Что такое МЕТАМОРФОЗА в литературе?

Метаморфоза в литературе – это быстрое видоизменение или превращение из одной формы в другую. Например, как Царевна-лягушка превращается в Василису Премудрую. А если девочка за 80 лет превратилась в дряхлую старушку, то это метаморфозой уже не назовешь.

Метаморфоза в литератур

Термин пришел к нам из греческого языка «meta­mor­phō­sis», что означает «превращение, переход из одной формы в другую». Метаморфоза предполагает изменение в форме или виде объекта, но включает в себя также и постоянство, поскольку превращающийся объект не исчезает, а переходит в другую форму.

Особенности приема «превращения»

Как рассказать о событии ярко, чтобы у слушателей перед глазами мгновенно возникла картинка происходящего в повествовании? Есть в литературе специальный прием, и он связан с применением сравнения-метаморфозы. В этом случае метаморфоза выражается формой творительного падежа: «…зегзицею незнаема рано кычет» («Слово о полку»).

Например:

«Он был подавлен, опустошен, но сумел взять себя в руки, и возродился, словно Феникс из пепла».

Помните сказку, в которой птица Феникс сгорает, а затем возрождается из пепла? Сравнив героя с упомянутой птичкой, автору уже необязательно расписывать, как он преодолевает все препятствия для достижения определенной цели, мы все поняли и из короткой фразы про птицу Феникс.

Метаморфозы применяются в литературе и для описания чего-то непостижимого, таинственного и мистического. Особенно изобилуют этим мифы Древней Греции. В них цепи метаморфоз составляют увлекательные сюжетные линии. Там герои умирают и возрождаются, превращаются в ужасных чудовищ и трансформируются обратно в человека.

В мифологическом мышлении метаморфоза выражала всеобщую изменчивость вещей и их единство во взаимопревращениях. Членами таких взаимопревращений могли быть неодушевленные предметы, растения, животные, люди, боги.

Как метаморфоза трактовалось возникновение мира (напр., превращение хаоса в космос), смерть (переход в царство мертвых). Формой метаморфозы выступало переселение душ (метемпсихоз) в древнеиндийской философии, орфизме, пифагореизме, неоплатонизме.

В поэме Овидия «Метаморфозы» собраны многочисленные мифологические сюжеты, касающиеся метаморфоз, но они нередко подвергнуты рационалистическому осмыслению; поэт выдвигает на первый план такие черты или признаки существ, подвергающихся превращениям, которые делают сами метаморфозы более понятными с точки зрения обыденного мышления.

Примеры метаморфозы в литературе

Ярким примером использования метаморфозы в современной литературе можно считать произведение «Превращение» Ф. Кафки. В нём главный герой Грегор Замза – самый что ни на есть простой обыватель. Проснувшись однажды утром, он понимает, что превратился в насекомое, мерзкое и огромное.

Каким образом произошла сия метаморфоза? Причины её неизвестны. Автор просто ставит читателя перед фактом. Его больше интересуют последствия – что произошло потом, как человеческий разум, полностью осознающий происшедшее, продолжает жить дальше, запертый в теле насекомого, и как окружающий его мир принимает его уродство.

Наши русские сказки – это просто добрые рождественские истории в сравнении с древнегреческими сюжетами: всего-то Иванушка козленочком становится, лебедь — царевною, а лягушка – Василисой Премудрой.

Интересны особенности детской и взрослой психики. Малыши воспринимают метаморфозы в сказках как нечто само собой разумеющееся, их не пугают волшебные превращения.

Взрослый же, оценивая произошедшую с героем трансформацию, анализирует ситуацию и приходит к выводу о том, что Иванушка не просто в козленочка превратился, а стал оборотнем (оборотился). И поучительная детская сказка уже кажется мистическим триллером.

В Новое время «превращение» потеряло свою жанровую атрибутику. Уже не жанр, а прием сюжетной структурализации — вот что такое «метаморфоза» в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» (1858).

Превращение в сказке Аксакова выстроено как сознательный пандан к вставной новелле об Амуре и Психее из романа Апулея «Золотой осел», где ее рассказывает старуха, используя фольклорную стилистику.

Аксаковский позитив финального превращения лесного зверя в принца, красавца писаного, контрастирует с неизменным негативом превращения в повести Кафки, заканчивающейся смертью не преображенного героя, чье тело-панцирь служанка выбрасывает на помойку.

Помимо прямых метаморфоз, описанных нами выше, для создания художественного образа в литературе используются образные или семантические метаморфозы, присутствующие в поэзии А. Ахматовой, И. Анненского, В. Майкова, прозе Н. Гоголя, Ф. Достоевского. Семантика таких метаморфоз претерпела изменения в связи с новым осмыслением в XX веке.

Так, В.В. Виноградов выделяет в поэзии А. Ахматовой формы сочетания символов-предложений как систему приемов, с помощью которых создается поэтический образ. Такие приемы он обозначает как семантические метаморфозы.

Отголоски «мифологического мышления» в поэзии Ахматовой можно найти в стихотворениях «Anno Domi­ni» («Еще недавно ласточкой свободной / Свершала ты свой утренний полет»), «У самого моря» («А тайная боль разлуки / Застонала белою чайкой…»). Все эти «превращения» созерцаются героиней как реальность.

