Сочинение на тему «Может ли мстительный человек быть счастливым?»

Данное направление нацеливает на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой — об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.

Сочинение на тему «Может ли мстительный человек быть счастливым?»

«Может ли мстительный человек быть счастливым» — сочинение

Вариант 1

Может ли мстительный человек быть счастливым? Нет. Потому что, мстя людям, они становятся врагами природы. Если человек сделал что-то не хорошее, то не надо всегда отомстить ему. Просто этот человек может простить тебя. Поэтому мстительный человек, по-моему мнению, не может быть счастливым, если он думает только о мести, то он забудет своих близких и родных. Задаваясь с этим вопросом, приведу пример из произведения Александра Пушкина «Капитанская дочка».

Алексей Швабрин, казалось бы, простой дворянин, офицер, образованный и умный человек, чье воспитание в романе видно с положительной стороны, а оказывается все наоборот, Алексей является жестким и лживым. Он был влюблен в Машу Мироновой, но получил отказ. В это время за ней ухаживал Гринев. Чтобы мстить Алексей распространяет унизительные слухи о Маше, которая каждый день укрепляла отношение с Гриневом. Месть не приносит Швабрину счастья. Ему не удалось добиться любви Мироновой и унизить Петра. Действительно, если думать только о мести может разрушиться все, ведь теперь он остался без чести и достоинства.

Вторым примером выражается роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Месть привела к трагедии. Онегин, оказывается в гостях у Татьяны, там и он чувствует себя не уверенно. Потому что перед ним стояла девушка, которая когда-то отказалась в чувствах. Евгений считает в этом Ленского, который тоже присутствовал. Он решает отомстить другу, и приглашает девушку в танцы. Ленский недовольно вызывает Евгения в дуэль. После такого поступка соперника, Ленский погибает. Как видим, месть Онегина не осчастливила его, после таких действий он потерял лучшего друга.

Таким образом, я думаю, что мстительный человек не может быть счастливым. Так как он в мире остается в одиночестве. Его поступки превращаются в не что другое. Сперва нужно много раз обдумать, а потом решаться в своих поступках. Потому что, многие не размышляют об этом, думают все временем пройдет. На самом деле это человека делает несчастным. И в итоге хочется завершить цитатой И.Гетё «Никто не знает, каковы его силы, пока их не используют».

Вариант 2

Такое чувство, как месть, очень часто возникает на почве сильной обиды или злобы. Но может ли человек, оказавшийся во власти желания отомстить, быть счастливым? Мне кажется, что нет. Месть разъедает душу человека, заставляет его совершать низкие, безнравственные поступки. Ослеплённый местью не задумывается о последствиях своих действий, теряет такие качества, как совесть и сострадание.

Пример разрушительной мести можно найти в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Алексей Швабрин, потомственный дворянин, офицер, человек образованный и умный, чьё воспитание и положение, казалось бы, должны были развить в нём благородство, честь и достоинство, оказывается на самом деле бесстыдным, жестоким и лживым.

На безнравственные поступки его в немалой степени толкает желание отомстить удачливому сопернику Петру Гринёву. Дело в том, что, влюблённый в Машу Миронову, Швабрин получает отказ, в то время как Гринёв, недавно приехавший в крепость, пользуется расположением девушки. Сначала Швабрин пытается очернить Машу в глазах соперника, распространяя о ней лживые слухи.

Затем во время поединка, на который его вызывает Гринёв, ведёт себя нечестно, нанеся противнику удар исподтишка. Наконец он пишет письмо-донос о дуэли и её причинах родителям Гринёва, чтобы те не разрешили сыну жениться на Маше. Все эти поступки Швабрина не приносят желаемых результатов: любовь Маши и Петра крепнет с каждым днём. И тогда Швабрин, пользуясь своим положением приближённого к предводителю восстания Пугачёву, пытается заставить Машу силой стать его женой.

Он держит девушку под замком, заставляет страдать от голода. Оказавшись под следствием после поражения восстания, Швабрин и в тюрьме не оставляет желания отомстить Гринёву: он бессовестно оговаривает его, обвиняя в пособничестве Пугачёву. Месть не приносит Швабрину счастья. Ему не удалось добиться любви Маши Мироновой, не удалось унизить и уничтожить Петра Гринёва.

Месть обернулась против самого Швабрина С каждым шагом он падал всё ниже и ниже, каждый новый его поступок становился всё гнуснее и подлее. В результате офицер стал предателем, человеком без чести и принципов.

Таким образом, можно сделать вывод: человек, решившийся на месть, разрушает самого себя и свою жизнь. Мстительный человек не может быть счастливым.

