СМИ – как расшифровать и в чем их сила

СМИ – эта аббревиатура расшифровывается как Средства Массовой Информации. Понятие СМИ или масс-медиа означает организационно-технический комплекс, обеспечивающий быструю передачу и массовое тиражирование печатных, аудио‑, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов, предназначенных для неограниченного круга лиц.

СМИ – Средства Массовой Информации

Простыми словами СМИ – это газеты, журналы, теле- и радиоканалы, видеопрограммы, цифровые издания, а также другие средства распространения информации в обществе.

Наличие возможности выражения своего мнения со стороны слушателей, зрителей и читателей придает, масс-медиа характер не однонаправленной коммуникации. В связи с этим СМИ называют «средства массовой коммуникации».

Что считают СМИ, а что нет

Законодательство говорит о том, что СМИ можно считать информационный источник, выходящий не реже 1 раза за год, тиражом не меньше 1000 экземпляров.

К СМИ в России НЕ относятся: стенгазеты, малотиражные издания, библиотеки, Интернет в целом: интернет-блоги, чаты, форумы, конференции и т. д.

Иначе говоря, если пенсионерка баба Нюся начнет выпускать газету «Вести 3‑го подъезда», распространяемую среди 22 жильцов своего дома, это издание не будет являться СМИ. Как, впрочем, и стенгазета – формат, популярный в учебных заведениях и на предприятиях. Тираж здесь ограничен единичным экземпляром, да и количество читателей невелико.

Согласно российскому законодательству, СМИ имеют следующие признаки:

  • Массовость (Применительно к законодательству Российской Федерации, 1000 и более экземпляров для газет, журналов и рассылок);
  • Периодичность, которая не должна быть меньше одного раза в год;
  • Принудительность: один источник сигнала (вещатель, редакция) — много слушателей.

В современном понимании средства массовой информации – это социальные институты, с определенной периодичностью собирающие, обрабатывающие информацию и распространяющие ее на многотысячную аудиторию. Основные характеристики СМИ – массовость и периодичность.

Исходя из своей специфики, СМИ должны регулярно обновлять материалы. По поводу того, как часто нужно это делать, жестких правил пока нет, но оперативное поступление новой информации приветствуется и делает инфоресурс популярным.

Если печатное издание по тиражу и периодичности выхода достойно гордого наименования «СМИ», оно обязательно регистрируется в Роскомнадзоре.

Принципы работы СМИ

Общие принципы работы средств массовой информации закреплены в законе «О средствах массовой информации»:

  • Достоверность и законность транслируемой в массы информации.
  • Равенство всех физических и юридических лиц на получение и распространение массовой информации.
  • Уважение прав и свобод человека.
  • Обеспечение свободного выражения и распространения различных взглядов и мнений.
  • Обязательное соблюдение журналистской этики.
  • Отказ в распространении информации, которая не соответствует нормам общественной нравственности и морали.

Социология представляет СМИ социальными институтами, которые сначала собирают информацию, потом обрабатывают, анализируют и максимально распространяют ее в обществе.

Политология рассматривает средства массовой информации как механизм, чтобы проводить политические игры, агитировать и вести политическую манипуляцию среди граждан.

Цели и функции масс-медиа

Средства массовой информации охватывают гораздо больше, чем просто новости, хотя иногда это неправильно понимается таким образом. Его можно использовать для различных целей:

  • Защита интересов бизнеса и общества. Это может включать рекламу, маркетинг, пропаганду, связи с общественностью и политическую коммуникацию.
  • Развлечения, традиционно посредством актерского мастерства, музыки и телешоу, а также легкого чтения; с конца 20-го века также посредством видео и компьютерных игр.
  • Объявления общественных служб и экстренные оповещения (которые могут использоваться в качестве политического средства для распространения пропаганды среди населения).

