Что такое ДРАМА в литературе?

Драмажанр художественной литературы, представленный в спектакле: пьесе, опере, пантомиме, балете, исполняемый в театре, на радио или телевидении. Термин происходит от греческого слова «δρᾶμα», означающего «поступок» или «действие». Две маски, связанные с драмой, представляют традиционное общее разделение между комедией и трагедией.

Драма в литературе

Драмы специфически изображают, как правило, частную жизнь человека и его социальные конфликты. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей.

История драмы

Жанр драмы, то есть серьёзной пьесы, содержание которой связано с изображением обыденной жизни ведёт свою историю с XVIII века, когда ряд европейских драматургов (Д. Дидро, П.-О. Бомарше, Г. Э. Лессинг, ранний Ф. Шиллер) создают так называемую мещанскую драму.

Мещанская драма изображала частную жизнь человека, конфликт пьесы зачастую был тесно связан с внутрисемейными противоречиями.

В XIX веке жанр драмы получил мощное развитие в рамках литературы реализма. Драмы из современной жизни создавали О. де Бальзак, Л. Н. Толстой, А. Н. Островский, Г. Ибсен, Г. Гауптман, Г. Зудерман. В то же время переживает расцвет мелодрама, сосредоточивающаяся преимущественно на сфере человеческих чувств (А. Дюма-сын и др.)

Первооткрывателем символистской драмы стал бельгийский франкоязычный драматург М. Метерлинк. Вслед за ним символистская поэтика и мироощущение закрепляется в драмах Г. Гауптмана, позднего Г. Ибсена, Л. Н. Андреева, Г. фон Гофмансталя.

В XX веке жанр драмы обогащается приёмами литературы абсурда. В пьесах позднего А. Стриндберга, Д. И. Хармса, В. Гомбровича изображается абсурдная реальность, поступки персонажей зачастую алогичны.

Законченное выражение абсурдистские мотивы получили в творчестве франкоязычных авторов так называемой драмы абсурда — Э. Ионеско, С. Беккета, Ж. Жене, А. Адамова. Вслед за ними абсурдистские мотивы развивали в своих драмах Ф. Дюрренматт, Т. Стоппард, Г. Пинтер, Э. Олби, M. Волохов, В. Гавел.

Разновидности драмы

Учитывая исторические и межжанровые градации, внутри жанра принято выделять следующие подвиды драмы:

  • мещанская;
  • мелодрама;
  • психологическая;
  • натуралистическая;
  • символистская;
  • сюрреалистическая;
  • абсурдистская;
  • экзистенциальная.

В зависимости от способа постановки, драматические произведения могут быть в форме пьесы и сценарии. Все драматические произведения, предназначенные для исполнения с театральной сцены, называют пьесами (франц. pièce).

Драматические произведения, по которым снимают фильмы, – сценариями. И пьесы, и сценарии содержат авторские ремарки для обозначения время и места действия, указания на возраст, внешний вид героев и т.д.

Структура пьесы или сценария соответствует структуре истории. Обычно части пьесы обозначают как акт (действие), явление, эпизод, картина.

Драма, комедия, трагедия и трагикомедия

Драма

Драма – это литературное произведение, изображающее серьезный конфликт между действующими лицами или между действующими лицами и обществом. Отношения между героями (героями и обществом) сочинениями этого жанра всегда полны драматизма. По ходу развития сюжета идет напряженная борьба как внутри отдельных персонажей, так и между ними.

Хотя в драме конфликт весьма серьезен, он тем не менее может быть разрешен. Этим обстоятельством объясняется интрига, напряженное ожидание аудитории: удастся герою (героям) выпутаться из ситуации или нет.

Драме свойственно описание реальной повседневной жизни, постановка «бренных» вопросов человеческого бытия, глубокое раскрытие характеров, внутреннего мира персонажей.

Выделяют такие типы драмы, как историческая, социальная, философская. Разновидностью драмы является мелодрама. В ней действующие лица четко делятся на положительных и отрицательных.

Широко известные драмы: «Отелло» В. Шекспира, «На дне» М. Горького, «Кошка на раскаленной крыше» Т. Уильямса.

Трагедия

Трагедия (от греч. tra­gos ode – «козлиная песня») – это литературное драматическое произведение, основанное на непримиримом жизненном конфликте. Трагедии свойственны напряженная борьба сильных характеров и страстей, которая заканчивается катастрофическим для персонажей исходом (как правило, смертью).

Конфликт трагедии обычно очень глубокий, имеющий общечеловеческое значение и может быть символичным. Главный герой, как правило, глубоко страдает (в том числе от безысходности), судьба его несчастна.

Текст трагедии нередко звучит патетично. Многие трагедии написаны стихами.

Широко известные трагедии: «Прикованный Прометей» Эсхила, «Ромео и Джульетта» В. Шекспира, «Гроза» А. Островского.