Вариант 3

Месть, то есть желание причинить человеку зло в ответ на нанесённую им обиду, озлобляет, ожесточает людей. Мстительный человек долго копит злость внутри себя, думает о том, как бы ему отомстить обидчику, планирует, представляет себе сцены мести. Всё это отражается на внутреннем мире человека. Привыкший мстить теряет способность прощать, становится чёрствым и равнодушным к чужому горю.

Я думаю, что мстительный человек не может быть по — настоящему счастливым, ведь причиняя кому — то несчастье невозможно стать счастливым самому. Мстительный человек перестаёт видеть хорошее в жизни, он становится негативным, тратит свою жизнь и энергию на мысли о расплате с врагом. Примером мстительного человека может стать Николаев, герой из книги Александра Куприна “Поединок”. Николаев мстит Ромашову, которого он подозревает в ухаживаниях за своей женой. Он назначает Ромашову дуэль, на которой его убивает. Николаев защитил свою честь, но это стоило жизни другому человеку.

Из-за желания мстить, показаться лучше в глазах других людей, погиб невинный человек, и его жизнь вернуть уже невозможно. Несмотря на то, что дуэли со смертельным исходом были приняты в обществе того времени, я думаю, что нельзя жить с чистой совестью и жить счастливо, помня о том, что от твоих рук погиб человек из-за глупой мести.

В романе “Евгений Онегин” Александра Сергеевича Пушкина месть также привела к трагедии. Евгений Онегин, оказавшись на именинах Татьяны, чувствует себя неловко перед девушкой, ведь он когда-то отверг её чувства. Виной своему стыду он видит Ленского, который и пригласил его к Татьяне. Онегин решает отомстить другу — он приглашает на танец и оказывает знаки внимания возлюбленной Ленского. Ленский возмущён и вызывает Онегина на дуэль. В результате необдуманного, легкомысленного поступка Евгения, Ленский погибает.

Месть Онегина не осчастливила, из-за своих бездумных действий он потерял друга и так и не обрёл настоящую любовь.

Итак, человек, не умеющий прощать обиды, в первую очередь разрушает себя, а не того, кому хочет отомстить. Живущий местью не может обрести полноценного счастья. Только человек, способный жертвовать своими интересами, имеющий власть над своим гневом, может быть счастлив.

«Уместна ли жестокость на войне» — итоговое сочинение

Вариант 1

Война – одно из самых страшных человеческих «изобретений». Во времена смутных событий за оружие вынуждены браться даже добрые люди. Скрепя сердце, они идут защищать самое дорогое. Пачкать руки в крови для них невыносимо, но постепенно привыкают даже к этому. Добрым сердцам приходится покрываться каменной оболочкой. Что уж говорить про злых людей?

Я считаю, что жестокость на войне не просто уместна, такие события без нее просто невозможны. Часто ведь жестокость возникает на психологической почве. Война уносит с собой жизни многих людей. Их близкие часто загораются жаждой мести, понимая, что терять им больше нечего. Это толкает к жестоким поступкам. Отправляя солдат на войну, власти пытаются вызвать у них ненависть к врагу, а это тоже источник жестокости.

Но нельзя рассматривать войну как «пир» жестокости. Даже в такие времена есть время милосердию, доброте, состраданию. Солдаты помогают друг другу, жертвуют своей жизнью ради будущего других. А сколько известно о военных медиках, которые помогали ранеными под свистом пуль. Женщины без мужской поддержки воспитывали детей, причем не только своих. Список проявлений доброты можно продолжать долго.

Доброта и жестокость на войне показаны во многих произведениях русских писателей. В романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстой воспроизвел все ужасы военного времени: пожары, смерть, страдания раненых. Конечно же, такая обстановка невозможна без жестокости. Наиболее ярко она проявляется в сценах, изображающих столкновениях между врагами.

Однако по-настоящему добрые люди остаются таковыми даже на кровавых полях. Находятся и те, которые осознают, что лбами с другими солдатами их столкнули высшие света сего, на самом деле причин для вражды нет. Осознание этого несколько стирает жестокость. Примером этого являются эпизод, посвященный пребыванию Пьера в плену у французов. Нельзя сказать, что с молодым человеком обращались жестоко.

Произведение Л.Н. Толстого показывает, что жестокость на войне, уместна. Но не бывает так, чтобы на поле боя не нашлось доброй души.

