УТОПИЯ – простое и понятное объяснение

Утопия — жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, который описывает модель идеального, по мнению автора, общественного строя. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели.

Утопия
Русский язык и литература

Простыми словами утопия – это изображение идеального общества, лишенное научного обоснования. Это неосуществимая вымышленная мечта, фантазия автора. Произведение в жанре утопия рисует картины идеального общественного строя в полном отрыве от реальности, от закономерностей в развитии общества.

Как появился термин – этимология слова

Данные термин произошел от древнегреческих слов «οὐ» – «не» и «τόπος» – «место»; по другой версии от слова «ου» — «благо», то есть «благое место».

Название литературного жанра происходит от одноимённого произведения Томаса Мора — «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516 г.), в котором «Утопия» лишь название острова.

Впервые же в значении «модель идеального общества» это слово встречается в книге путешествий английского священника Сэмюэла Перчеса «Паломничество» (Pil­grim­age, 1613). Там же впервые употребляется и прилагательное «утопический» (utopi­an).

Несмотря на столь позднее укрепление этого термина, первой утопией в истории европейской литературы считается модель идеального общества в диалоге Платона «Государство» (он же впервые использует слово Утопия в значении «место, которого нет» в данном трактате (427—347 гг. до н. э.).

Помимо этого, утопические мотивы присутствуют в мифологиях практически всех народов.

На протяжении XIX—XX веков понятие «утопия» постепенно приобретало отрицательную коннотацию и превратилось в обиходное обозначение всех сочинений и трактатов, содержащих нереальные планы радикального переустройства общественных отношений.

В течение XX века была осознана двойственность «утопии» и «утопизма». Лаймен Сарджент описывал её так: «утопия» — это литературный или рациональный проект идеального общества, тогда как «утопизм» — всё разнообразие путей к его построению.

То есть утопизм выражается в написании текстов, проектировании идеальных городов и т. д. То есть социальный утопизм — это тип сознания, возникший на основе особого понимания и применения утопических идей и поисков.

Во второй половине ХХ – начале XXI века утопическая мысль все больше приобретает черты научной фантастики, и на передний план выходят ее разновидности – дистопия и антиутопия (произведения О.Хаксли, К. Воннегут, Р. Бредбери, Р. Шекли и др.).

В последнее время утопия воспринимается больше как осуществимый проект альтернативной реальности, который получил название «практопия».

Признаки утопических произведений

Слово «утопия» обычно употребляется, чтобы показать, что некие предположения или прогнозы звучат слишком красиво, но при этом абсолютно несбыточны.

Практически все произведения, описывающие утопические миры, обладают рядом характерных особенностей:

  • Обычно утопическая действительность существует в строгих временных рамках, у неё нет будущего и прошлого.
  • Все обитатели утопии искренне уверены в справедливости и идеальности мира, в котором они живут. Для всех характерна единая точка зрения, нет выделяющихся персонажей с выраженной индивидуальностью.
  • Общество устроено так, что между людьми не возникает конфликтов.
  • Утопия ограждена от внешнего мира, никто не выезжает и не приезжает. Нередко жители даже не догадываются, что где-то за пределами их государства существуют другие страны.
  • Жизнь в утопическом обществе чётко отлажена, всё предусмотрено и идеально продумано. Ничто не может пойти не по плану.
  • Поскольку мир утопии идеален, в нём невозможна сатира на реальность. Он всегда противопоставляется реальности.

Это типичные признаки, свойственные большинству утопий. Следует учитывать, что в разные времена представления об утопических мирах менялись, отражая социальные, экономические и политические проблемы, актуальные для того периода.

Концепция утопического мира

Концепция мира утопии предполагает идеальное общество, которое подвергается постоянному улучшению, чтобы достичь самого высокого совокупного уровня удовлетворенности для большинства людей. Также предполагается всеобщая свобода и определенный уровень равенства, что и должно стать частью всеобщего блага.

Вот здесь и начинаются проблемы в самой концепции. Как мы знаем, все люди априори разные, и у каждого свое понимание о благе. Из чего следует, что создать общество, в котором все будут одинаково счастливы практически невозможно, учитывая особенности каждого человека.

Идея создания утопического общества по большому счету дело хорошее и благородное. Но обустройство данного счастливого мира порождает целую массу вопросов, на которые нет однозначных ответов.

