Анализ стихотворения «Я, отрок, зажигаю свечи» Блока

Любовь Менделеева, дочь ученого-химика с мировым именем и Александр Блок встретились впервые, еще будучи подростками. В 1903 году они вступили в брак. А за год до бракосочетания Блок создал и посвятил своей невесте стихотворение «Я, отрок, зажигаю свечи».

Анализ Я отрок зажигаю свечи Блока

Сочинение, а также краткий и полный анализ «Я, отрок, зажигаю свечи» можно использовать на уроке литературы в 8–9 классах, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.

Текст стиха «Я, отрок, зажигаю свечи»

Анна Ахматова

Я, отрок, зажигаю свечи

Имеющий невесту есть жених;

а друг жениха, стоящий и

внимающий ему, радостью

радуется, слыша голос жениха.

 От Иоанна, III, 29

 

Я, отрок, зажигаю свечи,

Огонь кадильный берегу.

Она без мысли и без речи

На том смеется берегу.

 

Люблю вечернее моленье

У Белой церкви над рекой,

Передзакатное селенье

И сумрак мутно-голубой.

 

Покорный ласковому взгляду,

Любуюсь тайной красоты,

И за церковную ограду

Бросаю белые цветы.

 

Падет туманная завеса.

Жених сойдет из алтаря.

И от вершин зубчатых леса

Забрежжит брачная заря.

1902 г.

Краткий анализ произведения

В стихотворении Александра Александровича Блока “Я, отрок, зажигаю свечи…” поэт пишет о любви, нематериальной, символичной, как и в других своих произведениях.

Говоря от имени лирического героя, на самом деле поэт передаёт личное невероятно нежное отношение, своё покорное поклонение Женщине.

Удивительным образом автор рисует её чистый образ, который мы скорее чувствуем, чем видим: невидимая героиня Блока “без мысли и без речи” смеётся где-то там, “на том берегу”, её окружает дымка — “передзакатное селенье и сумрак мутно-голубой”, и “туманная завеса”, у его героини ласковый взгляд, её красота окружена тайной и белым цветом — это и белые свечи, и белая церковь, и белые цветы.

Конечно, здесь не случаен именно белый цвет: это — олицетворение и чистоты, и непорочности, и веры в Бога, на одном уровне с которым стоит и героиня стихотворения, перед которой автор зажигает свечи, вроде бы не надеясь на встречу.

Но тут же поэт достаточно уверенно говорит о будущем браке, упоминая в самом конце произведения и о том, что “жених сойдёт из алтаря”, и что “от вершин зубчатых леса забрезжит брачная заря”.

Анализ стиха «Я, отрок, зажигаю свечи»

Встреча семнадцатилетнего Александра Блока с шестнадцатилетней Любовью Менделеевой, произошедшая в 1898 году, навсегда изменила жизнь обоих.

Молодой поэт влюбился практически с первого взгляда, дочь знаменитого химика сперва не хотела иметь с ним ничего общего, считая «позером с повадками фата». Затем она уступила, но роман оказался краткосрочным.

Чувства Блока к Менделеевой в полной мере отразились в цикле «Стихи о Прекрасной Даме», в который входит стихотворение «Я, отрок, зажигаю свечи…», написанное в июле 1902 года. В это время поэт увлекался мистицизмом, философией Соловьева, вследствие чего сильно идеализировал образ любимой девушки.

Рациональная и трезво мыслящая Менделеева идей своего поклонника не разделяла, то отдаляясь от него, то становясь ближе. Тем не менее, полный мучений роман в 1903 году привел к бракосочетанию.

В стихотворении отражено преданное поклонение лирического героя Ее образу – чистому, прекрасному, женственному, вечному. Важное место здесь отведено белому (цветы, церковь).

По воспоминаниям Сергея Соловьева, Любви Менделеевой, обладательнице «древнерусской» и «тициановской» красоты, особенно шел белый цвет в одежде, хотя хороша она была также и в ярко-красном. Есть и еще один момент. Белый цвет олицетворяет чистоту, непорочность, веру.

Любовь, как и в других стихотворениях Блока, предстает символом. Поэтому нематериален Ее образ в стихотворении, поэтому лирическому герою никогда с ней не встретится:

Она без мысли и без речи

На том смеется берегу.

Присутствуют в стихотворении и христианские мотивы. Особого внимания заслуживает эпиграф, предпосланный Блоком. Взят он из Евангелия от Иоанна (III, 29) и воспроизводит слова Иоанна Крестителя, ближайшего предшественника Иисуса Христа, процитированные Иоанном Богословом.

По мнению православных христиан, в этой фразе заключает зерно повествования, разворачивающегося в Апокалипсисе, книге, настроения и образы которой не раз появляются в творчестве Блока. Поэт воспринимает труд Иоанна Богослова как рассказ о тяжелом пути, что проходит мир, дабы освободиться от скверны, а не как историю о конце света.