В повести «Матерь человеческая» показана жестокость фашистов. После боя они сожгли деревню, а выживших жителей погнали в Германию. Немцы не жалели никого – ни стариков, ни детей. Не думали они и о том, что лишают кого-то дорогого сердцу человека. Физически слабых людей сразу же убивали. Тех же, кто сопротивлялись, безжалостно били. Поражает, как хладнокровно немец подстрелил Саньку. Жестокость врагов становится особо выразительной, если сравнить ее с милосердием Марии.

Этот пример тоже доказывает, что жестокость уместна на войне. Хотя фашистов можно “понять”: они, знают, что чем быстрее завоюют земли, тем быстрее вернутся к семьям. Немецкие солдаты переживают за родных, которые остались без их поддержки. Можно предположить, что это и есть источником их жестокости.

Можно сделать вывод, что жестокость на войне уместна, но она обязательно должна сглаживаться добром.

Вариант 2

Жестокость характеризует не только безжалостного решенного сострадание человека, но и того, кто жестоко врагам в целях защиты своего отечества. Жестокость таких людей можно оправдать ведь они совершают какие-либо поступки во благо своим соотечественникам родине. По моему мнению, жестокость на войне уместна лишь тогда, когда она необходима для победы и сохранения своей страны.

Обратимся к произведению Шолохова “Судьба человека”. Автор показывает читателю, как обычному добродушному и милосердному человеку приходилось проявлять жестокость к своим противникам. Андрей Соколов раньше имел семью, очень дорожил ей. Его нельзя назвать бездушным, но на войне солдату приходится убить человека. Так как он был предателем, мог выдать своих же людей немцам. Чтобы сохранить жизни своих соотечественников, Соколову пришлось задушить человека, собравшегося выдать русских военных.

Его жестокость можно оправдать, ведь главный герой сделал это ради сохранения многих жизней. Таким образом, совершив убийство, Андрей Соколов стал героем. Он пожертвовал жизнью одного, ради спасения других. Именно поэтому такая жестокость уместна на войне. В произведении один день Ивана Денисовича показано жестокое отношение предавших родину русских, к своим пленным, таким же людям, как и они. Но это не мешает им унижать, издеваться над бывшими соотечественниками.

Смотрители и управляющие следят за каждым действием заключенных, наказывают их за любую ошибку. Такое равнодушие, коварство и злоба не должны быть направлены против своей родины. Люди, которые делают тоже самое, не заслуживают находиться на войне и так поступать с людьми, ведь во время военных действий самое главное — сохранить чести и достоинство, быть истинным патриотом.

Можно сделать вывод, что жестокость может быть у места на войне лишь тогда, когда она делается во благо. Не для того, чтобы утешить свое самолюбие и злость. Люди должны быть патриотами и защищать Россию даже теми способами, которые, казалось бы, противоречат нравственности и морали.

Вариант 3

Да, мстительный человек вполне может чувствовать себя счастливым. Особенно, если планы мести удались. Месть — это не зависть, которая всегда будет грызть и лишать счастья и покоя. Месть — совершенно иное блюдо.

Впрочем, это зависит от характера человека, от того, что случается в его жизни и может заставить задуматься. Чаще всего мстительные люди спокойно и, может, счастливо доживают свой век, строя пакости обидчикам и получая от этого удовольствие. Однако это личное наблюдение.

Литература учит, что месть наказуема. Грушницкий пытался отомстить Печорину и сам оказался убит. Эдмон Дантес, он же граф Монте-Кристо, разочаровывается в себе том, каким его сделало желание отомстить. Он глубоко несчастлив, и только любовь Гайде приводит его в чувство. Купец Калашников, чья месть благородна (отомстил насильнику жены) не разочаровывается в этом поступке, но оказывается казнён.

Да, примеры из литературы учат нас жизни, показывают, к чему надо стремиться. И, согласно этим примерам, мститель рано или поздно будет наказан. Но стоит обернуться вокруг, как мы видим тысячи Швабриных, Грушницких, Онегиных, более чем счастливых и гордых из-за своих маленьких мстей.

Вариант 4

На протяжении всех времён существования общества перед многими людьми часто встаёт вопрос: отомстить или простить обидчика? Конечно, во многих случаях ответ зависит от ситуации и от самого человека, но всё-таки стоит ли мстить окружающим за их проступки, будь то умышленные или же совершенные по глупости действия?

Я считаю, что месть – вредоносные поступки со стороны слабых людей, чьи интересы были задеты. Мстительный человек тот, кто не умеет отпустить обиду и жить дальше, а это значит, что он попросту не может контролировать свои эмоции. И тут возникает вопрос, а может ли такой человек, который поддаётся своим эмоциям и обидам, жить счастливо? Ведь счастье заключается в душевной удовлетворённости условиями своего бытия, то есть, когда человека устраивает его жизнь, то, как он её проводит, где и с кем. Выходит, если человек хочет отомстить, значит, что-то его в своей жизни не устраивает, а, следовательно, и счастливым он быть не может. Рассмотрим подобные ситуации в литературных произведениях.

