Что такое БЕСТСЕЛЛЕР и какие это книги

Бестселлер – это самая популярная и продаваемая книга, пользующаяся огромным спросом у читателей. Термин «бестселлер» в переводе с английского «best sell­er» означает буквально «продаваемый лучше всех».

Бестселлер

Бестселлер используют для подчеркивания большой популярности, а не для определения конкретного уровня или качества продаж издания. Автор также может быть назван бестселлером, если его работа часто появляется в списке самых продаваемых.

Все авторы мечтают посмотреть список бестселлеров и увидеть свою книгу на вершине. Но что превращает книгу в литературный хит?

Первые бестселлеры в истории

Впервые известно, что термин «бестселлер» был записан в печати в 1889 году в газете The Kansas Times & Star. Самые ранние очень популярные книги были почти все религиозными, но Библия оставалась дорогой до 19 века. Это удерживало количество напечатанных и проданных книг на низком уровне.

В Англии 16-го и 17-го веков “Путешествие Пилигрима” (1678) и сокращенные версии “Книги мучеников” Фокса были самыми читаемыми книгами. “Робинзон Крузо” (1719) и “Приключения Родерика Рэндома” (1748) были короткими романами начала восемнадцатого века с очень большим количеством публикаций, а также завоевали международный успех.

Роман Лоуренса Стерна “Тристрам Шенди” стал объектом “культа” в Англии и по всей Европе, что имело важные культурные последствия для тех, кто мог позволить себе покупать книги в эпоху его публикации.

То же самое можно сказать и о произведениях Вольтера, в частности о его комедийном и философско-сатирическом романе “Кандид”, который, согласно последним исследованиям, был продан тиражом более 20 000 экземпляров только за первый месяц в 1759 году.

Аналогично, коллега французского просветителя Руссо, особенно его “Жюли”, “О новой Элоизе” (1761) и романа Иоганна Вольфганга фон Гете “Лейденская смерть юных вертеров” (1774).

К середине 19-го века сложилась ситуация, похожая на современную публикацию, когда большинство бестселлеров были написаны на популярный вкус и в настоящее время почти полностью забыты, за редкими исключениями, такими как невероятно популярная “Хижина дяди Тома” и “Шерлок Холмс”.

Описание и виды бестселлеров

Исторически сложилось так, что списки бестселлеров разбивались по двум основным направлениям: формат и категория. Самые большие группы были научной и художественной литературой.

Затем эти группы были разбиты на три основных формата печати: твердый переплет, торговая мягкая обложка и мягкая обложка для массового рынка.

Статус бестселлера в твердом переплете может ускорить его выпуск в мягкой обложке или замедлить выпуск, если продажи в твердом переплете будут достаточно высокими. В некоторых списках есть даже третья категория — торговые бестселлеры в мягкой обложке.

Появление четвертого формата — электронных книг — изменило способ составления списков бестселлеров, как и многие другие отрасли отрасли. Поскольку электронные книги в основном продаются в Интернете, а не в магазинах, их продажи нельзя отслеживать так же, как продажи печатных изданий: путем сбора данных от физических розничных продавцов.

Бестселлер
Русский язык и литература

Дальнейшим усложнением ландшафта списков бестселлеров стало введение Интерне-магазщинами нескольких списков бестселлеров. Интернет-магазин, который отслеживает продажи своих изданий в режиме реального времени, публикует множество списков, разбитых по форматам, а также по нескольким подкатегориям.

Конечно, список самых известных бестселлеров в мире не следует ни одному из этих правил. Список бестселлеров «Нью-Йорк Таймс» отражает объемы продаж, сообщаемые на конфиденциальной основе поставщиками, предлагающими широкий спектр товаров общего интереса, но точные сведения о методологии или количестве магазинов остаются коммерческой тайной.

Список часто подвергался критике как вводящий в заблуждение, неточный и манипулируемый, а также против него подал в суд Уильям Питер Блатти, автор «Экзорциста», который предположил, что его книга «Легион» не была включена в чарты бестселлеров.

Формула бестселлера

Первый и основной критерий бестселлера – хорошая продаваемость. При этом в разных странах числовые показатели варьируются (в Великобритании – 4 000 продаж в неделю, в Канаде – 5 000 продаж в неделю).

