Краткое содержание «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов

Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – одно из знаковых произведений великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова, написанное в период с 1863 по 1877 год. Эта поэма является настоящим литературным феноменом своего времени, отражающим жизнь и быт русского крестьянства в эпоху великих социальных перемен.

Время действия персонажей охватывает период после освобождения крестьян (отмена крепостного права в России 1861 год), и каждый герой по-своему отражает различные аспекты жизни того времени. Некрасов мастерски переплетает жизненные истории, показывая различные слои общества, их надежды, страдания и поиски счастья.

Семь крестьян
Семь крестьян — Роман, Демьян, Лука, братья Губины Иван и Митродор, Пахом и Пров из «Кому на Руси жить хорошо» поэма Н. Некрасова

Сюжет

Сюжетная линия поэмы строится вокруг семерых крестьян, которые встречаются на дороге и задаются вопросом: “Кому живётся весело, вольготно на Руси?”. Не найдя общего ответа в споре, они решают отправиться в путешествие, чтобы узнать, как живут другие люди, и ответить на этот вопрос.

В своём путешествии крестьяне встречают представителей различных слоёв общества: барина, попа, помещика и других. Каждый из этих персонажей делится своими мыслями о жизни, счастье и благополучии. Эти встречи позволяют крестьянам увидеть, что даже богатые и влиятельные люди имеют свои проблемы и переживания. Несмотря на их статус и материальное благополучие, они также страдают от различных невзгод.

Особенное внимание в поэме уделяется жизни крестьянства. Некрасов подробно описывает их тяжёлый труд, борьбу за справедливость и поиски лучшей доли. Поэт не оставляет без внимания моральные и эмоциональные аспекты их жизни, показывая их стремления, мечты и разочарования.

Таким образом, сюжет поэмы раскрывает сложный и многогранный мир русской действительности той эпохи, показывая, что счастье и благополучие – это понятия относительные и не зависят напрямую от материального положения человека. Это произведение является не только художественным, но и историческим документом, отражающим дух времени и народной жизни.

Главные герои

  • Странники — временнообязанные: Это семь крестьян — Роман, Демьян, Лука, братья Губины Иван и Митродор, Пахом и Пров. Они представляют собой образ простого русского человека, жаждущего понимания смысла жизни и справедливости. Их путешествие за ответом на вопрос “Кому на Руси жить хорошо?” раскрывает многогранность и сложность жизни простого народа.
  • Матрёна Тимофеевна Корчагина: Отважная и сильная духом крестьянка, чья жизнь прошла в тяжёлом труде и испытаниях. Её история показывает глубокие противоречия и трагедии быта русской деревни.
  • Ермил Гирин: Бурмистр, первый встреченный странниками “кандидат” в счастливцы. Его образ демонстрирует сложность выбора между личным благом и долгом перед обществом.
  • Князь Утятин (Последыш): Помещик старой закалки, живущий в иллюзиях о сохранении крепостного права. Его персонаж показывает отрыв от реальности и трагедию устаревшего общественного устройства.
  • Влас: Бурмистр, крестьянин из деревни, принадлежавшей князю Утятину. В его образе прослеживается противостояние крепостной зависимости и стремление к самостоятельности.
  • Гриша Добросклонов: Семинарист, сын дьяка, персонаж, вдохновлённый фигурой Н. Добролюбова. Гриша символизирует молодое поколение, стремящееся к переменам и освобождению русского народа от гнёта невежества и угнетения.
  • Савелий: Столетний дед Матрены, персонаж, воплощающий мудрость и жизненный опыт старшего поколения, прошедшего сквозь многие испытания.

Эти персонажи в совокупности создают полную картину русской жизни того времени, раскрывая её со всех сторон: от бытовых деталей до глубоких социальных противоречий.

1 Первая часть

1.1 Пролог

Поэма Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” начинается с встречи семи мужиков из различных деревень, каждая из которых символично отражает тяжёлое положение крестьянства в России. Место встречи – уезд Терпигорев и волость Пустопорожняя – названы также неслучайно, подчёркивая атмосферу безысходности и терпения. Деревни, откуда пришли герои, имеют говорящие названия, такие как Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово и Неурожайка.

Герои поэмы – Роман, Демьян, Лука, Иван, Митродор, Пахом и Пров – каждый предлагают своего кандидата в счастливцы Руси, среди которых помещик, чиновник, поп, купец, боярин, министр и даже царь. Спор мужиков о счастье на Руси отражает глубокие социальные проблемы и разнообразие взглядов простого народа.

Погруженные в дискуссию, они не замечают, как прошли 30 вёрст и наступила ночь. Пахом предлагает остановиться, и компания устраивается у костра. Во время пира разгорается драка, нарушающая спокойствие леса и привлекающая внимание животных. Среди суматохи из гнезда выпадает птенец пеночки.

Пахом обращает внимание на птенца, размышляя о силе и слабости живого существа, и задумывается о свободе, которой не хватает крестьянам для понимания счастья. В это время пеночка делает предложение мужикам: она даст им скатерть-самобранку, которая способна удовлетворить все их потребности, в обмен на безопасность своего птенца.

Скатерть-самобранка обладает чудесными способностями: она не только кормит, но и ремонтирует одежду и обувь. Однако пеночка предупреждает, что нужно быть осторожными с желаниями: еду они могут просить без ограничений, но запрашивать более ведра водки в день нельзя. И в первый, и во второй раз желания исполнятся, но на третий раз последует беда.

