Образ княжны Мэри из «Героя нашего времени»

Княжна Мери – героиня замечательного, легендарного романа Лермонтова «Герой нашего времени». Писатель полностью вдается в детали сложного, парой непредсказуемого характера юной и миловидной девушки, что позволяет читателю хорошо представить Княжну.

Образ княжны Мэри из «Героя нашего времени»

Краткая характеристика кн. Мери

Мери из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени краткое содержание»» принадлежала к так называемой элите, московскому обществу, ведь была дочерью, не последней женщине в светском обществе, княгини Лиговской.

Пусть автор не вдается в подробное описание внешности, но кое-что есть для того, чтобы представить в мыслях княжну: густые, прекрасные пышные волосы, большие глаза, как монетки, которые обрамляли длинные ресницы. Девушка всегда была изящна и легка на подъем, оделена красивой фигурой, с осиной талией, имела превосходное чувство стиля.

Ее характер был скромен и даже немного скрытен, совсем не похож на барышень того времени. Ее любовью были французские романы о любви. Наверное, главным, но не последним, достатком юной леди было восхитительное образование и чудный голос, который никого не оставлял равнодушным. Также Мери чудесно играла на фортепиано.

Главной целью ее матери было найти порядочного, с достойным бюджетом, мужа для Мери, но девушка, как назло, была холодна к противоположному полу. Она всегда отвергла мысли матери о ее скором замужестве. Мери была еще совсем «зеленая» в любовных делах.

Княжна была достаточно самолюбива, иногда бывало такое, что она смотрела на всех с высока. И этому есть определенно оправдание: ведь она и хороша собой, и не глупа.

Благодаря такому персонажу, как Мери, Лермонтов поднимает проблему, что такое настоящие чувства и подделка. Читатели и критики видят эту проблему через любовный треугольник наших главных персонажей.

Юная леди хочет избавиться от привязанности к молодому Грушницкому, в сердце Мери вспыхивают новые – к Печорину. Но, к сожалению, эти чувства были неправдивы. В конце концов, княжна обретает чувства к Печорину, но безответно, постепенно они перерастали в огромную неприязнь.

Проблема Княжны заключается в том, что девушка видела, где что-то настоящее, а где хорошие манеры, но не чувствовала баланса между искренностью и фальшью.

Образ и характеристика Мэри

Характеристика Мери в романе «Герой нашего времени» Лермонтова неотделима от её взаимоотношений с главным героем произведения – Печориным. Именно он вовлёк её в историю, которая, возможно, не случилась бы, обладай княжна Мери другими чертами характера и взглядами на жизнь. Или случилась бы, но с гораздо менее печальными для неё последствиями.

Мери оказалась любительницей романтических историй. Тонкий психолог, Печорин сразу отметил её интерес к Грушницкому как обладателю «серой солдатской шинели». Она подумала, что он разжалован за дуэль – и это возбудило в ней романтические чувства. Сам он как человек был ей безразличен.

После того как Мери узнала, что Грушницкий – всего лишь юнкер, а никакой не романтический герой, она стала его избегать. Точно на той же почве возник и её интерес к Печорину. Это следует из рассказа доктора Вернера: «Княгиня стала рассказывать о ваших похождениях… Дочка слушала с любопытством. В её воображении вы сделались героем романа в новом вкусе…»

Внешность

У княжны Мери, конечно, не было повода сомневаться в своей женской привлекательности. «Эта княжна Мери прехорошенькая, – увидев её в первый раз, отметил и Печорин. – У неё такие бархатные глаза…»

Но тут же он разглядел и внутреннюю пустоту этой светской барышни: «Впрочем, кажется, в её лице только и есть хорошего… А что, у неё зубы белы? Это очень важно! Жаль, что она не улыбнулась…». «Ты говоришь о хорошенькой женщине, как об английской лошади», – возмутился Грушницкий.

Печорин же, действительно, не нашёл в ней души – одну внешнюю оболочку. А одной красоты недостаточно, чтобы возбудить глубокие чувства к себе.

