Как определить стихотворные размеры? – примеры стихов

Стихотворные размеры – способы звуковой организации стихотворения, ритмическая форма лирического произведения. Другими словами, размер стиха – это порядок чередования ударных и безударных слогов в строке. Этот порядок создаёт особый ритм, который и отличает стихотворения от прозы.

Как определить стихотворные размеры? – примеры стихов
Стихотворные размеры — Литфест.ру

Получается, что для создания стихотворения, мало просто зарифмовать последние слова в строчке. Чтобы написать настоящий шедевр нужно придерживать определенных правил, сохраняя определённый ритм в пределах строфы, то есть стихотворный размер.

Суть понятия стоп и размеров

Для начала изучим несколько определений стихотворных размеров.

Стихотворный размер — частная реализация стихотворного метра, его вариация. В силлабо-тоническом стихосложении (например, в русском) варьируется, главным образом, длина строки: так, ямбический метр может выступать в виде одностопного, двустопного, трёхстопного и т. д. ямбического размера.

Источник: Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 847. — 1596 с. — ISBN 5–93264-026‑X.

Размер стиха — протяженность стихотворной строки, измеряемая единицами, специфическими для той или иной системы стихосложения (принципа строения стиха).

Источник: Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974. — С. 308—309. — 509 с.

Стихотворный размер — способ организации звукового состава стихотворного произведения. Определяется числом слогов (силлабическое стихосложение), метром и числом стоп (силлабо тоническое стихосложение), числом ударений в строке (тоническое стихосложение).

Источник: Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению.

Размеры различаются устройством стоп. Чтобы понять, как определить размер стихотворения, нужно понять, что такое стопа.

Стопа – это последовательность нескольких безударных и одного ударного слога, чередующихся в определенном порядке.

Метр – это способ организации стоп в строке. Чтобы понять, каким размером обладает тот или иной стих, нужно определить его метр и посчитать количество стоп.

Стихотворные размеры делятся на односложные, двухсложные, трёхсложные и т. д. В различных системах стихосложения применяются свои размеры.

Так, например, в русском силлабо-тоническом стихосложении, которое предполагает строгий порядок чередования ударных и безударных слогов и фиксированное количество стоп в стихе, наиболее распространёнными являются четырёх– и пятистопные ямбы, четырёх– и шестистопные хореи, трёх– и четырёхстопные дактили, амфибрахии и анапесты.

Виды стихотворных размеров с примерами

В основе классического русского стихосложения пять моделей (метров), известных ещё с Античности — хорей, ямб, амфибрахий, анапест, дактиль. Именно их изучают в школе как стихотворные размеры. Но на самом деле их намного больше, литературы различают около 20 размеров стиха.

По стопам размеры делятся на:

  • двусложные (стопа из двух слогов — ударного и безударного);
  • трёхсложные (стопа из трёх слогов — ударного и двух безударных).

От того, на каком месте в стопе находится ударный слог, зависит стихотворный размер произведения.

Для удобства записи стихотворных размеров используют специальные символы. Ударные слоги принято обозначать знаком «—», а безударные — знаком «U». Границы стоп обозначаются как «|». 

Каждый стихотворный размер имеет свою схему:

  • хорей – _U | _U |;
  • ямб – U_ | U_ |;
  • дактиль – _UU | _UU |;
  • амфибрахий – U_U | U_U |;
  • анапест – UU_ | UU_|.

Проиллюстрируем конкретными примерами:

  • хорей – Бу́-ря мгло́-ю не́-бо кро́-ет;
  • ямб – Мой дя́-дя са́-мых че́-стных пра́-вил;
  • дактиль – Ту́-чки не-бе́-сны‑е, ве́ч‑ны‑е стра́-нни-ки;
  • амфибрахий – Шу-ме́-ла пол-но́ч‑на‑я вью́-га;
  • анапест – Не гру-сти́, до-ро-га́-я со-се́-дка.

Хорей

Хорей — это двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на первый слог: |—U|

«То как зверь она завоет,

‍|—U|—U|—U|—U|

То заплачет как дитя»

‍|—U|—U|—U|—|

А.С. Пушкин, «Зимний вечер», 1825 г.

