ПОВЕСТЬ – русский жанр литературы

Повесть – это эпическое прозаическое произведение. Как самостоятельный жанр она появилась только в начале XIX века, а до этого повестью называли любой рассказ о жизненных и исторических событиях.

Повесть

В современной литературе этим термином обозначают среднюю форму эпической прозы в отличие от обширной (роман) и малой (новелла, рассказы). Сегодня жанр повести остается ведущим наряду с романом и рассказом.

Краткая история жанра

В Древней Руси «повесть» означала любое повествование, особенно прозаическое, в отличие от поэтического. Старинное значение термина — «весть о каком-то событии» — указывает на то, что этот жанр вобрал в себя устные рассказы, события, которые лично видел или о которых слышал рассказчик.

В самостоятельный вид эпоса повесть отмежевалась только в начале XIX в. В русской литературе повестью называли любой объективизированный рассказ о жизненных и исторических событиях, он был близок к летописи («Повесть временных лет»), апокрифам («Повесть о Варлааме и Иоасафе»). Для сравнения (в западной традиции) – «Роман о Лисе», «Роман о розе».

Важным источником старорусских «повестей» являются летописи («Повесть временных лет» и др.). 

В древнерусской литературе «повестью» называли всякое повествование о каких-либо действительных событиях («Повесть о нашествии Батыя на Рязань», «Повесть о Калкской битве», «Повесть о Петре и Февронии Муромских» и др.), чья достоверность и актуальная значимость не вызывали сомнения у современников.

В России первой трети XIX века термин «повесть» соответствовал тому, что теперь называют «рассказ».

Понятия рассказа или новеллы в то время не знали, а термином «повесть» обозначали всё, что не дотягивало по объёму до романа. Повестью называли в том числе и короткое повествование об одном происшествии, иногда анекдотическом («Коляска» Гоголя, «Выстрел» Пушкина).

Виды повестей с примерами

В древнерусской литературе выделялись воинская, историческая, бытовая повесть.

Современные литературоведы называют следующие разновидности:

  • сентиментальная (Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»);
  • романтическая (А.А.Бестужев-Марлинский «Роман и Ольга»);
  • реалистическая (А.С.Пушкин «Станционный смотритель», Л.Н.Толстой «Смерть Ивана Ильича»);
  • фантастическая (Н.В.Гоголь «Вий», повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце»);
  • сатирическая (повесть Н.В.Гоголя «Шинель»);
  • приключенческая (повести А.Н.Рыбакова, А.Грина);
  • детективная;
  • сказочная.

Иногда повесть используется как вставной элемент в структуре более сложного произведения. Например, в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» «спрятана» «Повесть о капитане Копейкине».

Она помогает раскрыть характер главного героя поэмы, поразмыслить над социальной проблематикой. Если же рассказать историю о Копейкине отдельно, получится самостоятельное и полноценное произведение.

Характерные особенности

Повесть характеризуется однолинейным сюжетом, а по широте охвата жизненных явлений и глубиной их раскрытия занимает промежуточное место между романом и рассказом.

Она схожа с романом подходами к изображению событий и раскрытием характеров действующих лиц, но повесть охватывает меньше круг проблем, чем роман, более короткий период жизни главного героя и т.д.

От рассказа, кроме объема, она отличается более развернутым сюжетом, большим количеством персонажей, более полной их характеристикой, наличием различных описаний и т.д.

Иногда одно и то же произведение сам автор характеризует в различных жанровых категориях. Так, Тургенев сначала называл «Рудина» повестью, а затем — романом.

Названия повестей часто связаны с образом главного героя («Бедная Лиза» Н. М. Карамзина, «Рене» Р. Шатобриана, «Неточка Незванова» Ф. М. Достоевского и др) или с ключевым элементом сюжета («Собака Баскервилей» А.Конан-Дойла, «Степь» А. П. Чехова, «Уездное» Е. И. Замятина).

Жанровые признаки повести

Как же отличить повесть от других видов словесного искусства? Попробуем разобраться.

