Сочинение на тему «Образы города и главных героев» в драме А.Н. Островского «Гроза»

Пьеса «Гроза» А.Н. Островского погружает читателя в атмосферу типичного для Среднерусской возвышенности 60‑х годов XIX века города, названного автором незамысловато – Калинов. Это вымышленный край, аккумулирующий в себе именно те людские пороки, которые характерны для всех российских городов того времени.

Сочинение на тему «Образы города и главных героев» в драме А.Н. Островского «Гроза»

Все те проблемы, которые драматург поднимает в пьесе, существовали и, вероятно, существуют повсеместно. Обладая поистине глубоким пониманием особенностей русской жизни и умением её красочно изобразить, Александр Николаевич в «Грозе» живо и точно описал самые потаённые и существенные её стороны.

Предлагаем несколько вариантов сочинений на тему “Образы города и главных героев” в драме А.Н. Островского «Гроза».

Образ города Калинова в пьесе «Гроза»

Вариант 1

В произведении не даётся чёткого описания самого города, зато у нас есть возможность обратиться к критической статье Николая Александровича Добролюбова «Луч света в темном царстве», где красноречиво описываются пейзажные особенности, климат и прочие факты о Калинове. «Тёмное царство», — так характеризует критик наш город. Действительно, с этим трудно не согласиться. Калинов — сонная патриархальная провинция, образец и апогей застоя, обособленности и географической замкнутости. Жители вообще не интересуются тем, что происходит вне их зоны комфорта и среды обитания. Единственными источниками информации для них являются местные газеты и рассказы странницы Феклуши, балующей горожан странными байками о заморских краях и никоим образом не влияющей на ход сюжета.

Драматург изображает город Калинов и его обитателей по большей части с негативной точки зрения. Островский успешно показывает всю плачевность сложившейся ситуации в российской провинции, делая акцент на том моменте, что общественные проблемы, требующие немедленной реакции, не решаются, а усугубляются. В любом, даже самом отдалённом уголке страны может разместиться такой «Калинов», и это позволяет нам с вами рассматривать действие «Грозы» в масштабах всей России и на неограниченном временном отрезке. Но жизнь не стоит на месте, она неумолимо движется вперёд, и вскоре свежий и сильный поток грядущих перемен снесёт плотину самодурства. А пока Калинов живёт в ожидании той самой «грозы», что непременно вскоре грянет и смоет ту грязь и гниль, которой город оброс, смоет пыль времён, принеся ему облегчение.

А.Н. Островский вошел в русскую литературу как «Колумб» патриархального купечества. Выросший в районе Замоскворечья и досконально изучивший нравы русских купцов, их миропонимание, жизненную философию, драматург перенес свои наблюдения в произведения. В пьесах Островского исследуется традиционная жизнь купечества, изменения, которым она подвергается под влиянием прогресса, анализируется психология людей, особенности их взаимоотношений.

Вариант 2

«Гроза» — одно из таких произведений писателя. Она была создана А.Н. Островским в 1959 году и считается одним из самых новаторских пьес драматурга. Проблематика «Грозы» связана с ранними произведениями Островского, но здесь дан совершенно новый взгляд на патриархальное купечество. В этой пьесе писатель резко критикует «неподвижность» и косность «темного царства», которое в пьесе представляет провинциальный волжский город Калинов.

Для его описания автор использует прием контраста. Пьеса открывается описанием волжского пейзажа («Общественный сад на высоком берегу Волги, за Волгой сельский вид») и репликами Кулигина, который восхищается красотой этих мест: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется». Однако это божественная красота тут же вступает в противоречие с «делами рук человеческих» — мы становимся свидетелями очередного скандала Дикого, который на чем свет стоит ругает своего племянника Бориса: «Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит».

И далее, на протяжении всей пьесы, автор будет проводить мысль о том, что «темное царство» Калинова, психология его жителей противоестественны, уродливы, страшны, потому что разрушают красоту истинных человеческих чувств, человеческой души. Это в пьесе понимает лишь один персонаж – чудак Кулигин, который во многом является выразителем авторской точки зрения. На протяжении всей пьесы мы слышим от него горестные реплики: «Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят»; «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»; «…она теперь перед судией, который милосерднее вас!» и прочее. Однако, все видя и все понимая, этот герой остается такой же жертвой «темного царства», как и все остальные жители Калинова.

Что же представляет собой это «темное царство»? Каковы его обычаи и нравы?

Всем в городе заправляют богатые купцы — Савел Прокофьевич Дикой и его кума Марфа Игнатьевна Кабанова. Дикой – типичный самодур. В городе его все боятся, поэтому он творит бесчинства не только у себя в доме («за высокими заборами»), но и в пределах всего Калинова.

Дикой считает себя вправе унижать людей, всячески над ними издеваться – ведь на него нет управы. Так этот герой поступает со своими домашними («с бабами воюет»), так ведет себя со своим племянником Борисом. Да и все жители города покорно терпят издевательства Дикого – ведь он очень богат и влиятелен.

Лишь Марфа Игнатьевна Кабанова, а попросту Кабаниха, способна усмирить буйный нрав своего кума. Он не боится Дикого, потому что считает себя равной ему. И действительно, Кабаниха – тоже самодур, только в пределах собственной семьи.

Эта героиня считает себя хранительницей основ Домостроя. Для нее патриархальные законы – единственно верные, потому что это заветы предков. И Кабаниха особенно рьяно отстаивает их, видя, что приходит новое время с новыми порядками и нравами.

В семье Марфы Игнатьевны все вынуждены жить так, как велит она. Ее сын, дочь, сноха приспосабливаются, врут, ломают себя – делают все, чтобы выжить в «железных тисках» Кабанихи.