Вспомним роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Грушницкий был влюблён в княжну Мэри и всячески пытался добиться внимания со стороны девушки, но её взоры были обращены на более искусного кавалера – Печорина. В отчаянии юнкер решается отомстить своему когда-то приятелю. Одним вечером он со своими друзьями заметил, как Григорий покидает дом княжны, где у него было свидание с Верой, и тут же обвинил офицера в совращении княжны.

Печорин, естественно, вызывает Грушницкого на поединок, чтобы защитить свою честь и честь девушки. В результате юнкер погибает из-за своего же желания отомстить. Также данная проблема присутствует и в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой Родион Раскольников жаждет социальной справедливости, и поэтому решается на убийство жадной и богатой старухи-процентщицы, дабы отомстить ей за такое материальное неравенство в обществе.

Но такая месть не приносит ему какой-либо радости, герой, даже напротив, испытывает постоянные душевные муки, переживая о том, как бы не сойти с ума. Таким образом, мы видим, что мстительные люди в конечном итоге счастья не обретают, а даже напротив, живут в муках.

Вариант 5

Я думаю, что жестокость не просто уместна, без неё просто невозможно. Часто жестокость возникает на душевной почве. Война уносит с собой многого. Посылая на военные действия солдат, государство пытается вызвать у них отвращение к врагу, чтобы победить, и это тоже относится к жестокости. Размышляя над темой жестокости, я не могу, не обратиться к произведению Л.Н. Толстого «Война и мир».

В этом романе рассказывается о войне России против Франции. Автора во всех частях пытается описывать все ужасы, с которыми сталкиваются все люди, которые пережили эту войну. Жестокость на войне происходит из-за того, что их неизменные чувства, превращают на что-то другое. Война и жестокость неразлучны, одно порождает другое.

В качестве второго аргумента обратимся к произведению М. Шолохова «Тихий Дон». Писатель описывает жестокость Гражданской войны в России. Расправы над пленными грабежи и другие преступления показывает Шолохов. Автор представляет как рушится мир, исчезают многовековые основы жизни. Жестокость подчеркивается во время борьбы за старого и нового. Несмотря на жестокость истории у человека есть выбор, поэтому он может отказаться от нападения, спасая жизнь. Произведение Шолохова показывает, что жестокость уместна на войне.

Таким образом, хочу сказать, что жестокость – это расследование войны, сложно бороться против соперников, не ожесточиться при этом. Поэтому это понятие всегда будет единой. Каждый человек должен бороться не наружными врагами, а со своими недостатками, гнавшие лишнюю раздражение из войны. Только тогда можно изменять что-то.

«Месть как трусость» — сочинение

Вариант 1

Месть не может быть проявлением мужества. Мужество — способность преодолеть свои страхи и сделать что-то хорошее, благородное. Месть – это, в любом случае, зло. Она делает человека грубым и жестоким. Но и нельзя сказать, что месть – это трусость. Скорее, это проявление слабости человека. Иногда месть – единственная возможность обрести покой и дать восторжествовать справедливости. Нужно быть достаточно смелым человеком, чтобы решиться отомстить. Намного проще оставить всё, как есть, и продолжить жить, как раньше. Теперь я хочу рассмотреть этот вопрос на примере героев художественных произведений.

В повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкин представляет на суд читателя героя, мстившего из-за безответной любви. Это Алексей Швабрин – дворянин, которого встречает Андрей Гринёв в Белогорской крепости. Он отличается насмешливым характером и презрительностью. До того, как Гринёв приехал в крепость, Швабрин ухаживал за Машей, но получил отказ.

Не простив девушке этого, он, мстя ей, начинает распускать о ней грязные слухи Гринёву насчет того, что в качестве подарка ей больше понравятся серьги, чем стихотворение, то есть он отзывается о Маше, как о девушке, которую можно купить. Швабрин боится конкуренции со стороны Гринёва, поэтому поступает так подло и, тем самым, роняет свое достоинство. Он любит оговаривать людей за глаза, но в лицо сказать трусит. Швабрин – пример того, что месть может быть проявлением трусости.

