Что такое летопись как жанр литературы?

Летопись – это особый жанр, характерный для литературы Руси. Летописные тексты также можно встретить в национальной литературе Чехии, Украины, Беларуси, Польши, Латвии и Литве. Наиболее распространенными являются древнерусская и древнепольская летописи.

Летопись – это особый жанр

Эти письменные источники содержат главный объем информации о нашем прошлом, который никакие артефакты не заменят. Так вот, что же такое летопись, сколько их и что они собой представляют?

Почему ЛЕТОпись, а не ЗИМАпись?

Летопись (или летописание) — исторический жанр, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий. Запись событий каждого года в летописях обычно начинается словами: «в лѣто …» (то есть «в году …»), отсюда название — летопись.

В Византии аналоги летописи назывались хрониками, в Западной Европе в Средние века анналами и хрониками.

Источник: Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. ISBN 5–93264-026‑X.

Наиболее древние русские летописи — монаха Лаврентия (Лаврентьевская летопись, судя по приписке − 1377 г.), и Ипатьевская XV века (по названию Ипатьевского монастыря под Костромой, где она хранилась); но в основе их более древний свод начала XII века. Свод этот, известный под именем «Повести временных лет» является первой Киевской летописью.

Летописи, в отличие от хроник и анналов, содержат исторические документы, устные предания (часто мистического характера) и выдержки из предыдущих хроник в сочетании с текстом самого летописца.

Источник: Д.С. Лихачев; Н. Понырко (1986): Истории Древней Руси. 3–515-07560–7.

Летописи содержат огромный материал. Это исторические факты, и примеры из библейской, а также античной истории и истории соседствовавшей с нами Византии, «жития» «повести», «слова», а также тексты агиографического характера, сказания, послания, и даже тексты документов. В частности, это международные договоры и различные правовые акты.

Жанровые особенности

Летопись отличается от других жанров древнерусской литературы несколькими стилистическими и содержательными особенностями:

  • установкой на достоверность;
  • анонимностью;
  • стремлением найти событиям настоящего аналог в библейском прошлом;
  • обращением к фигурам исторических персонажей (князей, воевод, других государственных деятелей);
  • оценочностью.

Установка на достоверность предполагала отсутствие вымысла, но не лишала летописца права на собственную трактовку того или иного события.

Например, смерть князя Олега от коня своего, впоследствии пересказанная Н.М. Карамзиным в «Истории государства Российского» и превращённая в балладу А.С. Пушкиным, не может считаться исторически установленным фактом, но при этом считается летописным преданием.

Правила монашеской жизни исключали институт авторства.

Писательство считалось делом богоданным: тот, чьей рукой водил Бог, должен был остаться в тени. Скромность и смирение не позволяли летописцу присваивать произведение себе, поэтому указания имён переписчиков встречаются в текстах рукописей редко.

Христианская картина мира предполагала безусловную веру в то, что происходящие события продиктованы волей Божьей, что они являются частью Замысла, начало которого явлено в событиях Ветхого и Нового Завета.

В изложении летописцев годы неурожаев и болезней соотносятся с нашествием саранчи и другими библейскими испытаниями, посланными народам, прогневавшим Господа.

Несмотря на стремление к объективности, авторы летописей наделяли свои произведения чертами собственного мировоззрения.

Одним князьям они симпатизировали, других награждали нелестными характеристиками. Всё «своё» оценивалось положительно, «чужое» — как правило, отрицательно. Многие летописцы расходятся в оценках одного и того же события, особенно это характерно для описания недавнего прошлого или настоящего (по отношению к пишущим) времени.

Особенности русских летописей

Летописные тексты относятся к трем основным типам:

  • синхронные записи по годам,
  • «хроники» ретроспективного характера, то есть рассказы о событиях прошлого,
  • летописные своды.

Самыми древними рукописными текстами летописей считаются пергаментные «Летописец вскоре патриарха Никифора» (XIII век), затем идет Синодальный список Новгородской первой летописи старшего извода (относящийся ко второй половине XIII века, и затем ко второй четверти XIV века), так называемая Лаврентьевская летопись (1377) и несколько более поздняя Ипатьевская летопись (1420‑е годы).

