Анализ стихотворения «Не выходи из комнаты» Бродского

Творчество И. Бродского всегда неоднозначно. Любое его стихотворение требует глубокого философского анализа. Анализ «Не выходи из комнаты» можно использовать на уроке русской литературы в 10–11 классе, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.

Анализ Не выходи из комнаты

Судьба поэта складывалась непросто. В стихотворении «Не выходи из комнаты», написанном в 1970 году, Бродский высказал свои взгляды на место человека в советской системе.

Текст стихотворения «Не выходи из комнаты»

Иосиф Бродский

Не выходи из комнаты

Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.

Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?

За дверью бессмысленно все, особенно — возглас счастья.

Только в уборную — и сразу же возвращайся.

 

О, не выходи из комнаты, не вызывай мотора.

Потому что пространство сделано из коридора

и кончается счетчиком. А если войдет живая

милка, пасть разевая, выгони не раздевая.

 

Не выходи из комнаты; считай, что тебя продуло.

Что интересней на свете стены и стула?

Зачем выходить оттуда, куда вернешься вечером

таким же, каким ты был, тем более — изувеченным?

 

О, не выходи из комнаты. Танцуй, поймав, боссанову

в пальто на голое тело, в туфлях на босу ногу.

В прихожей пахнет капустой и мазью лыжной.

Ты написал много букв; еще одна будет лишней.

 

Не выходи из комнаты. О, пускай только комната

догадывается, как ты выглядишь. И вообще инкогнито

эрго сум, как заметила форме в сердцах субстанция.

Не выходи из комнаты! На улице, чай, не Франция.

 

Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были.

Не выходи из комнаты! То есть дай волю мебели,

слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся

шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.

1970 г.

Краткий анализ произведения

Лирический герой призывает не выходить из комнаты, отказаться от Солнца в пользу сигарет «Шипка», не ездить на такси и не вступать в отношения с девушками. Стена и стул этой комнаты приравниваются лирическим героем к самым интересным вещам на свете.

За пределами комнаты — только страдание. Лирический герой призывает довольствоваться этим домашним неуютом и больше ничего не писать — зачем?

Автор иронично перефразирует выражение французского философа Рене Декарта «Cog­i­to ergo sum» («Мыслю, следовательно, существую») и заявляет: «Инкогнито эрго сум» (что означает «Неизвестен, значит, существую»), снова призывая не выходить из комнаты — это ведь не Франция.

Лирический герой призывает не быть дураком, но стать такой же безличной частью комнаты, как любой предмет интерьера, запереть двери и забаррикадироваться от любого проявления жизни.

Литературное направление: вне литературных направлений (в творчестве Бродского оригинально преломился постмодернизм, однако с уверенностью отнести его к постмодернистским поэтам нельзя).

Литературный жанр: стихотворение.

Вид лирики: философская.

Тропы и фигуры речи

  • Метафоры: «ты написал много букв; ещё одна будет лишней», «слейся лицом с обоями», «Запрись и забаррикадируйся / Шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса».
  • Олицетворение: «О, пускай только комната / Догадывается, как ты выглядишь».
  • Анафора: «Не выходи из комнаты».
  • Риторический вопрос: «Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?».
  • Риторическое восклицание: «Не будь дураком!».

Стихотворение представляет собой монолог лирического героя, обращённый к абстрактному слушателю (по всей видимости, и к себе тоже).

Анализ стихотворения «Не выходи из комнаты»

Стих может трактоваться по-разному. Распространена версия о том, что Бродский описал человека, ведущего двойную жизнь. В СССР критика государственного строя была под строгим запретом.

Не имея возможности высказаться публично, люди выражали свои негативные взгляды только дома. Из-за опасения перед доносом такие высказывания были возможны только среди узкого круга лиц. Чаще всего эти размышления происходили на кухне за рюмкой водки. Возникло явление т. н. «кухонных философов».

Недоверие к окружающим вело к вынужденному одиночеству. Работа и контакты вне дома становились тягостными. Только в родных четырех стенах человек ощущал себя свободным. Бродский иронически критикует такую позицию, описывая мнимое ощущение свободы, замкнутой в узком пространстве личности.

