Что такое ГРАДАЦИЯ и примеры использования

Градация – это размеренная последовательность, как правило нарастающая, при переходе от одного к другому. Само по себе это слово должно быть многим знакомо. Оно имеет латинские корни, а переводится «gra­da­tio» как «постепенное повышение».

Градация что это

С этим термином мы знакомимся еще в школе на уроках математики, когда перечисляем числа в порядке возрастания. Также этим термином описывают различные предметы, которые меняются в размерах и тем самым создают ряд «от меньшего к большему».

Например, наручные часы – будильник – часы с кукушкой; чайная ложка – десертная ложка – столовая ложка.

Составлять градацию могут отдельные слова, словосочетания, целые фразы. А бывает, что вся композиция произведения построена на градации. Например, в сказках нередко похожие события повторяются трижды, становясь все более драматичными.

Градация как приём в литературе

Предыдущие примеры в целом должны быть понятны большинству людей, но оказывается, что термин «градация» активно используется и в литературе. Суть остается неизменной:

Градация в литературе – это художественный прием, который заключается в наращивании смысла и значимости отдельных слов или целых словосочетаний. Позволяет создать более яркий образ и акцентировать внимание на конкретных моментах повествования.

Другими словами, литературная градация — это нанизывание однотипных синтаксических единиц (слов, фраз, предложений), при котором их значимость и эмоциональность возрастают либо убывают.

Это ряд однородных слов или выражений (образов, сравнений, метафор и т. п.), последовательно нагнетающих, наращивающих или, наоборот, понижающих смысловую или эмоциональную значимость.

Примеры из литературы. 

Один из самых ярких и знакомый многим пример градации можно найти в сказке Александра Сергеевича Пушкина «О золотой рыбке». Вспомните пожелания старухи, как она хотела получить все больше и больше:

«Не хочу быть черной крестьянкой,

Хочу быть столбовой дворянкой…

 

Не хочу быть столбовой дворянкой,

А хочу быть вольной царицей…

 

Не хочу быть вольной царицей,

А хочу быть владычицей морскою…»

 

Это тот случай, когда на градации строится все произведение. В этом плане сказка Пушкина является уникальной.

Чаще всего превосходные степени одного слова или действия расположены в одной или соседней строчке. В качестве примера приведем одно из самых известных стихотворений Сергея Есенина:

«Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охвачен,

Я не буду больше молодым».

Здесь примером градации является первая строчка. С помощью глаголов «не жалею, не зову, не плачу» поэт хочет показать, насколько сильно он мог бы грустить об уходящих годах (хоть и не делает этого). А расположение именно в такой последовательности лишь усиливает потенциальную скорбь.

Во многих случаях ощущение градации связано не столько со смысловым нарастанием, сколько с синтаксическими особенностями строения фразы. Так, в начале стихотворения Тютчева „Malar­ia“

— «Люблю сие, незримо 

Во всем разлитое, таинственное зло — 

В цветах, в источнике, прозрачном, как стекло, 

И в радужных лучах, в в самом небе Рима!»

 — сами по себе более или менее равносильные образы цветов, источника, лучей и неба образуют нарастающий ряд, главным образом, благодаря тому, что первый образ выражается одним словом — общим понятием, во втором выделяется существенный признак.

А третий и четвертый начинаются с анафорического и, повышающего интонацию, которая достигает кульминации своей в усилительном прилагательном «самый», предваряющем последний образ.

Строго проведенная многочленная градация встречается не очень часто. Между двумя крайними пунктами нарастание обычно идет волнистой линией, последующее выражение уступает часто в силе предыдущему, или даже все промежуточные выражения могут быть более или менее равносильными, образуя простое перечисление.

В последнем случае бывает иногда, что эффект градации как бы дается в возможности, так что в декламации он может совершенно закономерно осуществиться.

Насколько фигура градации, столь родственная мелодическому нарастанию в музыке, тесно связана именно с мелодикой фразы, видно из таких примеров, где очевидное смысловое нарастание не поддержано в достаточной мере ритмико-синтаксическим строением, и потому градация не ощущается, как таковая.

Например, у Жуковского:

«Были и лето и осень дождливы, 

Были потоплены пажити, нивы,

Хлеб на полях не созрел и пропал, 

Сделался голод, народ умирал».

Градация может служить принципом архитектоники для целого стихотворения. Например, одно из стихотворений Тютчева образует ясную строфическую градацию своими анафорами в начале каждой строфы:

«Восток белел…

Восток алел…

Восток вспылал…»;

или у Фета стихотворение «Я пришел к тебе с приветом».

