Что такое НАРРАТИВ – просто о сложном!

Нарратив в литературе – это субъективное изложение каких-то взаимосвязанных событий одним автором. То есть человек рассказывает определенную историю так, как он ее видит, а другой – то, как видит ее он. Причем основное внимание уделяется не событию, а именно способу его преподнести, то есть самому повествованию.

Нарратив в литературе

Термин пришел к нам из латыни «nar­rare», что означает «рассказывать, повествовать». Понятие появилось в эпоху постмодерна и означало исторически и культурно обоснованную интерпретацию некоторого аспекта мира.

Как понять слово «нарратив»?

Впервые этот термин был употреблён в 1968 году в книге болгарского философа Цветана Тодорова «Грамматика Декамерона». В ней теоретик ввёл понятие нарратологии как «науки о рассказе».

Особенность нарратива в том, что «повествование разворачивается не ради прямого воздействия на действительность, а ради самого рассказа». Основное внимание рассказчика и слушателя уделяется не исходному смыслу какого-либо события, а способу его трактовки.

Одна и та же история с людьми с разными взглядами рассказывается по-разному. Это – главная отличительная особенность нарратива.

Если отбросить сложную философскую терминологию, то можно сказать так:

Нарратив — это произвольное изложение нескольких взаимосвязанных между собою событий на основе представлений о мире конкретного человека (повествование). Это повествование может фиксироваться в устной или письменной форме.

Нарратор излагает события повествования не как сухие факты (как это обычно делают журналисты, рассказывая о произошедшем событии в том, что называют очерком), а как наблюдатель, который приходит к собственным выводам, исходя из жизненного опыта и мировосприятия.

Нарративные техники применяются во всех областях, связанных с изучением личности и среды обитания человека.

Разновидности нарративов

Нарратив может быть выстроен в виде:

  • непрерывного повествования (сплошной промежуток текста заполняется рассказом одной истории);
  • повествования, встраивающегося в другое повествование (еще одна история рассказывается в рамках уже начатой истории, но начатая история при этом не прерывается). Назовем такой тип встроенным нарративом;
  • повествования, прерывающего предыдущее повествование (одна история неожиданно замещается другой, то есть первая история неожиданно заканчивается). Такой тип повествования назовем прерывающим нарративом.

Важная часть нарративной структуры — это элемент, называемый нарративными границами. У каждого нарратива есть две базовые границы:

  • начальная — это позиция первого символа вступительногослова в повествовании после заголовка;
  • конечная — позиция последнего символа заключительногослова в повествовании.

Непрерывный нарратив (самый простой вид) может выглядеть следующим образом:

Я проснулся рано утром, увидел, что на улице прекрасная погода и решил, что сегодняшний день — идеальный для похода на пляж. Я взял с собой книгу, полотенце, солнечные очки, сел в машину и поехал на пляж. На пляже я читал книгу, смотрел на волны, а потом быстренько искупался. Высохнув, я поехал домой. Это был прекрасный день, даже несмотря на то, что я забыл солнечный крем и жутко обгорел на солнце.

Здесь нет смещений во времени, нет прерывающих эту историю нарративов — только одна история, построенная в виде линейного повествования от первого лица о поездке нарратора (повествователя) на пляж, и границы нарратива совпадают с базовыми: первый и последний символ.

Такое повествование филолог В. Шкловский характеризовал как строящееся по принципу нанизывания: один мотив (мотив — это простейший сюжетный элемент) следует за другим мотивом и так далее («мотив — мотив — мотив — мотив — …», то есть «я решил пойти на пляж» — «я пришел на пляж» — «я был на пляже и искупался» — «я уехал с пляжа» — …).

Нарративы в литературе

В литературе нарратив – это последовательное изложение фактов в произведении. Это структура, на которой основан сюжет с разными моделями и шаблонами.