В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» заглавный герой мстит сыну за измену Родине, за предательство отца и своих братьев-казаков. Младший сын Тараса Бульбы Андрий влюбляется в молодую полячку. Чтобы спасти её от голода во время осады города, Андрий совершает преступление – переходит на сторону врага. Он отказывается от своей Родины, от своего народа, от отца, матери и брата и начинает сражаться на стороне врага против своих прежних друзей и соратников. Когда Тарас Бульба узнает об этом, он решает заманить своего младшего сына в лес и, проявив мужество, убивает его за предательство, как врага. Он совершает месть во имя справедливости.

Таким образом, можно сказать, что мстительными могут быть как трусы, так и мужественные люди. Месть — личное дело каждого, но, как правило, она не приносит облегчения отомстившему, а погружает его в еще более тяжелое состояние. Это очень сложное и разрушительное чувство.

Вариант 2

В моем понимании, слово «месть» означает проявление жестоких и беспощадных действий к человеку, чтобы отомстить ему за какую-либо обиду, ненависть или оскорбление и заставить этого человека испытывать страдание и боль.

Месть – это, конечно же, проявление зла, которое осуществляется несправедливым путем. Стоит учесть, что некоторые люди не решаются отомстить кому-нибудь сразу. Они долгое время находятся еще перед выбором: либо удовлетворить свое желание и отплатить человеку за что-то, либо найти в себе силы и простить этого человека. А иногда, в порыве всплеска эмоций, люди, не раздумывая, могут пойти на месть сразу же. Отвечая на поставленный вопрос: «Месть — это проявление трусости или мужества?», хочу сказать, что месть, в большинстве случаев, дело обдуманное и отчаянное.

Есть люди, которые не способны отомстить своему обидчику только потому, что у них не хватает смелости пойти на этот шаг. А тех, кто все-таки решительно пошел на месть, можно назвать смелыми людьми. Поэтому, с одной стороны, месть сложно назвать проявлением трусости, потому что нужно иметь большую уверенность в себе, чтобы пойти на это. Но с другой стороны, не каждый готов простить другого человека за его скверный поступок. Только лишь трус, у которого слабая сила воли, может пойти на злой и нечестный путь.

Месть – это проявление мужества? Я думаю, что нет, потому что мужество для меня – это как раз способность человека преодолеть самого себя, свои страхи, свои эмоции. Человек, который готов забыть все обиды и отпустить свой гнев, даже не беря во внимание доброту и великодушие, будет называться мужественным и стойким.

Вспомним произведение Пушкина «Капитанская дочка». Ярким примером проявления мести является поступок Швабрина по отношении к Маше Мироновой. Когда Гринев читал свои стихи, которые были адресованы Маше, Швабрин начал насмехаться над ними и говорить о них плохие слова. Как оказалась, таким способом Швабрин хотел отомстить Маше за то, что когда-то она отказала ему в чувствах. Девушка была честна: она действительно не любила Швабрина, но тот не смог забыть ее честность и искал любые способы ей отомстить.

Еще одним примером является пьеса Горького «На дне». В этом произведении отношения героев строятся на равнодушии, жестокости и мести. Каждый начинает мстить друг другу за то, что оказался на дне этой жизни и не может больше найти другого выхода. Василиса из-за ревности начинает избивать свою сестру, впоследствии чего погибает ее муж, а Пеплу грозит верная каторга. Так месть рушит не только человеческое достоинство, но и жизнь людей.

Таким образом, я все-таки скажу, что месть – это проявление трусости. Прежде чем пойти на это, стоит подумать о последствиях и о чувствах других людей, которые не связаны с вашей обидой. Месть — это не всегда путь справедливости. Это показатель вашей слабости и черствости.

«Трусость мать жестокости» — итоговое сочинение

Вариант 1

Трусость-мать жестокости-писал М. Монтень. Рассмотрим, так ли это? Что может вызывать жестокость в людях? Душевная боль, неустроенность в жизни, неудачное стечение обстоятельств, болезни. Но есть ещё одно обстоятельство, способное вызвать в человеке жестокость. Это-трусость.

Человек может защищаться, нападая на других, но это далеко не показатель силы и храбрости, это и есть самый настоящий показатель трусости, породившей жестокость. Трусливый человек не проявит жестокость к сильному, потому что может получить отпор, он проявит её к слабому, зная, что тот не сможет ответить.

В многих произведениях русских писателей описываются примеры жестокости, порождённой трусостью. Например, в произведении Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» любовник Катерины Львовны Измайловой, Сергей, помогал ей в её жестоких преступлениях. С его помощью Катерина Львовна убила своего свёкра, мужа и племянника. Она сделала это из-за денег, а больше всего из-за любви к Сергею. Когда её уличили в совершённых преступлениях, не струсила, была спокойна и долго отпиралась, но струсил её бывший любовник и рассказал следствию всё, что они совершили, в подробностях.

