Литературный ТРИЛЛЕР – особенности жанра

Триллер в литературе – это художественное произведение, в котором есть загадка и которое обязательно вызывает у читателя ощущение тревоги или страха. Основным элементом триллера является любой сюжетный ход или художественный прием, который заставляет человека волноваться, испытывать эмоциональное напряжение.

Триллер в литературе

Если давать определение, исходя из семантики, то триллер — это словоформа английского «thrill». Слово можно приблизительно перевести на русский язык как «волнительное состояние».

История в литературе

Древние эпические поэмы, такие как “Эпос о Гильгамеше”, “Одиссея” Гомера и “Махабхарата”, возможно, использовали те же методы повествования, что и современные триллеры. “Три яблока”, сказка из “Тысячи и одной ночи”, представляет собой триллер с множеством поворотов сюжета и элементами детективной фантастики.

В этой истории рыбак обнаруживает тяжелый запертый сундук на берегу реки Тигр и продает его халифу Аббасидов Харуну аль-Рашиду, который затем вскрывает сундук, но обнаруживает внутри мертвое тело молодой женщины, разрезанное на куски. Харун приказывает своему визирю Джафару ибн Яхье раскрыть преступление и найти убийцу в течение трех дней.

Граф Монте-Кристо” (1844) — дерзкий триллер о мести о человеке по имени Эдмон Дантес, которого предали его друзья и отправили томиться в печально известном замке Иф. Его единственный спутник — старик, который учит его всему: от философии до математики и фехтования.

Незадолго до смерти старик открывает Дантесу тайное местонахождение великого сокровища. Вскоре после этого Дантес организует дерзкий побег и использует сокровище, чтобы заново представить себя графом Монте-Кристо. Жаждущий мести, он намеревается наказать тех, кто разрушил его жизнь.

Характерные черты

В отличие от детектива или боевика у триллера нет явных жанровых рамок. Главная задача книг этого жанра — обеспечить максимальное нервное напряжение, связанное с существующей загадкой, которое не отпустит читателя до конца произведения.

Триллером с одинаковым успехом может быть и фантастическое произведение, и шпионский роман, и даже сентиментальная проза.

Хороший триллер должен создавать атмосферу напряженного ожидания и неопределенности, заставлять испытывать близкие к страху и волнению эмоции.

Триллеры, как правило, заставляют зрителей “напрячься”, поскольку сюжет развивается к кульминации. Сокрытие важной информации является общим элементом.

Широко используются литературные приемы, такие как отвлекающие маневры, повороты сюжета, ненадежные рассказчики и кульминации. Триллер часто представляет собой сюжет, основанный на злодеях, в котором они представляют препятствия, которые главный герой должен преодолеть.

Для триллеров в литературе характерны также следующие черты:

  • Напряженное волнение. Короче говоря, если это “волнует”, это триллер. Объединяет все разнообразие триллеров интенсивность эмоций, которые они вызывают, особенно опасения и восторг, волнение и одышка, все это предназначено для создания этого важнейшего ощущения. По определению, если триллер не вызывает волнения, он не выполняет свою работу.
  • Неизвестность. Неизвестность в триллерах часто переплетается с надеждой и тревогой, которые рассматриваются как две эмоции, возникающие в ожидании развязки — надежды на то, что все сложится хорошо для соответствующих персонажей истории, и страха, что они могут не сложиться.
  • Темы. Обычными методами и темами в криминальных и остросюжетных триллерах являются выкупы, пленения, ограбления, месть и похищения. Темы часто включают терроризм, политический заговор, преследование или романтические треугольники, ведущие к убийству.
  • Персонажи могут включать преступников, преследователей, убийц, невинных жертв (часто в бегах), женщин, которым угрожают, психопатов, убийц-гуляк, социопатов, агентов, террористов и многое другое. Главный герой сталкивается с проблемой. Независимо от того, к какому поджанру относится триллер, он будет подчеркивать опасность, с которой сталкивается главный герой.
  • Сюжет и обстановка. Атмосфера угрозы и внезапного насилия, такого как преступление и убийство, характеризуют триллеры. Сюжеты триллеров включают персонажей, которые вступают в конфликт друг с другом или с внешними силами. Напряжение обычно возникает, когда персонаж попадает в опасную ситуацию или ловушку, выбраться из которой кажется невозможным.
  • Действие триллеров происходит в основном в обычных пригородах и городах, хотя иногда они могут происходить полностью или частично в экзотических условиях, таких как зарубежные города, пустыни, полярные регионы или открытое море.

