ТЕЗИС в литературе – что означает

Тезис – литературный термин, означающий, что из большого объема текста нужно вычленить главную мысль и изложить в краткой, сжатой форме. Основное отличие тезисов от других творческих и научных трудов – малый объем.

Тезис

Термин пришел к нам из древнегреческого языка «the­sis», что означает буквально «положение, утверждение». С ним мы встречаемся еще на школьной скамье, когда речь заходит о написании сочинения по литературе. Но это далеко не единственное его применение. В университете, например, студенты составляют тезисные планы чужих или будущих своих работ.

Тезис – это …

Тезисы используются в литературе, научных работах, музыке, философии, лингвистике, публицистике.

Тезис – краткое, емкое выражение, содержащее основную мысль. Тезис должен быть сформулирован четко и должен иметь доказательную базу. В тезисах никогда не указываются спорные моменты, которые могут побудить читателя к дискуссии.

В общепринятой научной терминологии определение таково: тезис – это краткое изложение основных мыслей исследования. В узком смысле тезисы — это сокращённый вариант научной статьи, передающий в сжатом виде суть более объёмной работы.

Этот жанр востребован на научных конференциях, когда необходимо максимально компактно сформулировать для публики основные положения своего труда, осветить результаты и перспективы исследования.

В философии тезис понимается как коротко сформулированное утверждение. После того как выдвигается научная гипотеза, в подтверждение приводится несколько аргументов, у которых, в свою очередь, могут (и должны быть) примеры. Находя в философском трактате тезис, помните, что это понятие описывает утверждение, давшее импульс всему сочинению.

В музыке тезисом называется ударная начальная часть полного такта. Ей противопоставляется арзис – часть такта без ударения.

Тезисы, в зависимости от их цели, могут быть краткими или развернутыми, иметь тестовую форму или числовую формулу.

Что такое тезисы в литературе?

В литературе тезисы используются в сочинениях, при пересказе, конспектировании, в аннотациях, где кратко сформулированные мысли очень важны.

В любом сочинении или другом литературном тексте крайне важным является донести свои мысли до читателя. Поэтому здесь и необходимо использовать тезисы. Прежде, чем приступить к написанию, следует внимательно изучить тему и лишь потом приниматься за написание текста.

Тезисный план помогает в структурировании текста. Композицию сочинения можно подогнать под следующий план:

  1. Вступление. Формулировка тезиса. В этой части высказывается главная мысль, которую необходимо аргументировать
  2. Основная часть. Доказательная база. Рассуждение на заданную тему, выражение собственного мнения. Здорово, если субъективная точка зрения подкрепляется примерами. Тезисы зачастую вытекают один из другого. Тезисы могут быть представлены в виде утверждений, вопросов, строчек из каких-либо произведений.
  3. Заключение. Вывод.

На основе тезисов можно написать развернутый материал. Но чаще бывает наоборот: на основе большого текста составляют тезисы, в которых выражаются основные мысли литературного текста.

Научный тезисный план — как писать

Умение писать тезисы необходимо каждому студенту. Иногда этому учат в старших классах школы, но чаще всего первокурсники вынуждены изучать структуру жанра самостоятельно. Чтобы не возникло путаницы, придерживайтесь тезисного плана.

Тезисный план – это краткое перечисление основных значимых составляющих статьи или доклада.

Для научного текста пример тезисного плана выглядит так:

  • Тема статьи (уже написанной и планируемой для написания).
  • Фамилия, имя, отчество автора или коллектива авторов. (На первых курсах университета лучше работать в тандеме с научным руководителем и указывать его фамилию перед своей).
  • Цель работы.
  • Задачи, которые вы ставите перед собой.
  • Актуальность выбранной темы.
  • Методы исследования.
  • Основные положения работы (гипотезы, которые вы выдвигаете).
  • Результаты. (Если тезисы написаны по исследованию, которое находится в активной или завершённой стадии).
  • Перспективы.

Понять, что такое тезисный план, поможет вдумчивое отношение к материалу.

Поймите, что вы пишете, какими инструментами пользуетесь, насколько это важно и ново, а главное, для чего проводится исследование.

Тогда картина станет яснее для вас и будет выглядеть убедительно в глазах читателя. Кстати, не нужно дожидаться поступления в ВУЗ. Потренируйтесь в составлении тезисного плана при подготовке очередного доклада.