Комедия

Комедия (от греч. komos ode – «веселая песня») – это литературное драматическое произведение, в котором характеры, ситуации и действия представлены комично, с использованием юмора и сатиры. При этом персонажи могут быть достаточно грустными или печальными.

Обычно комедия представляет все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает общественные или бытовые пороки. Комедию подразделяют на комедию масок, положений, характеров. Также к этому жанру относят фарс, водевиль, интермедию, скетч.

  • Комедия положений (комедия ситуаций, ситуационная комедия) – это драматическое комедийное произведение, в котором источником смешного являются события и обстоятельства.
  • Комедия характеров (комедия нравов) – это драматическое комедийное произведение, в котором источником смешного является внутренняя суть характеров (нравов), смешная и уродливая однобокость, гипертрофированная черта или страсть (порок, недостаток).
  • Фарс – это легкая комедия, использующая простые комические приемы и рассчитанная на грубый вкус. Обычно фарс используется в цирковой клоунаде.
  • Водевиль – легкая комедия с занимательной интригой, в которой имеется большое количество танцевальных номеров и песен. В США водевиль называют мюзиклом. В современной России также обычно говорят «мюзикл», подразумевая водевиль.
  • Интермедия – это небольшая комическая сценка, которую разыгрывают между действиями основного спектакля или представления.
  • Скетч (англ. sketch – «эскиз, набросок, зарисовка») – это короткое комедийное произведение с двумя-тремя персонажами. Обычно к представлению скетчей прибегают на эстраде и телевидении.

Широко известные комедии: «Лягушки» Аристофана, «Ревизор» Н. Гоголя, «Горе от ума» А. Грибоедова.

Известные телевизионные скетч-шоу: «Наша Rus­sia», «Городок», «Летающий цирк Монти Пайтона».

Трагикомедия

Трагикомедия – это литературное драматическое произведение, в котором трагический сюжет изображен в комическом виде или представляет собой беспорядочное нагромождение трагичных и комичных элементов.

В трагикомедии серьезные эпизоды сочетаются со смешными, возвышенные характеры оттеняются комическими персонажами. Основным приемом трагикомедии является гротеск.

Можно сказать, что «трагикомедия – это смешное в трагическом» или наоборот, «трагическое в смешном».

Широко известные трагикомедии: «Алкестида» Еврипида, «Буря» В. Шекспира, «Вишневый сад» А. Чехова, фильмы «Форрест Гамп», «Великий диктатор», «Тот самый Мюнхазен».

Особенности жанра

Драматический стиль, рассматриваемый как жанр поэзии в целом, противопоставляется эпическому и лирическому стилю со времен “Поэтики” Аристотеля (около 335 г. до н.э.) — самой ранней работе по теории драматургии.

Отличительная особенность драмы в литературе – это способность повествовать о действиях, разворачивающихся в настоящем.

Использование «драмы» в более узком смысле для обозначения определенного типа пьесы относится к современной эпохе. Драма в этом смысле относится к пьесе, которая не является ни комедией, ни трагедией — например, “Тереза Ракен” Золя (1873) или “Иванов” Чехова (1887).

В отличие от лирики и подобно эпосу, драма воспроизводит прежде всего внешний мир — взаимоотношения между людьми, их поступки, возникающие конфликты. В отличие от эпоса, она имеет не повествовательную, а диалогическую форму.

Эстетический предмет драмы — эмоционально-волевые реакции человека, проявленные в словесно-физических действиях. Для драматических произведений характерны остро-конфликтные ситуации, властно побуждающие персонажа к словесно-физическому действию.

Драмы специфически изображают, как правило, частную жизнь человека и его социальные конфликты. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей.

В отличие от трагедии, которая изображает исключительные личности в особых обстоятельствах, драма рисует типичных, обыкновенных героев в бытовых реалистических ситуациях. Это не означает, что она не может быть трагической, но у этих двух жанров разные родословные и не всегда сопоставимые друг с другом задачи.

Структура драматического произведения

Каждая пьеса разбита на действия или акты. Они, в свою очередь, поделены на сцены или эпизоды. Фразы, произносимые персонажами, называются репликами, а заключённые в скобки или выделенные курсивом слова автора, которыми сопровождаются реплики, — ремарками.

Во время школьных и студенческих инсценировок начинающие артисты часто пропускают ремарки, но это несправедливо. В них спрятана озорная искорка авторского замысла: драматург подсказывает, с каким настроением нужно играть ту или иную роль, каким движением сопровождать фразу, чтобы по ней одной героя узнавали, спустя многие годы.

Также определенные ограничения накладываются на объем произведения, т.к. оно должно быть представлено на сцене в рамках отведенного времени (максимум до 3–4 часов).

Характеристики драматических произведений

Так как драматические произведения создаются для постановки на сцене, они объединяют в себе черты театрального и словесного искусства.