Несмотря на всю тяжесть преступлений Катерины Львовны, он всё-таки поступил как трус, выдал её. А оказавшись вместе с бывшей возлюбленной на каторге, опустился до того, что стал жестоко издеваться над Катериной Львовной. Это и есть главный показатель его трусости, которая и породила его жестокость к бедной женщине.

В пьесе А.Н. Островского «Гроза» также достаточно примеров жестокости, вызванной трусостью. Жесток к жене Тихон Кабанов, жесток оттого, что трусит перед властной матерью. Его жестокость не имеет физических проявлений, нет, его жестокость-это равнодушие к жене, к её чувствам. И жестокость Тихона, вызванная его трусостью, приведёт к ужасным последствиям — Катерина покончит с собой.

Подводя итоги, можно сказать, что высказывание М. Монтеня «Трусость — мать жестокости» вполне справедливо, имеет под собой определённую почву и очень часто описано в многих литературных произведениях, доказывающих, что не может храбрый и смелый человек быть жестоким. Действительно, жестокость — удел трусов.

Вариант 2

«Трусость – мать жестокости» — тезис, который сформировал философ эпохи Возрождения М. Монтень еще в 16-ом веке, однако же живучести оного можно только позавидовать. Действительно, тему трусости, приводящей не только к деформации личности героя, но и к серьезным последствиям, раскрывали авторы отечественной и мировой литературы. Рассмотрим примеры из их книг, чтобы убедиться в правильности заключения Монтеня.

Так, одним из самых ярких примеров человека, трусость которого привела к насилию и смерти, является один из героев романа А. Пушкина «Капитанская Дочка» Алексей Швабрин. Когда Белогородская крепость подвергается нападению отрядов Емельяна Пугачева, Алексей один из первых переходит на сторону самозванца, боясь за свою жизнь. Он не чувствует угрызений совести, присутствуя при казни своих бывших товарищей, в том числе коменданта крепости и его жены, единственное, что его волнует – это сохранение собственного благополучия, он готов на все, на самые низкие и подлые поступки, чтобы продолжить свое существование.

В частности, он даже дает рекомендации захватчикам, кого нужно убить в первую очередь. Его трусость также приводит к жестокости, которая обрушивается на Машу, дочь казненного капитана Миронова — Швабрин унижает её, сажает на хлеб и воду, пытаясь заставить девушку выйти за себя замуж. Очевидно, что причина всех этих жестоких поступков – боязнь поражения. Герой боится честного соперничества и идет на все эти мерзости, лишь бы не проиграть.

Также, жестокость, вылупившаяся из трусости, занимает ключевое место в повести В. Железникова «Чучело». Главная героиня, Лена Бессольцева, встречается с жестокостью со стороны одноклассников, жестоко издевающихся над ней. После того, как у Ленки получается дать отпор, выясняется, что многие одноклассники участвовали в травле «за компанию», из страха оказаться на ее месте, если вдруг они решатся заступиться за нее.

Особенно выделяется Дима Сомов, который кажется сильным и независимым, единственный начинает общаться с Леной, но под давлением класса и боязни потерять авторитет присоединяется к большинству и даже участвует в сжигании «чучела», изображающего бедную девочку. Единственной причиной этой массовой травли является страх пойти против мнения большинства.

Таким образом, слова Мишеля Монтеня находят свое подтверждения в произведениях многих писателей и в жизни. Трусость, сама по себе являясь крайне негативным человеческим качеством, зачастую способна заложить в душе семена злости, ненависти, жестокости, безразличия, которые, развиваясь, оставляют негативный отпечаток на жизнях других людей, а иногда и разрушают их.

Как вы понимаете фразу: «Глаз за глаз, зуб за зуб»?

Вариант 1

Сегодня мы часто слышим выражение «глаз за глаз, зуб за зуб». Но, думаю, не все могут растолковать его правильно. По смыслу оно противоположно фразе «ударили по правой щеке, подставь левую». Тем не менее, источником обоих выражений является Библия. Что же означает «глаз за глаз, зуб за зуб»?

Наши предки вершили правосудие, руководствуясь этими словами. Понимали их так: виновный должен заплатить тем, чем обидел жертву. Если, например, он покалечил другому человеку ногу, то с ним делали то же самое. Позже преступником разрешили платить деньги, чтобы уберечься от телесного наказания. Конечно же, находились люди, которым это было выгодно.

