СТИМПАНК как литературный жанр

Стимпанк – направление научной фантастики, основанное на технологии и декоративно-прикладном искусстве, вдохновлённое паровой энергией конца XIX век.

СТИМПАНК как литературный жанр

Термин пришел к нам из английского языка «steam punk», что означает буквально «пар панк», поэтому данное направление еще называют паропанком.

Возникновение течения

Изначально это литературное течение возникло в 1980‑х годов как противовес киберпанка, но в итоге стало его самой известной производной. Постепенно литературное течение выросло в стиль искусства, культурное движение и даже субкультуру.

Стимпанк подразумевает альтернативный вариант развития человечества, в совершенстве освоившего механику и технологии паровых машин, с выраженной общей стилизацией под эпоху викторианской Англии. В этом проявляется связь стимпанка и ретрофутуризма.

Возможно также и наличие в произведениях стимпанка элементов фэнтези, альтернативной истории, ужасов, фантастики, детектива.

Хотя многие работы, которые в настоящее время принято считать образцами жанра стимпанк, были опубликованы ещё в 1960‑е и 1970‑е годы, сам термин стимпанк появился намного позже: он был придуман писателем Кевином Джетером как ироничный вариант слова «киберпанк» и введён в обиход в апреле 1987 года.

Классические вселенные стимпанка стилизуются авторами под Америку или Европу (прежде всего Англию) второй половины 19 века, эпоху раннего капитализма с характерным фабрично-городским пейзажем и резким социальным расслоением.

И неважно, что действие может разворачиваться в далеком будущем или на другой планете. Стимпанк возник как литературный жанр, но популярность обрел во многом благодаря комиксам, ролевым играм, телесериалам и аниме.

Признаки стимпанка

У стимпанка есть характерные черты, признаки и «фишки», которые отличают его от других фантастических направлений.

  • Перво-наперво — внешний стиль и атмосфера. Стимпанк — это Конан Дойль и Диккенс в мире паровых машин. Джентльмены в цилиндрах и дамы в кринолинах беспечно фланируют в паромобилях по брусчатым мостовым, которые освещены газовыми рожками.

А рядом — изможденные фабричные рабочие, обитающие в гнилых трущобах и вынужденные вкалывать по 20 часов в сутки, чтобы заработать на кусок хлеба. Отсюда типичные черты раннего паропанка — подчеркнутая антиутопичность с элементами нуара и готики.

  • Характерный признак стимпанка — паровые технологии. Средства передвижения: дирижабль, паровоз, пароход, паробус, паромобиль, паролет — все сделано из листового металла с огромными заклепками, подчеркнуто неуклюжими рычагами и приборами управления с обилием циферблатов.

Механизмы покрыты маслом и сажей, извергают дым, пар, искры, они грохочут, лязгают, свистят, а при перегреве — взрываются. Оружие: громоздкие револьверы Лефоше, массивные автоматы Томпсона и пулеметы Гатлинга, чудовищные дредноуты, артиллерийские орудия и бомбы. Информационные технологии: телеграф, пневмопочта, старомодные телефоны.

Это не значит, что в стимпанке отсутствуют точные, компактные устройства. В роли своеобразной «микроэлектроники» выступают различные механические устройства — пружины, комбинации шестеренок, валики, барабаны, цепи, гирьки.

  • Действие стимпанковских приборов также может быть основано на сложных химических реакциях или даже электроэнергии (только тогда, когда она не применяется в двигателях, иначе это будет уже не стимпанк) — например, знаменитые устройства Теслы.
  • В стимпанке возможен даже искусственный интеллект — продвинутые вычислительные машины Чарльза Бэббиджа («дифференциальный вычислитель», или «разностная машина»). Тот же Бэббидж спроектировал механический принтер (набивавший результат вычислений разностной машины на перфокарты) и пытался разработать универсальную «аналитическую машину» — по сути, обычный компьютер, только механический.
  • Типичные персонажи стимпанка — пришельцы из викторианской эпохи, точнее, современного представления о ней. Безумные ученые и инженеры, как Виктор Франкенштейн и Робур-Завоеватель…

Гениальные преступники и чудовищные маньяки, подобные профессору Мориарти и Джеку-Потрошителю… Бесстрашные путешественники и первопроходцы вроде Филеаса Фогга и Алана Куотермейна… Хитроумные сыщики — Шерлок Холмс, Нат Пинкертон…

Бескомпромиссные борцы за свободу, похожие на капитана Немо… Растленные аристократы и светские хлыщи, срисованные с Дориана Грея или Джорджа Браммела… Шпионы, пролетарии, алчные капиталисты, проститутки, добропорядочные обыватели-буржуа, мальчишки-беспризорники и многие другие знаковые персонажи жизни и литературы того времени.

