Что такое СТИХОТВОРЕНИЕ? – всё намного сложнее!

Стихотворение – относительно небольшое художественное произведение, написанное ритмически организованными, обычно рифмованными (но не всегда), строками. Написанное стихами литературное произведение небольшого объема, преимущественная форма лирики. Также стихом называют отдельную стихотворную строку.

Стихотворение что это

Сам термин стих произошел древнегреческого «ὁ στίχος» и означает «ряд, строй». Понятие восходит к античному метрическому и силлабо-метрическому стихосложению. В этих системах, основанных на оппозиции долготы-краткости гласных, последовательность долгих и коротких слогов сама по себе создавала ритмический образец.

Характерные особенности стихотворений

Стихотворение – это небольшое литературное произведение, написанное по законам стихосложения, жанр поэтической речи.

Его главные отличительные особенности – ритм и рифма, но существуют и нерифмованные стихи (такой стих называют белым).

Что же касается ритма, то и он может отсчитываться по-разному, в зависимости от того, какая выбрана система стихосложения:

  • тоническая;
  • силлабическая;
  • силлабо-тоническая.

Тоническое стихосложение основано на количестве ударений (тонов). Оно было особенно распространено в античной Греции и Риме.

Силлабическая система, основанная на чередовании строк с одинаковым количеством слогов, зародилась в средневековой Европе, обрела популярность в Польше и других восточно-славянских литературах, а затем перекочевала в Россию через переводные сочинения Симеона Полоцкого.

Современная система стихосложения – это силлабо-тоника, то есть подсчёт и ударений, и слогов, а проще говоря, ударных слогов.

Признаки стихотворения

Помимо двух основных признаков, названных выше (наличия ритма и рифмы) стихотворение можно отличить от других литературных жанров по следующим приметам:

  1. Наличие лирического сюжета. Лирический сюжет необязательно сводится к цепи событий, действий: это может быть анализ ощущений и вывод, либо метафора, которые за этим следуют. Например, поэт любуется цветами после дождя и, как английский стихотворец У.Блейк, замечает «небо в чашечке цветка».
  2. Присутствие авторской модальности (авторского видения, авторской личности). Даже если текст написан не от первого лица, стихотворение содержит оценку происходящего. Иногда способ создания образа, угол художественного зрения дают представление о своём создателе. Так, например, ахматовская строка «я на левую руку надела перчатку с правой руки» выдаёт в авторе а) женщину; б) аристократку; в) рассеянную аристократку.
  3. Лаконичность. А.Блок при встрече с молодым С.Есениным настаивал на том, что стихотворение не должно превышать пяти строф. Всё остальное мэтр призывал безжалостно сокращать. У самого блока есть стихотворения гораздо большего объёма, но поспорить с маэстро трудно: тексты, содержание которых можно уложить в 5–6 строф, максимально привлекательны для читателя. Если стихотворное произведение длиннее, его лирическая концентрация теряется.
  4. Смысловая законченность. Стихотворение обычно описывает человека, животное, предмет, событие или ощущение. Казалось бы, любая из этих тем неисчерпаема. Но для создания целостного образа важно вовремя остановиться.

В стихотворении «Собаке Качалова» С.Есенин не описывает пса Джима во всех подробностях: не рассказывает, какие у него зубы, какой ошейник, чем его кормят. Для того чтобы передать отношение к собаке, достаточно сказать «Ты по-собачьи дьявольски красив…», упомянуть «бархатную шерсть» и по-приятельски попросить:

«Лизни ей нежно руку

За всё, в чём был и не был виноват»…

Таким образом, стихотворение – это не просто рифмованные строчки, а процесс создания гармонии звука, поэтического образа и душевных вибраций.

Состав и количество метра стиха

Стихи рассматриваются по составу метра и по количеству метров. Стихи принято делить сначала по составу метра (стихи с двустопным метром, стихи с одностопным метром), затем по количеству метров.