В наше время смысловая нагрузка фразы «глаз за глаз, зуб за зуб» приобрела новые значения. В большинстве стран отказались от физических методов наказания, смертной казни. «Откупиться» тоже не всегда получиться, ведь только для наименее тяжких преступлений существует система штрафов. Однако древним принципом правосудия пользуются и сейчас: человеку, нанесшему вред другому, присуждают такое наказание, чтобы он получил не меньший урон, чем пострадавший.

Во все эпохи были люди, которые предпочитали самосуд, а не разбирательства посредством соответствующих органов. В таких случаях, упомянутое выражение играло решающую роль в определении того, какая должна быть расплата. Например, иногда очень жестоко наказывались убийцы: близкие люди убитых лишали преступников жизни.

Истолковать крылатое библейское выражение поможет и художественная литература. В произведении М. Шолохова «Тихий Дон» наблюдаем за тем, как Григорий мстит за смерть своего брата. Петра убили красногвардейцы. Григорий тратит все свои силы, чтобы выяснить, кто отправил Петра на тот свет. Потихоньку он начинает мстить. Сначала мужчина отказывается брать пленных, его пыл к войне угасает. Как только представляется возможность, он убивает преступников.

Другой герой этого же произведения Степан Астахов избивает свою жену, когда узнает, что та изменяет ему с Григорием. Для кого-то такая расплата окажется неравноценной поступку, ведь Аксинья не делала больно мужу. Тем не менее, сам Степан считает, что избиение – это справедливое за израненную душу и позор.

Приведенные примеры показывают, что фраза «глаз за глаз, зуб за зуб» значит месть, равноценную преступлению. Однако расплата по этому принципу не всегда повторяет преступление. Методы могут отличаться. Главный критерий равноценности – чувство удовлетворенности обиженного. Если он считает, что навредил так же сильно, как навредили ему, значит можно смело утверждать, что он поступил по принципу «глаз за глаз, зуб за зуб».

Можно сделать вывод, что в разные эпохи фразу «глаз за глаз, зуб за зуб» толковали по-разному. В наше время она чаще всего употребляется в переносном значении.

Вариант 2

Все мы когда-либо слышали такую фразу: «глаз за глаз, зуб за зуб». Какой же смысл она в себе несет? Данное выражение можно объяснить одним словом — месть. А что же такое месть? Месть — действие в отплату за причинённое зло, возмездие за что-либо. Месть может быть страшной, слепой, беспощадной и коварной.

Рядом с местью часто идут такие понятия как жестокость, зависть и боль. Но стоит ли мстить и к каким последствиям приводит такое «возмездие»? Я считаю, что месть – это удел слабых людей. Каким бы плохим ни был человек, причинивший тебе боль, не нужно его карать за совершенное деяние, чтобы не уподобляться ему. Часто месть приводит к ужасным последствиям, о которых «мститель» вскоре очень жалеет.

Моё мнение подтверждает произведение Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Слепое отмщение стало причиной смерти молодого поэта Владимира Ленского. Погиб он от руки своего же друга Онегина — главного героя повести. Онегин получил письмо от Татьяны Лариной, в котором говорилось о ее любви к нему.

Евгений отверг чувства девушки и не пожелал ехать на ее именины, на которые был приглашен ранее. Но Ленский смог его уговорить посетить приём. Онегин чувствовал себя там лишним человеком и хотел лишь одного – скорейшего окончания мероприятия. И Евгений для того, чтобы отомстить, решает подшутить над своим другом и приударить за его возлюбленной Ольгой. Ленского очень оскорбило такое поведение главного героя, и он вызвал его на дуэль. В конечном итоге эта глупая затея приводит в смерти молодого поэта.

Главный герой, защищая мнимую справедливость, не смог всё объяснить и поговорить со своим другом. Он не смог проявить великодушие. Последствия – бессмысленное убийство молодого человека, впереди у которого была целая жизнь, тяжкий груз на сердце и чувство вины у главного героя.

Данный пример показывает, что месть – это бессмысленно. Ведь если переступить через свою гордость и решить всё мирным путём, то страшных последствий можно избежать. К тому же, не каждый человек сможет жить спокойно после осуществленного им возмездия. Несомненно, все мы рано или поздно сталкиваемся с желанием отомстить. Но сможет ли действительно хороший человек жить с тем, что он натворил? Стоит ли эта кара страданий других людей? Я считаю, что нет.

Отомстить сможет каждый, а вот быть великодушным – нет. Нужно быть достаточно сильным, чтобы суметь проявить доброту и простить.

Сочинение на тему «Человечность»

Вариант 1

Человечность — это доброта души и умение жить в люб­ви и сочувствии к окружающим. Невозможно представить себе хорошего человека без этих качеств.