Классификация стимпанка

Редактор раздела о литературе в журнале «Мир фантастики» Борис Невский выделяет две разновидности стимпанка:

  • Альтернативно-исторический стимпанк, действие которого происходит в условно «нашем» мире, но пошедшем по иному пути развития. Как правило, такой стимпанк близок к научной фантастике.
  • Фэнтезийный стимпанк, действие которого происходит в полностью вымышленном мире, где действуют иные законы, а с ретро-техникой может сосуществовать волшебство.

Джефф Ванденмеер (англ.) выделяет 7 поджанров стимпанка:

  1. Бойлерпанк (англ. Boil­er­punk): ответ рабочего класса на аристократический стимпанк. Основан на использовании лопаты, угля и пара.
  2. Клокпанк (англ. clock­punk — clock — «часы»): вместо силы пара используются заводные механизмы.
  3. Дизельпанк.
  4. Романтизм газовых фонарей (англ. Gaslight Romance): поджанр стимпанка с уклоном в альтернативную историю и романтизацию Викторианской эпохи.
  5. Маннерпанк (англ. Man­ner­punk): поджанр стимпанка, где рассматривается сложная социальная иерархия между персонажами, часто в контексте бесконечных танцев и вечеринок.
  6. Бластерная готика (англ. Ray­gun Goth­ic ): ретрофутуризм на основе Ар-деко и современных стилей. Термин придуман Уильямом Гибсоном.
  7. Ститчпанк: поджанр стимпанка, где главными действующими лицами являются живые куклы (например, мультфильм «9»).

Жанр в целом не фиксирован в своём развитии, и в нём постоянно появляются новые поджанры. Благодаря активной популяризации идей стимпанка представленный выше список поджанров постоянно пополняется новыми вариантами. Во многих из них можно обнаружить черты не только стимпанка, но и других производных киберпанка.

Какие стимпанк книги прочитать

Стимпанк — это действительно интересный и захватывающий жанр, позволяющий окунуться в альтернативный мир и взглянуть на его развитие с абсолютно другой стороны.

  • Костотряс (Чери Прист) — 2009 год.
  • Франкенштейн (Мэри Шелли) — 1818 год.
  • Homuncu­lus (Джеймс Блейлок) — 1986 год.
  • Левиафан (Скотт Вестерфельд) — 2009 год.
  • Смертные машины (Филип Рив) — 2001 год.
  • Вокзал потерянных снов (Чайна Мьевиль) — 2000
  • The Anu­bis Gates (Тим Пауэрс) — 1983 год.
  • Алмазный век (Нил Стивенсон) — 1995 год.
  • Машина различий (Брюс Стерлинг и Уильям Гибсон) — 1990 год.
  • Странная история доктора Джекила и мистера Хайда (Роберт Льюис Стивенсон) — 1886 год.
  • Машина времени (Герберт Джордж Уэллс) — 1895 год.
  • Двадцать тысяч лье под водой (Жюль Верн) — 1870 год.

К стимпанку часто относят произведения, в которых паровых технологий нет вовсе. Внимание авторов акцентируется на атмосфере, внешнем антураже, подчеркнутой эстетике викторианской эпохи и нео-готики — таков «атмосферный стимпанк».

Фильмы «Молодой Шерлок Холмс» и «Город потерянных детей», романы «Машина лорда Кельвина» Джеймса Блейлока и «Вервольф в Лондоне» Брайана Стейблфорда — всё это примеры атмосферного стимпанка.

У. Гибсон, Б. Стерлинг «Машина различий» анализ

«Программная книга» стимпанка. Двое знаменитых авторов сочинили роман об альтернативной Англии XIX века, используя приёмы придуманного ими ранее киберпанка. Мастерски показан мир, который возник после того, как была создана «машина различий» Чарльза Бэббиджа — своеобразная версия компьютера.

«Машина различий» – это символ, краеугольный камень, знамя стимпанка, особого направления в фантастике, в котором описывается альтернативная история мира, где электричество и нефтепродукты не нашли широкого применения.

Какой бы год (или век) не фигурировал в конкретной книге стимпанка, ее антураж все равно будет викторианский (или аналог викторианского для конкретной страны — эпоха Франца-Иосифа в Австро-Венгрии, Наполеона III во Франции, Фандорина, пардон, Николая I в Российской империи).

