БЕЛЛЕТРИСТИКА – балетом здесь и не пахнет!

Беллетристика – это вся художественная литература, то есть так называемые «легкие» произведения, которые отличаются от «серьезной» научной и документальной литературы. Кроме того, этим термином не называют драматические произведения.

Беллетристика

Слово «беллетристика» часто упоминается в значении «массовой литературы», противостоящей «высокой литературе». В широком смысле беллетристика противостоит публицистике, то есть документальному жанру. В узком смысле – это лёгкая литература, чтение для отдыха, приятное времяпрепровождение на досуге.

Особенности жанра

Термин произошел от французских слов «belles let­tres», то есть «изящная словесность». Поскольку «беллетристика» — французское слово, критики часто использовали его в пренебрежительном ключе по отношению к литературе, которая воспевала буржуазные идеалы, а также «текст ради текста», «словесность ради словесности», где нет социального подтекста.

Беллетристика представляет собой «срединное поле» литературы, произведения которого не отличаются высокой художественной оригинальностью и ориентированы на усреднённое сознание, апеллируют к общепринятым моральным и нравственным ценностям.

Типажи героев, их профессии, привычки, увлечения, — всё это соотносится с массовым информационным пространством и циркулирующими в нём представлениями большинства. Однако при этом, в отличие от массовой литературы, беллетристику отличает наличие авторской позиции и интонации, углубление в человеческую психологию.

В отличие от классической литературы со временем такая литература теряет свою актуальность и, вследствие этого, популярность. Существует мнение, что к беллетристике относятся такие произведения классики советской литературы, например, как «Чапаев», «Железный поток», «Как закалялась сталь», «Поднятая целина», «Молодая гвардия».

Беллетристику отличает занимательность содержания, она тяготеет к сюжетности, таким жанрам как дамский роман, детектив, приключения, мистика и т. д. Новые способы изображения действительности, найденные в рамках беллетристики, неизбежно подвергаются тиражированию, превращаясь в признаки жанра.

Немецкоязычное литературоведение оперирует понятию тривиальная литература, противопоставляя её литературе высокой. Признаком тривиальности считается использование тиражируемых сюжетных схем и клише, таких, как детектив, исторический роман или фантастика, что принято называть жанровая литература.

Как опознать беллетристику

Пожалуй, главное отличие беллетристики от художественной литературы высшей пробы, — ориентированность на коммерческий успех.

Отсюда, как следствие, вытекают следующие признаки:

  • обращение к острым социально-бытовым вопросам и общечеловеческим проблемам;
  • напряжённость внутреннего конфликта;
  • адресация некоему «среднему человеку», читателю, не хватающему звёзд с неба и не нуждающемуся в тонкостях интеллектуальной игры;
  • простой по внутренней структуре (часто однолинейный) сюжет с обязательным разрешением внутреннего конфликта в конце произведения;
  • стремление занимать, удерживать на себе внимание, развлекать, подыгрывая интересам публики;
  • тяготение к изложению «философских» мыслей, за которыми не скрывается особенной оригинальности или глубины.

Как вы понимаете, погружаясь в произведение беллетриста, читатель находит всё, что может удовлетворить его потребности:

  • занимательный сюжет, от которого невозможно оторваться;
  • ярких и запоминающихся персонажей, как правило, не похожих на всех, кто окружает нас в действительности;
  • мораль с выводом, а лучше намёком на то, как можно и как нельзя поступать;
  • простую и чаще всего совпадающую с самым скромным житейским опытом «философскую» идею.

Не всегда всё выглядит столь однозначно. Талантливый автор, глубоко осознающий свою роль в отведённом ему пространстве и времени, не боится затрагивать по-настоящему больные вопросы эпохи, и обращается к ним отнюдь не потому, что прогнозирует коммерческий успех.

Беллетристика сегодня

На современном книжном рынке беллетристика составляет бо́льшую часть предлагаемой издателями продукции. Для этого направления художественной литературы характерен увлекательный, часто приключенческий сюжет, яркие герои и минимум философствования и идейности.

Беллетристику отличает хороший, но легко читаемый стиль и, что не менее важно, «продаваемость». То есть современная беллетристика — это коммерческая литература. Популярность и «продаваемость» ей обеспечивает не только интересный сюжет и живые. близкие читателю герои, но и неплохое качество текста, незаштампованность и богатая фантазия авторов.

Интересно, что в последнее время появилась много нехудожественной литературы, которую тоже можно отнести к беллетристике. Читателей интересуют разные вещи: от истории цивилизации до правильной организации рабочего времени или здорового питания.

