Сочинения по произведению «Прокляты и убиты» Астафьева

Про Великую Отечественную войну было написано много произведений. Одним из таких и является роман Виктора Астафьева «Прокляты и убиты». В романе показаны реалии солдатской жизни, которые приближены к тюремному содержанию.

Сочинения по произведению «Прокляты и убиты» Астафьева

Например, ужасные условия жизни в сырых и холодных казармах военного городка, отсутствие лекарств, плохое отношение старших по званию к простым солдатам, драки и убийства. Так называемая политическая и боевая подготовка солдат, перед отправкой на фронт. И все это показывается с точки зрения не стороннего наблюдателя, а того, кто сам бывал в таких условиях.

Анализ повести «Прокляты и убиты»

Тема Великой Отечественной войны — одна из ведущих тем советских писателей второй половины XX века, многие из которых не понаслышке знали жестокую правду о ней. Не исключение Виктор Павлович Астафьев – фронтовик, прошедший все тяготы военного времени.

Его роман «Прокляты и убиты»- уникальный источник, повествующий о страшных событиях военной действительности. Глазами простого солдата идет описание в произведении. Роман рождался долгие годы, каждая его строчка частичка наболевшего в сердце вопроса: «За что столько погибших и кто виноват в этом?». Книги отличаются резкой и порой жестокой правдой о тех, кто управлял военными действиями, для кого человеческая жизнь порой ничего не стоила.

Первоначальный замысел писателя был в создании трехтомника. Первые два тома посвящены событиям войны, третья книга современной жизни бывших фронтовиков. К великому сожалению, Астафьевым были написаны лишь два из них. Третья книга не увидела свет по состоянию здоровья автора. Некоторые ее главы вошли в повесть Астафьева «Так хочется жить».

Обращает на себя внимание название романа. Военная тематика того времени была направлена на создание образа героя освободителя советского государства, на восхваление командующих военными войсками, на непобедимую мощь советского вооружения. Роман же полная противоположность этим идеологическим основам.

Первая книга романа получила название «Чертова яма». Писатель называет чертовой ямой казармы для солдат- новобранцев. Вчерашние школьники, вылетевшие из семейного гнездышка, перед отправкой на фронт попадают в жуткие условия курсов боевой и политической подготовки.

Голод, холод, вши, отсутствие теплой одежды, болезни — все для юношей казалось адом. Выжить в таких условиях уже было подвигом. События происходят в 1942 году в г.Бердск. Боевая подготовка заключалась лишь ходить строем, умение рыть траншеи и работать штыком.

В голову вкладывались идеологические идеи о важности происходящего и необходимости отдать свою жизнь во спасение Родины. Наспех подготовленных, их отправляли в мясорубку фронта. Для многих солдат так и начиналась война.

Во второй книге «Плацдарм» война предстает перед читателем во всем своем ужасном виде. Тысячи убитых каждый день, нечеловеческие условия, отсутствие оружия (одна винтовка на двоих) — реальная картина битвы на Днепре. Река кишит трупами лишь малая доля страшной картины.

Множество образов изображено в романе: майор, приговоривший к смерти двух братьев Снегиревых, ушедших в самоволку, чтобы принести поесть товарищам из дома, лейтенант, спокойно выполнивший приказ о расстреле.

Интересен роман духовной тематикой. Для автора война — деяние нарушающее волю Божью, его заповедей, грехопадение человечества. Словно кара Господня послана за грехи народу, потерявшему церковную веру.

По разному была воспринят роман современниками. Часть считали его жестоким романом с преувеличенной позицией автора, другие реальностью военных лет. А.И.Солженицын искренне восторгался повествованием, считая его правдой, рассказанной «черным работником войны».

Невольно возникает вопрос: «Зачем нужна такая правда?». Сердце же отвечает самому себе : «Чтобы помнили, чтили и никогда больше не допускали страшной войны”.

О чем роман Астафьева – сюжет

События романа разворачиваются во время Великой Отечественной войны. Зима, конец 1942 года, Сибирь. В карантинный лагерь близ Бердска поступает новая партия заключенных. Несколько дней новобранцев готовят к жизни в лагере – распределяют по ротам, определяют обязанности, бреют налысо.

В подробностях описывается лагерный быт и ужасы жизни узников — отсутствие подходящей одежды, голод, нищета, холод, побои, утрата всего человеческого. Один из самых пронзительных эпизодов первой части романа – прибытие на станцию поезда с казахскими солдатами.

Они находятся в таком состоянии – инвалиды, потерявшие конечности; живые трупы (и бездыханные тела людей, не добравшихся до лагеря живыми) – ужасают даже заключенных.