Но Дикой и Кабаниха – это лишь верхушка «темного царства». Их силу и могущество поддерживают «подданные» — Тихон Кабанов, Варвара, Борис, Кулигин… Все эти люди воспитывались по старым патриархальным законам и считают их, несмотря ни на что, правильными. Тихон стремится вырваться из-под опеки матери и почувствовать себя свободным в другом городе. Варвара живет так, как ей нравится, но тайком, изворачиваясь и обманывая. Борис, из-за возможности получить наследство, вынужден терпеть унижения от Дикого. Никто из этих людей не может открыто жить так, как ему хочется, никто не пытается стать свободным.

Лишь Катерина Кабанова совершила такую попытку. Но ее мимолетное счастье, свобода, полет, которое героиня искала в любви с Борисом, обернулось трагедией. Для Катерины счастье несовместимо с ложью, нарушением божественных запретов. А роман с Борисом был изменой, значит, не мог обернуться для чистой и светлой героини ничем, кроме гибели, нравственной и физической.

Таким образом, образ города Калинова в «Грозе» — это образ жестокого мира, косного и невежественного, разрушающего все, что пытается сопротивляться его законам. Этот мир, по мнению Островского, губительно действует на человеческие души, калеча и уничтожая их, разрушая самое ценное – надежду на изменения, веру в лучшее будущее.

Характеристика Тихона из пьесы «Гроза»

Тихон Кабанов один из главных персонажей данного произведения. Проживает в доме матери вместе с молодой женой. Образ и характеристика Тихона в пьесе «Гроза» полны противоречий. С одной стороны мужчина полностью подчинен матери, завися от нее и не смея ослушаться. С другой имеет собственное мнение, мысли, но отстаивать точку зрения не может в силу бесхарактерности и покорности обстоятельствам.

Тихон Кабанов – сын Кабанихи. Муж Катерины

Образ и характеристика

Имя Тихон исключительно подходит этому человеку. Тихон – тихоня. Замкнутый, нерешительный, Не слышно его, ни видно. Абсолютная амеба, не имеющая слова и мнения. Неудачник. Не сумевший реализовать себя ни как муж, ни как сын.

Мать полностью лишила сына возможности принимать решения самостоятельно, подчинив себе. Здоровый, немолодой мужик лишний раз рот боится раскрыть. Вдруг мамочка не одобрит и разгневается.

«Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!». «Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит».

Типичный маменькин сынок.

Несчастный. Жизнь в доме, деля крышу с матерью, ежедневная мука.

«С этакой-то неволи, от какой хочешь, красавицы убежишь! Ты подумай то: какой ни на есть, а я все-таки мужчина, всю-то жизнь вот этак жить»

Бесхребетный. Не в силах защитить жену от нападок матери, мечтающей загнать Катерину в гроб. Жену Тихон любит, но ее страдания ему непонятны. Как помочь ей справится с душевными муками, поддержать супругу он не знает.

Дальние командировки, совместное распитие алкогольных напитков с соседом его отдушина. Хороший способ отвлечься от семейных проблем, накаленных отношений в доме. На время запоя Тихон забывал о матери и жене.

«Я как выехал, так загулял. Уж очень рад, что на волю-то вырвался. И всю дорогу пил, и в Москве все пил…»

Инфантилен. Собственная мать поставила на нем крест, как на мужчине и сыне. Он сродни безмолвной марионетке, постоянно кивающей головой в знак согласия. Боящийся отстоять свою точку зрения, пойти наперекор матери.

Мягкотелый. Не может вести разговор по-мужски. Не понимает, зачем применять силу и власть по отношению к жене.

«Зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит».

Именно мягкость характера сыграла с ним злую шутку. Он не смог остановить и образумить Катерину, видя, что она увлеклась другим мужчиной. После ее покаяния Тихон не смог оградить жену от людских упреков. Даже измена не смогла встряхнуть мужчину. Он простил Катерину в душе и жил бы с ней дальше, но судьба распорядилась иначе.

Слабак. Проявление слабости видно в финальной сцене возле тела Катерины.

«Хорошо тебе, Катя! А я‑то зачем остался жить на свете да мучиться!».

В этом возгласе слышится явный протест против старых устоев и порядков, против насилия над человеком и ограничения свободы. Он бы ушел вслед за супругой, но решиться на такой отчаянный шаг никогда не сможет, слишком страшно что-то менять в жизни. Ему проще страдать, виня во всем мать.

Смелость. Первый раз в жизни Тихон смог бросить матери в лицо, что она сыграла финальный аккорд в судьбе Катерины. Он публично высказал все, что думает о ней. Это было смело. Удар достиг цели. Кабаниха никак не ожидала подобного выпада от сына. Видимо смерть жены смогла пробудить в нем скрытые душевные силы для открытого протеста.

Глупый. Тихон знает, что умом не блещет. Неоднократно признавался в этом окружающим. Зачем шевелить мозгами лишний раз, когда есть маменька.

«Пора бы уж вам, сударь, своим умом жить». «Нет, говорят, своего-то ума. И, значит, живи век чужим…».

Плаксивый. Любит жаловаться на жизнь горемычную. Готов пустить нюни в разговоре, словно маленький ребенок, желающий, чтобы его успокоили и приласкали.

«Что ты нюни-то распустил? Ну, какой же ты муж? Посмотри ты на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого?»

Характер Тихона формировался за счет деспотичного влияния матери. Добрый по характеру, податливый, он мог быть счастлив в браке, живи они отдельно от свекрови. Кабаниха загнобила сына, лишив права слова, превратив мужчину в бесхребетное существо не способное ни на что.

Образ и характеристика Кабанихи в пьесе “Гроза” Островского

В литературе очень часто появляются образы исключительно негативные. В то время, когда в основном высказывается мнение о двойственности человеческой души и природы и наличии и положительной и отрицательной стороны личности, мастера художественного слова то и дело намеренно наделяют своих персонажей только плохими чертами характерами, исключая даже малейшие проявления положительного влияния деятельности героя.

