ФОЛЬКЛОР – сокровищница каждого народа

Фольклор – это устное словесно-музыкальное народное творчество, собранное из народных верований, традиций, легенд и обрядов, выраженное в пословицах и поговорках, сказках и песнях, которые передаются от уст в уста из поколения в поколение.

Фольклор

Термин пришел к нам из английского языка «folk-lore», что означает буквально «народная мудрость». Это понятие впервые ввел британский антиквар и писатель Уильям Джон Томс (1803–1885) в 1846 году.

Из народа – в литературу и культуру

В широком смысле фольклор — это духовная культура того или иного народа. Она существует в форме словесных текстов, музыки, танца, народного театра, декоративно-прикладного творчества. Ключевая единица фольклора — обряд — сочетает разные проявления народной культуры.

Например, филологи изучают словесные формулы, произносимые при свадебном обряде, тексты свадебных песен. Музыковедов интересуют мелодии, а хореографы фиксируют движения свадебных плясок. Этнографы записывают суеверия, связанные со свадьбой, собирают предметы свадебного быта: костюмы, украшения, подарки, которые принято дарить молодоженам.

Произношение слова фольклор иногда вызывает споры. Но всё же различные составители словарей в основном сходятся во мнении, что оба варианта произношения (“фольклёр” и “фольклор”) допустимы, с ударением в обоих случаях на последний слог.

В первобытном обществе не было четкого разделения на музыку, танец, живопись, поэзию и эпос. Искусство существовало как единый комплекс ритуальных действий. Такое слияние жанров и форм называется синкретизм. Известные сегодня народные сказки, песни, описания обрядов — это осколки древнейшего синкретичного мировоззрения.

Для мировой науки фольклор не представлял интереса вплоть до XVIII века, хотя сохранились еще древнеримские записи сказок и пословиц. В 1737 году автор первой «Истории Российской» Василий Татищев рекомендовал записывать народные обычаи и произведения устного народного творчества.

В это же время Михаил Ломоносов завершал реформу российского стихосложения, начатую Василием Тредиаковским. Определить гармоничные для русского языка стихотворные размеры помогло изучение народных песен.

В середине XVIII века мастер уральского Невьянского завода сказитель Кирша Данилов составил по заказу хозяина завода Прокопия Демидова сборник устного народного творчества. «Сборник Кирши Данилова» стал первой значительной коллекцией русского фольклора.

В XIX веке народные песни и сказки собирали многие литераторы и музыканты: Василий Жуковский, Александр Пушкин, Николай Гоголь, Владимир Даль, Михаил Глинка, Петр Чайковский, Милий Балакирев, Анатолий Лядов.

Современная фольклористика изучает старинные и новые, актуальные проявления народной культуры. Фольклор продолжает развиваться в естественных условиях: в наши дни существуют фольклор военнослужащих, детский фольклор, городской фольклор и т.д.

Особенности фольклорных произведений

Внимательно вчитавшись в определение, можно выделить несколько важных признаков фольклора:

  • Историчность. Произведения народного творчества рождаются в глубине веков и постепенно отшлифовываются, обретая новые варианты, формы и оттенки значений.
  • Коллективность. Рождение новой песни или сказки нельзя считать состоявшимся, если она не была воспринята множеством слушателей-исполнителей. Её создают и рассказывают многократно, передавая из уст в уста. Окончательная оценка и последующая обработка фольклорного произведения возможна лишь в коллективе.
  • Анонимность. Фольклорные произведения рождаются общими усилиями – выделить одного автора невозможно. Имя того, в чьей голове впервые созрела та или иная выдумка, скрыто. Оно не имеет значения, так как мысли и образы общедоступны и всенародны.
  • Вариативность. Любое народное творение имеет несколько вариантов исполнения. Например, у сказки «Царевна-лягушка» насчитывается более 20 вариантов. В одном из них у царевны появляется неизвестный Жених, к которому она улетает, в другом действует Кощей.
  • Повторяемость (цикличность). Модель фольклорного времени – это круг, колесо. События сменяют друг друга в строго определённой последовательности, начало сходится с концом, сиюминутность сливается с вечностью.
  • Кумулятивность. Это непривычное для слуха слово означает, что фольклор вбирает в себя лучшее, чем живёт душа народа, нации. Он сохраняет традиции, воспевает идеалы, передаёт ценнейшую информацию о прошлом и будущем через особые культурные коды.

Для композиции русских фольклорных произведений типично присутствие: присказки, запева, замедления действия, троичности событий и тавтологии, эпитетов, гипербол и др.

Русский фольклор – основные жанры

Мы знакомимся с произведениями русского фольклора ещё в самом раннем детстве. Это — русские народные сказки, загадки, пословицы, поговорки и др.

Например, такие незабываемые сказки, как: “Петушок — золотой гребешок”, “Курочка Ряба” или “Колобок”.

Родители, бабушки и дедушки читают нам книжки народного творчества, прививая любовь к героям нашей культуры. А им их читали или же рассказывали по памяти ещё их родители или же их бабушки и дедушки, а до них были предыдущие поколения.

