ПРОЛОГ – плавное погружение в произведение

Пролог в литературе – это короткое вступительное слово, помещаемое в начале романа, пьесы или стихотворения, которое дает справочную информацию или закладывает основу для дальнейшего повествования.

Это может быть как стихотворение из нескольких строк, так и целая глава. Но это может быть самый важный раздел истории, и если читатели пропустят его, они могут потерять всю нить повествования.

Пролог в литературе

Однако не каждая вступительная сцена является прологом — эта часть должна конкретно объяснять или подготавливать почву для того, что происходит дальше. Многие романы просто начинаются с событий истории и вообще не имеют пролога. Давайте поговорим о том, что такое пролог, когда и как правильно его использовать.

Что такое пролог?

Это вступительная часть, присоединенная к художественному произведению, в которой излагаются обстоятельства, предшествовавшие тому, что изображено в произведении (драме, повести).

Вместо этого пролог может содержать указание на основной замысел произведения, освещать его с какой-нибудь особой точки зрения и пр. Но пролог должен обладать художественным характером, иначе он будет просто предварительным разъяснением автора относительно своей пьесы, т.-е. предисловием

Проло́г (др.-греч. πρό-λογος — предисловие, от др.-греч. πρό — впереди, перед + др.-греч. λόγος — слово, речь) — вводная часть, введение, предисловие.

Пролог подобен короткому рассказу — небольшой проблеск, происходящий в мире вашей истории, написанный в том же стиле, что и остальная часть вашей книги, но с четким отделением от начала вашей истории.

  • Может быть, это целый литературный прием, вроде флэшфорварда вашего главного героя, который дает читателю представление о мире, некоторую важную информацию для сюжета и позже обретет смысл.
  • Может быть, это событие тысячелетней давности, которое приводит в движение провоцирующий инцидент вашей истории. Может быть, это предыстория, которая нужна вашему читателю, чтобы погрузиться в фэнтезийную или научно-фантастическую вселенную.
  • Может быть, это фрагмент вашей истории с другой точки зрения — например, его можно использовать, если вашей истории нужна информация о том, когда ваш персонаж был ребенком, который не мог понять, что происходит, или если он просто не присутствовал в течение всего времени. событие.

Если вы изо всех сил пытаетесь связать читателя с вашей историей с достаточным количеством необходимой информации, чтобы понять, что происходит, возможно, вам нужен пролог.

Пролог должен читаться точно так же, как если бы вы писали короткий рассказ без истинного конца — ваш пролог должен вызывать у читателя вопросы и любопытство.

Примечание: любые вопросы, которые вы создаете в прологе, должны быть решены к концу вашей истории.

Основные типы прологов

Вот несколько примеров различных типов прологов:

  1. Предыстория/История: Этот тип пролога предоставляет предысторию истории мира и событий, которые произошли ранее, например, крупное сражение или предательство. Эти события обычно происходили до начала вашей истории и каким-то образом существенно влияют на дальнейшие события.
  2. Другая точка зрения (POV): Как многие из вас знают, авторам-дебютантам рекомендуется свести к минимуму количество чередующихся точек зрения в своей рукописи (не более шести). Этот тип пролога может быть полезен при погружении в точку зрения другого персонажа, особенно когда понимание этого персонажа необходимо только один раз и обеспечивает основу для истории.
  3. Главный герой (прошлое или будущее): эти прологи отлично подходят для того, чтобы показать ключевой момент для главного героя — либо в прошлом, либо в будущем (например, решающий момент много лет назад или после того, как основной сюжет произошел).

Прологи должны давать информацию, которая важна или будет важна для понимания сюжета. Часто пролог не включает главного героя и происходит вне основного сюжета (хотя и не всегда).

Функции пролога в литературе

Пролог может служить нескольким целям, в том числе предоставлять справочную информацию, задавать тон и обстановку, вовлекать читателя в историю и знакомить с персонажами и конфликтами.

  • Пролог предоставляет читателю справочную информацию. Он может представить инциденты в прошлом, которые важны для текущей истории. Исторические события, которые имеют решающее значение для сюжета и персонажей в истории, могут быть выделены, хотя позже им также может быть дано более подробное описание.

Художественные произведения, в которых есть прологи, иногда было бы не так легко понять, если бы они не включали пролог для предоставления справочной информации и вводного изложения.