Но, читая литературу на подобные темы, люди не хотят чрезмерно утруждать свой мозг и желают получать знания вместе с удовольствием. Есть большая категория людей, которые не читают (и никогда не читали) слишком умных книжек, а популярный рассказ о сложных и важных вещах даст им возможность об этих вещах узнать.

Беллетристический подход с ориентацией на такие общепринятые ценности и проблемы как поиск жизненного пути, любовь, семья, дружба, предательство и т. д. оказывается востребованным в женской прозе.

В современной русской литературе здесь выделяются такие авторы как Галина Щербакова, Виктория Токарева, Дина Рубина, Ирина Муравьёва, Елена Долгопят.

Хотя о беллетризованной биографии как жанре литературы заговорили только в начале XX века, её элементы беллетристики были характерны уже для ранних памятников письменности, не являвшихся художественной литературой как таковой — летописей, житий святых и т. п. Именно подобная беллетризация и послужила одним из истоков современной изящной словесности.

Беллетристика в коротких цитатах

Нередко в текстах, посвящённых творчеству того или иного автора, мы сталкиваемся с такими фразами, как «беллетристическая манера письма», «жанры беллетристики», «блестящий беллетрист».

При этом иногда термин употребляется в нейтральном, а иногда – в несколько сниженном, снисходительном контексте:

Историческая беллетристика ― это почти сплошная фальшь. Так же картины Маковского.

Борис Шергин, «Из дневников», 1950‑е

Беллетристика поглощает собою всю остальную литературу; журналы, в которых сосредоточивается теперь наша литература, считают главным своим отделом изящную словесность…

Добролюбов Н. А., О русском историческом романе, 1855

Современная французская литература есть чистая беллетристика: даже Жорж Занд чаще является в своих произведениях беллетристом, чем художником.

Валериан Майков, «Стихотворения Кольцова с портретом автора, его факсимиле и статьею о его жизни и сочинениях», 1846

То есть он писал, а мы соответственно будем читать беллетристику, литературное произведение, в данном случае на историческую тему.

Владимир Борисович Егоров, У истоков Руси: меж варягом и греком, 2010

В окно глядятся листики…

Пейзаж ― как в беллетристике.

Николай Асеев, «Сухой доклад о жажде светлых речных прохлад», 1928

«Все-таки это — какая-то беллетристика, а не история! Златовратский, Омулевский… «Золотые сердца». Сентиментальная чепуха».

Горький Максим, Жизнь Клима Самгина, 1936

Подобная возможность заставила некоторых авторов исторической беллетристики вообразить, что так оно и было.

Дэниел Р. Хедрик, Власть над народами. Технологии, природа и западный империализм с 1400 года до наших дней, 2010

За этою же героической литературой шла и русская беллетристика сороковых годов. И не только беллетристика, но и критика, воспитательное значение которой было едва ли даже в этом смысле не решительнее.

Салтыков-Щедрин М. Е., За рубежом, 1881

Кроме того, он писал беллетристику – его перу принадлежит несколько неопубликованных романов, причём один из его литературных опытов написан от лица женщины.

Джон Гриббин, Стивен Хокинг. Жизнь среди звезд, 2002

— А у нас целый шкаф все какой-то допотопной французской беллетристики, читать невозможно.

Лесков Н. С., Некуда, 1864

— А уж по части русской беллетристики — ничего?

Достоевский Ф. М., Бесы, 1872

Это у нас в крови, это внедрено нам всей русской беллетристикой последних десятилетий.

Куприн А. И., Олеся, 1898

Тень беллетристики на всём цветная.

Виктор Кривулин, «Яблоневый сад. Полдень», 1976

Мое чтение того времени было просто развлечением и приучало смотреть на беллетристику, как на занимательные описания того, чего в сущности не бывает.

Короленко В. Г., История моего современника, 1921

Стоит ли писать беллетристику?

Можно сколько угодно призывать людей читать сложные интеллектуальные книги и развивать мозг, пытаясь проникнуть в глубинные смыслы, заложенные автором, но количество любителей интеллектуальной прозы от этого не увеличится.

Если не станет беллетристики, то свою потребность в развлекательном чтиве люди будут удовлетворять низкокачественной, неумело написанной бульварной литературой.

Талантливые авторы могут продемонстрировать читателям литературный стиль и грамотность, предложить образцы качественных художественных произведений с интересными живыми героями и оригинальным сюжетом.