Дети постарше уже в школе знакомятся с приключениями великих русских богатырей и других героев, авторы которых неизвестны.

Жанры русского фольклора делятся на:

Эпические произведения

В отличие от литературных произведений эпические ещё делятся на стихотворную и прозаическую форму. Это:

  • былины (исторические древнерусские эпические пecни-сказания, воспевающие богатырские подвиги);
  • бывальщины (краткий вербальный рассказ о как будто реальных событиях, схож с “городской легендой”);
  • былички (рассказ “очевидца” о якобы реальной встрече с нечистой силой);
  • небылицы;
  • поговорки;
  • сказки;
  • исторические песни;
  • предания;
  • легенды;
  • сказы;
  • пословицы.

Для разного жанра фольклора характерно и разное содержание: былины рассказывают о подвигах богатырей, а исторические песни — о деяниях героев исторических событий.

Таблица Эпические фольклорные жанры

Название

Описание

Пример

Былина

Произведение о богатырях и народных героях. Былине присущ особый песенно-эпический способ отражения действительности и соответствующая композиция: запев, зачин, основная часть, концовка.

“Добрыня и Змей”, “Илья Муромец и Соловей-разбойник”

 

Сказка 

Прозаическое повествование с элементами фантастики и авантюризма.

“По щучьему веленью”, “Маша и три медведя”

Песня историческая

Лиро-эпическое произведение, отражающее все ключевые моменты истории.

“Пётр Первый и молодой драгун”

Предание

Устный рассказ в эпическом роде о реальных или возможных событиях прошлого. Иногда основан на рассказах очевидцах. Данный жанр из-за примесей вымысла близок к сказке и легенде.

“Воцарение Ивана Грозного”, “Царь Пётр и солдат”

Легенда

В основе этого эпического жанра лежит фантастический образ, чудо. Может совмещать в себе элементы мифа, предания и сказки. Легенды делят на религиозные и социальные.

«Илья-пророк и Никола», «О Ное Праведном»

Сказ

Повествование о событиях от лица рассказчика, не совпадающего с автором. Лексически, синтаксически, интонационно ориентирован на устную речь.

 

“Артемов ключ”, “Еремеево слово”

Пословица

Образное выражение с поучительным характером.

“Не зная броду, не суйся в воду.”

“Краткость — сестра таланта.”

Поговорка

Образное выражение с оценкой действия, поступка, человека.

“Что в лоб, что по лбу”,

“Терпенье и труд всё перетрут”.

 

В разных жанрах существует свой тип персонажа: в былинах герои — богатыри, а в сказках — например, Иван-дурак и Баба Яга.

Лирические произведения

Это: частушки, колыбельные, обрядовые, семейные и любовные песни, похоронные причитания.

Песни весьма разнообразны как по мелодическому, так и по образно-поэтическому строю. Большинство песен изображают эмоциональные состояния (любовные, семейные и др.), но для некоторых характерно повествовательное начало, сближающее их с эпическими произведениями.

Важнейшей жанровой особенностью частушек является диалогичность, определяющая композицию и особенности исполнения. В конце 20 века частушки стали заменять песни в некоторых традиционных обрядах (свадебных, календарных и др.).

Таблица Лирические фольклорные жанры

Название

Описание

Обрядовая поэзия

Поэзия, сопровождающая календарные события (колядки, веснянки, подблюдные песни), семейные (свадьбы, крещение, рождение, похороны).

Любовные песни

Повествуют о взаимоотношениях влюбленных.

Семейные песни

Отражают сложные семейные взаимоотношения (отношение свекрови, мужа, жены и т.п).

Бытовой

Подразделяются на заклички (обращения к природе) и приговорки (обращения к животным).

Детский

Песни, выражающие любовь матери или описывающие игры детей (считалки, молчанки, дразнилки, мирилки).

Потешный

 

Заключает в себе шуточные мотивы. Подразделяется на поддевки (игра слов), скороговорки, загадки.

Лирика напрямую связана с поэзией. В фольклоре лирика тесно связана с музыкой, т.е. песнями.

Драматические произведения

Это: народные драмы. Народный театр – совокупность явлений фольклорного театра. Истоки его – в народной игровой культуре, огромную роль в формировании которой сыграли скоморохи, и традициях профессионального театра 17–18 вв.

Чтобы представить фольклорные драматические произведения, надо увидеть народный ярмарочный театр «раек». Тексты для него писались особым стихом – раешником. Рождественские мистерии, балаганные комедии, шаржи, бытовые зарисовки – всё это народная драма.

Таблица Драматические фольклорные жанры

Название

Описание

Пример

Игры

Хороводные игры на брачные темы, бытовые. Песенный текст чаще проигрывался для пояснения развитого драматического действия.

“А мы просо сеяли”, “По-за городу гуляет царевич-королевич”

Народный театр

Подразделяется на театр живого актера, народную драму, театр кукол (раек, вертеп, Петрушка).

Раек – представление из картинок на небольшом ящике с отверстиями.