  • Еще одна функция пролога — задавать тон и обстановку повествования. Если роман должен иметь в основном мрачный и серьезный тон, то это можно установить в прологе, чтобы читатели имели представление о том, на что будет похожа вся история.

Он также может быть введен, потому что место и время действия истории также могут иметь важное значение для того, как сюжет и конфликты разыгрываются, разрешаются или расширяются.

  • В романах и пьесах еще одна функция пролога — вовлечь читателя в историю. Небольшая часть, которую они читают в прологе, может содержать как раз достаточно информации или интересных ситуаций, которые они захотят прочитать дальше.

Особенно, когда прологи короткие и содержат только беглую информацию, они служат для быстрого повышения интереса читателей, чтобы они захотели продолжить чтение.

Прологи иногда читаются почти так же, как обложка книги — до того, как читатели на самом деле решат, хотят ли они читать всю историю, — поэтому увлекательный пролог может зацепить их и вызвать желание продолжить чтение.

  • Прологи также существуют для представления персонажей и конфликтов, особенно когда они представлены в качестве предварительных глав. Они могут пойти дальше и позволить читателю заглянуть внутрь реальной истории и узнать, что произошло и что может произойти в будущем, познакомив их с действием и персонажами.

Прологи, представляющие собой полные главы или эпизоды в романах или пьесах, могут не только зацепить читателя, но и раскрыть увлекательные характеры персонажей, их взаимодействие, отношения и конфликты друг с другом и с миром в целом.

Преимущества и недостатки пролога

От пролога многое зависит! Он задает тон и подготавливает аудиторию ко всей истории, поэтому, если он написан не очень хорошо, это может серьезно повредить всей истории. По этой причине многие писатели вообще пропускают пролог, хотя в этом, конечно, есть и свои минусы.

В основном плюсы написания пролога таковы:

  • Делает историю менее запутанной
  • Может быть интересно
  • Поясняет позже происходящее в истории.

Минусы:

  • Замедляет историю
  • Неудобный переход от пролога к основному сюжету.
  • Может вызвать информационную перегрузку.

Если вы решите написать пролог, помните об этих плюсах и минусах и постарайтесь написать пролог, который избегает минусов и подчеркивает плюсы.

Введение, предисловие или пролог?

Есть много способов начать книгу, помимо погружения в историю. Давайте рассмотрим несколько вариантов, чтобы установить различия между ними.

Предисловие или предисловие

Предисловие — это, по сути, автор, объясняющий читателю что-то о том, как появилась книга, кто участвовал в ее создании и другую информацию о создании книги. Предисловие не является частью рассказа, и его можно пропустить без ущерба для понимания читателем.

Предисловие аналогично, но написано кем-то, кто не является автором — предисловие обычно является отражением того, как книга относится к обществу и читателям.

Введение

Вступление к книге обычно используется только в документальной литературе. Оно дает читателю дополнительную информацию и обычно не имеет решающего значения для понимания читателем остальной части книги.

Пролог

Пролог обычно используется только в художественной литературе. Он дает читателю информацию об истории в той же форме, что и история.

Эпилог

Пролог рассказывает вам, что произошло до основной истории; эпилог рассказывает вам, что произошло после. Иногда, например, фильм заканчивается тем, что на экране показывают разных персонажей и рассказывают, что с ними случилось: этот персонаж в тюрьме, этот персонаж женился и живет в Монтане и т. д. Эпилоги завершают историю и дают у читателей ощущение завершенности.

Экспозиция

Прологи часто используются для изложения, то есть они объясняют, давая читателям некоторую справочную информацию о том, что происходит в истории. Пролог устанавливает сцену и позволяет читателям узнать, как все стало так, как есть. Однако экспозиция не обязательно должна быть в прологе. Чаще эта информация объясняется позже по мере развития сюжета.

Например, представьте, что вы пишете рассказ о Второй мировой войне: вы можете включить пролог, объясняющий исторический контекст, или вы можете написать сцену, в которой два персонажа обсуждают, что происходит в мире, чтобы читатель получил то же самое. информацию, просто менее непосредственно.

Таким образом, проза пролога будет иметь тот же стиль письма и атмосферу, что и остальная часть книги, даже если она находится в другой временной шкале или в другой перспективе. Если читатель пропустит пролог, это повлияет на его понимание книги.

