ИДИЛЛИЯ в литературе – понятное объяснение

Идиллия в литературе – это поэтические произведения, воспевающие простую жизнь пастухов, рыбаков, селян, полную чистоты и невинности. В современном мире данный термин употребляется для обозначения простой беззаботной мирной жизни, полной любви и нежности, без тяжелых забот и борьбы.

Идиллия

В Древней Греции («εἰδύλλιον» — «картинка») идиллией называли одну из форм буколики в античной поэзии и европейской литературе. Такие произведения рисовали эпизоды или обстановку мирной, нередко семейной жизни на лоне природы, уделяя особое внимание описанию счастливых любовных переживаний.

Становление и развитие жанра

Под идиллией подразумевается род искусственной (не народной) поэзии, средний между эпосом и лирикой, иногда с присоединением драмы. Содержание идиллии составляют настроения, мысли и обыденный быт простых людей, приходящих в непосредственное общение и coприкосновение с природой.

Сюжет всякой идиллии дает поэту возможность провести параллель между утонченной жизнью города и деревенским образом жизни, а также — делать воззвание к возвращению горожанина на лоно природы и к естественности в сфере людских отношений.

Идиллия возникает позднее остальных родов литературы. Ее зачатки мы встречаем в литературе восточных народов. Уже в Библии попадаются книги с оттенком идиллическим (Руфь) или буколическим (Песнь Песней).

Идиллия как самостоятельный род поэзии, развилась в Греции, в позднейший, александрийский период литературы, когда, с потерей политической и национальной свободы, в поэзии стали преобладать индивидуалистические мотивы.

Идиллию в Древней Греции обычно связывают с именами поэтов Феокрита (III в. до н. э.), Мосха (III в. до н. э.), Биона (II в. до н. э.)

Одновременно с эротической лирикой появилась идиллия, зачатки которой давно уже таились в народном творчестве. Уже сицилийский лирик Стезихор (ок. 610 до Р. Х.) подражал пастушеским песням, воспевая любовь и трагическую смерть Дафниса.

Идиллия в европейской литературе

С пробуждением интереса к античной словесности во время Возрождения ожила и идиллия. Саннацаро, в подражание Вергилию, пишет идиллические тексты “Аркадия” (1502 г.), в двенадцати эклогах; поэт воспевает сельский быт и свою несчастную юношескую любовь. Его примеру последовал Аламанни (1495–1556).

Опять появилась буколическая, пастушеская поэзия. Лучшей пасторалью в свое время считалась “Аминта”, Тассо, в подражание которой Гварини написал своего “Верного пастуха” (Il pas­tor fido). Как только пастораль стала средством для прославления высокопоставленных лиц, этот новый род идиллии пришел в упадок.

Из Италии идиллия в конце XVI в. перешла во Францию, через посредство Ронсара и его кружка. Во французской литературе XVII века идиллия приняла приторно-слащавый, с примесью низкопоклонства характер, благодаря влиянию двора Людовика XIV.

В Германии И. возникла в виде пасторали. В XVIII в. появляется идиллия в виде подражания французским образцам; создатель ее — Геснер, как автор “Idyllen”, считавшихся вполне национальным продуктом до разоблачений Гердера.

В Англии, Джемс Томсон (1700–1748) своими “Временами года” (The Sea­sons) сделал первый опыт новой, самобытной и народной идиллии: его пейзаж — настоящий северный пейзаж со всеми оттенками в переходах от осени к зиме и от зимы к лету, а его герои — не слащавые пастушки, а настоящие английские крестьяне.

Поворот в сторону художественного реализма, сделанный литературой XI X в., отразился и на Идиллии, которая становится вполне самостоятельной и принимает национальный отпечаток. Самый род И. расширяется: появляется идиллическая народная лирика, примером которой могут служить “Алеманские стихотворения” Гебеля и знаменитая идиллическая поэма Гете: “Герман и Доротея”.

Идиллия Гете “Der neue Pau­sias” (известная русским по переводу А. Майкова: “Поэт и цветочница”) рисует милую и болтливую юную пару влюбленных, вспоминающих всю историю своей любви; это — не подражание, но самостоятельное воспроизведение античной жизни.

Предметом идиллиии  XIX в. становится выражение всякого непосредственного и сильного, природного чувства. У Мюссе, под названием “Idylle”, передан спор двух друзей о любви, при чем один понимает ее в идеалистическом, а другой — в материалистическом духе (отголосок “Жнецов” Феокрита).

Идиллический элемент стал весьма значительной составной частью нового романа, особенно со времени обращения литераторов к сюжетам из народной жизни. Много идиллических сюжетов в романах Ауэрбаха — в Германии, Диккенса — в Англии, Жорж Санд — во Франции.

Идиллия в русской литературе

В Poc­cии идиллия появилась в виде подражания и перевода, в XVIII в. Сумароков, Княжнин, Владимир Панаев усердно переводили и переделывали французскую И. В 1777 г. вышли “Георгики” Вергилия, в переводе В. Рубана; к 1788 г. относится перевод неизвестного автора: “Златый век Дафниса”, Геснера.