Интересы

Мери умна и образованна: «она читает Байрона по-английски и знает алгебру». Даже собственная мать питает уважение к её уму и знаниям. Но чтение и изучение наук, очевидно, не её природная потребность, а дань моде: «в Москве, видно, барышни пустились в учёность», – отмечает доктор Вернер.

Ещё княжна играет на фортепиано и поёт, как все девушки из высшего общества того времени. «Её голос недурен, но поёт она плохо…» – пишет в своём журнале Печорин.  Зачем стараться, если для поклонников этого достаточно? «Ропот похвал» ей и без того обеспечен.

Черты характера

Один Печорин не спешит с лестными отзывами – и это явно задевает самолюбие княжны. Эта черта присуща образу Мери в «Герое нашего времени» в наибольшей степени. Без труда определив её слабое место, Печорин бьёт именно в эту точку. Он не спешит знакомиться с Мери, когда все другие молодые люди вьются возле неё.

Переманивает в свою компанию практически всех её воздыхателей. Пугает её дерзкой выходкой на прогулке. Рассматривает в лорнет. И радуется, что княжна его уже ненавидит. Теперь стоит ему проявить к ней внимание – и она воспримет это как победу, как торжество над ним. А затем – будет обвинять себя в холодности. Печорин «знает всё это наизусть» и тонко играет на струнках её характера.

Сентиментальность княжны, любовь к рассуждениям «о чувствах, страстях» также очень сильно подведёт её. Коварный искуситель Печорин не преминет воспользоваться этим, разжалобив её рассказом о своей трудной судьбе.

«В эту минуту я встретил её глаза: в них бегали слёзы; рука её, опираясь на мою, дрожала; щёки пылали; ей было жаль меня! Сострадание – чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило свои когти в её неопытное сердце». Цель практически достигнута – Мери уже почти влюблена.

В «Герое нашего времени» княжна Мери является одной из женщин, которые пали жертвой Печорина. Она не глупа и смутно догадывается, что его намерения не совсем честны: «Или вы меня презираете, или очень любите!.. Может быть, вы хотите посмеяться надо мной, возмутить мою душу и потом оставить?» – говорит Мери.

Но она ещё слишком молода и наивна, чтобы поверить, что такое возможно: «Это было бы так подло, так низко, что одно предположение… о нет! не правда ли… во мне нет ничего такого, что бы исключало уважение?»

Наивность княжны Печорин также использует, чтобы подчинить её своей воле: «А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет!»

Героиня романа «Герой нашего времени» Мери оказывается в очень унизительном положении. Ещё недавно она позволяла себе с презрением смотреть на других людей, а теперь и сама оказалась объектом насмешек. Её возлюбленный и не думает жениться. Это для неё настолько болезненный удар, что у неё случается душевное расстройство, она серьёзно заболевает.

Какой урок вынесет княжна из этой ситуации? Хочется думать, что её сердце не очерствеет, а наоборот смягчится и научится выбирать тех, кто действительно достойны любви.

Сочинение про княжну Мери

Мери – одна из главных героинь произведения «Герой нашего времени». Мы знакомимся с ней в то время, как Печорин приезжает на Кавказ, а девушка с матерью проходят там лечение, и хорошенькая княжна сразу привлекает внимание читателя.

Княжна Мери, скорее всего, «собирательный» персонаж, прототипом для которого выступили сразу несколько женщин. В этой героине узнавали и сестру Мартынова, и дочь госпожи Кирьяновой, и госпожу Иванову, и еще множество других молоденьких девушек.

Андреев-Кривич же считает, что в Мери воплотились черты внешности и характера Софьи Виельгорской, которой Лермонтов посвящал свои стихи.

На самом деле дочь княгини Лиговской зовут Мария, но мать зовет ее на английский манер – Мери.