Ямб

Ямб — это двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на второй слог: |U—|

«Люблю грозу в начале мая,

‍|U—|U—|U—|U—U|

Когда весенний первый гром…»

‍|U—|U—|U—|U—|

Ф.И. Тютчев, «Весенняя гроза», 1828 г. 

Дактиль

Дактиль — трёхсложный размер, в котором ударение в стопе падает на первый слог: |—UU|

«Тучки небесные, вечные странники:

‍|—UU|—UU|—UU|—UU|

Степью лазурною, цепью жемчужною…»

|—UU|—UU|—UU|—UU|

М.Ю. Лермонтов, «Тучи», 1840 г.

Амфибрахий

Амфибрахий — это трёхсложный размер, в котором ударение в стопе падает на второй слог: |U—U|

«Россия — священная наша держава,

‍|U—U|U—U|U—U|U—U|

Россия — любимая наша страна…»

‍|U—U|U—U|U—U|U—|

С.В. Михалков, Гимн Российской Федерации, 2000 г.

Анапест

Анапест — это трёхсложный размер, в котором ударение падает на третий слог: |UU—|

«На Васильевский остров

‍|UU—|UU—U|

Я приду умирать».

‍|UU—|UU—|

И.А. Бродский, 1962 г.

Как определить стихотворные размеры? – примеры стихов
Стихотворные размеры таблица — Литфест.ру

Спондей и пиррихий

Стихотворений, в которых все ударения находились бы исключительно на «правильных» местах, практически не существует. Убедимся в этом на примере начала поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин», написанной ямбом. Разделим отрывок на слоги и расставим ударения во всех словах:

«Мой| дя|дя| са|мых| че|стных| пра|вил|,

‍— — U — U — U — U

Ко|гда| не| в шу|тку| за|не|мог»

‍U — U — U U U —

Если бы перед нами был идеальный ямб, за каждым безударным слогом следовал бы ударный (U—). Но уже в самом начале мы видим два ударных слога подряд: «мой дя|дя» (——|U). Такое нарушение размера называется спондей.

В конце второй строки место ударного слога занято безударным: «зане|мог» (UU|—). Такое отступление от размера называется пиррихий.

Пиррихии и спондеи встречаются почти в каждом стихотворении, но определить стихотворный размер они не мешают. Когда мы читаем стихи, наша речь подчиняется заложенному в произведении ритму, и небольших отступлений от него мы, как правило, не замечаем.

Если произнести строчки из примера вслух, можно ощутить, что ударение на слове «мой» немного проглатывается, а в слове «занемог» будто бы образуется побочное ударение на первом слоге. 

Другие размеры

  • четырёхсложные размеры (пеоны, хориямб, антиспаст, диспондей, эпитрит и др.);
  • пятисложные размеры (пиррихиямб, месобрахий, киприй, амебей, дохмий и др.).

Последние два типа характерны для античного стихосложения, но иногда некоторые вариации на тему этих размеров можно встретить и в русской поэзии. Вот пример имитированного хориямба (схема стопы ! _ _ !):

Конь спотыка|ется под ним…

«Измаил-бей», М. Ю. Лермонтов.

 

В час незабвен|ный, в час| печальный…

«Для берегов отчизны дальной…», А. С. Пушкин.

 

Пример имитации антиспаста (схема стопы _! ! _):

Верста слева|, верста справа,

Верста в брови|, верста в тыл.

Тому песня|, тому слава…

«Молодец», М. И. Цветаева.

 

Заметим, что многие поэты современности продолжают пользоваться рассмотренными размерами. Но есть и такие, которые предпочитают экспериментировать и создавать новые формы.

Как определить размер стиха?

Для определения стихотворного размера необходимо расставить ритмическое ударение. При расстановке ритмического ударения учитываются все слова, включая союзы и предлоги.

Ударный слог обозначается символом _, безударный – U. Границы стоп обозначаются символом |.

Каждая строка будет иметь определенную комбинацию символов, которые помогут понять, какой размер у стихов.

