, “чёрная меланхолишка”.
  • Метафоры – “в щенка смиренном львёнке”, “шкурой ревности медведь лежит когтист”, “жабры рифм топырит учащённо”, “поэтический песок”.
  • Сравнение – “будто бы вода”, “будто бы весна”.

По мнению героя стихотворения, Пушкин бы пришелся ко двору сейчас, в ХХ веке, ведь он, африканец, тоже бушевал при жизни, только на него “навели хрестоматийный глянец”, а он, герой, любит поэта “живого, а не мумию”.

По иронии судьбы, на самого Маяковского потом, в советское время, действительно наведут хрестоматийный глянец, и он превратится в мумию, точнее говоря, в живой памятник. Как напишет потом Марина Цветаева, “двенадцать лет подряд человек Маяковский убивал в себе Маяковского-поэта”.

Возможно, именно поэтому поэт с иронией пишет в конце, что хотя и полагается по чину ему памятник при жизни, но он “заложил бы динамиту – ну-ка, дрызнь!”, потому что “ненавидит всяческую мертвечину” и “обожает всяческую жизнь”.

Сочинение о стихотворении Юбилейное

На 125 годовщину рождения Пушкина А.С., В. Маяковский создает стихотворную работу «Юбилейное», в тексте которой он пытается выразить мысль о том, что русская поэзия имеет свои особенности и она не настолько плоха, как пытались описать ее футуристы.

Творческая работа была написана в форме обращения. Автор с Пушкиным, он словно ставит и себя, и его рядом, приравнивая их персоны. Он пишет о том, что Пушкин действительно обладал уникальным творческим даром и подарил русской литературе массу прекрасных, фундаментальных работ.

Стихотворение начинается с обращения Маяковского к Пушкину, к его памятнику. Он снимает его с установленного места и совершенно не для того, чтобы надругаться. Просто автор хочет поговорить с ним откровенно, душа в душу.

Маяковский замечает, что у них впереди вечность, что можно поболтать часок – другой. Это говорит о том, что поэт осознанно относит себя к числу классиков поэзии.

Маяковский в достаточно скрытой форме пытается извиниться перед гением литературы за тот манифест, который был создан уже после его смерти. Он признается, что освободил свою душу от идейности и от плакатов.

В душе Маяковский возмущается от тех стихотворных работ, которые написаны в обычном, ежедневном стиле. Он утверждает, что им совершенно не место в числе революционных работ. Автор строго и резко критикует Есенина, но, при этом же восхищается Некрасовым. Хотя, по сути, их работы весьма схожи.

К персоне самого Пушкина поэт относится с огромным уважением. Он сожалеет, что они не жили в одно время. Также, Маяковский говорит о том, что стихотворные работы и литературная деятельность могут достаточно серьезно влиять на окружающую действительность. Поэтому, поэзия должна издаваться с пользой, с нуждой.

В своих обращениях к Пушкину, Маяковский говорит о том, что и сам он не вечен, что скоро рядом будут памятники их стоять. И при этом, поэт пишет, что, по его мнению, нужно чтить еще живых людей, а не вспоминать про них только после смерти.

Последняя фраза стихотворной работы еще раз намекает на то, что поэзия должна быть актуальной и своевременной.

Читайте также: Анализ стихотворения «Послушайте В. В. Маяковского.

Это стихотворение по-новому открывает читателю личность Маяковского. В нем он предстает как предельно искренний человек, имеющий свои мечты и желания, волнующийся за свое дело. Он имеет ценности и верно их хранит.

Фактически исповедальный характер монолога, обращенного к Пушкину, показало настоящее отношение поэта к русскому гению. Это стихотворение признание в любви и вечном уважении Пушкину и созданному им наследию русской литературы.

Текст стихотворения «Юбилейное»

Владимир Маяковский

Юбилейное

Александр Сергеевич,

                разрешите представиться.

                                   Маяковский.

Дайте руку

          Вот грудная клетка.

                             Слушайте,

                               уже не стук, а стон;

тревожусь я о нем,

                 в щенка смиренном львенке.

Я никогда не знал,

                 что столько

                            тысяч тонн

в моей

      позорно легкомыслой головенке.

Я тащу вас.

           Удивляетесь, конечно?

Стиснул?

        Больно?

               Извините, дорогой.

У меня,

       да и у вас,

                  в запасе вечность.

Что нам

       потерять

               часок-другой?!

Будто бы вода –

                давайте

                       мчать, болтая,

будто бы весна –

                свободно

                        и раскованно!

В небе вон

          луна

              такая молодая,

что ее

      без спутников

                   и выпускать рискованно.

Я

 теперь

       свободен

               от любви

                       и от плакатов.

Шкурой

      ревности медведь

                      лежит когтист.

Можно

     убедиться,

              что земля поката,-

сядь

    на собственные ягодицы

                          и катись!

Нет,

    не навяжусь в меланхолишке черной,

да и разговаривать не хочется

                             ни с кем.

Только

      жабры рифм

                топырит учащенно

у таких, как мы,

                на поэтическом песке.

Вред – мечта,

            и бесполезно грезить,

надо

    весть

         служебную  нуду.

Но бывает –

           жизнь

                встает в другом разрезе,

и большое

         понимаешь

                  через ерунду.

Нами

    лирика

          в штыки

                 неоднократно атакована,

ищем речи

         точной

               и нагой.

Но поэзия –

           пресволочнейшая штуковина:

существует –

            и ни в зуб ногой.

Например,

         вот это –

                  говорится или блеется?

Синемордое,

           в оранжевых усах,

Навуходоносором

               библейцем –

“Коопсах”.

 Дайте нам стаканы!

