ПЕСНЯ как разновидность литературного жанра

Песня в литературе представляет собой стихотворное произведение, которое поётся в одиночку или хором, в центре внимания лирической песни – крестьянская жизнь. Другими словами, это малый стихотворный лирический жанр, существующий у всех народов и характеризующийся простотой музыкально-словесного построения.

Песня в литературе

Песнь – распространённая форма вокальной музыки, которая объединяет поэтический текст с мелодией. Мотивы древнейших песен были крайне несложны. Простоте содержания соответствовала и несложность исполнения. Примитивную песню пели обыкновенно хором. От исполнителей не требовалось никакого искусства.

Иногда вместо одного хора выступало два — обстоятельство, которое, впрочем, могло обуславливаться и тем, что в пении принимали участие мужчины и женщины.

Исполнение песни двумя хорами играет крайне важную роль в построении самого её текста: этим исполнением объясняется явление параллелизма — одного из основных принципов построения древней песни.

Распространённое в русской народной поэзии отрицательное сравнение может служить примером такого параллелизма:

Не сырой дуб к земле клонится

Не бумажные листочки расстилаются

Расстилается сын перед батюшкой…

Тесно связана с музыкой средневековая песня — канцона, рондо, серенада, баллада. В средневековой литературе песней называли также эпические произведения об исторических или легендарных героях («Песнь о Роланде»).

Отличительные признаки песни

Песня представляет собой синтез поэзии и музыки. В рамках жанра эти две составляющие существуют на равных правах. Мелодия и текст подчинены друг другу, при этом бывает трудно определить, какое из двух начал первично.

Уникальность песни в том, что словесная и музыкальная стихии органично слиты, что отражает историческую природу жанра.

Когда-то песни были единственной и главнейшей формой коллективного творчества. Они не отличались изысканной эстетикой: часто могли включать в себя лишь несколько повторяющихся предложений или фраз.

Важным осознавалось ритмическое повторение определённых словесных формул, которые сопровождались строго определёнными действиями. Трудовые, заклинательные, магические обряды первых людей сопровождались произведениями такого рода.

Развиваясь во времени, песня стала приобретать черты, которые отличают её сегодня:

  • чёткая ритмическая структура;
  • текстовая составляющая;
  • разбиение на куплеты;
  • наличие припева;
  • использование рефрена;
  • параллелизм.

В современной культуре песня ассоциируется исключительно с лирикой. Со временем для многих пение стало главной формой выражения собственной личности.

Основные темы литературных песен

В песне как в литературном жанре можно выделить несколько тематических циклов:

  • Песни с антикрепостническим содержанием. В них проявлялось антикрепостническое настроение народа, они переполнены горькой печалью зпоупотреблений помещиков;
  • Любовные или лирические песни. Главными героями в них традиционно являются молодые люди, их отношения. Песни раскрывают мысли возлюбленных, чувства и переживания – всё это является основными составляющими содержания этих произведений. Большой печалью проникнуты песни, в которых поётся о разлуке девушки с милым;
  • Бытовые песни. Здесь, к примеру, может противопоставляться девичья жизнь с замужней жизнью. Присутствует сюжет, посвященный невольному браку;
  • Солдатские песни. Внезапная солдатская служба навсегда отрывала парней от своих любимых и близких. Очень трудна была солдатская служба и солдатская жизнь. Многим солдатам не удавалась вернуться, они погибали. В солдатской песне описываются сложности солдатской жизни;
  • Разбойничьи песни. Не справляясь с тяжёлыми условиями жизни, крестьяне убегали в разбойники. Поступки разбойников в песнях показываются как одна из форм социальной мести. Основным содержанием таких произведений является уничтожение обретённой воли.

Так, песни помогали жить, переживать, реагировать на мир, переносить испытания, вспоминать о прошлом, мечтать о будущем. Песнь сопутствует бытовым обрядам и сакральным ритуалам, выполняет терапевтические, защитные, охранные функции, служит для передачи знаний и представлений о мире от поколения к поколению.

В литературе мы знаем «Песнь о купце Калашникове…» и «Казачью колыбельную песню» М.Ю.Лермонтова, «Песнь о собаке» и «Песнь о хлебе» С.А.Есенина, песни А.Кольцова, И.Никитина. Стихотворения с «геном народности», написанные А.С.Пушкиным, Н.А.Некрасовым, Н.М.Рубцовым, А.Д.Дементьевым, стали песнями.

Русские обрядовые песни

Обрядовые песни приурочены к календарному циклу. Русский народ представлял год в виде колеса (коло). Время, бесконечно движущееся по кругу, вызывало в памяти человека ряд бесконечно повторяющихся ситуаций. За зимой приходила весна, за весной лето, затем наступала осень.