Подобным же образом мы можем наблюдать градацию в сюжетном строении более крупных литературных жанров, сказок, новелл и пр., напр., в народной сказке «Мена» (у Афанасьева, параллели у бр. Гримм, Андерсена и др.), в повести Леонида Андреева «Жизнь Василия Фивейского», в библейской истории Иова и т. п.

Виды градации с примерами

В литературе используется два варианта градации:

  • Один из них более распространенный, когда каждое последующее слово усиливает предыдущее (восходящая градация).
  • А другой, наоборот, уменьшает значение (нисходящая).

Восходящая градация (та, которая усиливает) называется климаксом, а нисходящая – ее обратное значение – антиклимаксом.

Термин этот также иностранный, но имеет древнегреческие корни. Так, слово «κλῖμαξ» буквально означает «лестница», что очень верно отражает суть этого художественного приема.

Примеры восходящей градации:

Путеец подскочил к нему и, поднимая вверх кулаки, готов растерзать, уничтожить, раздавить его.

(А.П. Чехов)

В заботе сладостно-туманной

Не час, не день, не год уйдет…

(Е.А. Баратынский)

Не думай сбежать!

Это я вызвал.

Найду.

Догоню.

Доконаю.

Замучу!

(В.В, Маяковский)

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу к ним бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге.

Минута, и стихи свободно потекут.

(А.С. Пушкин)

В последнем примере Пушкин, и снова пример немного нестандартной градации. В данном случае поэт усиливает не значение какого-то отдельного слово. Он рассказывает целую цепочку событий, которые приводят к «рождению» стихотворений.

Примеры нисходящей градации:

Никто не даст нам избавленья,

Ни бог, ни царь и ни герой. 

(текст «Интернационала»)

Все грани чувств,

Все грани правды стёрты

В мирах, в годах, в часах.

 (А. Белый)

Настанет день — печальный, говорят! —

Отцарствуют, отплачут, отгорят… 

(М.И. Цветаева)

Присягаю ленинградским ранам,

Первым разоренным очагам.

Не сломлюсь, не дрогну, не устану,

Ни крупицы не прощу врагам. 

(О.Г. Бергольц)

Еще раз подчеркнем, нисходящая градация, или антиклимакс, встречается не так уже часто в произведениях. Но, как и у восходящей – ее основная цель усиливать образ и делать эпизод более эмоциональным.

Градация может встречаться и в пословицах. Например, известная фраза «Пришел, увидел, победил». Также сюда можно отнести выражение «Мал, мала, меньше», которое является примером антиклимакса.

Климакс и антиклимакс

Итак, восходящая, или прямая, градация называется климаксом, а вид убывающей градации — антиклимаксом. Чаще писатели используют прямую градацию.

Например у Блока:

       «Но чернеют пламенные дали —

       Не уйти, не встать и не вздохнуть» (климакс),

       у Белого:

   «Все грани чувств, все грани правды стерты:

       В мирах, в годах, в часах» (антиклимакс).

 Впечатление градации усиливается особым ритмико-синтаксическим строением, часто — анафорой. Так у Бальмонта:

       «Люблю тебя капризною мечтой,

       Люблю тебя всей силою души,

       Люблю тебя всей кровью молодой,

       Люблю тебя, люблю тебя, спеши

Иногда средние члены градации по своему логическому значению не образуют строгого нарастания, но благодаря мелодии стиха, синтаксическим его особенностям, получается впечатление градации, которое в этом случае более явственно при декламации.

Например, у Тютчева:

       «…Люблю сие, незримо

       Во всем разлитое, таинственное зло —

       В цветах, в источнике прозрачном, как стекло,

       И в радужных лучах, и в самом небе Рима».

И обратно, смысловое нарастание, не поддержанное ритмико-синтаксически, не дает достаточного ощущения градации.

Например, у Жуковского:

       «Были и лето, и осень дождливы,

       Были потоплены пажити, нивы,

       Хлеб на полях не созрел и пропал,

       Сделался голод, народ умирал».

Примером климакса являются слова из речи Демосфена:

«Я не только заявил, но и написал свое предложение, не только написал, но и отправился послом, не только отправился послом, но и убедил фиванцев, нет, — я прошел через все испытания от начала до конца и отдавал себя за вас решительно во всех обступивших государство опасностях». (Демосфен. За Ктесифонта о венке).

Традиционно считается, что Цицерон подражает Демосфену, используя климакс при защите Милона:

«И ведь он предстал не только перед надрдом, но и перед сенатом, и не только перед сенатом, но и перед вооруженной охраной, выставленной государством, и доверился не только ей, но также и власти того человека, которому сенат давно доверил все государство, всю молодежь Италии, все вооруженные силы римского народа». (Цицерон. В защиту Тита Анния Милона).