Лексическое значение слова метаморфоза

Современная литература всё ещё полна противоречий. В стилистике нет единства взглядов на природу метаморфозы и её основных функций.

По мнению известного русского лингвиста Д.Э. Розенталя, метаморфоза – это в литературе скорее сам процесс перехода, преобразования одного явления в иное, а сравнение и метафора, с которыми часто путают метаморфозу, – это уже результат каких-либо изменений. Метаморфоза намного ярче, колоритнее и деятельней, нежели метафора, и решительнее сравнения.

Изучаемое слово употребляется в двух основных значения в русском литературном и научном языках:

  • Прямое значение слова. В этом смысле объект получает новые внешние свойства и новый вид, кардинальным образом меняется. Например, в биологии этот термин обозначает перевоплощение гусеницы в бабочку или листика в усик.
  • Переносный смысл. Значение необычайной перемены кого-либо, то есть произошли кардинальные изменения в характере или внешнем виде для окружающих. Употребляется в отношении людей.

Помимо общих значений, слово «метаморфоза» может применяться и к явлениям культуры, религии и философии.

В мире всегда происходит множество событий и явлений, которые постоянно изменяются и превращаются из одних в другие. Метаморфоза – это не уничтожение какого-либо объекта и возникновение нового, а изменение, которое при этом сохраняет само изначальное существование.

В этом понятии заключено постоянное изменение вещей и сохранение единого бытия. Вещи постоянно меняются, но находятся в единстве друг с другом.

В религиозном смысле метаморфоза выступала как переселение душ в индийской философии и мифологии, пифагореизме, неоплатонизме и других учениях. В православии слово «метаморфоза» есть Преображение Господне. Господь существенно изменился, преобразился внешним и внутренним сиянием.

МетаморфозА или метаморфоЗ?

На самом деле оба термина правильны, однако относятся к разным областям: метаморфозА используется для описания литературных процессов, а метаморфоЗ – биологических видоизменений.

В биологии метаморфоз – это процесс трансформации строения живого организма или растения (целого или части), при котором полностью изменяется его форма и функции.

Например, следуя этапам развития, гусеница превращается в бабочку. Происходит полное перестроение формы (личинка → гусеница → куколка → бабочка) и меняются функции (уродливая ползающая гусеница становится легкой бабочкой и начинает летать).

Даже горные породы могут менять свою структуру и химический состав. Этот процесс происходит под воздействием давления, температуры от 250 °, воды и углекислого газа (иногда кислорода и др. элементов).

Он получил название «метаморфизм». В качестве примера можно привести мрамор, он является продуктом перекристаллизации (частного случая метаморфизма) известняка.

Примеры метаморфозы сознания

Сознание человека не является статическим, оно постоянное меняется под воздействием внешних факторов. На протяжении жизни мы неоднократно меняем свои принципы, убеждения, внутренние правила поведения, т. е. в сознании происходят метаморфозы.

Это обусловлено изменяющимися реалиями, получением новых знаний, самосовершенствованием или, напротив, деградацией личности.

Допустим, вы курите, и делаете это потому, что вам кажется это «крутым». Такая установка по поводу курения зафиксирована в вашем сознании. Потом что-то или кто-то меняет эту установку на противоположную, например, ваша девушка находит курение отвратительным.

В вашем сознании происходит метаморфоза (смена установок), и вы бросаете курить.

В повседневной жизни те так часто встретишь человека, который бы сказал: «В моем сознании произошла метаморфоза по поводу установки на курение». Скорее всего, эта фраза прозвучит так: «Я понял, что мне нужно бросить курить».

Смысловая специфика метаморфозы заключается прежде всего в выражении неизменного через меняющееся, в передаче единого в своей основе явления через многообразие его превращающихся форм.

Краткие выводы

Идея метаморфозы родилась в человеческом сознании на раннем этапе его развития — мифологическом. Метаморфозы в мифологии — это превращения одних существ или предметов в другие, которые являются основой для развития сюжета.

В народных сказках, представляющих жанр фольклора, превращения персонажей приобретает еще одно значение — отражение ранних языческих представлений об устройстве мира. И в русском, и в мировом фольклоре широко распространены сюжеты, базирующиеся на архитипическом мотиве превращения.

Развитие художественного приема метаморфоз обнаруживается в жанре фантастической литературы. При помощи превращения здесь исследуются и оцениваются цивилизация, исторический процесс.

Помимо прямых метаморфоз для создания художественного образа в литературе используются образные или семантические метаморфозы, которые могут рассматриваться, прежде всего, как одно из языковых средств.

«Метаморфоза» – это все же больше термин, чем просто слово, обозначающее превращение чего-либо или кого-либо. Поэтому оно уместно в литературе, где преобладает возвышенный слог, или же в научных исследованиях при объяснении определенных процессов.

Источники:

  • Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 435—437. — 1596 с. — ISBN 5–93264-026‑X;
  • М. А. Иванов. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001;
  • Словарь русского языка: В 4‑х т. / РАН, Ин‑т лингвистических исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4‑е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999.
Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

2 × 1 =