А то читателям, ищущим в литературе развлечение и отвлечение от житейских проблем, остаётся только поглощать продукцию фикрайтеров и других неумелых подражателей, строчащих штамповку на популярные темы.

Не стоит думать, что писать беллетристику (во втором значении термина) проще, чем литературу больших идей. Беллетрист должен уметь считывать потребности своего поколения читателей, находить универсальные образы, объединяющие всех и отзывающиеся в каждом сердце.

Например, живые характеры четырёх мушкетёров и удачно найденная расстановка противоборствующих фигур на много лет сделали знаменитый «исторический» роман А. Дюма бестселлером, а «Метро» Д. Глуховского буквально потрясло российское читающее сообщество достоверностью своевременно найденного художественного пространства.

В какой-то мере беллетристами были выдающиеся писатели Вальтер Скотт, отец и сын Дюма, Фенимор Купер и Майн Рид, Артур Конан Дойль и Агата Кристи. Можно причислить к этому ряду таких непохожих друг на друга, но во многом определивших массовое сознание последних десятилетий Стивена Кинга, Паоло Коэльо, Джоан Роулинг.

Этим авторам, кстати, без беллетристики даже сравнить свои тексты будет не с чем. Понятно, же что ни Л. Н. Толстой, ни Ф. М. Достоевский для такого сравнения не годятся – не те сюжеты, не тот стиль и не те проблемы. Да и смешно даже сравнивать очередной любовный роман о студентке и ректоре с «Анной Карениной».

Так что беллетристику писать нужно не только для читателей, но и для образца авторам, желающим писать на популярные темы.

Хорошие беллетристы всегда ценились и читателями, и издателями. И к ним можно отнести многих писателей, в том числе и XIX века. Вся приключенческая и почти вся детективная литература (Ж. Верн, А.Дюма, М. Рид, Ф. Купер, К. Дойль и др.) — это беллетристика.

Вот в русской литературе XIX века беллетристику найти непросто. Слишком серьёзно относились к труду литератора наши писатели и читатели. Своих беллетристов в XIX веке у нас было немного, и их не слишком ценили, предпочитая переводить любовные и приключенческие романы зарубежных авторов.

Почему это слово неверно используют

Употребление термина часто носит негативную окраску. Называть беллетристикой некачественную литературу неверно по ряду причин:

  • Она представляет собой авторское произведение с актуальными идеями.
  • Она является отражением действительности, историей, рассказанной понятным читателю языком.
  • Беллетристика — часть массовой культуры. Может быть детективом, приключенческим или любовным романом, фантастикой. Она близка к понятию «жанровая литература», но не тождественна ему.

Повествовательная художественная проза может вносить серьезный вклад в просвещение, транслируя на широкую аудиторию духовные ценности с помощью развлекательных сюжетов. Популяризовать науку в фантастических романах, пробуждать интерес к прошлому в исторических.

Популярная литература в современном обществе оказывает больше влияния на массовое сознание, чем классическая. Унификацию художественных приемов, упрощение сюжетных схем и разбавление глубоких смыслов называют главными недостатками беллетристики.

Получается, что беллетристика — важная часть литературы, с удовольствием читаемая людьми с разными запросами. А хороший автор может писать не только беллетристику, но и серьёзную, философскую литературу. Однако издатели предпочтение отдают беллетристике, как более популярной и востребованной.

Источники:

  • Гурвич И. А. Беллетристика в русской литературе XIX века. — М.: Российский открытый университет, 1991. — 90 с. — 10 000 экз.
  • Кривонос В. Ш. Беллетристика // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий / Н. Д. Тамарченко. — М.: Издательство Кулагиной; Intra­da, 2008. — С. 30—31. — 358 с. — 800 экз. — ISBN 978–5‑903955–01‑5..
  • Литературная энциклопедия терминов и понятий / Николюкин А. Н. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — С. 79. — 1596 с. — 3000 экз. — ISBN 5–93264-026‑X.
  • Черняк В. Д., Черняк М. А. Беллетристика // Массовая литература в понятиях и терминах. — Наука, Флинта, 2015. — С. 14—17. — 193 с. — ISBN 978–5‑9765–2128‑5.
  • Чупринин С. И. Беллетристика // Жизнь по понятиям: русская литература сегодня. — М.: Время, 2007. — 766 с. — 3000 экз. — ISBN 5–9691-0129‑X.
  • Борис Акунин. Русский в Англии. Самоучитель по беллетристике. — М.: Альпина Паблишер, 2022. — 376 с. — ISBN 978–5‑9614–7368‑1.
Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

пять × один =