«Я, отрок, зажигаю свечи…» можно весьма условно считать своеобразным пророчеством Блока. В последнем четверостишии он говорит о браке, до которого на момент написания стихотворения оставалось немногим больше года.

Подробный анализ стихотворения

История создания

Стихотворение А. Блока «Я, отрок, зажигаю свечи» было написано летом 1902 года, когда поэт увлекался мистицизмом и философией. Данное произведение входит в цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Чувства, испытываемые в Любови Менделеевой, Блок выразил в этом стихотворении.

Композиция такова:

стихотворение четко разделено на четыре одинаковые строфы. В первой строфе поэт показывает нам лирического героя, который зажигает свечи, и женский образ, смеющийся на противоположном берегу реки.

Во втором четверостишье Блок рисует вечерний пейзаж: предзакатное небо, белая церковь, мутно-голубая река. В третьей строфе герой любуется Ее ярким образом, на фоне которого природа блекнет, поклоняется ей, бросая белые цветы за ограду.

В четвертом же четверостишье настает рассвет на фоне туманной завесы. В «Я, отрок, зажигаю свечи» читателю представлен образ лирического героя, его внутренне состояние: он поклоняется светлому женственному образу.

Этот женский образ недосягаем для героя, однако на протяжении всего стихотворения он не перестает любоваться и восхищаться ним.

Художественные средства

В произведении преобладает мотив сна, который передается через неяркие размытые образы. Это создает таинственное мистическое ощущение. В произведении большую роль играет цветопись. Символика белого цвета в стихотворении не случайна.

Эпитеты цвета («белая церковь», «сумрак мутно-голубой», «белые цветы») олицетворяют непорочность и чистоту женского образа, перед которым преклоняется герой. В христианской символике белый цвет означает веру в силы Бога.

Главная героиня – недосягаемый, нематериальный образ. Любовь лирического героя к ней – всего лишь символ, который не воплощен в реальность, он доступен лишь душе и чувствам. Она принадлежит неземному, идеальному миру, поэтому лирический герой не встретит Ее никогда.

В стихотворении поэт использовал ассонанс. Звуки «о», а», «е» придают стихотворению особое распевное и мелодичное звучание. Они передают мягкость, женственность и красоту главной героине.

«Я, отрок, зажигаю свечи…» — это отклик на философское учение о Душе Мира, которым увлекался поэт, воплощение идей Соловьева о сочетании материального и духовного через систему символов, о «двоемирии».

Сочинение о стихе Я, отрок, зажигаю свечи

Стихотворение А. А. Блока “Я отрок, зажигаю свечи…”   было написано 7 июля 1902 года. В стихотворении присутствует загадочная атмосфера (“любуюсь тайной красоты”). Автор не изображает читателям облик Прекрасной Дамы, мы можем ее только представлять: “Она без мысли и без речи на том смеётся берегу…”.

Образ природы помогает восприятию образа девушки, например, “сумрак мутно-голубой” указывает на чистоту души и непорочность девушки и “белые цветы” также являются символом чистоты и нежности, и искренней любви.

Лирический герой восхищен таинством обряда и любуется загадочностью происходящего. Он любуется чистым, возвышенным, лишенного пошлости образом, идеализирует духовную красоту девушки.

Такие церковные предметы как свечи, кадильный огонь, белая церковь, церковная ограда, алтарь помогают проникнуть в суть таинства обряда, любуясь великолепием обряда, пришедшего к нам из веков.

Глаголы, определяющие эмоциональное состояние лирического героя это “зажигало свечи” (одухотворенность его состояния), “люблю”, “любуюсь”, “бросаю цветы” (это состояние восхищения).

Это еще одно стихотворение Блока, которое характеризует его жизненную позицию и мечты, которые проникнуты душевным спокойствием, благоговением перед красотой и неизвестностью, которую скрывает “туманная завеса”.

В стихотворении используются такие художественно-выразительные средства как эпитеты: “передзакатное селенье”, “туманная завеса” и др. Эти характерно-выразительные средства помогают прочувствовать настроение стихотворения: лёгкое и возвышенное.

Читайте также: Анализ стихотворения «Мы встречались с тобой на закате» А. Блока.

Стихи «Я, отрок, зажигаю свечи» наполнены символикой цвета, атрибутами таинства предстоящего венчания: зажженные свечи, алтарь, церковная ограда, белая церковь, цветы как символ чистоты и веры. Они передают предвосхищение события, чувство любви поэта к своей избраннице.

Итоговая таблица рейтинга
Краткий анализ произведения
96
Подробный анализ стихотворения
37
Сочинение о стихе Я, отрок, зажигаю свечи
1
Анализ стиха «Я, отрок, зажигаю свечи»
0
Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

3 × один =