                   знаю

                       способ старый

в горе

      дуть винище,

                  но смотрите –

                               из

выплывают

         Red и White Star’ы

с ворохом

         разнообразных  виз.

Мне приятно с вами,-

                    рад,

                       что вы у столика.

Муза это

        ловко

             за язык вас тянет.

Как это

       у вас

            говаривала Ольга?..

Да не Ольга!

            из письма

                     Онегина к Татьяне.

– Дескать,

         муж у вас

                 дурак

                      и старый мерин,

я люблю вас,

            будьте обязательно моя,

я сейчас же

           утром должен быть уверен,

что с вами днем увижусь я.-

Было всякое:

            и под окном стояние,

письма,

      тряски нервное желе.

Вот

   когда

        и горевать не в состоянии –

это,

    Александр  Сергеич,

                      много тяжелей.

Айда, Маяковский!

                 Маячь на юг!

Сердце

      рифмами вымучь –

вот

   и любви пришел каюк,

дорогой Владим Владимыч.

Нет,

    не старость этому имя!

Тушу

    вперед стремя,

я

 с удовольствием

                справлюсь с двоими,

а разозлить –

             и с тремя.

Говорят –

          я темой и‑н-д-и-в-и-д-у-а-л-е‑н!

Entre nous…

            чтоб цензор не нацыкал.

Передам вам –

             говорят –

                      видали

даже

    двух

        влюбленных членов ВЦИКа.

Вот –

     пустили сплетню,

                    тешат душу ею.

Александр Сергеич,

                 да не слушайте ж вы их!

Может,

     я

      один

          действительно жалею,

что сегодня

           нету вас в живых.

Мне

   при жизни

            с вами

                  сговориться б надо.

Скоро вот

         и я

            умру

                и буду нем.

После смерти

            нам

               стоять почти что рядом:

вы на Пе,

        а я

           на эМ.

Кто меж нами?

             с кем велите знаться?!

Чересчур

        страна моя

                  поэтами нища.

Между нами

          – вот беда –

                      позатесался Надсон

Мы попросим,

           чтоб его

                   куда-нибудь

                              на Ща!

А Некрасов

          Коля,

              сын покойного Алеши,-

он и в карты,

             он и в стих,

                         и так

                              неплох на вид.

Знаете его?

           вот он

                 мужик хороший.

Этот

    нам компания –

                  пускай стоит.

Что ж о современниках?!

Не просчитались бы,

                   за вас

                         полсотни отдав.

От зевоты

         скулы

              разворачивает аж!

Дорогойченко,

            Герасимов,

                     Кириллов,

                             Родов –

какой

     однаробразный пейзаж!

Ну Есенин,

          мужиковствующих свора.

Смех!

    Коровою

           в перчатках лаечных.

Раз послушаешь…

               но это ведь из хора!

Балалаечник!

Надо,

    чтоб поэт

             и в жизни был мастак.

Мы крепки,

         как спирт в полтавском штофе.

Ну, а что вот Безыменский?!

                          Так…

ничего…

        морковный кофе.

Правда,

      есть

          у нас

              Асеев

                   Колька.

Этот может.

          Хватка у него

                       моя.

Но ведь надо

            заработать сколько!

Маленькая,

         но семья.

Были б живы –

             стали бы

                     по Лефу соредактор.

Я бы

    и агитки

            вам доверить мог.

Раз бы показал:

              – вот так-то мол,

                               и так-то…

Вы б смогли –

             у вас

                  хороший слог.

Я дал бы вам

            жиркость

                    и сукна,

в рекламу б

           выдал

                гумских дам.

(Я даже

       ямбом подсюсюкнул,

чтоб только

           быть

               приятней вам.)

Вам теперь

          пришлось бы

                     бросить ямб картавый.

Нынче

     наши перья –

                 штык

                     да зубья вил,-

битвы революций

               посерьезнее “Полтавы”,

и любовь

        пограндиознее

                     онегинской любви.

Бойтесь пушкинистов.

                   Старомозгий Плюшкин,

перышко держа,

             полезет

                   с перержавленным.

– Тоже, мол,

           у лефов

                  появился

                          Пушкин.

Вот арап!

         а состязается –

                        с Державиным…

Я люблю вас,

            но живого,

                      а не мумию.

Навели

      хрестоматийный глянец.

Вы

  по-моему

          при жизни

                   – думаю –

тоже бушевали.

              Африканец!

Сукин сын Дантес!

                Великосветский шкода.

Мы б его спросили:

                  – А ваши кто родители?

Чем вы занимались

                до 17-го года? –

Только этого Дантеса бы и видели.

Впрочем,

        что ж болтанье!

                       Спиритизма вроде.

Так сказать,

            невольник чести…

                              пулею сражен…

Их

  и по сегодня

              много ходит –

всяческих

         охотников

                  до наших жен.

Хорошо у нас

            в Стране Советов.

Можно жить,

          работать можно дружно.

Только вот

          поэтов,

                к сожаленью, нету –

впрочем, может,

              это и не нужно.

Ну, пора:

         рассвет

                лучища выкалил.

Как бы

      милиционер

                разыскивать не стал.

На Тверском бульваре

                    очень к вам привыкли.

Ну, давайте,

           подсажу

                  на пьедестал.

Мне бы

      памятник при жизни

                       полагается по чину.

Заложил бы

          динамиту

                  – ну-ка,

                          дрызнь!

Ненавижу

        всяческую мертвечину!

Обожаю

      всяческую жизнь!

1924 г.

Итоговая таблица рейтинга
Краткий анализ произведения
96
Подробный анализ стихотворения
37
Анализ стихотворения «Юбилейное»
2
Сочинение о стихотворении Юбилейное
0
Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

19 + одиннадцать =