Описывается суд над художником Феликсом Борячиком и попавшим под горячую руку заключенным Зеленцовым. Это один из немногих относительно «светлых» эпизодов романа – суд в итоге не заканчивается желанным для правосудия расстрелом, а отправленного в штрафную роту осужденного провожают, как настоящего местного героя.

После этого события и до наступления нового года дисциплина в лагеря постепенно ухудшается. Это наводит начальство на мысль о необходимости расстрелов – в том числе, и невиновных – в воспитательных целях. После Нового года, в январе, переживших ужасы зимы отправляют на фронт.

Довольно кратко описываются события с зимы 1943 до осени этого же года – до переправы через Днепр (всё это время роты проводят в боях). Очень подробно описывается сама переправа и условия жизни фронтового бойца, не многим отличающиеся от условий жизни узника карантинного лагеря.

Для многих переправа оказывается последней военной операцией – армия несет небывалые потери. Главные герои романа – Шестаков, Булдаков, Рындин – отделываются ранами, правда, достаточно тяжелыми.

Несмотря на то, что эту операцию с переправой многие рассматривают как провальную, именно она становится переломным моментом войны – преимущество постепенно переходит к советским войскам и армия противника начинает отступление.

Тема войны всегда воспринимается болезненно и самим автором, и его читателем, особенно если кто-то из них был на этой войне. Поэтому это произведение в свое время произвело просто шокирующий фурор в мире военной литературы. Скорее всего, людям было сложно поверить, что эта пусть жуткая и жестокая, но все-таки, правда.

Роман учит сохранять человечность и оставаться сильными духом несмотря ни на что.

Человек на войне («Прокляты и убиты»)

Я не был на той войне, что описана в сотнях романов и повестей…

К тому, что написано о войне, я как солдат никакого отношения не имею.

Я был на совершенно другой войне…

В. Астафьев.

Роман В. Астафьева «Прокляты и убиты» — это «взгляд в прошлое»: о событиях Великой Отечественной войны писатель рассказывает в произведении 1990-ых годов. Однако «давность» романа почти незаметна – настолько яркие и детализированные картины создает здесь автор.

Кажется, будто сам присутствуешь там, в Сибири 1942–43 годов, вместе с мальчишками 21 запасного пехотного полка, вырванными из дома для подготовки к «смертельной» операции – форсированию Днепра. Многие из этих ребят больны и долго в казарменных условиях они просуществовать не смогут.

Все критики отмечают, что самым подходящим эпитетом для романа «Прокляты и убиты» является слово «немилосердный». И действительно, в произведении жизнь описана «немилосердно» — автор погружает нас в атмосферу голода, холода, страшных болезней, грязи и вони бараков, нужников, обовшивевших в коросте тел, отрепьев одежды, заскорузлой обуви, истлевших портянок.

Параллельно развернуты ужасающие «деяния» офицеров: тупого политотдельца капитана Медведева; «дубаря», «оболдуя» лейтенанта Пшенного, из-за которого раньше времени погиб несчастный «доходяга» Попцов; «очкастого майора», зачитавшего приказ о расстреле «двух пацанов», братьев Снегиревых; «мерзавца»-лейтенанта, спокойно приведшего в исполнение этот приговор; полковника, «домашним» голосом приговорившего «к высшей мере» солдата за дружескую потасовку.

И здесь возникает тема, которую можно считать главной в романе, — тема войны, но не столько внешней, сколько внутренней. Для Астафьева война с фашистами — это закономерное продолжение страшной революции 1917 года и всей политики Советского государства.

А суть ее заключалась в том, что «начавши борьбу за создание нового человека, советское общество несколько сбилось с ориентира и с тропы, где назначено ходить существу с человеческим обликом, сокращая путь, свернуло туда, где паслась скотина».

Поэтому неудивительно, что среди командующего состава большинство откровенно некомпетентные, ленивые и равнодушные люди. Им наплевать, что солдаты живут в нечеловеческих условиях, что они совершенно неподготовлены к ожидающей их бойне, что они откровенно голодают, потому что продукты воруют кухонные работники.

Астафьев утверждает, что СССР – страна, забывшая Бога. «И на одной стихире… писано было, что все, кто сеет на земле смуту, войны и братоубийство, будут Богом прокляты и убиты», — так говорит один из героев романа, старообрядец Коля Рындин. А случаев братоубийства на этой войне было великое множество.

Один из самых эмоционально напряженных эпизодов романа связан именно с братоубийством и с военным правосудием. В романе получается так, что дебошир, хам, ярый нарушитель негласных и четко прописанных норм Зеленцов ускользает из-под носа у смерти, его оправдывает военный суд.

В то же время молодые солдатики, два брата Снегирева, ушедшие в самоволку, чтобы навестить мать и принести из дома своим товарищам еды, отданы под трибунал и расстреляны.