Характеристика личности Кабанихи

Полное имя героини – Марфа Игнатьевна Кабанова, но в тексте ее чаще всего называют Кабанихой. Марфа Игнатьевна состоит в дружеских отношениях с Диким, также он является ее кумом. Стоит отметить, что такая дружба не удивительна, ведь оба персонажа очень похожи по характеру.

Кабаниха – состоятельная купчиха. Ее положение в обществе подразумевало толерантное отношение к окружающим, но на самом деле повадки у нее совсем не дворянские. Кабаниха обладает твердым и непоколебимым характером. Она жестокая и грубая женщина.

Марфа Игнатьевна слишком консервативна, она «застряла» в прошлом времени и живет принципами и устоями давно минувшими, не понимая, что в мире произошли перемены и жить по-старому уже невозможно. Она считает, что мудрость человека определяется его возрастом – молодые люди априори не могут быть умными, это только прерогатива стариков: «Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают».

Кабаниха уверена, что дети обязательно должны кланяться в ноги своим родителям, а муж должен все время «приказывать» своей жене. Марфу Игнатьевну очень огорчает, когда эти нормы поведения не соблюдаются и думает, что это проблема невоспитанности молодого поколения: «Ничего-то не знают, никакого порядка».

Кабаниха привыкла играть на публику – она старается в глазах общества быть добродетельной и благородной женщиной, хотя на самом деле такой не является. Марфа Игнатьевна часто дает милостыню нищим, но делает это не по велению сердца, а для того, чтобы все думали, что она добрая и щедрая женщина.

Кабаниха очень набожная женщина, но, судя по всему, ее религиозность тоже напускная, так как несмотря ни на что, Кабаниха не придерживается законов Божьих и часто пренебрегает основными правилами поведения по отношению к другим людям.

Семья и отношение к родным

Сложность характера во всю силу проявляется по отношению к своим родным людям. В составе ее семьи три человека – сын, дочь и невестка. Со всеми ими у Кабанихи сложились крайне противоречивые отношения.

Все сложности и конфликты в семье связанные с авторитарным характером матери, ее консервативностью и особой любовью к скандалам.

Сын Кабанихи – Тихон – на момент повествования уже взрослый человек, он мог бы быть вполне самостоятельным, но мать не дает ему возможности это сделать. Женщина все время опекает сына и старается проконтролировать его каждый шаг, ссылаясь не некомпетентность Тихона. В результате

Кабаниха стала не просто давать советы сыну, а буквально жить вместо него: «поедом ест, проходу не дает».

Марфа Игнатьевна постоянно вмешивается в отношения сына и невестки и порой приказывает побить жену сына, ибо такой порядок: «А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала».

Тихон же, несмотря на свой возраст и убеждения в том, что такие грубые действия по отношению к жене не нужны, все же беспрекословно выполняет волю матери.

К молодой невестке Катерине у Кабанихи не лучшее отношение – она все время недовольна ней и всегда найдет, чем упрекнуть молодую девушку. Причина такого отношения кроется не в недобропорядочном отношении Катерины к Кабанихе или же не в невыполнении своих обязанностей со стороны Катерины, а в привычке Кабанихи всеми командовать и ревности, возникшей по отношению к невестке.

Кабаниха не может принять взрослость своего сына, ей обидно, что Тихон отдает предпочтение жене, а не своей матери.

Дочь Кабанихи Варвара не столь прямолинейна, она уже давно поняла, что отстоять свою позицию у нее никогда не получится: мать, которая по своей сути была домашним тираном, просто не выносила ничего подобного и не допускала никаких вольностей. Из этой ситуации девушка нашла только один выход – обманывать мать. Варвара всегда говорила то, что хотела услышать Марфа Игнатьевна, но поступала так, как ей хочется: «У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».

Такие действия внутри семьи со стороны Кабанихи стают причиной множества трагедий. Дочь ее Варвара сбегает из дому, чтобы никогда не появляться уже здесь – для девушки побег стал единственным спасением от домашнего тиранства матери. Тихон и Катерина, которые даже не задумывались о том, как возможно изменить их положение, а всего лишь заняли выжидательную позицию и молча терпели оскорбления и унижения со стороны матери, не смогли добиться успеха.

Катерина, изменив мужу, чтобы почувствовать себя счастливой, под давлением морали и стыда признается в своем поступке, а затем, но уже под давлением унижений Кабанихи, заканчивает жизнь самоубийством. Только лишь после смерти Катерины Тихон нашел в себе силы дать словесный отпор матери и упрекнуть ее в неправомерных действиях по отношению к своим близким: «Вы ее погубили! Вы! Вы!». Однако из-за мягкости характера Тихона вряд ли он сможет отстоять свою позицию до конца.

Отношение окружающих к Кабанихе

Несмотря на все старания убедить окружающих в том, что она добрая и хорошая женщина, у Марфы Игнатьевны это не получилось. Правда о ее склочном характере и любви к тирании все равно просочилась и окружающие периодически судачат об этом.

Основной обличительный массив информации о характере Кабанихи приходится на высказывания Кулигина и Кудряша. Кудряш обличает двойственность ее поведения. Марфа Игнатьевна живет «на показ людям» и «так как есть на самом деле». По мнению Кудряша, у Кабанихи все происходит «под видом благочестия».

Эту же тему развивает в своих рассказах и Кулигин: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».

Таким образом, благодаря литературной мистификации у читателя есть возможность увидеть необычный образ, состоящий исключительно из негативных качеств характера. Кабаниха старается своими кардинальными поступками сохранить старый строй, который стремительно рушиться, добиться положительного результата такими методами у нее не получается, но при этом Марфа Игнатьевна рушит судьбы своих детей, что выглядит крайне печально.

