Для чего писать СИНОПСИС и что это

Синопсис – это сжатый пересказ произведения с раскрытием интриг и ключевых поворотов сюжета. В переводе с английского «syn­op­sis» – это «резюме». Термин придумали древние греки, подразумевая под ним изложение чего-либо масштабного в сокращенной форме без лишних деталей и погружения в пространные рассуждения.

Синопсис книги

Приходилось ли вам пересказывать другу, родственнику, коллеге понравившийся фильм, спектакль, книгу? При работе над синопсисом происходит то же самое, только задача – продать книгу издательству, заинтересовать редактора, литературного агента.

Как не перепутать с аннотацией? Аннотация – это тоже краткий пересказ с упором на ключевые моменты, которые заинтересуют читателя и помогут сориентироваться в выборе книги. Она уступает синопсису в размерах, и главное их отличие заключается в том, что аннотация не содержит спойлеров. Ее задача — возбудить интерес читателя.

Для чего писать синопсис книги

Для того чтобы редактор, прочитав его, мог оценить потенциал книги, ее замысел и исполнение, не тратя время на чтение всей рукописи. Задача синопсиса не сводится к простому изложению, это – презентация, реклама. Писать нужно так, чтобы редактор попался в расставленные сети и непременно захотел перейти к полной рукописи.

Создание синопсиса полезно и автору: он получает структурированный план собственного произведения, видит его слабые и сильные стороны, логические дыры, провисания и нестыковки сюжета, и может докрутить рычажки в нужных местах.

Синопсис книги — краткое содержание литературного произведения, в котором описывается сюжет и основной конфликт, а также дается представление о главных героях. Обычно объем книжного синопсиса составляет от 2 до 5 страниц.

Текст синопсиса пишется в настоящем времени и в идеале должен представлять из себя самостоятельное литературное произведение — рассказ о книге.

Синопсис необходим для того, чтобы ведущий редактор в краткие сроки мог понять, подходит ли книга для его издательства. С синопсисом также работают главные редакторы издательства, художники, сотрудники PR-отдела и маркетологи. Нередко синопсис предоставляется журналистам, чтобы они могли написать статью о творчестве того или иного писателя.

Написание синопсиса отнюдь не невозможная вещь, но этот процесс требует времени, сил и терпения. Пишите в доверительном ключе. Синопсис – способ продать вашу книгу. Потратьте на него столько времени, сколько потребуется, иначе время потраченное на ваше произведение ушло впустую.

Каких правил придерживаться

Изобретать велосипед не придется, правила известны. Синопсис пишется в произвольной форме. Ориентируйтесь на объем в 3–5 тысяч знаков. Иногда редакторы просят прислать не простой, а расширенный синопсис, о нем расскажем чуть позже.

На что обратить внимание:

  • Настоящее время. Неважно, в каком времени происходят события в книге, пишем: «Мужчина средних лет заходит в бар и встречает старого приятеля…» и далее по тексту.
  • Сеттинг. Обозначьте место, время действия. Если пишете фантастику — дайте краткую характеристику вымышленного мира. Возможно, в нем три солнца, одно из них всходит по ночам, и это имеет значение для развития сюжета. Если описываете конкретное историческое событие или эпоху – сообщите об этом.
  • Главный герой и его цель. Кто ваш персонаж, что им движет? Герда ищет Кая, Китнисс Эвердин становится символом повстанческого движения ради защиты младшей сестры. Чего хочет ваш герой? Если у героя есть антагонист – расскажите о нем. Если действующих лиц несколько – пишите только о тех, кто влияет на сюжет. Проходных персонажей упоминать не стоит.
  • Краткость и лаконичность. Излагайте кратко, емко, не упуская по-настоящему важных линий и деталей, но избегая рассуждений и ненужных подробностей. Обязательно опишите суть основного конфликта и пути его разрешения. Не утаивайте ничего, доставайте из рукавов все козыри.
  • Линейное повествование. Одно строго следует за другим. Рассказывайте о событиях в хронологической последовательности. Не пишите предысторию, избегайте лирических отступлений и рассуждений о судьбах героев. Если в произведении есть флэшбеки и флэшфорварды – не описывайте их.
  • Финал и главная идея книги. После описания кульминации истории напишите развязку. Она должна быть понятной и логически завершенной. Если вы пишете о путешествии туда и обратно, то в финале герой должен из него вернуться. Если пишете детектив – в финале должны раскрыть имя убийцы и его мотивы. Каков основной посыл произведения? В чем его уникальность и ценность?