Стихи с двустопным метром

Стихи с двустопным метром, т. н. диподии (др.-греч. ἡ διποδία, двустопие):

  • монометр (μονομετρος, одноразмерный), напр. ямбический метр, U—́ ¦ U—
  • диметр (ὁ δίμετρος, двуразмерный), напр. ямбический диметр, U—́ ¦ U— | U—́ ¦ U—
  • триметр (τρίμετρος, трехразмерный), напр. ямбический триметр, U—́ ¦ U— | U—́ ¦ U— | U—́ ¦ U—
  • тетраметр (τετράμετρος, четырёхразмерный), напр. трохеический тетраметр —́U ¦ —U | —́U ¦ —U | —́U ¦ —U | —́U ¦ —U
  • пентаметр (πεντάμετρος, пятиразмерный), напр. трохеический пентаметр, —́U ¦ —U | —́U ¦ —U | —́U ¦ —U | —́U ¦ —U | —́U ¦ —U.

Стихи с одностопным метром

  • тетраметр (τετράμετρος, четырёхразмерный), напр. дактилический каталектический тетраметр, —UU | —UU | —UU | —U
  • пентаметр (πεντάμετρος, пятиразмерный), напр. дактилический пентаметр (т. н. элегический пентаметр), —UU | —UU | — | —UU | —UU | —
  • гекзаметр (ἑξάμετρος, шестиразмерный), напр. дактилический каталектический гекзаметр, —UU | —UU | —UU | —UU | —UU | —U
  • гептаметр (ἑπτάμετρος, семиразмерный), напр. Архилохов гептаметр, —UU | —UU | —UU | —UU | —U | —U | —U
  • октонар (ὀκτώμετρος, восьмиразмерный), напр. ямбический октонар, U—́ | U—́ | U—́ | U—́ | U—́ | U—́ | U—́ | U—́
  • декаметр (δέκαμετρος, десятиразмерный), напр. ионический декаметр, UU—́— × 10.

Стихи с одностопным метром, то есть когда стопа одновременно является метром, могут также называться по количеству стоп:

  • моноподия (ἡ μονοποδία, одностопие), напр. трохеическая, —U
  • диподия (ἡ διποδία, двустопие), напр. кретическая, — U— | , то есть кретический диметр
  • триподия (ἡ τρίποδία, трехстопие), напр. хориямбическая, —UU— | —UU— | —UU—, то есть хориямбический триметр
  • тетраподия (ἡ τετράποδία, четырёхстопие), напр. бакхическая, U—— | U—— | U—— | U——, то есть бакхический тетраметр
  • пентаподия (ἡ πεντάποδία, пятистопие), напр. кретическая, — U— | — U— | — U— | — U— | — U—, то есть кретический пентаметр
  • гексаподия (ἡ ἑξάποδία, шестистопие), напр. анапестическая, UU— | UU— | UU— | UU— | UU— | UU—, то есть анапестический гекзаметр.

Основные виды стихотворений

Являясь одним из жанров лирики, тематически стихотворение может быть:

  • гражданским («Размышления у парадного подъезда» Н.А.Некрасова);
  • философским («Гамлет» Б.Л.Пастернака);
  • пейзажным («Шёпот, лёгкое дыханье…» А.А.Фета);
  • городским («Балаганы», «Городу» В.Я.Брюсова);
  • любовным («Мне нравится, что вы больны не мной…» М.И.Цветаевой).

По наличию или отсутствию рифмы стихи бывают:

  • белыми («Она пришла с мороза…» А.Блока);
  • пример стихотворения без рифмы
  • рифмованными («Зимний вечер» А.Пушкина).

По адресации также выделяют:

  • стихи для детей;
  • стихи-поздравления;
  • стихи, написанные по случаю (датские).

Отдельно можно упомянуть ироническую поэзию, самыми популярными жанрами которой считаются пародия, каламбур, иронический памфлет.

Акаталектика, каталектика, логаэдический стих

Любое стихотворение может быть акаталектическим и каталектическим:

  • акаталектический — стих, в котором все стопы сохраняются без изменений; напр. дактилический акаталектический тетраметр, —UU | —UU | —UU | —UU;
  • каталектический — стих, в котором длина последней стопы уменьшена; напр. дактилический каталектический гекзаметр, —UU | —UU | —UU | —UU | —UU | —U;
  • Кроме того, стих может быть гиперкаталектическим, в котором длина последней стопы увеличена; напр. гиперкаталектический дактилический диметр: —UU | —UU—.

Однако понятие гиперкаталектикого стиха в известной мере условно, так как гиперкаталектический стих принято рассматривать как каталектический большего размера, напр. гиперкаталектический дактилический диметр как каталектический дактилический триметр, —UU | —UU | —.