Образ Катерины в пьесе «Гроза» −  сочинение

Вследствие чего и почему разыгралась та суровая жизненная драма, невинной жертвой которой стала Катерина?

Детство и юность свою Катерина провела в родной семье, в обстановке всеобщей любви и заботы. Матушка в ней «души не чаяла» и потому ни в чем не стесняла ни свободы Катерины, ни пробуждающихся в душе ее страстей и желаний, ни детских забав и увлечений. Естественно, что в такой обстановке Катерина, как всякий человек на ее месте, чувствовала себя вполне счастливой. Душа ее, восприимчивая и признательная, настраивалась к добру и любви; Катерина во всем старалась бить честной и правдивой, но… знала ли она, какие беды накликает на себя, стараясь быть честной, какой страшной трагедией увенчаются ее старания? К счастью и сожалению, она не знала ни того, ни другого, и весь мир являлся перед ее, еще не тронутым бурями горьких мук, воображением какой-то замечательной, прекрасной сказкой, где и рассказы странниц, богомолок, и вышивания по бархату, и уход за любимыми цветами, которых у Катерины было «много-много», и, наконец, посещение церкви, — все рождало в голове ее мечты и грезы, побуждало любить и идеализировать не только всякое явление жизни, но и вообще, все, ее окружающее. Она с умилением и восторгом внимала наставлениям и советам старших, которыми, по ее мнению, давно постигнуты «тайны и секреты» этой замечательной сказки-жизни. Не случайно поэтому, что в душе Катерины, в ущерб другим ее качествам, развиваются черты крайней религиозности — результат другого воспитания, цели которого в то время, в основном, сводились к одному — возбуждению у человека страха перед богом.

«…Натура мечтательная, впечатлительная, непосредственная, с характером по преимуществу «любящим и идеальным», Катерина в то же время обладает пылкой и страстной душой. «Такая уж я зародилась горячая!» — говорит она. В этом мы еще раз убеждаемся из ее же слов, как она, еще «лет шести», из-за какой-то обиды в доме убежала вечером к берегу Волги, села в лодку, отпихнула ее от берега, и… на другое утро нашли ее уже верст за десять!

Возможно, Катерина и не желала и не хотела ждать большего от жизни, возможно, она всю бы жизнь свою была такой «поэтически» настроенной, религиозно-мечтательной, сохранила бы пылкость чувств и воображения, но… к несчастью, человек мажет быть «поэтически» настроен до тех вер, пока жестокие удары судьбы не развеют нелепых представлений его о жизни, как об источнике единственно счастья и радостей. Жизнь — эта суровая проза, вечная борьба, в результате которой именно и должен человек добыть себе счастье, если у него для этого достаточно духа и воли…

Впрочем, не следует склоняться к умозрению: достаточно сказать, что жизнь — суровая проза, и поэтому Катерина, полная романтики и поэзии, горько разочаровывается в ней, столкнувшись лицом к лицу с ее неумолимыми ударами, куда только Девались и прежняя восторженная мечтательность, и пылкость воображения, когда, оказавшись в доме Кабановой, замужем за нелюбимым ею Тихоном, она попала под власть самодурного, назойливого, жестокого характера своей свекрови? Нельзя сказать, что она вообще лишилась дара мечтать и воображать — в ней только притупилась прежняя восторженность, в силу чего она не в состоянии была идеализировать и «поэтизировать» свою и чужую жизнь, поблекла и потускнела яркая, пылкая фантазия. И неудивительно! Вообразите себе на мгновение, что вас лишили цветущей и солнечной родины, где все так близко и дорого вам и, доставив в чужой, неведомый, неприветливый край, заставили вас рыть себе могилу… О, как бы возрадовалась душа! Какими бы удивительно пламенными и нежными аккордами отзывалось ваше «чуткое» сердце на всякое проявление «заботы» и «внимания» о вас, приговоренных к смерти! Пожалуй бы, не хватило чувств!

В горькой иронии сказанного не приходится сомневаться, но именно такая участь постигла Катерину в доме Кабановой. И хотя Катерина стала жертвою такой незавидной участи, все же доброе и любящее от природы сердце ее даже в эту трудную минуту не способно ожесточиться, и как дорого обходилась ей эта идеальная душевная чистота, жестоко поруганная, но ничем не запятнанная! Разумеется, многое в постигшем ей несчастье Катерина воспринимала как должное, как наказание от бога, однако постоянные, назойливые и грубые наставления Кабанихи, ее самодурные проявления власти, ласки нелюбимого Тихона угнетают, давят ее… Таким угнетающим, порою раздражительным бывает однообразное и надоедливое пиликанье «неудавшегося» гармониста, который в «припадке» творческого вдохновения, упиваясь «поистине гармоничными» мелодиями, забывает или же вообще не хочет обольстить вниманием желания и вкусы других. Невольно вырывается в адрес этого не в меру «забывчивого» горе-музыканта: «Знаешь, друг, смени-ка ты пластинку!», или короче, но убедительней: «Да замолчишь ли ты?!»

Однако будем ли мы вправе обвинить Катерину в том, что она не в состоянии сбросить с себя ярмо чужой, опостылевшей ей, власти (власть в руках Кабанихи — та же гармонь в руках гармониста) не иначе, как броситься в бездну и этим лишить себя от всех мучений? Нет: она в силах только заявить протест, бросить вызов самодурной силе, что именно и доказала сама Катерина, покончив впоследствии жизнь самоубийством.