В начале синопсиса укажите имя, контактные данные, название и жанр книги, объем в авторских листах (один лист – 40 тысяч знаков с пробелами). Для удобства текст можно разбить на подразделы, но это необязательно.

Ошибки при написании синопсиса

Если вам удастся избежать подобных ошибок, считайте, что синопсис получился:

  • Диалоги. Не включайте в текст диалоги! Исключение делайте в том случае, если конкретный диалог существенно двигает сюжет.
  • Отсутствие логики. Не злоупотребляйте бессвязными фразами, написанными ради достижения объема.
  • Сложная информация. Не перегружайте текст избыточной терминологией, узкоспециализированной информацией, труднопроизносимыми именами и названиями.
  • Превышение объема. Если текст логически и хронологически структурирован, но вы не уложились в рекомендованное количество знаков – объем можно превысить в разумных пределах. Если растекаетесь мыслью по древу – остановитесь, перечитайте и безжалостно удалите лишнее.
  • Комментарии. Не комментируйте собственный текст, не пытайтесь подробно объяснить происходящее, редактор разберется.
  • Художественность. Пишите в информативном стиле. Не демонстрируйте владение слогом, знание метафор, фигур речи и запас эпитетов.
  • Ошибки. Грамматические и пунктуационные ошибки способны загубить интерес редактора к книге. Внимательно вычитайте текст, прежде чем отправлять.

Синопсис позволяет понять, способны ли вы рассказать всю историю от начала и до конца, интересны ли ваши персонажи и нет ли в повествовании логических дыр, нестыковок или других проблем с сюжетом.

Качество синопсиса может решить судьбу всей книги. Если синопсис интересен, а текст сыроват, текст можно доработать и улучшить. Но если сыроват синопсис, рукопись даже открывать не будут, какой бы хорошей она ни была.

Полезные советы

Пробежимся по основным мыслям статьи и закрепим результат:

  • Представьте, что вам нужно пересказать человеку книгу так, чтобы он непременно захотел ее прочитать.
  • Постарайтесь абстрагироваться от того, что это ваш текст. Представьте, что вы пересказываете содержание чужой книги, например, «Войну и мир».
  • Забудьте о деталях, незначительных персонажах и ситуациях. Да, в книге они могут выполнять важные функции, например, постепенно изменять характер героя. Но в синопсисе достаточно написать: «Трудности пути, схватки с грабителями и встречи с новыми людьми закалили характер героя».
  • Художественные приемы оставьте для произведения – синопсис должен быть информативным.
  • Пишите коротко, емко, лаконично, системно. Выделите для себя несколько ключевых моментов и событий, которые определяют сюжет и поведение героев. Остальные события описывайте общими фразами: «Долгие разговоры об искусстве и прогулки под луной сблизили героев, и дружба перешла в любовь».
  • Не старайтесь писать красиво, старайтесь писать кратко. Синопсис не предназначен для демонстрации красоты вашего стиля. Все художественные обороты, словесная эквилибристика, метафоры увеличивают объем, но не несут смысловой нагрузки.
  • Старайтесь обозначить главную идею книги – пусть идет красной линией через повествование.
  • Обязательно проверьте текст на наличие ошибок перед отправкой.

История должна соблюдать законы жанра, в котором вы пишете. Детектив должен завершаться поимкой преступника или раскрытием преступления, а любовный роман не может заканчиваться разводом. Развод — это завязка сюжета, но не его итог.

Примеры синопсиса книги

Пример 1

Хороший образец синопсиса рассмотрим на примере очень краткого (в идеале текст должен получиться в несколько раз больше) изложения романа Чарльза Диккенса «Большие надежды»:

Филип Пиррип, известный всем как ПИП, живет со своей деспотичной сестрой, женой доброго ДЖО ГАРДЖЕРИ. Он отправляется учиться к МИСС ХЭВИШЕМ, старой леди в пожелтевшем подвенечном платье, которая слегка помешалась от того, что ее бросил жених перед алтарём.

В доме мисс Хэвишем Пип знакомится с ЭСТЕЛЛОЙ, очаровательной девушкой его возраста, и влюбляется в неё. Презрительное и высокомерное отношение девушки доводит Пипа до слез, и он решает «выбиться в люди».

Стряпчий сообщает Пипу, что он унаследовал внушительное состояние. Пип переезжает в Лондон, начинает новую жизнь, отдаляется от семьи и стыдится родства с верным Джо.

Спустя несколько лет Пип выясняет, что источником его богатства был беглый каторжник, которому он когда-то помог. Каторжника арестовывают, и Пип остаётся без гроша. Эстелла решает выйти замуж за злейшего врага Пипа, но ее семейная жизнь складывается нелучшим образом.

