Средневековая литература

Средневековая литература — письменные тексты, принадлежащие периоду с IV по XV века. Самыми ранними текстами, которые оказали влияние на формирование всей средневековой литературы, являются христианские Евангелия (I век), религиозные гимны Амвросия Медиоланского (340–397), труд Августина Блаженного «Исповедь» (400 год), перевод Библии Иеронимом на латынь (до 410 года), работы Латинских Отцов Церкви.

Особенности становления литературы Средневековья

На зарождение и развитие литературных трудов Средневековья повлияли три основных фактора: традиции народного творчества, культурные влияния античного мира и христианство.

В Средние века возникает новая, отличающаяся от античности, система эстетического мышления. Средневековая мысль сочетает систематическое исследование наследия прошлых эпох с восприимчивостью к разнообразным влияниям, а также с умением заново открывать и пользоваться древними недрами местной, крестьянской культуры под влиянием римской цивилизации.

Средневековая литература

Этот период охватывает III-XV вв. и содержит несколько направлений:

  • клерикальное – религиозные тексты: жития, сочинения церковников, толкования древних сочинений;
  • придворное – сочинения для аристократии: рыцарские романы, советы, хроники, наставления, лирическая поэзия;
  • городская литература: театр, циклические поэмы, новеллы.

При этом произведения делятся на высокие (клерикальные, придворные) и низкие (городские).

На зарождение и развитие литературных произведений Средневековья повлияли три основных фактора: традиции народного творчества, культурные влияния античного мира и христианство.

Исследователи отмечают некоторое сходство литературных работ XI-XIV вв. с фольклором. Однако данное сравнение не нужно понимать слишком буквально. Фольклорная сказка или песня поддаются постоянному изменению, тогда как литературный текст характеризуется конкретностью и намеренной неповторимостью.

Средневековые произведения обладают двойственной позицией относительно данных крайних точек. Некоторые из них, к примеру, большая часть романов, схожи с сочинениями в современном понимании, а другие, как например, песни о деяниях, находятся ближе к фольклорному жанру, а вся поэзия дидактических exem­pla и фаблио практически соединяется с ним.

Тем не менее, термин «фольклор» способен принадлежать двум разным реальностям, исходя от того, какую социальную функцию он выполняет: песня или сказка, объединенные с некоторым групповым действом, формируют в сущности фольклор, а используясь в отрыве от данного действа, переведенные в словесную форму план, они имеют отношение к псевдо-фольклору.

Процесс становления средневековой литературы отличается демифологизацией, проявлявшейся по-разному. Античные мифологические сюжеты и поэтика перевоплотились в поверхностную игру выразительных средств при дворах Карла Великого, Юстиниана и Оттона.

Мифологичность ранних национальных литератур (ирландской, исландской) проявляется в сказочности – изящных и авантюрных деталях куртуазной литературы. Параллельно совершается смена аффективной мотивации действий персонажей на более сложную – морально-психологическую.

Самые значимые поэты высокого Средневековья и раннего Возрождения, такие как Данте, Чосер, Боккаччо, утвердили жанры немифологических трудов и новой поэтики, в основе которой заложен акцент на вероятность и общеизвестность изложенного материала.

Литература латыни и народная литература

Исследователи XIX века выделяли две разновидности средневековой литературы: ученую и народную. Тогда подобное разделение казалось правдоподобным, так как содержало социальную семантику: к первому типу относились тексты на латыни и придворная поэзия, а ко второму — все остальные сочинения первородного искусства.

Сегодня средневековую литературу разделяют на латинскую и литературу на народных языках (романских и германских). Отличия между ними основательны. В течение долгого времени ни литературные формы латыни не имели соответствий в народных языках, ни, напротив, романо-германские формы – в латыни.

Только в XII веке латинская традиция утратила изолированность и «модернизировалась», и народные языки получили возможность разрабатывать некоторые ее аспекты. Однако понятие «литература» в современном смысле, то есть предполагающее письменный и индивидуальный характер текста, действительно употребительно лишь к латинским текстам эпохи средневековья.