Сколько бы времени еще продолжались страдания Катерины — неизвестно, если б неожиданно не повеяло надвигающейся развязкой. Томительное однообразие ее жизни нарушается появлением на ее жизненном пути Бориса Григорьевича, о котором, без дальнего отлагательства, нужно сказать, что это был доброй и чистой души, умный и образованный, понимающий Катерину, хотя, в силу занимаемого им положения в обществе и, как видно, укоренившегося в нем воспитания, безвольный… Он также же, как и Тихон, является жертвой «темного царства», т. е. всецело находится в его власти.

Надо думать, какую бурю еще не растерянных чувств могло поднять в душе Катерины это новое знакомство, новая встреча. Со свойственной ей страстностью она крепко полюбила Бориса, что именно и дает нам основание думать о близкой развязке: это весьма понятно вытекает из совокупности анализов обстоятельств, характеров и общественного порядка.

Итак, Катерина нашла любимого человека! Но разве это счастье пришло? Нет! В лучшем случае, такое счастье можно назвать лишь счастливым мгновением. Убедительнее же то, что оно лишь ускорило гибель Катерины. Она хорошо понимает это и боится его, гонит его от себя, как призрак, не верит ему, как обманчивой игре воображения, боится совершить грех, запятнать свою совесть и долг перед мужем. Еще и еще раз видим и убеждаемся мы, насколько высоко стоит Катерина в понятиях о нравственности над окружающими людьми! Она умоляет Тихона взять ее с собой, увезти отсюда, от Бориса, но тот, безвольный и ограниченный человек, совершенно непонимающий Катерину, грубо отталкивает ее в эту решающую минуту. Что можно ожидать? Катерина вся и без колебаний отдается Борису, и подлежит ли сомнению ее совершенная невинность?

«Катерина и любит не так, как другие женщины, окружающие ее. Она готова на все для любимого человека, преступая даже те понятия о грехе и добродетели, которые были для нее священными». Ее не страшит даже суровое осуждение общества. «Уж если я греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» — говорит она, и мы ясно слышим в ее словах решительный протест, который сама Катерина вряд ли до конца понимала, и вряд ли он являлся следствием каких-либо «холодных умозаключений». До конца дней оставаясь верной своим взглядам и убеждениям, Катерина все же глубоко чувствует и переживает свою вину перед мужем. Ей, не знавшей никогда угрызений совести, слишком уж тяжело обманывать мужа и людей, скрывать от них совершенный грех. «…Не могу я терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед Богом и перед вами!» — в конце концов публично признается Катерина… Сколько смелости! Сколько силы и решимости! Твердо зная, что люди не простят ей греха, что не замолить его и перед богом, она все же делает этот отчаянный шаг во имя правды и справедливости!

…Силы «темного царства» сдвигались над Катериной… «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно. В могиле лучше… Под деревцем могилушка… Как хорошо…», и… единственный «луч света в темном царстве» навсегда скрывается в пучине волн холодной и равнодушной бездны…

Теперь для нас понятно, какой безотрадной и неприветливой была жизнь женщины, и какое бесправное, униженное положение занимала она не только в человеческом обществе вообще, но и даже в своем семейном кругу. Власть мужа и тирания «матушек» — для нее закон и нарушать его — тягчайшее преступление. «В могиле лучше…», и в этом страшная причина того, что «не один, не исключение, а целая масса людей, подверженных тлетворному влиянию Диких и Кабановых», в смерти находят свое избавление от мук земных. Знать бы об этом… «и не чаять для них избавления — это, согласитесь, ужасно!».

В трагическом конце Катерины, по словам Добролюбова, «…дан страстный вызов самодурной силе… В ней видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный под домашней пыткой и над бездной, в которую бросилась бедная женщина…».

«Был ли иной путь у Катерины?» − сочинение

Вариант 1

Пьеса «Гроза», которая была написана Островским в 1859 году, одна из самых популярных у автора. Такой успех произведения совсем неудивителен. В драме был описан совершенно новый женский образ, который отличался силой и глубиной. Героиня словно бы олицетворяла собой протест против душного и затхлого мира, где царствовал патриархальный уклад, по законам которого жила практически вся тогдашняя Русь. На самом деле, вряд ли поступки Катерины можно назвать сознательным протестом. Все дело в том, что «темное царство» (как называл это мир Добролюбов) любое движение души рассматривает в качестве брошенного вызова. Силы оказались неравны, и в итоге все кончилось самоубийством главной героини. Но смерть в пьесе стало началом бессмертия Катерины. Пьеса, как и 150 лет, вызывает живой отклик у читателей, и одним из самых обсуждаемых остается вопрос – был ли иной путь у Катерины? 

Если проанализировать ситуацию, в которой оказалась героиня, то можно рассмотреть сразу несколько путей выхода из нее.

Путь, о котором мечтала сама Катерина, связан с ее любимым – Борисом. Для нее такой выход из ситуации был бы просто сказкой. Но из Бориса вышел плохой принц, и эта сказка не сбылась – слишком слабохарактерным и эгоистичным оказался ее избранник. В Сибирь он уезжает без нее, что окончательно сломило Катерину.

Еще один вариант — это уйти от Тихона. Данный путь кажется вполне естественным людям современным, но в те времена получение развода сопровождалось большим количеством бюрократических издержек, и Катерине пришлось бы перенести все возможные унижения. Этот процесс занял бы весьма долгий срок. Кроме того, этим поступком она окончательно бы обесчестила собственное имя и взяла бы на душу большой грех, так как тогда браки действительно заключались перед Богом.

Для нее спасением мог бы стать религиозный путь. Она стала бы монахиней и посвятила бы себя и всю свою жизнь Богу, с которым были связаны все счастливые моменты детства. Но замужнюю женщину никогда бы не взяли в монастырь. Если бы узнали, что она замужем, то обязательно вернули бы супругу.

Четвертый вариант — это путь, при котором все оставалось бы, как было. Она также бы жила с Тихоном и свекровью, выслушивая каждодневные оскорбления и упреки от последней. Но в этом случае свободолюбивая и чувствительная Катерина просто бы в скором времени сошла бы с ума, тем более при отсутствии поддержки слабохарактерного мужа.