Мужики, восхищённые магической скатертью, дают обещание не возвращаться домой до тех пор, пока не найдут ответ на вопрос, «кому живётся счастливо, вольготно на Руси».

Краткое содержание «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов
«Кому на Руси жить хорошо» поэма Н. Некрасова

Найдя скатерть и устроив пир, мужики отправляются в путешествие, полное надежд и ожиданий.

1.2 Глава 1: Поп

По мере продвижения в своём путешествии, крестьяне встречают самых разных людей. Они особенно сопереживают тем, кто близок им по духу и судьбе: лапотнику, мастеровому, нищему, ямщику. Особенно запомнилась встреча с солдатом, чья жизнь полна лишений и трудностей, выраженных в метафорах “бреется шилом” и “греется дымом”.

Но ключевой встречей этой главы становится диалог с попом. Крестьяне, уважительно встретив священника, обращаются к нему с вопросом о его жизни. Лука, один из крестьян, спрашивает, действительно ли поп живёт счастливо и вольготно. Ответ попа оказывается неожиданным: он говорит о тяжёлой доле священнослужителя, полной беспокойства и заботы о прихожанах, больных и умирающих. Он рассказывает о том, как общество относится к служителям церкви: они часто сталкиваются с непониманием, осуждением, даже презрением. Поп жалуется на потерю уважения и почести, которые когда-то сопровождали его сословие.

Рассказ попа переносит нас в прошлое, когда Русь была полна дворян, которые поддерживали церковь, делая священников богатыми и уважаемыми. Однако сейчас, когда помещики поразъехались, оставив свои владения, положение попов значительно ухудшилось. Теперь их доходы ограничиваются скромными подаяниями от бедных крестьян.

Поп
Поп иллюстрация к поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Завершая свой рассказ, поп уходит, оставляя крестьян в размышлениях о судьбе священнослужителей. Лука, который ранее уверял других в счастье и благополучии попов, теперь становится объектом насмешек и упрёков своих товарищей, поняв, что их представления о жизни попов были далеки от истины.

1.3 Глава 2: Сельская ярмонка

После их встречи с попом, герои продолжают своё путешествие и прибывают в село Кузьминское, которое оживает в предвкушении ярмарки. Надеясь встретить здесь счастливого человека, они вглядываются в лица прохожих. Село Кузьминское представляет собой яркий образец русской деревни со всеми её атрибутами:

- Грязная гостиница с внешне привлекательной вывеской.

- Две церкви, отражающие религиозное разнообразие: православная и старообрядческая.

- Училище, символ просвещения.

- Фельдшерская изба, где больным пускают кровь.

На центральной площади села мужики наблюдают кипучую жизнь: разнообразные палатки с товарами, где каждый пытается продать или купить что-то нужное или просто праздничное. Люди занимаются своими делами, торгуют, спорят, веселятся. Взгляды странников улавливают различные жизненные эпизоды: как кто-то неуклюже проверяет товар и получает удар по лбу, как бабы возмущаются качеством французских тканей, как один из посетителей ярмарки, опустошённый пьянством, теряется в собственном беспомощном состоянии, не зная, как купить обещанный подарок своей внучке.

Павлуша Веретенников, представленный как человек без определенного звания, но с добрым сердцем, приходит на помощь этому человеку, покупая ботинки для внучки. Этот эпизод демонстрирует человеческое сострадание и взаимопомощь, которая присутствует даже в условиях нищеты и упадка.

Поездка в Кузьминское становится путешествием в самое сердце русской жизни с её бурными эмоциями и контрастами. В конце главы, когда странники уходят из села, им кажется, что все Кузьминское, вместе с его церковью, колеблется и шатается, подобно их собственным неуверенным поискам счастья на русской земле.

1.4 Глава 3: Пьяная ночь

Путь наших странников продолжается ночью. Они идут по дороге, окружённые всеми признаками пьяного угара, который охватил деревню после ярмарки. Они видят людей в разных степенях опьянения: кто-то ползёт, кто-то лежит в канаве, а кто-то бесцельно бредёт. Этот хаос становится символом тяжёлой доли русского народа, который страдает от нищеты, безысходности и бедности.

Сцена с мужчиной, копающим могилу для матери, оказывается галлюцинацией от пьянства. Разговоры женщин открывают страшные реалии их жизни: дом, где их бьют и обкрадывают мужья, становится страшнее каторги. Улицы наполнены избитыми, пьяными и грубыми лицами, слова сопровождаются ругательствами, женщины и дети плачут.

В этом мрачном пейзаже герои слышат знакомый голос Павлуши Веретенникова, который, несмотря на все, находит слова похвалы для русского народа. Он восхищается мудростью народных пословиц и песен, но одновременно огорчён увиденной пьянкой. Он пытается записать свои мысли, но его перебивает мужик, который утверждает, что пьянство у крестьян — это способ борьбы с жестокой действительностью. Он говорит, что за каждой пьющей семьёй стоит другая, стойко переносящая жизненные тяготы.

Краткое содержание «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов
«Кому на Руси жить хорошо» поэма Н. Некрасова

Встреча с Якимом Нагим, другим пьяным крестьянином, показывает, как трагично может развиваться жизнь простого человека. Яким, ранее успешный и уважаемый человек, теперь обречён на пьяное забвение после потери своего имущества. Он рассказывает о своей любви к картинам и о горестном событии, когда во время пожара он пытался спасти их, но потерял все свои деньги.

