Литературный реализм – особенности направления

Реализм – это литературное направление, которое развилось в 19 веке в Европе, характеризуется правдивым и объективным воспроизведением действительности в её типичных чертах. Данный термин происходит от латинского слова «realis», что в переводе означает «действительный», «вещественный».

Литературный реализм

При этом некоторые теоретики литературы считают, что реализм зародился в глубокой древности, выделяя несколько периодов данного направления:

  • Античный Реализм
  • Реализм эпохи Ренессанса
  • Реализм XVIII—XIX веков (наивысший расцвет в середине XIX века)
  • Неореализм (реализм XX века).

В рамках реализма жизнь изображается наиболее приближенной к существующей реальности, в ней показаны «типические характеры в типической обстановке», конкретные исторические события, эпохи и т.д.

История зарождения

Несмотря на то, что некоторые черты реализма начинают просматриваться уже в литературе Эпохи Просвещения (в произведениях Мигеля де Сервантеса или Даниеля Дефо), само направление формируется в европейской литературе в 30‑е годы XIX века.

В противовес романтизму, на смену которому он пришел, реализм обнаруживал интерес к типическим повседневным событиям и обыкновенным людям, тогда как в романтизме наблюдался интерес к особенному, идеальному. Постепенно реализм получает свое развитие и становится ведущим литературным направлением.

Основоположниками реализма являются:

Со временем помимо классического реализма появляются и другие его виды со своей спецификой: критический (Н.В. Гоголь, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев), социалистический (связанный в первую очередь с понятием «советский реализм»: М. Горький, М. Шолохов), магический (Г.Г. Маркес «Сто лет одиночества», А.С. Пушкин «Пиковая дама»).

Появление реализма было связано с тем, что авторы к этому времени стремились не только демонстрировать высокие идеалы и просвещать народ при помощи своих произведений (как это было в предыдущие эпохи), но и понять, осознать процессы, происходившие в социальной среде.

Таким образом, главной целью реализма становится постижение внутреннего и окружающего мира через образы, которые создаются посредством типизации и обобщения существующих реалий.

В отличие от романтизма с его трагическим, исключительным героем, реализм демонстрирует универсальную личность, включенную в исторический процесс и являющуюся частью общества.

Герой в реализме

Реалистических героев почти во всех случаях нельзя однозначно отнести ни к положительным, ни к отрицательным. Их образ, как правило, имеет прототипа или же тот набор характеристик, который отражает реальную эпоху. Их читателю так и хочется обозвать «жизненными».

Черты героя реализма:

  • Типичность: он принадлежит к какой-то социальной группе и воплощает в себе все ее признаки;
  • Многогранность характера: он проявляет себя по-разному, в зависимости от обстоятельств;
  • Приближенный к реальности внешний вид и характер: писанная красавица тоже имеет изъяны, а уродливый старик – искру в глазах.

Как правило, в центре произведения находится заурядная личность, та, которую всем мы узнаем в своих знакомых. Писатель создает типичные обстоятельства, в которых проявляется характер главных героев.

Раскрытие внутреннего мира персонажей становится основной задачей многих авторов–реалистов (Достоевского, Толстого, Чехова). Однако некоторые герои воплощают лишь общественные пороки, отражают проблемы действительности (Башмачкин, Брудастый, Курехин).

Важно отметить, что герой реалистического произведения — это не человек, каким он является в реальной жизни. Это во многом типический образ, который часто бывает богаче личности реального человека, который изображает не столько отдельную личность, сколько общие закономерности жизни определённой исторической эпохи.

Но, безусловно, герои литературы реализма больше прочих похожи на реальных людей. Похожи настолько, что часто «оживают» под пером писателя и сами начинают творить свою судьбу, оставляя своего создателя сторонним наблюдателем.

Основные признаки и особенности

Основными признаками, которые отличают реализм от прочих литературных направлений, являются:

  • Объективное и правдивое отображение окружающего мира.
  • Соблюдение принципов народности (произведение должно быть доступно для понимания широкими массами), историзма (произведение отображает конкретные исторические события, эпохи, социум), психологизма (большое внимание уделяется внутреннему миру реалистического персонажа).
  • Внимание к деталям (типизация человеческих характеров происходит с помощью правдивости отдельных деталей бытования персонажей).
  • Изображение простых людей (и влияние исторических событий на их быт, психологию, взаимоотношения и т.д.).