Воейков перевел “Сады или искусство украшать сельские виды”, Делиля (1816), а также эклоги Вергилия, Мерзляков — идиллии Дезулиер (1807).

В XIX веке русская идиллия сделала новый шаг в своем развитии, благодаря Гнедичу, воспроизводившему античные образцы и избегшему подражания французским идиллиям Жуковский и Карамзин, благодаря сантиментальному направлению их поэзии, ничего нового в этой сфере не создали.

Пушкин, специально идиллические сюжеты не писавший, дал, однако, несколько образцов идиллической лирики (в своих стихотворениях, описывающих деревенскую жизнь) и идиллического эпоса (в своих поэмах, изображающих простонародный быт русских крестьян и кавказских горцев).

А. С. Пушкин окончательно упразднил буколическую поэзию своих предшественников.

Образцом новой идиллии может служить “Рыбная ловля” Майкова, в которой мастерски описаны настроения, вызываемые местным пейзажем средней полосы России. Идиллический элемент играет большую роль в новом русском романе; народничество благоприятствовало развитию этого элемента (“Рыбаки” Григоровича, “Устои” Златовратского).

Очерк Тургенева “Бежин луг” (в “Записках охотника”) — образец идилии в прозе: необыкновенно гармонически слилась в этом произведении романтика летней ночи и поэзия разговоров крестьянских мальчиков.

В новейшее время это узкое значение размывается, и идиллией часто называют произведения о мирной жизни влюблённой пары («Старосветские помещики» Гоголя), или даже о мирном патриархальном быте вообще, не обязательно сельском.

Цитаты из русской классики

После того, как значение нам себя явило, наступила пора посмотреть цитаты из русской классической литературы с эти словом:

Райский, не шевелясь, смотрел .. на всю эту сцену, на девушку, на птиц, на девчонку. Так и есть: идиллия … я знал … Какая простота, какая прелесть!

И. А. Гончаров, «Обрыв».

В нем [селе], разморенная предвечерним солнцем, была та ни с чем не сравнимая тишина, которая бывает в сельском месте после уборки урожая, полноправно царила тут сельская идиллия.

Виктор Астафьев, повесть «Веселый солдат».

Безмятежней аркадской идиллии

Закатятся преклонные дни…

Н. А. Некрасов, «Размышления у парадного подъезда».

В нежности не уступят они эклогам известного Виргилия, в красоте воображения далеко превосходят они идиллии г‑на Сумарокова. И хотя в щеголеватости слога и уступают новейшим произведениям наших Муз, но равняются с ними затейливостию и остроумием.

Пушкин А. С., «История села Горюхина».

Идиллия нынче не в моде, и я сам вовсе не люблю ее. 

Р. Н. Чернышевский, «Что делать».

В эти дни он [Никитин] принимал участие в наивной, но необыкновенно приятной жизни, напоминавшей ему пастушеские идиллии.

А. П. Чехов, «Учитель словесности».

Всюду виднелись .. черные безлиственные сады и по временам дачи с закрытыми ставнями. Я побродил еще с полчаса и почувствовал, что идиллия идет к концу. 

А.В. Дружинин, «Заметки петербуржского туриста».

В этом роде много писали у нас в конце прошедшего столетия; тогда появились и идиллии, и элегии, и песни, взятые из народного быта, но страшно украшенного, т. е. искаженного.

Добролюбов Н. А., «А. В. Кольцов»

Гоголь в своем рвении религиозно-нравственного учительства предложил свою теократическую утопию, патриархальную идиллию.

Бердяев Н. А., «Русская идея».

Я читал наизусть отрывки из моего перевода 8‑й сатиры Буало; прочел также мою русскую идиллию «Рыбачье горе», которую Писарев очень любил.

Аксаков С. Т., «Литературные и театральные воспоминания».

Пример из жизни:

Может быть, странный пример, зато узнаваемый. Идиллия, конечно, встречается в жизни, но не так часто, как в рекламе. Когда нам хотят что-то продать, то предлагают не столько товар, сколько идеалистическую картину того, как покупатель будет жить, если потратит свои кровные на новый пылесос, телевизор или машину. Конечно, это обман, ничего не изменится, но клиент каждый раз заглатывает наживку.

Таким образом, в современном мире термин «идиллия» вышел за пределы крестьянского быта и может означать, например, произведение о мирной жизни влюблённой пары. В повседневной речи «идиллией» могут называть нежную и невинную любовь. А также состояние восхищения от очаровательного мирного пейзажа.

Источники:

  • Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 287—290. — 1596 с. — ISBN 5–93264-026‑X.
  • Попова Т. В. Буколика в системе греческой поэзии // Поэтика древнегреческой литературы. М., 1981.
  • Чешихин В. Е. Идиллия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

один × 2 =