Даниил Александрович Гранин: солдат и писатель

Даниил Гранин (биография ниже) — советский и российский писатель, киносценарист, общественный деятель. Участник Великой Отечественной войны. Герой Социалистического Труда. Лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии РФ, премии Президента РФ и премии Правительства РФ.

Даниил Александрович Гранин: солдат и писатель

Краткая биография – Гранин Даниил

Вариант 1

Гранин Даниил Александрович – известный русский писатель, родившийся 1 января 1918 года в селе Волынь. Его настоящая фамилия – Герман. Вырос в семье лесника. Обучался на электромеханическом факультете. В 1941 году ушел на фронт. В послевоенное время поступил в аспирантуру, позже работал в Ленэнерго.

Творчество Гранина начинается с 1937 года, он пишет первые рассказы «Возвращение Рульяка» и «Родина». Главной темой писателя была романтика и риск в научном поиске. Наглядным примером является «Вариант второй» (1949), который обозначил важность нового этапа Гранина в научном мире.

В рассказе «Собственное мнение» (1956) и романе «После свадьбы» (1958) акцентирует особенное внимание на свободе и самовыражении в борьбе с авторитарной властью. Он хотел объединить духовность и труд героя в процессе его становления. В своих произведениях Гранин изображает постепенный процесс подлости людей, которая затмевает мировоззрение каждой личности.

Огромным событием в обществе являлся выход документального труда Гранина «Блокадная книга» (1977 – 1981), в которой излагались мысли о цене жизни человека. Философская проза Гранина обладает как публицистичностью, так и языковой энергией письма.

Авантюрно-детективный характер также преобладает в творчестве Гранина. Такие новые грани писателя раскрываются в романе «Бегство в Россию» (1994). Даниил Гранин является автором большого количества работ публицистического характера. Творчество Гранина высоко ценится и в сегодняшние дни читателями. Благодаря его творчеству, были сняты 11 фильмов.

Вариант 2

Гранин (настоящая фамилия — Герман) Даниил Александрович (р. 1918), прозаик. Родился 1 января в городе Волынь в семье лесника. После окончания школы поступил на электромеханический факультет Ленинградского политехнического института, который окончил в 1940. Работал старшим инженером энерголаборатории, затем в конструкторском бюро Кировского завода, где “начал конструировать прибор для отыскания мест повреждения в кабелях”.

В 1941 с народным ополчением заводчан ушел солдатом-добровольцем защищать Ленинград. Воевал на Прибалтийском фронте. Закончил войну в Восточной Пруссии командиром роты тяжелых танков.

После войны работал в Ленэнерго восстанавливая разрушенное в блокаду энергетическое хозяйство города. Затем недолго трудился в НИИ и учился в аспирантуре политехнического института, которую оставил в 1954 после выхода в свет романа “Искатели”, принесшего Гранину громкий успех.

Затем последовали романы “После свадьбы” (1958) и “Иду на грозу” (1961). Убедительно отстаивая достоинство науки, талант ученого, Гранин сосредоточивает внимание на нравственных основаниях научного творчества, поэтизирует бескорыстие героев, одержимых поиском. “Иду на грозу” продолжает тему “Искателей”.

Была написана целая серия документальных произведений об ученых: о русском физике, о французском математике, об академике Курчатове. “… чем выше научный престиж, тем интереснее нравственный уровень ученого…” — тема, интересующая Гранина всегда.

В 1980 выходит роман “Картина”, вновь заставившая говорить о писателе, о его таланте создавать прозу высокого интеллектуального уровня. В это же время была написана “Блокадная книга” в соавторстве с А.Адамовичем. В 1984 — повесть “Еще заметен след”.

Документальная повесть “Зубр” появилась в 1987 продолжая все ту же тему одержимости ученого (судьба ученого-генетика Н.Тимофеева-Ресовского) правды научного творчества.

В 1996 в журнале “Нева” публикуется сери рассказов Гранина — “Затмение”, “У окна”, “Дилемма”, “Пепел”. В 1997 — эссе “Страх” (генеалогия страха). В журнале “Наука и жизнь” начала печататься только что законченный роман о Петре 1 Д. Гранин живет и работает в Москве.

Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Вариант 3

Видный рус. сов. прозаик, киносценарист, более известный произв. др. жанров, один из ведущих мастеров сов. лит-ры 1950–80‑х гг. Род. в с. Волынь (ныне — Курской обл.), окончил Ленингр. (ныне — СПБ) политех. ин‑т, работал инженером на ленингр. Кировском заводе; в нач. Великой Отечественной войны ушел добровольцем на фронт, пройдя путь от рядового до командира танковой роты, после демобилизации работал в Ленэнерго и НИИ, поступил в аспирантуру Ленингр. политех. ин-та, но не закончил ее, полностью переключившись на лит. деятельность. Печататься начал с 1949 г. Чл. СП. Лауреат Гос. премии СССР (1978). Живет в СПБ.

Широкую известность принес Г. нефантаст. роман «Иду на грозу» (1962), посвященный работавшим «на грани фантастики» ученым — физикам и отражавший (в более широком плане) характерный для 1960‑х гг. оптимизм в отношении науки, начавшей избавляться от идеологических шор (гонения на генетику, кибернетику и т. п.).

Однако единственным обращением видного прозаика к НФ остался заметный для своего времени р‑з «Место для памятника» (1966), в центре к‑рого — драматический конфликт гениального ученого, открывшего возможность получать информацию из будущего (с помощью получения сверхпроводимости при комнатной температуре), и бюрократа, пытающегся это будущее «не допустить».

Полная биография — Гранин Даниил

Даниил Александрович Гранин (настоящая фамилия — Ге́рман; 1 января 1919, Курская губерния, РСФСР — 4 июля 2017, Санкт-Петербург, Россия) — советский и российский писатель, киносценарист, общественный деятель. Участник Великой Отечественной войны. Герой Социалистического Труда (1989). Лауреат Государственной премии СССР (1976), Государственной премии РФ (2001, 2016), премии Президента РФ (1998) и премии Правительства РФ (2014). Почётный гражданин Санкт-Петербурга (2005).

Довоенное время

Во всех своих ранних автобиографиях Д. А. Герман (Гранин) указывал датой рождения 1 января 1918 года, а местом — город Волынь Курской губернии. Однако такого города в Курской области нет, есть село Волынка Рыльского района. Отец будущего писателя Александр Данилович Герман служил приказчиком по лесной части у разных хозяев, а с 5 марта 1918 года работал десятником по лесозаготовкам при Петроградском гороткомхозе, мать Анна Захарьевна (в некоторых источниках её называют Анной Бакировной) была домохозяйкой.

В 1935 году Д. Герман окончил 10 классов 15‑й средней школы Смольнинского района гор. Ленинграда на Моховой ул., 33. Полгода работал шофёром, а затем поступил в Ленинградский электротехнический институт им. Ульянова-Ленина на специальность «электрические станции». Однако к четвёртому курсу (сентябрь 1938 г.) эту специальность в институте ликвидировали, и Герман перевёлся на 4‑й курс Ленинградского индустриального института (с 1940 г. Ленинградский политехнический институт, ЛПИ).

Его он окончил 23 июня 1940 года по специальности «гидроэлектрические станции», с квалификацией инженера-электрика, и получил распределение на Свирскую ГЭС № 9. Но по распределению не поехал, устроившись на Кировский завод старшим инженером экспериментальной группы электросилового цеха. Был избран заместителем секретаря комитета комсомола, выступал со статьями на страницах многотиражки. Одновременно учился в заочной аспирантуре ЛПИ.

Военные годы

Незадолго до начала войны, 5 июня 1941 г., Герман подал заявление на вступление в кандидаты ВКП(б), а 5 июля 1941 г. был принят в партию решением общего собрания парторганизации электросилового цеха (при этом в наградном листе указывалось, что является членом ВКП(б) с 1940 года).

В июле 1941 года Д. Герман добровольно вступил в ряды формируемой 1‑й Ленинградской стрелковой дивизии народного ополчения и был назначен инструктором по комсомолу политотдела дивизии в звании старшего политрука. Первые бои дивизия приняла 11 июля 1941 года. Незадолго до смерти Гранин в интервью изданию «Фонтанка» утверждал, что в Красную армию он записался добровольцем, поступил в ряды действующей армии рядовым, а поскольку был при политотделе, его считали политруком.