Эта глава завершается грустным осознанием героями, что пьянство — это не только порок, но и способ выживания для многих русских крестьян, которые таким образом пытаются справиться с жестокой действительностью своего существования.

1.5 Глава 4: Счастливые

В четвертой главе поэмы Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” странники продолжают свой поиск счастливого человека. Они оказываются на базаре, где в праздничной толпе пытаются найти истинно счастливых людей, угощая их водкой. 

Первым оказался дьячок, который утверждает, что истинное счастье заключается в мудрости и простых радостях жизни, но мужики быстро понимают, что без материальных благ его слова звучат неубедительно.

Затем появляется одноглазая старуха, гордящаяся своим урожаем репы, но мужики осознают, что и это недостаточно для полноценного счастья.

Солдат, встретившийся героям, радуется тому, что выжил в многочисленных битвах и розгах, но и его радость кажется скорее выживанием, чем истинным счастьем.

Каменотес, зарабатывающий серебром 5 рублей в день, также претендует на звание счастливца, но мудрый старик предупреждает его о скором истощении сил и наступлении бедности.

Дворовой, страдающий подагрой, гордится тем, что был любимым рабом своего господина и даже участвовал в обедах, но его счастье кажется сомнительным и искусственным.

Белорусский крестьянин, радующийся тому, что ест досыта, и мужик, выживший в борьбе с медведем, также получают свою долю вина, но и их счастье носит скорее эпизодический характер.

Нищие же, утверждающие, что счастливы благодаря щедрому подаянию, только подтверждают общую картину трагичности и безнадёжности.

Когда водка заканчивается, мужики решают, что в их поисках счастливца не осталось надежды. Но в толпе кто-то напоминает о Ермиле Гирине — человеке, который, кажется, действительно счастлив.

Ермил Гирин — это человек, который смог за короткое время собрать необходимую сумму денег для выкупа мельницы. Он противостоял купцу Алтынникову, при этом смог сохранить честность и порядочность. Весь собранный с народа оброк он вернул каждому до последнего гроша, не оставив обиженных или обделённых. Несмотря на это, Ермил испытывал моральные муки из-за необходимости отправить своего брата на военную службу вместо другого крестьянина. После того как он справился с этим испытанием, оставил пост старосты и взял мельницу в аренду. Но его судьба оказалась трагичной — он был заключён в острог.

Странники, узнав историю Ермилы, продолжают свой путь, осознавая, что даже такая жизнь, полная благородных поступков и общественного одобрения, не делает человека самым счастливым на Руси. В этой главе автор подчёркивает, что истинное счастье — это не только внешнее благополучие и уважение окружающих, но и внутреннее спокойствие и умиротворение, которое так трудно достичь.

1.6 Глава 5: Помещик

Глава представляет Гаврилу Афанасьевича Оболт-Оболдуева, статного помещика, который первоначально встречает мужиков с пистолетом, но затем узнает о цели их путешествия и решает присоединиться к беседе.

Помещик начинает рассказывать о своих предках, уходя в глубокое прошлое. Одна ветвь его рода связана с Оболдуем, древним шутом, который развлекал государыню, а другая ветвь ведёт к князю, замешанному в попытке поджога Москвы. Гаврила Афанасьевич описывает прошлое своей семьи как время богатства и величия, когда леса были полны дичи, реки — рыбой, а поля — золотистым зерном. Однако вскоре становится ясно, что это прошлое ушло навсегда. Изменения в обществе, освобождение крестьян и реформы, лишили помещиков их привилегий и богатства.

Гаврила Афанасьевич жалуется, что теперь осталась только земля, которую нужно обрабатывать, но он сам не умеет и не может работать, так как всю жизнь привык жить за счёт чужого труда. Это откровение помещика глубоко задевает странников, которые понимают, что несмотря на внешние атрибуты благосостояния и статуса, на самом деле помещик также несчастен, как и многие другие. Они уходят, понимая, что Гаврила Афанасьевич не является искомым счастливым человеком. Эта глава подчёркивает трагичность судьбы помещика, который оказался неспособным адаптироваться к новым реалиям и потерял своё место в быстро меняющемся мире.

2 Вторая часть: Последыш

2.1 Глава 1

Глава начинается с прибытия странников на Волгу во время сенокоса. Они наблюдают различные картины сельской жизни, включая пьющего мужика и бабу с вилами, а также группу людей, занятых сельскохозяйственным трудом.

Крестьяне проявляют себя с особенным усердием, когда появляется старик Влас с семьёй на трёх лодках. Он представлен как деспотический барин, который требует от крестьян подчинения и симуляции крепостного поведения.

Влас осматривает свои владения и выражает недовольство состоянием сена, угрожая крестьянам барщиной. Он примеряет на себя роль строгого и властного хозяина несмотря на то, что условия для сушки сена были вполне приемлемыми.

Странники вовлекаются в разговор с Власом, пытаясь понять причины такого поведения барина и всю абсурдность ситуации, в которой крестьяне вынуждены поддерживать видимость крепостничества.

2.2 Глава 2

Влас продолжает рассказ о князе Утятине, который думал, что крепостное право все ещё действует. Паралич поразил князя после того, как губернатор сообщил ему о реальном положении вещей. Находясь в заблуждении, князь не признавал отмену крепостного права и обвинял своих детей в трусости за неспособность защитить сои права и наследство.