Писатель обвиняет в своем романе не столько фашистов, сколько бессчетных энкавэдэшников, политруков, безжалостных и бездарных маршалов во главе с самим Отцом народов — Сталиным, умеющих воевать только одним способом: «стараясь мясом завалить, кровью затопить громаду наступающего противника».

Смерть заполняет собой все пространство и время повествования в романе. Если в «волчьей яме», учебке для новобранцев, убийство или показательный расстрел — еще катастрофа, то во второй части эпопеи («Плацдарм») переправа через Днепр «в самом неподходящем месте» «на подручных средствах» оборачивается настоящим царством мертвых («Проклятое место, сдохший мир»).

Авторская симпатия в романе выражена лишь к двум героям: младшему лейтенанту Щусю и старшине Шпатору. Оба — исключительные фигуры в полку. Шпатор служил еще в царской армии, участвовал в первой мировой войне. Из своего прошлого принес он заботу о солдате, честность, аккуратность.

Щусь — выходец из гонимых казаков — давно понял обреченность своего дела: «Какой смысл такой жизни? Чтобы топтать других? Ломать судьбы? Готовить людей на убой?» Так он размышляет, и в реальности проявляя смелость, смекалку и любовь к вверенным ему людям.

Думается, образы Щуся и Шпатора, живые, близкие и психологически убедительные, призваны доказать преимущество иных военных систем перед военной политикой СССР.

В своем романе автор исследует человека как творение божие на грешной земле, чья житейская философия и правда зачастую расходятся с тем, что заповедал Творец. Война, кровь, распухшие и ободранные трупы, мозги, кишки — все это деяние рук человеческих.

Невольно напрашивается вопрос: а какова же степень вины отдельно взятого человека, у каждого из которых был свой дом, семья, как у Лешки Шестакова, как у Булдакова и Нельки Зыковой, как у Янгеля?

Астафьев потрясен вселенским размахом убийства, творившегося на полях Великой Отечественной: «Старые и молодые, сознательные и несознательные, добровольцы и военкоматом мобилизованные, штрафные и гвардейцы, русские и нерусские, все они кричали одни и те же слова: «Мама! Божечка! Боже!» А пулеметы секли их и секли…».

То, что рисует писатель в своем романе, не просто страшно – это катастрофа космических масштабов. Здесь изображается не только гибель людей, но и гибель веры в то, что мир целесообразен, что этот мир – Божий.

Неслучайно в романе крики погибающих перекрывает голос самого автора: «Услышь, Господи, имя свое, стоном оно разносится над смертной холодной рекой. Здесь, в месте гибельном, ответь, за что караешь невинных? Слеп и страшен Твой суд…».

Мы понимаем, что это не просто призыв к Господу, это проклятие Ему, это убеждение, что мир наш отвратителен и обезбожен, лишен благодати. Писатель ответил на вопрос, за что людям этот ад – он «ими же сотворенный», свое проклятие люди сотворили сами.

Сочинение о романе Астафьева

Произведения Виктора Астафьева отличаются от других и системой образов, и затронутыми в них проблемами. Герои Астафьева, выдернутые из нормальной жизни, поставлены перед необходимостью жизненного выбора.

Всю свою непростую жизнь в литературе Астафьев шел к роману о войне. Более десяти лет он вел разговор о нем с коллегами, журналистами, критиками, высказывая попутно интереснейшие замечания и соображения о военной прозе.

Роман появился в начале девяностых годов прошлого века на страницах «Нового мира». Книга первая — «Чертова яма» — вышла в 1992 г., книга вторая — «Плацдарм» — в 1994 г.

Название романа связано с одним из героев — сибиряком Колей Рындиным, символизирующим силу и мощь той части народа, которую обошла репрессивная машина, которая сохранила лучшие национальные черты: уважение к человеку, самодостаточность, стойкость, выносливость.

Именно Рындин с великим убеждением рассказывает капитану Щусю о старообрядческом стихаре, где написано, что «все, кто сеет на земле смуту, войны и братоубийство, будут прокляты Богом и убиты».

«Чертовой ямой» назван учебный батальон, в котором должны пройти обязательную подготовку новобранцы. Целая книга (книга первая) посвящена процессу «воспитания» бойцов доблестной Красной Армии. Отсутствие элементарной заботы о завтрашнем воине вопиюще: жизнь в полутемном подвале, в холоде, голоде, страхе и болезнях. Быт полка напоминает тюремный, ГУЛАГовский.

О нравственном климате в полку свидетельствуют несколько страшных запоминающихся сцен: пробуждение после первой ночи в казарме, случайное убийство «доходяги» Попцова одним из командиров, которого рота едва не подняла на штыки, показательный расстрел братьев Снегиревых за отлучку из расположения полка. Полк начинает нести потери еще до фронтовой действительности.