Несомненно, Мария очень красива. Лермонтов описывает ее стройной, молоденькой девушкой с легкой походкой, гибкой шеей и маленькими ручками и ножками. Грушницкий считает ее хорошенькой и просто ангелом, а Печорина в ее облике больше всего привлекли ее глаза – бархатные, с огромными ресницами и такие мягкие, что создается ощущение, что они «тебя гладят».

У героини очень хороший вкус. В первую встречу с читателем она одета «по строгим правилам», в ее наряде нет ничего лишнего. Автор также отмечает, что от нее исходит аромат, «которым дышит иногда записка милой женщины».

Конечно же, Мария Лиговская происходит из знатной семьи и является богатой, даже можно сказать, завидной невестой, но при этом на всех своих ухажеров она смотрит свысока, с некоторым презрением. Она хорошо образована: знает английский (автор отмечает, что девушка читает Байрона в оригинале) и французский языки, играет на фортепиано, поет и хорошо танцует.

Героиня гордая и острая на язык, но в то же время очень романтичная. Печорин навел на нее свой лорнет и этим рассердил ее «не на шутку». Мери считает, что у него наглый взгляд и он слишком высокомерен. А вот в ответ на нежный взгляд Грушницкого она улыбнулась.

Кроме того, девушка, как романтичная натура, считает, что Грушницкого разжаловали в солдаты за дуэль. А еще княжна любит рассуждать о чувствах и страстях.

Несмотря на первоначальное негативное отношение к Печорину, Мария Лиговская все же влюбляется в него. Вот только для мужчины эти чувства не являются чем-то большим нежели просто игрой. Поэтому, когда за участие в дуэли Печорина отправляют служить в крепость NN, Мери говорит ему при прощании «Я вас ненавижу».

Немного жаль, что Лермонтов не рассказывает нам о дальнейшей судьбе молодой девушки. Возможно, читателю было бы интересно узнать, оправилась ли она от такого жестокого обмана, смогла ли в дальнейшем доверять людям и как сложилась ее жизнь.

Княжна Мэри в романе Лермонтова

Княжна Мэри – это один из ключевых героев главы повести, название которой совпадает с именем этой девушки. На изменение характера юной княжны повлияло общение с Печориным и Грушницким.

Печорин при первой встрече с Мери нашел княжну внешне милой и симпатичной, но не более. Он счел, что «бархатные глаза» — это единственное прекрасное, что принадлежит этой красавице. Сама девушка считала себя идеальной во внешности. Как человек она была морально пустая: самовлюблённая, высокомерная.

Типичная дамочка 19 века, следовавшая моде. Мери желала, чтобы все ее любили. Героиня забыла, что одной сладенькой оболочки мало, чтобы пробудить к себе любовные чувства и теплую привязанность.

Именно поэтому она порядком злилась из-за того, что Печорин не проявлял к ней глубокого интереса. Тот, в свою очередь, догадался про уловку юной дамы, потому и был холоден. Он решил, что если начнет оказывать Мери знаки внимания, то не выйдет в этой игре победителем.

Большую части свободного времени Мери занимали прогулки матерью. Та гордилась своею умной и красивой дочуркой. По правде говоря, Мери была не только недурна собою, но и достаточно умна. Она читала романы Байрона, изучала математику, хорошо считала.

Все же это было вызвано не неподдельным интересом к наукам и литературе, а модой на образованность в высшем обществе. Кроме того, княжна играет на пианино, но поет плохо. Так думает сам Печорин. Несмотря на это, в ее сторону летит большое количество похвал, а окружающие не перестают льстить ей.

Изначально Мери интересовалась и искала встреч с Грушницким. Такое отношение было навеяно романтическими представлениями о том, что он отправлен в ссылку на воды из-за участия в дуэли. Как только девушка узнала правду, что Грушницкий – это обыкновенный юнкер, то потеряла к нему всякую заинтересованность.

Мери можно считать одной из девушек, пострадавших от грубости, цинизма и холодности Печорина. Княжна думала, что на самом деле она нравится Григорию, и он скоро предложит ей выйти за него. Ее ожидания не оправдались.