Итак, рассмотрев все возможные варианты, можно сделать вывод, что смерть Катерины была закономерна, и она являлась для девушки единственно возможным выходом. Но это решение говорит, скорее не о слабости, а о силе ее личности. Она не стала искать компромиссов с окружающим миром и со своей совестью, а поступила так, как подсказывало ее сердце.

Вариант 2

Катерина Кабанова – одна из главных героинь в пьесе А.Н. Островского «Гроза». Обычная девушка, выросшая в религиозной обстановке. Детство ее прошло радостно и беззаботно: мать очень любила ее, не обременяла работой. Всё изменилось, когда Катерина вышла замуж за Тихона Кабанова, которого она не любила, как бы не пыталась убедить себя в обратном. Она попадает в чужую семью, с иной атмосферой, где вынуждена терпеть придирки свекрови, а муж не смеет заступиться за нее.

Очень сильны потребности в любви и понимании – Катерина влюбляется в Бориса. По ее мнению, этот человек способен дать ей и любовь, и понимание, и защиту. Глубина чувств к Борису пугает ее, но на встречу с ним она все же соглашается. После этого страдает от вины перед Тихоном, но главное – перед Богом. Катерина могла бы пойти на нравственный компромисс: продолжить тайно встречаться с Борисом. Но девушка испытывает отвращение ко лжи и обману.

Возможно, именно измену и последовавшее за ней чувство вины можно посчитать причиной гибели Катерины. Но мысли о смерти посещают ее еще в самом начале, в разговоре с Варварой. А значит решение о самоубийстве не было спонтанным. Поступок Катерины можно оправдать безысходностью. Она не могла смириться с обстоятельствами, устала жить по законам свекрови, ей больно было знать, что она виновата в страданиях Тихона из-за ее измены.

Да и Борис оказался не таким, как она о нем думала, а слабым и нерешительным, как и муж, неспособным защитить. Дошло до того, что мысль о смерти стала приятнее, чем о возвращении домой. По моему мнению, иного пути у Катерины не было. Думаю, ее нельзя осуждать. Её поступок мужественный, достойный уважения.

Конфликт кабанихи и Катерины

Вариант 1

Катерина и кабаниха – это два противоположных человека из одной семьи. Кабаниха – это хозяйка «тёмного царства». Все персонажи этой пьесы либо являются жертвой этого царства, как Тихон и Борис, либо приспособившимися к нему, как Варвара и Кудряш. Катерина же – единственный персонаж, не смирившийся с уготовленным ей местом в этом мире.

Катерина внешне хрупкая, нежная и открытая для чувств молодая женщина, вовсе не такая беззащитная, как кажется на первый взгляд. Внутри она сильная, она является борцом против этого «тёмного царства». Катерина – это девушка, которая способна постоять за себя, которая способна на многое ради своей любви. Но она одинока в этом мире, и ей тяжело, поэтому она ищет опору. Опору, как ей кажется, она находит в Борисе.

И она всячески стремится к нему, несмотря ни на что. Она выбрала его, потому что Борис выделялся из всех молодых людей в этом городе, а ещё у них обоих была схожая ситуация. Но в финале Борис отказывается от неё, и она остаётся одна против «тёмного царства» смириться и вернуться в дом Кабанихи значило не быть самой собой. Самоубийство – это один единственный выход.

Катерина уходит из жизни, потому что не приемлет этот мир – мир Кабанихи, Дикого, Тихона и Бориса. Кабаниха же совершенно другой человек, она антипод Катерины. Её полностью устраивает тот мир, в котором она живёт. Ей никто не смел никогда перечить, но тут появляется Катерина, не желающая мириться с грубостью, хамством и жестокостью Кабанихи. И поэтому Катерина, с её чувством собственного достоинства, постоянно раздражает Кабаниху. Между Катериной и Кабанихой назревает конфликт. Конфликт этот не доходит до взрыва, пока не было тому причин.

А причиной становится признание Катерины в измене мужу. И Катерина понимает, что после этого жизнь её закончена, ведь Кабаниха тогда совсем затиранит её. И она решается на самоубийство. После смерти Катерины Кабаниха остаётся удовлетворённой, ведь теперь ей никто не будет противостоять. Смерть Катерины – это своеобразный протест против этого мира, мира лжи и лицемерия, к которому она никогда бы не смогла привыкнуть.

Но в Катерине и Кабанихе есть что-то общее, ведь они обе способны постоять за себя, обе не желают мириться с унижением и оскорблением, у обоих сильный характер. Но нежелание быть униженной и оскорблённой у них проявляются по-разному. Катерина никогда не ответит на грубость грубостью. Кабаниха же, напротив, всячески будет стараться унизить, обидеть, затиранить человека, который что-либо скажет неприятное в её сторону.

Катерина и Кабаниха различны в отношении к богу. Если чувство к богу у Катерины – это что-то светлое, святое, неприкосновенное и наивысшее, то у Кабанихи – это только внешнее, поверхностное чувство. Даже походы в церковь для Кабанихи – это только для того, чтобы произвести впечатление набожной дамы на окружающих.

Наиболее подходящее сравнение Катерины и Кабанихи является что-то светлое и что-то тёмное, где светлым является Катерина, а тёмным – Кабаниха. Катерина – это лучик света в «тёмном царстве». Но этого «лучика» на столько не хватает, чтобы осветить эту мглу, что в конце концов он вообще затухает.

Вариант 2

Кабаниха и Катерина-это полные противоположности, абсолютные антонимы во всех отношениях. Кабанова очень властная и неприятная женщина, похожая этим на своего брата, в литературе их образам дали название “самодуры русской жизни”, которое сразу указывает на их жизненные принципы и позиции.