Философия реализма носит название «Tab­u­la rasa» (чистая доска). Это гностическая теория о том, что человек рождается без предопределения и набора каких-то качеств. Он – чистый лист, который заполняют многие факторы влияния: семья, окружение, среда и т.д. Изначально все мы – никто, и сделать из нас можно, кого угодно.

Соответственно, основы реализма зиждутся на том, что условия и обстоятельства жизни людей приобретают особенное значение. Они заменили реалистам таинственные силы рока, которые ранее бросали человекоподобную марионетку в неведомую простому смертному игру страстей. Теперь то, кто мы есть, обусловлено не предопределением и судьбой, а тем, как и с кем мы росли.

Суть реализма – в логике событий, доступной каждому мыслящему человеку. Бытие прозрачно, типично и абсолютно лишено мистики.

Реализм в литературе имеет ряд особенностей:

  • Авторское видение окружающей действительности. В реалистическом произведении изображаются общественные проблемы, которые кажутся для писателя наиболее животрепещущими, актуальными.
  • Детали отображают эпоху написания произведения.
  • Обращение к реальным историческим личностям, историческим темам.
  • Типичные ситуации в произведениях. Чаще всего это любовные конфликты или столкновение интересов — идей, сословий, поколений.
  • В рамках романтизма появляются новые образы персонажей: например, «лишний человек» (таковыми являются Печорин, Обломов, Евгений Онегин), «маленький человек» (Акакий Акакиевич Башмачкин, Макар Девушкин).
  • Зачастую писателями-реалистами используются приемы психологизма (портрет, пейзаж, психологический параллелизм, речь героя, сны, монолог, письма и т.д.) для того, чтобы раскрыть внутренний мир своего героя.

Основные литературные жанры реализма — это роман, рассказ и повесть. В социалистическом реализме можно встретить также фельетон, памфлет и пр.

Разновидности реализма + примеры

Различают несколько видов реализма в русской литературе. Перечислим основные их черты и признаки.

Социалистический

Социалистический реализм возник в 20‑е годы прошлого века. Самый яркий и доступный литературный пример – советский реализм (М. Горький, М. Шолохов и другие).

Тематика, особенности и специфика направления:

  • Изображение действительности, изменившейся в результате последствий социалистической революции.
  • Темы преимущественно социальные и политические.
  • Идея автора должна соответствовать социалистическому вектору развития общества.
  • Искусство в эту эпоху было обязано служить народу, поэтому он – главный герой книги.
  • Задача произведения состояла в том, чтобы воспитать в человеке дух коммунизма.

Основные принципы:

  • Изображение картин жизни простого народа.
  • Отражение стремления народа к совершенствованию, к улучшению общества (идейная составляющая).
  • Достоверная точность изображения.

У истоков жанра стоял М.Горький. Именно он официально объявил термин «социалистический реализм» в 1934 году. В этом направлении творили такие писатели, как Шолохов («Поднятая целина»), Александр Серафимович («Железный поток»), А.Платонов («Чевенгур», «Котлован»), Н. Островский («Как закалялась сталь»).

К писателю предъявлялись особые требования, в которых выражалась суть принципа социалистического реализма. Ему необходимо было опираться в своих произведениях на установки партии, идеализировать социалистическое общество, в центре – положительный, трудолюбивый герой, не сомневающийся в правильности своего выбора.

Роман-эпопею Шолохова «Тихий Дон», например, нельзя отнести к соцреализму: он может вызвать сомнения у советского человека. А вот его же «Судьбу человека» или «Поднятую целину» — можно.

В произведениях соцреализма поднимаются темы единства народа, значимости труда, создания счастливого будущего. Для них характерны проблемы отступничества и предательства, паразитизма и жестокости прошлых эпох, нищеты и рабства.

Критический

Критический реализм был сформирован в 1830‑е годы. В этом жанре творили основные деятели эпохи: Н.В. Гоголь, И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин. Основные принципы этого направления – «дух отрицания» и «дух анализа». Также к ним относятся:

  • Обличение социальных пороков.
  • Критика общественных устоев.
  • Тщательное исследование, изображение действительности.

Н.В. Гоголь в своих произведениях обличает такие пороки общества, как чинопочитание, лицемерие, ведение праздного образа жизни. Он создает образ типичного русского города, жители которого – малограмотны, глупы, пусты.

В лирических отступлениях поэмы «Мёртвые души» Гоголь затронул почти все проблемы русской действительности: положение писателя, однообразие жизни, сложившиеся человеческие характеры, сколоченные примитивно и пошло (о «толстых» и «тонких»).