Тогда, когда Печорин убил Грушницкого на дуэли, Мери была шокирована и назвала Печорина ужасным и жестоким человеком. У нее случился нервный срыв и началась душевная болезнь. Винит она, конечно, во всех бедах Григория.

Княжна Мери – этакая «Героиня нашего времени».

Описание образа с цитатами

Имя и фамилия княжны Мери — Мария Лиговская:

“…Вот княгиня Лиговская, – сказал Грушницкий, – и с нею дочь ее Мери, как она ее называет на английский манер…” 

“…Эта княжна Лиговская…”

Княжна Мэри — молодая девушка. Точный возраст героини не указан в романе. Вероятно, ей немногим больше 16 лет:

“…любви молоденькой девочки…” 

“…молодой, едва распустившейся души!..” 

“…Я должен был этого ожидaть от девчонки…”

О внешности Марии Лиговской известно следующее:

“…На второй было закрытое платье gris de per­les*, легкая шелковая косынка вилась вокруг ее гибкой шеи. Ботинки couleur puce** стягивали у щиколотки ее сухощавую ножку так мило, что даже не посвященный в таинства красоты непременно бы ахнул, хотя от удивления. Ее легкая, но благородная походка имела в себе что-то девственное, ускользающее от определения, но понятное взору…”  (*gris de per­les — серо-жемчужный цвет, **couleur puсе — пюсовый, “блошиный цвет”, то есть темно-коричневый)

“…молоденькая, стройная…”

“…ее густые волосы были собраны под ночным чепчиком, обшитым кружевами; большой пунцовый платок покрывал ее белые плечики, ее маленькие ножки прятались в пестрых персидских туфлях…” 

“… прижал ее маленькую ручку к губам своим…” 

“…я еще крепче обвил ее нежный, мягкий стан…” 

“…Я не знаю талии более сладострастной и гибкой!..” 

“…губы мои коснулись ее нежной щечки…” 

“…ее нежные руки…” 

Кн. Мери — красивая, хорошенькая девушка:

“…Хорошенькая княжна обернулась…” 

“…Ты говоришь о хорошенькой женщине…” 

“…где скрылась наша красавица…” 

“…она недурна…”

У Лиговской большие, бархатные глаза:

“…подняв на меня свои бархатные глаза…””…Эта княжна Мери прехорошенькая, – сказал я ему. – У нее такие бархатные глаза – именно бархатные <…> нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках. Я люблю эти глаза без блеска: они так мягки, они будто бы тебя гладят… Впрочем, кажется, в ее лице только и есть хорошего…” 

“…над силою магнетических ее глазок!..” 

“…ее большие глаза…”

У героини подвижное, выразительное лицо:

“…отвечала она с иронической гримаской, которая, впрочем, очень идет к ее подвижной физиономии…” 

“…Она сделала гримаску, выдвинув нижнюю губу, и присела очень насмешливо…”

Княжна Мэри — грациозная девушка, одевается со вкусом:

“…Легче птички она к нему подскочила, нагнулась, подняла стакан и подала ему с телодвижением, исполненным невыразимой прелести…”

“…они одеты были по строгим правилам лучшего вкуса: ничего лишнего…” 

“…многие дамы посмотрели на нее с завистью и недоброжелательством, потому что княжна Мери одевается со вкусом…”

Княжна — богатая невеста:

“…я богата, она у меня одна…” (мать о княжне Мери) 

“…она вбежала в ворота одного из лучших домов Пятигорска…” 

“…вспомните, у меня одна дочь… одна…”

Княжна Мери — завидная невеста. У нее есть много поклонников, “обожателей”:

“…я употребляю все свои силы на то, чтоб отвлекать ее обожателей, блестящих адъютантов, бледных москвичей и других…” 

“…вас окружает слишком густая толпа поклонников, и я боялся в ней исчезнуть совершенно…”

Она происходит из знатной семьи:

“…Эта гордая знать смотрит на нас, армейцев, как на диких…”

Юная княжна Мери — образованная девушка:

“…Княгиня, кажется, не привыкла повелевать; она питает уважение к уму и знаниям дочки, которая читала Байрона поанглийски и знает алгебру: в Москве, видно, барышни пустились в ученость и хорошо делают, право!..”