Пример оформления тезиса

Стандартные требования к оформлению тезиса:

  • файл формата *.doc, *.docx, *.rtf, лист A4 в книжной ориентации;
  • одинарный межстрочный интервал, отступ 1,21 см для первой строки;
  • шрифт Times New Roman, кегль 12–14 пт;
  • поля: верхнее, нижнее, правое – 2 см., слева – 2,5;
  • все слова отделены одним пробелом;
  • тезисы объемом не более 2–3 страниц;
  • страницы должны быть пронумерованы.

Вверху по центру страницы указывается организация или конференция, город, год публикации. Затем – введение, основная часть, включающая формулы, таблицы, рисунки и чертежи, заключение, список литературы, примечания. В конце указывается ФИО составителя.

Пример:

III Всероссийская научная конференция «…» 

(Название темы)

(Введение)

(Основной текст)

(Рисунок 1)

(Таблица 1)

(Заключение)

(Список литературы)

(Примечание)

(ФИО составителя)

Таким образом, чтобы привести тезисы в своей работе, необходимо разбираться в самом понятии «тезис», уметь составлять тезисный план, правильно оформлять тезисы и разбираться в тонкостях их применения в различных областях знаний.

Мир тезисов обширен, они применяются и в научной письменной речи и в обычном диалоге. Применение их совместно с аргументами позволяет сделать речь доказательной и логичной.

Тезисы при написании сочинения

Итоговое сочинение по литературе предполагает наличие тезиса. Слово «тезис» в единственном числе имеет совсем иное значение.

В размышлениях по той или иной проблеме тезис воспринимается как исходное утверждение, на котором держится вся система аргументации. Проще говоря, это та печка, от которой вы пляшете, развивая основную мысль.

Формулировка тезиса в сочинении рассуждении

Сочинение в форме рассуждения призвано доказать читателю ту или иную точку зрения. Важно убедить его в излагаемой мысли посредством разбора текста на составляющие. Сложные цитаты, грузные деепричастные выражения необходимо разбить на мелкие и понятные.

Примеры тезисов для сочинения рассуждения должны демонстрировать умение размышлять не только логически, но и подключать духовное чувствование. Соблюдение четкой структуры — главный шаг к лаконичному и цепляющему тезисному плану.

Сначала выдвигается конкретное рассуждение, которое четко обозначает непреклонную позицию автора. Конец предложения включает в себя четкий вывод из всего сказанного. Все части тезиса должны иметь логически выстроенную структуру. Не допускаются повторы в аргументированных абзацах.

Как правильно составлять формулировки тезисов в виде рассуждений? Отправной точкой для решения поставленной задачи является четко обозначенная мысль. Затем приводятся наглядные и убедительные аргументы. Под конец делается логичный и лаконичный вывод, затрагивающий формулировку главного вопроса.

Пример формулировки тезиса по литературе в манере рассуждения на музыкальную тематику:

Тезис: Музыка — это не бездумное развлечение. Почему?

Аргументы, отвечающие на поставленный вопрос:

  • Музыка духовно развивает и обогащает внутренний мир человека.
  • Она пробуждает в людях светлые чувства и воспоминания.
  • Приносит утешение, бодрит в тяжелых жизненных ситуация.
  • Музыка — лекарь душ. Время и расстояние для нее не помеха.

Вывод: слушать музыку нужно душой, духовно обогащаясь и напитываясь ее энергией.

Сочинение с тезисом на тему «Искусство и ремесло»

Тезис данной работы сформулируем так:

«Искусство ревниво, оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело» (М. Буонаротти).

Вступление

«Вы все шутите, а ни жизнью, ни искусством шутить нельзя. То и другое строго: оттого немного на свете и людей, и художников…», — именно эти слова, сказанные художником Кирилловым из романа И.А. Гончарова «Обрыв», пришли мне в голову, когда я прочитал цитату Микеланджело.

Как мне кажется, искусство можно сравнить с профессиональным спортом, где спортсмену, чтобы быть лучшим, требуется каждый день работать над собой: соблюдать режим, правильно питаться, сотни и тысячи раз повторять одно и то же упражнение.

Но ведь от артиста, художника требуется то же самое. Чтобы в этом убедиться достаточно узнать, сколько времени лучшие мастера тратили на свои работы.

К примеру, для того, чтобы расписать иконы Троицкого собора великому живописцу Андрею Рублёву понадобилось три года. А вот что говорит гигант литературы Л.Н. Толстой об итогах работы над романом «Война и мир»: «Пять лет непрестанного и исключительного труда, при наилучших условиях жизни».