Пип возвращается к Джо и решает зажить честным трудом. Несколько лет спустя он встречает овдовевшую Эстеллу, и они уходят прочь, взявшись за руки.

Пример 2

Для большей наглядности и понимания, что же все-таки из себя представляет синопсис и как его написать, ниже приведен сюжет повести “Газетная история” Александра Бажанова:

Действие повести происходит в 1982 году в вымышленном городе Инсарске, своеобразном символе российской провинции. Ответственный секретарь газеты Николай Лыкин обнаруживает в своем почтовом ящике газету «Инсарския вести», приходящую из будущего. 

В газете описывается то, что будет в городе 20 лет спустя. Он с удивлением узнает, что через 20 лет выяснится, что Оксана Дятлова, любовница главного редактора газеты, являлось осведомительницей КГБ, первый секретарь обкома комсомола выступит с разоблачением советского строя и т.п.

Газета из будущего случайно оказывается в руках у Оксаны Дятловой, которая читает ее и затем передает главному редактору Марковину. Обрывок газеты благодаря местному диссиденту оказывается в руках ЦРУ. 

В Инсарск отправляется агент ЦРУ Джон Джонсон, чтобы узнать, откуда приходит газета. Из газеты Лыкин узнает, что его любовница Иринушка погибнет в автокатастрофе в Крыму и пытается предотвратить ее отъезд.

Финал: проходит 20 лет. Все происходит так, как и было написано в газете, за исключение того, что сын Лыкина не умирает, как было предсказано.

Пример 3

Для сравнения два синопсиса на “Красную Шапочку”. Первый — пример того, как писать НЕ НАДО. Второй — пример НЕПЛОХОГО синопсиса.

Первый синопсис – как писать НЕ НАДО:

Красная Шапочка жила в избушке с женщиной средних лет, печальной, но доброй вдовой. То была ее мать. И однажды девочка пошла в лес. Лес был огромный (не меньше 100 га), темный-темный. Но Красная Шапочка шла. И пришла она к Бабушке.

А там Волк. Этот Волк ей загадки загадал. А до этого Волк еще к ней в лесу приставал, а потом съел Бабушку и внучку. В смысле Шапочку. А тут охотники! А о том, что случилось дальше, уважаемый редактор, Вы узнаете, когда прочтете мое произведение до конца. Как прочитаете — ахните! Я уже готовлю продолжение — называется “Синяя Тапочка”.

Второй синопсис – пример НЕПЛОХОГО синопсиса:

“Красная Шапочка”. Направление — мистический триллер.

Главная героиня — не по годам развитая девочка Красная Шапочка, лидер сельского клуба по изучению паронормальных явлений. Она отправляется к одержимой демонами Бабушке, чтобы произвести обряд экзорцизма. Путь Шапочки лежит через лес, о котором среди ее односельчан ходят нехорошие слухи. Говорят, там пропадают люди. Поговаривают об оборотнях и о серийных маньяках.

В лесу она встречает странного Волка, глаза которого излучают яркий зеленый свет. Волк говорит по-человечески, утверждает, что он вегетарианец и предлагает девочке пойти с ним в глубь леса “полакомиться морковкой”. 

С помощью заклинания оберега, Шапочке удается уйти из под чар обольстителя. Волк отступает в чащу. Девочка добирается до дома Бабушки. Шапочка видит, что болезнь исказила лицо и голос старухи, которая лежит на кровати, закутавшись почти с головой в одеяло. Больная обманом уговаривает внучку подвинуться к ней ближе и неожиданно набрасывается на девочку, обнажая волчьи клыки.

Шум в доме Бабушки привлекает проходящих мимо Охотников. Они врываются в дом, и убивают огромного Волка с женским чепчиком на голове. В его распоротом брюхе Охотники обнаруживают два тела. 

В одном из них — девичьем, еще теплится жизнь. Шапочку увозят в больницу. При выписке врач замечает странности в поведении пациентки — ее голос стал грубее, а глаза излучают зеленый свет.

Таким образом, синопсис – это краткое изложение содержания книги, которое в обязательном порядке отправляется вместе с основным текстом в издательство. Синопсис очень важен, потому что ведущий редактор, к которому попадает ваше письмо, по сути, только его и читает.

Источники:

  • Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. А. С. Кузнецов. Первое издание: СПб.: Норинт, 1998;
  • Зализняк А. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение — М.: Русский язык, 1980;
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

двенадцать − 2 =