Во время отступления начального периода войны Гранину (с его слов) пришлось некоторое время командовать 347‑м стрелковым полком в составе дивизии, заменив полковника И. И. Лебединского, получившего тяжёлое ранение, однако через два дня покинул линию фронта вместе с подчинёнными, описав это так: «17 сентября 41-го мы просто ушли в Ленинград с позиций с мыслью: „Всё рухнуло!“ Я, помню, сел на трамвай, приехал домой и лёг спать.

Сестре сказал: „Сейчас войдут немцы — кинь на них сверху гранату (мы на Литейном жили) и разбуди меня“». Затем, 18 сентября 1941 года, его, явившегося в Штаб народного ополчения, направили комбатом в отдельный артиллерийско-пулемётный батальон под Шушары. Однако по прибытии оказалось, что в батальоне уже есть другой командир, который отправил Гранина простым рядовым в пехотное подразделение. В этом качестве он и провёл всю блокадную зиму, после чего его направили в танковое училище и выпустили оттуда уже офицером-танкистом на фронт.

Из военных документов касающихся службы Гранина:

2 ноября 1942 года приказом войскам Ленинградского фронта № 02325/н военный комиссар 2‑го отдельного ремонтно-восстановительного батальона 42‑й Армии старший политрук Д. А. Герман был награжден орденом Красной Звезды. В наградном листе от 1 августа 1942 года с представлением к награде указывалось:

«Тов. Герман, Даниил Александрович работая комиссаром 2 ОРВБ показал себя хорошим организатором личного состава части. Умело руководит социалистическим соревнованием в части, благодаря чего часть из месяца в месяц перевыполняет план по ремонту машин: Апрельская программа выполнена на 107,1 %; Майская — на 110,5 %; Июньская — на 115,4 % Июльская — на 120,3 %. Отлично организовал в части рационализаторскому работу, где имеет 30 человек активных рационализаторов, с которыми проводит работу и имеет до 150 рационализаторских предложений, которые этой-же частью реализуется.

Благодаря инициативе масс, ремонтной базой освоено 325 остродефицитных деталей машин, которые дают возможность из месяца в месяц перевыполнять программу. Благодаря мобилизации масс, сверх программы в июле месяце изготовлено 11 походных мастерских, типа „Б“, на которых обучают людей приспособляя их работу к полевым условиям. За это время подготовил кадр по ремонту боевых машин: КВ — 6 человек, Т‑34 — 3 человек, БТ‑2 и БТ‑5 — 16 человек, в настоящее время обученный кадр самостоятельно ремонтирует машины прибывшие с поля боя.»

Одновременно в наградном листе указывалось, что в 1941 году Д. А. Герман был дважды ранен, а также то, что он уже был награжден орденом Красной Звезды (здесь же в наградном листе карандашом надписан вопрос когда и кем был награждён и пометка, что приказами по Ленинградскому фронту не награждался).

В конце жизни Гранин признавал, что его литературные произведения о войне, которые принято считать автобиографичными, содержат элементы художественного вымысла и не являются «полностью идентичными» его автобиографии. Часть официальной биографии Гранина подверг сомнению литературовед Михаил Золотоносов.

В литературе

Первый литературный опыт Д. Гранина — опубликованные в 1937 году в журнале «Резец» рассказы «Возвращение Рульяка» и «Родина», посвящённые Парижской коммуне. Однако после войны, с 1945 по 1950 год, его основной деятельностью была работа в Ленэнерго и научно-исследовательском институте.

В 1949 году в журнале «Звезда» был опубликован рассказ «Вариант второй», получивший положительную оценку литераторов. Тогда же по просьбе однофамильца, писателя Юрия Германа, Даниил Александрович взял себе псевдоним Гранин. С 1950 года он занимается только литературой: выходит его первая книга «Спор через океан» (1950), затем — «Ярослав Домбровский» (1951) и сборник очерков о строителях Куйбышевской ГЭС «Новые друзья» (1952).