Наиболее распространенные жанры, которые пересекаются с жанром триллера, включают криминальную, ужасную и детективную фантастику.

Элементы триллера

Чтобы произведение вызывало напряжение, в нем обязательно должны быть следующие элементы:

  • Конфликт и нестабильность
  • Эмоциональное вовлечение
  • Протяженность во времени
  • Потеря контроля
  • Неопределенность
  • Прогнозирование последствий.

Для начала герою нужен конфликт, который нарушает равновесие в его повседневной жизни. Это условие создает неустойчивую систему: ситуация может как вернуться к исходной точке, так и породить новое равновесие. Новую реальность для героя.

Если к этому моменту зритель уже подключился к персонажу и его проблемам, то это эмоциональное вовлечение заставляет его прочувствовать конфликтную ситуацию.

Но на первом этапе, читатель все равно испытывает лишь небольшие переживания. Эмоции нарастают постепенно. Чтобы они переродились в настоящую тревогу, нужно время. Чем больше, тем лучше.

Автору в какой-то момент нужно будет подвесить конфликтную ситуацию в неустойчивом равновесии.

Как в классическом примере Альфреда Хичкока: два человека разговаривают, пока под столом у них тикает бомба. Таймер на взрывном устройстве показывает пять минут. И в эти пять минут она точно не взорвется. Ситуация пока уравновешена: люди не знают о бомбе, а она ждет своего часа. И это равновесие длится, и длится, и длится…

В этот момент персонажи никак не контролируют ситуацию. Они не могут ее предотвратить или разрешить. Возможно, они не видят выхода или даже не знаю о том, что проблема есть. А вот читатель, чтобы прочувствовать напряжение, должен заранее знать и о приближающейся беде и о возможных последствиях, к которым она может привести.

Это следующее условие: конфликт должен быть с прогнозируемыми выходами. Причем, как минимум один из них должен быть ужасающим. Если же читатель не сможет заранее предположить, чем все может закончиться, вместо тревоги он испытает любопытство.

Насытив, произведение сценами, отвечающими этим принципам, вы создадите в итоге и получите триллер.

Отличие от детектива и ужастика

Наиболее близким к триллеру жанром считается детектив. Их основное отличие заключается в том, что в триллерах также присутствуют элементы драмы, когда в детективах повествование ведется в неторопливой манере и основывается на интеллектуальном анализе.

Главная цель любого детектива — показать зрителю, кто же на самом деле является убийцей.

В остросюжетных триллерах фокус смещается с интеллекта в сторону эмоций. Зритель может еще с середины фильма знать, кто является убийцей, и просто следить за развитием событий. В триллере нет никаких загадок, что для жанра детективов невозможно.

Фильмы ужасов — это еще один жанр, который очень схож с триллером. Разграничить их сложнее, потому что такой прием, как саспенс, также очень часто используется в ужастиках.

Но в большинстве случаев зритель все же может понять, какой жанр преобладает в конкретной картине. Хотя бы потому, что фильмы ужасов и триллеры имеют разные задачи:

  • хорроры должны пугать;
  • триллеры должны создавать напряжение.

В фильме ужасов убийца чаще всего возникает неожиданно, а зритель видит происходящее глазами жертвы. В триллере режиссер сам показывает убийцу, и остается лишь гадать, сможет ли жертва избежать смерти или нет.

В хорроре злодей крошит всех один за другим, а в триллере момент встречи жертвы и убийцы будет оттягиваться до последнего, что создает атмосферу напряженного ожидания.

Структура произведения

В структуру триллера, помимо классических элементов, диктуемых драматургией (экспозиция, усложнения, сюжетные повороты, кульминация, финал), содержит еще одну обязательную часть.

Мы сейчас говорим о принципе вдоха-выдоха, соблюдение которого для триллеров обязательно.

Нельзя заставлять читателей испытывать одну и ту же эмоцию на протяжении всего произведения. Читатель просто устанет от нее и его мозг захочет переключиться на что-нибудь другое.

Альфред Хичкок говорил, что напряжение ощущается примерно также, как если бы он сделал вдох и задержал дыхание. Невозможно в таком состоянии просидеть в кинотеатре все два часа. Публике нужно обязательно давать моменты для выдоха.