А вот факторы, от которых зависит продаваемость, могут быть разными. Перечислим наиболее значимые:

  • Адресация так называемому «среднему читателю». История, которую рассказывает автор, должна легко прочитываться с первого раза и затрагивать базовые стороны человеческой жизни.
  • Остросюжетность. Сюжет – это самое простое и самое сложное, чем можно привлечь читателя. В произведении должна присутствовать интрига, сформулировать суть которой можно одним предложением. Например, о детективе А. Кристи «Убийство в Восточном экспрессе» можно сказать так: «В вагоне поезда, куда не проникал ни один посторонний, находят тело убитого: кто из пассажиров причастен к преступлению?».
  • Обращение к злободневным, социально значимым проблемам. Так, новая книга З. Прилепина «Некоторые не попадают в ад», посвящённая событиям на Донбассе, воспринимается частью российского общества как правда из первых уст и успешно продаётся.

Есть и другие секреты создания «книги для всех», которые кроются в человеческой психологии. Люди устроены так, что им хочется читать истории со счастливым концом, повествования о тех, кто выбрался из нищеты, добился признания или удачно вышел замуж.

Когда книгу можно назвать бестселлером?

Как правило, книга может быть отмечена как бестселлер только в том случае, если она появилась в опубликованном списке бестселлеров. Книги могут быть помечены как «Национальные бестселлеры», если они появились в списке бестселлеров, опубликованном в национальном издании.

«Международный бестселлер» появляется в списках как минимум двух стран. Книги могут претендовать на статус «бестселлеров №1», если, как вы уже догадались, они оказались на первом месте. Иногда список указывается, например, «Бестселлер Globe & Mail ».

В других случаях книга может быть указана как написанная «автором бестселлеров», что означает, что одна или несколько предыдущих книг автора попали в список признанных бестселлеров.

В список бестселлеров входят книги с самым высоким рейтингом, которые появляются в любом опубликованном списке. Тем не менее, может случиться так, что книга продается стабильно хорошо, но всегда чуть ниже порога количества копий, необходимого для того, чтобы она попала в опубликованный список.

Иногда эти книги могут попасть в список на конец года, или часто они обнаруживаются, когда мы проводим анализ многолетних бестселлеров (это книги, которые стабильно хорошо продаются из года в год в течение определенного периода времени, например, на Рождество).

Также важно отметить, что некоторые книги исключены из списков бестселлеров. Например, словари. Несмотря на то, что они хорошо продаются в определенные периоды года, обычно они не появляются ни в каких опубликованных списках.

Каждое издание имеет разные рекомендации по составлению списков, и, в конечном счете, они сами решают, какие книги учитываются для их целей.

Списки бестселлеров — хороший рекламный инструмент, а возможность напечатать «Бестселлер!» в баннере над названием книги придаст здоровый румянец щекам любого автора. Но бестселлер ни в коем случае не является единственным достойным мерилом ценности книги.

Сколько книг нужно продать, чтобы стать бестселлером?

Хороший вопрос. Но ответ таков: это относительно. Списки представляют собой моментальный снимок определенного периода времени, обычно недели.

Казалось бы, самым простым показателем статуса бестселлера является количество фактически проданных копий книги. Однако не существует магического числа, которое, по мнению людей в издательской индустрии, должно равняться «бестселлеру». 

Некоторые говорят, что это 10 000 копий. Кто-то говорит 35 000. Иногда это зависит от типа книги. Третьи считают, что если вы продали 7000 или более копий своего литературного романа в твердом переплете, то вы звезда.

В течение одной недели может быть много книг, которые продаются большими тиражами, например, на Рождество, тогда как летом каждая книга в списке бестселлеров может продаваться меньшим количеством копий. На самом деле, списки бестселлеров — это скорее система ранжирования по неделям.

Но примерно книга, как правило, должна продаваться в количестве нескольких тысяч экземпляров в неделю, чтобы войти в число самых продаваемых книг по определенной теме. Количество проданных копий может быть меньше для более конкретных списков жанров, таких как Романтика и Кулинария.

Таким образом, фактическое количество книг, проданных для того, чтобы попасть в список бестселлеров, варьируется.

Как написать бестселлер

Было предпринято несколько попыток взломать код того, что делает книгу бестселлером, и общий вывод состоит в том, что мегабестселлеры часто становятся неожиданностью как для издателя, так и для автора. Тем не менее, когда мы оглядываемся на успешные книги, общие черты часто кажутся очевидными.

Вот пять советов, которые помогут вашей книге добиться успеха, чтобы у нее был шанс стать бестселлером:

  1. Начните с большой идеи. Бестселлеры построены на большой идее. Не просто что-то старое, перевернутое на новый лад. Это что-то свежее и интересное. Вы должны найти идею, которая побудит читателей взять вашу книгу в руки. Это касается художественной литературы, документальной литературы, советов, инструкций и мемуаров. Небольшая идея для книги приводит к небольшим продажам.

    Дж. Р. Р. Толкин потратил годы на разработку языков, на которых позже будет построен весь его мир. Не пренебрегайте важностью придумывания крупной идеи до того, как вы начнете писать. И не торопитесь с исследованиями.