Над созданием «Обломова» И.А. Гончаров работал около десяти лет. Достаточно лишь этих фактов, чтобы заключить, насколько беспощаден к себе должен быть художник, если его цель – сотворить шедевр. И наоборот, в нашей с вами жизни, а также в отечественной и зарубежной литературе имеется достаточно примеров, когда талантливые люди несерьезно относились к своему делу, часто отвлекались, поэтому не достигали больших результатов.

Аргумент №1

Американский писатель Эрнест Хемингуэй написал, наверное, лучший роман о Гражданской войне в Испании. В произведении «По ком звонит колокол» содержится так много важных деталей, характеров, сражений, что после его прочтения у человека создаётся впечатление, будто он ознакомился с учебником истории.

Но за счёт чего был достигнут такой реализм? Откуда автор узнал столько нюансов той кровопролитной войны? А всё дело в том, что Хемингуэй писал свой роман не в комфортном прохладном кабинете, смотря из окошка на закатные волны океана, а находился в центре битвы.

Знаменитый писатель, будучи уже совсем немолодым человеком, отправился в качестве военного корреспондента в Испанию и ради достижения достоверности описываемых в произведении событий непосредственно участвовал в них. Он общался с людьми и наблюдал их быт, участвовал в военных операциях и подвергал жизнь опасности.

Всё, что видел, чувствовал, пережил Хемингуэй, осталось только перенести на бумагу. Роман «По ком звонит колокол» по сей день высоко ценится читателями и продаётся миллионными тиражами.

Аргумент №2

Следующий аргумент, доказывающий тезис о необходимости художнику полностью посвятить себя искусству, мы можем найти в романе «Обрыв» русского писателя И.А. Гончарова.

Главный герой произведения, Борис Райский, — весьма талантливый и незаурядный художник. Его творческий гений не раз отмечали наставники в школе и академии, все вокруг сулили молодому человеку славное будущее. Но, кроме выдающихся способностей, за Райским замечали и выдающуюся лень.

В академии от него требовали усидчивости, прилежания, ведь талант у него был, и дело оставалось за малым: сиди да работай, оттачивай своё мастерство. Но Райский не мог целыми днями, неделями, месяцами трудится над одной работой.

«Будьте трезвы, работайте до тумана, до обморока в голове, надо падать и вставать, умирать с отчаяния и опять немного оживать, вскакивать ночью», — советовал Борису известный на весь мир живописец Кириллов. Но молодой художник не послушал и его.

И вот Райскому уже тридцать пять лет, а он так и не создал ничего выдающегося. Он берётся за написание романа, за живопись, за скульптуру, но ничего не доводит до конца, ожидая вдохновения. В молодости он ставил грандиозные цели, но из-за нежелания всего себя посвятить искусству так ничего и не достиг. Вместо ежедневного труда – ежедневная праздность и веселье, вместо спокойной, изнурительной работы – светские вечера и столичные сплетни.

Вывод

Рассмотренные примеры как нельзя лучше иллюстрируют наш изначальный тезис о том, что «искусство ревниво, оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело». Знаменитый писатель Эрнест Хемингуэй всего себя посвятил писательскому делу, жил жизнью своих литературных героев. А вот герой романа «Обрыв» Райский творил спустя рукава, поэтому на поприще художника ничего не добился.

Пример тезиса по направлению «Равнодушие и отзывчивость»

Сформулировать тезис по теме «Отзывчивость и равнодушие» можно так:

«Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть». А.П. Чехов

 Введение: 

Отзывчивость и равнодушие – это два качества человека, которые сопровождают его на всём жизненном пути. Что такое отзывчивость? Это неравнодушие по отношению к судьбам других людей, это готовность сию минуту помочь людям.

Что такое равнодушие? Это чёрствость, это невосприимчивость к чужим бедам и невзгодам, это нежелание помогать и сопереживать людям. Каждый из нас в жизни хотя бы раз, но испытывал «на собственной шкуре» оба чувства, возможно, даже был тем, кто их воплощал в жизнь.

Отзывчивый человек – звучит гордо, не все люди обладаю таким редким и очень ценным качеством, которое вкладывается в человека еще во младенчестве. Родители на собственном примере показывают малышам, что слышать просьбы о помощи не только нужно, более того, это будет характеризовать тебя как человека достойного и воспитанного.

Аргументы:

1

В художественной литературе, писатели часто наделяют своих персонажей разными чертами характера: верность, любопытство, порядочность, не исключение и отзывчивость. Так, например, главный герой одноименной повести В. Л. Кондратьева «Сашка» является человеком неравнодушным, несмотря на то, что события разворачиваются во время войны, Сашка не утратил своей нравственности.