Особенно важно, что жанры критического реализма были весьма многогранны, и ошибочно считать, что в него вписывается только деятельность литераторов. Например, В. Г. Белинский был критиком, но его статьи и письма тоже принадлежат к этому направлению.

Просветительский

Это направление сложилось в эпоху Просвещения. Основная тематика – вера в человеческий разум, стремление к гармонизации общества через культурное развитие.

Писатели исходили из философского догмата, в соответствии с которым все люди рождаются на свет чистыми как белый лист бумаги, и только от их общества зависит, кем они станут. Поэтому литература становится назидательной, в ней проскальзывают прямые нравоучения.

Провозглашается свобода личности, а также такие нравственные ценности, как доброта, честность, благовоспитанность, строгие моральные устои. К жанрам просветительского реализма относят роман, комедию, трагедию, даже лирическую песню. В этом направлении писали: Д.И. Фонвизин, А.Н. Радищев, Вольтер, И.В. Гете, Д. Дефо.

Магический или мистический

Истоки магического реализма уходят в далёкое прошлое: ещё древние индейские цивилизации (ацтеки, майя, инки) мыслили, веровали в этом направлении. Магический реализм подразумевает способность видеть, изображать чудесное, необычное в окружающей действительности.

Основные элементы направления:

  • использование символов, образов;
  • следование фольклорным традициям;
  • нередко происходит искажение временного пространства;
  • наличие фантастических элементов;
  • в литературе возможно использование такого тропа, как гротеск;
  • дли живописи характерно использование небольших деталей даже на крупных полотнах
  • как правило, в центре внимания – обыденные предметы, ситуации, изображенные с другой, нереальной, стороны.

К магическому реализму можно отнести некоторые романы, сказки, рассказы, повести. Это и есть самые частые жанры этого направления. Примеры из литературы: Г. Г. Маркес «100 лет одиночества»; Н. В. Гоголь «Нос»; А. С. Пушкин «Пиковая дама».

Классический

Классический реализм подразумевает обращение к внутреннему миру личности, социальный детерминизм. Важную роль в формировании мировоззрения героя играет общество, которое окружает персонажа. Герой «подвергается» разным испытаниям: любовным, испытанием дружбой, честью.

Также авторы могут помещать на страницы своих произведений исторические события, реальных личностей. Тематика соответствующая: любовь, конфликт поколений, честь и бесчестье, добро и зло и т.д.

Писатель с помощью методов психологизма раскрывает характер своего персонажа, а в его характере мы видим сословие или эпоху. К этому направлению можно отнести роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир», роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Реализм в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин» считают первым русским реалистическим романом. В нем показана русская жизнь XIX века и особенности этой эпохи. В романе дается характеристика русскому дворянству: описываются их быт, интересы, нравы. Персонажи романа типические.

А.С. Пушкин считается основоположником русского реализма.

Личность Евгения Онегина раскрывается с помощью описаний его жизни, прошлого опыта. Очевидно, как его воспитание и петербургская светская жизнь повлияли на его характер и на то, как после он чувствовал себя в деревенской глуши.

Татьяна Ларина в романе также показана в той среде, в которой была воспитана: в деревне, в близости к няне, рядом с простодушными родителями. Через типичные жизненные обстоятельства раскрывается также Владимир Ленский и другие герои. Типизация их образов позволяет предсказать, как они будут вести себя в той или иной ситуации.

Пушкин первым стал передавать на страницах своих произведений суть важнейших событий в жизни русского человека, представляя их такими, какими они были — яркими и, главное, противоречивыми.

Углубляется анализ внутренних переживаний героев, внутренний мир становится богаче и шире, сами персонажи становятся всё более живыми и близкими к реальным людям.

Таким образом, реализм – это направление в литературе и искусстве, которое воспроизводит действительность в её типических чертах. Реализм предполагает изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах.

Источники:

  • Горнфельд А. А. Реализм, в литературе // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907;
  • Кулешов В. И. «История русской критики XVIII—XIX веков» Учебное пособие для студентов филологических специальных университетов и педагогических институтов. — М.: «Просвещение», 1972;
  • Белинский В. Г., Взгляд на русскую литературу 1846, «Современник», 1847, т. I (Натуральная школа в русской литературе), перепеч. в «Полном собр. сочин. В. Г. Белинского», т. X, СПБ, 1914.
Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

четыре × 3 =