Если встречается совпадение каких-либо фактов данных литератур, то они всегда отделены друг от друга внушительным промежутком времени. Народные языки переняли из латыни множество приемов. Единственным образцом латинского жанра, усвоенного в первоначальном виде народным языком, является животная басня Эзопа. Тогда как современная филология категорически отреклась от концепции, согласно которой пастурель или фаблио восходят к латыни.

Средневековая литература

В начале XII века при англо-нормандском дворе стартовал процесс перевода текстов с латыни на романский язык. Около полувека англо-норманы работали в одиночестве, и только с середины столетия к ним примкнули пикардийские переводчики. Количество переводчиков увеличивается уже в начале XIII века, когда в культурном балансе повышается число школ.

Однако слово «перевод» здесь следует понимать в широком смысле. Обычно речь идет об адаптациях – примерных, облегченных или комментированных аналогах оригинала для определенного двора.

Данная деятельность преследовала в основном практическую цель: переводчик, чтобы угодить заказчику, создавал что-то вроде литературного аналога оригинала, как правило посредством стиха – восьмисложника, который в то время надежно закрепился в повествовательной традиции.

Читайте также: Краткое содержание поэмы «Песнь о Роланде» по главам.

Средневековые литературные жанры

Жанровое деление литературных латинских текстов средневековья в целом повторяет античное. В литературах «народных языков», наоборот, происходит бурный процесс жанрообразования.

Стих и проза. До конца XII века на народных языках в прозе пишутся лишь юридические документы. Вся «художественная» литература создается в стихах и исполняется под музыку. Начиная с середины XII века восьмисложник, зафиксированный за повествовательными жанрами, постепенно отрывается от мелодии и начинает восприниматься в качестве поэтической условности.

В XIV—XV веках часто встречается смесь стихов и прозы — от «Правдивого рассказа» Машо и до «Учебника принцесс и благородных дам» Жана Маро.

Первые сочинения, написанные в прозе, — это хроники и «Мемуары» Виллардуэна и Робера де Клари. За прозу сразу же ухватился роман.

Поэзия. В лирике поэтов Вальтера фон дер Фогельвейде и Данте Алигьери отражается полностью сформированная новая поэзия с абсолютным обновлением лексики. Содержание обогатилась абстрактными понятиями.

Поэтические сравнения относятся к смыслу бесконечного, идеального, «романтичного». В рыцарском эпосе стихия низкой действительности проявляется достаточно выразительно («Тристан и Изольда»), — формируется новый прием: реальность находит свое скрытое содержание.

Стих и музыка. Даже когда в XII и XIII веке устная доминанта постепенно стирается, поэтические формы продолжали нести на себе ее отпечаток. Произведения адресовались публике, которая была воспитана на взгляде и жесте. Эпопею пели или читали нараспев, лирические вставки в романах также предназначались для пения.

Отделение поэзии от музыки завершилось в конце XIV века, и в 1392 г. этот разрыв фиксирует Эсташ Дешан в «Поэтическом искусстве»: он различает «естественную» музыку поэтического языка и «искусственную» музыку инструментов и пения.

Героический эпос. В раннем средневековье к самых значимым памятникам героического эпоса относятся ирландские и исландские саги. Проза там хронологически предшествует поэзии. Простота и грубость нравов и даже жестокость и вероломство в них превозносятся, что роднит и «Эдду» с «Илиадой» и «Одиссеей», «Махабхаратой», былинами и историческими книгами Ветхого Завета.

Жизненный уклад германцев и скандинавов отражен в «Беовульфе», этика которого является переходом от языческой к христианской идеологии.

Средневековая литература

Героический классический эпос позднего средневековья отражен во французских Песнях о деяниях», в которых воспевается образ идеального государя Карла Великого. В кельтских сагах – это король уладов Конхобар, в русских былинах — князь Владимир. Знаменитое произведение того времени – «Песнь о Роланде».