  • Для какого класса должно быть утопическое общество идеальным? Бедные, богатые, средний класс?
  • Возможно ли сделать его идеальным для всех классов?
  • Каким должно быть совершенное правительство?
  • Как можно сделать совершенными самих людей?
  • Каким должно быть совершенное образование?
  • Что такое идеальный уровень жизни? Как определить достаточный уровень богатства?
  • Какой должен быть контроль за обществом?
  • Что такое свобода в утопическом понимании? Какой должен быть уровень данной свободы?

Как вы поняли, подобных вопросов можно задать огромное множество, но конкретного ответа на них получить не получится.

Существует много различных идей о том, каким может быть утопическое общество. Некоторые полагают, что в экологической утопии люди должны жить в гармонии с природой. Другие полагаются на научный и технологический прогресс, который должен обеспечить счастливое и, в экономическом плане, равномерное существование человечества.

Коммунисты, по своей сути, тоже стремились к определенному виду утопии. Но все мы знаем, что из этого получилось, и как стремление к утопии переросло в определенного рода антиутопию.

Основные виды утопий

За всю мировую историю человечество накопило колоссальное количество разнообразных утопических произведений. Попытки классифицировать утопии по типам предпринимались многими исследователями, но какого-то универсального решения проблемы не существует.

По аспекту ценностного наполнения утопического идеала рассмотрим следующие разновидности:

  • Экономические. Суровые экономические условия XIX века и социальные потрясения из-за бурного развития капитализма побудили некоторых писателей изображать экономически утопические общества.

Одни характеризовались разнообразием социалистических идей: равное распределение благ по потребности, часто при полном упразднении денег; граждане, трудящиеся на общее благо на любимой работе; достаточно свободного времени для развития искусства и науки. Одна из таких утопий описана в книге Эдварда Беллами «Взгляд назад». Другим примером социалистической утопии является книга «Новости из ниоткуда» Уильяма Морриса.

В противоположность им, капиталистические утопии, такие как «Луна — суровая хозяйка» Роберта А. Хайнлайна или «Источник» Айн Рэнд, обычно базируются на правилах реальной рыночной экономики, но ориентированы на индивидуализме и либертарианстве. Книга Эрика Фрэнка Рассела «Великий взрыв» (1963) подробно описывает экономическую и социальную утопию, в которой впервые упоминается идея местных биржевых торговых систем.

  • Политические и исторические. Это утопии, в которых правительство создает общество, стремящееся к совершенству. Как правило, в такого типа утопиях индивидуализм, наоборот, ограничен, так как он противоречит основным целям общества.

Иногда государство или правительство подменяют религиозные и семейные ценности ради «всеобщего блага». Глобальная утопия мира во всем мире часто рассматривается в таких произведениях как один из возможных концов истории.

Джеймс Харрингтон (1611–1677) написал утопию «Содружество Океании», что повлияло на развитие трех американских колоний: Каролины, Пенсильвании и Джорджии. Харрингтон был теоретиком республики, хотя жил в монархическом обществе.

Однако его идеи повлияли на то, что в Новом свете стали образовываться частные колонии. Многие их жители выступали как носители идей независимости от Старого света. Это в конечном счете повлияло на исход Американской революции.

  • Религиозные. Христианские, иудаистские и исламские концепции Эдема и Рая могут быть истолкованы как формы утопизма, особенно в их народно-религиозных формах. Такие религиозные «утопии» часто описывают как «сады наслаждения», подразумевая существование в состоянии блаженства или просветления, свободное от греха, боли, бедности и смерти.

Аналогично индуистская концепция мокши и буддийская концепция нирваны могут рассматриваться как своего рода утопия. Кроме того, на протяжении истории человечества появилось множество реальных религиозных общин, чтобы сохранить добродетели и ценности человечества, которые, по их мнению, были утеряны.

  • Научно-технологические. Такого типа утопии, как правило, посвящены будущему, в котором, как считается, передовая наука и технологии позволят достичь идеальных стандартов жизни: побороть смерть и страдания, изменить биоритмы (не нужно будет спать и есть), сделать размножение искусственным.

Еще один вариант утопии предполагает, что люди просто пользуются технологиями для улучшения условий жизни (как, например, в «Звездном пути»). Формируется некая «экстропия», открытое, развивающееся общество, позволяющее отдельным лицам и группам формировать институты и социальные формы, которые они предпочитают.

  • Экологические. Такое утопическое общество идеально относится к природе. В произведениях усматривается увеличивающийся разрыв между современным западным образом жизни, разрушающим природу, и более традиционным образом жизни до индустриализации. Экотопии могут пропагандировать устойчивое развитие.