Представив ситуацию как критическую для сохранения наследства, наследники князя уговорили крестьян принять участие в фарсе, подыгрывая старику в вере в сохранение крепостного права. Они обещали крестьянам различные блага, включая землю у Волги, после смерти старика.

Интересный момент в главе — история крестьянина Ипата, который, помня о доброте князя, согласился на роль в спектакле. Его преданность довела его до грани смерти во время игры на скрипке на морозе, но князь спас его, вернувшись за ним.

Клим, назначенный на роль бургомистра, превосходно вжился в роль, соглашаясь на любые, даже самые абсурдные требования князя. Например, он назначил глухонемого сторожем и пытался унимать коров, мычащих ночью. Эта игра шла на руку всем, так как наследники охотно покупали у крестьян товары, создавая видимость благополучия.

В главе также описывается инцидент с крестьянином Агапом, который возмутился и оскорбил князя. Климу удалось устроить сценку, где он напоил Агапа, который затем притворялся, что его бьют. Этот трюк убедил князя в эффективности наказания, хотя на самом деле крестьянин умер от алкоголя. Эта история показывает абсурдность и иррациональность происходящего, а также несправедливость положения крестьян в те времена.

2.3 Глава 3

Эта глава рассказывает о последних днях князя Утятина и о том, как продолжается обман крестьян, подыгрывающих под крепостное право. Князь, всё ещё верящий в действие крепостного права, завтракал с родней и смотрел, как крестьяне трудятся на поле. Клим, бургомистр, провозгласил речь во славу барина, подчёркивая, как крестьяне зависят от помещиков и не могут обойтись без них. Это выступление вызвало растроганность у князя, но в то же время один из крестьян не выдержал и засмеялся, что привело к требованию князя наказать его.

Клим, пытаясь разрешить ситуацию, шутит, что даже в аду крестьяне будут служить дворянам. Наконец, кума Клима принимает вину на себя, утверждая, что смеялся её сын, который был рождён безумным. Князь, развеселившись, прощает мальчика и устраивает пир, во время которого уснул.

В заключительной части главы Клим признается, что не стал бы продолжать эту игру, если бы не знал, что старик радуется только по воле крестьян. После празднования крестьяне узнают о смерти князя и том, что наследники не сдержали обещания отдать им землю. Влас, один из крестьян, до сих пор безуспешно пытается отстоять свои права в судах. Эта глава подчёркивает трагическую судьбу крестьян, живущих в мире ложных надежд и обманутых ожиданий.

3 Третья часть: Крестьянка

3.1 Пролог

Странники прибывают в село Наготино в поисках счастливых людей, на этот раз среди женщин. Им указывают на Матрену Тимофеевну Корчагину, известную как «губернаторша», за её доброту и мудрость. По пути к ней, путешественники наблюдают за зерновыми культурами: рожь, пшеницу, лен и горох, каждая из которых имеет своё значение и символизм. Они замечают бедность и простоту села Клин, где живёт Матрена. В усадьбе, которую они посещают, царит запустение, и жители страдают от нищеты.

Наконец, они добрались до поля, где работали жнецы и жницы. Среди них выделялась Матрена Тимофеевна, величавая женщина 37–38 лет, с непревзойдённой красотой: большие строгие глаза, широкая плотная осанка, густые ресницы и смуглая кожа. Она была аккуратно одета в белую рубаху и коротенький сарафан.

Когда странники обратились к ней с вопросом, Матрена задумалась, укорила их за несвоевременный разговор. Но, в итоге, на предложение помощи в замены на рассказ, она согласилась. Скатерть-самобранка накормила и напоила мужиков, и Матрена начала своё повествование, открывая перед ними свою душу.

Матрена Тимофеевна Корчагина, по прозвищу
Матрена Корчагина «Кому на Руси жить хорошо» поэма Н. Некрасова

Матрена, как центральный персонаж этой части, представляет собой образец крестьянской женщины, сильной духом и трудолюбивой, чья жизнь наполнена как радостями, так и трудностями. Её история и взгляды на жизнь открывают новую перспективу в поисках ответа на вопрос: «Кому на Руси жить хорошо?».

3.2 Глава 1: До замужества

Матрена, окружённая вниманием странников, начинает рассказывать о своих юных годах. Она вспоминает счастливое детство в любящей, трудолюбивой и трезвой семье. С самого детства Матрена привыкла к труду: уже в пять лет она помогала по хозяйству, пасла уток и несла отцу еду на работу. Выросшая в красивую и трудолюбивую девушку.

Среди женихов выделялся Филипп Корчагин, местный печник, который производил на Матрену впечатление своей красотой и силой. Несмотря на первоначальные сомнения и опасения по поводу брака, обусловленные предостережениями матери о возможных трудностях замужества, Матрена влюбляется в Филиппа. Их сватовство становится для неё настоящим счастья, но, как она говорит, после свадьбы счастливые дни закончились.

Этот рассказ Матрены представляет собой глубокое погружение в реалии крестьянской жизни, где счастье часто было кратковременным и непостоянным, а будущее непредсказуемым. Её история намекает на тяжёлые жизненные испытания, которые последуют за её замужеством. В конце главы, Матрена, вспоминая свою молодость, принимает предложение выпить водки, символизируя переход к более тяжёлым воспоминаниям.