Известность Гранину принес роман «Искатели», опубликованный в 1955 году. Тогда же его главной темой стали учёные, изобретатели, их нравственный кодекс и гражданская позиция. Этой теме посвящены романы («После свадьбы», 1958; «Иду на грозу», 1962), повести и рассказы («Собственное мнение», 1956; «Место для памятника», 1969; «Кто-то должен», 1970; «Неизвестный человек», 1989), документально-публицистические произведения на историческую тему («Размышления перед портретом, которого нет», 1968; «Повесть об одном учёном и одном императоре», 1971), биографии учёных: биолога Александра Любищева («Эта странная жизнь», 1974), физика Игоря Курчатова («Выбор цели», 1975), генетика Николая Тимофеева-Ресовского («Зубр», 1987).

В 1994 году писатель попробовал себя в авантюрно-детективном жанре, написав роман «Бегство в Россию».

Знаковой для Гранина стала написанная совместно с Алесем Адамовичем «Блокадная книга» (1979), рассказывающая на документальном материале о героическом сопротивлении Ленинграда вражеской блокаде.

Гранин опубликовал ряд очерково-дневниковых сочинений о поездках в Германию, Англию, Австралию, Японию, Францию и другие страны, собранных в книгах «Неожиданное утро» (1962), «Примечания к путеводителю» (1967), «Сад камней» (1972) и др.

Писатель также рассуждал о судьбах литературы в эссе о Пушкине («Два лика», 1968; «Священный дар», 1971; «Отец и дочь», 1982), Достоевском («Тринадцать ступенек», 1966), Льве Толстом («Герой, которого он любил всеми силами своей души», 1978) и других русских классиках.

В последние годы Гранин посвятил себя мемуарам — «Причуды моей памяти» (2009), «Всё было не совсем так» (2010), выпустив также романы «Мой лейтенант» (2011) и «Заговор» (2012).

Общественная деятельность

В 1962 году вступил в Союз писателей. Секретарь, с 1965 года — второй секретарь, в 1967—1971 годах — первый секретарь Ленинградского отделения СП РСФСР.

Избирался народным депутатом СССР (1989—1991). В 1993 году подписал «Письмо сорока двух».

Был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета». Инициировал создание ленинградского общества «Милосердие».

Президент Общества друзей Российской национальной библиотеки; председатель правления Международного благотворительного фонда им. Д. С. Лихачёва, член Всемирного клуба петербуржцев.

В возрасте 95 лет в 2014 году выступил в немецком Бундестаге перед депутатами и канцлером о блокаде Ленинграда и войне.

Выступил историческим и литературным консультантом в съёмках фильма «Коридор бессмертия», основанного на реальных событиях, как в феврале 1943 года жители блокадного Ленинграда за 17 дней построили железную дорогу длиной 33 километра, соединившую город с Большой землёй. Шлиссельбургскую магистраль называли красиво — «Дорога Победы», но у самих железнодорожников она славилась как «коридор смерти».

Гранин читал сценарий «Коридора бессмертия», и первая его реакция, которую я помню: «Девочки настоящие, я знал таких»

— режиссёр Фёдор Попов

Взгляды последних лет

В интервью Ксении Собчак в апреле 2014 года Гранин прокомментировал события на Украине (в частности, в Крыму)[18]. По словам писателя, цитируемым «Радио Свобода», его отталкивает «огромное количество вранья и лжи», среди которого живёт современное российское общество. В том же интервью он назвал «абсурдом сегодняшнего дня» произошедшие события, связанные с Крымом, и последовавшее за ними ухудшение отношений с Украиной.

Гранин заявил, что передача полуострова Хрущёвым воспринималась как «незаконный, абсурдный и просто возмутительный поступок», но возвращение Крыма его не обрадовало. «Не такой ценой…» — подытожил писатель.

В интервью журналисту «Новой газеты» от февраля 2014 года Гранин охарактеризовал В. В. Путина как «слишком недоверчивого, в чём-то жестокого человека со своей картиной мира». По мнению писателя, Путин всегда был таким, даже несмотря на то, что в одном из последних разговоров он мог и оттаять.

В марте 2017 года, в свете отсутствия реакции от российского премьера Д. А. Медведева на обращение Гранина о статусе Публичной библиотеки в Петербурге, прокомментировал фильм ФБК Алексея Навального «Он вам не Димон»: «Медведев, очевидно, так занят своими делами, что приходится верить невероятному досье, опубликованному Алексеем Навальным».

3 июня 2017 года писатель получил Государственную премию в Петербурге за вклад в развитие отечественной литературы.