Литературные произведения также весьма часто использовались в летописях, подменяя собой исторические источники. Так среди них нам известны: «Поучение Владимира Мономаха», «Сказание о Мамаевом побоище», «Хожение за три моря» купца Афанасия Никитина и др.

Понятно, что взгляды летописцев не имели ничего общего с нашим сегодняшним взглядом на вещи. В них очень мало сведений об отношениях экономического характера, зато много внимания уделено деянием князей и царей, а также их окружению, деятельности церковных иерархов, и, разумеется, войнам. О простых людей так фактически ничего нет. Народ в летописях обычно «безмолвствует».

Интересно, что у большинства известных нам русских летописей их названия носят условный характер, и не соответствуют их собственным названиям. Почему так получилось? Ну, конечно, не из-за происков каких-то мифических заговорщиков, а в ранний период их изучения, когда названия давались им в зависимости от их происхождения, мест хранения, и даже принадлежности какому-то лицу.

Также условна и нумерация в наименовании некоторых летописей. Например, Новгородские первая — пятая, Софийские первая и вторая, Псковские первая — третья. Она никак не связана со временем их написания, увы, это так, а исключительно с порядком публикации или иными привходящими обстоятельствами.

Летопись

Другим интересным фактом, характеризующим русские летописи, является их анонимность. Летописцы очень редко вписывали в текст какие-либо сведения о себе, а если и позволяли персонифицированные вольности, то лишь для того, чтобы подчеркнуть, что люди они простые, не книжные, то есть… «передавать все будут без прикрас. Все как есть!».

С другой стороны, составители летописных текстов часто ссылаются в качестве источника информации на самих себя: «прииде сам и видел, и слышал», либо знакомых «самовидцев», которым, случалось, видеть и «полк Божий на воздусях», и разные другие подобные этому чудеса.

Очень важно подчеркнуть, что в основе всех летописей древнерусского периода лежит древнерусский извод церковнославянского языка, включающий, однако, множество заимствований из древнерусского разговорного языка и делового. Этим он отличаются от сугубо религиозных текстов.

 Но кроме этих двух стилистических особенностей в летописях имеются и значительные диалектические отличия. То есть характерные языковые особенности в лексике, фонетике, указывают нам на регион написания тех или иных летописных сочинений.

Грамматика и синтаксис труднее поддаются локализации, но, тем не менее, и эти особенности речи фиксируются и помогают в атрибуции сочинений. А вот белорусско-литовские летописи написаны на западнорусском письменном языке, который тоже надо было знать, но который в центральных районах России был малоизвестен.

Важнейшие летописные своды

Лаврентьевская летопись

Древнейший летописный свод, дошедший до нашего времени. Сохранилась в единственном пергаментном списке XIV в. (1377 г.) на основе более ранней рукописи. Названа по имени переписчика монаха Лаврентия. До начала XVIII в. летопись хранилась в Рождественском монастыре во Владимире. В 1791 г. владельцем рукописи стал граф А. И. Мусин-Пушкин, который в начале XIX в. передал ее в дар императору Александру I.

Изложение событий в летописи доведено до 1304 г. Рукопись содержит текст «Повести временных лет» — крупнейшего исторического памятника Средневековой Руси, созданного в 1110‑х гг., а также отражает владимирское и тверское летописание. Лаврентьевская летопись оказала большое влияние на ряд более поздних летописных сводов.

Ипатьевская летопись

Древнейший из дошедших до наших дней общерусский летописный свод в редакции конца XIII-начала XIV вв. Старейший сохранившийся список (первой четверти XV в.) был обнаружен Н. М. Карамзиным в Ипатьевском монастыре (в Костроме), что дало летописи ее название.

Ипатьевская летопись содержит тексты «Повести временных лет» (второй по древности список после Лаврентьевской летописи), Киевского летописного свода 1198 г., а также Галицко-Волынскую летопись – уникальный источник, дающий сведения о Галицкой и Владимиро-Волынской землях.