Героиня знает французский язык, как все образованные дворяне:

“…прошептать необходимое: «Mer­ci, monsieur»…”

Княжна Мери также знает английский язык и читает Байрона в оригинале:

“…читала Байрона поанглийски…”

Юная Лиговская играет на фортепиано и поет. По мнению Печорина, у нее есть голос, но она поет не очень хорошо:

“…Княгиня усадила дочь за фортепьяно; все просили ее спеть что-нибудь…”

“…Она запела: ее голос недурен, но поет она плохо… впрочем, я не слушал…”

“…Она вальсирует удивительно хорошо…”

Княжна Мери — милая девушка:

“…враждебные намерения против милой княжны…” 

“…Мери очень мила!..” 

“…шутила очень мило…”

Героиня — невинная, неопытная девушка:

“…Она мне объявила, что дочь ее невинна как голубь. Какое мне дело?.. Я хотел ей отвечать, чтоб она была спокойна, что я никому этого не скажу!..” 

“…сказал какойто комплимент княжне: она, видно, не очень разборчива, ибо с тех пор отвечает на его поклон самой милой улыбкою…”

“…в ее неопытное сердце…”

Княжна Мери – умная, гордая, остроумная девушка:

“…должно быть, для умной женщины несносно…”

“…она шутила очень мило; ее разговор был остер, без притязания на остроту, жив и свободен; ее замечания иногда глубоки…”

“…мой дерзкий лорнет рассердил ее не на шутку. И как, в самом деле, смеет кавказский армеец наводить стеклышко на московскую княжну?..” 

“…И чем она гордится? Уж ее надо бы проучить…” 

“…Эта княжна Лиговская пренесносная девчонка! Вообразите, толкнула меня и не извинилась, да еще обернулась и посмотрела на меня в лорнет…”

Мэри — романтичная девушка:

“…она уверена, что этот молодой человек в солдатской шинели разжалован в солдаты за дуэль…” 

“…Дочка слушала с любопытством. В ее воображении вы сделались героем романа в новом вкусе…”

“…княжна, кажется, любит рассуждать о чувствах, страстях и прочее…”

Она — живая, кокетливая и капризная девушка:

“…Куда девалась ее живость, ее кокетство, ее капризы, ее дерзкая мина, презрительная улыбка, рассеянный взгляд?..” 

“…Я должен был этого ожидaть от девчонки… от кокетки…” 

“…она с тобой накокетничается вдоволь, а года через два выйдет замуж за ур*да, из покорности к маменьке…” 

Княжна любит “рисоваться” и играть какую-то роль:

“…княжне также не раз хотелось похохотать, но она удерживалась, чтоб не выйти из принятой роли: она находит, что томность к ней идет, – и, может быть, не ошибается…” 

“…ей удалось, однако, довольно скоро принять совершенно равнодушный и даже строгий вид…” 

“…проходя мимо Грушницкого, приняла вид такой чинный и важный – даже не обернулась…”

Это был цитатный образ и характеристика княжны Мери в романе “Герой нашего времени”, описание внешности, характера, происхождения и образования героини.

Читайте также: Образ автора в романе Евгений Онегин – итоговые сочинения.

Трагедия княжны Мэри заключалась в том, что оно могла различить душевные чувства и светские манеры, но не видела разницы между искренностью и притворством.

Эксперимент Печорина, но для княжны Мэри этот эксперимент стал настоящей трагедией. Хотя она и увидела все притворство светской жизни, ее первое высокое чувство было растоптано.

Лермонтов не показывает нам, что стало с молодой княжной далее, оказалась ли она сломленной или нашла в себе силы жить дальше.

Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

15 − одиннадцать =