  • Первое, на что надо обратить внимание – это объём произведения. В рассказе, как правило, несколько десятков страниц, а в повести – от ста.
  • Второе — это склонность к хроникальному изображению событий.
  • Третье – сюжетные линии. В отличие от романа, в повести обычно не более трёх главных героев. Сюжетные коллизии (это что?) разворачиваются между ними, а остальные персонажи играют вспомогательные роли. Поэтому принято выделять в повести ярко выраженный центральный сюжет, а не несколько параллельно развивающихся событийных цепочек, как в романе.
  • Четвёртое — время и пространство. В сказочных и фантастических повестях запретов на временные и пространственные путешествия нет, а вот реалистическая повесть обычно описывает события, произошедшие в пределах десятилетия в одном месте (редко – в двух-трёх населённых пунктах).
  • Повесть не анализирует судьбы поколений, столкновения семейных кланов, смену исторических эпох. Её масштаб более скромен, но при этом подробен. В то же время, она не так внимательно изображает мельчайшие детали, как это делает рассказ.

Если перечислить произведения отечественной литературы, созданные в этом жанре, можно найти среди них и «Повести Белкина» А.С.Пушкина, каждая из которых по напряжённости и сжатости сюжета напоминает скорее рассказ или новеллу, и «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого, тяготеющую к роману.

Зарубежные «повести»

Любопытно, что аналоги жанра повести есть за рубежом, но его название не прижилось ни в европейской, ни в восточной традиции. В зарубежной литературе существуют следующие термины:

  • tale (англ.) – история, короткое или среднее по длине произведение повествовательного характера с такими подвидами, как fairy­tale (сказка), his­to­ry, short novell;
  • con­te (франц.) – сжатое изложение занимательных событий в прозе (что это?) или стихах (в этом значении воспринял жанр повести юный Пушкин, с детства знакомый с лучшими образцами французской изящной словесности);
  • моногатари (яп.) – «рассказ о вещах», повествование (что это?) с историческим, любовным или фантастическим сюжетом.

В латинском мире были распространены философские притчи, предшественницы романа. Позже появились средневековые фаблио – короткие истории, близкие к житейским побасёнкам. Они стали «прабабушками» итальянской и французской новеллы, главной особенностью которой считалась острота и новизна сюжета.

Почему исчезает повесть

Теперь подходим к основному вопросу, вынесенному в заголовок статьи. На самом деле повесть не исчезла из литературного пространства, она просто видоизменилась, увеличилась в размерах и выдаёт себя за роман.

В настоящее время множество произведений современных писателей ни по эпичности, ни по многоплановости до полноценного романа недотягивают. С сюжетными линиями так вообще напряженно – и герой один, и сюжет линейный.

Но по объёму такое произведение ближе к роману, потому что повести публиковать невыгодно. И это вторая причина снижения популярности подобного формата. В прошлом, в том числе и в XX веке, подготовка текста к печати была трудоёмкой, поэтому и дорогой.

Это и редактура с корректурой, которые делались в распечатанном варианте – бумажных листах. Потом всё это еще раз перепечатывалось, версталось, набиралось на специальных гранках. Это было дорогое удовольствие, но чем меньше книга по объёму, тем дешевле.

Сейчас же предварительная работа упростилась и стала менее дорогой. Теперь основная стоимость книги связана с бумагой и обложкой. Поэтому себестоимость повести немногим меньше, чем романа, а по той же цене маленькую книжку не продашь – покупатель будет недоволен.

Да и гонорар сейчас фиксированный, а не за количество строк или страниц как раньше. Вот и получается, что публикуют романы и иногда рассказы в сборниках. А повесть и для сборника не слишком удобна из-за большего объёма, и как отдельная книга невыгодна.

Возможно, на снижение популярности повлияла и ориентация на западную литературу, которая в какой-то момент стала образцом.  И все же повести ещё живы, их издают, правда, только в детских издательствах или в детско-подростковых редакциях.

Анализ Повести о Горе-Злочастии 9 класс

«Повесть о Горе-Злочастии» — древнерусское произведение, автор которого остался неизвестен.  До 1856 года никто о ней даже не слышал. Повесть была случайно найдена академиком А.Н. Пыпиным, когда он изучал рукописи М.Н. Погодина, который собирал народные предания и не только.

Произведение было датировано 17 веком. В нем оказалось много новых и непривычных для древнерусской литературы черт: герой без имени, народный стих и язык, особое отношение к моральным ценностям и духовному выбору человека.

Начинается произведения с библейского сюжета, а именно, с грехопадения Адама и Евы. Тем самым автор вписывает свою историю в общемировую в религиозном плане. Затем сравнивает Господа, который, разгневавшись на людей, все же указал им путь к спасению, с родителями, которые, воспитывая своих детей, наказывают их.