Другая трактовка основана на анализе жизни самого поэта. Постоянное чувство неприязни к окружающей действительности сказалось на его характере. Бродский чувствовал себя изгоем, ему действительно было удобнее находиться в своем личном мире, где он ощущал творческую свободу.

В свое время поэт был обвинен в тунеядстве, так как отказывался устроиться на обычную работу. Он сам стремился отгородиться от окружающих, считая, что общение с рядовыми советскими жителями сделает его «более изувеченным».

Неудивительно, что его странный образ жизни вызывал порицания. Восклицание «Не будь дураком!» — прямое обвинение окружающих в ограниченности и скудости мышления. Поэт превозносит свою личность, которой якобы доступно постижение высшей истины.

Сам Бродский утверждал, что родина поэта – его язык. Ему было безразлично где жить, в СССР или в США, лишь бы не чувствовать давления извне. Жизнь, свободная от «хроноса, космоса, эроса…» — идеальная форма существования для поэта.

Подробный анализ стихотворения

История создания

Стихотворение «Не выходи из комнаты» написано в 1970 г., в Ленинграде, СССР. Стихотворение создано в сложный период в жизни поэта. Бродский не получил признание в своей стране. В СССР его не печатали совсем. Не видели в нем поэта. Даже судили за тунеядство.

В 1972 году он был выдворен из страны. Эта тягостная обстановка нелюбви и непризнания талантливого и внутренне свободного человека отразилась в стихотворении.

Жанр

Лирическое произведение. Но в каждой строфе мысль эпична.

Тема, идея, лирический герой 

Тема стихотворения — мир и человек в этом мире. В основе стихотворения — бессмысленность существующего мира и, как следствие этого, замкнутость и одиночество человека. В каждой поэтической строфе звучат рефреном строки «Не выходи из комнаты».

Скорее всего у поэта нет собеседника и он ему не нужен. Он общается сам с собой. Он сам себя уговаривает остаться в комнате. Не кричит, не требует, а просто уверяет себя в необходимости остаться. Что ждет там, за дверью? Коридор, который кончается счетчиком? Запах капусты и лыжной мази? «Милка, разевающая пасть?»

Все непривлекательно: даже солнце, даже возглас счастья. Ведь это бессмысленно. Мир за дверью груб и неприятен. Ведь поэт там не нужен, никому не интересен. Ничто не изменится в его жизни. Можно даже «вернуться изувеченным». С покалеченной душой. «…На улице, чай, не Франция».

Нецивилизованный мир отталкивает поэта. Даже стена и стул становятся интереснее. Что остается лирическому герою? Курить дешевый «Шипр», танцевать «боссанову». Даже от творчества отказаться: «Ты написал много букв, еще одна будет лишней».

Сложная биография поэта подсказывает, что улица еще и угрожает свободе поэта. Поэтому нельзя выходить из комнаты. И вообще — «инкогнито эрго сумм». Бродский использует известные слова Декарта, чтобы сказать о себе: «неизвестный, поэтому существую».

Затаиться, стать мебелью, слиться с обоями. «Запрись и забаррикадируйся», пусть тебя ничего не волнует. Мир сужается до четырех стен. Явно чувствуется внутренняя пустота героя, жизнь теряет всякий смысл. Так человек оказывается лицом к лицу с одиночеством.

В стихотворении нет, ни воплей, ни стенаний, есть трезвый взгляд на мир. Но трагизм и безвыходность ситуации чувствуются отчетливо. Наверное, так автор выражает свое несогласие с действительностью.

Композиция

Стихотворение состоит из шести стихотворных строф. Тема углубляется с каждой строфой, достигая наивысшего обострения в последней, где поэт готов отгородиться от мира шкафом, стать мебелью и отказаться от всего.

Художественные средства выразительности

Рефреном идут слова, поддерживающую главную тему стихотворения: «Не выходи из комнаты». Интересна неполная рифма:

  • счастья — возвращайся;
  • боссанову — на босу ногу;
  • вечером – изувеченным и др.

Использована аллюзия, намек на афоризм Декарта, его перефразирование в «инкогнито эрго сум».