    Пишите, думая о читателях. Книга должна быть написана таким образом, чтобы ею можно было легко поделиться и обсудить, потому что она затрагивает какую-то универсальную тему. Другими словами, не просто напишите книгу для себя. Стивен Кинг говорит, что вы пишете первый черновик при закрытой двери, а второй — при открытой.

  2. Редактируйте для ясности, а не для совершенства. Бестселлеры понятны. Уберите весь беспорядок, который отвлекает вашего читателя от истинного сообщения. Редактирование не сводится к тому, чтобы сделать книгу не столько грамматически совершенной. Скорее, это процесс превращения вашей книги в то, чем она должна быть. Поэтому каждый раз, когда вы редактируете свою работу, спрашивайте себя: «Помогает ли это тому, что я пытаюсь сказать, или вредит?».
  3. Красиво оформите книгу для продажи. Название, обложка и дизайн оптимизированы для распространения. То, как люди воспримут вашу книгу, повлияет на то, насколько хорошо она будет продаваться и насколько широко она будет распространяться. Ваша цель состоит не только в том, чтобы эта вещь попала в руки людей; а дать им то, чем они хотят поделиться. Это включает в себя решения, которые вы принимаете относительно названия, обложки и дизайна.
  4. Никогда не прекращайте запуск. Бестселлеры вечны. Самые продаваемые книги всех времен, как правило, не сразу пользовались успехом. Но из-за своей вневременной природы они просто продолжали продаваться. Презентация книг — это здорово, но вам понадобится больше, чем одно большое событие, чтобы продать эту вещь. Лучший способ сделать это — никогда не прекращать запуск.

Что ж, теперь вы понимаете, что для запуска бестселлера нужно написать бестселлер. Книга, достойная того, чтобы быть проданной тысячам людей. Написание бестселлера — это такая же наука, как и искусство, и вы должны, по крайней мере, знать о 5 перечисленных факторах, которые делают книгу бестселлером.

Культурная роль бестселлеров

В то время как основное словарное определение бестселлера вполне очевидно и понятно, «популярная, самая продаваемая книга», практическое культурное определение несколько сложнее.

Поскольку в потребительских списках самых продаваемых книг обычно не указываются конкретные критерии, такие как количество проданных экземпляров, регион и период продаж, книга становится бестселлером главным образом потому, что так утверждает «авторитетный» источник.

Просто назвать произведение «бестселлером» не так впечатляюще, как называть его «бестселлером New York Times». При этом предполагается, что начало фразы получено из данных о продажах, а конец выражения выигрывает от высокого статуса конкретного рейтинга.

Бестселлеры играют значительную роль в киноиндустрии. В Голливуде часто превращают книжные хиты в художественные фильмы. Многие, если не большинство, современной «классики» фильмов начинались как бестселлеры.

В списках самых продаваемых книг года мы находим:

Некоторые ежегодные художественные бестселлеры в конечном итоге превращаются в громкие фильмы.

Писатели мечтают стать авторами бестселлеров, чтобы разместить эту фразу рядом со своим именем на визитных карточках, резюме, книгах, постах в блогах и фотографиях. Эта фраза имеет большое значение, особенно для авторов, надеющихся привлечь покупателей баннером «национальный бестселлер» на обложке.

Однако не стоит измерять успех исключительно продажами книг. Не забывайте о долгосрочной стратегии вашей книги — повысить узнаваемость себя как автора. Если вы продаете всего 3 000 т книг, но эти книги приносят больше клиентов и, в конечном счете, больше прибыли для вас, тогда неторопливость и настойчивость могут и выиграют гонку.

Источники:

  • Словарь русского языка: В 4‑х т. / РАН, Ин‑т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4‑е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;
  • Мулярчик А. С. Бестселлер // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Российская академия наук, Институт научной информации по общественным наукам; гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин; редколлегия: М. Л. Гаспаров, С. И. Кормилов, А. Е. Махов, В. М. Толмачёв, Е. А. Цурганова, Г. В. Якушева. — М.: Интелвак, 2001. — С. 81—84. — 1596 с. — ISBN 5–93264-026‑X.
  • Тартаковская И. Н. Феномен бестселлеров и массовая культура. Обзор исследований по социологии чтения // Социологический журнал. — 1994. — № 1. — С. 176—181.
  • Черняк В. Д., Черняк М. А. Бестселлер // Массовая литература в понятиях и терминах. — М.: Наука, Флинта, 2015. — С. 20—21. — 250 с. — ISBN 978–5‑9765–2128‑5.
  • Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 81—84. — 1596 с. — ISBN 5–93264-026‑X.
Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

четыре × 3 =