Перемены погоды определяли хозяйственную жизнь крестьянина. Время сева сменялось страдой, после чего наступала пора урожая и подготовки к зиме. Эти этапы ассоциировались и с более глубокими пластами бытия: рождением – взрослением – зрелостью – умиранием.

Таким образом, обрядовые песни становились ежедневными спутницами человеческой жизни, обеспечивали незыблемость традиционного уклада, гармонию народного космоса. Семейные и календарные праздники немыслимы без исполнения обрядовых песнопений.

Среди обрядовых выделяют следующие виды песен:

  • зимние (от Покрова до Крещения);
  • весенние (масленичные, благовещенские);
  • летние (троицко-семицкие, на Ивана Купалу, жатвенные);
  • осенние.

К ним же можно отнести песни:

  • свадебные;
  • колыбельные;
  • погребальные.

Кроме того, выделяют корильные, хвалебные, игровые, заклинательные песни.

Примеры народных лирических песен разных видов и жанров можно обнаружить в хрестоматиях по фольклору и специальных собраниях, составленных К.Даниловым, И.В.Зыряновым, А.И.Соболевским, С.Г.Рыбаковым, П.Н.Рыбниковым и другими исследователями русской старины.

Особенности поэтики песен

Художественная ценность и значимость песен различных социальных кругов различна, т. к. различны их художественные принципы, определяемые эстетикой класса на различных ступенях его исторического развития.

Так, русская лирическая крестьянская песня богата типическими моментами и условными приемами и в построении, и в языке. Необычайно разнообразны в песне типы повторений стихов, отдельных слов и пр.

Ритмико-синтаксический параллелизм служит и приемом построения песни, и стилистическим выразительным приемом. Суть его заключается в подобии синтаксического и ритмического строения стихов. Так, в стихах

«Ай па морю, па синему, волна бьет, 

Ай па полю, па чистому, арда йдет» 

аналогичное строение: существительное, эпитет, действие.

Параллелизм также служит характерной чертой перехода конца фразы в следующий стих. В ней фраза или определенный синтаксический элемент укладывается в стих и музыкальную фразу:

«Жали мы, жали, 

Жали, пожинали,

Жнеи молодые,

Серпы золотые,

Нива долгова‘я,

Постать широка‘я.

По месяцу жали, 

Серпы поломали,

С краю не бывали, 

Людей не видали».

В поэтическом стиле проявляется психологический параллелизм между природой и человеком. Такое сопоставление по признаку действия приводит к двучленному параллелизму:

«В саду ягада малина пад закрытию расла,

Свет-княгиня маладая в князя в терими жила»,

который потом может развиваться в многочленный или одночленный. В последнем случае получается символ, в нем одна часть параллели замещает собой другую.

В таком случае песнь уже не поет о калине и девушке, а только о калине, не поет о соколе и молодце, а только о соколе:

«Харошее дерева калина, 

На дороге ишла, гримела, 

Па балоту ишла, шумела, 

К двару пришла, заиграла: 

Атвари, Марьичка, вароты!».

Но наиболее частой и характерной формой параллелизма будет отрицательный параллелизм более позднего происхождения, когда человеческая мысль начинает уже бороться с уподоблением чувства внешнему миру, разделять их:

«Не ручей да бежит, быстра эта реченька, 

Это я, бедная, слезами обливаюся, 

И не горькая осина розстонулася, 

Это зла моя кручина расходилася».

На развернутом параллелизме может строиться и вся песня.

Наконец надо отметить, что язык песни хотя и является всегда живым говором, но характеризуется типизированностью многих стилистических и синтаксических особенностей, часто обусловленных связью слова с мелодией.

Читайте также: Очерк в литературе – что это и какие особенности жанра

Таким образом, песня или песнь – это лирическое поэтическо-музыкальное произведение, характеризующееся простотой музыкально-словесного исполнения, рассказывает о жизни крестьян.

Источники:

  • Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 435—437. — 1596 с. — ISBN 5–93264-026‑X;
  • А. Новикова, С. Бугославский. Песня // Большая советская энциклопедия: В 65 томах / гл. ред. О. Ю. Шмидт. — 1‑е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1940. — Т. 45 (Перемышль — Пол). — С. 230—239. — 880 с. — 45 500 экз.
  • Шишмарёв В. Ф. Песня, как явление литературное // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974. — С. 172.
  • Словарь русского языка: В 4‑х т. / РАН, Ин‑т лингвистических исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4‑е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999.
Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

пять × один =