Самый известный памятник испанского героического эпоса – это «Песнь о моем Сиде» сборники «Романсеро». Немецкий эпос представлен «Песней о Нибелунгах».

Куртуазная лирика. К героическому идеалу стал примешиваться этический и даже эстетический. Эпос был потеснен лирикой —интимной, художественно исследующей человеческие чувства и переживания. Именно любовная лирика выходит на первое место в рыцарской или куртуазной поэзии.

Характерна строжайшая жанровая регламентация куртуазной лирики — кансона (песнь о любви), сирвента (полемическое по тону стихотворение), тенсона (спор между двумя стихотворцами), пасторела (встреча рыцаря с пастушкой), альба (тайное свидание с любимой).

Рыцарский роман. В отличие от героического эпоса, рыцарский роман предполагает прежде всего вымысел. Авторы рыцарских романов ставили перед собой задачу развлечь читателя, доставить ему эстетическое наслаждение, отвлечь от мира повседневности и перенести в сферу чудесных грез. Поэтому в рыцарских романах столь силен фантастический элемент.

Другой обязательный элемент рыцарского романа — любовь, вдохновляющая героя на множество подвигов в честь прекрасной дамы. Подчеркнем, что подвиги эти совершаются не ради общего дела, а ради личной славы, что обусловлено начавшейся атомизацией общества и, соответственно, приматом индивидуального над общим.

Самые известные рыцарские романы «Роман об Александре», «Александрия», «Окассен и Николет», «Мул без узды» группа произведений на основе кельтских преданий и легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола, о Тристане и Изольде, о святом Граале.

Городская литература. Появляется в XIII столетии. Городская литература противопоставляет личный интерес и своекорыстный расчет, возвышенной любви — грубоватую эротику, миру фантазий и вымысла — изображение обыденной жизни, царству прекрасных грез — здравый смысл и трезвую рассудительность, меланхолическому настроению — юмор и осмеяние и, наконец, самодовлеющему искусству — дидактизм и назидательность.

Этот жанр тесно связан с народным творчеством, с бытовыми сказками. Особенно популярен юмористический рассказ в стихах, называемый во Франции фабли, а в Германии шванком.

Знаменитые творения данного жанра – «Роман о Лисе», «Роман о Розе», «Малое» и «Большое завещание» Франсуа Вийона.

Средневековый театр.  Самая ранняя форма театра Средневековья — литургическая драма (рождественская и пасхальная). Библейский текст дополняется эпизодами бытового и зачастую комического характера.  B XIII в. появляется еще один жанр религиозной драмы — миракль, в основе которого не библейские, а житийные тексты, например, «Миракль о Теофиле» Рютбёфа.

Еще один жанр средневекового театра — моралите, формируется в XV в. во Франции и в Англии. Этот жанр имеет откровенно дидактический, нравоучительный характер. Что касается народно-комического театра, то сохранилось не так уж много записанных пьес. Среди них — две короткие пьески Адама де ла Аль (XIII в.),

Фарсы и соти (дословно — дурачества), появившиеся в эпоху позднего средневековья, продолжают традиции народно-фарсового театра предыдущих эпох и близки по характеру и идейной направленности к фаблио о «Роману о Лисе».

Таким образом, средневековая литература резко отличается от античной — и по идеологии, лежащей в ее основе, и по системе жанров, и по кругу тем. Практически все общие черты античной и средневековой словесности можно объяснить прямым заимствованием, особенно в эпоху позднего средневековья, в условиях каролингского и оттоновского возрождений.

Одним из важнейших достижений средневековой словесности следует признать недоступный античности психологизм, оказавший огромное влияние на литературу последующих веков.

Некоторые литературные жанры средневековья перекочевали в творчество эпохи Возрождения. К ним относится рыцарский роман, творчество трубадуров, театральная драма, которая в эпоху Ренессанса была вытеснена учено-гуманистическим театром, зато позднее возродилась в творчестве испанских драматургов «золотого века».

Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

1 × 3 =

  1. Ксения

    Спасибо очень помогли , если бы не вы 😘😍💗

    Ответить