В 17 веке были широко распространены небольшие поучительные повествования. Именно к этой разновидности древнерусской литературы относится «Повесть о Горе-Злочастии» (краткое содержание служит тому доказательством).

Впервые эти бытовые повести отошли от средневековых условностей в изображении людей и событий. В них особое внимание стали уделять отдельной личности, появились признаки психологизма в изображении героев.

«Повесть о Горе-Злочастии» пронизано фольклорными образами и символикой. Сам автор постоянно прибегает к приемам народно-песенного языка, использует фольклорные эпитеты и повторы: «сыра земля», «удаль молодецкая» и т.д.

Однако «Повесть…» имеет и новаторские элементы для литературы 17 века. Например, автор проявляет сочувствие к своему герою. Тем не менее, в произведении нет четкого бытописания, нет конкретного указания места действия и географических названий, не обозначено и время. Даже герой остается безымянным.

«Повесть о Горе-Злочастии» изобилует изображением жизни людей, что рисует полноценный бытовой фон, на котором разворачивают действия. Так, ценности мира «Повести…» становятся ясны из поучений родителей молодца, практической смекалки торгового люда, морально-нравственных наставлений «добрых людей» и их бытовых советов.

Несмотря на то, что все это создает картину моральных ценностей русского народа и его быта, в тексте нет никакого намека на историческую конкретность описываемых событий. Читателю не дается ни одной подсказки, чтобы понять, в какое время разворачивается сюжет.

Картины быта дополняются некоторыми этнографическими деталями, хотя и не очень многочисленными: «кабацкий двор», описание «честного пира». Также называются предметы одежды: «чиры» (обувь), «гунка кабацкая», «лапотки», «дорогие порты».

Окружающий мир, однако, изображается с использованием исключительно фольклорных элементов: «чужая страна» без географических названий, «град», «изба», «высокий терем» и т.д.

В первую очередь поучительная история «Повесть о Горе-Злочастии». Горе явилось в произведении той самой силой, что наказывает человека за неправедные поступки, склоняя его к еще более худшим деяниям.

В самом этом образе воплотилось народное понимание горя. В фольклоре судьба человека часто предстает именно в этом образе. То есть по своей сути оно содержит в себе воспитательную функцию.

Кроме того, в народных песнях Горю приписывают даже богатырские черты (например, голос), что указывает на исполнение им и защитной функции. Можно сказать, что Горе предстает защитником души человеческой.

Так, Горе-Злочастие вынуждает молодца уйти в монастырь, отказавшись от мирской жизни. Однако, чтобы получить избавление от страданий, необходимо пройти определенное испытание – не поддаться уговорам Горя и не начать творить еще худшие деяния.

Главный герой «Повести о Горе-Злочастии» — молодец, не имеющий имени, что говорит о типичности персонажа. Он не уникален в своем роде — подобных ему людей в народе множество. Из повествования становится ясно, что это раздвоенный персонаж, склоняющийся то к добрым деяниям, то к дурным. Однако сам автор склонен сочувствовать своему персонажу, несмотря на его грехи.

Герой «Повести о Горе-Злочастии» наделен богатым внутренним миром, он находится на перепутье. Читатель видит его внутренний мир и душевные терзания.

Высокохудожественно изображено отчаяние молодца, когда Горе довело его до голода и нищеты. Однако небольшие проступки героя, за которые он несет столь серьезное наказание, вынуждают читателя сочувствовать ему.

Так, жанр бытовой повести, к которому и относится это произведение, оказал большое влияние на развитие всей русской литературы, благодаря отказу от канонических традиций и включению в повествование новых элементов.

Таким образом, в современном литературоведении повесть – это прозаический жанр, по объёму и содержанию превышающий рассказ, но уступающий роману.

Источники:

  • Белинский В. Г. О рус­ской по­вес­ти и по­вес­тях г. Го­го­ля // Бе­линский­ В. Г. Полн. собр. соч. Т. 1. М., 1953.
  • Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 435—437. — 1596 с. — ISBN 5–93264-026‑X;
  • Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974. — С. 172.
  • Тамарченко Н. Д. Русская повесть Серебряного века: (Проблемы поэтики, сюжета и жанра). М., 2007.
  • Чичерин А. В. Очерки по истории русского литературного стиля: повествовательная проза и лирика. М., 1985.
Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

семь − четыре =