3.3 Глава 2: Песни

В этой главе Матрена продолжает свой рассказ о тяжёлой жизни после замужества. Она поёт песню о своём прибытии в дом мужа, который оказался для неё подобием ада. В новой семье ей приходилось сталкиваться с постоянными упрёками и сварливостью родственников. Муж, Филипп, советовал ей молчать и терпеть, так как он сам оказался бессильным что-либо изменить.

Сложности в новой семье были многочисленны: Матрене приходилось заботиться о пьянице-свёкре, работать на свою старшую золовку и соблюдать различные приметы, чтобы не обидеть свекровь. Даже муж, с которым у неё были хорошие отношения, однажды ударил её за молчание, когда она не смогла ответить на его вопрос из-за тяжёлой физической работы.

Глава также включает песню, которую все гости Матрены поют хором. Песня рассказывает о том, как муж бьёт жену, а родственники советуют бить её сильнее. Матрена, однако, убеждена, что жене не годится считать побои мужа, если они нанесены по делу.

Люди работают в поле
Люди работают в поле, поэма Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Рассказ Матрены продолжается историей о рождении её сына Демушки, который стал для неё радостью и утешением. Однако счастье было недолгим, так как господский управляющий начал домогаться Матрены. Свекровь даже угрожала ей, чтобы она была более покорной, иначе её мужа могут взять в рекруты. В поисках помощи и поддержки Матрена обратилась к дедушке своего мужа и решила рассказать о нём более подробно, что и становится ключевой частью следующей главы.

3.4 Глава 3: Савелий, богатырь святорусский

Савелий, старик в возрасте ста лет, живёт в отдельной комнате и из-за своего возраста и перенесённых тягот не может разогнуться. Матрена сравнивает его с медведем, упоминая его силу и гордость. В семье его называют клеймёным, на что Савелий отвечает, что он не раб. Он часто жестоко шутит над своими родственниками, собирает грибы и ягоды летом, а зимой лежит на печи.

Когда Матрене становится тяжело, она идёт к Савелию, который пускает в свою комнату только её. Старик рассказывает ей о своей молодости и о том, как он попал на каторгу. Рассказывает о том, как они жили в удалённом селе, куда не добирались ни чиновники, ни полиция. Но началась засуха, и власти стали чаще приезжать, требуя отдачи оброка.

Он рассказывает им свою историю: как он стал каторжником, закопав живым немца Фогеля. Савелий делится воспоминаниями о прошлом, когда жизнь крестьян была спокойнее, и они не боялись даже медведей, с которыми боролись “с ножом и рогатиной”. Однажды он наступил на спящую медведицу, вогнал в неё рогатину и поднял её, отчего согнулась его спина.

Савелий вспоминает, как помещик Шалашников издевался над крестьянами, заставляя их платить оброк. После смерти Шалашникова приходит немец Фогель, который заставляет крестьян строить дорогу и ужесточает контроль. Савелий говорит, что русские крестьяне — настоящие богатыри за своё терпение и способность выносить такое ярмо. Он признаётся, что свою великую силу потратил на мелочи, включая бесконечные побои.

Савелий рассказывает о том, как они 18 лет терпели Фогеля, пока однажды, устав от его издевательств, не скинули немца в колодец и закопали его, за что получили каторгу и телесное наказание. Савелий бежал с каторги, но был пойман и возвращён обратно. Прожив на каторге 20 лет и ещё 20 на поселении, он возвращается домой с накоплениями раньше срока по амнистии. Пока он был богат, семья его любила, но любовь прошла, когда деньги кончились.

Матрена завершает главу, говоря о своём управляющем, который умер от холеры. Она анонсирует, что расскажет о другой беде в следующей главе.

3.5 Глава 4: Демушка

Матрена продолжает свой рассказ о трагической потере своего сына Демушки. Рассказ начинается с песни о птице, чьи птенцы погибли в огне, символизируя горькую утрату Матрены. Она вспоминает, как однажды её свекровь заставила её оставить сына на попечение старика Савелия.

Трагедия происходит, когда Савелий засыпает, и ребёнок становится жертвой свиней. Матрена узнаёт о смерти сына, когда встречает деда, который ползает навстречу ей и исповедует свою вину. Она осознает, что предпочла бы терпеть побои, чем доверять ребёнка родственникам.

После трагедии в дом приезжают чиновники для расследования. Матрену обвиняют в сговоре с Савелием и в отравлении сына. Сцена вскрытия тела ребёнка становится мучительной для матери. Она просила похоронить сына по-христиански. Она испытывает глубокое отчаяние и гнев, в результате чего обвиняется в помешательстве. Сцена расследования обнажает жестокость и безразличие властей к трагедии простого человека.

Матрена приходит в себя и идёт к гробу своего сына. Она изгоняет деда из дома, обвиняя его в смерти ребёнка, но Савелий не уходит и продолжает читать молитву над ребёнком. Он признается, что маленький Дема смог растопить его огрубевшее сердце. Старик утешает Матрену, говоря, что её сын теперь в раю. Она, в конце концов, прощает Савелия, хотя и продолжает горевать о смерти своего сына и бесчеловечности лекаря, который вскрывал тело ребёнка.

Глава завершается на трогательной ноте, когда Матрена и Савелий вместе молятся у гроба маленького Демушки до самого утра, отражая их общую скорбь и безысходность их положения как крепостных.