В рассказе Б. Васильева Мария Тихоновна, потерявшая сыновей на фронте, не желает съезжать из дома, где всё ей напоминает о них. Неуступчивость старой женщины выгля­дит в глазах строителей вредностью Бабы-яги. Но когда Ма­рия Тихоновна выносит из дома самое дорогое для неё — портреты сыновей, бульдозерист понимает причину нежела­ния её ухода.

Человечными оказались и Семён Митрофанович, органи­зовавший музей, и военные, передавшие модель танка, и жители той деревни, где были похоронены её сыновья.

Мне кажется, что мир будет существовать до тех пор, пока в людях будет живо это качество души.

Вариант 2

Человечность — это уважение к человеку, доброта. Че­ловечность, по-моему, обязательно предполагает и отзывчивость.

Обратимся за примерами к тексту Б. Васильева. Лукошина Мария Тихоновна, не желая съезжать из старенького домика, упорствует. Она даже не объясняет причину своего отказа. И только тогда, когда отчаянный бульдозерист уже готов «встряхнуть домишко», она выходит из дома с самым дорогим для неё — портретами четырёх погибших сыновей. И мы видим, как меняется поведение бульдозериста, видим, что он проявляет уважение к женщине, пережившей такое горе.

С большой добротой и человечностью отнёсся к Марии Тихоновне и Семён Митрофанович. Узнав о её погибших сыновьях, он не только предотвратил снос дома, но и многое сделал, чтобы утешить старую женщину.

Как важно, чтобы в нашем мире было больше человеч­ных людей! Даже на примере этого текста видно, насколько радостнее от них становится жизнь.

Вариант 3

Человечность — это то, что определяет человека: дея­тельная доброта, отзывчивость, понимание. Человечностью мы измеряем многие свои и чужие поступки.

Обратимся к тексту Б. Васильева. Сердитый бульдозерист видит, что старая женщина, выходя из дома, предназначен­ного для сноса, несёт самое дорогое — портреты четырёх сгоревших заживо на войне сыновей. Он вмиг меняется, понимая состояние Марии Тихоновны.

А какую отзывчивость демонстрирует Семён Митрофано­вич! Благодаря ему отменяется снос дома. Ведь он не про­сто побывал восемь раз в Архитектурном управлении, он доказывал всем, что нельзя тревожить эту женщину.

А потом человечность умножилась в поступках строите­лей, военных и жителей села, где погибли герои. Мне кажется, что порой само это качество подобно подвигу.

Таким примером может служить история польской акти­вистки движения Сопротивления Ирены Сендлер. Во время Второй мировой войны, получив разрешение работать в Варшавском гетто, она на дне сумки для инструментов вы­носила детей. Ей удалось спасти 2500 ребятишек! Вот эта человечность сродни подвигу.

Думаю, что всегда можно найти ситуацию для проявле­ния этого замечательного качества.

Вариант 4

В моём понимании человечность — это благожелатель­ность, уважение к людям, способность встать на сторону другого, понять его, защитить в случае необходимости. Эта черта характера основана на любви к ближнему.

Давайте найдём пример человечности в тексте Б. Васильева. Когда бульдозерист увидел, что «гражданка Лукошина» покидает дом только с портретами сыновей, по­гибших на войне, то остановил снос её дома. Он доложил обо всём своему начальнику Семёну Митрофа­новичу, и тот восемь раз «просил, умолял, дока­зывал» в Архитектурном управлении не трогать дом Марии Тихоновны. И ему удалось убедить руководство! Бабушке Лукошиной сами строители восстановили забор, и это тоже пример человечности.

Я считаю, что в нашей жизни должно быть больше та­ких людей, ведь благодаря им добро в мире умножается.

Вариант 5

Человечность — это, насколько мне известно, умение с открытым сердцем, доверием, уважением и любовью вы­страивать свои отношения с другими людьми. Этим умением как раз и проверяется степень человечности в нас.

В рассказе о Марии Тихоновне Лукошиной это качество проявил бульдозерист, который отменил решение о сносе дома пожилой женщины и выключил двигатель. Конечно, он пожалел её и проявил человечность в знак ува­жения к памяти её погибших сыновей. Его поступок вызы­вает в моей душе чувство благодарности.

Впрочем, и в нашей жизни много примеров человечно­сти. Я вспоминаю, как дружно мы всем домом собирали продукты и вещи для пострадавших от наводнения на Даль­нем Востоке. Для меня это пример заботливого, любовного и доброго отношения к совершенно незнакомым людям.

Я считаю, что в основе самых достойных поступков за­ложена человечность.

Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

четыре × четыре =