Так, в новелле «Исландия» американского автора Остина Таппана Райта (1942 год) рассматривается вымышленный остров в Южном полушарии, жители которого добровольно изолировались от внешнего мира и отказались от индустриализма.

Все, включая представителей высших слоев общества, занимаются какой-то полезной работой, особенно сельским хозяйством. Хотя островная цивилизация примитивна технологически, она намного опережает западную культуру с точки зрения принятия человеческих ценностей.

  • Феминистские. Социалистические и экономические утопии склонны серьезно относиться к «женскому вопросу» и часто предлагают ту или иную форму равенства между полами. Одной из ранних феминистских утопий, изображающих полную независимость от мужчин, является «Херланд» Шарлотты Перкинс Гилман (1915 год).

«Женщина на краю времени» Мардж Пирси изображает равенство между полами. Она отделила женщину от процесса рождения и воспитания ребенка: после появления на свет искусственным путем он растет в палате со сверстниками. Три «матери» на одного ребенка являются нормой, и они выбираются гендерно-нейтральным образом (могут быть и мужчинами) на основе опыта и способностей.

А в «Золотой ведьме» Мэри Джентл дети рождаются гендерно-нейтральными, и пол не имеет никакого отношения к социальным ролям. Напротив, в книге Дорис Лессинг «Браки между зонами три, четыре и пять» (1980) предполагается, что мужские и женские ценности присущи в равной степени обоим полам и не могут быть изменены. Такое создание женских миров позволяет исследовать женскую независимость и свободу от патриархата.

Остров «Утопия» Томаса Мора

Считается, что после Платона значительных утопических произведений не появлялось вплоть до самого Томаса Мора. Он написал произведение под названием «Золотая книга столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Название странноватое, но вполне в духе Ренессанса.

Повествование ведется от имени португальского путешественника Рафаэля Гифлодеуса, который на пять лет попадает на остров Утопия. Он критикует законы и обычаи европейских государств, одновременно восхищаясь идеальными институтами в Утопии.

Они устроены следующим образом:

  • на острове ликвидировали нищету,
  • почти нет законов, так как нет и преступлений;
  • граждане хоть и готовы защищаться в случае необходимости, но в массе своей пацифисты. Для армии набирают наемников из других стран;
  • частной собственности в Утопии нет;
  • каждого жителя стараются обучить ремеслу, которым он может зарабатывать на жизнь;
  • все люди работают только шесть часов в день и не производят бесполезные предметы роскоши;
  • общественные дела решает группа мудрых и образованных представителей, а страной управляет князь, избранный из числа народных кандидатов. Принца избирают пожизненно, но могут отстранить от должности за тиранию;
  • в Утопии распространены все религии, а атеизм не допускается, так как неверующий может совершать плохие поступки.

Книга эта в первой своей части критиковала существующие на тот момент порядки, а во второй описывала идеальную в видении автора картину государственного устройства. Благодаря этой части слово «утопия» впоследствии стало нарицательным.

Примеры утопии в литературе

Сравнивая утопические произведения, написанные в разное время, несложно заметить, как на мысли автора влияет специфика его эпохи. Рассмотрим несколько показательных примеров.

1. «Государство» Платона (370 год до н. э.)

Это произведение написано в виде диалога. Рассказчик беседует с разными персонажами, и это общение позволяет понять общую картину мира. Произведение описывает мир, в котором обязанности четко разделены между тремя сословиями:

  • философы – мудрецы, управляющие государством;
  • стражи – воины, защищающие государство от угроз;
  • кормильцы – производители товаров для жизни, обеспечивающие всех материальными благами.

В «Государстве» Платона нет частной собственности. Все блага являются общими. Общими являются также жёны и дети.

2. «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы (1602)

Данное произведение итальянский философ Томмазо Кампанелла написал, пребывая в тюремном заключении. В его идеальном мире не существует безработицы. Все люди обязаны трудиться, при этом каждый занимается тем делом, для которого имеет талант, а продолжительность рабочего дня составляет 4 часа.

Помимо этого, все люди обязаны заниматься саморазвитием. Кампанелла, как и Платон, отрицает институт брака. В его понимании люди не должны связывать себя какими-либо узами, ограничивая свою свободу. Влюблённые могут создавать союзы при условии взаимного согласия.

При этом существует некая правящая верхушка, подбирающая каждому человеку «рекомендуемого» партнера, с которым можно рожать детей. Во главе государства стоит философ-первосвященник.