3.6 Глава 5: Волчица

Матрена Корчагина продолжает рассказывать о своей жизни после трагической потери сына. Она глубоко страдает, отказывается от работы и большую часть времени проводит у могилы ребёнка. Родители Матрены избегают встреч с ней, чтобы не усиливать её горе.

С приходом зимы Матрена встречается со своим мужем Филиппом, и они вместе скорбят о потере. Старик Савелий уходит в лес, а затем поступает в монастырь.

В последующие годы Матрена живёт спокойной жизнью, работает много и рожает ещё детей, но она вынуждена трудиться за двоих и мало ест. На четвёртый год после трагедии умирают её родители. Посещая могилку сына, Матрена встречает Савелия, который вновь просит у неё прощения и говорит, что молится за упокой души Демы и за все крестьянство. Они объединяются в своём горе.

Скоро после этого Савелий умирает, предсказывая, что мужику на Руси предназначены три пути: кабак, острог и каторга, а женщинам — три удавки на выбор (черная, красная и белая).

За следующие четыре года Матрена полностью подчиняется тяжёлой доле. Она трудится за всю семью, терпит унижения и издевательства, но защищает своих детей, как волчица. Когда странница приказывает селянкам не кормить детей грудью в пост, Матрена игнорирует это, решая пожалеть своих детей.

Когда её восьмилетний сын Федот, работающий пастухом, оказывается в беде за то, что не углядел и  волчица съела овцу, Матрена отстаивает его перед старостой и идёт с мольбой к помещику. Помещик решает, что Матрена должна принять наказание за сына. Она терпит наказание, а на следующий день уходит в ракитник и там, в одиночестве, выражает свою скорбь и беззащитность перед покойными родителями.

Матрена завершает свой рассказ словами о своём тяжёлом сердце и опущенной голове, символизирующих её нескончаемые страдания и беспомощность.

3.7 Глава 6: Трудный год

В селе Клин, где проживала Матрена Тимофеевна Корчагина, наступил тяжёлый голодный год. Свекровь обвиняла Матрену в накликани беды, так как она одела чистую рубашку в Рождество, что считалось дурной приметой. Муж Филипп вступился за неё, но соседи угрожали Матрене смертью, считая её виновной в бедствии.

Ситуация ухудшилась, когда Филиппа, обходя закон, взяли в рекруты. В те времена срок службы составлял 25 лет, и его отсутствие стало настоящим ударом для семьи. Ранее уже за семью ушёл на службу брат Филиппа, а местные чиновники были подкуплены и не спешат помогать.

Бедственное положение семьи становится хуже: дети обделены всем и Матрена вынуждена посылать их просить милостыню, чтобы хоть как-то прокормиться. Не в силах больше терпеть, Матрена решает добиться правды у чиновников. Она уходит из дома ночью, и по пути слышит песню про Машеньку, живущую в светелочке под ёлочкой, за которой приходят люди и зовут домой. Эта песня символизирует надежду и веру в лучшее, несмотря на все трудности.

3.8 Глава 7: Губернаторша

Матрена Тимофеевна Корчагина, после тяжёлых переживаний и потерь, обратилась к молитве как к последнему средству утешения и обретения сил. Она часто прибегает к молитве в морозные ночи, ища утешения и поддержки в своей тяжёлой доле. В одну из таких ночей, она решает отправиться в город к губернатору, чтобы искать справедливости и помощи.

Преодолев долгий путь за ночь, Матрена приходит к дому губернатора. Чтобы получить аудиенцию, она даёт деньги часовому и швейцару. После двухчасового ожидания, швейцар угостил её чаем и пропустил к себе. В этот момент Матрена случайно увидела губернаторшу и, бросившись к ней в ноги, рассказала о своей беде. Во время разговора она неожиданно начала рожать.

Губернаторша, Елена Александровна, выслушала Матрену и оказала ей помощь. Она крестила новорождённого сына Матрены и помогла вернуть Филиппа домой. Это был важный жест поддержки и помощи для Матрены, которая в благодарность поёт песню, выражая свою признательность доброй губернаторше.

3.9 Глава 8: Бабья притча

Матрена Тимофеевна, по прозвищу “губернаторша”, благодаря своему мужеству и силе духа, стала известна как символ стойкости и выносливости среди женщин своего села. Она пережила множество тяжёлых испытаний, включая сибирскую язву, пожары и утрату сына, отправленного в рекруты. Её жизненный путь был полон бед и лишений.

Матрена отмечает, что среди крестьянок нет ни одной счастливой женщины; все они не живут полноценной жизнью, а лишь выживают, борясь с невзгодами. Она убеждена, что истинное счастье и свобода женщин недоступны в существующем общественном устройстве. Она советует искателям счастья обратиться к царю и вельможам, но при этом не беспокоить простых женщин, которым и так приходится тяжело.

В одной из притч, которую слышала Матрена, говорится о ключах от женского счастья, которые, по легенде, были потеряны. По словам праведницы, эти ключи, возможно, проглотила рыба и унесла на дно моря. Таким образом, хотя мужчины получили свободу после отмены крепостного права, женщины по-прежнему остаются в неволе. Символизируя их непрекращающуюся борьбу за свободу, Матрена выражает мысль, что ключи от их свободы так и остаются потерянными, возможно, забытыми даже самим Богом.