Именно поэтому структура триллера подразумевает чередование напряженных сцен и моментов послабления. И не стоит бояться, что такие эпизоды собьют весь настрой.

Для примера достаточно вспомнить, классическую историю Гоголя «Вий». Не важно, повесть или экранизацию. После каждой долгой напряженной ночи, где было не ясно: выживет герой или нет, наступал день.

В это время Хоме Бруту ничего не угрожало, но и он и зрители/читатели знали, что с наступлением темноты опять придется идти в церковь. А потому хотя это и были моменты выдоха, полностью расслабиться эти эпизоды все равно не позволяли.

Если в финале триллера есть какой-то сюжетный твист, он должен восприниматься зрителями как последний, самый сильный выдох.

ТОП 5 триллеров в литературе

В наши дни существует множество подвидов триллера. К ним, например, относят мистические, драматические, романтические, комедийные, технотриллеры и даже триллеры-выживания. Элементы этого жанра — напряженная атмосфера, запутанный сюжет, опасные для героев ситуации.

5 лучших триллеров в истории литературы, которые держат в напряжении до самого конца:

  1. «Молчание ягнят», Томас Харрис

Книга, которая останется с вами навсегда. Харрису удалось написать удивительную историю, держащую в напряжении до последних страниц. По сюжету молодая специалистка ФБР Кларисса Старлинг ведёт охоту на маньяка, сдирающего кожу со своих жертв.

Но расследование запутывается, и Клариссе приходится обратиться за помощью к другому серийному убийце — психиатру Ганнибалу Лектеру. Они ведут долгие разговоры, девушка рассказывает Ганнибалу о своём прошлом — и между ними возникает странная связь.

Роман был экранизирован режиссёром Джонатаном Демми, а главные роли исполнили Энтони Хопкинс и Джоди Фостер.

  1. «Хирург», Тесс Герритсен

Этот детективный триллер американской писательницы китайского происхождения вышел в 2001 году. Как и в «Снеговике» Несбё, жертвами серийного убийцы тоже становятся женщины. Маньяк проникает в их дома под покровом ночи и жестоко расправляется с ними: проводит «операции» и пытает до смерти.

  1. «Мизери», Стивен Кинг

«Мизери» — удивительный психологический триллер о гранях безумия и одержимости. А ещё, конечно же, это роман о власти и насилии. Герой книги, известный писатель Пол Шелдон, попадает из-за снежной бури в аварию. Его спасает бывшая медсестра Энни Уилкс, оказывающаяся его сумасшедшей поклонницей.

Она отводит Пола к себе домой и оказывает первую помощь. Проходят дни, но выпускать кумира из заточения Уилкс не спешит, пока он не закончит новый роман. И жизнь писателя превращается в ад.

  1. «Исчезнувшая», Гиллиан Флинн

Ещё один хороший триллер, который тоже был экранизирован. Главный герой романа Ник Данн обвиняется в исчезновении жены Эми. Весь город подозревает, что он убил супругу и спрятал тело. Но так ли это на самом деле? Во второй части романа будут все ответы.

Флинн точно описывает не только события, но и мысли, чувства и психологическое состояние героев. Роман вполне можно назвать предупреждением для тех, кто решился на измену.

  1. «Коллекционер», Джон Фаулз

Это история одержимости одного героя — Фердинанда Клегге, коллекционировавшего бабочек и влюблённого в Миранду Грей. Девушка совсем не разделяет его чувств, и однажды Фердинанд решает её украсть, запереть в подвале и дать ей узнать его получше. Он уверен, что тогда Миранда обязательно его полюбит.

Читайте также: Текст – что это и какие признаки: какие бывают тексты.

В СССР триллеры начали снимать в 1970‑х годах. Среди подобных фильмов — картина «Игла» с Виктором Цоем в главной роли и мини-сериал «Мираж», главные герои которого совершают преступление.

Источники:

  • Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 435—437. — 1596 с. — ISBN 5–93264–026‑
  • Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974.
  • Словарь русского языка: В 4‑х т. / РАН, Ин‑т лингвистических исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4‑е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;
  • Толковый словарь русского языка. Т. 3. П – Ряшка / гл. ред.: Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков; под ред. Д. Н. Ушакова. – Москва: Государственное издательство иностранных и национальных слов., 1939.
Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

девятнадцать − четырнадцать =