Трудно представить себе какую-либо сферу жизни без информационной составляющей, поэтому функции СМИ весьма разноплановые:

  • Информационная функция (пожалуй, прямая и основная). Это сбор и передача на аудиторию разнообразных сведений из любой жизненной сферы.
  • Формирование общественного мнения. СМИ способны заострить внимание общества на определенных проблемах или заставить рассматривать их под нужным углом.
  • Образовательно-просветительская функция: доносить до своей аудитории новые знания, увеличивать познавательные способности, сеять «разумное, доброе, вечное».
  • «Тиражирование» предпочитаемых образцов поведения государственных органов, политиков, партий, т.д.
  • Управленческая функция. Здесь СМИ выступают как инструмент мобилизации людской массы для решения разнообразных задач — социальных, экономических, политических.
  • Политический маркетинг – активное участие в «продажах» идей, предвыборных программ, т.д.
  • Развлекательная функция, ставшая едва ли не ведущей: многие обращаются к средствам массовой информации с целью заполнить досуг чем-то приятным, ненавязчивым.

СМИ обеспечивают производство, достойную «упаковку» и распространение медиатекстов.

Свобода слова СМИ

В основе существования СМИ заложен принцип свободы. Этот принцип регламентирует и действующее законодательство. Гарантом свободы СМИ является отсутствие цензуры. Чтобы средства массовой информации считались по-настоящему свободными, уполномоченные лица не должны налагать запреты или согласовывать для выхода те или иные журналистские материалы.

При этом нужно понимать, что свобода СМИ не может быть полностью безграничной.

Федеральный закон четко регламентирует те случаи, когда недопустимо использование средств массовой информации. Так, СМИ запрещается использовать для:

  • совершения действий, которые влекут за собой уголовную ответственность;
  • разглашения секретных данных, которые являются гостайной:
  • осуществления деятельности, которая носит экстремистский характер;
  • распространения материалов, которые пропагандирует жестокость, насилие и порнографию.

Интересные наблюдения среди печатных СМИ. Показатели читающего населения в Индии самые высокие — более 10 часов в неделю житель этой страны читает газеты и другую периодику, на втором месте среди читающих — Тайланд, на третьем — Китай. Россия — на седьмом месте. США и Великобритания не попали даже в десятку.

Влияние СМИ на общественность

СМИ — это четвертая власть. Термин «четвертая власть» подразумевает, что четвертая она после законодательной, исполнительной и судебной. В отношении СМИ эта формулировка не потеряла актуальности, поскольку быть в курсе событий теперь не прихоть, а необходимость.

Масс-медиа играют важную роль в формировании общественного мнения по целому ряду важных вопросов, как посредством распространяемой через них информации, так и посредством интерпретации, которую они придают этой информации.

Они также играют большую роль в формировании современной культуры, отбирая и изображая определенный набор убеждений, ценностей и традиций (весь образ жизни) как реальность. То есть, изображая определенную интерпретацию реальности, они формируют реальность так, чтобы она в большей степени соответствовала этой интерпретации.

Средства массовой информации также играют решающую роль в распространении гражданских беспорядков, таких как антиправительственные демонстрации, беспорядки и всеобщие забастовки.

То есть использование радио- и телевизионных приемников повлияло на волнения в городах не только из-за географического расположения городов, но и из-за близости сетей распространения средств массовой информации.

Термин «четвертая власть» – это образное выражение, отражающее весомое влияние СМИ на общество. Однако, они не относятся к числу реальных властных структур и не обладают законным правом насильно принуждать к чему-либо.

Интернет и современные СМИ

Интернет в России развивается очень динамич­но. В 2023 зарегистрировано около 21 млн. пользователей. Существующие в Интернете СМИ различаются по своему происхождению.