Метод 1. Скандирование

Допустим, требуется определить размер этого текста:

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймёт ли он, чем ты живёшь?

Мысль изречённая есть ложь.

                                                                                                   Ф.И. Тютчев, «Silen­tium!», 1829

Самый простой способ определить стихотворный размер этого отрывка — проскандировать его как детскую считалку или кричалку на стадионе. Нужно абстрагироваться от расположения ударений в каждом слове и постараться поймать общий ритм стиха. Ударные слоги можно выстукивать рукой по столу или притопывать в такт.

как-СЕ-рдцу-ВЫ-ска-ЗАТЬ-се-БЯ

дру-ГО-му-КАК-по-НЯТЬ-те-БЯ

Выстукивая ритм, нетрудно заметить, что акценты приходятся на каждый второй слог. Следовательно, перед нами двусложный размер. А поскольку нечётные слоги безударные — это ямб.

Метод 2. «Ваня»

Этот метод придуман стиховедом А.А. Илюшиным. Определить классические размеры стихов можно, соотнося его с разными формами имени Иван:

Ваня — хорей:

‍«Буря мглою небо кроет» (А.С. Пушкин)

Ваня-Ваня-Ваня-Ваня

Иван — ямб:

‍«И буду век ему верна» (А.С. Пушкин)

Иван-Иван-Иван-Иван

Ванечка — дактиль:

‍«Ранними летними росами» (А.А. Блок)

Ванечка-Ванечка-Ванечка

Ванюша — амфибрахий:

‍«Однажды в студёную зимнюю пору» (Н.А. Некрасов)

Ванюша-Ванюша-Ванюша-Ванюша

Иоанн — анапест:

‍«Я тебе принесу два кармана стрижей с маяка» (Н. Подвальный)

Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн

Метод 3. Графический

Этот метод требует больше всего времени, зато он самый наглядный и точный.

Для наиболее точного определения стихотворного размера рекомендуется брать отрывки не менее 6–8 строк.

Допустим, нужно определить размер следующих стихотворных строк:

Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,

До прожилок, до детских припухлых желёз.

Ты вернулся сюда, так глотай же скорей

Рыбий жир ленинградских речных фонарей.

                                                                                    О.Э. Мандельштам, «Ленинград», 1930

Распечатаем или перепишем текст на бумагу, после чего карандашом разделим его на слоги, расставим ударения и нарисуем схему:

Я| ве|рну|лся| в мой| го|род|, зна|ко|мый| до| слёз|,

‍—U—UU—UU—UU—

До| про|жи|лок|, до| де|тских| при|пу|хлых| же|лёз|.

‍UU—UU—UU—UU—

Ты| ве|рнул|ся| сю|да|, так| гло|тай| же| ско|рей|

—U—UU—UU—UU—

Ры|бий| жир| ле|ни|нгра|дских| ре|чных| фо|на|рей|.

—U—UU—UU—UU—

Внимательно посмотрим на схему. В большинстве случаев ударные слоги разделяются двумя безударными. Значит, перед нами трёхсложный размер. Попробуем разделить его на стопы по три слога:

—U—|UU—|UU—|UU—|

UU—|UU—|UU—|UU—|

—U—|UU—|UU—|UU—|

‍—U—|UU—|UU—|UU—|

Большинство ударений в стопах падает на третий слог. Следовательно, это анапест.

Кому и зачем все это надо?

Для счастья! То есть, конечно, я понимаю тех, кто скажет, что это сложно и скучно, но все же. Во-первых, стиховедение (не такое базовое, как мы с вами сейчас вскрыли) — точная наука, с графиками и формулами, и от него мож­но получать то же наслаждение, которое математик получает от изящной теоремы.

Кроме того, стиховедение часто похоже на детектив, и разгадывать загадки очень увлекательно. Наконец, стих в его высших проявлениях очень сильно связан с поэзией — с языком, на котором стихотворение написано, и со смыслами, которые в нем выра­жены. В некоторых шедеврах это достигает удивительной связи.

При этом, стихотворные размеры никогда не выполняются в стихотворении точно, и часто бывают отступления от заданной схемы.

Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

3 × 2 =