К основным характеристикам драмы относят:

  • наличие конфликта;
  • диалогичность;
  • привязку к конкретному времени и пространству;
  • обращение к проблемам частной человеческой жизни и социальным вопросам в целом;
  • анализ эмоционально-психологических реакций человека в тех или иных обстоятельствах жизни;
  • отображение этих реакций в форме слов и действий.

Модифицируясь с течением времени, драматическое искусство приобретало черты, характерные для других сфер искусства в ту или иную эпоху.

Авторская речь в драме минимальна и сводится к спискам действующих лиц, к их кратким характеристикам, обозначению времени и места действия; описанию сценической обстановки в начале актов, к комментариям к отдельным репликам героев, указаниям на их движения, жесты, мимику, интонации (ремарки).

Чтобы понять это на конкретном примере, обратимся к трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта».

Разбор трагедии «Ромео и Джульетта» Шекспира

Уильям Шекспир занимает, пожалуй, самое главное место в мировой литературе, этому гениальному драматургу и поэту нет равных и по сей день. “Ромео и Джульетта” – традиционная для эпохи Возрождения трагическая пьеса, повествующая о двух юных влюблённых, принадлежавших к враждующим семействам.

  • Конфликт в ней выражен на уровне противостояния двух семейств: Монтекки и Капулетти. Их вражда приводит к столкновениям отдельных персонажей. Межличностные конфликты придают пьесе дополнительную остроту.
  • Они могут быть показаны внешне (поединки Тибальта, противостояние Ромео и Париса) или намёком (до Джульетты Ромео нравилась Розалина, но на сцене она не появляется, так как чувство к ней было ложным, сиюминутым).
  • Структуру текста образуют диалоги. Главный из них — диалог двух влюблённых, проходящий сквозь сюжет пьесы – нанизывает на себя все остальные диалоги между персонажами.
  • Время и пространство, в котором действуют герои, – средневековая Верона. Там свои представления о чести и бесчестии, должном и невозможном. Поведение героев очень зависит от окружающих обстоятельств.
  • Трагедия посвящена самому сокровенному из человеческих чувств, но при этом касается общечеловеческих проблем: хрупкости бытия, гибельности предрассудков, нелепой силе вражды.
  • Пьеса анализирует все оттенки любовных переживаний: от лёгкой влюблённой до страстной решимости погибнуть вместе с любимым, без которого внешнее существование теряет смысл.
  • Реакции персонажей на происходящее выражены поэтическими монологами, метафорическими обращениями, а также действиями.

Смысл произведения открывается читателю стремительно уже в первом действии: жизнь человека может быть полноценна только тогда, когда у него есть выбор. Тема любви (герои любят, рассуждают о сути этого чувства, философствуют о видах любви) раскрывается разносторонне: любовь матери, любовь к жизни, любовь и брак, страсть, безответная любовь, любовь семейная.

Как написать современную драму?

Историческое развитие жанров и передача философских идей через текст безусловно очень интересные и комплексные явления. Но как же это поможет современному сценаристу создать проект в драматическом жанре по актуальным стандартам индустрии?

  1. Во-первых, из истории драмы как жанра можно увидеть, что она была разная. Драма впитывала в себя разные веяние времён, отражала то проблемы обычных людей, то философские идеи, то креативные взгляды творцов. Потому и сейчас что сериал про психолога, что сериал про детектива, что про шпиона будут, скорее всего, драмами. То есть сейчас драма не ограничена темой или специфическими событиями.
  2. Во-вторых, что точно осталось объединяющим все периоды развития драмы аспектом, так это конфликт внутри произведения. Драма — это не изложение событий, не набор философских концепций, не список исторических дат. Драма — это всегда противостояние противоположностей. Конфликт может быть и внешним, то есть между героем и обществом, и внутренним — между желаниями и целями героя.
  3. В‑третьих, драма всегда отражала современную жизнь человека и показывала такие ситуации, события, конфликты и таких персонажей, к которым может подключиться обычный среднестатистический зритель. Что значит подключиться? Узнать себя в героях, посочувствовать героям, увидеть ту боль, которую испытывал сам.

Для того чтобы мир драмы стал вам понятнее и ближе, попробуйте вслушаться в её горячий и вдохновенный язык. Найдите «своего» героя: Чацкого, Гамлета, Любовь Андреевну Раневскую, Ромео, Нину Заречную. Попытайтесь прожить на сцене их жизни – обязательно узнаете что-то новое о себе.

Источники:

  • Краткая литературная энциклопедия: В 9 томах / Под ред. А. Суркова, В.Жданова, А. Ермакова. М.: Советская Энциклопедия, 1962, Т.2;
  • Словарь русского языка: В 4‑х т. / РАН, Ин‑т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4‑е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

два × 2 =