4 Пир на весь мир

Странники вернулись в село князя Утятина, где обитали Влас и Клим. Там они устроили пир. На праздник пришёл Трифон, местный дьячок и известный пьяница, в сопровождении своих сыновей Гриши и Саввы. Оба молодых человека являются семинаристами, отличающимися добротой и смирением. Они безвозмездно помогают местным жителям, пишут за них письма и объясняют законы, живя среди крестьян как равные. Савва мечтает стать дьяконом, а Григорий предначертано другое будущее.

Во время сходки крестьяне обсуждали, как им поступить с лугами, которые наследники князя не желают отдавать. Они решили, что будут трудиться так, чтобы времени хватало и на работу, и на жизнь. После спора раздались песни, в которых крестьяне выражали свои переживания по поводу потери скотины и птицы, забранной помещиками или чиновниками, и спрашивали о судьбе своих сыновей и дочерей. Куплеты этих песен завершались фразой: «Славно жить народу на Руси святой». После этого последовала грустная песня о тяжёлой доле русского крестьянина.

Крестьяне вспоминали, как нелегко им приходилось жить под властью помещиков: гонцы забирали девушек в барские дома, а бесконечные труды доводили до изнеможения. Было время, когда барыня запретила им ругаться, и за любую брань следовало наказание. В этот вечер знаменитость села, Викентий Александрович, рассказал историю о холопе Якове Верном, служившем своему барину с несравненной преданностью.

4.1 Про холопа примерного – Якова Верного

Рассказ об Якове Верном, холопе помещика Поливанова, раскрывает трагическую историю преданности и любви слуги к своему господину. Поливанов, известный своей жестокостью и нелюдимостью, был человеком, который обобрал свою дочь и выгнал её с избитым мужем из дома. Яков, верный слуга, любил своего господина и жил ради его удовольствия, даже в ущерб себе и своим близким. Яков питал нежные чувства к своему племяннику, который полюбил красавицу Аришу. Однако Поливанов, ревниво относясь к своему слуге, отправил парня в рекруты, что стало последней каплей для Якова. После периода пьянства, Яков возвращается к службе, продолжая ухаживать за стареющим и бессильным барином.

Ситуация обострилась, когда Яков вёз Поливанова к сестре и, свернув в овраг, повесился, оставив барина в одиночестве со своим страхом и разочарованием. Страх Поливанова за собственную жизнь и его бессилие перед лицом смерти слуги стали для него настоящим откровением его вины перед Яковом. Эта история вызвала дискуссию среди крестьян о том, кто более грешен: помещики, кабатчики, разбойники или сами крестьяне.

Спор между Климом и купцом завершился дракой, в которой победил Клим. Их попытался помирить Ионушка, рассказав о тяжёлой доле странников и их роли в жизни общины. Он упомянул примеры, когда странники помогали или, наоборот, вводили в заблуждение простых людей. Ионушка утверждает, что народное стремление к духовной жизни свидетельствует о величии и потенциале русского народа. Согласно автору, душа народа – это плодородная почва, способная на великие дела, если найдётся достойный сеятель.

4.2 О двух великих грешниках

Иона продолжает свой рассказ, переходя к истории о двух грешниках, которые оставили значительный след в народной памяти. Главный герой этой истории — Кудеяр, атаман банды разбойников, известный своими жестокими поступками и беспощадностью. Однажды Кудеяр осознал всю тяжесть своих грехов, когда души его жертв начали преследовать его в видениях. Это привело его к решению изменить свою жизнь: он казнил свою любовницу, убил есаула и распустил свою шайку, а затем отдал всё своё имущество на строительство церкви и отправился в странствие по святым местам.

Однако его душа не нашла покоя, пока однажды Бог не послал ему испытание: чтобы избавиться от грехов, ему нужно было срубить дуб в три объятия. Во время выполнения этого задания Кудеяр встретился с паном Глуховским, другим великим грешником, который хвастался своей способностью убивать людей без угрызений совести. Вспыхнув гневом, Кудеяр убил Глуховского, и в тот момент дуб упал.

После этого рассказа путники отправились на паром, переправляясь через Волгу, где зажиточный мужик Игнатий решил поделиться собственной историей о крестьянском грехе.

4.3 Крестьянский грех

Игнатий рассказывает о событии, произошедшем с адмиралом, который за свои заслуги получил владение над 8,000 душами. Перед смертью адмирал призвал к себе старосту и поручил ему ларец, в котором хранилась воля для всех остальных крестьян, предоставляя им свободу. Однако после его смерти прибывший родственник адмирала сжёг завещание, подкупив Глеба, старосту, и таким образом все крестьяне стали незаконными рабами наследника. Игнатий считает Глеба самым грешным за его предательство.

После этой истории настроение собравшихся становится мрачным, так как каждый начинает вспоминать свои беды и горести. Все задумываются о своём будущем, пока не затягивают “голодную песню”, в которой описывается жизнь мужика без еды и крова.

Григорий, сын дьячка, призывает всех радоваться, напоминая, что нет больше неволи, барщины и угрозы голода. Он утверждает, что если нет крепостного права, то и грехов на Руси не будет. Все восхищаются его словами и желают ему богатства, но Григорий отвечает, что ему нужно только счастье народа.

По пути странники встречают деда, израненного солдата, и его племянницу Устину. Они начинают играть на ложках, а Клим поёт солдатскую песню о Севастопольской войне. Песня рассказывает о том, как солдату на комиссии недооценили его раны, приравняв их к обычной потасовке, и оценили травмы всего в рубль с лишком. За песню деду дают милостыню.