Яркий пример нарратива в литературе – история о Золушке. В книгах Братьев Гримм и Шарля Перро обе сказки имеют одинаковый сюжет, но написаны в разных интерпретациях. Перро создал образ милой романтичной героини, которая живёт со злыми, но вполне адекватными сёстрами и мачехой.

Братья же Гримм погружают нас в жестокую и страшную атмосферу страстного желания мачехи и сестёр выбраться любой ценой из нищеты. Мать советует отрубить дочерям пальцы, чтобы их ноги влезли в туфельку. Вместе они стремятся избавиться от Золушки, а в конце сказки сёстры оказываются жестоко наказанными – птицы выклёвывают им глаза.

Сюжет в сказке один, но его интерпретации у сказочников весьма разнятся.

Некоторые писатели предлагают для более простого понимания разделить сам нарратив на нарратемы или актные роли — функции персонажей. Ж. Греймас предлагает разделить нарратив на следующие фигуры: помощник и оппонент, отправитель, получатель, субъект и объект.

А В. Пропп ввел понятие нарратемы — это единицы нарратива, которые могут представлять собой как функции персонажей, так и сами ситуации или предметы, включать в себя характеристики персонажей.

Примеры нарративных литературных произведений:

  • кентерберийские рассказы Джеффри Чосера;
  • философские анекдоты Конфуция;
  • сборник сказок на арабском языке «Тысяча и одна ночь»;
  • притчи персидского поэта Саиди;
  • легенды и сказания.

На использовании нарративных техник строятся детективы, триллеры и ужасы. Все детективные истории основаны на особом сюжете: читатель не знает, как произошло преступление и постепенно приближается к его разгадке вслед за сыщиком. Исходное событие и его причины раскрываются только в финале.

В жанре ужасов другие традиции – создать тревожную, пугающую атмосферу. Эдгар По, Дин Кунц и Стивен Кинг овладели этим искусством в совершенстве.

Чем это отличается от сюжета?

Нарратив простыми словами — это повествование или сюжет в интерпретации рассказчика. В отличие от самого сюжета и его фабулы, нарратив имеет некоторые отличительные особенности, в основном, смысловые.

Сюжет — это скелет рассказываемой истории, он находится внутри и в связи с этим имеет более жесткую структуру. Нарратив строится вокруг сюжета, именно благодаря ему мы можем взглянуть на сюжет с другой точки зрения и в новых форматах.

Возьмем в качестве примера миф о Тесее и Минотавре. Сюжет строится вокруг дани, когда афиняне присылают 14 молодых юношей и девушек для ритуального убийства в наказание за смерть сына критского правителя и в устоявшийся ход вещей вмешивается сын царя Афин Тесей, который отправляется на Крит, чтобы убить чудовище. В сюжете у нас есть дань, герои, чудовище, месть и борьба за освобождение страны.

А в начале 2000‑х американская писательница Сьюзен Коллинз берет этот сюжет и окружает его новым нарративом, который мы все знаем как трилогию «Голодные игры».

В этом нарративе мир Античности сменяется футуристичным государством Панем, где есть система дистриктов с монопроизводством и в качестве наказания за мятеж эти дистрикты также отправляют юношей и девушек для ритуального — назидательного — убийства. Герои здесь также стараются победить чудовище (в лице проводящей голодные игры власти).

Или возьмите историю о принце датском Гамлете, оставьте кровавое братоубийство и побег наследника, разоблачение предателя, но сделайте хеппи-энд вместо трагедии, а людей замените львами. И вместо Дании местом действия сделайте саванну — и у вас появится новый нарратив, произведение, известное нам как «Король Лев».

На этих примерах видно, что нарратив вбирает в себя не только сюжет и последовательность действий, но и то, как мы воспримем место действия и его время, наиболее популярные идеи и мотивацию героев. Грамотно построенный нарратив создает у зрителя или читателя ту полноту восприятия, к которой стремится автор.

Нарратив и рассказ – в чем разница?

