НОВЕЛЛА как литературный жанр

Новелла – это малый жанр повествовательной прозы, то есть эпического рода литературы. Для него характерны остросюжетность, неожиданный финал и отсутствие четкой авторской позиции. Также в новеллах редко бывает более трех действующих лиц.

Новелла

Английское слово «novel­la» происходит от итальянского «novel­la», означающего «новость», то есть кроткий рассказ, связанный с правдивыми (или кажущимися таковыми) фактами. Авторы новелл, как правило, не раскрывают внутренний мир героев и их мотивы.

Характерные особенности

Новелла как литературный жанр начала развиваться в итальянской литературе раннего Возрождения, главным образом Джованни Боккаччо, автора “Декамерона”.

Новеллы, как и короткие рассказы, часто предназначены для чтения за один присест, что создает единый эффект на читателя.

Новелла в целом сохраняет что-то от единства впечатления, которое является отличительной чертой короткого рассказа, но она также содержит более развернутую характеристику и более пышное описание.

  1. Особенность новелл в том, что их длина короче, чем у большинства романов, но длиннее, чем у большинства коротких рассказов.
  2. В новелле обычно меньше конфликтов, чем в романе, но они более сложные, чем в рассказе. У конфликтов также больше времени для развития, чем в коротких рассказах.
  3. Отсутствие описательности. В новеллах почти наверняка вы не найдёте описаний пейзажей, философских рассуждений и рефлексии героев.
  4. Наличие «изюминки», какой-то вещи, объекта, вокруг которых крутится сюжет, и которые несут смысловую нагрузку. Это, например, ворон, золотой жук, чёрный кот в одноимённых новеллах Э. А. По, этрусская ваза П. Мериме, ножка мумии у Т. Готье.

Такие произведения рассказывают небольшие истории, которые развиваются вокруг одного необычного события.

Так, немецкий писатель Иоганн Гёте считал:

«Новелла не что иное, как случившееся неслыханное происшествие».

Новеллы могут быть или не быть разделены на главы (хорошими примерами новелл с главами являются «Скотный двор» Джорджа Оруэлла и «Война миров» Герберта Уэллса), а для разделения разделов часто используется пробел, что реже встречается в коротких рассказах.

Новелла — это рассказ об одном каком-то событии, и на первом месте именно событие, а не герой, и не автор, который выступает как отстранённый рассказчик. Герой в новелле один, реже два-три, и автор не акцентирует внимание на психологической составляющей их характеров и поступков.

Разновидности новелл

Стоит отметить, что новелла в значении чего-то принципиально нового стала не только литературным жанром. Этот термин встречается в музыке, живописи, театре, интерактивном искусстве (играх и аниме). Визуальный вид новеллы сочетает черты кинематографа и литературы.

Словесному же творчеству известны следующие виды новелл:

  • детективная;
  • фантастическая;
  • историческая;
  • бытовая;
  • новелла ужасов.

Новеллистические элементы так щедро «разбросаны» по другим родам и жанрам, что следы их стоит искать в рождественской повести, коротком рассказе, очерке и даже драматургии.

Новеллы в русской литературе

Во второй половине XIX — XX веке жанр новеллы стал популярен в русской литературе. Например, с 1937 по 1944 год Иван Бунин писал сборник о любви «Темные аллеи». Первый одноименный рассказ автор создал по всем канонам классической новеллы.

В ней было лишь два главных героя и один второстепенный, а все действия сводились к одному событию — случайной встрече возлюбленных спустя 30 лет после расставания. И, как принято в новеллах, история трагической любви завершилась весьма неожиданным образом.

Литературоведы считают, что на русской почве новелла не прижилась, несмотря на её популярность в Западной Европе в XIX веке. Почему? Ну, не могут русские писатели без рефлексирования, философствования и нравоучений.

Их привлекает не столько остросюжетность, сколько психологизм, нравственные терзания героев, проблемы внутреннего кризиса. Особенно это касается малых форм, где объём не позволяет разбрасываться и надо выбрать что-то одно: либо закрученный сюжет с неожиданной развязкой, либо нравственные переживания и рефлексию персонажа.

