Что такое СЕНТЕНЦИЯ – значение слова и примеры

Сентенция – это краткое изречение нравоучительного характера. Синонимом этого слова можно назвать афоризмы, пословицы, и поговорки. Однако для сентенции характерен не только назидательный характер, но и наличие побудительной окраски.

Сентенция

Сам термин произошел от латинского «sen­ten­tia», что означает «мнение, суждение». Такое суждение отличается от цитаты, апофегмы и афоризма (наличием императивной формы), поэтому и образует в русском языке отдельную категорию высказываний и изречений.

Отличительные особенности

Первоначальное значение слова сентенция напрямую связано с канонами римской риторики, часто использовавшей вне контекста различные правила, наставления и суждения из античных источников.

Чуть позже, уже в первом столетии нашей эры, прославленный римский ритор Квинтилиан в своем пятитомном труде «Наставление оратору» подробно останавливается на сентенциях и посвящает им отдельный том. И констатирует, что сентенция – это совет, завет или директива поучительного характера.

Считается, что «прародителем» сентенции в сегодняшнем понимании стала апофегма – короткое, поучительное и остроумное высказывание. Сентенциям свойственна некоторая схожесть и с крылатыми фразами (общеизвестными изречениями литераторов), и с афоризмами (лаконичными высказываниями в запоминающейся форме).

Однако сентенция все же отличается как от апофегм, так и от крылатых фраз и афоризмов, поскольку для нее характерен не только назидательный характер, но и наличие побудительной окраски (императивная форма).

Сентенция

Следовательно, сегодня сентенция – это выражение, которое обладает четырьмя важными признаками:

  • нравоучительным смыслом;
  • краткостью;
  • остроумием;
  • элементами побуждения (повелительное наклонение, императив).

В обычной речи это слово нередко употребляют в контексте с глаголом «говорить» или «изрекать» («говорить сентенциями», «изрекать сентенции»). Иногда сентенции преподносятся с язвительным подтекстом, и тогда они становятся чем-то средним между пословицей/поговоркой и фразой, у которой есть автор.

Использование в повседневной жизни

Так как по своей сути сентенция — это синоним афоризма, а в краткой форме уже апофегма, то именно её второй вариант мы употребляем или слышим чаще всего. Дело в том, что большинство рекламных слоганов построено по методу краткости афоризма.

«Справедливость — доблесть избранных натур, правдивость — долг каждого порядочного человека» (В. О. Ключевский).

Использование сентенции приносит свои плоды бизнесу. Очевидность её пользы просматривается в следующем:

  • Известный лозунг трёх мушкетёров уже два столетия подряд удерживает книгу Дюма в списке самых знаменитых.
  • Слоганы супермаркетов: «Покупай три по цене двух», «Весь январь скидки до 80 %» и другие непросто активно заманивают покупателей, но и приносят свои плоды в финансовом плане.
  • Любые рекламные лозунги навязывают товар и внедряются в сознание своей навязчивостью и приказывающим тоном.

Существующее количество фраз, используемых нами, разные по своему подтексту и количеству слов. Все они пришли к нам из литературы, фильмов. Среди них явно есть и нужное нам понятие, но не каждое выражение им является.

«Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать» (Пифагор)

Употребляя фразу, мы не думаем к категории каких понятий она относится, главное — правильное употребление. Иногда от правильности включения цитаты в свою речь может зависеть суждение окружающих о вас и чтобы не выглядеть смешным может быть лучше промолчать или уже знать об изречении побольше.

Сентенция и трюизм

Итак, термином «сентенция» называют вырванные из контекста изречения нравоучительного толка.

«[Бабушка] говорит языком преданий, сыплет пословицы, готовые сентенции старой мудрости» — Обрыв. Гончаров И. А.

Преимущественно «сентенции» употребляются в повелительном наклонении. Порой с нотками язвительности. Само собой, иногда они могут быть сказаны абсолютно не к месту.

Когда человек занят размышлениями над возможными решениями сложной задачи, то вряд ли ему чем-то поможет фраза «познай самого себя». Поэтому прекрасно, когда изрекают сентенции по делу и к месту.

Термин «трюизм», в свою очередь, произошёл от англ. true («верный, правильный»). Им именуют общеизвестные избитые истины.

« <…> стихотворение может показаться набором пустых трюизмов, банальных сентенций» — Сочинения русского периода. Гомолицкий Л. Н.

Иногда «трюизмами» выступают многие знакомые нам пословицы и поговорки. Их смысл настолько очевиден, что они становятся до жути банальными.

С трюизмами, как и с сентенциями, нужно быть аккуратным. Далеко не в каждой ситуации хочется вместо чего-то дельного услышать избитую до дыр фразу. Не правда ли?

Яркие примеры побудительной сентенции

Главный признак сентенции – ее употребление исключительно в императивной форме (выражающей повеление — желание добиться выполнения нужных действий).

В качестве самого наглядного примера можно привести известное изречение Корнелия Непота, римского историка I в. до нашей эры:

«Хочешь мира – готовься к войне».

В этом контексте сентенции свойственны характеристики цитаты, однако последняя обязательно имеет авторство, в то время как сентенция может быть представлена и в виде расхожего изречения (пословицы), авторство которого не установлено.

Императивная форма присуща сентенциям неспроста. Поскольку изначально этот термин использовался как назидание и наставление (а позже – как приговор суда), то побудительная окраска (повелительная характеристика) прочно укоренилась в его сути.

Например, высказывание «Не суди, и не судим будешь» относится к категории сентенций, а «Скупой платит дважды» – нет, поскольку не содержит прямого наставления. Есть и другие примеры сентенций, актуальные, как говорится, на все времена:

При сомнении воздержись (лат. пословица);

Не заводи змею, если не уверен, что она будет жалить только соседей (кит.мудрость);

Береги честь смолоду (рус. пословица);

Если человек не тянется к тебе, оставь его в покое (Антон Чехов);

Не ломайте забор, пока не узнаете, зачем его поставили (Г.Честертон);

Не сердись во хмелю (Х.Цзычен);

Остерегись и помысли (Я.Бемэ);

Шерше ля фам (ищите женщину);

Доверяй, но проверяй (рус. поговорка).

Помимо этого, сегодня сентенции широко используются как в политической, так и в рекламной сфере.

Удачный слоган как лаконичный посыл, который выражает суть рекламного сообщения, строится по методу апофегмы или афоризма.

Иногда к краткости добавляется императивная форма, как это сделано в слогане «Не тормози. Сникерсни!». При этом «Танки грязи не боятся» (расхожая поговорка про КАМАЗ) не будет считаться сентенцией, поскольку не имеет побудительной окраски.

Учитывая значимость императивной характеристики, даже лозунг «Покупай два по цене одного» в какой-то степени является сентенцией, хотя и используется в определенном контексте.

Проще говоря сентенция – это изречение, которое характеризуется нравоучительным смыслом, императивной формой, краткостью и остроумием. И если за тысячелетия своего существования сентенция не утратила актуальности – значит вряд ли утратит в обозримом будущем. А возможно, еще и обогатит современный язык новыми, все более меткими и хлесткими высказываниями.

Источники:

  • Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 960. — 1596 с. — ISBN 5–93264-026‑X;
  • Словарь русского языка: В 4‑х т. / РАН, Ин‑т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4‑е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;
  • Гаспаров М. Л. Сентенция // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М. : Советская энциклопедия, 1962—1978.
Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

один × один =