Стихотворение подтверждает особенности всей лирики Бродского, отмеченные литературоведом Е. П. Педчак: классическая ясность, стройность поэзии, отсутствие словесного мусора. Ритм, рифма, стихотворный размер. Катрен с парной рифмовкой. Обращают на себя внимание неполные рифмы. Ломаный размер стиха, который подчеркивает авторскую индивидуальность.

Мое восприятие

Стихотворение привлекло меня самой темой. «Не выходи из комнаты», — говорит автор. И я с интересом искала на сразу же возникший вопрос «почему». Оно приоткрыло мне сложный внутренний мир поэта, такого выдержанного и мужественного. Мысли автора показались мне ясными и открытыми, хотя многие стихи И. Бродского мне кажутся трудными для понимания.

Значение стихотворения в творчестве поэта

Стихотворение, написанное на Родине, не принявшей поэта, отразило жизнь страны, и особенности творчества поэта в то время. Бродский трезво и холодно рассказал, как обессмысливается мир и что чувствует человек в таком мире.

Сочинение о стихотворении Не выходи из комнаты

Иосиф Бродский считал свое поколение потерянным, запутавшимся в дебрях идеологии и высоких материй. Однако жизнь диктовала свои условия, инстинкты брали вверх над разумом, и многие молодые люди оказывались на распутье, когда реальность шла вразрез с общепринятыми принципами.

Часть ровесников Бродского становилась бунтарями, да и сам поэт очень скоро попал в число тех, кто был неугоден советской власти. И все из-за того, что он открыто выражал свои взгляды и мысли, считая, что это – неотъемлемое право любого человека.

Между тем, подавляющее большинство людей жило по двойным стандартам, когда на кухнях велись антиправительственные разговоры, а в общественных местах все дружно поддерживали курс партии и правительства.

Именно таким «хамелеонам» в 1970 году Иосиф Бродский посвятил свое знаменитое стихотворение «Не выходи из комнаты, не совершай ошибки…».

Оно пронизано глубокой иронией и отвращением к тем, кто боится правды и не может позволить себе роскошь жить так, как это ему подсказывают внутренние ощущения. Таким людям, по мнению пота, лучше и вовсе сидеть дома, так как «за дверью бессмысленно все – особенно, возгласы счастья».

Откровенно высмеивая подобных двурушников, которые готовы часами рассуждать о справедливости и свободе личности, но так, чтобы этого никто не слышал, Бродский рекомендует им для чистоты эксперимента отказаться от маленьких житейских радостей.

Как можно принимать у себя в доме девушку, если не состоишь с ней в законном браке, или же позволять себе ездить на «моторе» при скромной советской зарплате, львиную долю которой придется отдать таксисту по счетчику? Однако людей, живущих по двойным стандартам, подобные мелочи не смущают, что безумно раздражает Бродского.

Поэтому автор советует таким «свободолюбцам» похоронить себя заживо в четырех стенах, чтобы избавиться от всевозможных искушений. Действительно, хорошо жить, когда о тебе все забыли, и ты можешь тешить себя иллюзией полной свободы, слившись «лицом с обоями».

Но даже те, кому было адресовано это произведения, прекрасно отдавали себе отчет, что выпасть из социума без последствий для собственной репутации и карьеры в СССР попросту невозможно. У таких людей остается лишь два пути – тюрьма либо сумасшедший дом.

В редких случаях, правда, им предлагают добровольно-принудительно покинуть страну, но для этого нужно, по меньшей мере, слыть диссидентом. В окружении Бродского таких людей немного, поэтому всем остальным он советует запереть дверь и забаррикадироваться шкафом «от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса».

Читайте также: Анализ стихотворения «Пилигримы» И. Бродского.

Это стихотворение Иосиф Александрович написал уже после освобождения из тюрьмы. Жизнь в обществе представлялась поэту отвратительной: тюремное заключение сменилось пленом стен комнаты. И этим нужно было довольствоваться, подавляя в себе всякое стремление к большему. Стихотворение пронизано горькой иронией, граничащей с безнадёжностью.

Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

2 × 1 =