3. «Туманность Андромеды» Ивана Ефремова (1956)

В данном произведении описан идеальный коммунизм. Все люди дружелюбны, имеют отличное образование, не тяготятся к богатству и излишествам, обладают крепким здоровьем и живут в среднем до 170 лет.

Материальных ресурсов хватает для того, чтобы обеспечить счастливую жизнь всему населению, поскольку промышленность полностью автоматизирована. При этом у всех граждан планеты одинаковое право голоса, которым они могут воспользоваться, принимая участие в голосованиях по поводу дальнейшего развития планеты и общества.

Антиутопия – всё совсем плохо!

Что касается антиутопии, то тут все наоборот. Это описание общества, где все плохо. То есть вообще. Жанр цветет обычно в те времена, когда наступает эпоха перемен, неопределенности, аномия. В такие периоды усиливаются пессимистические тенденции, и антиутопии становятся этакой обгорелой розочкой на могильный холмик.

Антиутопия (англ. Dystopia) – это полная противоположность утопии. Этим термином обозначают общество, пришедшее в упадок в результате техногенной катастрофы, пандемии, катаклизма или попыток построить утопию.

Впервые термин использовал еще в XIX веке Джон Стюард Милль. В России антиутопии очень популярны, что немудрено. Образцы жанра: “Мы” Е. Замятина, “Москва 2024” В. Войновича, книги А. Рубанова и т.д. Мировые шедевры этого жанра — «Этот прекрасный новый мир» английского писателя О. Хаксли, «1984» опять же англичанина Дж. Оруэлла и т.д.

Антиутопия рассматривает неудачные сценарии развития общества, используя вполне реальные тенденции. К примеру, когда несколько десятилетий назад наметился резкий рост влияния международных корпораций, приобрели популярность произведения, описывающие, как корпорации захватили мир и перекраивают его на свой лад.

Антиутопии затрагивают самые болезненные проблемы современности, гиперболизируют их и показывают худший вариант их развития. Обычно антиутопии отражают актуальные страхи и опасения характерные для конкретной эпохи. Это предупреждение. Кстати, некоторые сценарии весьма даже сбываются…

В чем проблема всех утопий

Утопизм – это явление очень многогранное, тем не менее все утопии объединяет понимание общества как некой скорее механической, чем живой системы, на которую можно воздействовать строгими организационными методами для выстраивания идеальной структуры.

Утопические этические нормы – это свод правил, система идей, направленных на регулирование общества, несущих благо, с точки зрения автора, определенным социальным группам.

Исходя из этого, можно определить и самое слабое место всех утопий – она не приемлет индивидуальность, проявления которой рассматриваются как бунт против организованного общественного устройства. Индивидуальность становится не благом, а трагедией для отдельного человека.

Идея утопии заключается в том, чтобы предложить модель устройства идеального общества. Каждый автор по-своему понимает, что такое утопия и какой она должна быть. Он отражает в ней собственные пожелания, сформировавшиеся под влиянием актуальных проблем.

При этом он стремится показать свой взгляд на идеальное общество, представить улучшенную модель взаимоотношений между людьми, в которой не будет классового неравенства, дискриминации.

Однако важно учитывать одно обстоятельство, противоречащее всем утопиям: человечество постоянно развивается и нуждается в развитии. Утопии же всегда представляют собой некое «законсервированное» состояние, пусть и благополучное, но лишенное возможности развития. Это одно из главных препятствий на пути реализации любой утопии.

Источники:

  • Баталов Э. Я. В мире утопии: Пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах. — М.: Политиздат, 1989. — 319 с. — ISBN 5–250-00726–0;
  • Словарь русского языка: В 4‑х т. / РАН, Ин‑т лингвистических исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4‑е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;
  • Грицанов А. А. Утопия // Новейший философский словарь / Сост. и гл. науч. ред. А. А. Грицанов. — Изд. 3‑е, испр. — Минск: Книжный Дом, 2003. — С. 1073—1074. — 1280 с. — (Мир энциклопедий). — ISBN 985–428-636–3;
  • Черткова Е. Л. Утопизм социальный // Новая философская энциклопедия / Предс. научно-ред. совета: В. С. Стёпин. — М.: Мысль, 2010. — Т. IV. — С. 151—152. — 736 с. — ISBN 978–2‑244–01119‑7;
  • Утопия и утопическое мышление: Антология зарубежной литературы: Пер. с разн. яз. / Сост. В. Чаликова. — М.: Прогресс, 1991. — 405 с. — ISBN 5–01-001592–7.
Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

пять × 5 =