Антиклимакс обычно выражает собой и иронию. Вот жалоба пьяницы и бретера Малартика:

«У меня не было ни одного заказа ни на ловушку, ни хотя бы на пустяковое похищение, ни на самое плевое убийство». (Т. Готье. Капитан Фракасс).

Деметрий в трактате «О стиле», рассматривая пример климакса, отмечал, что эта фигура создает впечатление, «будто говорящий поднимается со ступеньки на ступеньку все выше и выше», а если дать лишь изложение событий, то в нем «не будет силы».

Автор «Риторики к Гереннию» считает, что особую прелесть Г. придает «частота повторений предшествующего слова». Но, как справедливо предупреждал Квинтилиан, в Г. «искусственность более очевидна и подчеркнута, а потому эту фигуру следует реже применять».

Использование градации в других сферах

О градациях в литературе мы рассказали. А в начале этой статьи привели и простейший пример градации в математике. Но только этими сферами данный прием не ограничивается:

В живописи

В данном случае речь идет о различных тонах одного цвета, которые применяются при написании картин. Именно поэтому градацию в изобразительном искусстве часто называют «цветовой». Один из ярких примеров – картина Н.П. Крымова под названием «Изменение отношений по цвету и по тону в пейзаже в разное время суток».

В музыке

Это можно назвать «звуковой градацией», хотя существуют свои особые термины, которые некоторым могут быть известны. Речь о «крещендо», которым обозначают постепенное увеличение громкости звуков, и о «диминуэндо» — наоборот, затихание звука.

Градация в кино

В кинематографе

Иногда примеры градации встречаются в названиях фильмов. Например, можно вспомнить известную комедию с Джимом Керри «Тупой и еще тупее».

В рекламе

Суть градации – усилить рассказ о товаре, чтобы он еще больше заинтересовал потенциальных покупателей. Например, в рекламе стиральных машин встречались такие слова:

«Когда она работает, ее не замечаешь. Она практически бесшумная. Рядом с ней сможет спать даже кошка».

Тут с каждой новой фразой все больше внимания уделяется главной характеристике стиральной машины, которая превосходит аналоги.

В торговле

Возьмем для примера качество продуктов в любом супермаркете. Это проявляется в надписях на упаковке, например, «товар первой категории» или «товар второй категории».

Как определить градацию в предложении?

Если в предложении есть слова или выражения, которые расположены друг за другом и каждое следующее слово увеличивает или уменьшает значимость, эмоции, выразительность предыдущих, то перед нами градация.

Для создания градации могут использоваться градационные союзы. Это такие союзы, которые ещё больше обращают внимание на значимость последующих слов:

    • мало того что… (так) ещё (и);
    • не только… но и;
    • не столько… сколько;
    • скорее… чем;
    • а то и…;
    • не просто… а;
    • не то чтобы… но.

Их внимание привлекли не столько украшения из золота и серебра, сколько внушительная горка бриллиантов в центре”.

Михаил Шторм

Мало того, что она была девчонкой, что уже само по себе недостаток, так она была ещё и болтливой девчонкой!”.

Астрид Линдгрен

Люди скорее являются жертвами, нежели виновниками этих изменений”.

Мэтт Ридли

Градация может создаваться с помощью интонации, как в стихотворении М. Лермонтова. Анафора (повторение одних и тех же слов в начале строф) создаёт ощущение ожидания чего-то, нарастания эмоций.

Когда волнуется желтеющая нива

И свежий лес шумит при звуке ветерка…

Когда росой обрызганный душистой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой…

Когда студеный ключ играет по оврагу…

…Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога…”.

Или же с помощью повтора:

Гулял по улице щенок —

Не то Пушок, не то Дружок…

Гулял, гулял, гулял

И вырос”.

В. Левин

Таким образом, градация в литературе — это средство художественной выразительности, фигура речи, в которой один предмет описывается последовательно несколько раз. Этот прием писатели и ораторы используют, чтобы повысить или снизить эмоциональное напряжение, сосредоточить внимание читателя или слушателя на конкретном слове или выражении.

Источники:

  • Русский орфографический словарь / Под ред. В. В. Лопатина, О. Е. Ивановой. — 4‑е изд., испр. и доп. — М. : АСТ-Пресс Книга, 2012;
  • Гаспаров М.Л. Градация // Литературный энциклопедический словарь.— М., 1987;
  • М. Петровский. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2‑х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925
  • Деметрий. О стиле // Античные риторики.— М., 1978; Квинтилиан. Двенадцать книг риторических наставлений: В 2‑х частях. — СПб., 1834;
  • Жирмунский В. М., Композиция лирических стихотворений, П., 1921; Томашевский Б., Теория литературы, изд. 4‑е, Гиз, Л., 1928.
Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

один + 3 =