Рассказ и нарратив близкие по значению слова (так же, как и популярная на западе новелла), но не тождественные. Между двумя этими понятиями есть несколько различий:

  • рассказ – это способ передачи точной (объективной) информации, нарратив же, это «объясняющий рассказ» – субъективное повествование о событии с включением эмоций и оценок рассказчика;
  • цель рассказа – донести до слушателя информацию, цель нарратива – произвести впечатление, заставить услышать, понять и задуматься о чём-либо или о ком-либо, поэтому некоторые моменты в тексте или речи могут быть приукрашены;
  • в нарративном повествовании могут заведомо утаиваться или искажаться какие-либо факты, а также скрываться истинные намерения рассказчика.

Итак, нарративом можно назвать любое повествование, которое ведется через призму личного отношения, личных взглядов. Примером могут быть средневековые хроники, в которых рассказчик доносит информацию не как репортер, бесстрастно, а как человек, переосмысливший ее, выбравший определенные акценты в ней и излагающий со своей личной точки зрения.

Объяснение на примере Симпсонов

В более широком смысле нарратив — это способ изложения конкретной истории, причем одну и ту же историю можно рассказать с точки зрения разных нарративов.

Например, в одной из серий «Симпсонов» в 33 сезоне Гомера ошибочно обвинили в том, что он оставил Маленького Помощника Санты запертым в машине с закрытыми окнами на жаре, кадры произошедшего вирусятся, и Симпсон становится изгоем.

На самом же деле нам показывают, что Гомер вышел буквально на 2 минуты за мороженным, решив порадовать своего питомца лакомством в жаркий день. Перед тем, как уйти, он оставил окна машины открытыми, но пес по имени Маленький Санта случайно нажимает на кнопку, которая закрывает все окна, ключи выпадают, и животное остается в закрытой в машине.

Сам же Симпсон совсем не хотел причинить вреда своему псу и сделал все, чтобы подобная ситуация не произошла. Но общество начинает осуждать Симпсона, который не готов извиниться за свой поступок, поскольку не чувствует своей вины.

Это пример, как одна и та же история рассказывается с точки зрения двух нарратовов, — один из них о том, что Гомер не виноват, искренне любит пса и заботится о нем, мы понимаем, что произошедшее не больше, чем случайностью.

И с другой стороны есть еще один нарратив, рассказанный внутри одного и того же сюжета, — Гомер злостный преступник, который не позаботился о безопасности своего питомца и заслуживает общественного порицания.

С точки зрения Симсона, он невиновен, с точки зрения общества — он жестокий преступник. Выходит, что два разных нарратива или смысла заложены внутри одного и того же сюжета, таким образом авторы вызывают сопереживание в зрителях, показывая две стороны одних и тех же событий и их неоднозначность.

Таким образом, можно сказать, что нарратив – это структурированное логичное повествование, в котором отражается индивидуальное восприятие реальности рассказчика.

Источники:

  • Анкерсмит Ф. Нарративная логика. Семантический анализ языка историков / Ф. Анкерсмит; пер. с англ. О. Гавришиной, А. Олейникова; под науч. ред. Л. Б. Макеевой. – М.: Идея-Пресс, 2003. – 360 с.
  • Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов / Р. Барт; пер. с фр. Г. К. Косиков // Зарубежная эстетика и теория литературы ХIХ–ХХ вв.: Трактаты, статьи, эссе. – М.: МГУ, 1987. – С. 387–422.
  • Бахтин М. М. Проблема речевых жанров / М. М. Бахтин // Собр. соч. в 7‑ми т.– М.: Русские словари, 1997. – Т. 5. – С. 159–206.
  • Брокмейер Й., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы / Й. Брокмейер, Р. Харре // Вопросы философии. – 2000. – № 3.
  • Всемирная энциклопедия: Философия / главн. науч. ред. И сост. А. А. Грицанов. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001.
  • Лотман Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. – М.: Искусство, 1970. – 384 с.
  • Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, 109 Н. Ю. Шведова; Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4‑е изд., дополненное. – М.: ООО «А ТЕМП», 2006.
Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

2 + 20 =