Кабанова не принимала от окружающих какое-либо поведение, кроме повиновения её правилам, даже её сын, взрослый мужчина не может ничего сказать против своей матери и позволяет ей вторгаться в его жизнь и менять, распоряжаться так, как ей угодно. Катерина воспитывалась в любви и заботе, свободолюбивой девушкой со своими желаниями и мнениями, она сама говорит о себе “точно птичка на воле”. И теперь эта птичка попадает в лапы коршуна в лице Кабанихи.

Птичку не просто запирают в клетку, но унижают, издеваются, ни во что не ставят, прикрывая это соблюдением правил из “Домостроя”. Катерина пытается найти счастья, изменяя Тихону, своему мужу, с Борисом. Влюбилась в другого она скорее потому что он был для неё глотком свежего воздуха в этом душном царстве с самодурами престолоносителями.

Катерина не выдержав стыда, призналась своему мужу во всём, после чего Кабаниха возненавидела девушку сильнее прежнего и стала мучить её так, что сноха решилась на самоубийство.

Уход Катерины из жизни вина их всех, и Кабанихи за тиранию, и Тихона за слабохарактерность, и Бориса за подлые поступок и слова. Кабанова вышла из конфликта победителем, и такой исход её более чем устраивал, никакой жалости или вины эта женщина не чувствовала и вряд ли когда-нибудь почувствует. Островский в своей драме “Гроза” показывает трагедию общества не только того времени, эта проблема довольно актуальна и сейчас и скорее всего будет таковой в будущем.

Смысл названия пьесы «Гроза»

Название произведения очень часто отражает либо же его суть, либо даёт читателю хоть немного понять, о чём будет идти речь. Это не касается текстов конца XX и начала XXI века, но зато это положение в полной мере можно применить к текстам эпохи реализма. Например, в «Бедных людях» Ф. Достоевского действительно рассказывается о бедных людях, а в «Детство. Отрочество. Юность» Л. Толстого показаны именно эти этапы жизни человека. То же самое можно сказать и по отношению к пьесам. Одна из драм Островского, о которой пойдёт речь, была написана в 1859 году, во время острых социальных противоречий. Смысл названия пьесы «Гроза» не сводится лишь к характеристике природного явления.

Для того чтобы наиболее точно ответить на вопрос, почему Островский назвал драму «Гроза», нужно детальнее рассмотреть этот образ.

Как известно, сентименталисты ввели в литературу образ природы, передавая с помощью пейзажа чувства и эмоции героев. Гром и молния в пьесе Островского выполняют те же функции. Изначально автор описывает предгрозовое время. Это касается не только погоды (некоторые персонажи замечают, что вскоре может начаться дождь), но и общественной ситуации. Перед грозой обычно бывает очень душно – точно так же и в городе Калинове. Людям, которым не нравятся ложь и лицемерие, невозможно дышать в такой среде. Разговоры о деньгах, пьянство и осуждение концентрируются до такой степени, что катастрофа становится неизбежной. Чтобы такое положение дел изменилось, нужен был толчок, удар, катализатор, которым и выступает в тексте пьесы гром с грозой.

Гроза является одним из основных действующих лиц в четвёртом действии, а именно в сцене прогулки по набережной. Кулигин обращает внимание на собирающийся дождь, восхищаясь силой природы. Он думает о том, что громоотвод был бы полезен всем жителям города, но его идеи не разделяет Дикой. В действии №4 неоднократно повторяются авторские ремарки о том, что слышен удар грома. Эти звуки становятся аудиальным оформлением кульминационной сцены, увеличивая смысловую нагрузку и усиливая остроту разворачивающейся трагедии. Именно гроза пугает Катерину, делает её нервной и слабой. Девушка, слыша раскаты грома, признаётся в измене своему мужу и Кабанихе, а уже со следующим ударом молнии падает без чувств.

Как уже было обозначено ранее, смыслов заглавия пьесы «Гроза» несколько. Есть ещё один аспект, который нужно рассмотреть более подробно. Гроза предстаёт перед читателем не только как проявление стихии, а и как отдельный персонаж. Гроза представляется роком, которой навис над всеми героями. Неслучайно Тихон перед отъездом говорит, что над ним «грозы не будет две недели». Под словом «гроза» Кабанов подразумевает всю ту нездоровую атмосферу, которая царит в их семье. В основном это касается нравоучений Марфы Игнатьевны, ведь целых две недели мать не будет лезть в жизнь сына.

Кулигин, например, не боится грозы. Наоборот, он призывает жителей опомниться от беспричинного беспокойства: «убивает не гроза!»

Пожалуй, Кулигин единственный персонаж, у которого нет внутреннего ощущения грозы. Нет предчувствия надвигающегося несчастья. Дикой считает, будто «гроза посылается в наказание». Купец думает, что люди должны бояться грозы, хоть и самого Дикого она пугает. Катерина считает грозу божьей карой. Девушка тоже боится её, но не так, как Дикой. Между понятием «кара» и «наказание» есть существенная разница: кара воздаётся только за грехи, а вот наказать можно и просто так. Катерина считает себя грешницей, потому что предала мужа. В её душе, так же, как и в природе, начинается гроза. Сомнения накапливаются постепенно, Катерина разрывается между желанием жить своей жизнью и самостоятельно распоряжаться своей судьбой и остаться в привычной обстановке, постаравшись забыть о чувствах к Борису. Между этими противоречиями не может быть компромисса.

Ещё одним из смыслов названия драмы «Гроза» можно назвать сюжетообразующий фактор. Гроза становится толчком к развязке конфликта. Как внутреннего противоречия главной героини, так и конфликта между представителями «тёмного царства» и образованными людьми XIX века. Катерина испугалась слов полоумной Барыни о красоте, которая непременно ведёт в омут, но только после раздавшегося удара грома Катерина признаётся в измене.