Радзивиловская летопись

Сохранилась в уникальной рукописи XV в., содержащей более 600 миниатюр. Текст летописи близок к по содержанию к Лаврентьевской летописи и ряду других летописных сводов, писание событий доведено до 1205 г. В XVII в. рукопись принадлежала представителям литовского аристократичесгого рода Радзивиллов, затем хранилась в дворцовой библиотеке Кенигсберга (Пруссия), где с ней ознакомился Петр I во время Великого посольства.

В середине XVIII в. рукопись Радзивиловской летописи была привезена из Кенигсберга в Москву для публикации по предложению М. В. Ломоносва и осталась в России в связи с началом Семилетней войны.

Огромную ценность представляют содержащиеся в летописи многочисленные миниатюры, выполненные, вероятно, несколькими мастерами и иллюстрирующие описываемые события. Они, в частности, дают представления о средневековых русских костюмах, вооружении и архитектуре.

Новгородская первая летопись (НПЛ)

Важнейший источник по истории Новгородской земли, представляет собой группу летописных текстов, составлявшихся с XII по XV вв. при кафедре Новгородских епископов и архиепископов. Старший из двух изводов (редакций) сохранился в единственном списке XIII-XIV вв., младший представлен несколькими более поздними списками.

Новгородская первая летопись содержит огромный массив сведений об истории Новгорода, жизни и деятельности его князей, архиепископов и выборных должностных лиц (посадников, тысяцких), о важнейших событиях внутренней и внешней политики, а также о происходящем в ряде других русских земель.

Особенно подробно в летописи отражены события XIII в., включая отношения Руси и Орды и противостояние Новгорода экспансии Ливонского ордена.

Никоновская летопись

Была создана 1520‑х – 1530‑х гг. в Москве при митрополичьей кафедре. В первоначальной редакции описание событий доведено до 1520 г.

Летопись представляет собой один из крупнейших памятников позднего русского летописания, включает материалы из ряда более ранних летописей (Симеоновской, Иоасафовской, Новгородоской пятой), а также материалы «Хронографа 1512 г.», церковного сборника, жития святых, сказания.

Ряд сообщений Никоновской летописи по ранней истории Руси содержится только в этой летописи и не подтверждается другими источниками.

Лицевой летописный свод (Лицевой свод)

Богато иллюстрированное 10-томное летописное произведение, созданное в 1560‑х – 1580‑х гг. События в Лицевом своде описываются «от Сотворения мира» и до 1567 г. в правление Ивана IV. Часть текста свода по ранней русской истории утрачена.

По своему содержанию текст Лицевого свода носит, преимущественно, компилятивный характер, составлен на основе более ранних русских летописей. По своей идеологической направленности текст произведения обосновывается законный и священный характер власти русских «самодержцев».

Множество миниатюр на страницах летописи тесно связаны с текстом и служат иллюстрациями к нему, на их создание повлияли как иллюстрации к более ранним русским летописям, так и гравюры их европейских печатных книг.

В Лицевом своде представлена самая обширная на то время портретная галерея русских князей (большинство портретов – воображаемые). Подготовка к изданию и публикация Лицевого свода осуществлены в 2004–2006 гг.

Новый летописец

Рукописная летопись, созданная ок. 1630 г. в правление Михаила Федоровича Романова. Описание событий в летописи от правления Ивана IV доведено до 1630 г.

Является важнейшим источником по истории «Смутного времени», содержит тексты многочисленных документов того времени, а также сочинений современников и участников событий, представляет официальную концепцию русской истории с обоснованием законности утверждения власти династии Романовых.

Заключение

Стоит хотя бы однажды почитать русскую летопись, чтобы понять, что это за документ. Это слепок истории государства в том виде, какой хотели бы видеть её хранители национальной культуры. Здесь много поводов для размышлений над русской душой и характером народа.

Любопытно познакомиться с особой летописной интонацией, проникнуться размеренным и величавым духом сменяющих друг друга столетий, вчитаться в события смутного прошлого, из которых складывались судьбы страны, полюбоваться простотой и прозорливостью родного языка, находящего верное имя каждому явлению и лицу.

Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

14 + 3 =