Примеры пролога

Пример 1

Лос-Анджелес, 2029 год. Машины восстали из пепла ядерного огня. Их война за уничтожение человечества бушевала десятилетиями, но финальная битва не состоится в будущем. Это будет борьба здесь, в нашем настоящем. Сегодня вечером… (Терминатор, 1984)

Фильм «Терминатор» открывается коротким, но захватывающим прологом, в котором показан мир будущего. Этот пролог готовит зрителей ко всему фильму, объясняя войну между людьми и машинами и ее основу путешествия во времени. В более поздних фильмах о Терминаторе это расширяется собственными прологами о Лос-Анджелесе в 2029 году.

Пример 2

Два домохозяйства, оба одинакового достоинства

(В прекрасной Вероне, где мы ставим нашу сцену),

От прорыва старой обиды к новому мятежу,

Где гражданская кровь делает гражданские руки нечистыми. 

(Уильям Шекспир, Ромео и Джульетта)

Это вступительные строки к прологу «Ромео и Джульетты». Обратите внимание, как много информации Шекспир дает нам только в этих строках: мы узнаем, что между двумя семьями идет вражда, что действие пьесы происходит в Вероне и что все вот-вот дойдет до апогея в виде какого-то «нового мятежа».

У нас даже появляется ощущение зловещих событий на горизонте, поскольку «нечистые руки» предполагают нечестную игру, возможно, даже убийство…

Пример 3

Давным-давно в далекой стране в сияющем замке жил молодой принц. Хотя у него было все, чего желало его сердце, принц был избалованным, эгоистичным и недобрым. Но однажды зимней ночью в замок пришла старая нищенка и предложила ему единственную розу в обмен на укрытие от лютого холода.

Отталкиваемый ее изможденным видом, принц усмехнулся над подарком и прогнал старуху. Но она предупредила его, чтобы он не обманывался внешностью, ибо красота находится внутри.

И когда он снова отпустил ее, уродство старухи растаяло, чтобы открыть прекрасную чародейку. Принц попытался извиниться, но было слишком поздно, ибо она видела, что в его сердце не было любви.

(Мультфильм «Красавица и Чудовище»)

В прологе диснеевского мультфильма «Красавица и чудовище» рассказывается история о том, как принц был проклят и превращен в чудовище. Этот пролог помогает зрителям понять, что происходит на протяжении всей истории — без него мы не узнали бы историю Чудовища или почему он так отчаянно пытался заслужить любовь Белль.

Нужен ли вашей книге пролог?

Следует ли вам написать пролог, или вы должны бросить читателя прямо в историю? Этот выбор либо послужит вашим читателям, либо лишит их опыта, если вы не знаете тонкостей прологов. Это один из самых важных моментов для начинающих писателей.

Не каждая книга нуждается в прологе, и если в вашей действительно нет, фактический пролог может отнять у книги слишком много или быть неуместным в целом. Итак, давайте выясним, действительно ли вашей книге нужен пролог или нет.

Писать пролог НУЖНО:

  • Если что-то произошло далеко за пределами контекста вашей истории, это ВАЖНО понять ее. Если у вас есть информация, которую вы должны передать читателю и которая не может быть включена в основной роман, вам может понадобиться пролог.
  • Если история не имеет смысла без пролога. Если вы можете удалить пролог (или читатель может его пропустить) и его понимание не пострадает, то пролог не нужен.
  • Если вы не можете вплести информацию из пролога в историю, не запутав свой сюжет. Если включение содержания пролога в вашу историю неестественно или сбивает с толку, вам может понадобиться пролог.

Когда пролог НЕ НУЖЕН:

  • Если ваша история имеет смысл без него.
  • Если бы содержание могло быть включено в основную историю.
  • Если это отговорка, чтобы написать интересное открытие.
  • Если вы просто пишете это, потому что думаете, что оно у вас должно быть.
  • Если это просто экспозиционная свалка.
  • Если только для построения мира.
  • Если это просто для создания настроения или атмосферы.
  • Если это дополнение к скучному открытию первой главы.

Примечание: прологи, безусловно, можно использовать для настроения, атмосферы, построения мира и умного изложения, но они не должны быть единственной целью.

Итак, очевидно, что причин не писать пролог больше, чем причин написать его. Будьте очень критичны к своему прологу, чтобы убедиться, что вы должны включить его.

Но если вы решите, что вашей истории нужен пролог, вот пять советов, как написать отличный пролог.

Как написать хороший пролог?

Точно так же, как хороший пролог может украсить книгу, плохой может полностью ее испортить. Вот несколько советов, как сохранить свежесть, увлекательность и влияние на историю вашей книги.