Русские писатели, которых мы относим к классикам, чаще выбирают второе, тогда на сюжет уже места не остаётся.

Однако западная мода на новеллы коснулась и русской литературы, и рассказы, близкие по характеру к классическим новеллам, встречаются и у русских классиков. Например, это некоторые рассказы А. П. Чехова и Н. В. Гоголя («Страшная месть»).

Больше произведений этого жанра встречается в литературе писателей Серебряного века. Кстати, сейчас многие из них широкой публике почти неизвестны, например, М. А. Кузмин, С. А. Ауслендер, Б. А. Садовский и др.

Познакомиться с русской новеллой и с незнакомыми ранее именами можно в сборнике «Новелла Серебряного века», составленном Татьяной Берегулевой-Дмитриевой. Кстати, и заодно подумать над тем, как много авторов прошлого, оказались забыты. И не делать обобщений о характере литературы прошлого только на основе произведений всем известных писателей.

Но писали новеллы и знакомые нам авторы, такие как А. Грин («Создание Аспера», «Состязание в Лиссе»), А. Куприн («Палач», «Скрипка Паганини»).

Но удержаться от психологизма и философствования, поставив на первое место сюжет, для отечественных писателей всё же сложно. Поэтому, да, новелла на русской почве не прижилась.

Как написать новеллу?

Короткое произведение написать гораздо сложнее, чем длинное. И это связано с тем, что высказать законченную мысль и построить сюжет в нескольких предложениях тяжело. А ведь это наиболее популярный жанр прозаических произведений среди молодых писателей.

Для создания шедевра необходимо понимание того, как строится новелла: что такое однолинейный сюжет, как достичь неожиданной развязки, чем удивить читателя.

  • В первую очередь, необходимо решить, какую историю вы хотите рассказать. Если она произошла с вашими знакомыми, расспросите очевидцев обо всех подробностях. Если сюжет родился в вашей голове, попробуйте «прожить» его, отправившись в те места и к тем людям, о которых собираетесь писать.
  • Скажем, задумав новеллу о библиотекаре, украдкой переписывающем забытые произведения и выдающем их за свои, посетите читальный зал, понаблюдайте за его работниками, найдите своего «героя». Попробуйте разговориться с ним, запомните мелочи, касающиеся его облика, поведения, отдельные слова и выражения.
  • Далее нужно возбудить читательское любопытство. Найдите деталь, выпадающую из привычного ряда. Например, горящий жаждой признания взгляд, случайно пойманный во время беседы.
  • Подумайте, какой набор обстоятельств позволит раскрыть интригу. Скажем, наш библиотекарь выкладывает на выставочный стол журнал, в котором опубликована «его» повесть.
  • Затем напишите краткую предысторию. Когда, при каких обстоятельствах у библиотекаря зародилась мечта о славе? Успешно ли он писал школьные сочинения? Почему выдаёт чужое за своё?
  • Концовка новеллы должна удивлять. Придумайте неожиданный выход из положения. Рассказчик решает разоблачить плагиатора и приходит с этим намерением в читальный зал, а там… Пусть завершение будет непредсказуемым до смешного.

Главное, удивляйте! Новелла не допускает стандартных ходов.

Читайте также: Нарратив – определение простыми словами на примерах. 

Таким образом, такой литературный жанр, как новелла пользуется популярностью далеко не у каждого писателя. Некоторым просто трудно изложить свои мысли в краткой форме. Но читателям нравятся небольшие поучительные или развлекательные истории, ведь на них нужно потратить меньше времени, чем на полноценную книгу.

Источники:

  • Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 435—437. — 1596 с. — ISBN 5–93264-026‑X;
  • Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974. — С. 172. — 509 с.
  • Словарь русского языка: В 4‑х т. / РАН, Ин‑т лингвистических исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4‑е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999.
Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

4 × 1 =