Логаэдический стих — стихотворение, образованное сочетанием 3‑сложных 4‑морных стоп (дактиль, анапест и т. п.) с 2‑сложными 3‑морными (ямб, хорей и т. п.); в тоническом — стих, внутри которого ударения располагаются с неравномерными слоговыми промежутками, повторяющимися из стиха в стих.

Пример силлабо-метрических логаэдов:

  • Алкеев одиннадцатисложный стих, U ¦ —U | —U | —UU | —UU
  • Малый сапфический стих, —U | —U | —UU | —U | —U

Силлабо-метрические логаэды изначально не рассматривались как состоящие из каких-либо отдельных стоп и считались неделимой ритмической единицей. Деление на стопы возникло для удобства анализа логаэдов, особенно сложных, напр. Большого сапфического, —U | —U | —UU ¦ — | —UU | —U | —U.

Что нужно помнить при анализе стихов

Прежде всего, важно понять, для чего написано стихотворение, что нового оно привносит в поэзию и культуру. Затем хорошо бы прочувствовать авторскую интонацию и сопровождающий её посыл.

  • Как правило, по типу мировоззрения поэты делятся на отрицателей и созидателей. При этом призыв к разрушению не всегда означает прямое отрицание.
  • Сумейте почувствовать, что скрыто в ядре стихотворения: жалоба, упрёк, славословие, призыв на битву, признание, исповедь или молитва.
  • Анализируйте форму только в привязке к содержанию. Бессмысленно определять, ямбом или хореем написан текст, если мы не чувствуем, для чего автору понадобилась именно эта ритмика.

Скажем, ямб динамичнее хорея, он напоминает стук человеческого сердца, ритм ходьбы и подходит для живого повествования о чём-либо (роман в стихах «Евгений Онегин»). Хорей мягче, женственней, медленней – его можно использовать при описании чувств, замедлении действия и так далее.

Не забывайте о времени и условиях написания стихотворения. Где оно создавалось, что ему предшествовало, что было рождено на свет потом.

Стихи – это часть огромной творческой жизни автора, зеркало его души, развёрнутое к нам, чтобы каждый заглянувший в него, мог узнать в нём себя.

В чём же разница между стихом и стихотворением?

Стих в терминологическом значении – ритмически упорядоченный фрагмент поэтической речи, составляющий одну строку стихотворного текста с регулярно чередующимися ударными и безударными слогами, от количества которых зависит стихотворный размер.

Стихотворение – небольшое поэтическое произведение, написанное стихами, структурно объединяющее ритмически организованные строфы с фиксированным на определенных слогах ударением.

В строгом научном определении этих понятий отсутствует поэтическая многомерность и неоднозначность. Стих, с точки зрения литературоведов, – строка стихотворного текста, организованная по определенному ритмическому образцу.

Чередование ударных и безударных слогов обуславливает членение стихотворной строки на стопы. Количество слогов в стопе и фиксация ударения на одном из них определяют размер стиха. Например, к двусложным размерам относятся хорей и ямб, к трехсложным – дактиль, амфибрахий и анапест.

Стихотворение состоит их строф, каждая из которых может включать от двух до четырнадцати строк, или стихов. В некоторых случаях деления на строфы может не быть.

Стихотворением принято называть любое лирическое произведение малых поэтических жанров: элегию, сонет, канцону, хокку.

Однако в общеупотребительной речи отличия в значениях стих и стихотворение практически отсутствуют. Эти слова используются как близкие синонимы, не имеющие выраженных смысловых и стилистических ограничений в речевом использовании.

Равноправными считаются формулировки:

  • сборник стихов и сборник стихотворений;
  • стихи Мандельштама и стихотворения Мандельштама;
  • выучить стих и выучить стихотворение.

Разумеется, что в таких вариантах словоупотребления значение слова стих как стихотворная строка вытесняется значением стихотворное произведение.

В более узком значении принято употреблять слово стих для обозначения способа стихосложения: белый стих, античный стих, пушкинский стих.

Стих как литературоведческий термин обозначает стихотворную строку с упорядоченным делением на стопы и фиксированным ударением в каждой стопе. Стихотворением считается небольшое, чаще всего лирическое произведение, написанное стихами.

Стих, в отличие от стихотворения, может обозначать способ стихосложения: белый стих, акцентный стих. В общеупотребительном значении стих и стихотворение являются словами-синонимами.

Источники:

  • Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3‑е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.
  • Большая российская энциклопедия: [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М.: Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

восемь + 20 =