Вертеп – рождественское кукольное представление на двухэтажном ящике.

Театр Петрушки – представления, проводимые куклой — шутом.

“Царь Максимильян”, “Комедия о царе Максимильяне и непокорном сыне его Адольфе”

Обряды

Деревенские хороводы, проводимые на масленицу, на рождество, в русальную неделю, на Иванов день.

-

Фольклор разных стран отличается, но при этом имеет много общего. Это связывают с географической близостью, экономическими взаимоотношениями или другими связями, что повлекло за собой межкультурный обмен.

Обрядовый и необрядовый фольклор

Народное творчество всегда функционально, оно не рождается из ниоткуда и всегда имеет чёткую цель. Учёные предлагают разделять произведения фольклора на следующие типы:

  • Обрядовые;
  • Необрядовые.

В первом типе описывается повторение ритуальных действий, значимые для многих поколений жизненные события. Обрядовый фольклор делится на семейный и календарный. Первый касается вех семейной жизни: сватовства и свадьбы, рождения детей, смерти родственников. Он широко представлен венчальными и погребальными песнями, причитаниями, заговорами.

Отдельно стоит детский фольклор с его колыбельными, потешками, пестушками.

Необрядовый фольклор приурочен к календарному кругу крестьянской жизни: смене времён года и хозяйственной деятельности труженика-земплепашца. Каждое событие цикла сопровождается особыми песнями: колядками, закличками, запашками и т. д.

К необрядовым жанрам относятся былины, сказки, частушки, загадки, пословицы, поговорки.

Примеры фольклорных произведений

В отличие от письменной литературы у фольклора устный характер исполнения. Фольклорные произведения исполняли гусляры и скоморохи. Хороший сказочник знал на память до десяти произведений. Естественно, чтобы запомнить и воспроизвести какое-нибудь произведение, народ выработал свои подсказки.

Примеры фольклорных произведений:

Считалки

Вышли мыши как-то раз

Посмотреть который час.

Раз-два-три-четыре,

Мыши дернули за гири.

Тут раздался страшный звон –

Разбежались мыши вон.

***

За морями, за горами,

За железными столбами,

На пригорке — теремок,

На дверях висит замок.

Ты за ключиком иди

И замочек отомкни.

Закличка

Солнышко, снарядись!

Красное, покажись!

Выйди из-за тучи,

Дам орехов кучу!

Морозушка-Мороз!

Не тяни домой за нос,

Не стучи, не балуй,

А на окнах рисуй!

Огуречек, огуречек,

Не ходи на тот конечек:

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

Потешка

Баюшки-баюшки,

Скакали горностаюшки.

Прискакали к колыбели

И на Машу поглядели.

И сказал горностай:

«Поскорее подрастай!

Я к себе тебя снесу,

Покажу тебе в лесу

И волчонка, и зайчонка,

И в болоте лягушонка,

И на елке кукушонка,

И под елкою лису».

Прибаутка

Три козы траву косили

По лугам-лужочкам,

По зелёным кочкам.

Козушки молоденькие,

Хвостики коротенькие.

Частушки

На качелях я качалась,

Под качелями вода.

Мое платье голубое

Окуналося туда.

***

Ох, кошка, брысь!

На-порог не садись:

А то миленький пойдет

Спотыкнется — упадет.

Примером фольклорного музыкального произведения можно назвать такую известную и любимую всеми нами песню, как “Во поле берёза стояла”. Авторство этой песни уже давно потеряно с веками, а слова и мелодия передавались из поколения в поколение, пока она не дошла и до наших времён мобильных телефонов и интернета.

Читайте также: Фабула произведения – что это и чем отличается от сюжета.

Таким образом, фольклор – это историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания.

Фольклор зародился в древние времена, когда еще не существовало письменности и передавался из уст в уста. Он совмещал в себе все виды искусства: литературу, музыку, танец, театр и многое другое.

Источники:

  • Алексеев Э. Е. Фольклор в контексте современной культуры: рассуждения о судьбах народной песни. — М.: Советский композитор, 1988.
  • Еникеева А. Р. Этнопедагогический потенциал музыкального фольклора в системе народной художественной культуры. — М.; Берлин: Директ Медиа, 2017.
  • Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 435—437. — 1596 с. — ISBN 5–93264–026‑
  • Мелетинский Е. М., Неклюдов С. Ю., Новик Е. С. Статус слова и понятие жанра в фольклоре / П. А. Гринцер. — Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. — М.: Наследие, 1994.
  • Румянцева С. Нравственность в русской народной премудрости и иносказательности. — LAP Lam­bert Aca­d­e­m­ic Pub­lish­ing, 2012. — ISBN 978–3‑659–21493‑6.
  • Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974.
  • Словарь русского языка: В 4‑х т. / РАН, Ин‑т лингвистических исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4‑е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;
  • Толковый словарь русского языка. Т. 3. П – Ряшка / гл. ред.: Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков; под ред. Д. Н. Ушакова. – Москва: Государственное издательство иностранных и национальных слов., 1939.
Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

13 + восемь =