  1. Первая категория возникла в результате эволюции традиционных СМИ, которые пополнились веб-страницами или электронными версиями печатных, теле‑, радиовыпусков (издания «Аргументы и факты», «Известия», «Коммерсантъ» и др.; радиостанции «Радио России», «Маяк», «Русское радио», «Европа плюс», «Эхо Москвы»; информационные агентства ИТАР-ТАСС, Интер­факс и др.). Российское телевидение (в т. ч. РТР, НТВ) в Интернете представлено более чем 250 веб-сайтами.
  2. Вторая категория СМИ появилась на базе сетевых технологий и функционирует исключительно в среде Интернета. Это т. н. электронные СМИ – веб-издания. К ним, в частности, относятся «Русский Журнал», «Газета.Ру», «Полит.Ру», «Утро», «Лента.Ру» и др.

Серверы Всемирной паутины служат платформой для подавляющего большинства электронных изданий. Система сетевых изданий, а также электронных версий традиционных СМИ – динамично развивающийся сегмент информационного рынка России.

Вместе с тем существуют факторы, сдерживающие развитие отечественных СМИ в Интернете: ограничение свободы слова со стороны государства, неразвитость инфраструктуры, низкое качество каналов связи, слабая техническая оснащённость региональных производителей, дороговизна услуг.

Не так давно телевидение и печатные издания были «окном в мир». Все, что там размещалось, воспринималось как истина в первой инстанции – вот она, власть над умами и душами! Казалось бы, с появлением возможности всесторонне изучать информацию такое влияние должно сойти на нет, но этого не происходит.

Развитие новых технологий и интернета повлияло не только на возможность людей получать информацию из конкурирующих или независимых источников, но и повлияло на развитие самих средств массовой информации.

Технические возможности некоторых устройств (видеокамер, фотокамер, диктофонов) в совокупности с возможностями Фотошопа, видеоредакторов и других программ монтажа позволяют преподнести информацию в выгодном свете. Пример – использование ракурса, эффекта света и тени, перспективы при видеосъемке.

Если стать практически между двумя артиллерийскими орудиями, направленными в одну сторону, то, имея определенную сноровку и навыки, можно их снять так, что на ролике будет казаться, что орудия направлены почти в противоположные стороны. Пример взят, как говорится, из жизни.

Чаще всего достаточно не лгать, а просто недоговорить или умолчать, вырезать кусок интервью или иначе смонтировать, чтобы преподнести информацию в выгодном свете.

Пропагандистский уклон имеют и российские, и западные СМИ, но и те, и другие редко скатываются в откровенную ложь (чего не скажешь о большинстве современных украинских средств массовой информации, или скорее – массовой дезинформации).

Читайте также: Сказка – что это и какие особенности жанра.

Современные СМИ – это мощное воздействие на общество и сознание людей. Чтобы не утонуть в бурном информационном потоке, нужно научиться анализировать получаемые сведения и не делать выводов, навязанных извне. Даже если они навязаны бабой Машей из 5‑го подъезда.

Источники:

  • Данилова А. А. Манипулирование словом в средствах массовой информации. — М.: Добросвет, КДУ, 2009. — 234 с. — 1000 экз. — ISBN 9785982276131.
  • Ворошилов В.В. Журналистика и рынок: проблемы маркетинга и менеджментасредств массовой информации: научное издание. — СПб.: СПбГУ, 1997.
  • Поттер, У. Джеймс (2008). Отстаивание общих рамок для изучения средств массовой информации. SAGE. стр. 32. ISBN 978–1‑4129–6471‑5.
  • Толковый словарь русского языка. Т. 3. П – Ряшка / гл. ред.: Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков; под ред. Д. Н. Ушакова. – Москва: Государственное издательство иностранных и национальных слов., 1939.
  • Томпсон, Джон (1995). Средства массовой информации и современность. стр. 26–28, 74. ISBN 978–0‑8047–2679‑5.
  • Черных А. Усталость сострадать // Черных А. Мир современных медиа. — М.: Территория будущего, 2007, с. 180–194.
Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

семнадцать + 1 =