Отношения между Борисом и Катей также можно сравнить с грозой. В них много решительного, страстного, стихийного. Но, как и гроза, эти отношения не продлились бы долго.

Итак, какой же заложен смысл в название пьесы «Гроза» Островского? Гроза предстаёт как природное явление, обрамляя произведение аудиальной рамкой; как отдельный образ; как символ рока и наказания; как некое обобщённое отображение той общественной катастрофы, которая нависла над Россией XIX века.

Приведенные версии заглавия драмы Островского призваны дать ответ на популярный вопрос “почему грозу назвали грозой”, эта информация может помочь ученикам 10 классов при раскрытии соответствующей темы в сочинении «Смысл названия пьесы «Гроза» Островского».

«Тихон и Борис — сравнительная характеристика» – сочинение

Вариант 1

Два мужских образа возникают перед нами в пьесе Островского «Гроза»: смирный, безвольный муж Катерины Тихон и приехавший в их городок из Москвы племянник Дикого Борис.

Этих героев объединяет подневольность, оба они зависи­мы. Тихон с раннего детства находится под давлением властной матери, во всем соглашаясь, даже не смея ей пе­речить. Кабаниха настолько разрушила волю сына, что даже создав собственную семью, он продолжает подчиняться матери во всем. Его желание угодить ей граничит с раболепием, он иногда выплескивает свои эмоции на Катерину, хотя она ни в чем и не виновата.

Постоянное напряжение и безысходность приводит Тихона к пьянству. Он не может за­щитить жену от нападок даже несмотря на то, что жалеет ее. Тихон, как может, приспосабливается к домашней тирании, предпочитая принцип непротивления.

Борис – новое лицо в Калинове, он поневоле оказался здесь. Молодому человеку неуютно в городе, а ме­стные порядки ему чужды. Он зависит от своего дяди, потому что главное условие для получения наследства — это проявление почтения к Дикому. Он хотел бы все бросить и уехать, но жалеет сестру. В итоге Борис тоже подчиняется жестоким нравам Калинова.

За что же Катерина полюбила Бориса? Вероятнее всего, она обратила на него внимание потому, что он не из местных. Девушка не чувствовала любви от законного мужа, которой так жаждала ее юная душа, и стала искать возможность реализовать свои природные желания. К Тихону она чувствует лишь жалость.

Борис, к сожалению, тоже оказался не лучшей кандидатурой на роль «принца». Он, как и Тихон, не в состоянии защитить Катю. Борис отказался увезти ее с собой в Сибирь и оставил погибать. Тихон же напротив, оказался человечнее Бориса. Катерина изме­нила ему и опозорила, но он нашел в себе сочув­ствие. Его любовь к жене проявля­ется только после ее смерти. Тихон, наконец-то, осмелился сказать матери правду, обвиняя ее в смерти Кати.

Ни один из этих мужчин, к сожалению, не смог сделать Катерину счастливой. Все трое попали в кабальную зависимость от тирании и жестоких порядков, что в итоге закончилось трагедией.

Вариант 2

В данном сочинении я буду сравнивать двух персонажей из комедии А. Н. Островского «Гроза» — это произведение одно из самых популярных в творческой жизни писателя. В комедии описана история девушки Катерины, которая не может выбрать себе мужчину, и создает любовный треугольник. Также в произведении идет сравнение поколений старшего более зрелого и нового молодого и их жизненные позиции.

Познакомимся с персонажами подробно первый Борис, не родом из города Калинова, где происходят события, а приезжий, так как ему досталось наследство. И он вынужден приехать, и остается проживать в Калинове. Он подчиняется Дикому, так как этот человек в данный момент занимается его наследством, которое осталось от бабушки Борису. Другой герой Тихон молодой парень родом из Калинова воспитан в семье Кабановых придерживается традиций, слушается и угождает своей матери.

Тихон хочет свободы желает проявить себя во все чтобы доказать всем что он настоящий мужчина. Борис хитрый и эгоистичный ради своего наследства готов на все.

Эти два мужчины одни из числа тех, из-за которых и возникало темное царство, они оба не способны на хорошие и светлые поступки. Что же у них общего этих героев? Два мужчины проживают с сильными характером людьми с тиранами, по моему мнению, у них нет своего слова и права выбора, и они вынуждены подчиняться чужой воле. Им обеим не хватает самостоятельности, и любят главную героиню Катерину.

Различия между персонажами намного больше чем общего. Как они относятся к героине каждый по — разному. Борис влюблен в Катерину и готов на все рискнуть даже своей репутацией. Тихон любит главную героиню, но читая произведение можно и сомневаться, в его чувствах если любит, то почему не защищает от нападок Кабанихи. Как складываются отношения с другими персонажами. У Бориса все его действия происходят под прикрытием Варвары, общительный с положительным настроением к окружающим.

В принципе люди относятся к нему хорошо, уважают за его хорошее отношение с матерью. Постоянное напряжение и от безысходности Тихон приводит к частому употреблению алкоголя. Бориса напрягает ситуация что новенький в Калинове ему неловко неуютно находиться в этом городе и мериться, и жить по порядкам, которые ему чужды. А Катерина обратила на него внимание скорее всего из-за того, что приезжий и интересный как человек. Вот описал героев комедии «Гроза» и не сложно догадаться, что эти два мужчины с разными судьбами и увлечениями и отличаются кардинально друг от друга.

Это интересно: Пьеса «Бедность не порок» Островского была написана в 1853 году и изначально имела другое название – «Гордым Бог противится». Для лучше подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание по действиям. По замыслу писателя, пьеса была написана для осмеяния нелепой моды на западные веяния в укладе жизни русского купечества.

Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

четыре × 5 =