В конце вечера Гриша и Савва ведут домой пьяного отца, по пути поющего песни о свободе и счастье русского народа.

5 Эпилог: Гриша Добросклонов

5.1 Глава 1

Эпилог начинается с семьи Добросклоновых. Отец возвращается с пира пьяным, а его сыновья, Савва и Гриша, заботятся о нем. Семья живёт в бедности, в доме нет даже скотины, и он состоит всего из одной комнаты. В семинарии братьям кормят скудно, они худые, и только в деревне им подают хорошую пищу. Они помогают крестьянам и выполняют их поручения в городе. Их мать умерла от забот и огорчений, и дети выжили только благодаря помощи и подаянию.

Мать Добросклоновых написала песню о нужде, в которой описывается, как мать кормит своего младшего сына хлебом без соли, а затем посаливает его слезой. Гриша скучает по матери, и его любовь к ней перерастает в любовь ко всей его родной Вахлачине, которая стала для него опорой. Он готов умереть за свои родные края и в 15 лет уже знает, за что он живёт.

Далее автор представляет песню о двух путях в жизни. Первый путь — это грешный путь рабства, полный соблазнов и вражды. Второй путь — это тесная тропа честных тружеников, которые помогают обиженным и униженным. Это путь Гриши, который символизирует тех, кто борется за права других. Автор подчёркивает, что русская земля, несмотря на своё прошлое рабства, вырастила много сыновей, готовых бороться за права и свободу других, и среди них — Гриша Добросклонов.

5.2 Глава 2: Гриша и его песни

Глава посвящена размышлениям Григория (Гриши) Добросклонова после пира. Он создаёт песню о России, в которой отражается его вера в будущее страны, несмотря на трудности. Гриша видит, что Россия преодолевает мрак невежества и рабства, и верит в то, что народ учится быть свободным гражданином. Он убеждён, что следующее поколение крестьян будет жить в свободе.

Герой встречает в лесу детей, с которыми собирает грибы и идёт купаться. Его внимание привлекает город после пожара, где уцелела только тюрьма. Он видит бурлака, уставшего после трудного дня, который теперь идёт домой, чтобы отдохнуть и встретиться с семьёй. Гриша сочиняет о бурлаке песню, восхваляя его труд и стремление к домашнему уюту.

Затем Гриша размышляет о народе, вспоминая слова своего учителя, который сравнивал людей с богатырём Ильей Муромцем, защитником родной земли. На основе этих размышлений Гриша создаёт новую песню о Руси, в которой говорится о поднятии народного духа и пробуждении национального самосознания. Песня является символом оптимизма и веры в будущее, в котором народ будет жить в свободе и справедливости.

5.3 Глава 3: Признание Гриши как символа счастья

В этой главе автор выделяет Григория Добросклонова (Гришу) как единственного счастливца на Руси. Создав песню о свободе и счастье людей, Гриша ощущает в себе мощную силу и настоящее благословение. Его песня становится символом надежды и оптимизма, отражающим его внутреннее состояние и взгляды на жизнь.

Автор задумывается о том, что, если бы странники, персонажи поэмы, знали об истинных чувствах и переживаниях Гриши, они бы, возможно, изменили свой путь. Этот момент подчёркивает важность внутреннего мира человека, его способность находить счастье и удовлетворение в собственных мыслях и творчестве, даже в условиях трудностей и испытаний, с которыми они сталкиваются на своём пути. Эта идея ставит акцент на значимость духовного мира человека, его внутренней силы и способности видеть красоту и смысл в жизни, несмотря на все внешние обстоятельства.

Заключение к статье

Таким образом, поэма Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” представляет собой многогранный анализ русской жизни в после реформенный период. В центре повествования — путешествие группы крестьян, стремящихся найти ответ на вопрос о настоящем счастье. По ходу их странствий раскрываются различные аспекты жизни русского общества: от тяжёлой доли крестьян до проблем аристократии и духовенства.

По завершении поэмы главные герой (семь странников) так и не смогли найти человека, который был бы по-настоящему счастлив.

Некрасов с большой мастерством и эмпатией показывает, что счастье не зависит от социального статуса и богатства. Большинство персонажей, вне зависимости от их положения, испытывают внутренние муки и разочарования. Произведение особенно акцентирует внимание на проблемах женщин, пьянства, рабской психологии, выраженной через характеры Якова и Ипата. Эти проблемы, увы, не потеряли своей актуальности и в наше время.

Поэма оставлена незавершённой, и это придаёт ей особую трагичность и незаконченность, отражающую тяжёлую судьбу автора и его времени. Недосказанность концовки позволяет каждому читателю самостоятельно додумать сюжет, что делает произведение особенно интересным для изучения и размышлений.

Также важно отметить, что поэма Некрасова — это не только литературное, но и историческое свидетельство, представляющее собой живой портрет русской жизни 19 века. Она даёт глубокое понимание исторического контекста того времени, делая её ценным источником для изучения истории России.

Представленное краткое содержание даёт лишь общее представление о поэме. Для полного погружения в атмосферу произведения и глубокого понимания его идей рекомендуется ознакомиться с полным текстом поэмы “Кому на Руси жить хорошо”.

Любитель литературы с глубоким анализом школьных произведений. Делюсь содержанием, анализом и сочинениями. Помогаю полюбить чтение.

Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

пятнадцать − четыре =