По улицам движутся паровые автомобили, воздух забит дирижаблями, горят газовые фонари, стучит паровой телеграф, работают шестереночные компьютеры-гиганты, мир преклоняется перед стальными монстрами вроде гигантских пушек или шагающих танков.

Это мир Шерлока Холмса, профессора Челленджера, географа Паганеля, чиновника по особым поручениям Фандорина. Хохочут проститутки, отбиваются тростями от нападений бандитов бесстрашные кавалеры, гениальные ученые-маньяки готовят миру погибель, жадные капиталисты льют и льют пушки, суфражистки обливают кислотой клубы джентльменов, социалисты прячут за пазухой бомбы.

От книги стимпанка сложно ждать реализма или логичного сюжета — это мир иллогичный, иррациональный, романтический, с надрывом. Мир кринолина, цилиндров и перфокарт. Если здесь убивают, то убивают на крысиных бегах. И убивают не за что-нибудь, а за открытие бронтозавра.

“Машина различий” — не просто типичный представитель жанра, это флагман всего направления, стимпанк в чистейшем, рафинированном виде. Ее сюжет не критикует только ленивый. Ее персонажи сплошь люди с надрывом. Но от этого романа и не следует ожидать захватывающего сюжета и глубокого анализа характеров. “Машина различий” — это атмосфера, мир, настроение.

Формально роман повествует о недавшейся попытке нью-йоркских коммунаров захватить Лондон. Несколько трупов, много перестрелок, немало драк, разведка, полиция, премьер-министр и его дочь, революционеры, ученые, политики…

То и дело мелькают имена Байрона, Шелли, Китса, Хьюстона, Веллингтона, Дарвина, Карла Маркса. Где-то идет бесконечная крымская война, Канада и конфедераты отхватили гигантские куски США, в Нью-Йорке коммуна навроде парижской, только победоносная. Некий японец произносит страстную речь о том, что японский язык должен отмереть ради процветания Японии…

Сильная сторона романа — именно в красочных деталях придуманного мира, где информационная революция произошла раньше промышленной. Также стоит отметить высокое литературное мастерство соавторов.

Правда, форма здесь явно преобладает над содержанием — сюжет получился не слишком сильным. Тем не менее роман послужил примером для множества последователей.

Стимпанк в массовой культуре

Родина стимпанка – массовая литература. Образцы жанра были написаны ещё в 60‑е, 70‑е годы, стимпанковскими их назвали постфактум. Гибсон, Далквист, Мьевиль, Стерлинг – список достойных писателей можно продолжать долго.

Как и его гипероним – научная фантастика – стимпанк вышел далеко за рамки литературы. Этот стиль нашел реализацию в большинстве направлений массовой культуры:

  • Кино и мультипликация. Особая эстетика стиманка привлекает режессеров. Снимают как экранизацию классики, так и оригинальные произведения. Лукас и Миядзаки – корифеи жанра.
  • Компьютерные игры. Гейминг подарил стимпанку новый виток популярности. Речь идет о множестве хитов – от старой Final Fan­ta­sy VI до современных BioShock Infi­nite и «Амнезии». Элементы жанра часто применяются в разных фентезийных проектах.
  • Мода. Здесь актуализируется традиция – апелляция к одежде викторианской эпохи в новом переосмыслении. Модные дома представляют интересные фотосессии на данную тему, обыгрывая классические стимпанковские цвета, аксессуары и детали.
  • Современное искусство, дизайн. Даже современные предметы техники, быта стилизуют: для этого используются вентили, рычаги, шестерни. Характерные материалы – кожа, медь, дерево.

Тематические мероприятия с выставками стилизованных предметов быта и чистого искусства, выступлениями актеров и косплееров проводятся сегодня регулярно.

Читайте также: Фанфики – что это простыми словами и причины популярности.

Таким образом, стимпанк — жанр фантастики о мирах, где паровые машины и другие ретро-технологии не исчезли, а достигли высочайшего развития.

Источники:

  • Донован, Искусство (2011). Искусство стимпанка: Необычные устройства и хитроумные приспособления от ведущих художников движения стимпанк. Издательство Fox Chapel Pub­lish­ers. ISBN 978–1‑56523–573‑1.
  • Невинс, Джесс (2005). Энциклопедия фантастической Викторианы. Книги обезьяньего мозга. ISBN 978–1‑932265–15‑6.
  • Першон, Майк (2018). Часто задаваемые вопросы в стиле стимпанк: все, что осталось знать о мире дирижаблей Gog­gles и путешествий во времени. Хэл Леонард. ISBN 978–1617136641.
Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

11 + четыре =