Центром второй книги является переправа через большую русскую реку. Это событие встречается и в творчестве Твардовского, Симонова, Гроссмана. Почему именно переправа? Потому что она позволяет показать степень участия в военных действиях самых разных подразделений войск снизу доверху.

«Плацдарм» у Астафьева — картина величайшей безответственности сверху, когда победа могла быть достигнута исключительно за счет нечеловеческого напряжения низового состава армии.

Теснейшим образом с «солдатской линией» в романе «Прокляты и убиты» переплетается «линия партии», на представителей которой обрушивается весь гнев автора.

Книга Астафьева многогеройна: многочисленные и пестрые персонажи ее то выступают как единая масса, то распадаются на великое множество разных личностей. При таком построении в ней практически нет главных действующих лиц, хотя несколько выделяется группа оставшихся в живых после переправы.

В романе Астафьев разрушает сложившиеся традиции изображения народа на войне. Он не является победителем. Автор заявляет, что народ смертен и уничтожим вследствие незалечиваемых ран, нанесенных не только фашистской армией, но прежде всего своими — тоталитарной машиной, без совести и счета губящей русского мужика.

Народ в романе «Прокляты и убиты» не является героем, он — покинутый Богом, униженный страдалец, вынужденный воевать между двух страшных сил. Высокие понятия «доблесть», «подвиг», «героизм» несоотносимы с изображенными в романе В. Астафьева событиями.

Роман получился не просто тяжелый и страшный, он не только поражает фактами, о которых раньше не принято было говорить, — его отличают удивительные даже для Астафьева резкость, страстность, категоричность авторской интонации. Произведения этого автора выдержали проверку временем именно благодаря этим качествам.

Эссе по роману Прокляты и убиты

С самого начала произведение «Прокляты и убиты» Астафьева было задумано написать в трех книгах. Но автор создал и выпустил в свет только две, и уже готовилась третья книга. В этой книге должно быть рассказано про фронтовиков, которые совсем недавно пришли с войны и учились жить заново и в мирное время.

Конечно, им никогда не забыть про то, что они видели, смерть смотрела им прямо в глаза и шла рядом, на их глазах умирали их друзья и близкие люди, а они ничем им не могли помочь. Вот только у Астафьева не хватило сил или терпения написать еще одну книгу.

Первая книга называется «Чертова яма». Она была написана в 1992 году. Все происходит в одном военном городке, где располагается огромное количество разных полутемных землянок. В них жили ребята. Перед тем как им отправиться на войну они должны были пройти курс обучения.

И если все пройдет хорошо, то немного погодя они отправятся прямо в пекло войны и будут защищать свою родину. Но неожиданно ребят застает болезнь, которая поразила практически каждого молодого бойца. Многих больных ребят убивали другие ребята, а также командир взвода, иначе от него могут заразиться и заболеть и другие ребята.

Кроме этого здесь встречается и сатира и сарказм про военных ребят. Выбирают ребят политработники, которые на войне никогда не были и даже не собираются.

А вот уже во второй книге рассказываются все ужасы войны, с которыми столкнулись молодые и малоопытные ребята. Командиры не всегда поддерживают своих солдат, а чаще всего начинают первыми над ними издеваться, а некоторых из них даже доводят до смерти. Они сами также не выходят на линию фронта, а предпочитают только руководить солдатами.

Порой солдатам приходится бывать в таких ситуациях, о которых они ничего не знали раньше. И делать очень быстро выбор между твоей жизнью и жизнью твоего товарища. Иногда они выходят на войну и у них заканчиваются боеприпасы и еда.

Вокруг идет разруха и бомбежки, от которых не всегда удается ускользнуть, а пуля так и норовит попасть прямо в сердце и забраться подальше в тело. Но ребятам даже в таких условиях нельзя сдаваться и нужно идти до конца и выдержать все, ведь совсем скоро все закончится и они вернуться домой, где их ждут родные и близкие люди.

Читайте также: Троекуров – характеристика героя романа «Дубровский» Пушкина.

Астафьев считал, что память о пережитом не умирает. Больше того, растет внутренняя потребность «рассказать о самом главном, осмыслить происшедшее масштабно, глубоко, с общечеловеческих позиций. Идущие вослед должны знать правду о войне, очень жестокую, но необходимую, чтобы, познавая, сострадая, негодуя, извлекать из прошлого уроки».

Именно это и совершил писатель в своем романе «Прокляты и убиты», наполненном невероятной энергией — энергией сопротивления безвременной смерти. Этим произведением В. Астафьев подвел итог своим размышлениям о войне как о «преступлении против разума».

Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

шестнадцать + 17 =