Болезнь и смерть

В конце июня 2017 года состояние здоровья Д. А. Гранина стало резко ухудшаться, он был доставлен в один из госпиталей Санкт-Петербурга и подключён к аппарату искусственной вентиляции легких. В 22:00 4 июля 2017 года, на 99‑м году жизни, писатель скончался.

Церемония прощания состоялась 8 июля 2017 года в Таврическом дворце. Похоронен на Комаровском кладбище под Петербургом.

10 интересных фактов из жизни Гранина Даниила

Масштабность его личности сказывается во всём. Прежде всего, в его глубоком фундаментальном изучении событий и людей. В бесконечной жажде увидеть, узнать, понять, сравнить. И сохранить для истории…

«Герой его произведений – правда» – эти слова можно отнести ко всему, вышедшему из-под пера Даниила Гранина. Основная его тема – романтика и риск научного поиска, нравственный выбор учёного, особенно актуальный в эпоху научно-технической революции. В романах «Иду на грозу», «Искатели», многочисленных повестях и рассказах писатель убедительно отстаивал достоинство науки, талант учёного, сосредотачивал внимание на нравственных основах научного творчества.

Другая неизбывная тема творчества Гранина – Великая отечественная война. О ней он начал писать не сразу. В 1968 году вышла повесть «Наш комбат», которая произвела огромное впечатление на читателей и вызвала яростные споры, потому что ставила непривычные вопросы о войне. «Непарадно» выглядит война и в повести «Клавдия Вилор» (1976), романе «Мой лейтенант» (2012), за который Д.А. Гранину присуждена национальная литературная премия «Большая книга».

Событием в жизни страны был выход «Блокадной книги» (1977–81, совместно с А.М. Адамовичем), в которой авторы на документальном материале попытались честно и без прикрас описать жизнь в Ленинграде во время 900-дневной блокады. Не всё из написанного на эту тему удалось опубликовать в советское время, позже была напечатана «Запретная глава» из этой книги (1988).

Писатель много и плодотворно сотрудничал с кино. По его сценариям или при его участии были поставлены киноленты: на «Ленфильме» — «Искатели» (1957, реж. М.Шапиро); «После свадьбы» (1963, реж. М.Ершов); «Иду на грозу» Даниил Гранин (1965, реж. С.Микаэлян); «Первый посетитель» (1966, реж. Л.Квинихидзе); на «Мосфильме» – «Выбор цели» (1976, реж. И. Таланкин). Телевидение экранизировало «Однофамильца» (1978), «Дождь в чужом городе» (1979), «Вечера с Петром Великим» (2011).

В течение долгого времени Д.А. Гранин, будучи членом Союза писателей СССР, занимался общественной деятельностью, участвовал в международных встречах и симпозиумах, касающихся науки, экологии, литературы. Им были опубликованы десятки интервью и публицистических статей. Активный общественный деятель первых лет перестройки, он был для современников эталоном морали, гуманизма и образцом настоящего петербуржца. В 2005 году Законодательное собрание Петербурга присвоило Даниилу Гранину звание почётного гражданина города.

За свою литературную деятельность Даниил Гранин был удостоен множества наград. В 1976 году он получил Государственную премию СССР за повесть «Клавдия Вилор»; в 1978 был повторно удостоен этой премии за сценарий фильма «Дождь в чужом городе». Он Герой Социалистического Труда (1989), лауреат Государственной премии РФ (за роман «Вечера с Петром Великим», 2001), Немецкого Большого креста за заслуги в деле примирения.

Лауреат премии Генриха Гейне (ФРГ), член Немецкой академии искусств, почётный доктор Санкт-Петербургского гуманитарного университета, лауреат премии Александра Меня. Кроме того, Даниил Гранин кавалер двух орденов Ленина, орденов Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, двух орденов Отечественной войны II степени, ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени.

10 главных цитат Гранина Даниила

О долголетии

Я не вникаю, почему я такой, а не другой. Почему я продолжаю пытаться работать, хотя мне все труднее и труднее. Очень опасно вникать в это дело. Не надо дотрагиваться до того подарка или той радости, которая осталась в моей жизни.