После пленения немца, Сашке поступает приказ пустить пленного «в расход», что сделать главный герой отказывается. А причиной тому служит та, самая отзывчивость, то неравнодушие к судьбе немца.

Сашка хорошо понимал, что немец – он только в бою ему враг, а здесь он в плену и он гораздо слабее Сашки. Он смог убедить в этом и своего комбата, который в самый последний момент отменил приказ о расстреле и велел вести пленного в штаб.

2

 Ярким же примером равнодушия служит главный герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — Григорий Александрович Печорин. Он очень неоднозначная и противоречивая личность: при только одной возможности потерять любовь всей своей жизни – Веру, в Григории «загорается» пылкое чувство.

При всём при этом, Михаил Юрьевич раскрывает его для нас, как человека чёрствого, всеобще равнодушного, не способного не на настоящую дружбу, не на искреннюю любовь. Его равнодушие доходит до абсурда, превращаясь в равнодушие к самому себе.

Сам герой признаётся, что жизнь его «становится пустее день ото дня», он не наслаждается своим равнодушием и чёрствостью, а страдает от них с каждым днем больше и больше, принося мучения не только себе, но и неповинным в этом окружающим людям.

Вывод:

Равнодушие не приводит ни к чему хорошему, равнодушный человек зачастую губит не только свою душу, но и «попутно» ломает жизни людей, которые его окружают, сам того не понимая и не осознавая в полной мере.

Таким образом, проявление заботы по отношению друг к другу, милосердие и отзывчивость – это тем составляющие, которые помогаю человеку найти общий язык с окружением. Отзывчивость помогает нам обрести счастье, ведь человек счастлив по-настоящему только помогая и слыша других людей.

Тезисы по направлению «Мечта и реальность»

Сочинение по направлению «Мечта и реальность» уместно начать с тезиса:

Мечты сбываются, если приложить к их исполнению реальные усилия и настоящий труд.

Озвучив эту мысль во введении, перейдём к аргументам:

  1. Мечта, не подкреплённая действием, бесплодна.
  2. Пустые мечты приводят к разочарованиям.
  3. Мечта – это вдохновение, всё остальное – труд.

Подобрать примеры из литературы помогут персонажи поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души», рассказа А. П. Чехова «Ионыч», сказочной повести Э. ‑Т. Гофмана «Щелкунчик».

Самой яркой иллюстрацией представляется гончаровский Обломов, мечты которого об идеальном устройстве Малиновки в итоге привели его на огород вдовы Пшеницыной.

Уносясь мыслями в сладкий мир грёз, касающихся чуть ли не переустройства России, в реальности герой не достиг ничего. Он потерял свою любовь, расстроил хозяйственные дела, похоронил данные ему таланты и, в конце концов, выбрал обыкновеннейшую обывательскую жизнь.

Образно говоря, Обломов просто перелёг с дивана на диван. Друг Обломова Штольц понимал мечту только как конкретную цель. В своей деятельной жизни, наполненной трудом, Штольц не оставил места праздности. Так два героя романа демонстрируют разное понимание мечты.

Чтобы не забыть, что такое тезис в сочинении, формулируйте основную мысль так, чтобы она звучала как ваше собственное мнение, личное открытие, которое вы готовы защищать.

Читайте также: Стимпанк – что это простыми словами и признаки жанра.

Разобрав, что означает тезис, мы можем видеть, что смысловая нагрузка слова «тезис» довольно различна, дифференцируясь от специфики применения в различных областях знаний.

Наиболее употребляемыми формами данного термина является «компендиум» (краткое изложение основных мыслей, содержащихся в материале) а также форма тезиса как логического заключения, нуждающегося в доказательствах.

Для корректной формулировки тезисов рекомендую использовать изложенные выше советы, они помогут вам в создании правильных вариантов тезисов для их дальнейшего использования.

Таким образом, тезис – это любое утверждение, предложенное для доказательства, отстаиваемое при изложении некоторой концепции или теории, написания школьного сочинения или просто в споре. Его истинность доказывают убедительные аргументы и достоверные факты.

Источники:

  • Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 435—437. — 1596 с. — ISBN 5–93264–026‑
  • Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974.
  • Словарь русского языка: В 4‑х т. / РАН, Ин‑т лингвистических исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4‑е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;
  • Толковый словарь русского языка. Т. 3. П – Ряшка / гл. ред.: Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков; под ред. Д. Н. Ушакова. – Москва: Государственное издательство иностранных и национальных слов., 1939.
Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

двадцать − пятнадцать =