  1. Будьте кратки. Пролог не должен быть длиннее средней длины главы. Это должно быть одно событие, оно не должно беспокоить развитие персонажей и должно включать только важную информацию.
  2. Сохраняйте интерес. Если ваш пролог скучен, читатели его пропустят. Мы все знаем, что первые страницы вашей первой главы чрезвычайно важны. Здесь читатель либо зацепится за то, чтобы закончить книгу, либо потеряет к ней интерес. Если вы включаете пролог, он должен быть таким же захватывающим, как и первая глава. Однако это не означает, что вы можете расслабиться в первой главе. Эти двое должны работать вместе, чтобы быть как можно более интригующими, чтобы увлечь читателя и не отпустить его.
  3. Сосредоточьтесь на четкой, оригинальной прозе. Даже если ваш пролог исторический или написан в менее «захватывающем» книжном жанре , или если это какой-то документ, держите прозу на одном уровне с остальной частью книги. Приложите особые усилия к качеству написания — это первое, что ваш читатель попробует на вкус!
  4. Закончите животрепещущим вопросом. После вашего пролога ваш читатель должен быть настолько заинтригован, что сразу же перейдет к первой главе. Вы хотите, чтобы они сказали: «Что, черт возьми, происходит?!» так громко, что это пугает их кошку. Именно это побуждает читателей покупать больше книг, увеличивая общий объем продаж книг и привлекая поклонников.

Джордж Р. Р. Мартин отлично справился с этим в своем печально известном сериале «Игра престолов». Сериал начинается с пролога, в котором мужчины выходят за стену, чтобы расследовать определенные происшествия. В конце остается только гадать, что, черт возьми, только что произошло.

  1. Сделайте это событием, а не выставкой. В этом ошибается большинство писателей… Они используют свой пролог как инструмент, чтобы с ложечки кормить читателей информацией о мире, к которому читатель еще не проявил интереса. Это часто заставляет их пролистывать пролог, пропускать пролог или полностью пропускать книгу.

Итак, прологи — отличный инструмент для повествования, если им правильно пользоваться. Убедитесь, что вам нужен пролог, прежде чем включать его, сделайте его кратким, интересным и абсолютным необходимым.

Как выделить пролог?

Пролог должен существенно выделяться на фоне остальной части книги. Если это органично вписывается в вашу историю и читатель не может сказать, что это пролог без ярлыка, то это не пролог.

Хотя он должен быть написан в том же стиле, что и остальная часть книги, вот примеры того, как он может выделиться:

  • Разница во времени. Ваш пролог может быть установлен в прошлом, чтобы раскрыть важное событие. Это может прыгнуть в будущее, и остальная часть истории станет своего рода ретроспективным кадром до этого момента. Часто вы даже не увидите в книге пролога, установленного в будущем, потому что история закончится до того, как она достигнет этой точки, но книга должна показать логическое развитие вашего пролога, установленного в будущем.
  • Другая перспектива. Может быть, ваша история ведется от первого лица, а ваш пролог — это событие с точки зрения всеведения от третьего лица. Возможно, мы получим представление о главном герое с точки зрения друга или родителя. Возможно, мы видим точку зрения персонажа, который на самом деле никогда не появляется в истории.

Ваш читатель должен видеть явную разницу между прологом и остальной частью вашего романа, иначе почему это пролог, а не первая глава?

Вы также не возвращаетесь к этой точке зрения ни в одном другом месте книги — если вы можете, то зачем вам вообще понадобился пролог?

Если вы вернетесь к этой точке зрения, вы, вероятно, могли бы включить информацию в саму историю, а не выделять ее в пролог.

Читайте также: Произведение в литературе – определение и примеры.

Итак, основная функция пролога состоит в том, чтобы позволить читателям или зрителям узнать о более ранней части истории и дать им возможность связать ее с основной историей. Этот литературный прием также является средством представления персонажей и установления их ролей.

Источники:

  • Иосиф Эйгес. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2‑х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925.
  • Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 435—437. — 1596 с. — ISBN 5–93264-026‑X.
  • Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974. — С. 172.
  • Толковый словарь русского языка. Т. 3. П – Ряшка / гл. ред.: Б. М. Во­лин, Д. Н. Ушаков; под ред. Д. Н. Ушакова. – Москва: Государственное издательство иностранных и национальных слов., 1939.
Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

4 + восемнадцать =