Я оказался по ту сторону привычного всем срока жизни. Судьба даровала мне. Спасибо ей. Некоторые спрашивают у меня рецепты. У меня нет рецептов. Единственное, что могу сказать — надо существовать, ощущая счастье жизни. Что сегодняшний день – самый счастливый день в жизни”. (2017 год, интервью издательству “Эксмо”)

Понимаете, возможности человека безграничны. Я восхищен человеком. Это чудо. Человек – это чудо, и мы не понимаем, что мы имеем дело с самим собой как явлением чуда в смысле каких-то возможностей души, возможностей ума, образования, возможностей физиологических.

Вот у меня недавно была тяжелая болезнь очень. И врачи, когда я выздоровел, сказали: “Мы не понимаем, почему вы выздоровели. Вы не должны были выздороветь”. Это мне очень приятно. “Вы должны были умереть”. Я говорю: “Ну ведь случаются, наверное, в вашей практике и другие варианты?” – “Да. И это всегда чудо, это всегда какой-то ангел-хранитель. Мы разводим руками”. (2015 год, интервью “Эху Москвы”)

Цель у меня – остаться самим собой. Вот Пушкин очень хорошо сформулировал это. Правда, эту формулу очень трудно понять до конца: “Самостоянье человека – залог величия его”. (2017 год, интервью газете “Фонтанка”)

О славе

“Да не хочу я быть авторитетом! Не претендую. Все это мешает работать. Звонят, отвлекают. Не нужна мне эта слава. Я знал людей, которым известность доставляла удовольствие, они радовались, что их узнают на улице. Но честно относиться к своей славе очень трудно”. (2014 год, интервью журналу “Собака”)

О порядочности

В тех характеристиках, служебных и устных, которые мы даем людям, очень редко встречается такая категория как порядочность. Это не честность, это не дисциплина, это даже не чувство долга, это совершенно особое качество человека, по-моему, для нашей жизни решающее качество… Наш уровень порядочности снизился, это я говорю и про себя и говорю про близких мне людей для того, чтобы представить себе сложности современной жизни. Мы требуем от себя все меньше: “все хапают”, “все обманывают”, “если начальству можно…” – это уж обстоятельства нашей жизни. Исчезает понятие чести. Нам хамят и мы хамим”. (2014 год, интервью “Российской газете”)

О потребности в культуре

Культура вообще не имеет цены. Хотя это все, наверное, условно, спрашивается, как назначать цену картине какой-нибудь, художественному произведению. Но культура должна быть доступной”.

“После войны и ленинградской блокады мы получили разрушенные пригороды – Петергоф, Пушкин, Павловск – наши замечательные дворцовые комплексы. И правительство помогло заняться реставрационными работами. И это было умно. Конечно, тогда это могло выглядеть странно: город лежал в развалинах, люди жили бог знает как. Тем не менее, когда через город по Невскому проспекту везли восстановленную статую Самсона в Петергоф, ленинградцы, которые толпились на тротуарах, плакали от благодарности”. (2006 год, интервью “Российской газете”)

О войне

Война была для меня беспричинной. Мы защищали свой дом – а почему они напали, я не понимал. Так же, как финны не понимали, почему мы на них напали в 1939 году”. (2017 год, интервью газете “Фонтанка”)

“Нет ничего более ужасного в истории любой страны, да и вообще человечества, чем война. Это всегда грязь и кровь. И мы нахлебались и того, и другого вдоволь… Сегодня, после стольких лет, прожитых с момента окончания войны, мне хочется сохранить то непосредственное чувство, которое было на войне и сразу после нее. Это было чувство восторга и ликования”. (2015 год, интервью швейцарскому русскоязычному изданию “Наша газета”)

О чужих книгах о войне

Я всегда сталкивался с тем, что если пишет человек, который не воевал, всегда что-то дребезжит, что-то не то. Но это я отношу за счет своей придирчивости и за счет того, что этот автор не может знать, ну, просто не может знать всех тонкостей того быта, той жизни военной.

Можно привести какие-то примеры. Знаете, вот такая вещь. Я за всю войну (а в общем, это четыре года) видел два раза генерала. Большая часть книг наших военных – они населены полковниками, генералами. А это редкость. Они мало посещали передний край, да им, в общем, и не обязательно было”. (2015 год, интервью “Эху Москвы”)

Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

3 + 14 =